"Измерение углов транспортиром".
план-конспект урока по математике (4 класс) на тему
Предварительный просмотр:
16.03.2016 г.
Урок математики в 4 классе
Тема "Измерение углов транспортиром".
Вид урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Цель: формировать общее понятие о способе измерения углов транспортиром.
Задачи:
- познакомить учащихся с прибором для измерения углов – транспортиром;
- научить пользоваться им и измерять углы;
- продолжить формировать умение выполнять действия с дробями;
- развивать познавательный интерес, умение сравнивать, обобщать;
- развивать внимание, воображение учащихся.
Оборудование: презентация Power Point к уроку по заданной теме, транспортир, раздаточный материал.
Проблемный вопрос: как измерить углы с помощью транспортира? (Какие нужно выполнять условия, чтобы точно измерить градусную меру угла транспортиром?)
Тезис: «Точность нас не подведёт».
Ход урока
- Организационный момент
- Сегодня у нас очередной предметный день. Тема его: «Не бойся, когда не знаешь: страшно, когда знать не хочется»
- Как его понимаете?
- Я у вас проведу урок математики.
Слайд 1
Слайд 2
-Французский писатель XIX столетия Анатоль Франц однажды заметил, что: «Учиться можно только весело. Чтобы переваривать эти знания, нужно поглощать эти знания с аппетитом».
Давайте сегодня на уроке будем следовать этому совету. Будем активны, будем поглощать знания с большим желанием, потому что они пригодятся вам в дальнейшей жизни. Желаю вам доброго дня и хорошего настроения.
II. Устный счет
а) Математический ребус.
- Решив математический ребус, вы узнаете девиз сегодняшнего урока (1).
Полученные числа расставьте в таблицу и прочитайте девиз
- Работаем в парах (2).
Слайд 3
б) Исследование градусной меры угла.
— А сейчас вас ждет следующее задание. На доске записаны величины углов.
— На какие группы их можно разбить? (3)
Истинно или ложно моё высказывание?
- все существующие углы прямые (ложно);
- нет ни одного угла, который бы нельзя было измерить в градусах (ложно);
- смежные углы – это углы, у которых есть общая сторона (истинно);
- угол в 110º – развернутый (ложно);
- все ученики 4 класса научатся измерять градусную меру угла (истинно).
в) Кроссворд
СЛАЙД 4
- На экране кроссворд. Ваша задача – разгадать его. Для этого нужно вспомнить некоторые геометрические термины.
– Как называется отрезок, соединяющий две любые точки окружности и проходящий через ее центр? (Диаметр)
– Как называется отрезок, соединяющий центр окружности с любой точкой , лежащей на этой окружности ? (Радиус)
– Как называется равносторонний прямоугольный четырехугольник? (Квадрат)
– Назовите линию, состоящую из нескольких отрезков, которые называются звеньями? (Ломаная)
– Как называется часть круга, которая располагается между двух радиусов? (Сектор)
– Какую величину вычисляют , умножая длину прямоугольника на ширину? (Площадь)
– Какую фигуру образуют два луча, выходящие из одной точки? (Угол)
– Как называется поверхность, ограниченная окружностью? (Круг)
– Сто сантиметров – это один …. (Хором – метр)
– Назовите инструмент для проведения прямых линий. (Линейка )
– Как называется часть прямой, соединяющая две точки? (Отрезок)
– Рассмотрев кроссворд, по горизонтали вы найдете ключевое слово.
– Назовите его.
СЛАЙД 5
III. Работа по теме урока
— Что же у вас получилось?
ТРАНСПОРТИР
Слайд 6
1. История возникновения транспортира. (рассказ заранее подготовленного ученика)
Транспортир – это прибор, который позволяет легко и быстро измерить любой угол. Измеряют углы в градусах.
Когда же появился транспортир? Оказывается, эта угловая мера возникла много тысяч лет тому назад. Предполагают, что это было связано с созданием первого календаря. Древние математики нарисовали круг и разделили его на столько частей, сколько дней в году. Но они думали. Что в году не 365 или 36 дней, а 360. Поэтому круг, обозначающий год, они разделили на 360 равных частей. Такое изображение было очень полезным, на нем можно было отмечать каждый прошедший день, и видеть, сколько дней осталось до конца года. Каждой части дали название – градус. Градусная мера сохранилась и до наших дней. Картинку с древним календарем легко сделать, имея транспортир.
СЛАЙД 7
Обратите внимание, сколько различных транспортиров бывает! (выставка транспортиров). Но в чем они все схожи? Какие бы они ни были, у всех есть ШКАЛА и ЦЕНТР.
СЛАЙД 8
-А теперь давайте подробнее рассмотрим ваши транспортиры.
Полукруглая шкала транспортира разделена на 180 частей или градусов; также есть центр транспортира, который ещё является вершиной развернутого угла. У некоторых транспортиров есть двойная шкала, которая позволяет более удобно и точно измерять и строить углы.
СЛАЙД 9
У некоторых транспортиров есть двойная шкала, которая позволяет более удобно и точно измерять и строить углы.
– Какие бы они ни были, у всех есть центр. На транспортире найдите центр. Покажите его.
- Чем является центр транспортира?
Центр транспортира и есть вершина того развернутого угла, от стороны которого откладывались единичные мерки для фиксации на шкале транспортира.
ШКАЛА
Шкала транспортира находится на полуокружности. Центр этой полуокружности отмечен на транспортире черточкой.
– Сколько шкал имеет наш транспортир?
– Покажите внешнюю шкалу (внутреннюю).
– Где находится нулевое деление внешней (внутренней) шкалы?
– Какой величине соответствует каждое деление шкалы?
(Работа с учебником на с. 17- 18)
- Откроем учебник и прочитаем материал к уроку самостоятельно
-О чём ещё узнали из учебника?
IV. Постановка проблемы
Практическая работа.
СЛАЙД 10
Работаем в парах. На листках изображение угла. (у всех одинаково)
Задание: измерить градусную меру этого угла с помощью транспортира. (Запись на доске: 140º, 135º, 65º и др. Результаты получаются различные)
— Давайте сравним полученные результаты. Почему они получились разные? В чем проблема?
СЛАЙД 11
— Как решить эту проблему? (Нужно создать общий алгоритм измерения углов при помощи транспортира).
СЛАЙД 12- 16
— А сейчас снова измерьте свои углы, пользуясь алгоритмом.
V. Первичное закрепление
а) Найдите ошибки в измерении углов.
СЛАЙД 17
-Что нужно для того , чтобы измерить градусную меру угла?
СЛАЙД 18
Проблемная ситуация.
- Может ли существовать такой способ измерения углов? Почему? Как вычислить градусную меру угла?
б) Тренировочные упражнения по измерению углов.
Работа по группам.
1 группа - №4
2 группа- № 5
3 группа- № 6
4 группа- № 7
5 группа- № 8
6 группа- №9
- Следуйте девизу урока.
-Проверка
- А теперь работа по вариантам
СЛАЙД 19
Взаимопроверка
СЛАЙД 20- 21
VI. Итог урока
На уроке вы работали очень дружно и организованно. Подведем итог.
— Что нужно, чтобы измерить градусную меру угла?
- Знать, как пользоваться транспортиром
- Составить алгоритм измерения углов.
- Уметь точно определять градусную меру угла.
- Уметь правильно определять вид угла.
— Где вам может пригодится это умение?
СЛАЙД 22
VII. Домашнее задание
С. 17- 18 правила, № 10- 12
VIII. Самооценивание (лесенка)
СЛАЙД 23
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по математике на тему: "Транспортир. Измерение углов при помощи транспортира"
Данный материал - план урока по математике на тему: "Транспортир. Измерение углов при помощи траспортира". Цель урока - познакомить детей с чертежным прибором – транспортиром, который использую...
Урок математики в 4 классе по теме «Измерение углов транспортиром» ОС «Школа 2100» (математика Л.Г. Петерсон)
Урок математики в 4 классе по теме «Измерение углов транспортиром» ОС «Школа 2100» (математика Л.Г. Петерсон).Цель: формировать общее понятие о способе измерения углов транспортиром....
Конспект урока математики 3 класс по теме:"Транспортир- прибор для измерения углов "
Конспект урока по математике для 3 класса по теме:"Транспортир-прибор для измерения углов" с презентацией: "Из истории геометрических предметов"...
Конспект урока математики 3 класс по теме:" Транспортир- прибор для измерения углов"
Урок математики с презентацией для 3 класса по теме:"Транспортир- прибор для измерения углов" Система Л.В. Занкова...
Транспортир. Измерение углов транспортиром.
Предмет: МатематикаКласс: 4Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.Необходимое оборудование и материалы:1. Мультимедийный проектор, экран компьютера, операционная среда POWER PO...
3 класс. Учебно-методический комплект по математике на тему: "Измерение углов. Транспортир" (конспект+презентация)
Тема: Измерение углов. Транспортир.Класс: 3Тип урока: комбинированный.Цель: познакомить детей с чертежным прибором – транспортиром; научить пользоваться транспортиром; совершенствование вычислительных...
«Транспортир. Измерение углов при помощи транспортира». Урок математики 3 класс по системе Занкова
Цель: знакомство с новым измерительным прибором - транспортиром.Задачи урока: ознакомление с алгоритмом измерения углов при помощи транспортира; создать условия для формирования умения определять град...