"Измерение углов транспортиром".
план-конспект урока по математике (4 класс) на тему


Измерение углов транпортиром

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл iizmerenie_uglov_transortirom.docx123.47 КБ

Предварительный просмотр:

16.03.2016 г.

Урок математики в 4 классе

 Тема "Измерение углов транспортиром".

Вид урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Цель: формировать общее понятие о способе измерения углов транспортиром.

Задачи:

  • познакомить учащихся с прибором для измерения углов – транспортиром;
  • научить пользоваться им и измерять углы;
  • продолжить формировать умение выполнять действия с дробями;
  • развивать познавательный интерес, умение сравнивать, обобщать;
  • развивать внимание, воображение учащихся.

Оборудование: презентация Power Point к уроку по заданной теме, транспортир, раздаточный материал.

Проблемный вопрос: как измерить углы с помощью транспортира? (Какие нужно выполнять условия, чтобы точно измерить градусную меру угла транспортиром?)

Тезис: «Точность нас не подведёт».

Ход урока

  1. Организационный момент

- Сегодня у нас очередной предметный день. Тема его: «Не бойся, когда не знаешь: страшно, когда знать не хочется»

- Как его понимаете?

- Я у вас проведу урок математики.

Слайд 1

Слайд 2

-Французский писатель XIX столетия Анатоль Франц однажды заметил, что: «Учиться можно только весело. Чтобы переваривать эти знания, нужно поглощать эти знания с аппетитом».

Давайте сегодня на уроке будем следовать этому совету. Будем активны, будем поглощать знания с большим желанием, потому что они пригодятся вам в дальнейшей жизни. Желаю вам доброго дня и хорошего настроения.

II. Устный счет

а) Математический ребус.

- Решив математический ребус, вы узнаете девиз сегодняшнего урока (1).

Полученные числа расставьте в таблицу и прочитайте девиз

 - Работаем в парах (2).

Слайд 3

б) Исследование градусной меры угла.

— А сейчас вас ждет следующее задание. На доске записаны величины углов.

— На какие группы их можно разбить? (3)

http://festival.1september.ru/articles/518919/img1.gif

Истинно или ложно моё высказывание?

  • все существующие углы прямые (ложно);
  • нет ни одного угла, который бы нельзя было измерить в градусах (ложно);
  • смежные углы – это углы, у которых есть общая сторона (истинно);
  • угол в 110º – развернутый (ложно);
  • все ученики 4 класса научатся измерять градусную меру угла (истинно).

в) Кроссворд

СЛАЙД 4

- На экране кроссворд. Ваша задача – разгадать его. Для этого нужно вспомнить некоторые геометрические термины.

http://festival.1september.ru/articles/563284/img3.gif

– Как называется отрезок, соединяющий две любые точки окружности и проходящий через ее центр? (Диаметр)
– Как называется отрезок, соединяющий центр окружности с любой точкой , лежащей на этой окружности ? (Радиус)
– Как называется равносторонний прямоугольный четырехугольник? (Квадрат)
– Назовите линию, состоящую из нескольких отрезков, которые называются звеньями? (Ломаная)
– Как называется часть круга, которая располагается между двух радиусов? (Сектор)
– Какую величину вычисляют , умножая длину прямоугольника на ширину? (Площадь)
– Какую фигуру образуют два луча, выходящие из одной точки? (Угол)
– Как называется поверхность, ограниченная окружностью? (Круг)
– Сто сантиметров – это один ….
(Хором – метр)
– Назовите инструмент для проведения прямых линий.
(Линейка )
– Как называется часть прямой, соединяющая две точки? (Отрезок)

– Рассмотрев кроссворд, по горизонтали вы найдете ключевое слово.

– Назовите его.

СЛАЙД 5

III. Работа по теме урока

— Что же у вас получилось?

ТРАНСПОРТИР

Слайд 6

1. История возникновения транспортира. (рассказ заранее подготовленного ученика)

Транспортир – это прибор, который позволяет легко и быстро измерить любой угол. Измеряют углы в градусах.

Когда же появился транспортир? Оказывается, эта угловая мера возникла много тысяч лет тому назад. Предполагают, что это было связано с созданием первого календаря. Древние математики нарисовали круг и разделили его на столько частей, сколько дней в году. Но они думали. Что в году не 365 или 36 дней, а 360. Поэтому круг, обозначающий год, они разделили на 360 равных частей. Такое изображение было очень полезным, на нем можно было отмечать каждый прошедший день, и видеть, сколько дней осталось до конца года. Каждой части дали название – градус. Градусная мера сохранилась и до наших дней. Картинку с древним календарем легко сделать, имея транспортир.

СЛАЙД 7

Обратите внимание, сколько различных транспортиров бывает! (выставка транспортиров). Но в чем они все схожи? Какие бы они ни были, у всех есть ШКАЛА и ЦЕНТР. 

СЛАЙД 8

-А теперь давайте подробнее рассмотрим ваши транспортиры.

Полукруглая шкала транспортира разделена на 180 частей или градусов; также есть центр транспортира, который ещё является вершиной развернутого угла. У некоторых транспортиров есть двойная шкала, которая позволяет более удобно и точно измерять и строить углы.

СЛАЙД 9

У некоторых транспортиров есть двойная шкала, которая позволяет более удобно и точно измерять и строить углы.

– Какие бы они ни были, у всех есть центр. На транспортире найдите центр. Покажите его.
- Чем является центр транспортира?

Центр транспортира и есть вершина того развернутого угла, от стороны которого откладывались единичные мерки для фиксации на шкале транспортира.

ШКАЛА

Шкала транспортира находится на полуокружности. Центр этой полуокружности отмечен на транспортире черточкой.

– Сколько шкал имеет наш транспортир?
– Покажите внешнюю шкалу (внутреннюю).
– Где находится нулевое деление внешней (внутренней) шкалы?
– Какой величине соответствует каждое деление шкалы?

(Работа с учебником на с. 17- 18)

- Откроем учебник и прочитаем материал к уроку самостоятельно

-О чём ещё узнали из учебника?

IV. Постановка проблемы

Практическая работа. 

СЛАЙД 10

Работаем в парах. На листках изображение угла. (у всех одинаково)

Задание: измерить градусную меру этого угла с помощью транспортира. (Запись на доске: 140º, 135º, 65º и др. Результаты получаются различные)

— Давайте сравним полученные результаты. Почему они получились разные? В чем проблема?

СЛАЙД 11

— Как решить эту проблему? (Нужно создать общий алгоритм измерения углов при помощи транспортира).

СЛАЙД 12- 16

— А сейчас снова измерьте свои углы, пользуясь алгоритмом.

V. Первичное закрепление

а) Найдите ошибки в измерении углов.

СЛАЙД 17

-Что нужно для того , чтобы измерить градусную  меру угла?

СЛАЙД 18

Проблемная ситуация.

- Может ли существовать такой способ измерения углов? Почему? Как вычислить градусную меру угла?

http://festival.1september.ru/articles/518919/img2.gif

б) Тренировочные упражнения по измерению углов.

Работа по группам.

1 группа - №4

2 группа- № 5

3 группа- № 6

4 группа- № 7

5 группа- № 8

6 группа- №9

- Следуйте девизу урока.

-Проверка

- А теперь работа по вариантам

СЛАЙД 19

Взаимопроверка

СЛАЙД 20- 21

VI. Итог урока

На уроке вы работали очень дружно и организованно. Подведем итог.

— Что нужно, чтобы измерить градусную меру угла?

  1. Знать, как пользоваться транспортиром
  2. Составить алгоритм измерения углов.
  3. Уметь точно определять градусную меру угла.
  4. Уметь правильно определять вид угла.

— Где вам может пригодится это умение?

СЛАЙД 22

VII. Домашнее задание

С. 17- 18 правила, № 10- 12

VIII. Самооценивание (лесенка)

СЛАЙД 23


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по математике на тему: "Транспортир. Измерение углов при помощи транспортира"

Данный материал - план урока по математике на тему: "Транспортир. Измерение углов при помощи траспортира".  Цель урока - познакомить детей с чертежным прибором – транспортиром, который использую...

Урок математики в 4 классе по теме «Измерение углов транспортиром» ОС «Школа 2100» (математика Л.Г. Петерсон)

Урок математики в 4 классе по теме «Измерение углов транспортиром» ОС «Школа 2100» (математика Л.Г. Петерсон).Цель: формировать общее понятие о способе измерения углов транспортиром....

Конспект урока математики 3 класс по теме:"Транспортир- прибор для измерения углов "

Конспект урока по математике для 3 класса по теме:"Транспортир-прибор для измерения углов" с презентацией: "Из истории геометрических предметов"...

Конспект урока математики 3 класс по теме:" Транспортир- прибор для измерения углов"

Урок математики с презентацией для 3 класса  по теме:"Транспортир- прибор для измерения углов" Система Л.В. Занкова...

Транспортир. Измерение углов транспортиром.

Предмет: МатематикаКласс: 4Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.Необходимое оборудование и материалы:1. Мультимедийный проектор, экран компьютера, операционная среда POWER PO...

3 класс. Учебно-методический комплект по математике на тему: "Измерение углов. Транспортир" (конспект+презентация)

Тема: Измерение углов. Транспортир.Класс: 3Тип урока: комбинированный.Цель: познакомить детей с чертежным прибором – транспортиром; научить пользоваться транспортиром; совершенствование вычислительных...

«Транспортир. Измерение углов при помощи транспортира». Урок математики 3 класс по системе Занкова

Цель: знакомство с новым измерительным прибором - транспортиром.Задачи урока: ознакомление с алгоритмом измерения углов при помощи транспортира; создать условия для формирования умения определять град...