Урок математики в 4 классе по теме «Измерение углов транспортиром» ОС «Школа 2100» (математика Л.Г. Петерсон)
методическая разработка по математике (4 класс) по теме

Урок математики в 4 классе по теме «Измерение углов транспортиром» ОС «Школа 2100» (математика Л.Г. Петерсон).

Цель: формировать общее понятие о способе измерения углов транспортиром.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_matematiki__4_klass.doc986 КБ

Предварительный просмотр:

Урок математики в 4 классе по теме

«Измерение углов транспортиром»

ОС «Школа 2100» (математика Л.Г. Петерсон)

Цель: формировать общее понятие о способе измерения углов транспортиром.

Задачи:

  1. познакомить учащихся с прибором для измерения углов – транспортиром;
  2. научить пользоваться им и измерять углы;
  3. продолжить формировать умение выполнять действия с дробями;
  4. развивать познавательный интерес, умение сравнивать, обобщать;
  5. развивать внимание, воображение учащихся.

Ход урока:

I. Организационный момент:

- Французский писатель XIX столетия Анатоль Франц однажды заметил, что: «Учиться можно только весело. Чтобы переваривать эти знания, нужно поглощать эти знания с аппетитом».

- Давайте сегодня на уроке будем следовать этому совету. Будем активны, будем поглощать знания с большим желанием, потому что они пригодятся вам в дальнейшей жизни.

II. Устный счёт:

а). Математический ребус:

- Решив математический ребус, вы узнаете девиз сегодняшнего урока.  

- Полученные числа расставьте в таблицу и прочитайте девиз.

1. Вычисли 2/5 прямого угла

Ч

2. Если угол содержит 149 , то чему равен смежный угол?

Н

3. Угол, 2/3 которого равны 30

С

4. Велосипедист проехал 2/3 дороги. Какова длина дороги, если он проехал 40 километров?

О

5. Чему равно 7/20 кг?

Т

6. В школе 600 учеников. 12% всех учеников учится в четвёртых классах. Сколько четвероклассников в школе?

А

7. Сумму чисел 48 и 80 разделить на 16.

Ь

8. Площадь прямоугольника равна 36 см2. Ширина – 4 см. Чему равна длина?

Е

9. Сколько месяцев в 1/3 части года?

Ё

10. На сколько произведение 10 и 5 больше произведения 9 и 5?

Д

11. Чему равен прямой угол?

П

12. Чему равен развёрнутый угол?

В

350

60

36

31

60

45

350

8

т

о

ч

н

о

с

т

ь

31

   72

   45

  н

  а

   с

31

9

   

90

60

5

180

9

5

4

350

н

е

п

о

д

в

е

д

ё

т

б). Исследование градусной меры угла.

 - А сейчас вас ждёт следующее задание. На доске записаны величины углов.

- На какие группы их можно разбить?

Истинно или ложно моё высказывание?

  1. все существующие углы прямые (ложно);
  2. нет ни одного угла, который бы нельзя было измерить в градусах (ложно);
  3. смежные углы – это углы, у которых есть общая сторона (истинно);
  4. угол в 110º – развернутый (ложно);
  5. все ученики 4 класса научатся измерять градусную меру угла (истинно).

III. Работа по теме урока:

- При помощи чего же можно измерить угол? (транспортир)

1. История возникновения транспортира.

- Транспортир – это прибор, который позволяет легко и быстро измерить любой угол. Измеряют углы в градусах.

- Когда же появился транспортир? Оказывается, эта угловая мера возникла много тысяч лет тому назад. Предполагают, что это было связано с созданием первого календаря. Древние математики нарисовали круг и разделили его на столько частей, сколько дней в году. Но они думали. Что в году не 365 или 36 дней, а 360. Поэтому круг, обозначающий год, они разделили на 360 равных частей. Такое изображение было очень полезным, на нем можно было отмечать каждый прошедший день, и видеть, сколько дней осталось до конца года. Каждой части дали название – градус. Градусная мера сохранилась и до наших дней. Картинку с древним календарем легко сделать, имея транспортир.

- Обратите внимание, сколько различных транспортиров бывает! (выставка транспортиров). Но в чем они все схожи? Какие бы они ни были, у всех есть ШКАЛА и ЦЕНТР. 

- А теперь давайте подробнее рассмотрим ваши транспортиры.

- Полукруглая шкала транспортира разделена на 180 частей или градусов; также есть центр транспортира, который ещё является вершиной развернутого угла. У некоторых транспортиров есть двойная шкала, которая позволяет более удобно и точно измерять и строить углы.

IV. Постановка проблемы:

  1. Практическая работа (каждому ученику выдается листок с изображением тупого угла)

- Задание: измерить градусную меру этого угла с помощью транспортира. (Запись на доске: 140º, 135º, 65º и др. Результаты получаются различные)

- Давайте сравним полученные результаты.

- Почему они получились разные? В чем проблема? (каждый измеряет по-разному)

- Как решить эту проблему? (Нужно создать общий алгоритм измерения углов при помощи транспортира)

- Сформулируйте тему нашего урока. (Измерение углов с помощью транспортира)

  1. Этап «открытия» нового знания:

- Алгоритм измерения углов (алгоритм составляется вместе с детьми, затем каждый ученик получает составленный алгоритм)

- А сейчас снова измерьте свои углы, пользуясь алгоритмом. 

V. Первичное закрепление:

  1. Проблемная ситуация.

- Может ли существовать такой способ измерения углов? Почему? Как вычислить градусную меру угла?

  1. Тренировочные упражнения по измерению углов. Работа по группам. (детям предлагается работа по группам)

1-я группа – измеряет углы у лучиков солнышка

2-я группа – измеряет углы у цветочка в горшочке

VI. Первичное закрепление:

  1. Учебник стр.19 №4
  2. Самостоятельная работа к урокам 1 – 7  №1.

VII. Итог урока:

- На уроке вы работали очень дружно и организованно. Подведем итог.

- Что нужно, чтобы измерить градусную меру угла?

  1. Знать, как пользоваться транспортиром
  2. Составить алгоритм измерения углов.
  3. Уметь точно определять градусную меру угла.
  4. Уметь правильно определять вид угла.

— Где вам может пригодится это умение ?

VII. Домашнее задание:

Стр.17 – 18, №3(алгоритм), №8, №12

VIII. Рефлексия:

- Давайте посмотрим, как мы работали, как вы оценили работу класса.

– А сейчас на лестницу настроения прикрепите свою звёздочку на ту ступеньку, которая соответствует вашим чувствам, настроению, состоянию вашей души, что были у вас на протяжении всего урока.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по математике в 1 классе по теме "Длина. Решение задач" (ОС "Школа 2100")

 Урок проводился в рамках совместного заседания учителей школы и воспитателей детского сада по теме "Развитие речи - основа для интеллектуального развития младших школьников и дошкольников". Для закре...

Урок математики 1 класс по теме:"Точки и линии" УМК "Школа 2100"

В данный архив вложены 2 файла: презентация и конспект урока математики 1 класс по теме:"Точки и линии" , УМК "Школа 2100"...

Презентация к уроку математики 1 класс по теме "Свойства предметов. Порядок". УМК Школа 2100

Данная презентация используется на уроке при изучении темы "Свойства предметов. Порядок". Урок начинается с поговорки, которая служит девизом урока, дан материал для устного счета и раскрывается само ...

3 класс. Учебно-методический комплект по математике на тему: "Измерение углов. Транспортир" (конспект+презентация)

Тема: Измерение углов. Транспортир.Класс: 3Тип урока: комбинированный.Цель: познакомить детей с чертежным прибором – транспортиром; научить пользоваться транспортиром; совершенствование вычислительных...

Урок математики в 4 классе по теме: «Измерение углов» Л.Г Петерсон

Данный урок является пятым в разделе «Углы» курса математики в 4 классе по программе «Школа 2100». Всего на данную тему выделяется 9 часов. На первых четырёх уроках дети узнали...