Урок по математике на тему: "Транспортир. Измерение углов при помощи транспортира"
методическая разработка по математике (3 класс) по теме
Данный материал - план урока по математике на тему: "Транспортир. Измерение углов при помощи траспортира".
Цель урока - познакомить детей с чертежным прибором – транспортиром, который используют для измерения и построения углов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Plan_uroka_po_teme_Transportir.doc | 48 КБ |
Prezentaciya_k_uroku.ppt | 349 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Транспортир. Измерение углов
при помощи транспортира».
Цели:
1. Учебные:
- закрепить знания обучающихся о центральных углах;
- познакомить детей с чертежным прибором – транспортиром, который используют для измерения и построения углов;
- учить овладевать практическими способами работы с транспортиром.
2. Развивающие:
- развивать теоретическое и практическое творчество обучающихся – открытие нового чертежного прибора; поиск способа применения нового знания;
- развивать у детей устойчивый интерес к знаниям и потребность в их самостоятельном поиске;
- развивать умение обучающихся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира.
3. Воспитательные:
- всестороннее развитие личности и мышления обучающихся;
- воспитание желания учиться.
Тип урока:
Урок открытия нового знания (работа в группах).
Оборудование:
- компьютер.
- проектор.
- презентация слайдов.
- транспортир.
- карточки для работы в группах.
- учебник.
- памятка для работы с транспортиром.
- дополнительный научный материал «Из истории транспортира» на каждого ученика.
Ход урока.
1. Организационный момент.
Проверь, дружок, готов ли ты начать урок?
Все ль на месте? Все в порядке? Парта, книжки и тетрадки?
Есть у нас девиз такой – все, что нужно – под рукой!
2. Индивидуальная работа у доски.
Выпиши углы: прямые, острые, тупые. | Выпиши углы: прямые, острые, тупые. |
3. Мозговой штурм.
Слайд №1: круг
Что вы видите? (торт, цветок, колесо, узор, центральные углы, круг и т.д.)
Какую форму имеет? (круг)
Как называется линия, которая является границей круга? (окружность)
Как называется точка, вокруг которой чертят окружность? (центр окружности)
Как называется отрезок, который соединяет центр окружности с точкой окружности? (радиус)
Что образовывают радиусы? (угол)
Как называются эти углы? (центральные)
Какой угол обозначен желтыми радиусами? красными? зелеными?
4. Проверка индивидуальной работы у доски.
Чем отличаются углы справа? слева? (на чертеже справа есть центральные углы, а на чертеже слева их нет)
Сколько может быть центральных углов? (бесконечное множество)
Послушаем сообщение Андрея: «Несколько тысяч лет назад в Древнем Вавилоне люди стали использовать для измерения величины углов совсем маленький угол, который получается, если круг разделить на 360 равных углов. Эта мерка называется градус (10)».
Запишите в тетради: 10, 30, 400, 900, 1200.
5. Новый материал.
1) Слайд №2: линейка, часы, весы.
Для чего служат эти приборы? (измерить отрезок, начертить отрезок, провести линии, начертить что-то, показывают время, для определения веса, массы)
Что у них общего? (шкала)
Рассмотрим линейку.
С какого деления начинается шкала у линейки? (0)
Какой это прибор? (чертежный) Прямолинейная шкала.
Слайд №3: измеряем красную полоску.
По какой линейке измеряем красную полоску? (по верхней, так как шкала начинается с деления «0»)
2) Начертите любой острый угол, назовите его АВС (эту работу дети выполняют на чертежных листах, учитель тоже чертит угол на доске).
А сейчас - внимание! Начертите еще раз точно такой же угол по величине и назовите его МКН.
У кого получилось? Вы уверены? Как чертили? (на глаз) Ну молодцы!
Значит, у вас – глаз-алмаз! Когда так говорят?
А вот я не начертила второй угол. Как вы думаете, почему я сомневаюсь? (не знаю размера угла АВС)
3) А для измерения величины углов тоже есть прибор.
Может, кто знает, как он называется? (транспортир)
Я вам приготовила подарок – транспортиры. (раздаю)
Физкультурная пауза.
Кто догадался. Какая тема нашего урока? (Будем измерять углы транспортиром. Транспортир)
Тема урока: «Транспортир».
Чтобы пользоваться транспортиром, надо хорошо его изучить.
Слайд №4: виды транспортиров (круглый, полукруглый)
Какой похож на ваш?
В круглом транспортире 3600, а в полукруглом – 1800.
4) Работа с дополнительной литературой «Из истории транспортира». Этот материал для вас приготовил Кирилл.
Материал из Википедии – свободной энциклопедии.
Транспортир (от латинского «переношу») – инструмент для построения и измерения углов. Транспортир состоит из линейки (прямолинейной шкалы) и полукруга (угломерной шкалы), разделенного на градусы то 0 до 1800. В некоторых моделях – от 0 до 3600 – это круглые транспортиры. Транспортиры изготавливаются из стали, пластмассы, дерева и других материалов.
История транспортира.
Транспортир известен с древних времен. Предположительно, транспортир изобрели в древнем Вавилоне.
Слайды №5,6: транспортир.
5) Строение транспортира.
Что общего с теми приборами? (шкала)
Давайте посмотрим, сколько их на транспортире? (три: прямолинейная шкала – линейка, для измерения углов их две и называются угломерные) Догадались почему? (углы измерять)
Вспомним, с какого деления идет измерение на шкале? (0)
Шкалы угломерные: внутренняя слева 0 – 1800, внешняя справа 0 – 1800.
Есть ли связь между шкалой транспортира и центральными углами? (центр круга – центр транспортира, в круглом транспортире это видно хорошо)
Слайды №7,8: прямые углы.
Какие углы? Почему две шкалы?
Как бы вы предложили пользоваться транспортиром для измерения величины углов?
Не забудьте: центр круга – центр транспортира. Помогаю детям.
(отметку с центром транспортира накладываем на вершину угла, и чтобы одна сторона угла захватывала деление «0», идем по этой шкале и узнаем, какой этот угол по величине)
Вывод:
- Совмещаем вершину угла с центром транспортира;
- Одна из сторон угла проходит через деление «0»;
- Определяем шкалы, «бежим» глазками по этой шкале до другой стороны угла и определяем величину угла.
Чему равен прямой угол? (900) Я начну предложение, а вы дополняйте.
«Значит, острый угол … меньше прямого угла, то есть, меньше 900, а тупой угол … больше 900».
Слайд №9: острые, тупые углы.
Измеряем углы, проговаривая все этапы работы.
6. Использование нового материала
для решения задания.
1) Работа с учебником страница 60 №133.
Слайд №10. Найди ошибку.
2) Работа с правилом на странице 61 задание №5.
Есть ли отличие между правилом в учебнике и нашими выводами? (различий нет)
3) Составляем памятку для измерения углов транспортиром. (потом раздаю каждому)
Слайд №11.
А теперь возвращаемся к нашему заданию.
4) Измеряем свои углы АВС и МКН. Какие результаты? У кого углы одинаковые? Задание №1. Найдите сумму этих углов. Здание №2. На сколько градусов не совпали ваши углы? Что нашли? (разность)
5) Работа в группах.
Слайд №12: углы.
Бельчонок и кот идут к зайцу, чтобы решить, кто и какую крышу будет строить для своих домов. Вытягивают жребий от каждой группы: остроугольную, прямоугольную, тупоугольную.
Дети каждой группы находят и измеряют нужные углы.
Проверка по слайду №13. Отвечает один из каждой группы.
7. Рефлексия.
Слайд №14.
(Я научился … Я повторил … Я узнал … Другое мнение)
Анализ деятельности на уроке.
Отвечают дети по очереди по каждому разделу, в каждой группе.
Как вы считаете работала ваша группа? Может, хотите кому-то дать совет?
8. Фиксирование достижения поставленной
цели и планирование дальнейших действий.
Ребята, мы учились измерять углы при помощи транспортира, измерять углы у многоугольников.
А как вы думаете, что можно еще сделать при помощи транспортира? (построить углы по заданной величине)
Замечательно, вот этим мы и будем заниматься на следующем уроке.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Что вы видите?
Для чего используют эти приборы? Что в них общего?
Чему равна длина полоски?
Виды транспортиров
Транспортир Транспортир – чертежный прибор для измерения углов.
Какие это углы?
Скольким градусам равен прямой угол? По какой шкале ты это узнал в каждом случае?
По какой шкале ты будешь узнавать величину каждого из углов рисунка?
Леша и Ваня измеряли один и тот же угол, но получили разные ответы. Определи по рисунку, кто из них прав. Лёша Ваня
Чтобы правильно измерить угол с помощью транспортира, необходимо: приложить центр транспортира к вершине угла расположить транспортир так, чтобы одна сторона угла прошла через деление 0 одной из двух шкал посмотреть, через какое деление этой шкалы пройдёт другая сторона угла Это и будет величина данного угла
я Узнал________ _____________ Повторил_______ _______________ Другое мнение _____________ _____________ Научился_____ _____________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока математики по теме "Транспортир - прибор для измерения углов", общепедагогический анализ урока.
Конспект урока математики по теме "Транспортир - прибор для измерения углов" ( 3 класс, развивающая система Л.В.Занкова) + общепедагогический анализ урока....
Технологическая карта урока "математика" ПНШ 3 класс «Измерение площади с помощью палетки. Поупражняемся в измерении площадей и повторим пройденное»
Технологическая карта урока«Измерение площади с помощью палетки. Поупражняемся в измерении площадей и повторим пройденное» Предмет: «Математика»Класс: 3Тема урока: «Измерение площади ...
«Транспортир. Измерение углов при помощи транспортира». Урок математики 3 класс по системе Занкова
Цель: знакомство с новым измерительным прибором - транспортиром.Задачи урока: ознакомление с алгоритмом измерения углов при помощи транспортира; создать условия для формирования умения определять град...
Урок математики в 4 классе "Измерение углов"
Урок для 4 класса разработан по программе "Школа 2100" и решает следующие задачи: познакомить учащихся с прибором для измерения углов – транспортиром; научить пользоваться им и измерять углы....
Конспект урока по математике на тему: "Палетка. Измерение площади с помощью палетки"
Конспект урока по математике за 4 класс. УМК "Школа россии"...
Математика. 3 класс. Измерение угла с помощью мерки.
Математика. 3 класс. Измерение угла с помощью мерки....
Технологическая карта к уроку математики в 4 классе по теме "Построение углов с помощью транспортира"
Тип урока: «открытие» нового знания.Цель урока: сформировать умение пользоваться транспортиром при построении углов.Задачи урокаПланируемые результатыДидактические:1.Познакомить обучающихс...