конспект урока по теме "Угол"
методическая разработка по математике (2 класс) на тему

Сияпова Светлана Фанилевна

Данный урок проводился во 2 классе по программе "Школа 21 века".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект+презентация1.42 МБ

Предварительный просмотр:

Учебный предмет

Математика

Класс

2

Тип урока

Урок постановки учебной задачи

Структура урока

1.Создание ситуации успеха.

2.Создание ситуации разрыва.

3.Фиксация места разрыва в знаково-символической форме.

4.Формулирование учебной задачи учащимися и учителем.

5.Рефлексия.

Технология построения урока

Технология деятельностного подхода

Тема урока

Введение понятия «Угол».

Цель урока

 Ввести понятие «угол», создание условий для подведения к формулированию учебной задачи «Какие бывают углы?» («виды углов») 

Задачи урока

  • систематизировать представления об изученных геометрических фигурах;
  • развивать способность регулировать свою познавательную и учебную деятельность;
  • формировать умение обнаруживать границу (дефицит) своих знаний и формулировать вопросы (задачи) для ее преодоления;
  • создать условия для формулирования новой учебной задачи;

Основные термины, понятия

 Точка, прямая, отрезок, луч, угол.

Планируемый результат

Предметные умения

  • владеть базовым понятийным аппаратом по теме;
  • проявлять познавательный интерес, интеллектуальные и творческие способности;
  • овладеть практически значимыми математическими умениями и навыками: формулирование учебной задачи

Личностные УУД:

  • - устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом;
  •  - определять общие для всех правила поведения;
  •  - определять правила работы в парах;
  •  -оценивать  усваиваемое содержание учебного материала (исходя из личностных ценностей);
  •  - устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.

Регулятивные УУД:

  •  - формулировать учебные задачи;
  • - высказывать свое предположение на основе учебного материала;
  •   - отличать верно выполненное задание от неверного;
  •   - осуществлять самоконтроль;
  • применять полученные знания на практике;
  •   -совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке.

 Познавательные УУД:

  •  -ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);
  •  - находить ответы на вопросы в иллюстрациях, используя свой жизненный опыт;
  •  - проводить анализ учебного материала;
  •  - проводить классификацию, указывая на основание классификации;
  •   - проводить сравнение, объясняя критерии сравнения.

Коммуникативные УУД:

  •  - слушать и понимать речь других;
  •  - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

 - владеть  диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка

Организация пространства

Формы работы

Ресурсы

Фронтальная

Работа в парах

Книгопечатная продукция:

Рудницкая «Математика», 2 кл., 2005 г.

Технические средства обучения:

компьютер, интерактивная доска.

Технология изучения

Этапы урока

Формируемые умения

Слайды

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Организационный

Метапредметные (УУД)

регулятивные:

-осуществлять самоконтроль;

- овладевать умением прогнозировать;

коммуникативные:

- слушать и понимать речь других;

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Слайд 1

Проверьте, как организовано ваше "рабочее место".

- Почему это важно?

Выскажите свои мысли

-Ребята,  мы совершим путешествие в удивительную страну Геометрию, где нас ждут королева Точка и принцесса Прямая.

Но, чтобы попасть в эту страну, нам необходимо преодолеть препятствия, выполнить несколько заданий.

Обучающиеся проверяют  правильность расположения школьных принадлежностей.

Высказывают свои предположения о необходимости правильной организации своего «рабочего места»

1. Актуализация опорных знаний.

Создание ситуации успеха.

Предметные:

-владеть базовым понятийным аппаратом по теме;

-проявлять познавательный интерес, интеллектуальные и творческие способности.

Метапредметные (УУД)

познавательные:

- выполнять классификацию;

-  обосновывать основание для классификации;

- ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания).

Регулятивные:

- осуществлять самоконтроль;

- овладевать умением прогнозировать.

коммуникативные:

- слушать и понимать речь других

Слайд 2-4

1 задание: по команде «Внимание!» вы должны будете нарисовать фигуры в своих тетрадях. Посмотрите на экран, рассмотрите фигуры, постарайтесь запомнить, а теперь «Внимание!».

           Проверка. Демонстрация с проговариванием названий фигур.

2 задание: разделите все фигуры игры на 2 группы. Для выполнения этого задания возьмите конверт с моделями фигур.

Что общего между фигурами каждой группы? (Фигуры I группы имеют углы; у фигур II группы - нет углов.)

Дети работают самостоятельно.

Работают в парах, советуются, пробуют разные способы. 

2. Создание ситуации разрыва.

Предметные:

- применить изученные способы сравнения

Метапредметные (УУД)

познавательные:

-ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания).

регулятивные:

- высказывать свое предположение;

коммуникативные:

- точно и полно выражать свои мысли.

Личностные УУД:

- устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом (зачем?).

регулятивные:

- под руководством учителя планировать свою деятельность на уроке;

- определять последовательность

действий.

        

        

-А бывают ли фигуры, состоящие из одного угла?

- У нас нет точного ответа. Чтобы ответить на этот вопрос, мы отправимся в страну Геометрию и  с помощью королевы Точки и принцессы Прямой выясним: «Бывают ли фигуры, состоящие из одного угла?»

- А если бывают, хотелось бы вам узнать, как они называются?

- Как вы думаете, можно ли построить такую фигуру?

Чтобы во время путешествия у нас было хорошее настроение- нам ярко будет светить солнышко.

-С помощью каких геометрических фигур можно изобразить солнышко?

-Каким цветом?

-Предлагаю вам выбрать из предложенных, одно солнышко. Если настроение у вас хорошее – оранжевое, а если не очень хорошее – желтое.

- Покажите своё солнышко друг другу, улыбнитесь и отправимся в путь.

3. Фиксация места разрыва в знаково-символической форме.

-Итак, мы во дворце.

-Так как мы сегодня в гостях у королевы Точки и принцессы Прямой я вам хочу сказать, что эта маленькая Точка  большая проказница.

И вот, что однажды произошло. Как-то Точка подкралась к спящей  Прямой линии, взобралась на нее и начала подпрыгивать. Сначала проказница подпрыгивала так, чтобы не разбудить и не сломать Прямую. И это ей удавалось. Но затем забыла малышка – Точка об осторожности, да так подпрыгнула, что Прямая не выдержала и сломалась. Прямая линия исчезла. Вместо Прямой остались два ее обломка, две части. Эти две части не разлетелись в разные стороны только потому, что Точка успела схватить их. И тогда появилась на свет новая геометрическая фигура……. Предлагаю вам смоделировать описанную ситуацию. Возьмите на своих столах пластилин и скатайте его. Получившийся шарик будет увеличенной моделью точки. С помощью счётных палочек покажите, как точка держит две части поломанной прямой.

-Итак, по словам наших героев, это новая фигура!

- Из каких частей состоит получившаяся фигура?

-Давайте попробуем дать ей название……..

- А давайте посмотрим, какой указ издала королева Точка, после появления новой фигуры:

  • Фигуру, которая образована двумя лучами, имеющими общее начало называть УГЛОМ! 
  • Место, где Точка держит части развалившейся Прямой, называть ВЕРШИНОЙ УГЛА.
  • А сами части Прямой называть СТОРОНАМИ УГЛА. 

- Скажите, ребята, кто из вас может построить фигуру с одним углом?

- Расскажите, как это сделать?

- Как мы назовём такую фигуру?

- Постройте угол на листочках, которые у вас на партах.

-Отметьте красным карандашом вершину угла, а стороны обведите зелёным карандашом. (Взаимопроверка)

-Подумайте, как один угол  отличить от другого?

-Каждый угол так же как отрезок (показать рисунок) имеет своё название, имя.

-Некоторые указы королевы Точки внесены в наш учебник. Прочитайте один из указов в учебнике (мы их называем правилами) и ответьте на вопрос – Как записать имя угла? (Дети работают с учебником. Несколько ответов.)

-Дайте имя вашему углу.

4.Формулирование учебной задачи учащимися и учителем.

Предметные:

- свободное обращение с выведенными способами  действия.

Метапредметные (УУД)

регулятивные:

- отличать верно выполненное задание  от неверного;

- осуществлять самоконтроль;

познавательные:

- осуществлять анализ учебного материала;

коммуникативные:

- слушать и понимать речь других;

Личностные УУД:

- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.

Метапредметные (УУД)

регулятивные:

- осуществлять самоконтроль;

- давать оценку деятельности на уроке совместно с учителем и одноклассниками;

- выделять и осознавать то, что усвоено на данном уроке.

коммуникативные:

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Итак, мы ответили на вопросы, поставленные в начале урока?

  • Бывают ли фигуры, состоящие из одного угла?
  • Если бывают, то как они называются?
  • Как их можно построить?

 - Углы окружают нас и в повседневной жизни.

 Приведите свои примеры, где можно найти (увидеть) углы?

Посмотрите на рисунки: уголок соединительный для труб и уголок канцелярский для бумаг; угольник плотника и угольник чертёжный; угловой стол и угловой диван.

- Люди, каких профессий чаще всего встречаются с углами? (конструктор, инженер, дизайнер, строитель, архитектор, моряк, астроном, архитектор, портной и т.д.)

- мы сегодня говорили об углах, всё ли мы уже знаем о них?

- как вы думаете, на какие вопросы нам предстоит найти ответы?

Какие бывают углы?

-Поиском ответа на этот вопрос займёмся на следующем уроке.

5.Рефлексия.

Личностные УУД:

- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.

Метапредметные (УУД)

регулятивные:

- осуществлять самоконтроль;

- давать оценку деятельности на уроке совместно с учителем и одноклассниками;

- выделять и осознавать то, что усвоено на данном уроке.

коммуникативные:

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Королеве Точке и принцессе Прямой интересно узнать, как вам понравилось путешествие в страну Геометрию, как вам работалось: трудно или легко? Скучно или интересно? Возьмите оценочный листочек и отметьте на шкале.

- Изменилось ли ваше настроение с начала урока или осталось прежним?

 Покажите солнышко.

Завтра мы продолжим узнавать секреты математики, сегодня  я вас благодарю за работу на уроке.

 

Трудно          интересно

     

          легко                скучно


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по русскому языку 4 класс " Имя прилагательное", конспект урока по математике 4 класс "Деление многозначного числа на однозначное"

Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний.   Конспект урока по математике ( 4 класс). Автор -...

Конспект урока окружающий мир на тему "Равнины и горы". В конспекте указаны этапы урока и виды деятельности учителя и учащихся.

В конспекте урока расписаны этапы урока и виды деятельности учащихся на каждом из них. Знакомство с новым материалом подводится через решение проблемной ситуации. На уроке дети работают в парах, групп...

План-конспект урока по физической культуре для 4 класса. Конспект - урока: Использование современных танцевальных фитнес программ на уроке физической культуры

Цель: Повысить интерес к занятиям физическими упражнениями, через музыкально - двигательную деятельность учащихся, содействовать поддержанию и развитию их активности.Задачи:1.Формировать двигате...

План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"

Урок литературного чтения в 1 классе  «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...

Конспект интегрированного урока для 1 класса (окружающий мир - математика). Конспект урока по математике для 4 класса

Урок можно проводить как в классе так и в условиях выездной школы.Тема:  Как появилась наука геометрия.Ожидаемый результат: ученик, который умеет отличать кривую линию от прямой. Ребенок, у котор...