Конспект урока математики в 1 классе на тему «Длина отрезка»
план-конспект урока по математике (1 класс) по теме
Материал представляет собой разработку урока математики в первом классе на тему "Длина отрезка"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_matematiki_v_1_klasse_na_temu_dlina_otrezka.doc | 70.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок математики в 1 классе на тему «Длина отрезка»
Класс | 1 |
Предмет | Математика |
Тема занятия | Длина отрезка |
Используемая образовательная система (методика, технология) | Игровая, ИКТ, личностно-ориентированная, технология обучения на основе решения «учебных ситуаций» |
Используемый учебник | Г.В. Дорофеев, Т.Н. Миракова . Математика. 1 класс |
Цели и задачи урока | 1. Познакомить учащихся с понятиями: отрезок, измерение длины отрезка, единица измерения (мерка). 2. Установить общий принцип измерения величин на примере измерения длин отрезков. 3. Познакомить с различными единицами измерения длины (шаг, локоть и др.). Практическое измерение длин этими единицами Задачи урока: Обучающая: - Познакомить учащихся со старинными мерами длины; - Научить измерять и сравнивать отрезки, используя различные мерки: клетки, ленты, на глаз, наложением и т.п. с помощью линейки. Планируемые результаты: Знать способы измерения длины отрезков; научить измерять и сравнивать отрезки с помощью различных мерок. Развивающие: - развивать практические умения; развивать интеллектуальные и коммуникативные умения; развивать память, внимание, математические исследовательские способности; развивать навыки рефлексии; логическое мышление, математическую речь. Воспитательная: - Воспитывать у учащихся отношения делового сотрудничества (доброжелательность друг другу, уважать мнение других, уметь слушать товарищей). |
Оборудование урока | Полоски бумаги различной длины. Тесьма трех цветов разной длины. Компьютер, экран, проектор мультимедиа. Листок для проверочной работы. Учебник «Математика» 1 класс авторы Г.В. Дорофеев, Т.Н. Миракова, Москва «Просвещение», 2011 г. рабочая тетрадь на печатной основе, Москва «Просвещение», 2011 г. Эскиз праздничного платья |
Дидактические средства | Презентация «Старинные меры длины», презентация к уроку, плакат с рисунками геометрических фигур. |
Используемая литература | Учебник «Математика» 1 класс авторы Г.В. Дорофеев, Т.Н. Миракова, Москва «Просвещение», 2011 г. рабочая тетрадь на печатной основе, Москва «Просвещение», 2011 г. Методический комментарий к урокам в 1 классе авторы Г.В. Дорофеев, Т.Н. Миракова. «Загадки самая большая книга» составитель Деревянко Т.М., Москва «АСТ-ПРЕСС». |
Структура и ход урока
№ | Этап урока | Название используе - мых ЭОР | Деятельность учителя (с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация) | Деятельность ученика | Вре- мя |
1 | Орг.момент | Презентация Слайд №1 Слайд №2 | (цель: заинтересовать детей, вовлечь в работу) Приветствие. - Доброе утро, ребята! В мире много интересного, Нам порою неизвестного. Миру знаний нет предела, Так скорей, друзья, за дело! К уроку готовы? Руки? Ноги? Локти? Спина? -К нам за помощью обратились сказочные герои. Загадки: «Живет она в большом цветочке, Жаль, мала сама росточком, Зато вокруг – душистый дом, Из лепестков построен он». «Жил на свете кроха мальчик, Был малютка ростом с пальчик, Под дождем он танцевал, С солнечным лучом играл». Они просят помочь Золушке. Скоро в сказочной стране состоится бал. Золушка сшила платья для своей мачехи и её дочек, а себе нет. Времени до бала осталось немного. Малыши просят, чтоб мы помогли приготовить наряд для Золушки. Согласны? | На месте. На месте. Локти у края. Прямая. Дюймовочка Мальчик с пальчик Ответы детей | 2 мин |
2 | Актуализация опорных знаний. | Слайд № 3 Слайд №4 Слайд №5 | (цель: повторить тему предыдущего урока «Состав числа 7», повторить знания о геометрических фигурах, которые нам будут нужны на уроке) *Введение в урок. - Как называется профессия человека, шьющего одежду? - Кто такой портной? - Правильно. Сегодня мы будем портными и я приглашаю вас в мастерскую. - Итак, тема нашего урока: « Длина отрезка». * Устный счет. * “Лесенка” - А прийти в мастерскую можно по лесенке. - Вы должны догадаться, какие числа пропущены, и назвать их (0, 10). Почему? - Молодцы! Так, теперь вы мои полноправные помощники. *Дверь в мастерскую злая мачеха закрыла. Чтоб открыть дверь, надо выполнить задания. А) Игра «Молчанка» Покажите ответ на веере. 6+1 5+2 4+3 7-1 7-2 7-3 Б) Назовите фигуры, которые вы здесь видите. По каким признакам вы догадались, что это отрезок? | (цель: пройти по лесенке, открыть дверь, назвать пропущенные числа и фигуры, дать определение отрезку) (Швея, портная). (Портной – это человек, который шьёт одежду).
| 5 мин. |
3 | Объяснение новой темы | Слайд №6 | (цель: в игровой форме с опорой на практические упражнения познакомить учащихся с разными способами измерения отрезков различными мерками).Загадки. - А с какими же инструментами работает портной? Давайте отгадаем загадки. Я одноухая старуха. Я прыгаю по полотну И нитку длинную из уха, Как паутинку я тяну (иголка). Проведу им по бумаге: На листке зажгутся флаги Захочу, и, словно в сказке, Малышей помчат салазки Что сейчас в руках держу По бумаге, чем вожу (карандаш). Два братца, Одно сердце (ножницы). - Все эти инструменты нужны в мастерской. * Задание на сравнение. - Портной еще должен уметь хорошо сравнивать, и я вам предлагаю задание на сравнение. - Назовите инструмент портного, который имеет самую большую длину. - Самый маленький? Как определили? У вас на партах лежат полоски цветной бумаги. Покажите самый длинный отрезок. Самый короткий. Как вы это определили? Сделаем вывод. Измерьте длину учебника, используя счетную палочку. Сколько раз откладывали палочку? Возможно, называя ответ, вам придется сказать слово почти. Как вы думаете: измеряя отрезки счетной палочкой можно определить точный результат? Почему? - Молодцы, вы оказались очень внимательными помощниками. * Введение в тему. * Измерение парт мерками. - А ещё портному надо уметь хорошо считать. У вас на столе лежат шнурки. Вам необходимо с помощью их измерить длину парты. Первый ряд измеряет красными шнурками, а второй ряд – синими, а третий - зелеными. - Какую длину получил первый ряд, какую – второй, какую – третий? (результат получился разный). - Что такое, разве у нас парты разной длины? - Почему длина парты получилась разной? - Какой выход можете предложить? - Чтобы получить точные результаты измерения, нужна одинаковая мерка. Измерим парты красной меркой. Теперь одинаковые результаты получили? Ведь у нас в мастерской не бывает скуки, коли, заняты руки. *Физпауза «Наши нежные ручки цветки Распускают лепестки. Ветерок чуть дышит, Лепестки колышет. Наши алые ручки - цветочки Закрывают лепесточки. Тихо засыпают, головой качают». | (цель: выполняя задания по сюжету урока научиться измерять и сравнивать отрезки при помощи полосок, на глаз, тесьмой, считая клетки) Длины отрезков можно сравнивать. Сравнивать на глаз. Измеряют, называют результат. Отвечают Измеряли разными мерками Мерки должны быть одинаковы. Руки перед собой, затем вверх. Руки и туловище вправо, влево. Руки вверх, в замок и вниз. Садятся и качают головой. | 10 мин. |
4 | Закрепление учебного материала | Слайд №7 Слайд №8 Презентация «Меры длины» Слайд | (цель: закрепить навык измерения отрезков, работы с учебником и тетрадью, практический тренинг ) Опять мачеха со своими дочками хочет навредить Золушке. Перепутали части платья, чтоб все стало на свои места нужно выполнить следующие задания. Откройте учебники. * Измерение и сравнение отрезков №4 с. 80 в учебнике *Работа в тетради. Составим выкройку платья. - А теперь я предлагаю вам поработать в тетради. №1 под руководством учителя №2 в тетради самостоятельно.
Проверим: ВЕ = 4 ГК = 5 ДН = 3 ИС = 7 МО = 6 ЛТ = 1 Итак, чем мы можем измерить длину отрезка? - Молодцы. **Историческая справка для учащихся. - Оказывается, не только мы решаем эту проблему, в старину люди тоже искали различные меры измерения. Историческая справка. Единицы измерения длины. В старину русские меры длины были основаны на размерах разных частей тела человека. Пядь – расстояние между концами вытянутых большого и указательного пальцев Локоть – расстояние от локтевого сгиба до конца вытянутого среднего пальца. Дюйм – мера, равная длине верхней фаланги большого пальца. Маховая сажень - расстояние между кончиками пальцев раскинутых рук. Это всё мерки. Вершок-расстояние указательного пальца. Ребята, вы слышали когда – нибудь такие слова, обозначающие меры длины? Где? Друзья Золушки, которые обратились к нам за помощью. Покажите рост Мальчика с пальчика. Дюймовочки. Кто из них выше ростом? *Решение тренировочных упражнений. Времени до бала остается все меньше. Поспешим, чтоб успеть в срок. - Итак, мои помощники вы научились хорошо измерять и теперь вы можете справиться и с более серьёзной работой. * Работа по учебнику С.80 № 5 устно. - Я предлагаю вам поработать самим, используя полученные знания измерить длину данных отрезков. * Работа в рабочих тетрадях. Перед выполнением объясняю каждой группе задание. По группам: Катя, Тимуры, Дима Андрианов, Руслан Хайрутдинов - №3 в тетради; Карим, Вова, Зуфар, Миша - №5; Остальные №4. Проверяю и даю устную оценку. * Проверочная работа - Начертить на листочках отрезок, длина, которого столько клеток – сколько вам лет. Обозначьте буквами начало и конец вашего отрезка. | Цель: выполнить следующие задания мачехи и помочь Золушке. Измерить и сравнить отрезки, выполнить задания в тетради и учебнике. Выполняют Самостоятельно и проверяют Перечисляют Мальчик с пальчик, т.к Дюймовочка только часть пальца Фронтальный опрос Дифференцированный подход, выполняют по группам Чертят на листочках отрезок определенной длины | 11 мин. |
5 | Подведение итогов. Самооценка | Слайд слайд | (цель: узнать поняли дети новый материал, умеют ли применять знания на практике, проконтролировать: как оценивают свою работу и самой оценить работу детей)- Чем же можно измерить длину отрезка? Могут ли знания, полученные сегодня на уроке, пригодиться в жизни? -Где в жизни они нам пригодятся? * Рефлексия. Все в нашей мастерской друзья Дружнее не сыскать Мы в мастерской одна семья Нас каждый должен знать. *Ребята, а теперь я предлагаю вам оценить свою работу на уроке. У вас есть ленточки: синяя, красная и зеленая. Если вы работали хорошо, все поняли-украсьте платье Золушки красной ленточкой. А если у вас не все получилось - синей лентой. А если совсем ничего не успели и сомневаетесь в своих силах - зеленой. Молодцы. Успели в срок. И теперь Золушка со своими Друзьями отправиться на бал в новом платье. А за ваш труд вам подарки. (Конфеты) | (цель: оценить свою работу, украсить платье Золушки тесьмой определенного цвета) Прикрепляют на платье тесьму | 7мин. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока математики 3 класс по теме:"Транспортир- прибор для измерения углов "
Конспект урока по математике для 3 класса по теме:"Транспортир-прибор для измерения углов" с презентацией: "Из истории геометрических предметов"...
Конспект урока математики 3 класс по теме:" Транспортир- прибор для измерения углов"
Урок математики с презентацией для 3 класса по теме:"Транспортир- прибор для измерения углов" Система Л.В. Занкова...
План-конспект урок математики 1 класс ФГОС тема: Тема: "Сложение и вычитание"
Планируемые результаты: сформирование вычислительных навыков сложения и вычитания в пределах 10.УУД:1. Личностные универсальные учебные действия:- учебно-познавательный интерес к новому у...
Конспект урока математики 1 класс по теме "Число 4. Цифра 4"
Конспект урока математики по теме "Число 4. Цифра 4" по программе "Школа 2100"...
Конспект урока математики 1 класс по теме "Сложение и вычитание отрезков"
Конспект урока математики по теме "Сложение и вычитание отрезков" по программе "Школа 2100"...
Развернутый конспект урока математики 4 класс на тему "Деление с остатком"
Конспект урока математики на теме "Деление с остатком"...
Урок математики 2 класс на тему: Длина ломанной
Конспект урока математики 2 класс на тему: Длина ломанной...