Математика открытый урок 3 класс тема "Симметричные фигуры"
методическая разработка по математике (3 класс) на тему

Карибова Наталья Викторовна

Открытый урок по математики 3 класс " Симметричные фигуры"

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                                                                Карибова Наталья Викторовна

                                                                                                          учитель начальных классов

                                                                                                     МОУ СОШ №46 c УИОП

                                                                                               города Калининграда.

Урок математики 3 класс

Тип урока: ОНЗ

Тема: «Симметричные фигуры»

Основные цели:

Метапредметные:

1) Тренировать умение применять правила ведения диалога.

2) Тренировать умение применять правила понимания текста.

3) Тренировать умение применять простейшие приемы ораторского искусства.

Предметные:

1) Сформировать у учащихся понятие о симметричных фигурах, имеющих ось симметрии.

Задачи:

Образовательные:

- сформировать понятие о “симметричных фигурах”;

- сформировать способность проводить ось симметрии в симметричных фигурах;

- сформировать способность определять симметричные фигуры в окружающем мире.

Развивающие:

- развивать логическое мышление;

- коммуникативные качества;

- практические умения;

- навыки рефлексии (самоанализ деятельности).

Воспитательные:

- расширять эстетические представления о мире (понятие красоты, совершенства, гармония).

На уроке тренируются умение выполнять следующие виды математических действий

  • устанавливать: свойства фигур, симметричных относительно прямой; чертить симметричные фигуры (на клетчатой бумаге);
  • решать вычислительные примеры;
  • выполнять задания поискового и творческого характера;
  • наблюдать симметрию в рисунках, буквах, словах, текстах, в стихах, в природе, архитектуре;

Методические приёмы:

  • -словесный;
  • -наглядный;
  • -практический 

Ход урока:

  1. Мотивация к учебной деятельности.

К нам на урок пришло много гостей. Поприветствуйте их.

«Знания по наследству не передаются» (Слайд 1)

Прочитайте пословицу.

- Как вы понимаете ее смысл? (Знания надо приобретать самому, никто тебе их не даст.)

- И сегодня вы будете  учиться добывать знания самостоятельно.

2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.

- Перед каждым из вас лежит карточка с заданием.  Посмотрите на вашу карточку и назовите симметричные фигуры. Как вы определили?

  • Дети по эталону рассуждают: опорные точки этих фигур симметричны относительно оси симметрии. Значит, эти фигуры симметричны.

- Что вы сейчас повторили? ( Построение симметричных фигур.)

- Перед вами лежит конверт под номером один. Откройте его.

Назовите фигуры. (Трапеция, ромб, круг, квадрат, прямоугольник, треугольник.)

-  Попробуйте, определите, какие фигуры симметричные.

  • Учащиеся самостоятельно работают.

- Кто справился с заданием? (…)

      - Кто не смог выполнить задание? (…)

- Сформулируйте тему урока «Симметричные фигуры»

- Какие задачи мы поставим перед собой?

  • выяснить  какие  фигуры симметричные;
  • где можно встретить симметричные  предметы;

3. Выявление места и причины затруднения.

- Какое задание вы должны были выполнить? (Надо было определить, какие фигуры являются симметричными.)

4. Построение проекта выхода из затруднения.

- Для достижения вами цели я выступлю в роли помощника.

- Возьмите заготовленные прямоугольники. Перегните их по указанным линиям. Что вы заметили?

        Симметричная               несимметричная              симметричная           несимметричная

Вывод: Симметричными являются те фигуры, которые при перегибании их пополам части точно совпадут. А несимметричными , ели не совпадут.

5. Построение проекта выхода из затруднения.

- Давайте вернемся к нашим геометрическим фигурам. Определите, симметричны они или несимметричны.  Проведите ось симметрии красным карандашом.

- Работать будете в группах. Надо ли вам напомнить правила работы в группе? 

 Ребята работают в группах, с вырезанными фигурами. Каждый высказывает своё мнение, проверяют свои предположения, фиксируют выводы  на листочках.

Симметричные : трапеция, ромб, круг, квадрат.

Несимметричные : треугольник (разносторонний)

Затем каждая группа представляет результат своей работы по одной фигуре.

- Одну или две оси симметрии имеет ваша фигура?

- Давайте убедимся, что ваши выводы правильные. Откройте стр. 45 в учебнике и прочитайте правило.

mso4F71C

- Удалось ли вам выйти из затруднения? (Да, удалось.)

- А вы знаете, что еще в Древней Греции круг считали венцом совершенства! И не случайно. У него больше всего осей симметрии. Бесконечное множество.

6. Физкультурная минутка (Слайд 10)

- Дети встают попарно, лицом друг к другу.

Будь зеркальным отраженьем -

Повторяй мои движенья. 

На раз - присяду я, согнусь.

На два - я встану, потянусь.

На три на стул присяду я.

Разминочка окончилась моя.

 7. Закрепление пройденного.

Симметрия вокруг.

В буквах, в словах и стихах,

В зданиях, предметах и лицах,

В мордочках, звёздах, воздушных шарах,

Её обнаружить можно даже в самой малой частице.

Ты, наверное, даже не думал, мой друг,

Что так много симметрии в мире.

Её можно найти, если осмотреть все вокруг,

Стоит лишь мыслить чуть шире!

- Я предлагаю поискать симметрию в математике, в русском языке, литературе, архитектуре, в природе живой и неживой.( работа в группах)

Откройте  второй  конверт, прочитайте задание  и выполните его по плану.

  1. Симметрия в математике.( группа 1)

1.Распределите примеры между участниками группы.

2.Решите их.

  1. Проанализируйте цифры ваших ответов.

    3.Найдите цифры, которые  состоят из половинок, совпадающих друг с другом при сгибании по оси.

    4. Запиши эти цифры и выдели ось симметрии.

    5. Сделай вывод.  Цифры…., …, …..,       симметричны.(3,8,0)

    - Вопрос классу. Какие цифры имеют две оси симметрии?

     

  1. Симметрия в русском языке.( группа 2)

Буква «Н» имеет 2 оси симметрии:22.01-69.jpg, буква «Е» — одну:22.01-70.jpg

           1. Определите, какие из данных букв  определении темы имеют ось симметрии?

СИММЕТРИЧНЫЕ ФИГУРЫ            (С М Е Т Н Ф)

2.Запишите эти буквы.

3. Проведите ось симметрии в них.

4. Сделайте вывод.  Буквы …, ….,….,….,….,….,- (какие?)

5.  Вопрос классу. Какие еще буквы   симметричны?

3. Симметрия в литературе (группа 3)

Прочитай .

             Палиндромы(перевёртыши)- это слова и предложения, которые читаются одинаково слева

направо и справа налево.

Например : Наган, буква г является осью  этого слова

            План

  1. Найдите палиндромы среди слов.
  2. Запиши слова .
  3. Определите у них ось симметрии.

Довод, отход, топот, путь, заказ, казак.

  1. Вопрос классу. Найди букву, которая является осью симметрии этого предложения?

А РОЗА УПАЛА НА ЛАПУ АЗОРА

           4.Симметрия в архитектуре.(группа 4)( работа с компьютером, показ на интерактивной доске)

Прочитайте текст

В архитектуре очень важна симметрия. Например, если при постройке здания не будет соблюдаться симметрия, то здания либо разрушиться, либо будет некрасивым.

План

  1. Рассмотрите архитектурные памятники
  2. Определи ось симметрии
  3. Сделай вывод.
  4. Найди не симметричное здание.

- Давайте сделаем вывод: Симметрия играет огромную роль в жизни человека.

Итог урока:

- Вспомните, ребята, с какой пословицей вы познакомились вначале урока? (…)

- Какие знания вы сегодня добыли? (Мы научились определять симметричные фигуры.)

- Какие цели вы поставили перед собой на этом уроке? (…)

- Ребята, кто из вас достиг этих целей?

8. Рефлексия учебной деятельности на уроке

Продолжи предложение

Я научился_________________

Мене было ________________

Хочу ________________    

Мене больше всего понравилось______

- Оцените работу  группы и  свой в клад для достижения цели. (Заполните схему)

5

4

3

2

1

Работа группы

имя

имя

имя

имя

имя

имя

- Спасибо за работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по математике в 3 классе "Площадь фигуры сложной конфигурации" по система Л.В. Занкова

Урок математики в 3 классе по системе Л. В. Занкова. Учебник "Математика" И. И. Аргинская. Тема урока: Площадь фигуры сложной конфигурации...

Урок математики в 1 классе " Части фигур. Соотношение между целой фигурой и ее частями."

Урок ОНЗ.Основные  цели урока: актуализировать умение соотносить части и целое для групп предметов, отрезков, их частей, частей фигур, тренировать вычислительный навык, формировать УУД...

Открытый урок по математике в 3 классе "Площадь фигуры"

Данный материал поможет учителю ввести новое понятие площадь на уроке математике в 3 классе....

Математика открытый урок 3 класс тема "Симметричные фигуры"

Открытый урок по математики 3 класс " Симметричные фигуры"...

Урок математики в 3 классе «ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ. ЗАДАЧИ НА ПОСТРОЕНИЕ СИММЕТРИЧНЫХ ФИГУР»,школа 21 века.

На уроке формируется понятие о симметричных фигурах, умение находить и проводить ось симметрии, с применением  дифференцированных заданий, определением симметрии в искусстве и словах....

Презентация к уроку математики в 3 классе «ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ. ЗАДАЧИ НА ПОСТРОЕНИЕ СИММЕТРИЧНЫХ ФИГУР», школа 21 века.

Презентация содержит задания устного счета, образец выполнения упражнения для самопроверки, иллюстрации примеров симметрии в искусстве и словах....