Конспект урока
план-конспект урока по математике (1 класс) на тему

Нечаева Татьяна Владимировна

Конспект урока по математике 1 класс УМК "Школа России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_po_matematike.docx54.37 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по математике в 1 классе на тему: «Точка. Кривая линия. Прямая линия. Отрезок. Луч».

УМК «Школа России».

Информационно - образовательная среда:

Учебник. Моро М.И. Математика: учебник для 1 класса: в 2 частях / М.И. Моро, М.А. Бантова. – М.: Просвещение. (с. 40-41)

Моро М.И. Тетрадь по математике для 1 класса: в 2 частях / М.И. Моро, М.А. Бантова. – М.: Просвещение. (с. 15)

Моро М. И., Бантова М. А., Бельтюкова Г. В. и др. Математика: Рабочие программы: 1-4 классы.

Электронное приложение к учебнику М.И. Моро. 1 класс: «Прямая линия. Кривая линия. Луч. Отрезок».

                                                                                                       Выполнила:

Нечаева Т.В.

 

Тип урока: урок открытия нового знания.

Цели урока: 1. Познакомить учащихся с геометрическими фигурами: точкой, прямой линией, кривой линией, отрезком, лучом. Выяснить, какие свойства имеет прямая линия, отрезок, луч. Находить сходство и различие данных геометрических фигур.

 2.Развивать математическую речь, пространственное мышление, восприятие, зрительно- моторную координацию, умение строить рассуждения.

3.Воспитывать самостоятельность, усидчивость, положительное отношение к знаниям, добросовестное отношение к учебному труду.

Планируемые результаты

Личностные УУД:

- устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом;

 - определять общие для всех правила поведения;

 - определять правила работы в парах;

 -оценивать  усваиваемое содержание учебного материала (исходя из личностных ценностей);

 - устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.

Метапредметные УУД

 Регулятивные УУД:

 - определять и формулировать цель деятельности на уроке;

 - формулировать учебные задачи;

 - работать по предложенному плану;

 - высказывать свое предположение на основе учебного материала;

  - отличать верно выполненное задание от неверного;

  - осуществлять самоконтроль;

  -совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке.

Познавательные УУД:

- ориентироваться в учебнике, тетради;

 -ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

 - находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт;

 - проводить анализ учебного материала;

 - проводить классификацию, указывая на основание классификации;

  - проводить сравнение, объясняя критерии сравнения

 Коммуникативные УУД:

 - слушать и понимать речь других;

 - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

 - владеть  диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Предметные

-считать различные объекты,

-распознавать, называть, изображать геометрические фигуры (точка, кривая линия, прямая, отрезок, луч);

-находить сходство и различие геометрических фигур (прямая, отрезок, луч).

-чертить прямую, отрезок, луч  с помощью  линейки.

Оборудование: компьютер,  медиапроектор,  презентация в  Power Point, линейки, 2 катушки ниток, ножницы.

Ход урока

1.Организационный момент.

Внимание! Внимание!

Поднимите руки, те, кто хочет сегодня на уроке узнать новое интересное, побыть математиком – исследователем.

Я рада, что мы всем классом отправимся за новыми знаниями. Я желаю нам успешной работы.

 Что пригодится для успешной работы? Проверьте, пожалуйста, как расположены на парте  учебник, тетрадь,  пенал. Почему это важно?

    Если хочешь строить мост,

Наблюдать движенье звезд,

Управлять машиной в поле

Иль вести машину ввысь –

Хорошо работай в школе,

Добросовестно учись.

Планируемые результаты этапа:

Личностные

-возникновение внутренней потребности включения в учебную деятельность

Метапредметные (УУД)

регулятивные:

-осуществлять самоконтроль;

- овладевать умением прогнозировать;

коммуникативные:

- слушать и понимать речь других;

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

- владеть  диалогической формой речи.

2. Этап повторения и актуализации ранее полученных (опорных) знаний и способов действий.

         1) Логическая разминка

- Составите 6 квадратов, как на рисунке на доске.

- Уберите одну палочку, чтобы квадратов стало 5.

2) Игра «Засели домик».

http://100-bal.ru/pars_docs/refs/33/32237/32237_html_7e9d3442.jpg

3) Игра «Молчанка». Учитель показывает пропуск, учащиеся – карточку с соответствующей цифрой.

4-…=2

4-…=3

1+3=…

…- 4=1

5-…=2

5 - 1=…

…- 3=1

4) Задачи-шутки

-Когда цапля стоит на одной ноге, то она весит 3 кг. Сколько будет весить цапля, если встанет на две ноги? (3 кг).

-Когда черной кошке легче всего пробраться в дом? ( Когда дверь открыта).

-У животного 2 левые ноги, 2 правые, 2 спереди, 2 сзади. Сколько ног у животного? (4).

5) Устный счет

-Сосчитай от 1 до 10 и обратно;

-От 1 до 10 через 1.

Планируемые результаты этапа:

Предметные:

-вести счет предметов; составлять выражения по рисунку; повторить состав 5

Метапредметные (УУД)

познавательные:

- выполнять классификацию; обосновывать основание для классификации; ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания).

Личностные

-фиксировать индивидуальное затруднение в выполнении учебного действия.

  1. Этап освоения новых знаний и способов действий.

Сказка о Точке.

 В стране Геометрии жила-была Точка. Она была маленькой. Ее оставил Карандаш, когда наступил на лист тетради, и никто ее не замечал (учитель сопровождает повествования демонстрацией презентации).

Так и жила она, пока не попала в гости к Линиям.

- Посмотрите, какие это были линии? (Прямые и кривые).

- Прямые линии похожи на натянутые веревочки, а веревочки, которые не натянули – это кривые линии.

- Сколько прямых лини? (2).

- Сколько кривых? (3).

Прямая линия начала хвастаться: « Я самая длинная! У меня нет ни начала, ни конца! Я бесконечная!»

Очень интересно стало Точке посмотреть на нее. Сама-то Точка малюсенькая. Вышла она да так увлеклась, что не заметила, как наступила на Прямую линию. И вдруг исчезла Прямая линия. На ее месте появился Луч. Он тоже был очень длинный, но все-таки не такой, как прямая линия. У него появилось начало.

 Испугалась Точка: «Что же я наделала!» Хотела она убежать, да как назло наступила опять на Луч. И на месте Луча появился Отрезок. Он не хвастался, какой он большой, у него уже были и начало, и конец.

Вот так маленькая Точка смогла изменить жизнь больших Линий.

    В процессе чтения сказки учитель зарисовывает на доске прямую линию, луч, отрезок).

http://nsc.1september.ru/2008/03/15.gif

- Сегодня прямая линия, луч, отрезок и точка пришли к нам на урок. Кто догадался, что мы будем делать на уроке? (учиться распознавать и чертить прямую линию, луч, отрезок).

- О каких линиях вы узнали? (О прямой, луче, отрезке).

- Что узнали о прямой линии? (Она не имеет ни начала, ни конца, она бесконечная).

Учитель берет две катушки ниток, натягивает их, изображая прямую линию, и разматывая то одну, то другую, демонстрирует, что прямую линию можно продолжать в оба конца до бесконечности.

- Что узнали о луче? (У него есть начало, но нет конца).

Учитель берет ножницы, разрезает нитку. Показывает, что теперь линию можно продолжать только в один конец.

- Что узнали об отрезке? (У него есть и начало, и конец).

Учитель отрезает другой конец нитки и показывает, что нитка не тянется. У нее есть и начало, и конец.

Планируемые результаты этапа:

Предметные:

-знакомство с прямой линией, отрезком, лучом; находить сходство и различие прямой, отрезка и луча

Метапредметные (УУД)

регулятивные:

-работать по предложенному плану;

- выдвигать свои гипотезы на основе учебного материала.

познавательные:

- ориентироваться в своей системе знаний; уметь сравнивать, называя критерий для сравнения;

коммуникативные:

слушать и понимать речь других; уметь  с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Личностные

-оценивать усваиваемое содержание учебного материала ( исходя из личностных ценностей).

Физкультминутка (дети имитируют движения).

В понедельник мы стирали,
Пол во вторник подметали.
В среду - мы пекли калач.
Весь четверг играли в мяч.
В пятницу мы чашки мыли,
А в субботу - торт купили.
И, конечно, в воскресенье
Звали всех на день рожденья.
Пели, прыгали,
Плясали,
Дни недели - посчитали".

  1. Этап применения полученных знаний.
  1. Работа в тетради с печатной основой.

- Откройте тетрадь на с. 15. Рассмотрите линии. На какие две группы их можно разделить? (Прямые – 2, 3, 5 и кривые – 1, 4).

- Выполните следующее задание. Сколько прямых линий можно провести через две точки? (Одну). Сколько кривых линий можно провести через две точки? (Много).

- Прочитайте следующее задание. Раскрасьте рисунки самостоятельно.

2) работа по учебнику.

- Прочитайте задание на полях на с. 40. Как узнать, какой отрезок самый длинный? (Посчитайте, сколько клеточек составляет длина каждого отрезка).

- Посчитайте и скажите, какой отрезок самый длинный? (Синий).

- Какой самый короткий? (Красный).

- Рассмотрите рисунок на с. 41. Расскажите соседу по парте, какие линии вы видите. (Работа в парах).

- Посмотрите на рисунки и записи, приведенные ниже. Какие записи подходят к рисункам? Объясните их смысл. (4+1=5 – к цыплятам прибежал еще один. Стало 5 цыплят. 5-2=3 – плавали  5 утят, 2 утенка ушли. Осталось 3 утенка. Записи 4-1=3 и 5-1=4 не подходят).

- Самостоятельно составьте записи по схемам, данным ниже.

 «Проверь себя» (учебник на с. 41).

- Какие группы у вас получились? (Лучи – 2, 5 и отрезки – 3, 4).

Планируемые результаты этапа:

Предметные:

-знать свойства прямой линии, отрезка, луча.

Метапредметные (УУД)

регулятивные:

- отличать верно выполненное задание  от неверного; осуществлять самоконтроль;

познавательные:

- осуществлять анализ учебного материала;

коммуникативные:

слушать и понимать речь других; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Личностные

-оценивать усваиваемое содержание учебного материала (исходя из личностных ценностей)

5. Этап подведения итогов урока.

- Понравился ли вам сегодняшний урок?

- Что не понравилось?

Что было сложно для вас?

- Что нового вы узнали о линиях?

- Где в жизни встречаются прямые линии, кривые линии?

- Оцените свою работу с помощью «Светофора».

Планируемые результаты этапа:

Личностные УУД:

- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.

Метапредметные (УУД)

регулятивные:

- осуществлять самоконтроль; давать оценку деятельности на уроке совместно с учителем и одноклассниками; выделять и осознавать то, что уже усвоено и что нужно еще усвоить;

коммуникативные:

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Тема урока

Точка. Кривая линия. Прямая линия. Отрезок. Луч

Цель изучения темы

  • научить выделять точку; научить распознавать линии: кривую, прямую, отрезок, луч и изображать их;
  • учить использовать в речи слова «точка», «кривая линия», «прямая линия», «вершина ломаной», «замкнутая ломаная», «незамкнутая ломаная», «отрезок».

Термины и понятия

«точка», «кривая линия», «прямая линия», «вершина ломаной», «замкнутая ломаная», «незамкнутая ломаная», «отрезок», «луч».

Информационно - образовательная среда

Учебно-методическое сопровождение

Дидактические материалы

ИКТ, ЦОР

Межпредметные связи

  1. Моро М.И., Волкова С.И., Степанова С.В. Математика: Учебник: 1 класс: В 2 ч: 1 ч. (стр.40-51)

  2. Моро М.И., Волкова С.И Математика: Рабочие тетради: 1 класс: В 2 ч. (стр.15-20)

  3. Моро М. И., Бантова М. А., Бельтюкова Г. В. и др. Математика: Рабочие программы: 1-4 классы (стр.18)

  4. Бантова М.А., Бельтюкова Г.В., Степанова С.В. Математика: Методические рекомендации. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений: 1 класс (стр.54-58)

  1. Волкова С.И. Математика: Проверочные работы: 1 класс (стр.10-11)

  2. М.И. Моро Математика: Наглядное пособие. 1 класс.

  3. Точка. Прямая и кривая линии. Луч. Отрезок. 3. Сложение. 4. Вычитание. 5.Сравнение чисел.

  4. Разрезной счетный материал.

Наборное полотно.

  1. Магнитная доска.

Электронное приложение к учебнику М.И. Моро. 1 класс: «Прямая линия. Кривая линия. Луч. Отрезок». «Ломаная. Звено, вершина ломаной. Незамкнутая и замкнутая ломаные».

Окружающий мир (растительность леса, домашние и дикие животные, насекомые, овощи и фрукты, сезонные работы в саду)

Планируемые  результаты изучения темы

Предметные

Метапредметные

Личностные

Ученик научится:

  1. Выделять точку. Различать и называть прямую линию, луч, отрезок,  кривую линию, ломаную линию.
  2. Соотносить реальные предметы и их элементы с изученными геометрическими линиями и фигурами.
  3. Составлять из двух чисел числа от 2 до 5 (4 — это 2 и 2; 4 — это 3 и 1).
  4. Сравнивать любые два числа и записывать результат сравнения, используя знаки сравнения «>», «<», «=».
  5. Находить значения выражений, составлять самостоятельно математические выражения.

Ученик научится:

Познавательные УУД

  • устанавливать закономерности построения рядов из геометрических фигур, чисел;
  • группировать предметы по заданному признаку;
  • классифицировать предметы и числа;
  • моделировать геометрические фигуры; 
  • моделировать разнообразные расположения геометрических фигур на плоскости и в пространстве по их описанию и описывать расположение объектов в пространстве с использованием слов: вверху, внизу, слева, справа, за.

Ученик получит возможность научиться:

  • понимать и выполнять несложные обобщения и использовать их для получения новых знаний;
  • применять полученные знания и способы действий в измененных условиях;
  • выделять из предложенного текста информацию по заданному условию.

Регулятивные УУД

  • понимать и принимать учебную задачу;
  • выполнять самооценку по критериям.
  • учитывать выделенные учителем ориентиры действия в сотрудничестве с ним.

Ученик получит возможность научиться:

  • понимать, принимать и сохранять различные учебно-познавательные задачи; составлять план действий для решения несложных учебных задач, проговаривая последовательность выполнения действий;
  • выделять из темы урока известные знания и умения, определять круг неизвестного по изучаемой теме.

Коммуникативные УУД

  • строить простые рассуждения, оформлять их в форме понятных простых логических высказываний;
  • задавать вопросы;
  • работать в паре;
  • учитывать разные мнения,
  • договариваться и приходить к общему решению.

Ученик получит возможность научиться:

  • применять математические знания и математическую терминологию при изложении своего мнения и предлагаемых способов действий;
  • включаться в диалог с учителем и сверстниками, в коллективное обсуждение проблем, проявлять инициативу и активность в стремлении высказываться;
  • совместно со сверстниками ставить задачу групповой работы (работы в паре), распределять функции в группе (паре) при выполнении заданий, проекта;
  • оказывать помощь товарищу в случаях затруднений;
  • слушать партнёра по общению (деятельности);

аргументированно выражать свое мнение.

Ученик получит возможность формирования:

  1. Внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе (принятие и осознание роли ученика).
  2. Положительного отношения к математике как предмету изучения.
  3. Учебно-познавательного интереса к новому  учебному материалу и способам решения новых учебных и практических задач.
  4. Осознания себя частью (членом) классного коллектива.
  5. Понимания причин успеха/ неуспеха в овладении учебным материалом.
  6. Способности к самооценке учебной деятельности на основе критериев успешности.

Изучение и первичное закрепление новых знаний

Точка. Линии: кривая, прямая. Отрезок. Луч. Ломаная линия. Звено, вершина ломаной. Знаки сравнения «>»  - больше, «<» - меньше, «=» - равно. Равенство. Неравенство. Многоугольник.

Определение понятий «точка, прямая и кривая линии, отрезок, луч». Знакомство с понятием «ломаная линия», выявление различий между замкнутой и незамкнутой ломаными линиями, выделение вершин ломаной, определение количества звеньев ломаной. Работа с понятиями «длиннее», «короче». Сравнивание отрезков по длине.  Знакомство с понятием «многоугольники», определение количества сторон и вершин многоугольника. Запись математических выражений. Знакомство с понятиями «равенство» и «неравенство».

5

Фронтальная работа.

Ставят учебные задачи, используя целевые установки учебника (У – с. 40).

Определяют на глаз и обсуждают с классом, какой отрезок самый длинный по рисунку на полях (У - с. 40).

Знакомятся с понятиями точка, прямая, кривая линии, луч, отрезок. Находят отличия между ними. Формулируют определения.

Работа в паре.   

Распознают кривые линии, отрезки, лучи, работая  в паре.

Доказывают правильность выбора по заданию (У - с. 41).

Практическая работа.

Чертят точку, кривую, прямую, ломаную линии, луч, отрезок. Индивидуальная работа. 

Сравнивают линии, многоугольники. Делают вывод. (У - с. 42 на полях).

Определяют количество звеньев и вершин у ломаной линии. Записывают математические выражения,  вычисляют значение (У - с. 42 -43).

Фронтальная работа.

Знакомятся с понятием «длина», сравнивают длины отрезков с помощью разрезного материала (У - с. 44).

Анализируют и сопоставляют расположение геометрических фигур в пространстве (У - с. 45 на полях).

Фронтальная работа.

Ставят учебные задачи, используя целевые установки учебника (У – с. 46).

Знакомятся со знаками сравнения «больше», «меньше» и «равно»

Сравнивают 2 числа (У – с. 46).

Читают записи, в которых использованы знаки сравнения «>», «<», «=» (У – с. 47).

Выполняют задания, используя  знания о составе числа 5 (У - с. 47, У - с. 47 на полях).

Индивидуальная работа. 

Закрепляют понятие «длина». Сравнивают ответы, анализируют и делают выводы (У - с. 47).

Фронтальная работа.

Ставят учебные задачи, используя целевые установки учебника (У – с. 48).

Знакомятся с понятиями «равенство» и «неравенство»

Составляют равенства и неравенства,  используя карточки (У - с. 48 на полях).

Анализируют и определяют неверные равенства и неравенства (У - с. 48).

Индивидуальная работа. 

С помощью карточек составляют верные равенства и неравенства. Записывают верные равенства и неравенства (У - с. 48).

Фронтальная работа.

Знакомятся с понятием «многоугольник». Определяют особенности, виды многоугольников. Находят отличия между ними. Формулируют определения (У – с. 50).

Составляют математические выражения к схемам и рисункам, используя знаки сравнения «>», «<», «=» (У – с. 51).

Чертят многоугольник в тетради (У – с. 51).

Развивает глазомер. Пересчитывает и называет количество предметов. Различает между собой геометрические фигуры, изображает с помощью линейки замкнутую и незамкнутую линии. Различает многоугольники, знает названия многоугольников.

Правильно записывает знаки «больше», «меньше», «равно», понимает значение терминов. Составляет числовые равенства и неравенства.

Построй точку, отрезок, луч. Начерти замкнутую ломаную линию, какой многоугольник у тебя получился? Запиши цифры от 1 до 5 в обратном порядке. Запиши неравенства, использую числа 2 и 4, 5и 3, 1 и 5. Запиши математические выражения, результатом которых является число 4.

Закрепление новых знаний и освоение способов действий

Соотнесение рисунка и числового равенства. Состав чисел от 2 до 5.

Работа с составом чисел от 2 до 5 по учебнику с. 44-45, 49.

Выполнение заданий в рабочей тетради на с. 15-20.

1

Фронтальная работа.

Работают над составом чисел 1 – 5, используя разрезной материал (У – с. 44 - 45).

Работают с составом числа 5.

Выполняют задания на подбор монет, выбирают записи для рисунков, задание – игра «Заселяем домики» (У - с. 49).

Фронтальная работа.

Работают  в тетрадях. Рассматривают линии, классифицируют их.

Доказывают правильность выбора. Подбирают соответствующую запись для каждого рисунка (РТ - с. 15,16, 20).

Индивидуальная работа. 

Чертят прямую линию в рабочей тетради (РТ - с. 15), изображают  ломаную линию (РТ - с. 16, 17), чертят фигуры по заданному количеству (РТ – с. 20).

Подбирает соответствующие записи для рисунка. Соотносит рисунок и числовое равенство.  Определяет состав чисел 1 – 5. Находит значения математических выражений, самостоятельно составляет математические выражения.

Чертит прямую и ломаные линии.

Начерти две прямые линии разного цвета и размера. Определи, какая из линий длиннее? Короче? Из ряда предложенных многоугольников выбери и раскрась четырёхугольники.

Обобщение и систематизация знаний и способов действий

Выполнение заданий в тетради «Проверочные работы» с 10 - 11. Работа с  вопросами «Чему научились?», «Что узнали?»

Индивидуальная работа 

Выполняют задания в тетради «Практические работы» (ПР - с. 10-11). Определяют степень трудности задания. Обращаются за помощью к учителю. Осуществляют самопроверку заданий по ответам одноклассников или эталону учителя. Отвечают на вопросы учителя «Что мы учились делать на этих уроках?», «Что нового узнали?», «Как мы учились различать точку, прямую, отрезок», «Как  учились различать замкнутые линии от незамкнутых? Прямые линии от кривых?»

Понимает задания. Обращается за помощью к одноклассникам, учителю. Работает с линейкой. Чертит линии. Записывает равенства и неравенства, выбирая необходимый знак.

Выполни задание «Путь ёжика» (У - с.  51)

Коррекция знаний и способов действий

Рекомендуется включать упражнения, развивающие практические умения ребёнка: начерти прямую линию, луч, отрезок; проведи 2 пересекающиеся прямые; на прямой отметь 2 (3) точки и сосчитай отрезки, которые при этом получились; сравни отрезки на глаз, расположенные друг под другом. Понятие «многоугольник» следует вводить на основе сравнения треугольников и четырёхугольников.

Для закрепления понятий о геометрических фигурах целесообразно использовать электронное приложение к учебнику М.И. Моро. 1 класс: «Прямая линия. Кривая линия. Луч. Отрезок». «Ломаная. Звено, вершина ломаной. Незамкнутая и замкнутая ломаные». «Многоугольники».  

III. Рефлексия педагогической деятельности


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по русскому языку 4 класс " Имя прилагательное", конспект урока по математике 4 класс "Деление многозначного числа на однозначное"

Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний.   Конспект урока по математике ( 4 класс). Автор -...

Конспект урока окружающий мир на тему "Равнины и горы". В конспекте указаны этапы урока и виды деятельности учителя и учащихся.

В конспекте урока расписаны этапы урока и виды деятельности учащихся на каждом из них. Знакомство с новым материалом подводится через решение проблемной ситуации. На уроке дети работают в парах, групп...

План-конспект урока по физической культуре для 4 класса. Конспект - урока: Использование современных танцевальных фитнес программ на уроке физической культуры

Цель: Повысить интерес к занятиям физическими упражнениями, через музыкально - двигательную деятельность учащихся, содействовать поддержанию и развитию их активности.Задачи:1.Формировать двигате...

План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"

Урок литературного чтения в 1 классе  «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...

Конспект интегрированного урока для 1 класса (окружающий мир - математика). Конспект урока по математике для 4 класса

Урок можно проводить как в классе так и в условиях выездной школы.Тема:  Как появилась наука геометрия.Ожидаемый результат: ученик, который умеет отличать кривую линию от прямой. Ребенок, у котор...