Ход урока. I.Организационный момент. Ну-ка проверь дружок Ты готов начать урок? Все ль на месте, Все ль в порядке? Ручка, книжка и тетрадка? Все ли правильно сидят Каждый хочет получать Только лишь оценку «5» II. Объявление темы и цели урока: - Учитель:-Сегодня на уроке математике мы будем с вами закреплять умение решать задачи на движение, вспомним правила, как находить скорость, время, расстояние.
- Учитель: -Но урок у нас не совсем обычный. Мы отправимся в путешествие по сказке.
Жил-был Иван-царевич. И у него была невеста –Елена Прекрасная. Однажды гуляли они в роще. Вдруг налетел вихрь и унес Елену. Опечалился Иван-царевич, упал на землю, залился слезами. А берёзка над ним шелестит: «Не плачь, добрый молодец, найдёшь ты свою невесту у Кощея Бессмертного в невиданной стране. Всё там подчинено законам математики». III.Устный счёт. Отправился Иван-царевич в дальний путь. Помогал ему на первых порах клубок. А чтобы клубок указал ему дорогу, надо хорошо поработать устно. - Решение круговых примеров.
(Слайд 1) - Учитель: Расположите ответы в порядке убывания.
- Ученик: 72,66,48,36,24,8,6,4
- Учитель: Что общего у этих чисел?
- Ученик: Это все четные числа.
- Задачи. (Слайд 2)
а) Избушка на курьих ножках за 8 ч пробежала 72 км. С какой скоростью бежала избушка? - Учитель: Что известно в задаче? Что нужно узнать?
- Ученик: Известно расстояние 72 км и время – 8 часов. Нужно найти скорость.
- Учитель: Вспомним правило.
- Ученик: Чтобы найти скорость, необходимо расстояние разделить на время.
б) Кощей Бессмертный пролетел на Змее Горыныче 180 км. Сколько часов они были в пути, если скорость Змея Горыныча 90 км/ч? - Учитель: Что известно в задаче?
- Ученик: В задаче известен путь – 180 км, скорость – 90 км/ч.
- Учитель: Что нужно узнать?
- Ученик: Надо найти время.
- Учитель: Вспомните правило.
- Ученик: Чтобы найти время, надо путь разделить на скорость.
в) Иван-царевич шел тропинками не хожеными 6 ч со скоростью 6 км/ч. Какова длина пройденных тропинок? - Учитель: Что известно в задаче?
- Ученик: В задаче известно время – 6 часов и скорость – 6 км/ч.
- Учитель: Что нужно узнать?
- Ученик: В задаче неизвестен путь.
- Учитель: Вспомните правило.
- Ученик: Чтобы найти путь, надо скорость умножить на время.
(Слайд 3) г) Иван-царевич на ковре-самолете и Баба-Яга в ступе одновременно прилетели из замка Кощея в тридевятое царство. Баба-Яга вылетела раньше. Кто летел быстрее? Ученик: Иван-царевич летел быстрее. Итак, в путь. (Слайд 4) Девиз нашего пути: кто идет вперед, того страх не берет. IV. Работа над пройденным материалом. Долго ли, коротко ли шел он – на пути встретилась река, но мост сломан. Справится с заданием Иван, значит починит мост и перейдет через реку. Поможем Ивану-Царевичу. – Открыли тетради, записали число, классная работа. Работа по учебнику.- Давайте решим задачу №231 с.54(1 ученик решает у доски все остальные в тетрадях.) - Учитель: Что известно в задаче?
- Ученик: В задаче известен путь 50м и время- 25с.
- Учитель: Что нужно узнать?
- Ученик: Необходимо узнать скорость.
- Учитель: Вспомним правило.
- Ученик: Чтобы найти скорость, надо путь разделить на время.
Работа в тетради на печатной основе. Учитель: Откройте тетради на печатной основе с.30 №99. Заполните таблицы. V. Физминутка. Мы туристы, мы в пути. Веселей шагайте ноги. Легче выдох, глубже вдох: Путь не близок, недалек. Впереди течет ручей: Перепрыгнем поскорей. VI. Работа над пройденным материалом. С вашей помощью Иван-царевич благополучно миновал реку. А за ней лес. Лесная тропинка привела Ивана к избушке на курьих ножках. Вошел он в избу и видит: сидит на лавке Баба-Яга с учебником математики в руках. Увидела царевича и говорит: «Знаю, зачем пришел, но сначала выполни задание» Работа в тетради на печатной основе. Учитель: Открыли тетради на печатной основе с.31 №101. Задание: Выбрать верный ответ.
Работа с интерактивной доской. -Реши три задачи на нахождение скорости, времени, расстояния. (Слайд 5) 1. Какое расстояние пролетит Баба-Яга от избушки до колодца за 3ч, если будет лететь со скоростью 15 км/ч? 2. Баба-Яга отправилась к Водяному ловить лягушек для снадобья. Сколько времени займет ее путь, если она будет лететь со скоростью 15 км/ч, а расстояние равно 75 км? 3. от Водяного Яга отправилась к Кощею. С какой скоростью она долетит, если расстояние 160 км, а лететь она будет 8ч? -«Молодец, Иван-царевич. Открою тебе два секрета: Кощея игла, в которой заключена смерть его, хранится теперь в сундуке под троном. Открыть тот сундук можно, решив задание, написанное на нем. А чтобы войти во дворец к Кощею надо справиться с замком, на котором написано задание»
Работа по учебнику. Учебник математика 4 класс (часть первая) с.55 №232-задача. -Читаем, разбираем, решаем задачу. Пока весь класс работает с задачей, два ученика выполняют индивидуальное задание по карточкам. Карточка 1. Заполните таблицу: Ф.И. Животные | Величины | расстояние (S) | t | v | Дельфин | 300 км | 5 ч | ? | Акула | 140 км | 4 ч | ? |
| 120 км | 3 ч | ? |
Карточка 2. Заполните таблицу: Ф.И. Животные | Величины | S | t | v | Жаворонок | ? | 5 ч. | 8 км/ч | Воробей | ? | 4 ч. | 6 км/ч | Гуси | ? | 3 ч. | 15 км/ч |
«Вот теперь, - говорит Баба-Яга, - бери ступу и лети в Кощеево царство» Поблагодарил Иван-царевич Бабу-Ягу, сел в ступу и через полминуты приземлился на развилке дорог. Вылез Иван-царевич из ступы и призадумался, по какой дороге идти. Одна дорога короткая с трудным заданием, а другая длинная, но простая задачей. Самостоятельная работа (учебник «Математика 4 класс») 1 вариант: с.57 №241 2 вариант:с.57 №242 Иван-царевич сделал все правильно, и перед ним расступились деревья, указывая ему путь в Кощеево царство. Обрадовался Иван-царевич, что нашел нужную дорогу. Но прежде чем идти к Кощею, решил немножко размяться. VII. Физминутка. По порядку стройся в ряд! На зарядку все подрят! Левая! Правая! Бегая, плавая, Мы растем смелыми, На солнце загорелыми, Ноги наши быстрые, Метки наши выстрелы. Крепки наши мускулы. И глаза тусклые. По порядку стройся в ряд! На зарядку все подрят! Левая! Правая! Бегая, плавая, Мы растем смелыми, На солнце загорелыми, VIII. Увидел Кощей Бессмертный, что идет к нему Иван-царевич, и решил претвориться добреньким, а сам задумал дело хитрое. Тем временем Иван-царевич справился с шифровками, которые дала ему Баба-Яга и разгадал секреты замка. -Наш герой появился перед Кощеем, а тот говорит ему так ласково: «За невестой пришел, добрый молодец? Давай мирно договоримся: задам я тебе всего одно задание. Справишься с ним – забирай Елену Прекрасную, а не решишь – голова твоя с плеч долой!». Делать нечего, согласился Иван.
Работа в тетради на печатной основе. С.31 №102 – примеры. Решил Иван-царевич задание, но не захотел Кощей Бессмертный выполнить свое обещание. Выхватил тогда Иван меч, и стали они сражаться. Шаг за шагом все ближе подбирается Иван к трону. Вот уже и схватил он сундук с иглой. На сундуке задание: (Слайд 6) За 24 часа (сутки) сердце Кощея делает 2400 ударов. С какой скоростью бьется сердце Кощея? 2400:24=100 (уд/ч) IX. Закрепление пройденного материала. Решил Иван- царевич задание, в тот же миг сундук открылся. Иван взял в руки иглу и переломил ее. Кощей упал замертво, а в стене открылась потайная дверь и вышла Елена прекрасная. Стал Иван-царевич рассказывать о своих приключениях, о том, с какими трудностями пришлось ему встретиться на пути к невесте. Елена прекрасная восхитилась Иваном и спросила, может ли он выполнить еще задание – трудное. Иван-царевич согласился. Вот, что предложила ему Елена прекрасная: (Слайд 7) - Учитель: Как можно найти скорость, зная время и расстояние? V=?
- Ученик: V=S : t
- Учитель: Как найти расстояние, зная скорость и время? S=?
- Ученик: S=V * t
- Учитель: Как найти время, зная скорость и расстояние? T=?
- Ученик: t = S : V
X. Итог урока. - Все решил Иван-царевич. Похвалила его Елена Прекрасная, и отправились они домой, в свое царство. Сыграли свадьбу и стали жить в мире и согласии. - Вот и закончилась сказка. Понравилась она всем? А чему она учит? - Все сегодня на уроке старательно работали. Закрепили решение задач на движение. На последующих уроках эти знания и умения вам пригодятся для решения более сложных задач на движение. XI. выставление оценок с комментарием. XII. Домашнее задание с комментированием – с.57 задача №246, с. 58 примеры №251 – учебник «Математика 4 класс» (первая часть).
|