Методическая разработка урока по математике для 1 класса по теме "Равные фигуры" (Л.Г.Петерсон) с презентацией
методическая разработка по математике (1 класс) по теме

Широких Ирина Геннадиевна

Урок проводится в форме деловой игры 4-х команд с применением деятельностного метода обучения, сопровождается презентацией.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon ravnye_figury_1_klass.zip1.59 МБ

Предварительный просмотр:

АДМИНИСТРАЦИЯ ЛЕНИНСКОГО РАЙОНА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ГОРОД САРАТОВ»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «МЕДИКО-БИОЛОГИЧЕСКИЙ ЛИЦЕЙ» Г.САРАТОВА


Равные фигуры

Методическая разработка

урока по математике

1 класс

Учитель: Широких Ирина Геннадиевна

Саратов

2013

1.Программа: Петерсон Л.Г. Математика. 1-4 класс.

2.Учебник: Петерсон Л.Г. Математика.1 класс.

3.Дополнительная литература: Петерсон Л.Г. Математика. 1 класс. Метод.рекомендации.   Пособие для учителя – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Ювента, 2007.

4.Тип урока: ОНЗ

5.Форма урока: деловая игра

6.Основные цели урока:

  • Познакомить с понятием «равные фигуры» и способом нахождения равных фигур.
  • Закрепить навык счёта в пределах 9.
  • Тренировать способность к исправлению допущенных ошибок

на основе рефлексии собственной деятельности.

7.Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, доска.

   Демонстрационный материал: мультимедийная презентация.

   Раздаточный материал:

  1. таблички с названием команд «Квадраты», «Прямоугольники», «Круги», «Треугольники»;
  2. геометрические фигуры: 3 квадрата, 3 прямоугольника, 3 круга, 3 треугольника красного, жёлтого, зелёного цвета, причём фигуры жёлтого и зелёного цвета равные;
  3. карточки для каждой команды с числами:1,2,3,4,5,6,7,8,9 на одной стороне и соответственно с буквами на другой стороне: ф, л, и, г, а, у, р, в, ы;
  4. индивидуальные геометрические тетради разной формы: для Квадратов- квадратные, для Прямоугольников- прямоугольные, для Кругов-круглые, для Треугольников-треугольные и разного цвета: красные с выражениями для I уровня, зелёные с выражениями для II уровня, жёлтые с выражениями для III уровня;
  5. листы оценки работы команды

 

6) цветные квадраты размером 10Х10, листы А-4, ножницы, клей для каждой команды.

8. Ход урока.

I. Самоопределение к учебной деятельности. (2 мин)

Цель:

  1. мотивировать учащихся к учебной деятельности через создание доброжелательной атмосферы в классе;
  2. определить содержательные рамки урока: геометрические фигуры.

Организация учебного процесса на этапе 1:

Слайд 1, 2

- Сегодняшний урок мы проведём под девизом «Ум хорошо, а два лучше». Как вы понимаете эту пословицу?

- Как должна работать команда? Какие пословицы о дружбе вы знаете?

- Желаю вам дружной командной работы и удачи!

- Результаты работы команды на каждом этапе урока вы будете фиксировать в таблице, закрашивая квадрат красным цветом.

II. Актуализация знаний и фиксация затруднения в индивидуальной деятельности. (11 мин)

Цель:

  1. тренировать способность к применению способа сложения и вычитания чисел в пределах 9;
  2. тренировать мыслительные операции: сравнение, анализ, обобщение;
  3. организовать затруднение в индивидуальной деятельности и его фиксацию учащимися в громкой речи.

Организация учебного процесса на этапе 2:

  1. Тренировка вычислительных навыков и мыслительных операций.(5 мин)

Слайд 3.  

- Хотите узнать, о чём мы будем говорить на уроке? Тогда каждой команде предстоит расшифровать слово.

Вычислите значения этих выражений: 

8-3+4=9
7-4=3
9-5=4
3+3+1=7
9-8 =1

9-3=6

   (Командам раздаются карточки с числами: 1,2,3,4,5,6,7,8,9.)

- Возьмите карточки с результатами выражений, расположите их в порядке возрастания и переверните. Прочитайте полученное слово. Проверяем:

       1         3         4              6           7          9      

        Ф        И         Г           У           Р         Ы

- Какие фигуры вам известны? Сегодня на уроке мы будем говорить о геометрических фигурах. Закройте, пожалуйста, глаза. (Командам раздаются таблички с названиями «Треугольники», «Прямоугольники», «Квадраты», «Круги»). Откройте глаза и прочитайте хором название своей команды.

- Подведение итогов – команда, справившаяся с заданием, закрашивает квадрат с цифрой 1. (Если команда без ошибок справляется с заданием, она закрашивает данный квадрат полностью. Если командой допускаются ошибки, то квадрат закрашивается частично.)

   Слайд 4.

2. Представление команд.(2 мин)

- Вы стали жителями необычной страны Геометрия, в которой дружно живут разные фигуры. Давайте знакомиться.

- Что каждая команда может рассказать о своей фигуре?

Капитан каждой команды даёт определение своей фигуре и называет её признаки.

- Подведение итогов – команда, справившаяся с заданием, закрашивает квадрат с цифрой 2.

Слайд 5.

3. Сравните фигуры.(2 мин)

- Назовите отличительные и общие признаки геометрических фигур.

(Команды по очереди сравнивают геометрические фигуры по размеру, цвету и форме:

  • большой синий овал и маленький жёлтый круг;
  • маленький жёлтый круг и большой жёлтый прямоугольник;
  • большой жёлтый прямоугольник и маленький красный треугольник;
  • маленький красный треугольник и большой зелёный треугольник;
  • большой зелёный треугольник и фиолетовый маленький квадрат.

- Подведение итогов – команда, справившаяся с заданием, закрашивает квадрат с цифрой 3.

Слайд 6.

4. Сравнение фигур. (2 мин)

- Жители страны Геометрия готовятся к встрече нового года и готовят подарки для своих друзей. Вот какие открытки смастерили друзья Прямоугольники.

Они решили выяснить, чья открытка больше. Долго они уже спорят. Может уважаемые команды, вы поможете разрешить их спор?

III. Выявление причин затруднения и постановка цели деятельности.

(2 мин)

Цель:

  1. выявить и зафиксировать место и причину затруднения;
  2. согласовать цель и тему урока.

Организация учебного процесса на этапе 3.

- Какое задание выполняли?

- Почему же мнения разделились?

- Поставьте перед собой цель.

- Значит, какова тема урока?

Слайд 7.

Открыть тему урока на доске «Равные фигуры».

Слайд 8.

Цель:
Познакомиться с понятием «равные фигуры» и способом нахождения равных фигур.

- Подведение итогов – команда, справившаяся с заданием, закрашивает квадрат с цифрой 4.

IV. Построение проекта выхода из затруднения.

Цель:

  1. сформировать представление о равных фигурах, о способах нахождения равных фигур;
  2. зафиксировать новый способ действия в речи.

Организация учебного процесса на этапе 4:

  1. Сравнение фигур путём наложения.(3 мин)

- Все жители страны Геометрия мастерят новогодние открытки. Найдите среди них равные. Каждой команде предлагается сравнить 3 фигуры. ( У «Треугольников» – треугольники красного, жёлтого и зелёного цвета, у «Квадратов» – квадраты красного, жёлтого и зелёного цвета, у «Прямоугольников» – прямоугольники красного, жёлтого и зелёного цвета, у «Кругов» – круги красного, жёлтого и зелёного цвета.)

- Проверка. Каким цветом равные открытки? (Жёлтого и зелёного.)

- Как можно найти равные фигуры?

- Когда фигуры неравны?

- Когда фигуры равны?

Слайд 9.

Слайд 10.

- Какие фигуры являются равными?

Равные фигуры при наложении совпадают.

Подведение итогов – команда, справившаяся с заданием, закрашивает квадрат с цифрой 5.

Слайд 11.

Физминутка для глаз «Карандаши». (1 мин)

Подведение итогов – команда, справившаяся с заданием, закрашивает квадрат с цифрой 6.

V. Певичное закрепление во внешней речи. (5 мин)

Цель:

создать условия для фиксации изученного способа действия во внешней речи.

Организация учебного процесса на этапе 5:

- Для выполнения следующего задания вам понадобятся цветные карандаши. Приготовьте коробки с карандашами.

№ 1 (Б)

- Откройте в учебнике № 1(Б), стр. 36. Какую работу нужно выполнить? (Найти равные фигуры и раскрасить одинаковым цветом.)

- Что вам поможет найти равные фигуры? (Фигуры поделены на квадратики. Можно их сосчитать и найти равные.)

Учащиеся каждой команды по очереди называют равные фигуры и доказывают своё решение.

Подведение итогов – команда, справившаяся с заданием, закрашивает квадрат с цифрой 7.

Слайд 12.

VI. Самостоятельная работа №1 (А) с самопроверкой по эталону. (5 мин)

Цель:

проверить своё умение находить равные фигуры на основе сопоставления своего решения с эталоном для самопроверки.

Организация учебного процесса на этапе 6:

Учащиеся выполняют самостоятельную работу №1 (А), аналогичную работе №1 (Б).

Слайд 13.

- Проверка.  Б=Г, Е=З, Д=Ж.

Учащиеся самостоятельно сопоставляют полученное решение с эталоном для самопроверки.

- Раскажите о своих успехах. Кто справился с заданием?

Подведение итогов – команда, справившаяся с заданием, закрашивает квадрат с цифрой 8.

VII. Включение в систему знаний и повторение.

Цель:

  1. повторить вычислительные навыки в пределах 9;
  2. тренировать способность к конструированию.

Организация учебного процесса на этапе 7:

Слайд 14.

  1. Тренинг мыслительных операций и вычислительных навыков.    

    (5 мин)

   А сейчас мы проверим скорость ваших вычислений. Выполните устно вычисления и запишите полученные результаты. (Два ученика работают на закрытых досках, остальные – в тетрадях).

  • Запишите число последующее числу 8.
  • Запишите число предыдущее числу 7.
  • Вычислите сумму чисел 4 и 3.
  • Вычислите разность чисел 9 и 5.
  • Слагаемое 6, слагаемое 2. Найдите сумму.
  • Уменьшаемое 9, вычитаемое 3. Найдите разность.
  • Решите задачу. На улице 1-й проспект Четырёхугольников построили 7 прямоугольных и 2 квадратных дома. Сколько всего домов на этой улице?
  • Сколько всего углов у квадрата, прямоугольника и круга?

   Поменяйтесь тетрадями с соседом и выполните проверку математического диктанта. Ответы: 9, 6, 7, 4, 8, 6, 9, 8. Оцените свою работу.

   Поднимите руки, кто справился с диктантом без ошибок; кто допустил 1-2 ошибки, кто допустил более 2 ошибок. Молодцы!

- Подведение итогов – команда, справившаяся с заданием, закрашивает квадрат с цифрой 9.

Слайд 15.

  1.  Решение выражений. (5 мин)

- Решите примеры в геометрических тетрадях.

 (Учащиеся решают разноуровневые выражения, записанные на геометрических фигурах с одинаковыми ответами).

I уровень                        II уровень                             III уровень

(красные фигуры)        (зелёные фигуры)                  (жёлтые фигуры)  

4+1=5                                   3+2=5                                     9-4=5

6-4=2                                    7-5=2                                      8-6=2

6-3=3                                    7-4=3                                      8-5=3

4+4=8                                   6+2=8                                 9-5+4=8

8-1=7                                     9-2=7                                 6-3+4=7

Проверка в парах.

  1. Результат первого выражения равен самой высокой отметке в школе. (5)  
  2. Результат второго выражения равен числу детей, сидящих за одной партой. (2)
  3. Результат третьего выражения равен числу сторон в треугольнике. (3)
  4. Результат четвёртого выражения равен числу ног у осьминога. (8)
  5. Результат пятого выражения равен числу дней в неделе. (7)

- Кто выполнил работу без ошибок? Допустил 1-2 ошибки?

- Молодцы!

Подведение итогов – команда, справившаяся с заданием, закрашивает квадрат с числом 10.

Слайд 16.

  1. Аппликация из геометрических фигур. (5 мин)

- Где в жизни вы встречались с равными фигурами?

- На каком уроке мы часто используем равные фигуры?

- Сейчас проведём мини-технологию. Каждая команда смастерит подарок из геометрических фигур своим друзьям.

(Каждая команда получает квадрат размером 10Х10)

- Как квадрат разделить на равные треугольники? (Члены команды по очереди разрезают квадрат на 8 равных треугольников и конструируют из них поделку.)

- Подведение итогов: команды обмениваются подарками.

Подведение итогов – команда, справившаяся с заданием, закрашивает квадрат с числом 11.

Слайд 17.

VIII.Рефлексия деятельности. (1 мин)

Цель:

  1. зафиксировать в речи способы нахождения равных фигур;
  2. зафиксировать затруднения, которые остались, и способы их преодоления;
  3. оценить собственную деятельность и деятельность своей команды на уроке.

Организация учебного процесса на этапе 8:

- Закройте, пожалуйста, глаза. (Учитель убирает таблички с названием команд.)

- Мы вернулись из страны Геометрия и вновь стали обычными девчонками и мальчишками.

- Какой теме был посвящён урок?

- Какую цель поставили?

- Достигли ли мы её? Докажите.

- Кто считает, что он усвоил тему урока? Хлопните в ладоши.

- У кого остались вопросы?

- Оцените работу своей команды  на уроке.

Подведение итогов – команда, справившаяся с заданием, закрашивает квадрат с числом 12.

- Капитаны покажите листы оценки.

Побеждает та команда, у которой закрашены все квадраты полностью.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по математике 3 класс

Урок по математике к учебнику М.И.Моро, 3 класс с презентацией....

Методическая разработка урока по математике. 4 класс.

Методическая разработка урока по системк Л.В.Занкова. Математика. 4 класс. Тема: « Скорость сближения»....

методическая разработка урока по математике 1 класс "Сравнение чисел"

Тема урока «Сравнение чисел». 1 класс «Начальная школа 21 века»Тип урока: освоение новых знаний.Цели:1. Сформировать способность к сравнению чисел.2. Совершенствовать вычислительные навыки.3. Развиват...

Методическая разработка урока по математике 1 класс "Школа России" "Прибавить и вычесть число 2"

Цуканова Е.А.учитель начальных классов МОУ «СОШ №1»города ВалуйкиБелгородской областиМетодическая разработка урока по математике 1 класс «Школа России»...

Методическая разработка урока по математике 1 класс по теме "Слагаемое.Сумма"

Разработка урока по математике 1 класс по теме Слагаемое. Сумма""...

Методическая разработка урока по математике 2 класс «Помощь тьютора ученикам с ОВЗ на уроке математики».

 Моделирование вариантов тьюторского сопровождения особого ребенка напрямую зависит от его особых потребностей, включая состояние психофизического здоровья, а также от образовательной сред...