Методическая разработка урока по математике.
методическая разработка по математике (3 класс) по теме

Разработала урок по математике для 3 класса по УМК "Планета знаний" С этим уроком участвовала в конкурсе "Симфония урока". За этот урок получила Диплом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_po_matematike.doc123 КБ
Office presentation icon Prezentaciya_k_uroku_matematiki.ppt2.79 МБ

Предварительный просмотр:

Благовещенский район г. Благовещенск

 муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

основная общеобразовательная школа №2

Конкурс методических разработок «Симфония урока»

Предмет: математика 3 класс

                                                                       Подготовила:

                                                                                               учитель начальных классов

                                                                        Загитова Гузэль Сафуановна

2011год

   Тема урока: "Делим сумму"

Цель:   Формирование умений выполнять деление двузначного числа на однозначное, выбирая удобный способ вычислений.

      Задачи:

      Образовательные:

  1. Вывести правило деления суммы на число, сформировать способность к выполнению его на основе внетабличного  деления.
  2. Закреплять навыки табличного умножения и деления;
  3. Совершенствование навыков решения выражений на сложение и вычитание в пределах 1000;
  4. Совершенствовать навыки решения задач
  5. Совершенствовать навыки решения выражений на порядок действий.

      Развивающие:

  1. Развитие математической речи;
  2. Развитие внимания;
  3. Развитие логического мышления;
  4. Развитие кругозора.

       Воспитательные:

  1. Воспитывать интерес к математике;
  2. Воспитывать самостоятельность;
  3. Аккуратность в ведении тетради;
  4. Воспитывать желание преодолевать трудности. 

Оборудование: учебник по математике для 3 класса (ч.1) М.И.Башмаков, презентация (сюжетная линия – путешествие по Индии), компьютер, карточки с дифференцированным заданием, фишки.

Категория детей: дети разного уровня

Ожидаемый результат:

- каждый ученик должен научиться делить сумму на число;

- учащиеся должны знать названия компонентов, пользуясь математической терминологией;
- повышение активности на уроке;
- улучшение результатов обучения.

1.

Самоопределение к деятельности.

1. Регулятивные УУД

Ролевая саморегуляция.

2. Коммуникативные УУД

Планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.

3. Личностные УУД

Действия смысла образования.

2.

Актуализация знаний

1. Познавательные УУД

Общеучебные (Знакомство с правилом деления суммы на число. Формирование умений выполнять деление двузначного числа на однозначное.)

2. Регулятивные УУД

Контроль, прогнозирование перед выполнением действий, волевая саморегуляция.

3.

Постановка учебной проблемы

1. Познавательные УУД

Постановка формулирования проблемы, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание

4.

Открытие нового знания

1. Познавательные УУД

Знаковое символическое моделирование, выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.

2. Регулятивные УУД

Целепологание, планирование, прогнозирование.

3. Коммуникативные УУД

Планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, умение выражать свои мысли.

5.

Самостоятельная работа, самопроверка по эталону.

1.Познавательные УУД

Осознанно и произвольно строить речевые высказывания.

2.Регулятивные УУД

Контроль, коррекция, оценка.

6.

Работа по учебнику

.

1.Познавательные УУД

Закрепление, анализ, синтез

7.

Обобщение

1.Познавательные УУД

Использование индуктивного умозаключения.

2.Личностные УУД

Формирование ценностных ориентаций (саморегуляция, стимулирование, достижение).
Формирование математической компетентности.

8.

Рефлексия

1. Регулятивные УУД

Ролевая саморегулятивация

Ход урока

Этапы

Методические комментарии

1.

Самоопределение к деятельности (оргмомент).

Прозвенел звонок для нас!

Встали все у парт красиво,

Поздоровались учтиво,

Тихо сели, спинки прямо.

Все легонечко вздохнем.

Урок математики начнем.

II.  

Актуализация знаний. Устный счет.

- Я хочу пригласить вас в увлекательное путешествие. Сопровождать нас будет знаменитый русский путешественник, купец. Но кто он и в какую страну мы отправимся сразу не отгадать. Для этого нам надо найти значение выражений.

- Какое выражение в каждом столбике лишнее, почему? Как называются компоненты умножения? Как называются компоненты деления?

40 : 8 = 5          А                                        360 : 60 = 6     С

24 : 3= 8           И                                        28: 4 = 7          К

72 : 8 = 9          Ф                                        8 х 8 = 64       Й

12 : 4 = 3          Н                                        70 : 7 = 10       Т

6 х 7 = 42         Я                                        450 : 9 = 50     Д

6

240

20

6

490

 и

 н

 д

и 

 я

 

81

90

81

240

81

72

6

42

 А

 ф

 а

 н

 а

 с

 и

 й

 

240

6

120

6

9

6

240

 Н

 и

 к

 и

 т

 и

 н

- Мы попали в замечательную страну – Индия.

Индия – страна одной из древнейших цивилизаций мира, богатейших природных условий и теплого климата.

Мы будем путешествовать по этой стране, познакомимся с новым видом деления, будем решать задачи, увидим достопримечательности Индии.

Сопровождать нас будет Афанасий Никитин.

Афанасий Никитин (?-1475) – русский путешественник, тверской купец и писатель.

Он был одним из первых европейцев, побывавших в Индии в эпоху Великих географических открытий и, первым, оставившим ее описание.

Слайд 1-3

III.

Постановка учебной проблемы 

-  Ребята, но прежде чем взять вас с собой, Афанасий Никитин предлагает вам выполнить его задание:

- Распредели поровну 68 попугайчиков в две клетки. Для 1 варианта.

- Распредели 93 ромашки в 3 вазы. Для второго варианта.

1 вариант

Распредели поровну 68 попугаев в 2 клетки

  1. Воспользуйся фишками
  2. Как с помощью фишек вы выполнили задание?
  3. Как запишем вычисления?

68 : 2 = (60 + 8) : 2 =60:2 + 8:2 = 34                  

2 вариант

Распредели поровну 93 ромашки в 3 вазы

  1. Воспользуйся фишками
  2. Как с помощью фишек вы выполнили задание?
  3. Как запишем вычисления?

93 : 3 = (90 + 3) : 3 = 90:3 + 3:3 =3

- Какой можно сделать вывод?

Надо представить делимое в виде суммы разрядных слагаемых, каждое  из которых делится на заданное число.

- Вы замечательно справились с первым заданием, если выполнили все верно закрасьте красный кружок, если выполнили с затруднением - синий кружок, а если вы не справились – зеленый кружок.

- Но чтобы сойти с корабля на сушу, необходимо открыть 3 замка, найти значение выражений. Тогда мы с вами сможем увидеть одно из семи чудес света.

(40+4):2

30 : 3 

60 : 5

- Где и почему возникло затруднение?
- Чем последний пример отличается от предыдущего?

(Делимое мы не можем представить в виде суммы разрядных слагаемых).

- Во втором выражении тоже двузначное число.

(Там круглое число, если мы прикроем 0, то число 3 делится на 3, а в третьем примере, если мы прикроем 0, то 6 не делится на 5).

- Значит, какой новый случай деления нам встретился?

(Надо делимое представить в виде суммы чисел, каждое из которых делится  на заданное число).

Слайды 4-5

Работа по вариантам

4.

5.

6.

Открытие нового знания.

- Такие случаи деления называют внетабличными.

-  Какая наша  цель? (научиться выполнять внетабличное деление).

Тема урока «Делим сумму»

А. Никитин: Вы справились с замками, теперь вы можете сойти с корабля и подойти к дворцу поближе.  Но впереди вас ждут другие достопримечательности этой страны. Однако пешком идти нельзя. Нам понадобятся слоны.

Самостоятельная работа, самопроверка по эталону. 

Чтобы получить слонов нужно каждому решить пример.

Дети индивидуально работают на примере нового способа действий. После проходит самопроверка со специальным эталоном, и оценивают себя – закрашивая кружок.

 Работа с учебником.

-  Откройте тетради. Запишем число, классная работа.

- Теперь у нас есть слоны. Но люди не могут обойтись без карты, уезжая в неизвестные края. Нам дадут карту, если мы выполним задание.

- Открываем учебники стр.88 № 5 (1 столбик 1 вариант, второй – 2 вариант). Вычисли частное.

    Если выполнили все верно закрасьте красный кружок, если выполнили с затруднением - синий кружок, а если вы не справились – зеленый кружок.  

- В итоге выведем правило:

“Сначала представь делимое в виде суммы чисел, каждое из которых делится на заданное число”.

Первичное закрепление.

- Давайте вместе составим алгоритм решения примеров на внетабличное деление.

  1. Представить двузначное делимое в виде суммы разрядных слагаемых.
  2. Каждое слагаемое разделить  на это  число.
  3. Полученные частные сложить.

- Сейчас решим № 2  (1 –  столбик)  стр. 88.

(Решают 2 ученика с комментированием у доски, остальные самостоятельно).

Физкультминутка.

Волны плещут в океане.

Что там чудится в тумане?

Это мачты кораблей.

Пусть плывут сюда скорей!

Мы по берегу гуляем,

И слонов здесь поджидаем.

Выполнение комбинированного задания.

-Прочитайте текст и ответьте самостоятельно на вопросы.

   На нашей планете обитает два вида слонов: индийские и африканские. Индийские слоны весят 5-6  тонн, а его африканский собрат 7- 8 тонн. Лоб у индийского слона высокий и выпуклый, а у африканского слона плоский и срезанный назад. Уши индийского слона  треугольные и втрое меньше, чем у африканского. Живут слоны 60 лет. Они могут бежать со скоростью 30 км/ч. Индийских слонов ещё называют азиатскими.

1) Чем отличается индийский слон от африканского? Подчеркни правильный ответ: весом, хвостами, лбами, ушами.

2) Найдите прилагательные в тексте и подчеркните, которые описывают слонов.

3) Какое расстояние пробежит слон за 2 часа? Выбери правильное решение.

   а)30+2=32(км.)     б)30 х 2 =60(км.)    

  - Давайте проверим.

1) весом, лбами, ушами

2) Высокий, выпуклый,   плоский, срезанный, треугольные.

3) б)

Если выполнили все верно закрасьте красный кружок, если выполнили с одной ошибкой  - синий кружок, а если вы не справились – зеленый кружок.  

Индиви-дуальная работа

Работа по вариантам

Слайд 6

Фронтальная работа

Слайд 7

Самостоятельная работа на листочках.

7.

Обобщение пройденного.

Я предлагаю вам игру
И два числа я вам даю
А вы на числа посмотрите,
Что с ними делать вы решите.

48  4

На пути у нас Красный Форт. Но в Индийском океане, омывающим южный берег Индии начался шторм. Чтобы не сбиться с пути нужно зажечь факелы.

А для этого надо выполнить 3 задания:

Работа у доски.

Решение примеров (по 1 чел с каждого ряда).

1 факел:

94 – (26 + 9) : 7 = 89

1-й ученик у доски расставляет порядок действий и находит значение выражения

2 факел:

70 – (32 + 4) : 4 = 61

1-й ученик у доски расставляет порядок действий и находит значение выражения

3 факел:

60 – (72 – 9) : 7 = 51

1-й ученик у доски расставляет порядок действий и находит значение выражения

Теперь мы не потеряемся в океане. Берега Индии снова открываются нашему взору. Перед нами одна из достопримечательностей Индии Красный Форт.

Наше путешествие подходит к концу, пора возвращаться домой, но что это???

Древние индийские воины преградили нам путь. Они не пропустят нас, пока мы не справимся с их заданием.

Самостоятельная работа. (1-задание легкое, 2- посложнее, 3- сложное) 

Выбор задания на усмотрение ученика.

1 воин: Распредели поровну 86 книг на 2 полки.  Распредели 84 тарелки в 4 шкафа.

2 воин: Вычисли частное: 84 : 7 =                  98 : 7 =                     104 : 8 =

3 воин: Реши задачу. В туристическом слёте принимали участие 120 школьников и 36 взрослых. Сколько им палаток понадобится, если в каждой палатке умещается 4 человека?

Слайд 8

Дифференци-рованная работа

8.

Рефлексия «Все в твоих руках». Итог урока.

- Мы преодолели все препятствия и преграды и благополучно вернулись домой.

- С какой страной познакомились?
- Что нового узнали?

- Понравилось ли путешествие?

- А как вы работали на уроке, определим с помощью ваших ладошек. На листе бумаги обведите левую руку. Каждый палец – это какая-то позиция, по которой надо высказать свое мнение, закрасив пальчики в соответствующие цвета. Если какая-то позиция вас не заинтересовала – не красьте.

Большой – для меня тема была важной и интересной – красным.

Указательный – узнал много нового – желтым.

Средний – мне было трудно – зеленым.

Безымянный – мне было комфортно – синим.

Мизинец – для меня было недостаточно информации – фиолетовым.

На ладошке напиши: Чему ты научился?

Домашнее задание. Оценивание.

- Поменяйтесь с соседом  карточками с кружками. Поставьте друг другу оценку.

- Что поставили за все красные кружки?

- Ребята, какую оценку поставили тем,  у кого не все красные кружки?

- Домашнее задание в конвертах.  Выберите нужное для себя: на красных карточках – сложное, на синих полегче, а на желтых – легкое.

-Спасибо всем за урок. Молодцы!

Слайд 9


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Прозвенел звонок для нас! Встали все у парт красиво, Поздоровались учтиво, Тихо сели, спинки прямо. Все легонечко вздохнем. Урок математики начнем.

Слайд 2

8 3 50 8 42 5 9 5 3 5 6 8 64 3 8 7 8 10 8 3 Найди значения выражений и расшифруй 40 : 8 = А 360 : 60 = С 24 : 3 = И 28 : 4 = К 72 : 8 = Ф 8 х 8 = Й 12 : 4 = Н 70 : 7 = Т 6 х 7 = Я 450 : 9 = Д А Ф А Н А С И Й Н И К И Т И Н И Н Д И Я 5 8 9 3 42 6 7 64 10 50

Слайд 3

Индия - одна из древнейших цивилизаций мира - это загадочная, экзотическая страна. Афанасий Никитин (? – 1474/75) А. Никитин – один из первых россиян, побывавший в Индии, подробно рассказывавший о далёкой стране в своей книге «Хождение за три моря».

Слайд 4

Распредели поровну: 1 вариант 68 попугайчиков в 2 клетки 2 вариант 93 ромашки в 3 вазы Воспользуйся фишками Как с помощью фишек вы выполнили задание? Как запишем вычисления? 68 : 2 = (60 + 8) : 2 =60:2 + 8:2 = 34 93 : 3 = (90 + 3) : 3 = 90:3 + 3:3 =31 Какой можно сделать вывод? Надо представить делимое в виде суммы разрядных слагаемых и каждое слагаемое разделить на заданное число.

Слайд 5

Тема урока: « Делим сумму» (а + в) : с = а : с + в : с «Надо делимое представить в виде суммы чисел, каждое из которых разделить на заданное число» (40+4):2 = 30 : 3 = 60 : 5 = Тадж-Махал 1632-1654 гг., памятник воздвигнутый правителем возлюбленной жене. Строительство Тадж-Махала длилось 22 года, на нем были заняты около 20 000 рабочих. Это одно из 7-ми чудес света. 22 12 10

Слайд 6

Алгоритм деления двузначного числа на однозначное. Представь двузначное делимое в виде суммы разрядных слагаемых. Полученные частные сложи. Каждое слагаемое раздели на это число.

Слайд 7

Индийский слон Африканский слон

Слайд 9

Расставь порядок действий, вычисли. 94 – ( 26 +9 ) : 7 = 70 – ( 32 + 4 ) : 4 = 60 – ( 72 – 9 ) : 7 = 89 51 61

Слайд 10

" Все в твоих руках " Для меня тема была важной и интересной узнал много нового мне было трудно мне было комфортно для меня было недостаточно информации Чему ты научился?

Слайд 11

Молодцы! Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по математике во 2-ом классе «УГОЛ. ПРЯМОЙ УГОЛ».

Тип урока: открытие нового знания.Цели:1)познакомить с новыми геометрическими фигурами «угол», «прямой угол»;          2) научить построению углов;3)п...

Методическая разработка урока по математике 3 класс

Урок по математике к учебнику М.И.Моро, 3 класс с презентацией....

Методическая разработка УРОКА ПО МАТЕМАТИКЕ В ГРУППЕ РАННЕГО РАЗВИТИЯ "ГНОМИКИ"

КОНСПЕК УРОКА ПО МАТЕМАТИКЕ.  Предлагаемая разработка урока рассчитана на разноуровневый состав класса. Данный урок  способствует формированию у учащихся навыков устного и письменного счёта....

Методическая разработка урока по математике тема "Закрепление изученного материала" (2 класс)

Урок математики по теме "Закрепление изученного материала" (2 класс)...

методическая разработка урока по математике. Тема урока: «Числа от 1 до 10» (повторение и закрепление)

УРОК  МАТЕМАТИКИ1  класс по программе «Школа России»Тема  урока: «Числа от 1 до 10» (повторение и закрепление)...

Методическая разработка урока по математике 2 класс «Помощь тьютора ученикам с ОВЗ на уроке математики».

 Моделирование вариантов тьюторского сопровождения особого ребенка напрямую зависит от его особых потребностей, включая состояние психофизического здоровья, а также от образовательной сред...

Методическая разработка урока по математике для 2 класса по теме: Путешествие на планету «Математика»

Способствовать совершенствованию вычислительных навыков; содействовать формированию умения составлять верные неравенства; развивать логическое мышление,  формировать умение решать простые задачи....