Технологическая карта урока математики. Самоанализ урока. Тема: «Периметр многоугольника» УМК «Перспективная начальная школа»
план-конспект урока по математике (2 класс) по теме

Белова Мария Николаевна

 2 класс.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Белова Мария Николаевна

учитель начальных классов

МБОУ Школы № 45 г.о. Самары

Урок математики (2 класс)

Тема: «Периметр многоугольника»

УМК «Перспективная начальная школа»                                   

Цель урока: познакомить учащихся с определением периметра многоугольника; совершенствовать вычислительные навыки; развивать логическое мышление и внимание.

Тип урока: усвоение новых знаний.  

Задачи урока:

- формировать понятия «периметр многоугольника» (многоугольник – геометрическая фигура; периметр многоугольника – сумма длины всех сторон);

- усвоить алгоритм построения прямоугольника;

-  воспитывать культуру учебного труда, способствовать сохранению здоровья детей.

- формирование УУД:

- коммуникативных (планирование учебного сотрудничества, согласованное действие с партнёром;

- регулятивных (целеполагание, планирование деятельности, самоконтроль);

- личностных (построение логической цепи рассуждений, доказательство);

- познавательные (общие учебные действия);

Учебно – методическое обеспечение: учебник «Математика» 2 класс, часть 1, под редакцией А.Л.Чекин, тетрадь для самостоятельной работы №1 под редакцией  О.А.Захаровой, Е.П.Юдиной,  поурочное планирование  «Математика» Часть 1 под редакцией Р.Г.Чураковой для 2 класса, ученическая тетрадь в клетку.

Оборудование: интерактивная доска, презентация, магнитофон, линейка, чертёжный угольник, цветные и простой карандаши, блокнот – черновик, настенная таблица «Единицы длины». 

План урока

Этапы учебного занятия

Временные рамки

Деятельность учителя в ходе учебного занятия

Деятельность  ученика

Цель на этапе учебного занятия.

Перечень УУД, формируемых на данном этапе.

Применяе-мые методы

Формы взаимодей-ствия

I

Самоопределение к деятельности.

1-2 мин.

Слайд №1.

У. –! Начинаем урок математики.

-Сегодня к нам на урок пришли гости.  

-Улыбнитесь гостям.

-Прочтите высказывание М.В.Ломоносова «Математику уж за то любить надо, что она ум в порядок приводит».

 -Как высказывание связано с уроком? Что вы должны делать на уроке как ученики?

-Пожелайте успеха друг другу.

Д.  Проверяют наличие учебных принадлежностей, приветствуют гостей.

- Отвечают на заданный вопрос.

Д.– Мы должны сами постараться открыть новое знание. 

Цель: Создание условий для возникновения внутренней потребности включения в деятельность.

Фронтальная

II

Актуализация знаний и мотивация.

4-5 мин.

Слайд №2.

Слайд №3.

У. – Прежде чем работать над новой темой мы с вами вспомним ранее изученное.  

Мы уже изучили  с вами Таблицу умножения на  1 и на 2. - Проверим, хорошо ли вы её помните. (Слайд  №2)

У.- Рассмотрите чертёж.

- Как называются данные геометрические фигуры?

Как вычислить длину ломаной линии?

 - Давайте вспомним алгоритм измерения длины отрезка с помощью линейки.

 

-Можно ли найти длину ломаной,  не вычерчивая  её?

 Выслушиваем ответы детей.

Д.- называют фигуры: ломаная линия, многоугольник, прямоугольник.

Д.- Измерить длину каждого звена и сложить полученные результаты.

Д.-Прикладываем линейку к отрезку, совмещаем конец отрезка с отметкой   « 0», при этом другой конец отрезка совпадает с отметкой «3».

Д. – Да. Надо сложить известные длины сторон.

Цель: закрепить умение вычислять длину ломаной путем сложения длин её звеньев; совершенствовать вычислительные навыки.

Логические УУД:

 анализ объектов с целью выделения существенных признаков

(сравнение и сопоставление длин ломаных линий; развитие навыков самоконтроля.)

Поисковый

Индивидуаль-ная

III

Постановка учебной проблемы.

4-5 мин.

У. - Где нам пригодятся эти знания?

- Какова же тема нашего урока?

- Какие цели мы поставим на этот урок?

У.-Чем же мы будем заниматься на уроке?

 

- А может, кто уже знает, что такое периметр многоугольника?

 - А как её найти?

Д.-При изучении нового материала.

Открывают учебник, читают формулировку новой темы, отмечают закладкой новую страницу (с.120).

 Ожидаемый ответ.

Д.- Цель нашего урока узнать что такое «периметр многоугольника».

Д. - Будем находить периметр многоугольника.

Д. –Сумма длины всех сторон.

Д.- Измерить длину каждой стороны и сложить.

Цель: формирование умения работать с источником информации;

Самостоятельная работа с книгой.

Регулятивные УУД.

-Целеполагание, планирование (следование точной инструк-ции учителя, поиск и выделение необходимой информации.

Частично-поисковый

Фронтальная

IV

«Открытие» детьми нового знания.

7-10 мин.

Слайд 4.

Слайд 5.

У. Запишите число.

-  Прочтите по  учебнику  диалог Миши и Маши.

- Следуйте тем указаниям, которые предлагает Маша.

Вслед за Машей выполни и ты

указания  Маши – найди периметр многоугольника. 

У.-Предлагает  учащимся оформить результаты работы в тетрадях, иллюстрирует образец записи  на классной доске.

Р=5+11+6+5=27(см)

Р= 2дм 7см

Ответ: 2дм 7см.

У.- Поясняет что буква Р (пэ) – латинская.  Такой буквой обозначают в математике периметры многоугольников.

Поиск решения учебной проблемы.

Д.-Самостоятельно      читают  текст.

Задание  №1 (У.1, стр.120).

(Работают в черновиках)

Каждый ученик, используя линейку,  измеряет длину каждой стороны многоугольника, записывает в черновик свои измерения и вычисляет периметр многоугольника.

После окончания работы несколько учащихся докладывают о результатах.

Цель: развивать способность успешно осваи-вать новые зна-ния, поиск ответа на требование

задания.

Познавательные УУД.

-Самостоятель-ное выделение и формулирование познавательной цели (самостоятельное создание алгорит-мов деятельности при решении практических задач,  проблем поискового характера).

Поисковый

Индивидуальная

V

Физминутка.

1-2 мин

Музыкальная пауза

VI

Первичное закрепление.

4-5 мин.

Слайд 6.

Слайд 7.

У.- Предлагает поработать в паре с соседом по парте.

- Расскажите друг другу алгоритм выполнения задания.

-Что необходимо сделать, чтобы ответить на вопрос?

У. Дает время на самостоятельное завершение задания.

Проверка (по слайду).

- Сравниваем результаты с вариантами, записанными на классной доске.

Задание № 2 (У.1,с.121).

Хватит ли шнура с бахромой, чтобы обшить по краю салфетку?

Д.-Самостоятельно читают первый абзац формулировки задания.

Д .-Измеряют  длину шнура с бахромой,  вычисляют  периметр салфетки  и сравнивают длину шнура с периметром  салфетки.

(Записывают вычисления на черновике).

Д. – Сверяют свои записи с проверкой и записы-вают в тетради:

Р (салф.)=

6см +5см+6см+5см= 22см

Длина шнура =

5см+11см+5см = 21см

Ответ: 22см > 21см

Цель: показать практическое применение понятия периметр многоугольника;

развитие

логического мышления.

Регулятивные УУД. Планирование (составление плана и последователь-ности действий);

контроль (сличение способа действия с заданным эталоном);

коррекция (внесение  дополнений и корректив в план и способ действия в случае  расхождения эталона).

Коммуникатив-ные УУД.

- Планирование учебного сотрудничества.

Поисковый

Парная

VII

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

4-5 мин.

Слайд №8.

У.-Прочтите задание №3 (с.113)

У.-Вспомните, что вы знаете  о прямо-угольнике?

У. – Расскажите, как вы выполните пост-роение  прямоуголь-ника.

У. Дает время на самостоятельное завершение задания

Пропедевтика: формулы периметров многоугольников (прямоугольников).

Д. – Читают задание №3(у.1, с.121)

-Начерти прямоугольник со сторонами 5см и 4см.

Вычисли периметр этого прямоугольника.

Д.-У прямоугольника противоположные стороны равны.

Д. –выполняют построение. Вычисляют периметр прямоуголь-ника.

Проверяют по эталону.

Р = 5 см+ 4см +5см+4см=

=18см.

Цель: закрепить умение вычислять периметр многоугольника; совершенствовать вычислительные навыки.

Логические УУД. 

Самоопределе-ние:

составление плана и последователь-ности действий;

контроль (сличение способа действия с заданным эталоном).

Частично-поисковый

Индивидуаль-ная

VIII

Включение в систему знаний и повторение.

7-9 мин.

Слайд№ 9.

Слайд №10

Слайд№11

Закрепляем матери-ал, используя задания №4.

Самостоятельная работа учащихся.

У.-Выслушивает все предложения.

-Предлагает записать учащимся в тетради  любой вариант.

- На интерактивной доске показывает несколько примеров ответа на такое задание.

У. –Откройте тетради для самостоятельной работы. (Т.1,с.50).

-Выполните задание №1.  Вычислите периметр 1 и 2 многоугольника.

У.- Как будете выполнять.

Проверка по слайду.

Задание №4 (У.1,с.121).

- Существует ли прямоугольник с периметром 20см?

Если считаешь, что существует, то запиши длины сторон этого прямоугольника. Начерти его.

Д.- Работают в чернови-ках, составляют разные варианты вычисления периметра прямоу-гольника.

Д.- Пишут:

Р = 4см +6см+4см+6см =

=20см.

Р = 2см+8см+2см+8см =

= 20см.

Р = 5см+5см+5см+5см = = 20см.  и др.

Д. – Пользуясь линейкой, измеряют каждую сторону многоугольника. Вычисляют периметр 1-го, потом периметр 2-го.

Р1 = 2см+2см+2см+2см=

= 8см.

Р2 = 2см+2см+1см+1см+

+1см+1см = 8см.

Ответ: 8см.

Цель: развивать логическое мышление.

Познавательные УУД.

(формулировка правила на основе выделения существенных признаков).

Регулятивные УУД. (Проверить вычислением все ли задания выпол-нены точно).

Поисковая

Индивидуальная

IX

Рефлексия деятельности.

2-3 мин.

У.- Какова была тема урока?

-Вспомните, какие цели мы поставили вначале урока?

- Для чего мы учились вычислять периметр?

- -Оцените сою работу на уроке?

- Я хочу  особенно отметить за работу следующих учеников….

Домашнее задание.

У. –т.1, №5

- Прочтите задание.

- Какие вопросы у вас возникли?

Д.- Высказывают своё мнение.

Поднимают Смайлики,  оценивают свою работу:

грустный Смайлик – недостаточно активен был,

улыбающийся – хорошо работал.

Д. –разбирают домашнее задание.

Цель: формирова-ние личностных УУД: самоопределение, самооценка, проявление внутренней позиции учащихся.

Фронтальная



Предварительный просмотр:

Самоанализ урока

учителя начальных классов МБОУ Школы № 45

Беловой Марии Николаевны

Класс: 2

Предмет: математика

Тема урока: «Периметр многоугольника»

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Методы обучения: наглядный, словесный, практический, репродуктивный.

Основные цели урока: 

образовательные: познакомить учащихся с определением периметра многоугольника; совершенствовать вычислительные навыки;

развивающие: развитие логического мышления, воображения; развитие коммуникативных качеств, речи обучающихся;

воспитывающие: формирование  умения общаться, устойчивого интереса к занятиям математикой

Задачи данного урока:

В сфере личностных УУД:

Формировать учебно- познавательный интерес к учебному материалу

Развивать способность к самооценке на основе успешной учебной деятельности.

В сфере познавательных УУД:

Формировать умение работать с учебными моделями, алгоритмами.

Формировать логические операции: умение анализировать, синтезировать, сравнивать учебный материал, умение делать выводы.

В сфере регулятивных УУД:

Формировать умение сохранять учебную цель.

Формировать последовательность учебных действий.

Формирование умения контролировать и оценивать учебную деятельность.

В сфере коммуникативных УУД:

Формировать умения полно и четко выражать свои мысли, умело владея речью.

Формировать умение плодотворного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Это урок освоения новых знаний.

Структура урока соответствует типу урока. Основным этапом является этап изучения нового материала. При изучении использованы материалы, активизирующие познавательную активность младших школьников.

Использовались информационные компьютерные средства для активизации познавательной активности, повышения качества образования обучающихся.

Время, отведенное на все этапы, было рационально распределено. Поддерживался высокий темп работы обучающихся.

Урок начался с организационного момента, мотивации к учебной  деятельности, на которой произошла организация внимания и пробуждения интереса к уроку, формирование  УУД.

Личностных – отношение к учебной деятельности.

Регулятивных – формирование целевых установок ,планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Коммуникативных – развитие этических чувств, доброжелательности, эмоционально – нравственной отзывчивости.

Подготовка к усвоению нового материала. Актуализация опорных знаний – на этапе идет формирование темы и цели урока, создание мотивации, актуализация знаний или представлений обучающихся по изученной теме (что я уже знаю об этом?), подготовка к активному, сознательному изучению нового материала. Формировались следующие УУД:

Коммуникативные – умение с достаточной полнотой выражать свои мысли, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, владение монологической формой речи.

Познавательные УУД – умение производить логический анализ, структурирование знаний.

     На этом этапе происходит  плавное введение в тему урока.  

    Следующий этап- изучение нового материала. Первичное усвоение новых знаний..

Обучающиеся, активно отвечали на вопросы, вспоминали, как найти длину ломаной линии, ответили на главный вопрос: «Можно ли найти длину ломаной,  не вычерчивая  её?», но формулировку темы самостоятельно предположить не смогли. Точное название - «Периметр многоугольника» , ребята узнали, прочитав тему в учебнике.

Цель этапа: Пробудить интерес к теме урока, подготовить обучающихся к активному, сознательному изучению темы, вспомнить ранее изученные знания.

На данном этапе формируются УУД:

 Познавательные – анализ, поиск и выделение необходимой информации, причинно – следственные связи.

Регулятивные – целеполагание на основе того, что известно обучающимся, сохранение учебной цели, планирование деятельности.

Коммуникативные – внимательно слушать собеседника, понимать его высказывания, выражать свои мысли, с соответствующими возрасту, полнотой и точностью, сотрудничество с учителем.  

  Обучающиеся вспоминают, алгоритм измерения длины отрезка с помощью линейки. Вспоминают, как вычислить длину ломаной линии?

Делают вывод, о том,  что достаточно измерить длину каждого звена и сложить полученные результаты. 

Физкультминутка тесно связана с темой урока, являлась неотъемлемой частью урока и имела смысловую важность (забота о физическом здоровье младшего школьника), смена деятельности, снятие напряжения, обеспечение разрядки, позитивного настроения.

  На этапах первичного закрепление и проверка усвоения знаний, контроля и взаимопроверки знаний стояла цель обеспечить применение новых знаний в изменяемой ситуации.  Формировались следующие УУД:

Регулятивные УУД.

Планирование (составление плана и последовательности действий);

контроль (сличение способа действия с заданным эталоном);

коррекция (внесение  дополнений и корректив в план и способ действия в случае  расхождения эталона).

Коммуникативные УУД.

планирование учебного сотрудничества. Участие в учебном диалоге, умение высказывать свое мнение, контроль, коррекция, оценка действий.  

Познавательные – умственные операции, структурирование знаний, выяснение причинно – следственных связей.

Личностные – отношение к учебной деятельности, самоопределение.

На данном этапе обучающиеся показывают практическое применение понятия периметр многоугольника; Активно работают в парах,

выполняя нужные измерения и вычисления в рабочих тетрадях. Работают в тетрадях для самостоятельных работ. Сравнивают полученные результаты, после чего проводят проверку работ.  

    Завершающий этап - подведение итога, рефлексия. Д/З.

Цель данного этапа – это осмысление результатов урока и их оценка. Формирование следующих УУД:

Познавательных – рефлексия способов и условий действий.

Регулятивных – умение оценивать достигнутые результаты деятельности.

Коммуникативных – умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Личностных – следование в поведении моральным и этическим требованиям, самооценка на основе критерия успешности.

 Ребята вспоминают учебную задачу, которую ставили в начале урока, подводят итог урока, каждый оценивает свою работу на уроке.

   Для закрепления темы урока, для детей предлагается домашнее задание, дети объясняют для чего нужно делать домашнее задание.

     Между всеми этапами четко прослеживается логическая связь и завершенность каждого этапа. В ходе урока была достигнута  цель. Обучающиеся научились  находить периметр многоугольника. При планировании урока были учтены психологические особенности обучающихся. Перегрузка ребят предупреждалась сменой одного вида работы другим. Использовался индивидуальный подход к некоторым ученикам класса. Выбранные формы и методы обучения способствовали созданию на уроке положительной психологической атмосфере. Общение с обучающимися было доброжелательным, доверительным. По моему мнению, урок прошел успешно, реализованы все поставленные цели и задачи урока. Урок прошел на высоком эмоциональном уровне: и обучающиеся, и учитель получили огромное удовольствие от общения.  Обучающиеся на уроке были активны, внимательны, работоспособны. Я считаю, что выбранная форма организации учебной деятельности школьников была достаточно эффективной.

   Урок цели достиг, так как содержание, формы и методы работы соответствовали типу урока.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по математике во 2 классе на тему "Периметр многоугольника" УМК Перспективная начальная школа

конспект урока по математике во 2 классе. Тема урока "Периметр многоугольника". УМК Перспективная начальная школа.Презентация по математике "Периметр многоугольника" 2 класс....

Технологическая карта урока УМК «Перспективная начальная школа» Предмет: Математика УМК «Перспективная начальная школа»

Тема: «Деление нацело и деление с остатком» Класс: «4» Тип урока: Открытие новых знаний Цель: создать условия для совместной деятельности при зна...

Технологическая карта урока литературного чтения «Вода с закрытыми глазами» (УМК «Перспективная начальная школа», 3 класс)

Цель урока: создание условий для формирования читательской компетентности в процессе чтения отрывка рассказа по ролям Ю. Коваль «Вода с закрытыми глазами», формирования умений анализироват...

Технологическая карта урока математики 2 класс. Тема "Периметр многоугольника"

Технологическая карта урока математики 2 класс. Тема "Периметр многоугольника"...

Технологическая карта урока математики "Деление "круглых" сотен на 100" (УМК "Перспективная начальная школа", 3 класс, А.Л. Чекин)

Тип урока: «открытия» нового знания. Цель урока: формирование представления об увеличении и уменьшении «круглых» сотен  на число 100. Задачи урока:Дидактиче...