Урок математики в 1 классе «Число и цифра 7».
план-конспект урока по математике (1 класс) на тему
Тип урока: открытие нового знания.
Основные цели:
1) сформировать представление о числе 7 с опорой на числовой отрезок и о его составе, способность к его записи с помощью графической модели и цифрой;
2) сформировать умение складывать и вычитать в пределах 7, закрепить взаимосвязь между целым отрезком и его частями;
3) повторить схематическую и знаковую форму записи чисел в пределах 6.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chislo_i_tsifra_7.docx | 34.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Тип урока: ОНЗ.
Тема: «Число и цифра 7».
Основные цели:
1) сформировать представление о числе 7 с опорой на числовой отрезок и о его составе, способность к его записи с помощью графической модели и цифрой;
2) сформировать умение складывать и вычитать в пределах 7, закрепить взаимосвязь между целым отрезком и его частями;
3) повторить схематическую и знаковую форму записи чисел в пределах 6.
Мыслительные операции, необходимые на этапе проектирования: анализ, синтез, сравнение, аналогия.
Ход урока:
1. Мотивация к учебной деятельности.
На доске открыт девиз урока:
- Прочитайте слова, написанные на доске.
- Почему в учении требуется много терпенья? (Бывает трудно самому «открывать» новые знания.)
- Какие еще качества нужны в учении? (Усердие, трудолюбие, …)
- Сегодняшний урок позволит вам дальше развивать эти качества. А поможет в этом ваша гостья.
Учитель открывает на доске изображение Белоснежки
- Итак, пожелайте друг другу удачи и в путь!
2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.
- Белоснежка пришла не одна, а с друзьями. Назовите их. (Собачки, кошечка, …)
- Какое задание вы сейчас должны выполнить? (Сосчитать количество животных, найти нужную графическую запись и записать это число в виде цифры.)
- Выполните это задание самостоятельно.
Учащиеся самостоятельно выполняют задание № 1 на карточках Р-1. Проверка организуется по образцу Р-2.
- Кто допустил ошибку?
- В чем она?
- Сделайте вывод. (Нужно потренироваться в счете, повторить обозначение чисел с помощью графических моделей и цифр.)
- Белоснежка в свободное время любит заниматься математикой. Особенно любит решать примеры. Давайте посмотрим, а сможете ли вы их решить.
- Что поможет выполнить это задание? (Эталон сложения и вычитания с помощью числового отрезка.)
- Решите данные примеры.
Учащиеся по цепочке выходят к доске и выполняют вычисления с помощью числового отрезка.
- Что вы повторили? (Графические модели чисел и обозначение их цифрой, сложение и вычитание с помощью числового отрезка, сложение и вычитание в пределах 6.)
- Почему я выбрала именно это? (Это нам пригодится для открытия нового знания.)
- Что будет дальше на вашем пути? (Задание, в котором будет что-то новое.)
- Зачем вы его получите? (Чтобы мы сами узнали, что мы еще не знаем.)
- Я вижу, что вам это интересно.
- Белоснежка может уже решать и такие примеры.
Учитель открывает на доске задание для пробного действия :
- Необходимо решить этот пример с помощью числового отрезка.
- Что нового в этом задании? (Мы пока не знаем, нужно сначала решить этот пример.)
- Попробуйте выполнить это задание.
- Итак, у кого нет ответа?
- Что показало ваше пробное действие? (Мы не смогли решить пример с помощью числового отрезка.)
- У кого есть ответ?
- Что показало ваше пробное действие? (Мы не смогли решить этот пример с помощью числового отрезка правильно.)
- Кто получил число 7, обоснуйте свой ответ.
- Что показало ваше пробное действие? (Мы не можем обосновать правильность результата.)
3. Выявление места и причины затруднения.
- Какое задание выполняли? (Мы должны были решить пример с помощью числового отрезка.)
- Каким способом вы пытались воспользоваться? (Правилом сложения с помощью числового отрезка.)
- В чем затруднение? (Не хватает числового отрезка.)
- Почему же возникло затруднение? (Мы не изучали число 7, у нас нет эталона.)
4. Построение проекта выхода из затруднения.
- Какую цель поставите перед собой на уроке? (Изучить число 7.)
- Итак, тема урока: «Число и цифра 7».
- Вспомните, как вы изучали числа. Как вы будете изучать число 7? (Мы сначала определим место числа 7 на числовом отрезке, договоримся в записи числа с помощью точек, затем будем учиться писать цифру 7, а потом откроем состав числа 7.)
- Что вам поможет? (Наши рассуждения, учебник.)
5. Реализация построенного проекта.
- Определим место числа 7 на числовом отрезке. Что надо для этого сделать? (Надо числовой отрезок продлить на один единичный отрезок.)
- Продлите числовой отрезок.
Учитель на доске продлевает числовой отрезок до числа 7.
- Расскажите, что вы знаете о числе 7. (Дети называют число, за которым 7 стоит при счете.)
- Итак, какой следующий шаг? (Договориться в обозначении числа 7 с помощью точек.)
- Что нам поможет? (Графическая модель числа 6.)
- Как получить графическую модель числа 7? (Добавить одну точку.)
Учитель достраивает графическую модель числа 7.
- Выполнили второй шаг? (Да.)
- Какой третий шаг должны сделать? (Научиться писать цифру 7.)
- Откройте учебники на странице 3. Определите последовательность написания цифры 7.
Учитель вывешивает на доску изображение цифры 7 .
- Расскажите, как писать эту цифру.
Учащиеся комментируют последовательность шагов написания цифры 7, учитель показывает последовательность действий на изображении.
- Выполнили третий шаг? (Да.)
- Какой еще шаг вы должны сделать? (Выяснить состав числа 7.)
- Я предлагаю поработать вам в парах. Давайте вспомним основные правила работы. (Каждый имеет право высказаться, другой должен выслушать. Пара должна работать так, чтобы не мешать другим парам.)
- Положите перед собой 7 двусторонних прямоугольников.
Учащиеся выкладывают перед собой прямоугольники .
- Постройте из этих прямоугольников модель отрезка.
Учащиеся выстраивают модель отрезка из прямоугольников так, чтобы все прямоугольники лежали на столе одного цвета.
- Определите варианты получения числа 7 и запишите их на планшетки.
Учащиеся в парах определяют состав числа 7.
- Итак, какие варианты вы получили?
Учащиеся называют пары чисел.
Как проверить себя? (Нужно посмотреть в эталоне.)
Учитель раздает учащимся эталоны .
- Какой вывод вы можете сделать? (Мы все правильно «открыли».)
- Смогли вы преодолеть затруднение? (Да.)
- Что теперь вы можете делать? (Решать примеры в пределах 7, записывать число 7, …)
- Какой следующий шаг на уроке? (Закрепить знания о числе 7.)
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
- Что вы узнали сегодня о числе 7? (Число 7 стоит на 7 месте в числовом ряду, число 7 на письме обозначается цифрой 7 и т. д.)
- Кто хочет по образцу рассказать, как пишется цифра 7? (Один ученик проговаривает шаги, остальные дети пишут цифру в воздухе.)
- Теперь давайте потренируемся писать цифру 7 на бумаге. Найдите пропись на странице 3 в учебнике.
Затем три ученика поочередно выходят к доске и пишут цифры в заранее расчерченной на клеточки строчке, громко проговаривая последовательность шагов. Остальные дети работают в прописи.
- А теперь запишите в прописи под диктовку друг друга еще по одной цифре.
- Подчеркните самую красивую цифру.
- Проговорите еще раз состав числа 7.
Учащиеся с места проговаривают состав числа 7.
№ 1 (1), стр. 2
- Найдите № 1 на странице 2. Выполните первый столбик.
Один ученик с места комментирует выполнение задания.
4) Работа в парах.
№ 1 (2, 3), стр. 2
- Закончите выполнять это задание в парах.
Учащиеся в парах выполняют второй и третий столбики.
- Кто из вас допустил ошибки?
- В чем ваша ошибка?
- Исправьте ошибки.
- А как убедиться в том, что вы хорошо поняли и не допускаете ошибок? (Нужно выполнить самостоятельную работу.)
7. Самоконтроль с самопроверкой по эталону.
- Почему же к вам в гости пришла Белоснежка? (Она живет у семи гномиков.)
- Я предлагаю вам проверить свои знания о числе 7.
№ 2 (1), стр. 2
- Найдите № 2. Решите первый пример с помощью числового отрезка.
На работу отводится 2 - 3 минуты. Проверка организуется по подробному образцу .
- Сравните свою запись с образцом.
- Если ошиблись, исправьте ошибки зеленой ручкой.
- Кто исправил свою ошибку?
Дети поднимают руки.
- Молодцы! Вы очень внимательны! Поставьте внизу карточки «?», чтобы не допустить подобной ошибки в следующий раз.
- У кого верно выполнены все задания?
Дети поднимают руки.
- Сделайте вывод. (Мы хорошо все усвоили.)
8. Включение в систему знаний и повторение.
№ 3, стр. 2
- Найдите № 2 на странице 2.
Учитель заранее выносит задание на доску.
- Что нужно сделать? (Сравнить группы предметов по количеству.)
- Прокомментируйте выполнение сравнения первой пары чисел.
Один из учащихся комментирует с места:
- Соединим фигуры парами. В первом мешочке обведем красным карандашом фигуры, которые образуют пары. Обозначим количество фигур в каждом мешочке числом. В первом мешочке 7 фигур, во втором 3. Первый мешочек больше второго, т. к. 7 больше 3. Поставим знак «больше».
Далее учащиеся по цепочке выходят к доске и выполняют задание, комментируя свои действия.
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
- Какую цель мы ставили пред собой на данном уроке? (Изучить число 7.)
- Нам удалось достичь цель? (Да.)
- Удалось ли вам выполнить шаги учебной деятельности? Докажите.
- Кто к нам приходил в гости? (Белоснежка.)
Учитель раздает учащимся картинки с изображением Гномика.
- Оцените свою работу. Посмотрите на картинку. Что вы заметили? (У Гномика нет рта.)
- Давайте его дорисуем. Если вам удалось сделать «открытие» и не осталось на конец урока вопросов, то нарисуйте улыбку. Если вам удалось сделать «открытие», но остались на конец урока вопросы, то сделайте Гномика серьезным. Если вам не удалось сделать «открытие» и остались на конец урока вопросов, то сделайте Гномика грустным.
Учитель проводит рефлексию оценивания.
- Какие вопросы остались на конец урока?
- Как и где их можно развеять?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок математики 1 класс "Число и цифра 3". Перспективная начальная школа
1. Урок проводился в форме экскурсии в Новосибирский зоопарк, с целью повышения познавательной активности обучающихся. Дети смогли познакомиться с...
Урок математики. 1 класс. "Число пять, цифра 5"
презентация к урокуконспект урока...
Урок математики 1 класс «Число и цифра 5»
План-конспект урока по математике в 1 классеПо программе УМК «Перспектива»Учебник Л.Г. Петерсон....
Урок математики 1 класс "Число и цифра 8" "Школа 2100"
В результате освоения данного модуля обучающиеся овладеют умением устанавливать взаимосвязь между рисунком и выражением, составлять выражение по рисунку; соотносить цифру 8 с числом предметов, уз...
Урок математики. 1 класс. "Число и цифра 5"
Урок разработан с учетом рекомендаций ФГОС 2 поколения....
урок математики 1 класс "Число и цифра 5".
Урок был проведен в 1 классе 2 октября 2013 года...
Урок математики, 1 класс. "Число шесть. Цифра 6"
В данном уроке сделан акцент на развитии не только предметных умений, но и универсальных учебных действий учащихся....