Урок математики в 1 классе «Число и цифра 7».
план-конспект урока по математике (1 класс) на тему

Грязева Галина Сергеевна

Тип урока: открытие нового знания. 

Основные цели:

1) сформировать представление о числе 7 с опорой на числовой отрезок и о его составе, способность к его записи с помощью графической модели и цифрой;

2) сформировать умение складывать и вычитать в пределах 7, закрепить взаимосвязь между целым отрезком и его частями;

3) повторить схематическую и знаковую форму записи чисел в пределах 6.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chislo_i_tsifra_7.docx34.33 КБ

Предварительный просмотр:

Тип урока: ОНЗ.

Тема: «Число и цифра 7».

Основные цели:

1) сформировать представление о числе 7 с опорой на числовой отрезок и о его составе, способность к его записи с помощью графической модели и цифрой;

2) сформировать умение складывать и вычитать в пределах 7, закрепить взаимосвязь между целым отрезком и его частями;

3) повторить схематическую и знаковую форму записи чисел в пределах 6.

Мыслительные операции, необходимые на этапе проектирования: анализ, синтез, сравнение, аналогия.

Ход урока:

1. Мотивация к учебной деятельности.

На доске открыт девиз урока:

  • Прочитайте слова, написанные на доске.
  • Почему в учении требуется много терпенья? (Бывает трудно самому «открывать» новые знания.)
  • Какие еще качества нужны в учении? (Усердие, трудолюбие, …)
  • Сегодняшний урок позволит вам дальше развивать эти качества. А поможет в этом ваша гостья.

Учитель открывает на доске изображение Белоснежки

  • Итак, пожелайте друг другу удачи и в путь!

2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.

  • Белоснежка пришла не одна, а с друзьями. Назовите их. (Собачки, кошечка, …)
  • Какое задание вы сейчас должны выполнить? (Сосчитать количество животных, найти нужную графическую запись и записать это число в виде цифры.)
  • Выполните это задание самостоятельно.

Учащиеся самостоятельно выполняют задание  1 на карточках Р-1. Проверка организуется по образцу Р-2.

  • Кто допустил ошибку?
  • В чем она?
  • Сделайте вывод. (Нужно потренироваться в счете, повторить обозначение чисел с помощью графических моделей и цифр.)
  • Белоснежка в свободное время любит заниматься математикой. Особенно любит решать примеры. Давайте посмотрим, а сможете ли вы их решить.
  • Что поможет выполнить это задание? (Эталон сложения и вычитания с помощью числового отрезка.)
  • Решите данные примеры.

Учащиеся по цепочке выходят к доске и выполняют вычисления с помощью числового отрезка.

  • Что вы повторили? (Графические модели чисел и обозначение их цифрой, сложение и вычитание с помощью числового отрезка, сложение и вычитание в пределах 6.)
  • Почему я выбрала именно это? (Это нам пригодится для открытия нового знания.)
  • Что будет дальше на вашем пути? (Задание, в котором будет что-то новое.)
  • Зачем вы его получите? (Чтобы мы сами узнали, что мы еще не знаем.)
  • Я вижу, что вам это интересно.
  • Белоснежка может уже решать и такие примеры.

Учитель открывает на доске задание для пробного действия :

  • Необходимо решить этот пример с помощью числового отрезка.
  • Что нового в этом задании? (Мы пока не знаем, нужно сначала решить этот пример.)
  • Попробуйте выполнить это задание.
  • Итак, у кого нет ответа?
  • Что показало ваше пробное действие? (Мы не смогли решить пример с помощью числового отрезка.)
  • У кого есть ответ?
  • Что показало ваше пробное действие? (Мы не смогли решить этот пример с помощью числового отрезка правильно.)
  • Кто получил число 7, обоснуйте свой ответ.
  • Что показало ваше пробное действие? (Мы не можем обосновать правильность результата.)

3. Выявление места и причины затруднения.

  • Какое задание выполняли? (Мы должны были решить пример с помощью числового отрезка.)
  • Каким способом вы пытались воспользоваться? (Правилом сложения с помощью числового отрезка.)
  • В чем затруднение? (Не хватает числового отрезка.)
  • Почему же возникло затруднение? (Мы не изучали число 7, у нас нет эталона.)

4. Построение проекта выхода из затруднения.

  • Какую цель поставите перед собой на уроке? (Изучить число 7.)
  • Итак, тема урока: «Число и цифра 7».
  • Вспомните, как вы изучали числа. Как вы будете изучать число 7? (Мы сначала определим место числа 7 на числовом отрезке, договоримся в записи числа с помощью точек, затем будем учиться писать цифру 7, а потом откроем состав числа 7.)
  • Что вам поможет? (Наши рассуждения, учебник.)

5. Реализация построенного проекта.

  • Определим место числа 7 на числовом отрезке. Что надо для этого сделать? (Надо числовой отрезок продлить на один единичный отрезок.)
  • Продлите числовой отрезок.

Учитель на доске продлевает числовой отрезок до числа 7.

  • Расскажите, что вы знаете о числе 7. (Дети называют число, за которым 7 стоит при счете.)
  • Итак, какой следующий шаг? (Договориться в обозначении числа 7 с помощью точек.)
  • Что нам поможет? (Графическая модель числа 6.)
  • Как получить графическую модель числа 7? (Добавить одну точку.)

Учитель достраивает графическую модель числа 7.

  • Выполнили второй шаг? (Да.)
  • Какой третий шаг должны сделать? (Научиться писать цифру 7.)
  • Откройте учебники на странице 3. Определите последовательность написания цифры 7.

Учитель вывешивает на доску изображение цифры 7 .

  • Расскажите, как писать эту цифру.

Учащиеся комментируют последовательность шагов написания цифры 7, учитель показывает последовательность действий на изображении.

  • Выполнили третий шаг? (Да.)
  • Какой еще шаг вы должны сделать? (Выяснить состав числа 7.)
  • Я предлагаю поработать вам в парах. Давайте вспомним основные правила работы. (Каждый имеет право высказаться, другой должен выслушать. Пара должна работать так, чтобы не мешать другим парам.)
  • Положите перед собой 7 двусторонних прямоугольников.

Учащиеся выкладывают перед собой прямоугольники .

  • Постройте из этих прямоугольников модель отрезка.

Учащиеся выстраивают модель отрезка из прямоугольников так, чтобы все прямоугольники лежали на столе одного цвета.

  • Определите варианты получения числа 7 и запишите их на планшетки.

Учащиеся в парах определяют состав числа 7.

  • Итак, какие варианты вы получили?

Учащиеся называют пары чисел.

Как проверить себя? (Нужно посмотреть в эталоне.)

Учитель раздает учащимся эталоны .

  • Какой вывод вы можете сделать? (Мы все правильно «открыли».)
  • Смогли вы преодолеть затруднение? (Да.)
  • Что теперь вы можете делать? (Решать примеры в пределах 7, записывать число 7, …)
  • Какой следующий шаг на уроке? (Закрепить знания о числе 7.)

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

  • Что вы узнали сегодня о числе 7? (Число 7 стоит на 7 месте в числовом ряду, число 7 на письме обозначается цифрой 7 и т. д.)
  • Кто хочет по образцу рассказать, как пишется цифра 7? (Один ученик проговаривает шаги, остальные дети пишут цифру в воздухе.)
  • Теперь давайте потренируемся писать цифру 7 на бумаге. Найдите пропись на странице 3 в учебнике.

Затем три ученика поочередно выходят к доске и пишут цифры в заранее расчерченной на клеточки строчке, громко проговаривая последовательность шагов. Остальные дети работают в прописи.

  • А теперь запишите в прописи под диктовку друг друга еще по одной цифре.
  • Подчеркните самую красивую цифру.
  • Проговорите еще раз состав числа 7.

Учащиеся с места проговаривают состав числа 7.

 1 (1), стр. 2

  • Найдите  1 на странице 2. Выполните первый столбик.

Один ученик с места комментирует выполнение задания.

4) Работа в парах.

 1 (2, 3), стр. 2

  • Закончите выполнять это задание в парах.

Учащиеся в парах выполняют второй и третий столбики.

  • Кто из вас допустил ошибки?
  • В чем ваша ошибка?
  • Исправьте ошибки.
  • А как убедиться в том, что вы хорошо поняли и не допускаете ошибок? (Нужно выполнить самостоятельную работу.)

7. Самоконтроль с самопроверкой по эталону.

  • Почему же к вам в гости пришла Белоснежка? (Она живет у семи гномиков.)
  • Я предлагаю вам проверить свои знания о числе 7.

 2 (1), стр. 2

  • Найдите  2. Решите первый пример с помощью числового отрезка.

На работу отводится 2 - 3 минуты. Проверка организуется по подробному образцу .

  • Сравните свою запись с образцом.
  • Если ошиблись, исправьте ошибки зеленой ручкой.
  • Кто исправил свою ошибку?

Дети поднимают руки.

  • Молодцы! Вы очень внимательны! Поставьте внизу карточки «?», чтобы не допустить подобной ошибки в следующий раз.
  • У кого верно выполнены все задания?

Дети поднимают руки.

  • Сделайте вывод. (Мы хорошо все усвоили.)

8. Включение в систему знаний и повторение.

 3, стр. 2

  • Найдите  2 на странице 2.

Учитель заранее выносит задание на доску.

  • Что нужно сделать? (Сравнить группы предметов по количеству.)
  • Прокомментируйте выполнение сравнения первой пары чисел.

Один из учащихся комментирует с места:

  • Соединим фигуры парами. В первом мешочке обведем красным карандашом фигуры, которые образуют  пары. Обозначим количество фигур в каждом мешочке числом. В первом мешочке 7 фигур, во втором 3. Первый мешочек больше второго, т. к. 7 больше 3. Поставим знак «больше».

Далее учащиеся по цепочке выходят к доске и выполняют задание, комментируя свои действия.

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

  • Какую цель мы ставили пред собой на данном уроке? (Изучить число 7.)
  • Нам удалось достичь цель? (Да.)
  • Удалось ли вам выполнить шаги учебной деятельности? Докажите.
  • Кто к нам приходил в гости? (Белоснежка.)

Учитель раздает учащимся картинки с изображением Гномика.

  • Оцените свою работу. Посмотрите на картинку. Что вы заметили? (У Гномика нет рта.)
  • Давайте его дорисуем. Если вам удалось сделать «открытие» и не осталось на конец урока вопросов, то нарисуйте улыбку. Если вам удалось сделать «открытие», но остались на конец урока вопросы, то сделайте Гномика серьезным. Если вам не удалось сделать «открытие» и остались на конец урока вопросов, то сделайте Гномика грустным.

Учитель проводит рефлексию оценивания.

  • Какие вопросы остались на конец урока?
  • Как и где их можно развеять?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики 1 класс "Число и цифра 3". Перспективная начальная школа

1.      Урок проводился в форме экскурсии  в Новосибирский зоопарк, с целью повышения познавательной активности обучающихся. Дети  смогли познакомиться с...

Урок математики. 1 класс. "Число пять, цифра 5"

презентация к урокуконспект урока...

Урок математики 1 класс «Число и цифра 5»

План-конспект урока по математике в 1 классеПо программе УМК «Перспектива»Учебник Л.Г. Петерсон....

Урок математики 1 класс "Число и цифра 8" "Школа 2100"

В результате освоения данного модуля обучающиеся овладеют умением устанавливать взаимосвязь между рисунком и выражением, составлять выражение по рисунку; соотносить цифру 8 с числом предметов, уз...

Урок математики. 1 класс. "Число и цифра 5"

Урок разработан с учетом рекомендаций ФГОС 2 поколения....

урок математики 1 класс "Число и цифра 5".

Урок был проведен в 1 классе 2 октября 2013 года...

Урок математики, 1 класс. "Число шесть. Цифра 6"

В данном уроке сделан акцент на развитии не только предметных умений, но и универсальных учебных действий  учащихся....