Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по курсу внеурочной деятельности "Умники и умницы" 1 класс
рабочая программа (1 класс) на тему
Актуальность курса определена тем, что программа создает условия для развития у детей познавательных интересов, формирует стремление ребенка к размышлению и поиску, вызывает у него чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Рабочая программа «Юным умникам и умницам. Информатика, логика, математика» составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО на основе авторской программы О.А.Холодовой «Юным умникам и умницам: задания по развитию познавательных способностей (6 – 7 лет)».
Актуальность курса определена тем, что программа создает условия для развития у детей познавательных интересов, формирует стремление ребенка к размышлению и поиску, вызывает у него чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта.
Содержание курса представляет собой введение в мир элементарной информатики, а также расширенный углубленный вариант наиболее актуальных вопросов базового предмета – информатика, логика, математика.
Новизна данного курса определена ФГОС НОО. Во время занятий по предложенному курсу происходит становление у детей развитых форм самосознания и самоконтроля, у них исчезает боязнь ошибочных шагов, снижается тревожность и необоснованное беспокойство.
Практическая значимость обусловлена обучением рациональным приемам применения знаний на практике, переносу усвоенных ребенком знаний и умений как в аналогичные, так и в измененные условия.
Цель данного курса: развитие познавательных способностей учащихся на основе системы развивающих занятий.
Основные задачи курса:
- Развитие мышления в процессе формирования основных приемов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;
- Развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;
- Развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументировано доказывать свою точку зрения;
- Формирование навыков творческого мышления и развитие умения решать нестандартные задачи;
- Развитие познавательной активности самостоятельной мыслительной деятельности учащихся;
- Формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, в парах, в группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу;
- Формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.
Таким образом, принципиальной задачей предлагаемого курса является именно развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков, а не усвоение каких-то конкретных знаний и умений.
Общая характеристика курса
В основе построения курса лежит принцип разнообразия творческо-поисковых задач. При этом основными выступают два следующих аспекта разнообразия: по содержанию и по сложности задач.
Систематический курс, построенный на таком разнообразном не- учебном материале, создает благоприятные возможности для развития важных сторон личности ребенка.
Основное время на занятиях занимает самостоятельное решение детьми логически- поисковых задач. Благодаря этому у детей формируются общеучебные умения: самостоятельно действовать, принимать решения, управлять собой в сложных ситуациях.
На каждом занятии проводится коллективное обсуждение решения задачи определенного вида. На этом этапе у детей формируется такое важное качество, как осознание собственных действий, самоконтроль, возможность дать отчет в выполняемых шагах при решении задач любой трудности. На каждом занятии после самостоятельной работы проводится коллективная проверка решения задач. Такой формой работы создаются условия для нормализации самооценки у всех детей, а именно: повышения самооценки у детей, у которых хорошо развиты мыслительные процессы, но учебный материал усваивается в классе плохо за счет слабо развитых психических процессов (например, памяти, внимания). У других детей может происходить снижение завышенной самооценки, потому что их учебные успехи продиктованы, в основном, прилежанием и старательностью. В курсе используются задачи разной сложности, поэтому слабые дети, участвуя в занятиях, могут почувствовать уверенность в своих силах (для таких учащихся подбираются задачи, которые они могут решать успешно). Ребенок на этих занятиях сам оценивает свои успехи. Это создает особый положительный эмоциональный фон: раскованность, интерес, желание научиться выполнять предлагаемые задания. В системе заданий реализован принцип «спирали», то есть возвращение к одному и тому же заданию, но на более высоком уровне трудности. Задачи по каждой из тем могут быть включены в любые занятия другой темы в качестве закрепления. Изучаемые темы повторяются в следующем учебном году, но даются с усложнением материала и решаемых задач. Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной благодаря частым переключениям с одного вида мыслительной деятельности на другой.
Методическое обеспечение программы
Для проведения занятий разработан учебно-методический комплект, состоящий из:
- двух рабочих тетрадей для учащихся на печатной основе;
- методического руководства для учителя;
- программы курса.
Адресат и длительность занятий
Курс ориентирован на учащихся 1 - х классов (6 – 7 лет), рассчитан на 33 занятия (1 раз в неделю, по 45 минут).
Рекомендуемая модель занятия.
- «Мозговая гимнастика» (1 – 2 минуты).
- Разминка (3 минуты).
- Тренировка и развитие психических механизмов, лежащих в основе познавательных способностей (10 – 15 минут).
- Веселая переменка ( 3 – 5 минут).
- Логически – поисковые задания (10 – 12 минут).
- Коррегирующая гимнастика для глаз (1 – 2 минуты).
- Графический диктант, штриховка (10 минут).
Планируемые результаты
Личностными результатами изучения курса в 1 классе является формирование следующих умений:
- Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве.
- В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Межпредметными результатами изучения курса в 1 классе являются формирование следующих универсальных учебных действий.
Регулятивные УУД :
- Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.
- Проговаривать последовательность действий.
- Учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией.
- Учиться работать по предложенному учителем плану.
- Учится отличать верно выполненное задание от неверного.
- Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
Познавательные УУД:
- Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
- Делать предварительный отбор источников информации.
- Добывать новые знания: находить ответы на вопросы.
- Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры.
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей; находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей.
Коммуникативные УУД:
- Донести свою позицию до других.
- Слушать и понимать речь других.
- Читать и пересказывать текст.
- Учиться выполнять различные роли в группе.
Предметными результатами изучения курса в 1 классе являются формирование следующих умений:
- Описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам.
- Сравнивать между собой предметы и явления
- Выделять существенные признаки предметов
- Обобщать, делать несложные выводы
- Классифицировать явления и предметы
- Определять последовательность событий
- Судить о противоположных явлениях
- Давать определения тем или иным понятиям
Календарно - тематическое планирование
№ занятий | Дата | Наименование тем | Кол-во часов |
1 | Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления. Графический диктант (вводный урок) | 1 | |
2 | Развитие концентрации внимания. Графический диктант | 1 | |
3 | Тренировка внимания. Развитие мышления. Графический диктант | 1 | |
4 | Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. Графический диктант. | 1 | |
5 | Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Графический диктант | 1 | |
6 | Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант | 1 | |
7 | Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу. | 1 | |
8 | Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант | 1 | |
9 | Развитие концентрации внимания. Развитие мышления. Графический диктант | 1 | |
10 | Тренировка внимания. Развитие мышления. Графический диктант. | 1 | |
11 | Развитие слуховой памяти. Развитие мышления. Графический диктант | 1 | |
12 | Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Графический диктант | 1 | |
13 | Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант | 1 | |
14 | Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу. | 1 | |
15 | Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант | 1 | |
16 | Развитие концентрации внимания. Развитие мышления. Графический диктант | 1 | |
17 | Тренировка внимания. Развитие мышления. Графический диктант. | 1 | |
18 | Развитие слуховой памяти. Развитие мышления. Графический диктант | 1 | |
19 | Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Графический диктант | 1 | |
20 | Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант | 1 | |
21 | Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу. | 1 | |
22 | Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант | 1 | |
23 | Развитие концентрации внимания. Развитие мышления. Графический диктант | 1 | |
24 | Тренировка внимания. Развитие мышления. Графический диктант | 1 | |
25 | Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. Графический диктант | 1 | |
26 | Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Графический диктант | 1 | |
27 | Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант | 1 | |
28 | Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу. | 1 | |
29 | Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант | 1 | |
30 | Развитие концентрации внимания. Развитие мышления. Графический диктант | 1 | |
31-32 | Тренировка внимания. Развитие мышления. Графический диктант | 2 | |
33-34 | Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. Графический диктант | 2 | |
35-36 | Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Графический диктант | 2 | |
Итого | 36 часа в год |
Список использованной литературы
- Холодова О.А. Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей (6 – 7 лет) / Методическое пособие, 1 класс. + Программа курса «РПС». – 3-е изд. перераб. – М.: Издательство РОСТ.- 270 с.
- Холодова О.А. Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей (6 – 7 лет): Рабочие тетради: В 2-х частях. – 7-е изд., перераб. – М.: Издательство РОСТ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа и календарно- тематическое планирование учебного курса по математике для 2 класса, разработанная на основе авторской программы Моро М.И., Бантовой М.А., Бельтюковой Г.В. УМК «Школа России»
рабочая программа и календарно-тематическое планирование по математике для 2 класса, разработанная на основе авторской программы Моро М.И., Бантовой М.А., Бельтюковой Г.В. УМК "Школа России"...
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование для 4 класса по курсу "Основы религиозных культур и светской этики", модуль "Основы светской этики"
Модуль «Основы светской этики» предполагает изучение духовно-нравственной культуры и призван ознакомить учеников с основными нормами нравственности, дать первич...
Рабочая программа и календарно – тематическое планирование курса «Основы религиозных культур и светской этики» (Модуль «Основы православной культуры») 4 класс - 34 часа
Структура рабочей программы соответствует стандарту начального общего образования (ФГОС)....
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по внеурочной деятельности курс "Здоровый образ жизни" 1 класс
Рабочая программа и календарно -тематическое планирование по внеурочной деятельности курс "Здоровый образ жизни" 1 класс...
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности по курсу «Речевое творчество» с учащимися 2 класса (с задержкой психического развития, ФГОС)
Рабочая программа внеурочной деятельности с учащимися 2 класса с задержкой психического развития по курсу «Речевое творчество» является модифицированной. При разработке программы были испо...
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности по курсу «Речевое творчество» с учащимися 3 класса (с задержкой психического развития, ФГОС)
Рабочая программа внеурочной деятельности с учащимися 3 класса с задержкой психического развития по курсу «Речевое творчество» является модифицированной. При разработке программы были испо...
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности по курсу «Речевое творчество» с учащимися 4 класса (с задержкой психического развития, ФГОС)
Рабочая программа внеурочной деятельности с учащимися 4 класса с задержкой психического развития по курсу «Речевое творчество» является модифицированной. При разработке программы были испо...