Тематическое планирование по внеурочной деятельности "Умники и умницы" 4 класс
рабочая программа (4 класс)
Темат6ическое ланирование по внеурочной деятельности "Умники и умницы" 4 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Тематическое планирование по внеурочной деятельности "Умники и умницы | 50.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №13 с углубленным изучением отдельных предметов»
г.Электросталь Московской области
УТВЕРЖДАЮ:
Директор МАОУ «СОШ №13 с УИОП» ____________
В.Н.Лелюк
Приказ № 223-о от 31.08.2017 г.
М.П.
Рабочая программа по внеурочному занятию «Умники и умницы»
(базовый уровень)
4А класс
Составитель:Одношевина Марина Болиславовна,
учитель начальных классов высшей категории
2018
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Умники и умницы» для 4 класса разработана на основе Федерального государственного общеобразовательного начального общего образования и составлена на основе программы Холодовой О. А. «Юным умникам и умницам»:Задания по развитию познавательных способностей (9-10 лет) / Методическое пособие, 4 класс,+ Программа курса «РПС».- М.: РОСТ, 2016.
На основании образовательной программы школы и в соответствии с планом внеурочной деятельности начальнойшколы рабочая программа по внеурочному занятию «Умники и умницы» разработана на 34 часа (1 час в неделю).
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ.
Цельданных занятий:развитие познавательных способностей учащихся на основе системы развивающих занятий.
Основные задачи:
- развитие мышления в процессе формирования основных приемов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;
- развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;
- развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументировано доказывать свою точку зрения;
- формирование навыков творческого мышления и развитие умения решать нестандартные задачи;
- развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности учащихся;
- формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;
- формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.
Таким образом, принципиальной задачей является именно развитие познавательных способностей и обще учебных умений и навыков, а не усвоение каких-то конкретных знаний и умений.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Личностными результатами изучения предмета является формирование следующих умений:
- Самостоятельно определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения при совместной работе и сотрудничестве (этические нормы).
- В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, самостоятельно делать выбор, какой поступок совершить.
Средством достижения этих результатов служит учебный материал и задания учебника, нацеленные на 2-ю линию развития – умение определять своё отношение к миру.
Метапредметными результатами изучения предмета являются формирование следующих универсальных учебных действий.
Регулятивные УУД:
- Определять цель деятельности на занятие с помощью учителя и самостоятельно.
- Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблемусовместно с учителем (для этого в учебнике специально предусмотрен ряд занятий).
- Учиться планировать учебную деятельность на занятие.
- Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки (на основе продуктивных заданий в учебнике).
- Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты).
Познавательные УУД:
- Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг.
- Делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи.
- Добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях (в учебнике 2-го класса для этого предусмотрена специальная «энциклопедия внутри учебника»).
- Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
- Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.
- Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
- Слушать и понимать речь других.
- Вступать в беседу на занятие и в жизни.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и технология продуктивного чтения.
- Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
- Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Средством формирования этих действий служит работа в малых группах (в методических рекомендациях дан такой вариант проведения занятий).
Предметными результатами изучения предмета в 3 классе являются формирование следующих умений.
Учащиеся должны уметь:
- Делать умозаключения из двух суждений, сравнивать, устанавливать закономерности, называть последовательность простых действий;
- делить слова на слоги, находить однокоренные слова, решать задачи, раскодировать слова; отгадывать и составлять ребусы, по значениям разных признаков;
- находить закономерности в расположении фигур по значению двух признаков, решать задачи на логику;
- называть противоположные по смыслу слова; решать задачи, решать задачи на смекалку;
- уметь подобрать фразеологизмы; измерять длину данного отрезка, чертить отрезок данной длины;
- узнавать и называть плоские углы: прямой, тупой и острый;
- узнавать и называть плоские геометрические фигуры: треугольник, четырёхугольник, пятиугольник, шестиугольник, многоугольник; читать информацию, заданную с помощью линейных диаграмм;
- решать арифметические ребусы и числовые головоломки, содержащие два действия (сложение и/или вычитание);
- составлять истинные высказывания (верные равенства и неравенства);
- заполнять магические квадраты размером 3×3;
- находить число перестановок не более чем из трёх элементов;
- находить число пар на множестве из 3–5 элементов (число сочетаний по 2);
- находить число пар, один элемент которых принадлежит одному множеству, а другой – второму множеству;
- проходить числовые лабиринты, содержащие двое-трое ворот;
- объяснять решение задач по перекладыванию спичек с заданным условием и решением;
- решать простейшие задачи на разрезание и составление фигур;
- уметь объяснить, как получен результат заданного математического фокуса.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
№ | Содержание программного материала | Количество часов |
1 | Развитие восприятия. | 7 ч |
2 | Развитие памяти. | 11 ч |
3 | Развитие внимания. | 9 ч |
4 | Развитие мышления. | 7 ч |
Итого | 34 ч |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
учебного материала
по программе внеурочной деятельности в 4 А классе,1 час в неделю, всего 34 часа в год по учебнику О.А. Холодовой «Юным умникам и умницам». Информатика, логика, математика. 4 класс / М.: РОСТ книга, 2017
№ занятий | Дата планируемая | Развиваемые способности | Формы организации внеурочной деятельности | Деятельность учителя (осуществляемые действия) | Деятельность учащихся (осуществляемые действия) | Формируемые умения |
Развитие восприятия (7 ч) | ||||||
1 | Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления. | Комбинированное занятие. | Развивать мышление в процессе формированиямыслительной деятельности | Формирование осознания собственных действий. | Формирование умения находить и выделять признаки разных предметов. | |
2 | Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи. | Комбинированное занятие. | Развивать психические познавательные процессы: память, внимание, воображение | Формирование умения принимать решения, управлять собой в сложных ситуациях. | Формирование умения выделять главное и существенное. | |
3 | Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи. | Комбинированное занятие. | Развивать умение решать не стандартные задачи. | Осознание собственных действий, самоконтроля-ля. | Формирование основных мыслительных операций. | |
4 | Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи. | Комбинированное занятие. | Развивать умение общаться и взаимодействовать в коллективе. | Формирование самооценки у детей. | Формирование устойчивой речи. | |
5 | Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи. | Комбинированное занятие. | Формировать навыки применения полученных знаний в изучении школьных дисциплин. | Формирование уверенности в своих силах. | Формированиезрительной, слуховой, образной, смысловой памяти. | |
6 | Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. Развитие умения решать нестандартные задачи. | Комбинированное занятие. | Развивать умение строить умозаключения и доказывать свою точку зрения. | Формирование желания научится выполнять предполагаемые задания. | Формирование умения давать не сложные определения, понятия. | |
7 | Совершенствование воображения. Развитие наглядно – образного мышления. Ребусы. Задания по перекладыванию спичек. | Комбинированное занятие. | Развивать мышление в процессе формированиямыслительной деятельности | Формирование осознания собственных действий. | Формирование умения находить и выделять признаки разных предметов. | |
Развитие памяти (11 ч) | ||||||
8 | Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи. | Комбинированное занятие. | Развивать психические познавательные процессы: память, внимание, воображение | Формирование умения принимать решения, управлять собой в сложных ситуациях. | Формирование умения выделять главное и существенное. | |
9 | Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи. | Комбинированное занятие. | Развивать умение решать не стандартные задачи. | Осознание собственных действий, самоконтроля-ля. | Формированиеустойчивой речи. | |
10 | Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи. | Комбинированное занятие. | Развивать умение общаться и взаимодействовать в коллективе. | Формирование уверенности в своих силах. | Формирование умения находить и выделять признаки разных предметов. | |
11 | Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи. | Комбинированное занятие. | Развивать мышление в процессе формирова-ния мыслитель-ной деятельности | Формирование осознания собственных действий. | Формированиеустойчивой речи. | |
12 | Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи. | Комбинированное занятие. | Развивать психические познавательные процессы: память, внимание, воображение | Формирование умения принимать решения, управлять собой в сложных ситуациях. | Формирование умения выделять главное и существенное. | |
13 | Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. Развитие умения решать нестандартные задачи. | Комбинированное занятие. | Развивать мышление в процессе формированиямыслительной деятельности | Осознание собственных действий, самоконтроля. | Формирование умения находить и выделять признаки разных предметов. | |
14 | Совершенствование воображения. Развитие наглядно – образного мышления. Ребусы. Задания по перекладыванию спичек. | Комбинированное занятие. | Развивать психические познавательные процессы: память, внимание, воображение | Формирование осознания собственных действий. | Формирование умения выделять главное и существенное. | |
15 | Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи. | Комбинированное занятие. | Развивать умение решать не стандартные задачи. | Формирование умения принимать решения, управлять собой в сложных ситуациях. | Формированиеустойчивой речи. | |
16 | Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи. | Комбинированное занятие. | Развивать мышление в процессе формирова-ния мыслительной деятельности | Осознание собственных действий, самоконтроля. | Формирование умения находить и выделять признаки разных предметов. | |
17 | Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи. | Комбинированное занятие. | Развивать умение решать не стандартные задачи. | Осознание собственных действий, самоконтроля. | Формирование устойчивой речи. | |
18 | Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи. | Комбинированное занятие. | Развивать психические познавательные процессы: память, внимание, воображение | Формирование осознания собственных действий. | Формирование умения выделять главное и существенное. | |
Развитие внимания (9 ч) | ||||||
19 | Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи. | Комбинированное занятие. | Развивать умение общаться и взаимодействовать в коллективе. | Формирование умения принимать решения, управлять собой в сложных ситуациях. | Формированиеустойчивой речи. | |
20 | Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. Развитие умения решать нестандартные задачи. | Комбинированное занятие. | Развивать умение решать не стандартные задачи. | Формирование осознания собственных действий. | Формирование умения находить и выделять признаки разных предметов. | |
21 | Совершенствование воображения. Развитие наглядно – образного мышления. Ребусы. Задания по перекладыванию спичек. | Комбинированное занятие. | Развивать психические познавательныепроцессы: память, внимание, воображение. | Формирование уверенности в своих силах. | Формированиеустойчивой речи. | |
22 | Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи. | Комбинированное занятие. | Развивать мышление в процессе формированиямыслительной деятельности | Осознание собственных действий, самоконтроля-ля. | Формирование основных мыслительных операций. | |
23 | Тренировка концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи. | Комбинированное занятие. | Развивать умение общаться и взаимодействовать в коллективе. | Формирование умения принимать решения, управлять собой в сложных ситуациях. | Формированиеустойчивой речи. | |
24 | Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи. | Комбинированное занятие. | Развивать умение решать не стандартные задачи. | Формирование осознания собственных действий. | Формирование умения выделять главное и существенное. | |
25 | Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи. | Комбинированное занятие. | Развивать психические познавательные процессы: память, внимание, воображение | Формирование уверенности в своих силах. | Формирование умения находить и выделять признаки разных предметов | |
26 | Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи. | Комбинированное занятие. | Развивать умение общаться и взаимодействовать в коллективе. | Осознание собственных действий, самоконтроля. | Формирование основных мыслительных операций. | |
27 | Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. Развитие умения решать нестандартные задачи. | Комбинированное занятие. | Развивать психические познавательные процессы: память, внимание, воображение. | Формирование умения принимать решения, управлять собой в сложных ситуациях. | Формированиеустойчивой речи. | |
Развитие мышления (7 ч) | ||||||
28 | Совершенствование воображения. Развитие наглядно – образного мышления. Ребусы. Задания по перекладыванию спичек. | Комбинированное занятие. | Развивать мышление в процессе формированиямыслительной деятельности | Формирование уверенности в своих силах. | Формирование умения выделять главное и существенное. | |
29 | Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи. | Комбинированное занятие. | Развивать умение решать не стандартные задачи. | Формирование осознания собственных действий. | Формирование основных мыслительных операций. | |
30 | Тренировка концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи. | Комбинированное занятие. | Развивать умение общаться и взаимодействовать в коллективе. | Осознание собственных действий, самоконтроля. | Формированиеустойчивой речи. | |
31 | Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи. | Комбинированное занятие. | Развивать умение решать не стандартные задачи. | Формирование умения принимать решения, управлять собой в сложных ситуациях. | Формированиеустойчивой речи. | |
32 | Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи. | Комбинированное занятие. | Развивать умение общаться и взаимодействовать в коллективе. | Формирование осознания собственных действий. | Формирование умения находить и выделять признаки разных предметов. | |
33 | Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи. | Комбинированное занятие. | Развивать умение строить умозаключения и доказывать свою точку зрения. | Осознание собственных действий, самоконтроля-ля. | Формирование основных мыслительных операций. | |
34 | Совершенствование воображения. Развитие наглядно – образного мышления. Ребусы. Задания по перекладыванию спичек. | Комбинированное занятие. | Развивать мышление в процессе формирования мыслительной деятельности | Формирование осознания собственных действий. | Формирование устойчивой речи. | |
Итого: 34 часа |
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
- Работа по данному курсу обеспечивается УМК, а также дополнительной литературой:
- Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей (9-10лет)» Методическое пособие для 4 класса /Холодова О.А., Москва: РОСТ книга, 2016 г.
- Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей (9-10 лет)» рабочие тетради для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 1,2- М.:Издательство РОСТ,2017.
- Криволапова Н.А. Учимся учиться: программа развития познавательных способностей учащихся младших классов / Н.А. Криволапова, И.Ю. Цибаева. – Курган: Ин - т повыш. квалиф. и переподготовки раб-ов образования, 2016. – 34 с. – (Серия «Умники и умницы»).
- Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников: методический конструктор: пособие для учителя / Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. – М.: Просвещение, 2014. – 223 с. – (Стандарты второго поколения).
- Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе: система заданий. В 2-х ч. Ч.1. / М.Ю. Демидова [ и др.]; под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. - 2 – е изд. – М.: Просвещение, 2014. – 215 с. – (Стандарты второго поколения.
- Учебно - дидактические средства обучения:
- дидактический раздаточный материал;
- обучающие таблицы.
- Материально- техническое обеспечение:
№ п/п | Наименование | Сокращение | Периодичность использования |
1 | Система тестирования качества знаний | СТКЗ | Итоговый контроль |
2 | Интерактивная доска Interwrite | ИД | Каждый урок |
3 | ПроекторVivitek D791ST | П | Каждый урок |
4 | МФУ KYOCERA | МФУ | |
5 | Акустические колонкиTopDevise | АК | Совместно с ПК |
6 | Разветвитель Axiom | ||
7 | Документ камера GaokeGK -9000A | ДК | 1-2 урока в неделю |
8 | Универсальная платформа для перемещения, хранения и подзарядки | ||
9 | Компьютер мобильный (ноутбук) педагога | ПК | Каждый урок |
10 | Фотоаппарат Canon | Ф | |
11 | Система организации беспроводной сети D-linkDIR-320 | ||
12 | Гарнитура компактнаяSenmai | Г | |
13 | Мышь оптическая ARCTIC | ||
14 | Практические рекомендации (пособие для учителя) | ||
15 | Компьютер мобильный (ноутбук) обучающихся | ПКУ | 1-2 раза в неделю |
СОГЛАСОВАНО.
Протокол заседания
школьного методического
объединения учителей начальных классов
от 29.08. 2017 г. № 1.
СОГЛАСОВАНО.
Зам. директора по УВР ___________________ /И.Н. Устинова/
31.08.2017 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тематическое планирование по внеурочной деятельности для 2 класса по программе "Школа России".
Тематическое планирование по курсу внеурочной деятельности "Математика и конструирование"...
Тематическое планирование по внеурочной деятельности для 2 класса по программе "Школа России".
Олимпик(гуманитарное направление)...
Тематическое планирование по внеурочной деятельности для 2 класса по программе "Школа России".
Олимпик(математическое направление)...
Тематическое планирование по внеурочной деятельности для 2 класса по программе "Школа России".
Игровая деятельность школьников....
Тематическое планирование по внеурочной деятельности для 2 класса по программе "Школа России".
Азбука здоровья...
Тематическое планирование по внеурочной деятельности в 4 классе "Занимательная математика".
Данное тематическое планирование "Занимательная математика" разработано для этого учебного 2016-2017 года в 4 классе. Построено оно в соответствии с требованиями ФГОС. Успешно работает....
Календарно-тематическое планирование по внеурочной деятельности в 1 классе (хореографии)
Календарно-тематическое планирование по внеурочной деятельности в 1 классе (хореографии). Первый год обучения по программе "Танец- моя вторая жизнь".В таблице имеется колонка с используемым обор...