Рабочая программа внеурочной деятельности "Умники и умницы" (математика)
рабочая программа на тему
Рабочая программа по внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «Умники и умницы (блок математика)» для 1-4 классов
Базовый уровень
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
umniki_i_umnitsy_matem._2ch._v_ned.doc | 356 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение лицей «Серпухов»
Согласовано на методическом объединении протокол № 1 от 29.08.2016г. | Согласовано заместитель директора по УВР _______________Русова Н.А. | Утверждаю директор лицея «Серпухов»
_______________ Горшков В.В. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению
«Умники и умницы (блок математика)»
для 1-4 классов
Базовый уровень
Составила: Кувшинникова Е.А.
2016-2020 учебный год
1.Пояснительная записка
Рабочая программа к курсу «Умники и умницы » составлена на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Приказ Министерства образования и науки РФ №373 от 06 октября 2009 года);
- Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 26.11.2010 №1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки РФ от 06 октября 2009г. № 373»;
-Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации № 2357 от 22.09.2011 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 N 373»;
-Приложения к письму Министерства образования Московской области от 27.07.2011 № 6975-06о/07 «Методические материалы по организации внеурочной деятельности в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы начального общего образования»;
-Постановления Главного Государственного Санитарного врача РФ «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» от 29.12.2010 № 189, (зарегистрировано в Минюсте Российской Федерации 03.03.2011 №19993);
-Письма Министерства образования и науки Российской Федерации от 12.05.2011 №03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении ФГОС общего образования»;
- Программы внеурочной деятельности, ООП НОО МОУ лицея;
-программы развития познавательных способностей учащихся младших классов О. Холодовой «Юным умникам и умницам».
Ведущей стороной умственного развития младшего школьника является развитие логического мышления. Для его формирования ребенок должен овладеть определенным минимумом логических знаний и умений, т. е. приобрести так называемую логическую грамотность. Наиболее реальные предпосылки для развития мыслительных процессов дает такая образовательная область как "математика". В математике используется много абстрактного материала. Ребенок учится анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать, рассуждать, доказывать, опровергать. Для совершенствования мыслительных процессов можно использовать дополнительное образование. Система дополнительного образования, учитывает индивидуальные особенности и интересы детей, создает оптимальные условия для развития интеллектуально-творческого потенциала учащихся.
Курс введен в часть учебного плана, формируемого образовательным учреждением в рамках общеинтеллектуального направления.
Актуальность выбора определена следующими факторами: - в современном мире уже недостаточно обучать только получению информации;
- анализ, сортировка информации, аргументация, которые используются при преподавании обычных предметов, лишь малая часть навыков мышления, обучающиеся должны владеть и другими навыками;
- конкретные предметы имеют свои идиомы, потребности и модели, тогда как логика является некоторым метапредметом, который объединяет все знания и личный опыт ученика.
Новизна данной программы определена требованиями к результатам основной образовательной программы начального общего образования ФГОС второго поколения. Одним из главных лозунгов новых стандартов второго поколения является формирование компетентностей ребенка по освоению новых знаний, умений, навыков, способностей. Отличительной особенностью новых стандартов является включение в перечень требований к структуре основной образовательной программы: соотношение урочной и внеурочной деятельности обучающихся; содержание и объем внеурочной деятельности обучающихся.
Цель данного курса: развитие познавательных способностей учащихся на основе системы развивающих занятий.
Основные задачи курса:
- развитие мышления в процессе формирования основных приемов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;
- развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;
- развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументировано доказывать свою точку зрения;
- формирование навыков творческого мышления и развитие умения решать нестандартные задачи;
- развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности учащихся;
- формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;
- формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.
Таким образом, принципиальной задачей предлагаемого курса является именно развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков, а не усвоение каких-то конкретных знаний и умений.
Отличительными особенностями рабочей программы по данному курсу являются:
- определение видов организации деятельности учащихся, направленные на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного курса;
- в основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты; - достижения планируемых результатов отслеживаются в рамках внутренней системы оценки: педагогом;
- в основу оценки личностных, метапредметных и предметных результатов освоения программы факультатива, воспитательного результата положены методики, предложенные Холодовой О.А.
Курс «Юным умникам и умницам. Развитие познавательных способностей» представляет систему интеллектуально развивающих занятий для детей в возрасте от 6 до 10 лет, разработанную О.Холодовой.
Срок реализации дополнительной образовательной программы- 4 года.
Основные формы работы
Занятия рассчитаны на коллективную, групповую и индивидуальную работу. Они построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной. Методы и приёмы организации деятельности второклассников на занятиях по РПС ориентированы на усиление самостоятельной практической и умственной деятельности, на развитие навыков контроля и самоконтроля, а также познавательной активности детей. Задания носят не оценочный, а обучающий и развивающий характер. Поэтому основное внимание на занятиях по РПС обращено на такие качества ребёнка, развитие и совершенствование которых очень важно для формирования полноценной самостоятельно мыслящей личности. Это - внимание, восприятие, воображение, различные виды памяти и мышление. Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной. С каждым занятием задания усложняются: увеличивается объём материала, наращивается темп выполнения заданий, сложнее становятся выполняемые рисунки.
Продолжительность и общая характеристика составляющих занятия.
- «Мозговая гимнастика» (2-3 минуты). Выполнение упражнений для улучшения мозговой деятельности и профилактики нарушений зрения является важной частью занятия по РПС. Исследования учёных доказывают, что под влиянием физических упражнений улучшаются показатели различных психических процессов, лежащих в основе творческой деятельности: увеличивается объём памяти, повышается устойчивость внимания, ускоряется решение элементарных интеллектуальных задач, убыстряются психомоторные процессы
- Разминка (3-5 минут). Основной задачей данного этапа является создание у ребят определённого положительного эмоционального фона, без которого эффективное усвоение знаний невозможно. Поэтому в разминку включены достаточно легкие, способные вызвать интерес вопросы, рассчитанные на сообразительность, быстроту реакции, окрашенные немалой долей юмора и потому помогающие подготовить ребёнка к активной познавательной деятельности.
- Тренировка и развитие психических механизмов, лежащих в основе творческих способностей - памяти, внимания, воображения, мышления (15 минут). Используемые на этом этапе занятия задания не только способствуют развитию перечисленных качеств, но и позволяют углублять знания детей, разнообразить методы и приёмы познавательной деятельности.
- Весёлая переменка (3-5 минут). Динамическая пауза в составе занятия развивает не только двигательную сферу ребёнка, но и умение выполнять несколько различных заданий одновременно.
- Решение творческо-поисковых и творческих задач (15 минут). Возможность решать нетиповые, поисково-творческие задачи, не связанные с учебным материалом, очень важна для ребёнка, так как позволяет тому, кто не усвоил какой-либо учебный материал и поэтому плохо решает типовые задачи, почувствовать вкус успеха и обрести уверенность в своих силах, ведь решение не учебных задач опирается на поисковую активность и сообразительность ребёнка, на умение в нужный момент «достать» из своей памяти тот или иной алгоритм рассуждения.
- Коррегирующая гимнастика для глаз (1-2 минуты). Выполнение коррегирующей гимнастики для глаз поможет как повышению остроты зрения, так и снятию зрительного утомления и достижению состояния зрительного комфорта.
- Логические задачи на развитие аналитических способностей и способности рассуждать (5 минут). В целях развития логического мышления предлагаются задачи, при решении которых ребенок учится производить анализ, сравнение, строить дедуктивные умозаключения.
Основной показатель качества освоения программы - личностный рост обучающегося, его самореализация и определение своего места в детском коллективе. Предполагается участие школьников в олимпиадах, в конкурсах на разных уровнях; участие в математических декадах (выпуск газет, составление кроссвордов, викторин и т.д.) участие в интеллектуальных играх (КВН; Парад умников; Брейн -ринги; Математические турниры, математический конкурс «Кенгуру»и т.д.)
Контроль и оценка планируемых результатов
В основу изучения курса положены ценностные ориентиры, достижение которых определяются воспитательными результатами. Воспитательные результаты внеурочной деятельности оцениваются по трём уровням.
Первый уровень результатов — приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых фор мах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов — получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной просоциальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).
Третий уровень результатов — получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для других, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязательно положительно к нему настроены, юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без которых немыслимо существование гражданина и гражданского общества.
Динамика развития учащихся фиксируется учителем совместно со школьным психологом (внутренняя система оценки) на основе диагностик по Асмолову А.Г.(методики «Незавершённая сказка», «Оцени поступок», «Моральная дилемма», «Кто я?», уровни описания оценки познавательного интереса, сформированности целеполагания, развития контроля, оценки) . В 1 классе возможно достижение результатов первого уровня и частично второго.
Для отслеживания результатов предусматриваются в следующие формы контроля:
- стартовый, позволяющий определить исходный уровень развития учащихся по методикам Холодовой О., Криволаповой Н.А. (результаты фиксируются в зачетном листе учителя);
- текущий: прогностический, то есть проигрывание всех операций учебного действия до начала его реального выполнения; пооперационный, то есть контроль за правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия; рефлексивный, контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план» действия и опирающийся на понимание принципов его построения; контроль по результату, который проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом.
- итоговый контроль: в формах тестирования; практической работы; творческих работ учащихся; контрольных заданий.
- самооценка и самоконтроль определение учеником границ своего «знания - незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить в ходе осуществления деятельности.
- содержательный контроль и оценка результатов учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребёнком и не допускает сравнения его с другими детьми. результаты проверки фиксируются в зачётном листе учителя. в рамках накопительной системы, создание портфолио.
Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели: степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий: чем помощь учителя меньше, тем выше самостоятельность учеников и, следовательно, выше развивающий эффект занятий; поведение учащихся на занятиях: живость, активность, заинтересованность школьников обеспечивают положительные результаты занятий; результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса эрудитов, при выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с этими заданиями самостоятельно; косвенным показателем эффективности данных занятий может быть повышение успеваемости по разным школьным дисциплинам, а также наблюдения учителей за работой учащихся на других уроках (повышение активности, работоспособности, внимательности, улучшение мыслительной деятельности).
2.Общая характеристика учебного курса «Умники и умницы»
Программа по логической математике для развивающего занятия "Умники и умницы" составлена для формирования логических приемов мышления через использование различных нестандартных заданий, которые требуют поисковой деятельности учащихся. Нестандартные задания - это мощное средство активизации умственной деятельности учащихся. Необычность формулировки условий задач, нестандартность решения, возможность творческого поиска вызывает у детей большой интерес. Нестандартные задачи вызывают у ученика затруднение, для преодоления которого необходима активизация мыслительной деятельности. В ходе решения каждой новой задачи ребенок включается в активный поиск нового решения. Систематичность использования таких упражнений помогает развить умственную активность и самостоятельность мысли.
Для проведения занятий разработан учебно-методический комплект, состоящий из следующих учебных пособий: двух рабочих тетрадей для учащихся на печатной основе; методического руководства для учителя, в котором излагается один из возможных вариантов работы с заданиями, помещенными в тетрадях.
В начальной школе дети должны овладеть элементами логических операций - обобщения, классификации, анализа и синтеза и, конечно, сравнения.
Развивающие занятия по программе О. Холодовой «Умники и умницы»:
а) позволяют развить логическое мышление детей и научить их:
- описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;
- выделять существенные признаки предметов;
- сравнивать между собой предметы, слова, числа;
- обобщать;
- классифицировать предметы, слова, числа;
- определять последовательность событий;
- судить о противоположных явлениях;
- давать определение тем или иным понятиям и явлениям;
- определять отношение между предметами типа род—вид;
- осуществлять мыслительные операции анализа и синтеза;
- выявлять функциональные отношения между понятиями и явление;
- определять отношения между предметами типа «часть—целое»;
- развивать речь;
- использовать операции логического мышления для решения новых задач в незнакомых ситуациях.
б) специально учат ребенка восприятию: выделять главные признаки; развивать процессы анализа и обобщения; пользоваться речью при наблюдении и рассматривании; сравнивать.
в) обучают наблюдению, которое формирует такие качества личности младшего школьника, как наблюдательность, восприимчивость, умение видеть и выделять признаки предметов, описывать их.
г) формируют воображение ребенка. Ведь воображение является высшей психической функцией, которая отражает действительность. Основной задачей воображения является представление ожидаемого результата до его осуществления.
Занятия содержат следующие способы создания образов воображения (как правило, они используются неосознанно): агглютинация-соединение различных несоединимых в повседневной жизни свойств (кентавр это человек-зверь, птица Феникс это человек-птица); гиперболизация - увеличение или уменьшение предмета или отдельных частей (лилипуты, мальчик с пальчик); схематизация; типизация; акцентирование.
д) развивают фантазию путем: аналогии; синтеза.
е) совершенствуют произвольное и осмысленное запоминание, иначе говоря, память младшего школьника. Для лучшего запоминания используются следующие факторы: понимание цели запоминания; составление плана; опора на наглядный материал; повышение мотивации запоминания; включение в игровую и трудовую деятельность; использование соревнований.
ж) дают осознанное представление о необходимости личной безопасности, обеспечение и сохранение жизни и здоровья учащихся. Поэтому и существуют занятия, которые обеспечивают активное, увлеченное обучение детей, включая разнообразные формы работы: игры; кроссворды; брейн-ринг; тесты; алгоритмы; ситуативные задачи; анализ конкретных ситуаций.
з) приобщают младших школьников к культурному наследию и традициям наших предков, знакомят с социальным и нравственным опытом предшествующих поколений, воспитывают уважительное отношение к истории родного города, его архитектуре и традициям.
и) формируют мировоззрения учащихся на историческом материале, воспитывают их нравственность, гражданственность, бережное отношение к богатой культуре народа и осознание себя ее наследниками. Используя основные виды познавательных заданий при освоении учащимися исторического учебного материал: образные задания; логические задания; проблемные задания; экскурсии; поисковые задания; составление проектных работ.
3.Описание места учебного курса «Умники и умницы» в учебном плане
Программа данного курса представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для учащихся начальных классов и рассчитана на четыре года обучения. В первом классе 66 часов (2 часа в неделю), во 2-4 классах по 70 часов (2 часа в неделю)
4.Описание ценностных ориентиров содержания курса «Умники и умницы»
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.
Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма –одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, в осознанном желании служить Отечеству.
5. Результаты освоения курса внеурочной деятельности «Умники и умницы»
1 класс
Предметными результатами изучения курса в 1-м классе являются формирование следующих умений.
- описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;
-выделять существенные признаки предметов;
-сравнивать между собой предметы, явления;
-обобщать, делать несложные выводы;
-классифицировать явления, предметы;
-определять последовательность событий;
-судить о противоположных явлениях;
-давать определения тем или иным понятиям;
-определять отношения между предметами типа «род» - «вид»;
-выявлять функциональные отношения между понятиями;
-выявлять закономерности и проводить аналогии.
Метапредметными результатами изучения курса в 1-м классе являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.
Проговаривать последовательность действий.
Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради.
Учиться работать по предложенному учителем плану.
Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
Познавательные УУД:
Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).
Коммуникативные УУД:
Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
Слушать и понимать речь других.
Читать и пересказывать текст.
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Личностными результатами изучения курса в 1-м классе является формирование следующих компетенций:
Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Результаты освоения курса внеурочной деятельности «Умники и умницы»
2 класс
Предметными результатами изучения курса во 2-м классе являются формирование следующих компетенций:
- составлять, моделировать и штриховать предметы;
- находить закономерность;
- классифицировать предметы, слова;
- определять истинность высказываний;
- делать выводы, простейшие умозаключения.
- уметь логически рассуждать при решении задач логического характера;
- делать выводы, простейшие умозаключения;
- решать геометрические задачи, ребусы, задачи- шутки, числовые головоломки.
Метапредметными результатами изучения курса во 2-м классе являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.
Проговаривать последовательность действий.
Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради.
Учиться работать по предложенному учителем плану.
Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
Познавательные УУД:
Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).
Коммуникативные УУД:
Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
Слушать и понимать речь других.
Читать и пересказывать текст.
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Личностными результатами изучения курса во 2-м классе является формирование следующих компетенций:
Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Результаты освоения курса внеурочной деятельности «Умники и умницы»
3 класс
В результате изучения данного курса в третьем классе обучающиеся получат возможность формирования
Предметных результатов:
- выделять свойства предметов;
- обобщать по некоторому признаку, находить закономерность;
- сопоставлять части и целое для предметов и действий;
- описывать простой порядок действий для достижения заданной цели;
- приводить примеры истинных и ложных высказываний;
- приводить примеры отрицаний;
- проводить аналогию между разными предметами;
- выполнять логические упражнения на нахождение закономерностей, сопоставляя и аргументируя свой ответ;
- рассуждать и доказывать свою мысль и свое решение.
Метапредметными результатами в третьем классе являются формирование следующих УДД:
Регулятивные УДД:
формировать умение понимать причины успеха/неуспеха учебной дятельности;
формировать умение планировать и контролировать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
осваивать начальные формы рефлексии.
Познавательные УДД:
овладевать современными средствами массовой информации: сбор, преобразование, сохранение информации;
соблюдать нормы этики и этикета;
овладевать логическими действиями анализа, синтеза, классификации по родовидовым признакам; устанавливать причинно-следственные связи.
Коммуникативные УДД:
учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);
учиться аргументировать, доказывать;
учиться вести дискуссию.
Личностные результаты :
уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков;
сотрудничать с учителем и сверстниками в разных ситуациях.
Результаты освоения курса внеурочной деятельности «Умники и умницы»
4 класс
Предметными результатами изучения курса в 4-м классе являются формирование следующих компетенций:
- составлять, моделировать и штриховать предметы;
- находить закономерность;
- классифицировать предметы, слова;
- определять истинность высказываний;
- делать выводы, простейшие умозаключения.
- уметь логически рассуждать при решении задач логического характера;
- делать выводы, простейшие умозаключения;
- решать геометрические задачи, ребусы, задачи- шутки, числовые головоломки.
Метапредметными результатами изучения курса в 4-м классе являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
-Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.
-Проговаривать последовательность действий.
-Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради.
-Учиться работать по предложенному учителем плану.
-Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
-Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
Познавательные УУД:
-Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
-Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
-Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.
-Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
-Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры.
-Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).
Коммуникативные УУД:
-Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
-Слушать и понимать речь других.
-Читать и пересказывать текст.
-Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
-Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Личностными результатами изучения курса в 4-м классе является формирование следующих компетенций:
Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
6. Содержание, формы организации и виды деятельности курса «Умники и умницы»
Содержание дополнительной программы развивающих занятий "Умники и умницы" можно разделить на несколько разделов:
- Тренировка психических процессов. На каждом занятии уделяется значительное внимание развитию и формированию психических процессов: внимания, памяти, воображения, мышления. Используются задания, которые способствуют развитию перечисленных качеств. Задачи геометрического характера. Занимательные геометрические задачи способствуют формированию и развитию пространственных представлений. Для решения этих задач учащиеся должны знать геометрические фигуры, их свойства и признаки, уметь перемещать их для получения новых фигур.
- Нестандартные задачи логического характера. Систематическое решение логически- поисковых задач из области математики способствует развитию гибкости мышления
- Нестандартные задачи алгебраического характера. Активному восприятию и пониманию математических законов, формированию мыслительных процессов помогут задания и игры, имеющие необычное нестандартное условие и содержание. Они обучают учащихся поиску рациональных способов применения знаний. Некоторые виды задач повторяются, но усложняется их условие и решение.
Игры Зака А.А. Знакомство с играми, способствующими развитию способности действовать в уме.
Содержание, формы организации и виды деятельности курса «Умники и умницы»
1 класс
Задания на развитие внимания. К заданиям этой группы относятся различные лабиринты и целый ряд игр, направленных на развитие произвольного внимания детей, объема внимания, его устойчивости, переключения и распределения. Выполнение заданий подобного типа способствует формированию таких жизненно важных умений, как умение целенаправлен но сосредотачиваться, вести поиск нужного пути, оглядываясь, а иногда и возвращаясь назад, находить самый короткий путь, решая двух-трехходовые задачи.
Задания, развивающие память. В рабочие тетради включены упражнения на развитие и совершенствование слуховой и зрительной памяти. Участвуя в играх, школьники учатся пользоваться своей памятью и применять специальные приемы, облегчающие запоминание. В результате таких занятий учащиеся осмысливают и прочно сохраняют в памяти раз личные учебные термины и определения. Вместе с тем у детей увеличивается объем зрительного и слухового запоминания, развивается смысловая память, восприятие и наблюдательность, закладывается основа для рационального использования сил и времени.
Задания на развитие и совершенствование воображения. Развитие воображения построено в основном на материале, включающем задания геометрического характера; дорисовывание несложных композиций из геометрических тел или линий, не изображающих ничего конкретного, до какого-либо изображения; выбор фигуры нужной формы для восстановления целого; вычерчивание уникурсальных фигур (фигур, которые надо на чертить, не отрывая карандаша от бумаги и не проводя одну и ту же линию дважды); выбор пары идентичных фигур сложной конфигурации; выделение из общего рисунка заданных фигур с целью выявления замаскированного рисунка; деление фигуры на несколько заданных фигур и построение заданной фигуры из нескольких частей, выбираемых из множества данных; складывание и перекладывание спичек с целью составления заданных фигур. Совершенствованию воображения способствует работа с изографами (слова записаны буквами, расположение которых напоминает изображение того предмета, о котором идет речь) и числограммы (предмет изображен с помощью чисел).
Задания, развивающие мышление. Приоритетным направлением обучения в начальной школе является развитие мышления. С этой целью в рабочих тетрадях приведены задания, которые позволяют на доступном детям материале и на их жизненном опыте строить правильные суждения и проводить доказательства без предварительного теоретического освоения самих законов и правил логики. В процессе выполнения таких упражнений дети учатся сравнивать различные объекты, выполнять простые виды анализа и синтеза, устанавливать связи между понятиями, учатся комбинировать и планировать. Предлагаются задания, направленные на формирование умений работать с алгоритмическими предписаниями (шаговое выполнение задания).
Содержание, формы организации и виды деятельности курса «Умники и умницы»
2 класс
- Тренировка психических процессов:
- развитие концентрации внимания;
- тренировка внимания;
- тренировка слуховой памяти;
- тренировка зрительной памяти;
- совершенствование воображения;
- развитие логического мышления (выделение признаков, сравнение предметов, классификация и поиск закономерностей).
- Задания геометрического характера.
- уникурсальные кривые;
- составление и моделирование предметов;
- построение фигур из счетных палочек;
- построение фигур из конструктора "Монгольская игра", "Танграм".
- Нестандартные задания алгебраического характера.
- арифметический шифр;
- математический фокус ;
- арифметические лабиринты с воротами;
- математические ребусы;
- магические квадраты 3*3;
- Нестандартные задания логического характера
- анаграмма;
- комбинаторные задачи;
- задачи с альтернативным условием.
- Игры Зака З. А. ( "Муха", "Просветы")
Содержание, формы организации и виды деятельности курса «Умники и умницы»
3 класс
- Свойства, признаки и составные части предметов (6 ч)
Закономерность в чередовании признаков. Классификация по какому-то признаку. Состав предметов.
- Сравнение (4 часа)
Сравнение предметов по признакам. Симметрия. Симметричные фигуры.
- Комбинаторика (4 часа)
Перестановки. Размещения. Сочетания.
- Действия предметов (8 часов)
Результат действия предметов. Обратные действия. Порядок действий. Последовательность событий.
- Взаимосвязь между родовыми и видовыми понятиями (4 часа)
Математические отношения, замаскированные в виде задач-шуток.
- Элементы логики (20 часов)
Логические операции «и», «или». Множество. Элементы множества. Способы задания множеств. Сравнение множеств. Отношения между множествами (объединение, пересечение, вложенность). Выражения и высказывания.
- Развитие творческого воображения (4 часа)
Составление загадок, чайнвордов. Создание фантастического сюжета на тему «Состав предметов».
- Практический материал (8 часов)
Логические упражнения. Логические игры. Логические задачи. Интеллектуальные викторины.
Содержание, формы организации и виды деятельности курса «Умники и умницы»
4 класс
1.Сравнение (4 часа). Ситуативная связь между понятиями. Образное сравнение.
2. Комбинаторика (4 часа). Решение задач с помощью таблиц и графов.
3.Элементы логики (22 часа). Виды отношений между понятиями. Рефлексивность и симметричность отношений. Причинно0следственные цепочки. Логические связки «или», «если …, то». Логические возможности. Рассуждения. Выводы.
4.Развитие творческого воображения (22 часа). Оценка ситуации с разных сторон. Многозначность. Рассмотрение законов логики с точки зрения русского языка и окружающего мира.
5.Практический материал (6 часов). Логические задачи. Задачи-смекалки. Логические игры. Житейские задачи.
7. Тематическое планирование для 1 класса
№ п/п | Тема урока | Характеристика основных видов деятельности учащегося (УУД) |
1-2 | Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления. Графический диктант. | Р: выполняет учебные действия в умственной форме; выбирает действия в соответствии с поставленной задачей; сличает способ действия и результат. К: задает вопросы, строит высказывания, формулирует собственное мнение, позицию. П: ориентируется в разнообразии способов решения задач. |
3-4 | Развитие концентрации внимания. Графический диктант. Диагностический тест | Р: применяет установленные правила в планировании способа решения задач К: предлагает помощь и сотрудничество, Формулирует собственное мнение и позицию. П: выбирает более эффективные способы решения задач. |
5-6 | Тренировка внимания. Развитие мышления. Графический диктант | Р: составляет план и последовательность действий; К: проявляет активность во взаимодействии, обращается за помощью. П: ориентируется в разнообразии способов решения задач, выбирает наиболее эффективный |
7-8 | Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. Графический диктант | Р: применяет установленные правила в планировании способа решения задач К: предлагает помощь и сотрудничество, Формулирует собственное мнение и позицию. П: выбирает более эффективные способы решения задач. |
9-10 | Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Графический диктант | Р: выполняет учебные действия в умственной форме; выбирает действия в соответствии с поставленной задачей; сличает способ действия и результат. К: задает вопросы, строит высказывания, формулирует собственное мнение, позицию. П: ориентируется в разнообразии способов решения задач. |
11-12 | Развитие аналитических способностей | Р: составляет план и последовательность действий; К: проявляет активность во взаимодействии, обращается за помощью. П: ориентируется в разнообразии способов решения задач, выбирает наиболее эффективный. |
13-14 | Совершенствование мыслительных операций | Р: выполнять учебные действия в умственной форме; сличает способ действия и результат. К: проявляет активность во взаимодействии, обращается за помощью. П: ориентируется в разнообразии способов решения задач, выбирает наиболее эффективный |
15-16 | Развитие логического мышления Совершенствование мыслительных операций | Р: применяет установленные правила в планировании способа решения задач К: предлагает помощь и сотрудничество, Формулирует собственное мнение и позицию. П: выбирает более эффективные способы решения задач. |
17-18 | Развитие концентрации внимания Развитие мышления Графический диктант | Р: составляет план и последовательность действий; К: проявляет активность во взаимодействии, обращается за помощью. П: ориентируется в разнообразии способов решения задач, выбирает наиболее эффективный |
19-20 | Тренировка внимания Развитие мышления Графический диктант | Р: применяет установленные правила в планировании способа решения задач К: предлагает помощь и сотрудничество, Формулирует собственное мнение и позицию. П: выбирает более эффективные способы решения задач. |
21-22 | Развитие слуховой памяти Развитие мышления Графический диктант | Р: выполняет учебные действия в умственной форме; выбирает действия в соответствии с поставленной задачей; сличает способ действия и результат. К: задает вопросы, строит высказывания, формулирует собственное мнение, позицию. П: ориентируется в разнообразии способов решения задач. |
23-24 | Тренировка зрительной памяти Развитие мышления Графический диктант | Р: выполняет учебные действия в умственной форме; выбирает действия в соответствии с поставленной задачей; сличает способ действия и результат. К: задает вопросы, строит высказывания, формулирует собственное мнение, позицию. П: ориентируется в разнообразии способов решения задач. |
25-26 | Развитие аналитических Способностей. Конкурс эрудитов | Р: составляет план и последовательность действий; К: проявляет активность во взаимодействии, обращается за помощью. П: ориентируется в разнообразии способов решения задач, выбирает наиболее эффективный. |
27-28 | Совершенствование воображения, Задание по перекладыванию спичек Рисуем по образцу. | Р: применяет установленные правила в планировании способа решения задач К: предлагает помощь и сотрудничество, Формулирует собственное мнение и позицию. П: выбирает более эффективные способы решения задач. |
29-30 | Развитие логического мышления Совершенствование мыслительных операций Графический диктант | Р: составляет план и последовательность действий, применяет установленные правила в планировании способа решения задач К: предлагает помощь и сотрудничество, Формулирует собственное мнение и позицию. П: выбирает более эффективные способы решения задач. |
31-32 | Развитие концентрации внимания Развитие мышления Графический диктант | Р: составляет план и последовательность действий; К: проявляет активность во взаимодействии, обращается за помощью. П: ориентируется в разнообразии способов решения задач, выбирает наиболее эффективный. |
33-34 | Тренировка внимания Развитие мышления Графический диктант | Р: применяет установленные правила в планировании способа решения задач К: предлагает помощь и сотрудничество, Формулирует собственное мнение и позицию. П: выбирает более эффективные способы решения задач. |
35-36 | Тренировка слуховой памяти Развитие мышления Графический диктант | Р: адекватно воспринимает предложения учителя и товарищей, применяет установленные правила в планировании способа решения задач К: предлагает помощь и сотрудничество, Формулирует собственное мнение и позицию. П: выбирает более эффективные способы решения задач. |
37-38 | Тренировка зрительной памяти Развитие мышления Графический диктант | Р: выполняет учебные действия в умственной форме; выбирает действия в соответствии с поставленной задачей; сличает способ действия и результат. К: задает вопросы, строит высказывания, формулирует собственное мнение, позицию. П: ориентируется в разнообразии способов решения задач. |
39-40 | Развитие аналитических способностей Совершенствование мыслительных операций Графический диктант | Р: составляет план и последовательность действий; К: проявляет активность во взаимодействии, обращается за помощью. П: ориентируется в разнообразии способов решения задач, выбирает наиболее эффективный. |
41-42 | Совершенствование воображения Задания по перекладыванию спичек Рисуем по образцу. | Р: применяет установленные правила в планировании способа решения задач К: предлагает помощь и сотрудничество, Формулирует собственное мнение и позицию. П: выбирает более эффективные способы решения задач. |
43-44 | Развитие логического мышления Совершенствование мыслительных операций Графический диктант | Р: составляет план и последовательность действий, применяет установленные правила в планировании способа решения задач К: предлагает помощь и сотрудничество, Формулирует собственное мнение и позицию. П: выбирает более эффективные способы решения задач. |
45-46 | Развитие концентрации внимания Развитие мышления Графический диктант | Р: применяет установленные правила в планировании способа решения задач К: предлагает помощь и сотрудничество, Формулирует собственное мнение и позицию. П: выбирает более эффективные способы решения задач. |
47-48 | Тренировка внимания Развитие мышления Графический диктант | Р: выбирает действия в соответствии с поставленной задачей, применяет установленные правила в планировании способа решения задач К: предлагает помощь и сотрудничество, Формулирует собственное мнение и позицию. П: выбирает более эффективные способы решения задач. |
49-50 | Тренировка слуховой памяти Развитие мышления Графический диктант | Р: адекватно воспринимает предложения учителя и товарищей, применяет установленные правила в планировании способа решения задач К: предлагает помощь и сотрудничество, Формулирует собственное мнение и позицию. П: выбирает более эффективные способы решения задач. |
51-52 | Тренировка зрительной памяти Развитие мышления Графический диктант | Р: выполняет учебные действия в умственной форме; выбирает действия в соответствии с поставленной задачей; сличает способ действия и результат. К: задает вопросы, строит высказывания, формулирует собственное мнение, позицию. П: ориентируется в разнообразии способов решения задач. |
53-54 | Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант | Р: составляет план и последовательность действий; К: проявляет активность во взаимодействии, обращается за помощью. П: ориентируется в разнообразии способов решения задач, выбирает наиболее эффективный. |
55-56 | Совершенствование воображения Задания по перекладыванию спичек Рисуем по образцу. | Р: применяет установленные правила в планировании способа решения задач К: предлагает помощь и сотрудничество, Формулирует собственное мнение и позицию. П: выбирает более эффективные способы решения задач. |
57-58 | Развитие логического мышления Совершенствование мыслительных операций Графический диктант | Р: составляет план и последовательность действий, применяет установленные правила в планировании способа решения задач К: предлагает помощь и сотрудничество, Формулирует собственное мнение и позицию. П: выбирает более эффективные способы решения задач. |
59-60 | Развитие концентрации внимания Развитие мышления Графический диктант | Р: применяет установленные правила в планировании способа решения задач К: предлагает помощь и сотрудничество, Формулирует собственное мнение и позицию. П: выбирает более эффективные способы решения задач. |
61-62 | Тренировка внимания Развитие мышления Графический диктант | Р: выбирает действия в соответствии с поставленной задачей, применяет установленные правила в планировании способа решения задач К: предлагает помощь и сотрудничество, Формулирует собственное мнение и позицию. П: выбирает более эффективные способы решения задач. |
63-64 | Тренировка слуховой памяти Развитие мышления Графический диктант. Конкурс эрудитов | Р: адекватно воспринимает предложения учителя и товарищей, применяет установленные правила в планировании способа решения задач К: предлагает помощь и сотрудничество, Формулирует собственное мнение и позицию. П: выбирает более эффективные способы решения задач. |
65-66 | Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти, мышления на конец учебного года. Подведение итогов работы за год | Р: выполняет учебные действия в умственной форме; выбирает действия в соответствии с поставленной задачей; сличает способ действия и результат. К: задает вопросы, строит высказывания, формулирует собственное мнение, позицию. П: ориентируется в разнообразии способов решения задач. |
Тематическое планирование для 2 класса
№ п\п | Тема урока | Характеристика основных видов деятельности учащихся (УУД) |
1-2 | Выявление уровня развития познавательных процессов у второклассников в начале учебного года. | Р: выполняет учебные действия в умственной форме; выбирает действия в соответствии с поставленной задачей; сличает способ действия и результат. К: задает вопросы, строит высказывания, формулирует собственное мнение, позицию. П: ориентируется в разнообразии способов решения задач. |
3-4 | Развитие концентрации внимания. Логически – поисковые задачи. Диагностический тест | Р: применяет установленные правила в планировании способа решения задач К: предлагает помощь и сотрудничество, Формулирует собственное мнение и позицию. П: выбирает более эффективные способы решения задач |
5-6 | Тренировка внимания учащихся. Логические задачи на развитие аналитических способностей и способностей рассуждать. | Р: составляет план и последовательность действий; К: проявляет активность во взаимодействии, обращается за помощью. П: ориентируется в разнообразии способов решения задач, выбирает наиболее эффективный |
7-8 | Тренировка слуховой памяти. Логические задачи на развитие аналитических способностей и способностей рассуждать. | |
9-10 | Тренировка зрительной памяти. Логически – поисковые задачи. | Р: выполняет учебные действия в умственной форме; выбирает действия в соответствии с поставленной задачей; сличает способ действия и результат. К: задает вопросы, строит высказывания, формулирует собственное мнение, позицию. П: ориентируется в разнообразии способов решения задач. |
11-12 | Поиск закономерностей. | |
13-14 | Развитие быстроты реакции. | |
15-16 | Развитие концентрации внимания. Логические задачи на развитие аналитических способностей и способностей рассуждать. | Р: составляет план и последовательность действий; К: проявляет активность во взаимодействии, обращается за помощью. П: ориентируется в разнообразии способов решения задач, выбирает наиболее эффективный |
17-18 | Тренировка внимания. Коррегирующая гимнастика для глаз. | |
19-20 | Тренировка слуховой памяти. | Р: адекватно воспринимает предложения учителя и товарищей, применяет установленные правила в планировании способа решения задач К: предлагает помощь и сотрудничество, Формулирует собственное мнение и позицию. П: выбирает более эффективные способы решения задач |
21-22 | Тренировка зрительной памяти. Веселая переменка. | Р: выполняет учебные действия в умственной форме; выбирает действия в соответствии с поставленной задачей; сличает способ действия и результат. К: задает вопросы, строит высказывания, формулирует собственное мнение, позицию. П: ориентируется в разнообразии способов решения задач |
23-24 | Поиск закономерностей. | |
25-26 | Совершенствование воображения. Ребусы. | |
27-28 | Многоугольники. Многогранники. | Р: составляет план и последовательность действий; К: проявляет активность во взаимодействии, обращается за помощью. П: ориентируется в разнообразии способов решения задач, выбирает наиболее эффективный. |
29-30 | Развитие быстроты реакции. Логически – поисковые задания. | |
31-32 | Развитие концентрации внимания. | Р: применяет установленные правила в планировании способа решения задач К: предлагает помощь и сотрудничество, Формулирует собственное мнение и позицию. П: выбирает более эффективные способы решения задач. |
33-34 | Тренировка внимания. Веселая переменка. | |
35-36 | Тренировка слуховой памяти. Конкурс эрудитов | |
37-38 | Тренировка зрительной памяти. Коррегирующая гимнастика для глаз. | Р: выполняет учебные действия в умственной форме; выбирает действия в соответствии с поставленной задачей; сличает способ действия и результат. К: задает вопросы, строит высказывания, формулирует собственное мнение, позицию. П: ориентируется в разнообразии способов решения задач |
39-40 | Поиск законномерностей. Логические задачи на развитие аналитических способностей и способностей рассуждать. | |
41-42 | Совершенствование воображения. Ребусы. | |
43-44 | Развитие быстроты реакции. | |
45-46 | Тренировка концентрации внимания. | Р: применяет установленные правила в планировании способа решения задач К: предлагает помощь и сотрудничество, Формулирует собственное мнение и позицию. П: выбирает более эффективные способы решения задач. |
47-48 | Тренировка внимания. Веселая переменка. | |
49-50 | Тренировка слуховой памяти. Логически – поисковые задачи. | |
51-52 | Тренировка зрительной памяти. | |
53-54 | Поиск закономерностей. | Р: выполняет учебные действия в умственной форме; выбирает действия в соответствии с поставленной задачей; сличает способ действия и результат. К: задает вопросы, строит высказывания, формулирует собственное мнение, позицию. П: ориентируется в разнообразии способов решения задач. |
55-56 | Совершенствование воображения. Веселая переменка. | |
57-58 | Развитие быстроты реакции. | |
59-60 | Развитие концентрации внимания. | |
61-62 | Тренировка внимания. Логические задачи на развитие аналитических способностей и способностей рассуждать. | Р: адекватно воспринимает предложения учителя и товарищей, применяет установленные правила в планировании способа решения задач К: предлагает помощь и сотрудничество, Формулирует собственное мнение и позицию. П: выбирает более эффективные способы решения задач |
63-64 | Тренировка слуховой памяти. Логически – поисковые задачи. | |
65-66 | Тренировка зрительной памяти. Коррегирующая гимнастика для глаз | |
67-68 | Поиск закономерностей. Числовые закономерности. Конкурс эрудитов | |
69-70 | Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти, мышления на конец учебного года. Подведение итогов работы за год |
Тематическое планирование для 3 класса
№ п/п | Тема занятий | Характеристика основных видов деятельности учащихся (УУД) |
1-2 | Входной тест. | Р: выполняет учебные действия в умственной форме; выбирает действия в соответствии с поставленной задачей; сличает способ действия и результат. К: задает вопросы, строит высказывания, формулирует собственное мнение, позицию. П: ориентируется в разнообразии способов решения задач. |
3-4 | Закономерности в чередовании признаков. | Р: применяет установленные правила в планировании способа решения задач К: предлагает помощь и сотрудничество, Формулирует собственное мнение и позицию. П: выбирает более эффективные способы решения задач |
5-6 | Классификация по какому-то признаку. | Р: составляет план и последовательность действий; К: проявляет активность во взаимодействии, обращается за помощью. П: ориентируется в разнообразии способов решения задач, выбирает наиболее эффективный |
7-8 | Сравнение предметов по признакам. | |
9-10 | Тест «Сравнение». | Р: выполняет учебные действия в умственной форме; выбирает действия в соответствии с поставленной задачей; сличает способ действия и результат. К: задает вопросы, строит высказывания, формулирует собственное мнение, позицию. П: ориентируется в разнообразии способов решения задач. |
11-12 | Состав предметов. | |
13-14 | Логические упражнения. Игра «Угадай предмет». | |
15-16 | Найди отличия. | Р: составляет план и последовательность действий; К: проявляет активность во взаимодействии, обращается за помощью. П: ориентируется в разнообразии способов решения задач, выбирает наиболее эффективный |
17-18 | Действия предметов. Игра «Кто так делает?» | |
19-20 | Комбинаторика. Перестановки, размещения. | Р: адекватно воспринимает предложения учителя и товарищей, применяет установленные правила в планировании способа решения задач К: предлагает помощь и сотрудничество, Формулирует собственное мнение и позицию. П: выбирает более эффективные способы решения задач |
21-22 | Функциональные признаки предметов. | Р: выполняет учебные действия в умственной форме; выбирает действия в соответствии с поставленной задачей; сличает способ действия и результат. К: задает вопросы, строит высказывания, формулирует собственное мнение, позицию. П: ориентируется в разнообразии способов решения задач |
23-24 | Симметрия. Симметричные фигуры. | |
25-26 | Логическая операция «и». | |
27-28. | Координатная сетка. | Р: составляет план и последовательность действий; К: проявляет активность во взаимодействии, обращается за помощью. П: ориентируется в разнообразии способов решения задач, выбирает наиболее эффективный. |
29-30. | Решение логических задач и задач-шуток. | |
31-32. | Результат действия предметов. | Р: применяет установленные правила в планировании способа решения задач К: предлагает помощь и сотрудничество, Формулирует собственное мнение и позицию. П: выбирает более эффективные способы решения задач. |
33-34. | Обратные действия. | |
35-36. | Математические отношения, замаскированные в виде задач-шуток. | |
37-38 | Тест «Отношения». | Р: выполняет учебные действия в умственной форме; выбирает действия в соответствии с поставленной задачей; сличает способ действия и результат. К: задает вопросы, строит высказывания, формулирует собственное мнение, позицию. П: ориентируется в разнообразии способов решения задач |
39-40. | Порядок действий, последовательность событий. | |
41-42. | Комбинаторика. Размещение, сочетание. | |
43-44. | Составление загадок, чайнвордов. | |
45-46. | Множество. Элементы множества. | Р: применяет установленные правила в планировании способа решения задач К: предлагает помощь и сотрудничество, Формулирует собственное мнение и позицию. П: выбирает более эффективные способы решения задач. |
47-48. | Классификация по одному свойству. | |
49-50. | Тест «Классификация». | |
51-52 | Способы задания множества. | |
53-54. | Сравнение множеств. | Р: выполняет учебные действия в умственной форме; выбирает действия в соответствии с поставленной задачей; сличает способ действия и результат. К: задает вопросы, строит высказывания, формулирует собственное мнение, позицию. П: ориентируется в разнообразии способов решения задач. |
55-56. | Отношения между множествами (объединение, пересечение, вложенность). | |
57-58. | Решение задач с использованием понятий о множествах. | |
59-60. | Выражения и высказывания. | |
61-62. | Высказывания со связками «и», «или». | Р: адекватно воспринимает предложения учителя и товарищей, применяет установленные правила в планировании способа решения задач К: предлагает помощь и сотрудничество, формулирует собственное мнение и позицию. П: выбирает более эффективные способы решения задач |
63-64. | Отрицание. | |
65-66. | Итоговый тест. | |
67-70 | Работа над ошибками. Итоговое занятие. Подведение итогов работы за год |
Тематическое планирование для 4 класса
№ п/п | Тема занятий | Характеристика основных видов деятельности учащихся (УУД) |
1-2 | Входной тест. | Р: выполняет учебные действия в умственной форме; выбирает действия в соответствии с поставленной задачей; сличает способ действия и результат. К: задает вопросы, строит высказывания, формулирует собственное мнение, позицию. П: ориентируется в разнообразии способов решения задач. |
3-4 | Повторение основных мыслительных операций. | Р: применяет установленные правила в планировании способа решения задач. К: предлагает помощь и сотрудничество, формулирует собственное мнение и позицию. П: выбирает более эффективные способы решения задач |
5-6 | Причинно-следственные цепочки. | Р: составляет план и последовательность действий; К: проявляет активность во взаимодействии, обращается за помощью. П: ориентируется в разнообразии способов решения задач, выбирает наиболее эффективный |
7-8 | Интегрированный: логика в окружающем мире. | |
9-10 | Интегрированный: логика в русском языке. | Р: выполняет учебные действия в умственной форме; выбирает действия в соответствии с поставленной задачей; сличает способ действия и результат. К: задает вопросы, строит высказывания, формулирует собственное мнение, позицию. П: ориентируется в разнообразии способов решения задач. |
11-12 | Виды отношений между понятиями. | |
13-14 | Комбинаторика. Решение задач с помощью таблиц. | |
15-16 | Понятие о графах. | Р: составляет план и последовательность действий; К: проявляет активность во взаимодействии, обращается за помощью. П: ориентируется в разнообразии способов решения задач, выбирает наиболее эффективный |
17-18 | Рефлексивность отношений. | |
19-20. | Симметричность отношений. | Р: адекватно воспринимает предложения учителя и товарищей, применяет установленные правила в планировании способа решения задач. К: предлагает помощь и сотрудничество, формулирует собственное мнение и позицию. П: выбирает более эффективные способы решения задач |
21-22. | Тест «Отношения между понятиями». | Р: выполняет учебные действия в умственной форме; выбирает действия в соответствии с поставленной задачей; сличает способ действия и результат. К: задает вопросы, строит высказывания, формулирует собственное мнение, позицию. П: ориентируется в разнообразии способов решения задач |
23-24. | Классификация. | |
25-26. | Язык и логика. Фразеологизмы. | |
27-28. | Язык и логика. Образность и меткость речи. | Р: составляет план и последовательность действий; К: проявляет активность во взаимодействии, обращается за помощью. П: ориентируется в разнообразии способов решения задач, выбирает наиболее эффективный. |
29-30. | Язык и логика. Речевые ошибки. | |
31-32. | Язык и логика. Пословицы. | Р: применяет установленные правила в планировании способа решения задач К: предлагает помощь и сотрудничество, Формулирует собственное мнение и позицию. П: выбирает более эффективные способы решения задач. |
33-34. | Тест «Язык и логика». | |
35-36. | Работа над ошибками. | |
37-38. | Логические связки «или», «и». | Р: выполняет учебные действия в умственной форме; выбирает действия в соответствии с поставленной задачей; сличает способ действия и результат. К: задает вопросы, строит высказывания, формулирует собственное мнение, позицию. П: ориентируется в разнообразии способов решения задач |
39-40. | Логическая связка «если …, то». | |
41-42. | Логические возможности. | |
43-44. | Ситуативная связь между понятиями. | |
45-46. | Оценка ситуации с разных сторон. | Р: применяет установленные правила в планировании способа решения задач К: предлагает помощь и сотрудничество, Формулирует собственное мнение и позицию. П: выбирает более эффективные способы решения задач. |
47-48. | Образное сравнение. | |
49-50. | Синонимы. Многозначность. | |
51-52. | Антонимы. | |
53-54. | Тест «Языковая логика». | Р: выполняет учебные действия в умственной форме; выбирает действия в соответствии с поставленной задачей; сличает способ действия и результат. К: задает вопросы, строит высказывания, формулирует собственное мнение, позицию. П: ориентируется в разнообразии способов решения задач. |
55-56. | Работа над ошибками. | |
57-58. | Комбинаторика. Решение задач с помощью графов. | |
59-60. | Рассуждения. | |
61-62. | Выводы в рассуждениях. | Р: адекватно воспринимает предложения учителя и товарищей, применяет установленные правила в планировании способа решения задач К: предлагает помощь и сотрудничество, формулирует собственное мнение и позицию. П: выбирает более эффективные способы решения задач |
63-64. | Юмор и логика. | |
65-66. | Юмор и логика. | |
67-70 | Конкурс эрудитов. Подведение итогов работы за год |
8. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса
№ | Название пособия | Вид пособия |
1. | Холодова О., Москва: РОСТ книга, 2007 г. «Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей (6-7 лет)» | Методическия пособия для 1 , 2, 3, 4 классов |
2. | Криволапова Н.А. Учимся учиться [Текст]: программа развития познавательных способностей учащихся младших классов / Н.А. Криволапова, И.Ю. Цибаева. – Курган: Ин - т повыш. квалиф. и переподготовки раб-ов образования, 2005. – 34 с. – ( Серия «Умники и умницы») | Программа развития познавательных способностей учащихся |
5. | Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников [Текст]: методический конструктор: пособие для учителя / Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. – М.: Просвещение, 2010. – 223 с. – (Стандарты второго поколения) | Пособие для учителя |
6. | Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе [Текст]: система заданий. В 2-х ч. Ч.1. / М.Ю. Демидова [ и др.]; под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. - 2 – е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 215 с. – (Стандарты второго поколения) | Пособие для учителя |
7. | Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе [Текст]: от действия к мысли : пособие для учителя / А.Г. Асмолов [ и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. -2 –е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 152 с. – (Стандарты второго поколения) | Пособие для учителя |
Учебная литература для учащихся
№ | Автор, год издания | Название пособия | Вид пособия |
1. | Холодова О., Москва: РОСТ книга, 2007 г | «Юным умникам и умницам: задания по развитию познавательных способностей» | Рабочие тетради в 2-х частях для 1, 2, 3, 4 класса |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Детская риторика»
Предлагаемая программа кружка "Детская риторика" имеет культурологическую направленность. Предполагает развитие у детей способностей в общении, ориентации в конкретных речевых ситуациях....
Рабочая программа внеурочной деятельности "Азбука здоровья". 1 - 4 класс. Аннотация к рабочей программе.
Рабочая программа внеурочной деятельности "Азбука здоровья" для учащихся 1-4 классов включает: пояснительную записку, общую характеристику курса, принципы построения программы...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Москва музейная". 2 - 4 класс. Аннотация к рабочей программе.
Рабочая программа внеурочной деятельности "Москва музейная" для учащихся 2-4 классов включает: пояснительную записку, общую характеристику курса, принципы построения программы...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Занимательная математика". 1-4 класс. Аннотация к рабочей программе.
Рабочая программа внеурочной деятельности "Занимательная математика" для учащихся 1-4 классов включает: пояснительную записку, общую характеристику курса, принципы построения ...
рабочие программы по УМК "Перспектива" для 1 класса, рабочие программы внеурочных занятий, план воспитательной работы
В заархивированном файле находятся рабочие программы для 1 класса по УМК "Перспектива" по Литературному чтению, Русскому языку, Математике, Окружающему миру, Физкультуре, Технологии. М...
рабочие программы по УМК "Перспектива" для 4 класса, рабочие программы внеурочных занятий
В архиве рабочие программы по УМК "Перспектива" для 4 класса по Литературному чтению, Русскому языку, Математике, Окружающему миру, Технологии, Физкультуре. Здесь же можно найти программы вн...
Рабочая программа внеурочной деятельности - Юным умникам и умницам (Математика. Информатика. Логика)
Авторская методическая разработка учителя информатики и педагога дополнительного образования Роговского Алексея Анатольевича. Рабочая программа для планиования и проведения занятий с обучающимися нача...