Конспект с презентацией
методическая разработка по математике (3 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Математика, 3-ий класс.
Урок 75 (§ 2.22).
Учитель Суворова И.Д.
Дата проведения:21.01.2016 год
Тема: Объединение множеств (Урок сообщения нового знания)
Цели: 1. Закреплять представления о понятиях «множество» и «элемент множества».
2. Закреплять представления о способах задания множеств.
3. Закреплять представления о понятии «подмножество» и соответствующих ему графических моделях множеств в виде диаграмм Эйлера–Венна.
4. Учиться читать и понимать высказывания с кванторами общности.
5. Ввести понятие «пересечение» множеств и соответствующую ему графическую модель в виде диаграмм Эйлера–Венна.
6. Решать задачи с использованием понятий «множество», «подмножество», «пересечение множеств», «объединение множеств».
7. Развивать умения решать занимательные и стохастические задачи.
8. Развивать интерес к предмету.
(Внимание: для практической работы по решению задач с множествами нужен счётный материал).
Примечание. Все задания, отмеченные зелёными точками, – это задания, предполагающие взаимодействие, взаимопомощь и обмен мнениями.
Этапы урока | Ход урока | Формирование УУД, ТОУУ (технология оценивания учебных успехов) |
I. Актуализация знаний. | 1. Организационный момент. - Посмотрите на доску. Кто увидел закономерность-садится. 876,776,676,…,…,… -Какую закономерность увидели? 2. Устный счёт А) Вычислите. 200 + 300=500 33 : 3=11 120 + 90=210 600 : 100=6 800 – 500=300 5 • 100=500 320 + 400=720 700 : 7= 100 720 + 80= 800 150:5=30 960-70= 890 81:9=9 865-65= 800 18 • 3=54 Б) Сколько мм в 30 см, дм в 5 м, суток в 48 часах, минут в 3 часах, часов в 600 минутах, кв.м в 500 кв. см. 3. Введение в тему урока. -Посмотрите на экран, что вы видите? ( звёздное небо). -Можем мы пересчитать звёзды на небе? А что мы можем сказать о данном множестве звёзд? По каким признакам можно разделить их на части? ( цвет, размер) У вас на столах листочки, это макеты звёздного неба. ( 1 на парту) С помощью кругов Эйлера Венна изобразите множество больших звёзд. (выполнение задания). Назовём это множество А. - Ребята, вы выделили ещё один признак-цвет, как вы думаете от чего зависит цвет звезды. ( предположения детей). Цвет зависит от величины и удалённости от Земли. Обсудите в парах и покажите на диаграмме множество звёзд красного цвета. ( выполнение и сравнение с образцом). -Назовём это множеством В. Заштрихуйте зелёным цветом пересечение этих множеств. Запишите это высказывание при помощи математических знаков. ( А∩В) Сравните с образцом. - Заштрихуйте простым карандашом все звёзды, которые входят в оба множества. Запишите это с помощью математических знаков. | Познавательные УУД Развиваем умения: 1 ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг. 2. - отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников. 3 - добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.). |
II. Постановка учебной задачи. Планирование своей деятельности. | 3 4 5 3
-Кто вообще не выполнил задание? - В чём возникло затруднение? - Какой вопрос возник? (Что за операция и как её обозначать?) - Какова цель урока? (Найти знак для обозначения данной операции) 2. – Давайте составим план своих действий. ( этапы на доске) 1. Наблюдение над материалом. 2. Выявление затруднения. 3. Решение затруднения. 4.Применение полученных знаний. | 4 - перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать математические факты и объекты. 5 - делать выводы на основе обобщения умозаключений. 6 - преобразовывать информацию из одной формы в другую: - представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы. |
III. Открытие детьми знаний. | - Начнём наше исследование. Приготовьте ваши руки. Издавна, учёные при изобретении математических символов пользовались кистью своей руки. Как обозначали цифру 1?-один палец. Цифру два-двумя. Пять-всей ладонью. Для пересечения-две ладони. Покажите пересечение при помощи кистей. - А теперь придумайте как показать руками, что мы собираем все элементы в единое целое. Напишите этот знак. На что похож он? - Поздравляю вас с открытием нового знака. Нам осталось дать название данной операции. Что мы сделали со всеми элементами двух множеств? ( объединили) -Как будет называться эта операция? ( Объединение) - Вернёмся к затруднению, возникшему в начале урока. Можете ли вы теперь записать объединение двух множеств. Запишите. (А∪В)
| |
IV. Первичное закрепление (применяем…). | 3 4 5 3 Работа в парах. -Сколько пунктов плана мы уже выполнили. - Что нам осталось сделать? 1. Задание № 2, с. 54 - Назовите элементы первого множества. - Назовите элементы второго множества. - Назовите элементы объединения этих множеств. - Объясните ответ Коли. - Оцените свою работу. (Где допустили ошибку. Каких знаний не хватило. Что должны сделать чтобы не допускать ошибки.) 4 5 3 4 5 Парно-групповая работа. 3. Задача № 4, с. 55 Цель работы: - рассмотреть случай объединения пересекающихся конечных множеств; - в ходе решения этой задачи дети должны понять, что при подсчёте числа элементов в объединении конечных пересекающихся множеств нужно сначала сложить число элементов в каждом из его частей (подмножеств), а затем вычесть число элементов в пересечении подмножеств. - Прочитайте задачу Вити. - Давайте смоделируем условие этой задачи счётным материалом. - Положите на парты по четыре красных кружка (друзья, играющие в футбольной команде) и по пять, допустим, синих кружков (друзья, играющие в волейбольной команде). - Что можно узнать по этой модели? Объясните. а) (Если бы одна часть друзей Вити занималась только футболом, а другая часть только волейболом, то в футбольной и волейбольной командах играли бы 4 + 5 = 9 (человек) - Какую часть условия ещё надо смоделировать? Объясните. б) (Часть друзей Вити (3 человека) играют в обеих командах. Чтобы это показать, надо наложить друг на друга по 3 синих и красных кружка. Это и есть число друзей Вити, играющих в обеих командах). - Запишите решение задачи выражением. Объясните это решение. (Сначала находим общее число элементов двух подмножеств, а затем вычитаем число элементов в их пересечении) Ответ: 4 + 5 – 3 = 6 (чел). - Рассмотрите рисунок и придумайте похожую задачу. Проверка решения у доски по алгоритму самооценки. Вопросы к ученикам, выполнявшим работу: – Что вам нужно было сделать в задании? – Удалось ли правильно решить поставленные задачи? – Вы сделали всё правильно или были ошибки, недочёты? – Вы решили всё сами или с чьей-то помощью? -- Какого уровня сложности было задание? -- Оцените свою работу. - Есть ли у ребят какие-либо дополнения, замечания? Согласны ли вы с такой самооценкой? | 7. – переходить от условно-схематических моделей к тексту. Регулятивные УУД: Развиваем умения: 1 – самостоятельно формули-ровать цели урока после предварительного обсуждения; 2 – совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему; 3 – составлять план решения отдельной учебной задачи совместно с классом; 4 – работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью класса; 5 – в диалоге с учителем и другими учащимися учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев. Коммуникативные УУД Развиваем умения: 1 - доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи (выражение решения учебной задачи в общепринятых формах) с учётом своих учебных речевых ситуаций; 2 – доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы; 3 – слушать других, пытаться принимать другую точку зре-ния, быть готовым изменить свою точку зрения; 4 – читать про себя тексты учебников и при этом: ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя; отделять новое от известного; выделять главное; составлять план; ТОУУ 5 – договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи). |
V. Тренинг (выбираем и тренируемся). | 4 5 Самостоятельная работа. Задание № 6, с. 55 Проверка решения индивидуальная либо у доски по алгоритму самооценки. Вопросы к ученикам, выполнявшим работу: – Что вам нужно было сделать в задании? – Удалось ли правильно решить поставленные задачи? – Вы сделали всё правильно или были ошибки, недочёты? – Вы решили всё сами или с чьей-то помощью? -- Какого уровня сложности было задание? -- Оцените свою работу. - Есть ли у ребят какие-либо дополнения, замечания? Согласны ли вы с такой самооценкой? | Личностные результаты: 1 – придерживаться этических норм общения и сотрудничества при совместной работе над учебной задачей; ТОУУ 2. – в созданных совместно с педагогом на уроке ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, как себя вести. |
V. Рефлексия. Итог урока. | - Что нового вы узнали сегодня на уроке? - Чему научились? - Какие задачи решали? - Всё ли получалось? - Над чем ещё надо поработать? - Посмотрите в свои листы самооценки и поставьте себе отметку за работу на уроке. Передайте листочки мне. | |
VI. Возможное домашнее задание. | Задания 5, 7, с. 55 Возможна работа с дидактическими материалами. |
Суворова И.Д.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект и презентация к уроку окружающего мира "Пернатые изобретатели"
Конспект урока с презентацией по учебнику Вахрушева, УМК "Школа 2100"...
Конспект и презентация урока по литературному чтению во 2 классе УМК "Школа ХХI век" Тема: "Н.Носов На горке"
Это урок знакомства с новым произведением Носова. Для повторения пройденного используется викторина по произведениям писателя для детей. К уроку прилагается презентация. Размеры през...
конспект и презентация урока окружающего мира в 4 классе "Петр I: царь и человек"
Урок-исследование помогает учащимся понять личность Петра I, раскрыть положительные и отрицательные стороны его правления, выдающиеся заслуги перед Отечеством, воспитать на его примере любовь к Родине...
Конспект и презентация к уроку окружающего мира по теме "Членистоногие"
Для мотивации к уроку использованы видеофрагменты, загадки, ответы детей на вопросы учителя подтверждаются текстом учебника....
Конспект к презентации родительского собрания "Стили семейного воспитания"
Материал конспекта соответствует слайдам презентации. Готовый материал для работы....
По сказочной стране Геометрии (конспект с презентацией)
Урок математики в коррекционной школе VIII вида. Фронтальное повторение геометрического материала и индивидуальная работа с геометрическими фигурами с элементами контроля самоконтроля: решаются...