Разработка урока по математике 3 класс
план-конспект урока по математике (3 класс) на тему

Прокофьева Татьяна Валентиновна

Разработка урока по математике 3 класс .Тема: Окружность.Круг.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_matematike_3_kl.docx33.67 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка урока по теме:

Окружность. Круг.

Цели урока:

  1. Развивать познавательный интерес к предмету и процессу познания, практические навыки построения окружности, логическое мышление, речь.
  2. Сформировать  понятия: «окружность», «цент окружности», «радиус».
  3. Продолжить формирование ключевых компетенций: коммуникативной, социальной.
  4. Воспитывать толерантность, самостоятельность, аккуратность.

Оборудование:

Для учителя: демонстрационный циркуль, карточки со словами, лента, картинки с изображением предметов, магниты

Для учащихся: циркуль, линейка, карандаш

Ход урока.

1. Организационный момент.

Проверка готовности к уроку.

-Наш девиз: Слушаем внимательно,

                    Работаем старательно.

2.Новая тема.

- Ребята, сегодня мы проведем исследовательскую работу. Кто такие исследователи? (Ответы детей.)

-Мы с вами сегодня исследователи и изучать будем новую геометрическую фигуру. Прочитайте ее название. (Окружность.)

-Предположите, что мы должны узнать об окружности. (Ответы детей.)

-Цель нашего исследования - узнать, что такое окружность, из чего она состоит, есть ли у нее свойства, как ее начертить. Мы работаем в коллективе, поэтому выслушиваем мнение каждого исследователя, будем доброжелюбными, внимательными, активными.

Я приготовила для вас звездочки - награда за хорошую работу на уроке.

1 этап. (Понятия окружность, круг.)

- Посмотрите на доску. Как назовем данную геометрическую фигуру? Выскажете свои предположения. (Ответы детей.)

-Можно ли назвать ее окружностью?

- Давайте ее исследуем. Есть ли у нее область? (Да.) Покажите ее.

-Есть ли граница? Покажите ее.

-На какую геометрическую фигуру похожа граница? (замкнутую кривую линию.)

-А теперь проведем эксперимент. Возьмем границу и прикрепим ее рядом. Что за геометрическая фигура у нас получилась?

-Эту фигуру называют окружностью. На доске 2 разные фигуры: круг и окружность.

-Чем окружность является для круга? (границей)

-Какое определение дадим окружности? (Окружность- это граница круга.)

         У круга есть одна подруга,

          Знакома всем ее наружность,

          Она идет по краю круга

          И называется … окружность.

-Мы выяснили, что круг и окружность – разные геометрические фигуры. Что общего? (Есть границы, кривые замкнутые линии.)

-В чем их различие? (У круга есть область, у окружности – нет.)

-Итак, с какими геометрическими фигурами мы познакомились? ( Круг и окружность.)

2 этап. (Работа с циркулем.)

-Ребята, а теперь откройте тетради и начертите окружность любого размера. Молодцы, вы правильно догадались, что для построения окружности нужен специальный предмет – циркуль. Слово циркуль в переводе с латинского означает круг. При работе с циркулем нужно соблюдать правила. Кто их назовет? (на партах – карточки с правилами)

 -А теперь посмотрите, как правильно чертить окружность. Сначала ставим точку – это центр окружности, обозначим ее  буквой  О.  Раздвигаем  ножки циркуля. Ставим иглу в центр, а грифелем проводим окружность.

- В тетрадях начертите окружности. 1 вариант чертит самую большую окружность, которая может поместиться на странице, 2 вариант – маленькую. Обозначьте центр окружности.

-Как получили большую окружность, а как – маленькую? (Раздвинули ножки циркуля или сдвинули.)

-Возьмите простой карандаш, поставьте 3 точки – одну на окружности, обозначьте ее буквой А, вторую – внутри окружности, обозначьте ее буквой В, третью – вне окружности, обозначьте буквой – С. Кто выполнит задание на доске?

-А для чего мы изучаем окружность? Давайте найдем в окружающем нас мире предметы круглой формы.

-Ребята, какие предметы круглой формы вы можете назвать? ( Планеты, колесо и т.д.)

3.Физкультминутка.

«Встаньте, дети, встаньте в круг».

4.Продолжение работы над новой темой.

3 этап  (равноудаленность).

-А сейчас нам предстоит узнать свойство окружности. Для этого исследуем 2 фигуры.

                             

-Что у них общего? (замкнутые кривые линии)

-Чем они отличаются?

-Какую фигуру можно назвать окружностью? Почему? (Ответы детей)

-Давайте выясним, почему 1-ую фигуру мы не можем назвать окружностью.

Сейчас выйдет группа экспериментаторов из 7 человек и встанет в круг. Что мы построили: круг или окружность? (Окружность.)

-Каждый из вас – точка на этой окружности. Вызовем еще одного человека. Он будет точкой – центром окружности. Слушаем вопрос: от какой точки окружности центр будет дальше всего, ближе всего?

-На каком же расстоянии находятся все точки окружности от центра? (На одинаковом.)

-Давайте еще раз проверим это. Я приготовила ленточку. Как с ее помощью измерить расстояние от центра до точек окружности?

-Изменялась ли длина ленточки? (Нет.)

-Занимайте свои рабочие места?

- Расстояние  между какими точками мы измеряли? (Точками окружности и центром.)

-Менялось ли это расстояние? (Нет.)

-Какой вывод мы должны сделать?

-Все точки окружности равноудалены от центра.

-Ребята, к какой из этих фигур можем применить этот вывод? (Ко 2-ой)

-Почему? (Ее точки равноудалены от центра.)

-Это свойство окружности.

4 этап. (Радиус)

-Найдите на своей окружности точку А и соедините ее с центром. Что у вас получилось? (Отрезок.)

-Этот отрезок, называется радиус. Какие точки соединил радиус? (Точку окружности и центр.)

- В учебнике на стр. 82 найдите определение радиуса. Прочитайте.

-Сколько радиусов можно провести в окружности? (Много.)

-Проведем еще 1 радиус. Кто покажет на доске?

-Предположите, как с латинского переводится слово «радиус»? (Спица колеса.)

-Измерьте радиус вашей окружности. Как вы это делаете?

Работа по учебнику.

-Откройте учебники на стр.83, выполните  задание №2 сами.

Проверка.

5.Повторение и закрепление ранее изученного материала.

1)Доли. Сравнение долей.

-Рассмотрите, на сколько равных частей разделён каждый круг. Назовите, какие доли круга получились на каждом чертеже.

-Назовите, какая доля больше: 1\8 или 1\4; 1\3 или 1\6?

2)Самостоятельная работа.

-Работа по вариантам: 1вар. №3 и №5(1 стр.)

                                      2 вар.№4 и №5(2 стр.)

(4 ученика работают у доски)

6.Итог урока.

-Что узнали сегодня на уроке?

-Чему научились?

-Для чего мы учились чертить окружности?

-На каком уроке вам необходимо это умение? (На уроке технологии нам понадобится умение чертить окружности для изготовления поделок.)

- Какие задания вызвали затруднения?

-Понравился ли вам урок? ( В тетрадях  дети рисуют  ☺ • ☹).

-Оцените свою работу на уроке.

7.Домашнее задание.

-Дома выполните  на стр.83 «Задачу на смекалку» и творческое задание: нарисовать  рисунок  предмета в форме окружности, используя циркуль.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по математике в 1 классе (по ФГОС) и во 2 классе.

Тема урока в 1 и во 2 классах:  "Закрепление тем 1 четверти". Конспект урока в 1 классе составлен в соответствии ФГОС. На уроке в 1 классе формируются УУД. Конспект урока во 2 классе составлен по...

Разработка урока по математике. Тема урока "Арифметические действия над числами" 4 класс

Бизнес-урокЦели урока: познакомить учащихся с экономическими понятиями, отработать навык решения задач; развивать вычислительные навыки, умение преобразовывать величины, закрепить прием деления н...

Презентация к разработке урока по математике 1 класс Конспект урока по математике1 класс по программе "Школа 2100", авторы: Демидова Т.Е., Козлова С.А., Тонких А.П. Тема: Уравнения с неизвестным вычитаемым.

Презентация к уроку по математике 1 класс по программе "Школа 2100" , авторы: Демидова Т.Е., Козлова С.А., Тонких А.П. Тема: Уравнения с неизвестным вычитаемым....

Разработка урока по математике « Математический теремок» Тема урока: «ЗНАКИ «ПЛЮС» (+), «МИНУС» (–), «РАВНО» (=)» Разработка урока по математике « Математический теремок» Тема урока: «ЗНАКИ «ПЛЮС» (+), «МИНУС» (–), «РАВНО» (=)»

Цели урока: познакомить учащихся со знаками «+», «–», «=»; учить детей понимать значение данных знаков, читать равенства; работать над развитием внимания, логического мышления учащихся; при...

Разработка урока по математике для 3 класса по УМК “Перспектива”. Тема урока: « Составные уравнения»

Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС. На уроке используется деятельностная технология....

Математика. Разработка урока по математике в 3 классе по теме: Формула стоимости.

разработка урока математики в 3 классе по теме "Формула стоимости". Представлены разработка урока и технологическая карта....

Методическая разработка урока по математике 2 класс «Помощь тьютора ученикам с ОВЗ на уроке математики».

 Моделирование вариантов тьюторского сопровождения особого ребенка напрямую зависит от его особых потребностей, включая состояние психофизического здоровья, а также от образовательной сред...