«Письменные приёмы умножения и деления многозначных чисел на однозначные, без перехода через десяток»
план-конспект урока по математике (4 класс) на тему

Цели

Образовательные:

1.   Обучить письменным приёмам умножения и деления многозначных чисел на однозначные, без перехода через десяток.

2.   Обучить алгоритму письменного умножения и деления многозначных чисел на однозначные, без перехода через десяток.

3.   Повторить устные приёмы деления многозначных чисел.

4.   Формировать умение, решать задачи, опираясь на таблицу, и составлять задачи по таблице.

5.   Закрепить умение решать уравнение.

Развивающие:

1.   Развивать письменные навыки, логическое мышление, память, внимание.

2.   Развивать правильное умение оценивать товарища.

Воспитательные:

1.   Воспитывать интерес к математике.

2.   Воспитывать чувство товарищества и взаимопомощи.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 98666114.docx72.14 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока

По теме: «Письменные приёмы умножения и деления многозначных чисел на однозначные, без перехода через десяток»

4 класс

Выполнила: Волкова Л.Г.

Цели

Образовательные:

  1. Обучить письменным приёмам умножения и деления многозначных чисел на однозначные, без перехода через десяток.
  2. Обучить алгоритму письменного умножения и деления многозначных чисел на однозначные, без перехода через десяток.
  3. Повторить устные приёмы деления многозначных чисел.
  4. Формировать умение, решать задачи, опираясь на таблицу, и составлять задачи по таблице.
  5. Закрепить умение решать уравнение.

Развивающие:

  1. Развивать письменные навыки, логическое мышление, память, внимание.
  2. Развивать правильное умение оценивать товарища.

Воспитательные:

  1. Воспитывать интерес к математике.
  2. Воспитывать чувство товарищества и взаимопомощи.

Этапы урока

Дидак.

цели

Содержание урока

Ответы учащихся

I. Этап

Повторение пройденного и проверка ЗУН

II этап

Изучение нового материала

III этап

Закрепление пройденного материала

Организовать учащихся

Мобилизовать

внимание уч-ся

Итог:

Итог 1 этапа:

Цель:

Итог:

Итог:

Итог:

Вводная беседа

Итог:

Итог урока:

Оценивание:

Д/з:

Приветствие – стихотворение:

Долгожданный дан звонок,

Начинается урок.

Встало солнышко давно,

Заглянуло к нам в окно.

На урок торопит нас,

Математика сейчас.

Здравствуйте, ребята! Сегодня урок математики проведу у вас я, Любовь Николаевна.

- Сегодня на уроке мы познакомимся с письменным приёмам умножения и деления многозначных чисел на однозначные, без перехода через десяток.

А сначала повторим пройденный материал.

1.Индивидуальная работа по карточкам (5 экземпляров)

Необходимо выполнить устные приёмы сложения и вычитания с нулями на конце. Записать полученное равенство в окошеки.

-Как складывать и вычитать многозначные числа с нулями на конце?

2. Самостоятельная работа у доски (2 уч-ся)

- У доски сейчас будут выполнять задания два человека это ___________________. Выходите пожалуйста!

Необходимо решить уравнение сложной структуры. А затем выполнить взаимопроверку и поставить друг другу оценку.

1000 – у = 50 · 3              231 + х = 909 : 3

3. Фрональная работа с классом.

Д/и «Солнышко»

Цель: Повторить устные приёмы деления многозначных чисел.

- Какие приёмы деления мы повторили?

- Как делили?

(проверка самостоятельной работы)

Мы повторили устные приёмы деления многозначных чисел, вычитание многозначных чисел, путем решения столбиком, а также решили уравнение сложной структуры. Это нам поможет при изучении нового материала.

(сбор индивидуальных карточек)

- Открываем тетрадки, записываем число, классная работа (заранее записано на доске)

- а теперь давайте сделаем графическую минутку. Для этого вы должны отгадать загадки:

Сколько в радуге цветов,
Дней в неделе у китов.
Гномиков у Белоснежки,
Братьев-близнецов у пешки,
Нот, что знают даже дети,
И всего чудес на свете,
Разобраться с этим всем
Нам поможет цифра… (семь)

Сколько солнышек за тучкой,
Сколько стержней в авторучке,
Сколько у слона носов,
Сколько на руке часов?
Сколько ног у мухомора
И попыток у сапера,
Знает и собой гордится,
Цифра-столбик… (единица)

Сколько ушек на макушке,
Сколько ног у пол-лягушки,
Сколько у сома усов 
У планеты полюсов,
Сколько в целом половинок,
В паре - новеньких ботинок,
И передних лап у льва
Знает только цифра… (два)

Какое трёхзначное число у нас получилось?

На доске вы видите образец написания числа (712) запишите их в одну строчку через клетку.

- Не забывайте следить за осанкой, спинку держим ровно. И пишем красиво как на образце.

 

1.Коллективная работа

Цель: сегодня мы познакомимся с новыми приёмами умножения и деления, а какими вы мне скажите в конце изучения новой темы.

Посмотрите на доску. Для того, чтобы 23124 умножить на 2 нам надо отдельно умножить десятки тысяч (20000 · 2) затем тысячи  + 3000 · 2  сотни + 100 · 2  десятки + 20 · 2 и единицы + 4 · 2 = 40000 + 6000 + 200 + 40 + 8 = 46248

- как вы думаете удобно так умножать?

- а как удобнее?

Давайте попробуем  решить столбиком. Для этого к доске выйдет Сайлауов Рустам

- он решает с объяснением.

А теперь Алина прочитает алгоритм в учебнике. (с: 56 а)

Мы познакомились с письменным приёмом умножения многозначных чисел без перехода через десяток.

Теперь посмотрите как мы делим 46248 на 2, для этого нам также надо отдельно разделить  десятки тысяч (40000 : 2) затем тысячи  + 6000 : 2  сотни + 200 : 2  десятки + 40 : 2 и единицы + 8 : 2 = 20000 + 3000 + 100 + 20 + 4 = 23124

- как вы думаете удобно так делить?

- а как удобнее?

Давайте попробуем  решить уголком. Для этого к доске выйдет Борисов Савелий 

Первое неполное делимое 4 десятка тысяч, значит в значении частного будет 5 цифр: десятки тысяч, единицы тысяч, сотни, десятки и единицы. – и ставим 5 точек

- он решает с объяснением.

А теперь Даша прочитает алгоритм в учебнике. (с: 56 б)

Мы познакомились с письменным приёмом деления многозначных чисел без перехода через десяток.

2.Практичекая работа по учебнику.

Цель: Сейчас мы закрепим умение выполнять письменные приёмы умножения многозначных чисел на однозначные без перехода через десяток.

И для этого мы будем решать примеры с учебника. Откройте учебник на странице 56 , посмотрите на №3  и найдите там первый столбик.

- К доске попробовать решать первый пример первого столбика выйдет _________________.

- И второй пример этого же столбика __________. Как мы будем решать эти примеры?  

- Первый столбик мы решили, а теперь попробуйте порешать второй столбик самостоятельно в тетрадях. По вариантам: 1 пример решает первый вариант, а 2 пример второй вариант. У кого будут затруднения поднимите руку я подойду и помогу. (по одному  ребенку с каждого варианта выходят и для сверки записывает ответ у доски)

Цель: Сейчас мы закрепим умение выполнять письменные приёмы деления многозначных чисел на однозначные без перехода через десяток.

- для того чтобы решить примеры третьего столбика к доске выйдут _________________________________________.

Молодцы, ребята! А теперь попробуйте порешать четвертый столбик самостоятельно в тетрадях по вариантам. У кого будут затруднения поднимите руку я подойду и помогу. (по одному  ребенку с каждого варианта выходят и для сверки записывает ответ у доски)

С какими приёмами мы познакомились?

Физминутка. 
Вновь у нас физкультминутка,
Наклонились, ну-ка, ну-ка!
Распрямились, потянулись,
А теперь назад прогнулись,
Разминаем руки, плечи,
Чтоб сидеть нам было легче.
Голова устала тоже.
Так давайте ей поможем.
Вправо-влево, раз и два -
Думай, думай голова.
Хоть зарядка коротка,
Отдохнули мы слегка.

1.Коллективная работа по учебнику

Цель: Сейчас будем решать задачу с опорой на таблицу

Так как наша задача о фруктах я бы хотела побеседовать с вами о их пользе:

Где выращивают фрукты?

Чем они полезны?

Зачем их употребляют?

Фрукты – наряду с овощами, лучшие помощники красоты и здоровья. Огромная польза фруктов заключается в их способности предотвращать болезни и поддерживать отменное здоровье в течение долгих лет жизни.

 А теперь вернемся к нашей задаче.

- один ученик читает задачу с учебника (с:56)

- теперь проанализируем таблицу.

- какие величины встречаются в этой задаче?

- сколько ящиков яблок продано в первый день?

- сколько ящиков яблок продано во второй день?

- а известна ли масса одного ящика который продали в первый день?

- а во второй?

- почему?

- что нужно найти в задаче?

- но при этом что еще сказано в задаче о массе яблок?

- что еще нужно узнать?

- мы можем сразу ответить на главный вопрос задачи и сразу найти массу?

- почему?

- что узнаем в первом действии?

- каким действием?

-почему?

- что узнаем во втором действии?

- каким действием?

- почему?

- что узнаем в третьем действии?

- каким действием?

- почему?  

- что узнаем в четвертом действии?

- каким действием?

- почему?

К доске выйдет ______________ запишет решение задачи и ответ.

Ответ: В первый день продано 180 кг яблок; Во второй день 120 кг яблок.

С помощью чего мы решали задачу?

Какие величины встречались в задаче?

2.Самостоятельная работа по учебнику

Ребята посмотрите в учебник на с: 57 №5, сейчас у себя в тетрадях вы будете решать второй столбик.

- первый вариант решает первый пример второго столбика

- второй вариант второй пример этого же столбика

(решают)

Теперь решим третий столбик

- первый вариант первый пример третьего столбика решает

- второй вариант второй пример третьего столбика

(решаем)

Теперь обменяйтесь тетрадями со своим соседом и проверьте друг друга.

(Поднимите руку те, кто нашел у своего товарища ошибку)

- Ребята кто мне скажет, с какими приёмами мы сегодня познакомились на уроке?

- Какие задания выполняли?

- Какие примеры у вас вызвали затруднение и почему?

- Как решали задачу?

- какие величины встречались в этой задаче?

-За работу по карточкам.

-Самые активные дети на уроке.

с: 57 №4 (б), №6

Урок окончен

72000; 53000

20000; 3000

47000;  43000

12000; 59000

32000; 50000

28000; 53000

        

Не обращая внимание на нули, а затем приписать их к результату

1000 – у = 50 · 3

1000 – у = 150

У = 1000 – 150

У = 850

1000 – 850 = 150

231 + х = 909 : 3

231 + х = 303

Х = 303 – 231

Х = 72

231 + 72 = 303

Устные приёмы мног-х ч.

Не обращая внимания на нули

712

20000 · 2 + 3000 · 2  + 100 · 2 + 20 · 2 + 4 · 2 = 40000 + 6000 + 200 + 40 + 8 = 46248  

Нет

столбиком

40000 : 2+ 6000 : 2  + 200 : 2 + 40 : 2 + 8 : 2 = 20000 + 3000 + 100 + 20 + 4 = 23124

Нет

Уголком

столбиком

С письменными приёмами умножения и деления многозначных чисел на однозначные без перехода через десяток.

Масса одного ящика; количество ящиков; масса всех ящиков;

18

12

Нет

(нет) – но сказано что масса их одинаковая.

Потому что сказано что 12 таких же

Массу яблок проданных в 1день и во 2.

что за 2 дня было продано 300 кг яблок

кол-во всех ящиков

Нет

А мы не знаем сколько всего ящиков было продано

- сколько всего ящиков продали

- сложением

-потому что надо объединить количество ящиков в первый день и второй

1) + (ящ)

- Массу одного ящика

- делением

- чтобы найти массу одного ящика, нужно массу всех ящиков разделить на количество ящиков

2) : (кг)

- Массу всех ящиков проданных в первый день

- умножением 

- чтобы найти массу всех ящиков проданных в первый день, нужно массу одного ящика умножить на количество ящиков проданных в первый день

3) · (кг)

- массу всех ящиков проданных во второй день

- умножением

- чтобы найти массу ящиков проданных во второй день, нужно массу одного ящика умножить на кол-во ящиков проданных во второй день

4) · (кг)

- С помощью таблицы

- Масса одного ящика; количество ящиков; масса всех ящиков;

С письменными приёмами умножения и деления многозначных чисел на однозначные без перехода через десяток

С опорой на таблицу

Масса одного ящика; количество ящиков; масса всех ящиков;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

математика 3 класс "Умножение и деление многозначных чисел на однозначное"

Цели:        - закрепить навык умножения и деления многознач-...

Умножение и деление многозначных чисел на однозначное. Закрепление.

Конспект урока математики в 4 классе с презентацией. На уроке дети знакомятся с историей автомобилизма, узнают кто и когда изобрёл первый автомобиль....

Урок математики.Сложение двузначных чисел с однозначными без перехода через десяток

Урок математики. 2 класс. Тема урока: "Сложение двузначных чисел с однозначными без перехода через десяток". Урок изучения нового материала. На этапе целеполагания используется проблемная ситуация....

урок математики по теме "Закрепление письменных приёмов умножения и деления многозначных чисел."

В материале предстален урок по математике по теме "Закрепление письменных приёмов умножения и деления многозначных чисел." для 4 класса по учебнику Н. Б. Истоминой. Можно использовать по любому У...

Урок по математике в 4 классе по теме: «Закрепление навыка письменного умножения и деления многозначных чисел на однозначное число».

Урок по математике в 4 классе по теме: «Закрепление навыка письменного умножения и деления многозначных чисел на однозначное число»....

Контрольная работа по математике (4 класс) по теме "Письменные приёмы умножения и деления многозначных чисел на однозначные"

2 варианта задания для контрольной работы по математике в 4 классе по теме "Письменные приемы умножения и деления многозначных чисел на однозначные" ("Школа России")...