Рабочая программа по математике для 2 класса по УМК "Школа 2100!
календарно-тематическое планирование по математике (2 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по математике составлена на основании примерной основной образовательной программы ФГОС и авторской С.А. Козлова , А.Г. Рубин, Т.Е. Демидова, А.П. Тонких и учебного плана МОБУ СОШ имени Фатиха Карима с. Аитово.
Программа по математике, 2 класс, с.160. // Образовательная система «Школа 2100». Федеральный государственный образовательный стандарт. Примерная основная образовательная программа. В 2-х книгах. Книга 2. Программы отдельных предметов (курсов) для начальной школы / Под науч. ред. Д.И. Фельдштейна. - Изд. 2-е, испр. - М. : Баласс, 2011. - 416 с. (Образовательная система «Школа 2100»).
Основная цель обучения математике состоит в формировании всесторонне образованной и инициативной личности, владеющей системой математических знаний и умений, идейно-нравственных, культурных и этических принципов, норм поведения, которые складываются в ходе учебно-воспитательного процесса и готовят ученика к активной деятельности и непрерывному образованию в современном обществе.
Исходя из общих положений концепции математического образования, начальный курс математики призван решать следующие задачи:
- обеспечить прочное и сознательное овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, для изучения смежных дисциплин, для продолжения образования;
- обеспечить интеллектуальное развитие, сформировать качества
мышления, характерные для математической деятельности и необходимые для полноценной жизни в обществе;
- сформировать умение учиться;
- сформировать устойчивый интерес к математике;
- выявить и развить математические и творческие способности.
Темы урока сформулированы в соответствии с авторскими методическими рекомендациями для учителя. Основное содержание включает перечень изучаемого учебного материала.
Содержание программы носит развивающий характер. При проведении уроков используются деятельностный и дифференцированные подходы (беседы, работа в группах, в парах, организационно - деятельностные игры)
Общая характеристика учебного предмета
Данный курс создан на основе личностно ориентированных, деятельностно ориентированных и культурно ориентированных принципов, сформулированных в образовательной программе «Школа 2100», основной целью которой является формирование функционально грамотной личности , готовой к активной деятельности и непрерывному образованию в современном обществе, владеющей системой математических знаний и умений, позволяющих применять эти знания для решения практических жизненных задач, руководствуясь при этом идейно-нравственными, культурными и этическими принципами, нормами поведения, которые формируются в ходе учебно-воспитательного процесса.
Важнейшей отличительной особенностью данного курса с точки зрения содержания является включение наряду с общепринятыми для начальной школы линиями «Числа и действия над ними», «Текстовые задачи», «Величины», «Элементы геометрии», «Элементы алгебры», ещё и таких содержательных линий, как «Стохастика» и «Занимательные и нестандартные задачи». Кроме того, следует отметить, что предлагаемый курс математики содержит материалы для системной проектной деятельности и работы с жизненными (компетентностными) задачами.
Цели обучения в предлагаемом курсе математики в 1–4 классах, сформулированные как линии развития личности ученика средствами предмета: уметь
- использовать математические представления для описания окружающего мира (предметов, процессов, явлений) в количественном и пространственном отношении;
- производить вычисления для принятия решений в различных жизненных ситуациях;
- читать и записывать сведения об окружающем мире на языке математики;
- формировать основы рационального мышления, математической речи и аргументации;
- работать в соответствии с заданными алгоритмами;
- узнавать в объектах окружающего мира известные геометрические формы и работать с ними;
- вести поиск информации (фактов, закономерностей, оснований для упорядочивания), преобразовать её в удобные для изучения и применения формы.
В результате освоения предметного содержания предлагаемого курса математики у учащихся предполагается формирование универсальных учебных действий (познавательных, регулятивных, коммуникативных) позволяющих достигать предметных, метапредметных и личностных результатов.
- Познавательные: в предлагаемом курсе математики изучаемые определения и правила становятся основой формирования умений выделять признаки и свойства объектов. В процессе вычислений, измерений, поиска решения задач у учеников формируются основные мыслительные операции (анализа, синтеза, классификации, сравнения, аналогии и т.д.), умения различать обоснованные и необоснованные суждения, обосновывать этапы решения учебной задачи, производить анализ и преобразование информации (используя при решении самых разных математических задач простейшие предметные, знаковые, графические модели, таблицы, диаграммы, строя и преобразовывая их в соответствии с содержанием задания). Решая задачи, рассматриваемые в данном курсе, можно выстроить индивидуальные пути работы с математическим содержанием, требующие различного уровня логического мышления. Отличительной особенностью рассматриваемого курса математики является раннее появление (уже в первом классе) содержательного компонента «Элементы логики, комбинаторики, статистики и теории вероятностей», что обусловлено активной пропедевтикой этого компонента в начальной школе.
- Регулятивные: математическое содержание позволяет развивать и эту группу умений. В процессе работы ребёнок учится самостоятельно определять цель своей деятельности, планировать её, самостоятельно двигаться по заданному плану, оценивать и корректировать полученный результат (такая работа задана самой структурой учебника).
- Коммуникативные: в процессе изучения математики осуществляется знакомство с математическим языком, формируются речевые умения: дети учатся высказывать суждения с использованием математических терминов и понятий, формулировать вопросы и ответы в ходе выполнения задания, доказательства верности или неверности выполненного действия, обосновывают этапы решения учебной задачи. Работая в соответствии с инструкциями к заданиям учебника, дети учатся работать в парах, выполняя заданные в учебнике проекты в малых группах. Умение достигать результата, используя общие интеллектуальные усилия и практические действия, является важнейшим умением для современного человека.
Образовательные и воспитательные задачи обучения математике решаются комплексно. В основе методического аппарата курса лежит проблемно-диалогическая технология, технология правильного типа читательской деятельности и технология оценивания достижений, позволяющие формировать у учащихся умение обучаться с высокой степенью самостоятельности. При этом в первом классе проблемная ситуация естественным образом строится на дидактической игре.
Предлагаемый учебно-методический курс также обеспечивает интеграцию в математике информационных технологий. Предполагается, что в расписании курса математики может иметь постоянное место компьютерный урок в специально оборудованном классе, где может происходить работа с цифровыми образовательными ресурсами (ЦОР) по математике, созданного на основе учебников по данному курсу
Эти же ресурсы могут быть использованы и на обычном уроке в обычном классе, при наличии специально оборудованного учительского места.
Деятельностный подход – основной способ получения знаний
В результате освоения предметного содержания курса математики у учащихся должны сформироваться как предметные, так и общие учебные умения, а также способы познавательной деятельности. Такая работа может эффективно осуществляться только в том случае, если ребёнок будет испытывать мотивацию к деятельности, для него будут не только ясны рассматриваемые знания и алгоритмы действий, но и представлена интересная возможность для их реализации.
Предполагается, что образовательные и воспитательные задачи обучения математике будут решаться комплексно. Учитель имеет право самостоятельного выбора технологий, методик и приёмов педагогической деятельности, однако при этом необходимо понимать, что необходимо эффективное достижение целей, обозначенных федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования.
Рассматриваемый курс математики предлагает решение новых образовательных задач путём использования современных образовательных технологий.
В основе методического аппарата курса лежит проблемно-диалогическая технология, технология правильного типа читательской деятельности и технология оценивания достижений, позволяющие формировать у учащихся умение обучаться с высокой степенью самостоятельности. При этом в первом классе проблемная ситуация естественным образом строится на дидактической игре.
Материалы курса организованы таким образом, чтобы педагог и дети могли осуществлять дифференцированный подход в обучении и обладали правом выбора уровня решаемых математических задач.
В предлагаемом курсе математики представлены задачи разного уровня сложности по изучаемой теме. Это создаёт возможность построения для каждого ученика самостоятельного образовательного маршрута. Важно, чтобы его вместе планировали ученик и учитель. Именно по этой причине авторы не разделили материалы учебника на основной и дополнительный – это делают дети под руководством учителя на уроке. Учитель при этом ориентируется на требования стандартов российского образования как основы изучаемого материала.
Мы пользуемся общим для учебников Образовательной системы «Школа 2100» принципом минимакса. Согласно этому принципу учебники содержат учебные материалы, входящие в минимум содержания (базовый уровень), и задачи повышенного уровня сложности (программный и максимальный уровень), не обязательные для всех. Таким образом, ученик должен освоить минимум, но может освоить максимум.
Важнейшей отличительной особенностью данного курса с точки зрения деятельностного подхода является включение в него специальных заданий на применение существующих знаний «для себя» через дидактическую игру, проектную деятельность и работу с жизненными (компетентностными) задачами.
Данный курс создан на основе личностно ориентированных, деятельностно ориентированных и культурно ориентированных принципов, сформулированных в Образовательной программе «Школа 2100», основной целью которой является формирование функционально грамотной личности , готовой к активной деятельности и непрерывному образованию в современном обществе, владеющей системой математических знаний и умений, позволяющих применять эти знания для решения практических жизненных задач, руководствуясь при этом идейно-нравственными, культурными и этическими принципами, нормами поведения, которые формируются в ходе учебно-воспитательного процесса.
Цели обучения
- уметь использовать математические представления для описания окружающего мира (предметов, процессов, явлений) в количественном и пространственном отношении;
- производить вычисления для принятия решений в различных жизненных ситуациях;
- читать и записывать сведения об окружающем мире на языке математики;
- формировать основы рационального мышления, математической речи и аргументации;
- работать в соответствии с заданными алгоритмами;
- узнавать в объектах окружающего мира известные геометрические формы и работать с ними.
Описание места учебного предмета в учебном плане
В соответствии с федеральным базисным учебным планом курс математики изучается с 1 по 4 класс по четыре часа в неделю. Общий объём учебного времени составляет 540 часов. На изучение математики во втором классе по календарно-графическому планированию школы отводится 134 часов из расчета 4 часа в неделю.
Уровень обучения: базовый.
Программой предусмотрено проведение:
- административных контрольных работ – 3
- контрольных работ – 10
- проверка вычислительных навыков – 9
- итоговая комплексная работа – 1
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Ценностные ориентиры изучения предмета «Математика» в целом ограничиваются ценностью истины, однако данный курс предлагает как расширение содержания предмета (компетентностные задачи, где математическое содержание интегрировано с историческим и филологическим содержанием параллельных предметных курсов Образовательной системы «Школа 2100»), так и совокупность методик и технологий (в том числе и проектной), позволяющих заниматься всесторонним формированием личности учащихся средствами предмета «Математика» и, как следствие, расширить набор ценностных ориентиров.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.
Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, в осознанном желании служить Отечеству.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Ценностные ориентиры изучения предмета «Математика» в целом ограничиваютсяценностью истины, однако данный курс предлагает как расширение содержания предмета (компетентностные задачи, где математическое содержание интегрировано с историческим и филологическим содержанием параллельных предметных курсов Образовательной системы «Школа 2100»), так и совокупность методик и технологий (в том числе и проектной), позволяющих заниматься всесторонним формированием личности учащихся средствами предмета «Математика» и, как следствие, расширить набор ценностных ориентиров.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.
Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, в осознанном желании служить Отечеству.
Содержание тем учебного предмета
№ | Тема | Кол | Практическая работа | Контр. раб. | Вид контроля | |
1 | Повторение изученного в первом классе | 5 | -работа с отрезком натурального ряда чисел от 1 до 10; - счет по числовому отрезку; -практическая работа с геометрическими фигурами; -определение плана действий и работа по плану; -решение примеров на сложение и вычитание чисел в пределах 10; - сравнение выражений; -подбор схемы к задачам и решение задач изученных видов; -разбиение геометрических фигур на группы; -составь уравнения по рисунку; - найди и запиши верные равенства и неравенства; -расставь на полке пирамидки всевозможными способами; -составь выражения к задачам; -расскажи, как составлена схема к задаче; -вычисли; -подбери с помощью схемы значение х; - найди неизвестные числа в цепочке; -поставь вместо * знаки «+» или «-« так, чтобы равенства были верными; -назови пропущенные числа; -вычисли и разбей полученные равенства на группы; - расскажи, как из фигуры слева сделать фигуру справа. Сколько палочек надо переложить; | Контрольная работа № 1 | Текущий
| |
2 | Сложение и вычитание в пределах 20 | 28 | -прочитай только высказывания; -измени записи так, чтобы все высказывания стали истинными; -реши задачи с помощью краткой записи или схемы; -вычисли; -найди неизвестные числа; -найди сумму длин сторон фигуры; -переложи одну палочку так, чтобы равенства стали верными; -сравни, если это возможно; -найди длину незамкнутой линии; -найди значения выражений с именованными числами; -найди схему для каждой задачи, запиши выражения; -реши уравнения с объяснением и проверкой; -продолжи маршрут самолета, назови города по порядку; -придумай вопросы к условию и реши задачи; -найди сумму длин сторон квадрата; -реши задачу, заполнив таблицу; -назови пропущенные числа; -найди значения х, совершая обратные действия; -расскажи, сколько квадратов на рисунках слева и справа; -вставь вместо * цифры так, чтобы получились верные равенства; -установи порядок действий и найди значение выражений; -найди решение задачи с помощью рассуждения или таблицы; -реши задачу разными способами; -сравни выражения и их значения; -назови разрядные слагаемые чисел; -вычисли удобным способом; -начерти фигуры по образцу; -сравни тексты задач; -вылепи из пластилина любую фигуру, похожую на те, что ты видишь на рисунке; -разбей фигуры на группы; -работа с числовым лабиринтом; -составь истинные высказывания; | Административная контрольная работа №1 Контрольная работа № 2 | Стар то вый Тема тический | |
3 | Числа от 1 до 100 (нумерация) | 5 | -расскажи, как получили каждое новое число; -прочитай записи в таблице, назови пропущенные числа; -назови числа по порядку; -прочитай выражения, найди их значения; -сравни; -реши задачи; -найди ложные высказывания; -реши уравнения с объяснением и проверкой; -вырази в см заданные меры длины; - назови число дм и см около конца каждого звена ломаной; - вычисли удобным способом; -назови углы, на какие группы их можно разбить; -разбей фигуры на группы; -найди закономерность и назови пропущенные числа; -запиши выражения; -вырази числа в дм, см, дм и см; -объясни записи; -начерти по клеточкам «лишнюю» фигуру; -уменьши числа на несколько единиц; -увеличь числа на несколько единиц; -вычисли в столбик с объяснением и проверкой; -найди сумму длин сторон треугольника; -начерти квадрат с заданной стороной; -составь задачи по рисункам и реши их; | Контрольная работа №3 (за 1 четверть) | Рубежный | |
4 | Сложение и вычитание в пределах 100 | 31 | -назови пропущенные числа; -найди «лишнее» слово, -вычисли, работай по образцу; -прочитай и объясни записи; -реши задачи двумя способами; -начерти прямоугольник, найди его периметр; -измени условие задачи так, чтобы решение было верным; -запиши выражения; - работа с числовым лабиринтом; -составь и реши уравнения; -расскажи, как превратить неверное равенство в верное; -найди и начерти фигуры с равными периметрами; -установи порядок действий в выражениях; -разбей фигуры на группы; -найди неизвестные числа в цепочке; -заполни магический квадрат; -сравни площади фигур; | Контрольная работа № 4, Административная контрольная работа №2 Контрольная работа №5 (за 2-ю четверть) | Текущий Рубежный Рубежный | |
5 | Умножение и деление чисел | 57 | -разбей выражения на группы; -подбери к каждому рисунку выражение; -замени сложение умножением; -сравни, не вычисляя; -вырази площадь фигуры в квадратных сантиметрах; -найди периметры фигур; -подбери выражение к каждой задаче; -расскажи, как нашли площадь прямоугольника; -запиши произведения; -замени произведение суммой и найди значение; -реши уравнения подбором; -найди площадь прямоугольника двумя способами; -установи порядок действий и вычисли; -найди числа в окошках; -отгадай слово; -придумай задачу по рисунку и равенству; -к каждому произведению составь по 2 равенства на деление; -обозначь порядок действий в выражениях; -переложи палочку так, чтобы равенства стали верными; -найди неизвестные числа в цепочке; | Контрольная работа № 6, Контрольная работа №7 Контрольная работа №8 (за 3 четверть) Контрольная работа №9 (за 4 четверть) | Текущий Текущий Рубежный Рубежный | |
6 | Повторение изученного во 2-м классе | 8 | Годовая контрольная работа №10 Административная контрольная работа №3 Итоговая комплексная работа | Итоговый Итоговый Итоговый | ||
Итого | 134 |
Календарно-тематическое планирование
№ | Раздел | Тема урока | Дата | |
Раздел 1. (5ч.) | По плану | Факт. | ||
1 | Повторение изученного в 1 классе (5ч) | Действия сложения и вычитания | 01.09 | |
2 | Сложение и вычитание чисел | 02.09 | ||
3 | Сложение и вычитание чисел | 05.09 | ||
4 | Сложение и вычитание чисел | 07.09 | ||
5 | Сложение и вычитание чисел М.д.№1 по теме «Сложение и вычитание чисел» | 08.09 | ||
Раздел 2. | ||||
6 | Сложение и вычитание в пределах 20 (28ч). | Высказывания | 09.09 | |
7 | Высказывания | 12.09 | ||
8 | Высказывания | 14.09 | ||
9 | Входная контрольная работа | 15.09 | ||
10 | Анализ работы. Работа над ощибками. | 16.09 | ||
11 | Переменная | 19.09 | ||
12 | Выражения с переменной | 21.09 | ||
13 | Выражения с переменной М.д.№2 по теме «Высказывания и выражения с переменной» | 22.09 | ||
14 | Уравнения | 23.09 | ||
15 | Уравнения | 26.09 | ||
16 | Уравнения | 28.09 | ||
17 | Порядок действий в выражении | 29.10 | ||
18 | Порядок действий в выражении | 30.10 | ||
19 | Сочетательное свойство сложения | 03.10 | ||
20 | Группировка слагаемых | 05.10 | ||
21 | Вычитание суммы из числа М.д.№3 по теме «Порядок действий в выражений» | 06.10 | ||
22 | Переместительное и сочетательное свойства сложения. | 07.10 | ||
23 | Вычитание числа из суммы | 10.10 | ||
24 | Сложение и вычитание чисел | 13.10 | ||
25 | Контрольная работа «Сложение и вычитание чисел в пределах 20» | 14.10 | ||
26 | Анализ работы. Работа над ошибками. | 17.10 | ||
27 | Плоские и объёмные фигуры | 19.10 | ||
28 | Плоскость | 20.10 | ||
29 | Обозначение геометрических фигур | 21.10 | ||
30 | Острые и тупые углы | 24.10 | ||
31 | Плоские и объёмные фигуры М.д.№4 по теме «Геометрические фигуры» | 26.10 | ||
32 | Контрольная работа за 1 четверть. | 27.10 | ||
33 | Анализ работы. Работа над ошибками. | 28.10 | ||
Раздел 3. | ||||
34 | Числа от 1 до 100. Нумерация (5ч). | Числа от 20 до 100. | 07.11 | |
35 | Числа от 1 до 100. | 09.11 | ||
36 | Числа от 1 до 100 | 10.11 | ||
37 | Метр | 11.11 | ||
38 | Числа от 1 до 100 | 14.11 | ||
Раздел 4. | ||||
39- 43 | Сложение и вычитание чисел в пределах 100 (31ч). | Сложение и вычитание двузначных чисел | 16.11 17.11 18.11 21.11 23.11 | |
44 | Сложение и вычитание двузначных чисел в столбик | 24.11 | ||
45- 47 | Сложение и вычитание чисел М. д. №5 «Число от 1 до 100» | 25.11 28.11 30.11 | ||
48 | Периметр | 01.12 | ||
49 | Сложение и вычитание двузначных чисел в столбик | 02.12 | ||
50-51 | Сложение и вычитание чисел | 05.12 07.12 | ||
52 | Контрольная работа «Сложение и вычитание двузначных чисел» | 08.12 | ||
53 | Анализ работы. Работа над ошибками. | 09.12 | ||
54 | Решение задач | 12.12 | ||
55-56 | Сложение и вычитание чисел М. д. № 6 по теме «Сложение и вычитание двузначных чисел» | 14.12 15.12 | ||
57 | Сложение и вычитание двузначных чисел в столбик | 16.12 | ||
58-60 | Сложение и вычитание чисел | 19.12 21.12 22.12 | ||
61 | Контрольная работа за 2 четверть | 23.12 | ||
62 | Анализ работы. Работа над ошибками. | 26.12 | ||
63-64 | Сложение и вычитание чисел М. д. № 7 «Сложение и вычитание чисел» | 28.12 29.12 | ||
65-66 | Площадь фигур | 16.01 18.01 | ||
67-68 | Единицы площади | 19.01 20.01 | ||
69 | Сложение и вычитание чисел | 23.01 | ||
Раздел 5. | ||||
70-71 | Умножение и деление чисел (57ч) | Умножение | 25.01 26.01 | |
72 | Множитель, произведение | 27.01 | ||
73 | Переместительное свойство умножения | 30.01 | ||
74 | Умножение с нулём и единицей | 01.02 | ||
75-76 | Умножение числа 2 М.д. № 8 «Умножение» | 02.02 03.02 | ||
77 | Деление | 06.02 | ||
78 | Умножение и деление чисел | 08.02 | ||
79 | Чётные и нечётные числа | 09.02 | ||
80 | Делимое, делитель, частное М.д. № 9 «Деление» | 10.02 | ||
81 | Таблица умножения и деления на 3 | 13.02 | ||
82-83 | Порядок действий в выражении | 15.02 16.02 | ||
84 | Таблица умножения и деления на 4 | 17.02 | ||
85 | Площадь прямоугольника | 20.02 | ||
86 | Контрольная работа «Умножение и деление чисел» | 22.02 | ||
87 | Анализ работы. Работа над ошибками. | 24.02 | ||
88 | Умножение и деление чисел | 27.02 | ||
89 | Таблица умножения и деления на 5 | 29.02 | ||
90 | Периметр квадрата и прямоугольника М.д. № 10 «Периметр» | 01.03 | ||
91 | Умножение и деление чисел | 02.03 | ||
92 | Деление с нулём и единицей | 05.03 | ||
93 | Цена, количество, стоимость | 07.03 | ||
94 | Умножение и деление чисел | 09.03 | ||
95 | Таблица умножения и деления на 6 | 12.03 | ||
96-97 | Умножение и деление чисел | 14.03 15.03 | ||
98-100 | Уравнения М.д. № 11 «Умножение и и деление» | 16.03 19.03 21.03 | ||
101 | Таблица умножения и деления на 7 | 22.03 | ||
102 | Контрольная работа «Умножение и деление чисел» | 23.04 | ||
103 | Анализ работы. Работа над ошибками. | 04.04 | ||
104 | Умножение и деление чисел | 05.04 | ||
105 | Время. Единица времени – час. | 06.04 | ||
106 | Решение задач | 09.04 | ||
107 | Окружность. | 11.04 | ||
108 | Круг. М.д. № 12 «Умножение и деление чисел» | 12.04 | ||
109-110 | Увеличить в… Уменьшить в … | 13.04 16.04 | ||
111 | Таблица умножения и деления на 8 и 9 | 18.04 | ||
112 | Больше в … Меньше в … | 19.04 | ||
113-115 | Решение задач | 20.04 23.04 25.04 | ||
116 | Во сколько раз (больше, меньше) М.д. № 13 «Умножение и деление чисел» | 26.04 | ||
117-119 | Арифметические действия над числами | 27.04 30.04 03.05 | ||
120 | Умножение и деление на 10 | 04.05 | ||
121 | Арифметические действия над числами | 07.05 | ||
122 | Контрольная работа «Умножение и деление чисел» | 10.05 | ||
123 | Работа над ошибками | 11.05 | ||
124 | Алгоритм. Блок-схема | 14.05 | ||
125 | Алгоритмы с условием. | 16.05 | ||
126 | Арифметические действия над числами М.д.№13 «Умножение и деление» | 17.05 | ||
Раздел 6. (8ч.) | ||||
127-134 | Повторение изученного во 2 классе. |
Основное содержание рабочей программы
Числа и операции над ними.
Числа от1 до 100.
Десяток. Счет десятками. Образование и название двузначных чисел. Модели двузначных чисел. Чтение и запись чисел. Сравнение двузначных чисел, их последовательность. Представление двузначного числа в виде суммы разрядных слагаемых.
Устная и письменная нумерация двузначных чисел. Разряд десятков и разряд единиц, их место в записи чисел.
Сложение и вычитание чисел.
Операции сложения и вычитания. Взаимосвязь операций сложения и вычитания.
Прямая и обратная операция.
Изменение результатов сложения и вычитания в зависимости от изменения компонент. Свойства сложения и вычитания. Приемы рациональных вычислений.
Сложение и вычитание двузначных чисел, оканчивающихся нулями.
Устные и письменные приемы сложения и вычитания в пределах 100.
Алгоритмы сложения и вычитания.
Умножение и деление чисел.
Нахождение суммы нескольких одинаковых слагаемых и представление числа в виде суммы одинаковых слагаемых. Операция умножения. Переместительное свойство умножения.
Операция деления. Взаимосвязь операций умножения и деления. Таблица умножения и деления однозначных чисел.
Частные случаи умножения и деления с 0 и 1. невозможность деления на 0. Понятия «увеличить в…», «уменьшить в..», «больше в…», «меньше в…». Умножение и деление чисел на 10. Линейные и разветвляющиеся алгоритмы. Задание алгоритмов словесно и с помощью блок-схем.
Величины и их измерение.
Длина. Единица измерения длины— метр. Соотношения между единицами измерения длины.
Перевод именованных чисел в заданные единицы (раздробление и превращение).
Сравнение, сложение и вычитание именованных чисел. Умножение и деление именованных чисел на отвлеченное число.
Периметр многоугольника. Формулы периметра квадрата и прямоугольника.
Представлении о площади фигуры и ее измерение. Площадь прямоугольника и квадрата. Единицы измерения площади: см, дм.
Цена, количество и стоимость товара.
Время. Единица времени— час.
Текстовые задачи.
Простые и составные текстовые задачи, при решении которых используется:
а) смысл действия сложения, вычитания, умножения и деления;
б) понятия «увеличить в (на)…». «уменьшить в (на)…;
в) разностное и кратное сравнение;
г) прямая и обратная пропорциональность.
Моделирование задач. Задачи с альтернативным условием.
Элементы геометрии.
Плоскость. Плоские и объемные фигуры. Обозначение геометрических фигур буквами.
Острые и тупые углы.
Составление плоских фигур из частей. Деление плоских фигур на части.
Окружность. Круг. Вычерчивание окружности с помощью циркуля и вырезание кругов. Радиус окружности.
Элементы алгебры.
Переменная. Выражения с переменной. Нахождение значений выражений вида а +5; 4 – а; а : 2; 6 : а при заданных числовых значениях переменной. Сравнение значений выражений вида а*2 и а*3; а : 2 и а : 3.
Использование скобок для обозначения последовательности действий. Порядок действий в выражениях, содержащих два и более действий со скобками и без них.
Решение уравнений вида а + х = в; х – а = в; а * х = в; а : х = в; х : а = в.
Занимательные и нестандартные задачи.
Высказывания. Истинные и ложные высказывания. Логические задачи. Арифметические лабиринты, магические фигуры, математические фокусы.
Задачи на разрезание, составление фигур.
Задачи с палочками.
Итоговое повторение
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета
Личностными результатами изучения предметно-методического курса «Математика» во 2-м классе является формирование следующих умений:
- Самостоятельно определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения при совместной работе и сотрудничестве (этические нормы).
- В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, самостоятельно делать выбор, какой поступок совершить.
Средством достижения этих результатов служит учебный материал и задания учебника, нацеленные на 2-ю линию развития – умение определять своё отношение к миру.
Метапредметными результатами изучения курса «Математика» во 2-м классе являются формирование следующих универсальных учебных действий.
Регулятивные УУД:
- Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно.
- Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблемусовместно с учителем (для этого в учебнике специально предусмотрен ряд уроков).
- Учиться планировать учебную деятельность на уроке.
- Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки (на основе продуктивных заданий в учебнике).
- Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты).
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
- Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.
Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
- Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг.
- Делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи.
- Добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях (в учебнике 2-го класса для этого предусмотрена специальная «энциклопедия внутри учебника»).
- Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
- Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.
Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника, нацеленные на 1-ю линию развития – умение объяснять мир.
Коммуникативные УУД:
- Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
- Слушать и понимать речь других.
- Выразительно читать и пересказывать текст.
- Вступать в беседу на уроке и в жизни.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и технология продуктивного чтения.
- Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
- Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Средством формирования этих действий служит работа в малых группах (в методических рекомендациях дан такой вариант проведения уроков).
Предметными результатами изучения курса «Математика» во 2-м классе являются формирование следующих умений.
1-й уровень (необходимый)
Учащиеся должны уметь:
- использовать при выполнении заданий названия и последовательность чисел от 1 до 100;
- использовать при вычислениях на уровне навыка знание табличных случаев сложения однозначных чисел и соответствующих им случаев вычитания в пределах 20;
- использовать при выполнении арифметических действий названия и обозначения операций умножения и деления;
- использовать при вычислениях на уровне навыка знание табличных случаев умножения однозначных чисел и соответствующих им случаев деления;
- осознанно следовать алгоритму выполнения действий в выражениях со скобками и без них;
- использовать в речи названия единиц измерения длины, массы, объёма: метр, дециметр, сантиметр, килограмм; литр.
- читать, записывать и сравнивать числа в пределах 100;
- осознанно следовать алгоритмам устного и письменного сложения и вычитания чисел в пределах 100;
- решать простые задачи:
- раскрывающие смысл действий сложения, вычитания, умножения и деления;
- использующие понятия «увеличить в (на)…», «уменьшить в (на)…»;
- на разностное и кратное сравнение;
- находить значения выражений, содержащих 2–3 действия (со скобками и без скобок);
- решать уравнения вида а ± х = b; х − а = b;
- измерять длину данного отрезка, чертить отрезок данной длины;
- узнавать и называть плоские углы: прямой, тупой и острый;
- узнавать и называть плоские геометрические фигуры: треугольник, четырёхугольник, пятиугольник, шестиугольник, многоугольник; выделять из множества четырёхугольников прямоугольники, из множества прямоугольников – квадраты;
- различать истинные и ложные высказывания (верные и неверные равенства).
2-й уровень (программный)
Учащиеся должны уметь:
- использовать при решении учебных задач формулы периметра квадрата и прямоугольника;
- пользоваться при измерении и нахождении площадей единицами измерения площади: 1 см², 1 дм².
- выполнять умножение и деление чисел с 0, 1, 10;
- решать уравнения вида а ± х = b; х − а = b; а ∙ х = b; а : х = b; х : а = b;
- находить значения выражений вида а ± 5; 4 − а; а : 2; а ∙ 4; 6 : а при заданных числовых значениях переменной;
- решать задачи в 2–3 действия, основанные на четырёх арифметических операциях;
- находить длину ломаной и периметр многоугольника как сумму длин его сторон;
- использовать знание формул периметра и площади прямоугольника (квадрата) при решении задач;
- чертить квадрат по заданной стороне, прямоугольник по заданным двум сторонам;
- узнавать и называть объёмные фигуры: куб, шар, пирамиду;
- записывать в таблицу данные, содержащиеся в тексте;
- читать информацию, заданную с помощью линейных диаграмм;
- решать арифметические ребусы и числовые головоломки, содержащие два действия (сложение и/или вычитание);
- составлять истинные высказывания (верные равенства и неравенства);
- заполнять магические квадраты размером 3×3;
- находить число перестановок не более чем из трёх элементов;
- находить число пар на множестве из 3–5 элементов (число сочетаний по 2);
- находить число пар, один элемент которых принадлежит одному множеству, а другой – второму множеству;
- проходить числовые лабиринты, содержащие двое-трое ворот;
- объяснять решение задач по перекладыванию одной-двух палочек с заданным условием и решением;
- решать простейшие задачи на разрезание и составление фигур;
- уметь объяснить, как получен результат заданного математического фокуса.
Диагностический инструментарий
Тема | Вид контроля | Форма контроля | Приложение |
Повторение изученного в 1-м классе | Текущий | Математический диктант № 1 Контрольная работа № 1 | Тетрадь на печатной основе «Контрольные работы к учебнику «Моя математика» 2 класс, с. 2-5 |
Сложение и вычитание в пределах 20. | Текущий Тематический | Математический диктант № 2, 3, 4 Контрольная работа № 2 | Тетрадь на печатной основе «Контрольные работы к учебнику «Моя математика» 2 класс, с. 6-9, |
Числа от 1 до 100 (нумерация) | Текущий тематический | Контрольная работа № 3 | Тетрадь на печатной основе «Контрольные работы к учебнику «Моя математика» 2 класс, с. 10-13 |
Сложение и вычитание в пределах 100 | Текущий тематический | Математический диктант № 5, 6, 7 Контрольная работа № 4; За 2-ю четверть | Тетрадь на печатной основе «Контрольные работы к учебнику «Моя математика» 2 класс, с. 14-17, Текст в тетради на печатной основе на с.26, а выполняется в тетради в клеточку. |
Умножение и деление чисел | Текущий тематический | Математический диктант № 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14 Контрольная работа № 5, 6 за 3-ю четверть, за 4-ю четверть | Тетрадь на печатной основе «Контрольные работы к учебнику «Моя математика» 2 класс, с. 18-21,22-25, Текст в тетради на печатной основе на с.27-28, с. 29 а выполняется в тетради в клеточку. |
Повторение изученного во 2-м классе | Итоговый | Годовая контрольная работа | Текст в тетради на печатной основе «Контрольные работы к учебнику «Моя математика» 2 класс, с. 30-31, а выполняется в тетради в клеточку. |
Критерий и нормы оценки УУД обучающихся
· Ответ оценивается отметкой «5», если:
· работа выполнена полностью;
· в логических рассуждениях и обосновании решения нет пробелов и ошибок;
· в решении нет математических ошибок (возможна одна неточность, описка, которая не является следствием незнания или непонимания учебного материала).
· Отметка «4» ставится в следующих случаях:
· работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умение обосновывать рассуждения не являлось специальным объектом проверки);
· допущены одна ошибка или есть два – три недочёта в выкладках, рисунках, чертежах или графиках (если эти виды работ не являлись специальным объектом проверки).
Отметка «3» ставится, если:
· допущено более одной ошибки или более двух – трех недочетов в выкладках, чертежах или графиках, но обучающийся обладает обязательными умениями по проверяемой теме.
Отметка «2» ставится, если:
· допущены существенные ошибки, показавшие, что обучающийся не обладает обязательными умениями по данной теме в полной мере.
Оценка устных ответов обучающихся по математике
Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:
· полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником;
· изложил материал грамотным языком, точно используя математическую терминологию и символику, в определенной логической последовательности;
· правильно выполнил рисунки, чертежи, графики, сопутствующие ответу;
· показал умение иллюстрировать теорию конкретными примерами, применять ее в новой ситуации при выполнении практического задания;
· продемонстрировал знание теории ранее изученных сопутствующих тем, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;
· отвечал самостоятельно, без наводящих вопросов учителя;
· возможны одна – две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил после замечания учителя.
Ответ оценивается отметкой «4», если удовлетворяет в основном требованиям на оценку «5», но при этом имеет один из недостатков:
· в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившее математическое содержание ответа;
· допущены один – два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные после замечания учителя;
· допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные после замечания учителя.
· Отметка «3» ставится в следующих случаях:
· неполно раскрыто содержание материала (содержание изложено фрагментарно, не всегда последовательно), но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для усвоения программного материала (определены «Требованиями к математической подготовке обучающихся» в настоящей программе по математике);
· имелись затруднения или допущены ошибки в определении математической терминологии, чертежах, выкладках, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя;
· ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме;
· при достаточном знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность основных умений и навыков.
Отметка «2» ставится в следующих случаях:
· не раскрыто основное содержание учебного материала;
· обнаружено незнание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;
· допущены ошибки в определении понятий, при использовании математической терминологии, в рисунках, чертежах или графиках, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.
Учебно- методическое, информационное и материально- техническое обеспечение программы
Рабочая программа ориентирована на использование учебника (учебно - методического комплекса):
Демидова Т.Е. Козлова С.А. Тонких А.П. и др.
Математика: Учебник для 2– го класса в 3- х частях. Часть 1. – М.: Баласс; Школьный дом, 2012. – 80с.: ил. (Образовательная система «Школа 2100») Рекомендовано Министерством образования и науки РФ.
Козлова С.А. Гераськин В.Н.;Волкова Л.А.
Козлова С.А., Рубин А.Г.
Контрольные работы к учебнику «Математика», 2 класс.– М.: Баласс; Школьный дом, 2010. – 32 с.: ил.. (Образовательная система «Школа 2100»).
. Список литературы для обучающихся:
- «Математика».2 класс Т.Е.Демидова, С.А.Козлова, А.П.Тонких – М.: Баласс, 2012
- Контрольные работы по курсу «Математика». 2 класс С.А.Козлова, А.Г.Рубин – Изд. 2-е, испр. – М.: Баласс, 2012
Методические пособия для учителя:
- Математика. 2 класс. Методические рекомендации для учителя. С.А.Козлова, А.Г.Рубин, А.В.Горячев – М.: Баласс, 2012
- Программа к курсу «Математика» для 1 – 4 классов общеобразовательных учреждений. С.А.Козловой, А.Г.Рубина, Т.Е.Демидовой, А.П.Тонких – М.: Баласс, 2011
- Особенности итоговой оценки достижения требований ФГОСначального общего образования к освоению планируемых результатов по математике во 2 классе. Уфа-2013
- Таблицы
Материалы по федеральному государственному образовательному стандарту.
- Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. Ч. 1. – 5-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2011. – 400с. - (Стандарты второго поколения)
- Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя (А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская). М.: Просвещение, 2011 – 152 с. - (Стандарты второго поколения.)
- Планируемые результаты начального общего образования (Л.Л. Алексеева, С.В. Анащенкова, М.З. Биболетова) – 3-е изд. - М.: Просвещение, 2011 – 120 с. - (Стандарты второго поколения)
Технические средства обучения.
- персональный компьютер;
- магнитола
- м/проектор
- вебкамера
Наглядные пособия
Интернет – ресурсы: www.school2100.ru
http://school-collection.edu.ru
www.edu.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по математике 4 класс УМК школа 2100
Рабочая программа по математике в 4 классе составлена на основе авторской программы "УМК школа 2100" из расчета 4 часа в неделю....
Рабочая программа по математике 3 класс (ОС "Школа 2100")
Рабочая программа по математике 3 класс (ОС "Школа 2100") Т.Е. Демидова...
Рабочая программа по математике. 2 класс. (ОС "Школа 2100").
Рабочая программа разработана на основе стандарта начального общего образования 2004 г. (обязательный минимум содержания ), авторской Программы по математике для четырёхлетней начальной школы (авторы:...
Рабочая программа по математике 4 класс УМК "Школа 2100"
Рабочая программа по математике за 4 класс "Школа 2100" Автор учебника Л.Г.Петерсон...
Рабочая программа по математике 2 класс ОС "Школа 2100"
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по математике для 2 класса ОС "Школа 2100" разработаны в соответствии с ФГОС начального общего образования 2009 года....
Рабочая программа по математике 1 класс ОС "Школа 2100"
Рабочая программа по математике для 1 класса ОС "Школа 2100" составлена в соответствии с требованиями ФГОС....
Рабочая программа по математике 4 класс ОС "Школа 2100"
Рабочая программа по математике 4 класс ОС "Школа 2100" Демидовой...