Рабочая программа по математике 4 класс УМК школа 2100
календарно-тематическое планирование по математике (4 класс) на тему
Рабочая программа по математике в 4 классе составлена на основе авторской программы "УМК школа 2100" из расчета 4 часа в неделю.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
matem._4_kl..docx | 35.94 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ СОШ № 53 г. Хабаровск
«Согласовано» Руководитель МО _____________/___________/ ФИО Протокол № ___ от «__» ____________20___г. | «Согласовано» Заместитель директора по УВР __________/______________ / ФИО «__»____________20___г. | «Утверждаю» Директор МОУ СОШ №53 _____________/____________/ ФИО Приказ № ___ от «__»______________20___г. |
Рабочая программа
по математике
4 класс
УМК «Школа 2100»
Учитель начальных классов
Ващенко Татьяна Михайловна
2011- 2012 учебный год
I. Пояснительная записка
Важнейшие задачи образования в начальной школе (формирование предметных и универсальных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе; воспитание умения учиться – способности к самоорганизации с целью решения учебных задач; индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития – эмоциональной, познавательной, регулятивной) реализуются в процессе обучения всем предметам. Однако каждый из них имеет свою специфику.
Исходя из общих положений концепции математического образования, начальный курс математики призван решать следующие задачи:
- создать условия для формирования логического и абстрактного мышления у младших школьников на входе в основную школу как основы их дальнейшего эффективного обучения;
- сформировать набор необходимых для дальнейшего обучения предметных и общеучебных умений на основе решения как предметных, так и интегрированных жизненных задач;
- обеспечить прочное и сознательное овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, для изучения смежных дисциплин, для продолжения образования; обеспечить интеллектуальное развитие, сформировать качества мышления, характерные для математической деятельности и необходимые для полноценной жизни в обществе;
- сформировать представление об идеях и методах математики, о математике как форме описания и методе познания окружающего мира;
- сформировать представление о математике как части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для общественного прогресса;
- сформировать устойчивый интерес к математике на основе дифференцированного подхода к учащимся;
- выявить и развить математические и творческие способности на основе заданий, носящих нестандартный, занимательный характер.
Цели обучения в предлагаемом курсе математики в 1–4 классах, сформулированные как линии развития личности ученика средствами предмета: уметь
- использовать математические представления для описания окружающего мира (предметов, процессов, явлений) в количественном и пространственном отношении;
- производить вычисления для принятия решений в различных жизненных ситуациях;
- читать и записывать сведения об окружающем мире на языке математики;
- формировать основы рационального мышления, математической речи и аргументации;
- работать в соответствии с заданными алгоритмами;
- узнавать в объектах окружающего мира известные геометрические формы и работать с ними;
- вести поиск информации (фактов, закономерностей, оснований для упорядочивания), преобразовать её в удобные для изучения и применения формы.
II. Описание места учебного предмета в учебном плане
Курс математики изучается по четыре часа в неделю (140 часов)
III. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Ценностные ориентиры изучения предмета «Математика» в целом ограничиваются ценностью истины, однако данный курс предлагает как расширение содержания предмета (компетентностные задачи, где математическое содержание интегрировано с историческим и филологическим содержанием параллельных предметных курсов Образовательной системы «Школа 2100»), так и совокупность методик и технологий (в том числе и проектной), позволяющих заниматься всесторонним формированием личности учащихся средствами предмета «Математика» и, как следствие, расширить набор ценностных ориентиров.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.
Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, в осознанном желании служить Отечеству.
V.Предметными результатами изучения курса «Математика» в 4-м классе являются формирование следующих умений.
1-й уровень (необходимый)
Учащиеся должны уметь:
- использовать при решении различных задач название и последовательность чисел в натуральном ряду в пределах 1000000 (с какого числа начинается этот ряд, как образуется каждое следующее число в этом ряду);
- объяснять, как образуется каждая следующая счётная единица;
- использовать при решении различных задач названия и последовательность разрядов в записи числа;
- использовать при решении различных задач названия и последовательность первых трёх классов;
- рассказывать, сколько разрядов содержится в каждом классе;
- объяснять соотношение между разрядами;
- использовать при решении различных задач и обосновании своих действий знание о количестве разрядов, содержащихся в каждом классе;
- использовать при решении различных задач и обосновании своих действий знание о том, сколько единиц каждого класса содержится в записи числа;
- использовать при решении различных задач и обосновании своих действий знание о позиционности десятичной системы счисления;
- использовать при решении различных задач знание о единицах измерения величин (длина, масса, время, площадь), соотношении между ними;
- использовать при решении различных задач знание о функциональной связи между величинами (цена, количество, стоимость; скорость, время, расстояние; производительность труда, время работы, работа);
- выполнять устные вычисления (в пределах 1000000) в случаях, сводимых к вычислениям в пределах 100, и письменные вычисления в остальных случаях, выполнять проверку правильности вычислений;
- выполнять умножение и деление с 1000;
- решать простые и составные задачи, раскрывающие смысл арифметических действий, отношения между числами и зависимость между группами величин (цена, количество, стоимость; скорость, время, расстояние; производительность труда, время работы, работа);
- решать задачи, связанные с движением двух объектов: навстречу и в противоположных направлениях;
- решать задачи в 2–3 действия на все арифметические действия арифметическим способом (с опорой на схемы, таблицы, краткие записи и другие модели);
- осознанно создавать алгоритмы вычисления значений числовых выражений, содержащих до 3−4 действий (со скобками и без них), на основе знания правила о порядке выполнения действий и знания свойств арифметических действий и следовать этим алгоритмам, включая анализ и проверку своих действий;
- прочитать записанное с помощью букв простейшее выражение (сумму, разность, произведение, частное), когда один из компонентов действия остаётся постоянным и когда оба компонента являются переменными;
- осознанно пользоваться алгоритмом нахождения значения выражений с одной переменной при заданном значении переменных;
- использовать знание зависимости между компонентами и результатами действий сложения, вычитания, умножения, деления при решении уравнений вида: a ± x = b; x − a = b; a ∙ x = b; a : x = b; x : a = b;
- уметь сравнивать значения выражений, содержащих одно действие; понимать и объяснять, как изменяется результат сложения, вычитания, умножения и деления в зависимости от изменения одной из компонент.
- вычислять объём параллелепипеда (куба);
- вычислять площадь и периметр фигур, составленных из прямоугольников;
- выделять из множества треугольников прямоугольный и тупоугольный, равнобедренный и равносторонний треугольники;
- строить окружность по заданному радиусу;
- выделять из множества геометрических фигур плоские и объёмные фигуры;
- распознавать геометрические фигуры: точка, линия (прямая, кривая), отрезок, луч, ломаная, многоугольник и его элементы (вершины, стороны, углы), в том числе треугольник, прямоугольник (квадрат), угол, круг, окружность (центр, радиус), параллелепипед (куб) и его элементы (вершины, ребра, грани), пирамиду, шар, конус, цилиндр;
- находить среднее арифметическое двух чисел.
2-й уровень (программный)
Учащиеся должны уметь:
- использовать при решении различных задач и обосновании своих действий знание о названии и последовательности чисел в пределах 1000000000.
- Учащиеся должны иметь представление о том, как читать, записывать и сравнивать числа в пределах 1000000000;
Учащиеся должны уметь:
- выполнять прикидку результатов арифметических действий при решении практических и предметных задач;
- осознанно создавать алгоритмы вычисления значений числовых выражений, содержащих до 6 действий (со скобками и без них), на основе знания правила о порядке выполнения действий и знания свойств арифметических действий и следовать этим алгоритмам, включая анализ и проверку своих действий;
- находить часть от числа, число по его части, узнавать, какую часть одно число составляет от другого;
- иметь представление о решении задач на части;
- понимать и объяснять решение задач, связанных с движением двух объектов: вдогонку и с отставанием;
- читать и строить вспомогательные модели к составным задачам;
- распознавать плоские геометрические фигуры при изменении их положения на плоскости;
- распознавать объёмные тела – параллелепипед (куб), пирамида, конус, цилиндр – при изменении их положения в пространстве;
- находить объём фигур, составленных из кубов и параллелепипедов;
- использовать заданные уравнения при решении текстовых задач;
- решать уравнения, в которых зависимость между компонентами и результатом действия необходимо применить несколько раз: а ∙ х ± b = с; (х ± b) : с = d; a ± x ± b = с и др.;
- читать информацию, записанную с помощью круговых диаграмм;
- решать простейшие задачи на принцип Дирихле;
- находить вероятности простейших случайных событий;
- находить среднее арифметическое нескольких чисел.
VI. Содержание учебного предмета
Числа и операции над ними.
Дробные числа.
Дроби. Сравнение дробей. Нахождение части числа. Нахождение числа по его части.
Какую часть одно число составляет от другого.
Сложение дробей с одинаковыми знаменателями. Вычитание дробей с одинаковыми знаменателями.
Числа от 1 до 1000000.
Числа от 1 до 1000000. Чтение и запись чисел. Класс единиц и класс тысяч. I, II, III разряды в классе единиц и в классе тысяч. Представление числа в виде суммы его разрядных слагаемых. Сравнение чисел.
Числа от 1 до 1000000000.
Устная и письменная нумерация многозначных чисел.
Числовой луч. Движение по числовому лучу. Расположение на числовом луче точек с заданными координатами, определение координат заданных точек.
Точные и приближенные значения величин. Округление чисел, использование округления в практической деятельности.
Сложение и вычитание чисел.
Операции сложения и вычитания над числами в пределах от 1 до 1 000 000. Приёмы рациональных вычислений.
Умножение и деление чисел.
Умножение и деление чисел на 10, 100, 1000.
Умножение и деление чисел, оканчивающихся нулями. Устное умножение и деление чисел на однозначное число в случаях, сводимых к действиям в пределах 100.
Письменное умножение и деление на однозначное число.
Умножение и деление на двузначное и трёхзначное число.
Величины и их измерение.
Оценка площади. Приближённое вычисление площадей. Площади составных фигур. Новые единицы площади: мм², км², гектар, ар (сотка). Площадь прямоугольного треугольника.
Работа, производительность труда, время работы.
Функциональные зависимости между группами величин: скорость, время, расстояние; цена, количество, стоимость; производительность труда, время работы, работа. Формулы, выражающие эти зависимости.
Текстовые задачи.
Одновременное движение по числовому лучу. Встречное движение и движение в противоположном направлении. Движение вдогонку. Движение с отставанием. Задачи с альтернативным условием.
Элементы геометрии.
Изменение положения объемных фигур в пространстве.
Объёмные фигуры, составленные из кубов и параллелепипедов.
Прямоугольная система координат на плоскости. Соответствие между точками на плоскости и упорядоченными парами чисел.
Элементы алгебры.
Вычисление значений числовых выражений, содержащих до шести действий (со скобками и без них), на основе знания правила о порядке выполнения действий и знания свойств арифметических действий. Использование уравнений при решении текстовых задач.
Элементы стохастики.
Сбор и обработка статистической информации о явлениях окружающей действительности. Опросы общественного мнения как сбор и обработка статистической информации.
Понятие о вероятности случайного события.
Стохастические игры. Справедливые и несправедливые игры.
Понятие среднего арифметического нескольких чисел. Задачи на нахождение среднего арифметического.
Круговые диаграммы. Чтение информации, содержащейся в круговой диаграмме.
Занимательные и нестандартные задачи.
Принцип Дирихле.
Математические игры.
Итоговое повторение.
VII. Тематическое планирование и основные виды деятельности учащихся
Раздел «Тематическое планирование» представлен базовым вариантом, который
даётся по курсу «Математика» и обеспечен учебником «Математика» для 4 класса (авторы Демидова Т.Е., Козлова С.А., Тонких А.П.), дидактическими материалами для 1–4 классов (авторы Козлова С.А., Гераськин В.Н., Рубин А.Г. и др.), сборниками самостоятельных и контрольных работ (авторы Козлова С.А., Рубин А.Г.), методическими рекомендациями (авторы Козлова С.А., Рубин А.Г., Горячев А.В.), сборниками наглядных пособий (автор Козлова С.А.).
Структура тематического планирования представлена в табличной форме.
VIII. Тематическое планирование и основные виды деятельности учащихся
№ | Календ. срок | Содержание занятия | Количество часов | |
План | Факт | |||
1-3. | Повторение пройденного. Числа от 1 до 1000. Арифметические действия над числами | 3ч. | ||
4 . | Дроби. Нахождение части от числа | 1 ч. | ||
5. | Входная контрольная работа | 1 ч. | ||
6. | Работа над ошибками | 1 ч. | ||
7. | Нахождение части от числа | 1 ч. | ||
8. | Нахождение числа по его части | 1 ч. | ||
9. | Нахождение части от числа. Нахождение числа по его части | 1 ч. | ||
10-12. | Сравнение дробей | 3ч. | ||
13. | Самостоятельная работа по теме: «Дроби» | 1 ч. | ||
14. | Работа над ошибками. Решение задач | 1 ч. | ||
15-16. | Сложение дробей с одинаковыми знаменателями | 2 ч. | ||
17. | Вычитание дробей с одинаковыми знаменателями | 1 ч. | ||
18. | Решение задач. Арифметический диктант | 1ч. | ||
19. | Деление меньшего числа на большее | 1 ч. | ||
20. | Какую часть одно число составляет от другого | 1 ч. | ||
21. | Решение задач | 2 ч.1 | ||
22. | Контрольная работа по теме «Дробные числа» | 1 ч. | ||
23. | Работа над ошибками | 1 ч. | ||
24. | Проект №1. модель машины времени | 1 ч. | ||
25. | Не только математика. Путешествие 1 | 1 ч. | ||
26. | Повторение пройденного. Турнир 2 | 1 ч. | ||
27-28. | Многозначные числа. Разряды и классы | 2ч. | ||
29. | Чтение и запись многозначных чисел | 1 ч. | ||
30. | Сравнение чисел. Арифметический диктант | 1 ч. | ||
31. | Контрольная работа | 1 ч. | ||
32. | Работа над ошибками. | 1 ч. | ||
33. | Представление натурального числа в виде суммы разрядных слагаемых. | 1 ч. | ||
34. | Умножение и деление числа на 1000, 10000, 100000 | 1 ч. | ||
35-36. | Чтение и запись многозначных чисел | 2 ч. | ||
37. | Миллион. Класс миллионов. Миллиард | 1 ч. | ||
38-39. | Чтение и запись многозначных чисел | 2 ч. | ||
40. | Проект №2. странички из энциклопедии | 1 ч. | ||
41. | Не только математика. Путешествие 2 | 1 ч. | ||
42. | Повторение пройденного. Турнир 3. Тест | 1 ч. | ||
43. | Единицы длины. Арифметический диктант | 1 ч. | ||
44. | Единицы массы. Грамм. Тонна | 1 ч. | ||
45. | Единицы измерения величин. Самостоятельная работа | 1 ч. | ||
46. | Единицы площади. Тест | 1ч. | ||
47. | Площадь прямоугольного треугольника. Любителям математики | 1ч. | ||
48. | Приближенные вычисления площадей. Палетка | 1 ч. | ||
49. | Единицы объема. Арифметический диктант | 1ч. | ||
50. | Решение задач | 1 ч. | ||
51. | Точные и приближенные значения величин | 1 ч. | ||
52. | Контрольная работа по теме «Величины» | 1 ч. | ||
53. | Работа над ошибками. Решение задач | 1 ч. | ||
54-57. | Сложение и вычитание многозначных чисел. Прикидка суммы и разности | 4ч. | ||
58. | Контрольная работа | 1 ч. | ||
59. | Работа над ошибками. | 1 ч. | ||
60-61. | Производительность. Взаимосвязь работы, времени и производительности | 2 ч. | ||
62-63. | Решение задач | 2ч. | ||
64. | Умножение чисел. Группировка множителей | 1 ч. | ||
65-66. | Арифметические действия над числами | 2 ч. | ||
67-68. | Умножение многозначных чисел на однозначное | 2 ч. | ||
69. | Умножение чисел. Тест | 1ч. | ||
70. | Проект №3. Инсценировка: Российская ярмарка VIII века | 1 ч. | ||
71-72. | Решение задач | 2ч. | ||
73. | Закрепление пройденного. Турнир 4 | 1 ч. | ||
74. | Контрольная работа | 1 ч. | ||
75. | Работа над ошибками | 1 ч. | ||
76. | Деление круглых чисел | 1 ч. | ||
77-78. | Арифметические действия над числами | 2 ч. | ||
79. | Деление числа на произведение | 1 ч. | ||
80. | Деление круглых многозначных чисел на круглые числа | 1 ч. | ||
81-82. | Арифметические действия над числами | 2 ч. | ||
83. | Самостоятельная работа | 1 ч. | ||
84. | Работа над ошибками. Деление с остатком | 1ч. | ||
85-87. | Уравнения. Арифметические действия над числами | 3ч. | ||
88-94. | Письменное деление многозначных чисел на однозначное | 7ч | ||
95-97. | Письменное деление многозначных чисел на круглые | 3 ч. | ||
98 | Контрольная работа | 1 ч. | ||
99 | Работа над ошибками. Тест | 1 ч. | ||
100-101. | Решение задач | 2ч. | ||
102-104. | Умножение на двузначное число. Любителям математики | 3ч. | ||
105-106. | Решение задач | 2ч. | ||
107-108. | Умножение многозначных чисел на трехзначное число | 2 ч. | ||
109-110. | Умножение многозначных чисел на трехзначное число. Арифметический диктант | 2 ч. | ||
111-114. | Решение задач | 4ч. | ||
115. | Контрольная работа | 1 ч. | ||
116. | Работа над ошибками | 1 ч. | ||
117. | Проект №5. Играй и выигрывай | 1 ч. | ||
118-119. | Решение задач | 2 ч. | ||
120. | Повторение пройденного. Самостоятельная работа | 1 ч. | ||
121-123. | Письменное деление многозначных чисел на двузначное | 3 ч. | ||
124-127. | Арифметические действия над числами. Проверочная работа | 4ч | ||
128. | Среднее арифметическое | 1 ч. | ||
129-131. | Письменное деление многозначных чисел на трехзначное число | 3ч. | ||
132. | Арифметические действия над числами | 1ч. | ||
133. | Контрольная работа за год | 1 ч. | ||
134. | Работа над ошибками. Арифметические действия над числами | 1 ч. | ||
135. | Круговая диаграмма. Арифметические действия над числами | 1 ч. | ||
136. | Числовой луч. Координаты точки на числовом луче | 1 ч. | ||
137. | Адрес в таблице. Пара чисел. Координаты точек на плоскости | 1 ч. | ||
138. | Арифметические действия над числами | 1 ч. | ||
139-140 | Итоговое повторение | 2ч |
IX. Характеристика контрольно-измерительных материалов, используемых при оценивании уровня подготовки учащихся.
№ | Тема (раздел) | Контроль |
1. | Повторение.(5 ч.) | К.р.-1 |
2. | Дробные числа (25 ч.) | К.р.-1 С.р. -1 |
3. | Многозначные числа. (16 ч.) | К.р.-1 |
4. | Величины. (26 ч.) | К.р.-1 С.р. -1 |
5. | Арифметические действия над числами (83 ч.) | К.р.-4 С.р. -2 Тест -1 |
6. | Повторение 4 класс (15 ч.) |
X. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
- натуральные пособия (реальные объекты живой и неживой природы, объекты-заместители);изобразительные наглядные пособия (рисунки, схематические рисунки, схемы, таблицы).
- Другим средством наглядности служит оборудование для мультимедийных демонстраций (компьютер, медиапроектор, DVD-проектор, видеомагнитофон и др.). Оно благодаря Интернету и единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (например, http://school-collection.edu.ru/) позволяет обеспечить наглядный образ к подавляющему большинству тем курса «Математика».
- Демидова Т.Е., Козлова С.А., Тонких А.П. и др. .Математика Учебник для 4-го класса в 3-х ч. (ч. 1–2 – по 80 с., ил.; ч. 3 – 96 с., ил.).
- Козлова С.А., Рубин А.Г. Тесты и контрольные работы по курсу «Математика» и по курсу «Математика и информатика» , 4 класс. – Изд. 3$е, испр. – М. : Баласс ; Школьный дом, 2011. – 64 с. : ил. (Образовательная система «Школа 2100»).
- Козлова С. А., А.Г.Рубин «Моя математика». 4-й класс: Методические рекомендации для учителя.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по математике по ОС"Школа 2100" 4 класс
рабочая программа на 2 полугодие по учебнику Козловой, Демидовой....
Рабочие программы для 3 класса ОС "Школа-2100"
В этой папке рабочие программы по всем предметам ОС "Школа-2100"...
Календарно-тематическое планирование и рабочие программы для 2 класса УМК "Школа 2100"
В данной папке собраны календарно - тематические планирования для 2 класс УМК Школа 2100. Данный материал собран и переработан согласно требованиям ФГОС....
Рабочие программы для 2 класса (ОС "Школа 2100")
Рабочие программы по всем предметам для 2 класса по ОС "Школа 2100" (с приложениями)....
рабочая программа по математике по УМК "Школа 2100" для 4 класса
Рабочая программа по математике для 4 класса по учебнику Козловой, Демидовой....
Рабочая программа по математике (4 кл.) (Школа-2100)
Рабочая программа по математике (4 кл.) (Школа-2100)...