Рабочая программа "Занимательная математика"
рабочая программа по математике (3 класс) по теме

Цели обучения математике обусловлены общими целями образования, концепцией математического образования, статусом и ролью математики в науке, культуре и жизнедеятельности общества, ценностями математического образования, новыми образовательными идеями, среди которых важное место занимает развивающее обучение.

            Основная цель обучения математике состоит в формировании всесторонне образованной и инициативной личности, владеющей системой математических знаний и умений, идейно-нравственных, культурных и этических принципов, норм поведения, которые складываются в ходе учебно-воспитательного процесса и готовят ученика к активной деятельности и непрерывному образованию в современном обществе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rp_zanimatelnaya_matematika_3_klass_13-14_uch.g.doc182 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа курса «Занимательная математика» для 3а класса Муниципального казённого общеобразовательного учреждения «Панаевская школа-интернат» (Панаевская школа-интернат) составлена на основе:

  • Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» (№ 273-ФЗ от 29.12.2012)
  • Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06 октября 2009 г. № 373)
  • Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России
  • Планируемых результатов начального общего образования
  • Авторской программы: С.И. Волкова, О.Л. Пчёлкина. Математика и конструирование, М: Просвещение, 2011
  • Основной образовательной программы начального общего образования Муниципального казённого общеобразовательного учреждения  «Панаевская школа-интернат» (приказ № 251  от 31.08.2015)

              Цели обучения математике обусловлены общими целями образования, концепцией математического образования, статусом и ролью математики в науке, культуре и жизнедеятельности общества, ценностями математического образования, новыми образовательными идеями, среди которых важное место занимает развивающее обучение.

              Основная цель обучения математике состоит в формировании всесторонне образованной и инициативной личности, владеющей системой математических знаний и умений, идейно-нравственных, культурных и этических принципов, норм поведения, которые складываются в ходе учебно-воспитательного процесса и готовят ученика к активной деятельности и непрерывному образованию в современном обществе.

           Задача развития личности ребёнка привела к необходимости организации в начальной школе регулярных занятий, развивающей направленности, где дети с разным уровнем готовности к обучению, решая нетиповые  и нестандартные задачи, не связанные с учебным материалом, будут совершенствовать свои интеллектуальные возможности.  

          Принципиальной задачей программы «Занимательная математика» является развитие мыслительных способностей детей, а не усвоение каких-то конкретных знаний и умений.    Например, для детей, испытывающих трудности в обучении из-за недостаточно развитого логического мышления, личностного развития, занятия по данной программе будут иметь коррекционное значение. Для детей с высоким уровнем познавательной активности, способствует развитию инициативы, проявлению индивидуальных особенностей. Создание   на   занятиях   ситуаций  активного  поиска,  предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками   исследовательской деятельности. 

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА

             В основе построения данного курса лежит идея гуманизации математического образования, соответствующая современным представлениям о целях школьного образования и уделяющая особое внимание личности ученика, его интересам и способностям. В основе отбора методов и средств обучения лежит деятельностный подход.

          Курс позволяет обеспечить требуемый уровень подготовки школьников, предусматриваемый государственным стандартом математического образования, а также позволяет осуществлять при этом такую их подготовку, которая является достаточной для углубленного изучения математики. Предлагаемый   курс математики призван ввести ребенка в абстрактный мир математических понятий, но и дать первоначальные навыки ориентации в той части реальной действительности, которая описывается (моделируется) с помощью этих понятий, а именно: окружающий мир как множество форм, как множество предметов, отличающихся величиной, которую можно выразить числом, как разнообразие классов конечных равночисленных множеств и т.п. Другими словами, ребенку предлагается постичь суть предмета через естественную связь математики с окружающим миром.

Основная дидактическая идея курса может быть выражена формулой: через рассмотрение частного к пониманию общего для решения частного. Это означает, что знакомство с тем или иным математическим понятием осуществляется при рассмотрении конкретной реальной или учебной ситуации, соответствующий анализ которой позволяет обратить внимание ученика на суть данного математического понятия. Это дает возможность добиться необходимого уровня обобщений без многочисленного рассмотрения частностей.

Отличительной  чертой курса является значительное расширение изучения геометрического материала и изучения величин. При  этом изучение арифметического материала, оставаясь стрежнем всего курса, осуществляется с возможным паритетом теоретической и прикладной составляющих, а в вычислительном плане особое внимание уделяется способам и технике устных вычислений.    

             Целью курса «Занимательная математика» является обеспечение более высокой интеллектуальной готовности к обучению в школе, через развитие интеллектуального и творческого потенциала учащихся; внедрение в процесс дополнительного образования развивающих форм и методов обучения; применение на практике получаемых  теоретических знаний, умение находить причинно-следственные связи; воспитание интереса к математике, стремление использовать математические знания в повседневной жизни.

В качестве задач выдвигаются:                                                                                            

  1. Организовать  психолого-педагогическое  пространство  для интеллектуального и творческого проявления детей.
  2. Развивать  общеинтеллектуальные  умения: внимание, память,  пространственное  восприятие.    
  3. Формировать  учебную  мотивацию,  умения и навыки для решения нестандартных, творческих задач; заданий повышенного уровня сложности.
  4. Формировать  универсальные  учебные  действия  познавательного, логического, знаково-символического, регулятивного и коммуникативного характера.    
  5. обеспечить прочное и сознательное овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, для изучения смежных дисциплин, для продолжения образования;
  6. сформировать представление об идеях и методах математики, о математике как форме описания и методе познания окружающего мира;
  7. выявить и развить математические и творческие способности                                          

         Программа «Занимательная математика» направлена на формирование у школьников мыслительной деятельности, культуры  умственного труда; развитие качеств мышления, необходимых образованному человеку для полноценного функционирования в современном обществе. Особенностью курса является занимательность предлагаемого материала,  более широкое использование игровых форм проведения занятий и элементов соревнования на них. На занятиях кружка в процессе логических упражнений дети практически учатся сравнивать объекты, выполнять простейшие виды анализа и синтеза, устанавливать связи между  понятиями,  предлагаемые логические упражнения заставляют детей выполнять правильные суждения и приводить несложные доказательства. Упражнения носят занимательный характер, поэтому они содействуют возникновению интереса у детей к мыслительной деятельности

 

МЕСТО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

На курс «Занимательная математика» в начальной школе в 3 классе отводится  34 часа в год (1 ч в неделю, 34 учебные недели).

Для реализации программы выбраны  рабочие тетради, которые входят в федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию и обеспечивающий обучение курсу математики:

1. Математика и конструирование. 3 класс. Рабочая тетрадь.  В 2 ч./ Под ред. Волковой С.И., Пчёлкиной О.Л.. – 3-е изд., - М.: Просвещение, 2013г.

2. Математика. Петерсон Л.Г., Рабочая тетрадь. 3 класс. В 3.ч. М., Ювента, 2013г

Тетрадь  содержит теоретический материал курса, учебно-познавательные и практические задания, геометрический материал.

Математика относится к числу обязательных базовых общеобразовательных учебных предметов, т.е. является инвариантным предметом, обязательным для изучения на этапе начального общего образования. Обязательное изучение математики на этапе начального общего образования предусмотрено Федеральным базисным учебным образовательным планом.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА

Программа обеспечивает достижение обучающимися 3 класса  следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты.

  • Становление основ гражданской российской идентичности, уважения к своей семье и другом людям, своему Отечеству, развитие морально-этических качеств личности, адекватных полноценной математической деятельности.
  • Целостное восприятие окружающего мира, начальные представления об истории развития математического знания, роли математики в системе знаний.
  • Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся мире на основе метода рефлексивной самоорганизации.
  • Принятие социальной роли ученика, осознание личностного смысла учения и интерес к изучению математики.
  • Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, способность к рефлексивной самооценке собственных действий и волевая саморегуляция.
  • Освоение норм общения и коммуникативного взаимодействия, навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками, умение находить выходы из спорных ситуаций.
  • Мотивация к работе на результат, как в исполнительской, так и в творческой деятельности.
  • Установка на здоровый образ жизни, спокойное отношение к ошибке как рабочей ситуации, требующей коррекции, вера в себя.

Метапредметные результаты.

  • Умение выполнять пробное учебное действие, в случае его неуспеха грамотно фиксировать своё затруднение, анализировать ситуацию, выявлять и конструктивно устранять причины затруднения.
  • Освоение начальных умений проектной деятельности: постановка и сохранение целей учебной деятельности, определение наиболее эффективных способов и средств достижения результата, планирование, прогнозирование, реализация построенного проекта.
  • Умение контролировать и оценивать свои учебные действия на основе выработанных критериев в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
  • Приобретение опыта использования методов решения проблем творческого и поискового характера.
  • Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.
  • Способность к использованию знаково-символических средств математического языка и средств ИКТ для описания и исследования окружающего мира (для представления информации, создания моделей изучаемых объектов и процессов, решения коммуникативных и познавательных задач и др.) и как базы компьютерной грамотности.
  •  Овладение различными способами поиска (в справочной литературе, образовательных Интернет-ресурсах), сбора, обработки, анализа, организации и передачи информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами, подготовки своего выступления и выступления с аудио-, видео - и графическим сопровождением.
  • Формирование специфических для математики логических операций (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация, аналогия, установление причинно-следственных связей, построение рассуждений, отнесение к известным понятиям), необходимых человеку для полноценного функционирования в современном обществе; развитие логического, эвристического и алгоритмического мышления.
  • Овладение навыками смыслового чтения текстов.
  • Освоение норм коммуникативного взаимодействия в позициях «автор», «критик», «понимающий», готовность вести диалог, признавать возможность и право каждого иметь своё мнение, способность аргументировать свою точку зрения.
  • Умение работать в парах и группах, договариваться о распределении функций в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; стремление не допускать конфликты, а при их возникновении готовность конструктивно их разрешать.
  • Начальные представления о сущности и особенностях математического знания, истории его развития, его обобщённого характера и роли в системе знаний.
  • Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Математика».

Предметные результаты. 

  • Освоение опыта самостоятельной математической деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач.
  • Использование приобретённых математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также оценки их количественных и пространственных отношений.
  • Овладение устной и письменной математической речью, основами логического, эвристического и алгоритмического мышления, пространственного воображения, счёта и измерения, прикидки и оценки, наглядного представления данных и процессов (схемы, таблицы, диаграммы, графики), исполнения и построения алгоритмов.
  • Умение решать текстовые задачи, исполнять и строить алгоритмы, распознавать, изображать и исследовать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, диаграммами и графиками, множествами и цепочками, представлять, анализировать и интерпретировать данные.
  • Приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач.

Способы проверки ожидаемого результата

Система контролирующих материалов:

  • Входной контроль – проводится в начале обучения, определяет уровень знаний и творческих способностей ребенка (беседа, тесты).
  • Текущий контроль – проводится на каждом занятии: акцентирование внимания, просмотр работ.
  • Промежуточный контроль – проводится по окончании изучения отдельных тем: дидактические игры, тестовые задания, защита работ.
  • Итоговый  контроль  –  проводится в конце учебного года, определяет уровень освоения программы (творческие самостоятельные работы).

В программе используется гибкая рейтинговая система оценки достижений обучающихся  по определенным критериям:

  • выполнение определённого количества практических работ, когда каждая практическая работа оценивается определенным количеством баллов;
  • выполнение нескольких тестов и, следовательно, подсчет промежуточных рейтингов (количество баллов за тест и практические работы);
  • подведение итогов в конце каждого полугодия (январь, май);
  • система награждения и поощрения обучающихся, лучшие обучающиеся, набравшие наибольшее количество баллов, награждаются грамотами и призами;
  • организация контроля знаний происходит на основе саморефлексии обучающегося.  Рефлексия помогает определить степень достижения поставленной цели, причины их достижения или наоборот, действенность тех или иных способов и методов, а также провести самооценку.

Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:

  • степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий: чем помощь учителя меньше, тем выше самостоятельность учеников и, следовательно, выше развивающий эффект занятий;
  •  поведение учащихся на занятиях: живость, активность, заинтересованность школьников обеспечивают положительные результаты занятий;
  •  результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса эрудитов, при выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с этими заданиями самостоятельно;
  • косвенным показателем эффективности данных занятий может быть повышение успеваемости по разным школьным дисциплинам, а также наблюдения учителей за работой учащихся на других уроках (повышение активности, работоспособности, внимательности, улучшение мыслительной деятельности).

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Содержание всего курса можно представить как взаимосвязанное развитие двух основных содержательных линий:

            1. Текстовые задачи. Воспитание творческой активности учащихся в процессе изучения ими математики является одной из актуальных задач, стоящих перед учителями начальной школы. Основным средством такого воспитания и развития математических способностей учащихся являются задачи. Умением решать задачи характеризуется в первую очередь состояние математической подготовки учащихся, глубина усвоения учебного  материала.  Не случайно известный современный методист и математик Д.Пойа пишет: «Что значит владение математикой? Это есть умение решать задачи, причем не только стандартные, но и требующие известной независимости мышления, здравого смысла, оригинальности, изобретательности». Решение нестандартных задач способствует пробуждению и развитию у них устойчивого интереса к математике. А задачи повышенной трудности, включенные в план,  служат  для выявления наиболее  способных к математике учащихся. На занятиях математического кружка также  рассматриваются логические задачи, а также задачи, тесно связанные с обязательным материалом, но требующие определенного творческого подхода к их решению, умения самостоятельно мыслить.  Задачи подобраны с учетом степени подготовки учащихся. В начальном курсе математики особое место отводится простым (опорным) задачам. Умение решать такие задачи – фундамент, на котором строится работа с более сложными задачами.

                В ходе решения опорных задач учащиеся усваивают смысл арифметических действий, связь между компонентами и результатами действий, зависимость между величинами и другие вопросы.

                Работа с текстовыми задачами является очень важным и вместе с тем весьма трудным для детей разделом математического образования. Процесс решения задачи является многоэтапным: он включает в себя перевод словесного текста на язык математики (построение математической модели), математическое решение, а затем анализ полученных результатов. Работе с текстовыми задачами следует уделить достаточно много времени, обращая внимание детей на поиск и сравнение различных способов решения задачи, построение математических моделей, грамотность изложения собственных рассуждений при решении задач. Решение текстовых задач дает богатый материал для развития и воспитания учащихся.

                  Краткие записи условий текстовых задач – примеры моделей, используемых в начальном курсе математики. Метод математического моделирования позволяет научить школьников: а) анализу (на этапе восприятия задачи и выбора пути реализации решения); б) установлению взаимосвязей между объектами задачи, построению наиболее целесообразной схемы решения; в) интерпретации полученного решения для исходной задачи; г) составлению задач по готовым моделям и др.

            2. Элементы геометрии.  Отличительной чертой настоящего курса является значительное увеличение той роли, которую мы отводим изучению геометрического материала и изучению величин, что продиктовано той группой поставленных целей, в которых затрагивается связь математики с окружающим миром. Изучение геометрического материала служит двум основным целям: формированию у учащихся пространственных представлений и ознакомлению с геометрическими величинами (длиной, площадью, объемом).

        Наряду с этим одной из важных целей работы с геометрическим материалом является использование его в качестве одного из средств наглядности при рассмотрении некоторых арифметических фактов. Кроме этого, предполагается установление связи между арифметикой и геометрией на начальном этапе обучения математике для расширения сферы применения приобретенных детьми арифметических знаний, умений и навыков.

           Геометрический материал изучается в течение всех лет обучения в начальных классах, начиная с первых уроков. В изучении геометрического материала просматриваются два направления:

1) формирование представлений о геометрических фигурах;

2) формирование некоторых практических умений, связанных с построением геометрических фигур и измерениями.

Программа предусматривает формирование у школьников представлений о различных геометрических фигурах и их свойствах: точке, линиях (кривой, прямой, ломаной), отрезке, многоугольниках различных видов и их элементах, окружности, круге и др.

Отмечая особенности изучения геометрических фигур, следует обратить внимание на то обстоятельство, что свойства всех изучаемых фигур выявляются экспериментальным путем в ходе выполнения соответствующих упражнений.

Предложенные в тетради упражнения, в ходе выполнения которых происходит формирование представлений о геометрических фигурах, можно охарактеризовать как задания:

  • в которых геометрические фигуры используются как объекты для пересчитывания;
  • на классификацию фигур;
  • на выявление геометрической формы реальных объектов или их частей;
  • на построение геометрических фигур;
  • на разбиение фигуры на части и составление ее из других фигур;
  • на формирование умения читать геометрические чертежи;
  • вычислительного характера (сумма длин сторон многоугольника и др.)

Знакомству с геометрическими фигурами и их свойствами способствуют и простейшие задачи на построение. В ходе их выполнения необходимо учить детей пользоваться чертежными инструментами, формировать у них чертежные навыки.

   Программа курса «Занимательная математика» охватывает  период начальной школы со 2 по 3 классы. Внутренняя целостность и завершенность курса обеспечивается преемственностью содержательных линий и методов работы педагога.

Во втором классе дети подводятся к пониманию отношение к данным занятиям как к средству развития своей личности. Во время занятий у ребенка происходит становление развитых форм самосознания, самоконтроля и самооценки. Отсутствие отметок снижает тревожность и необоснованное беспокойство учащихся, исчезает боязнь ошибочных ответов.

В третьем классе дети вводятся в мир элементарной математики, а также расширенный, углубленный вариант наиболее актуальных вопросов базового предмета – математика. Во время занятий дети знакомятся с математической терминологией, которая пригодится в дальнейшей работе, на решение занимательных задач, которые впоследствии помогут им принимать участие в школьных и городских олимпиадах и других математических играх и конкурсах. Занятия содействуют развитию у детей математического образа мышления: краткости речи, умелому использованию символики, правильному применению математической терминологии.

Тематика второго класса, в основном, состоит из системы тренировочных упражнений, специальных заданий, дидактических и развивающих игр. На занятиях применяются занимательные и доступные для понимания задания и упражнения, задачи, вопросы, загадки, игры, ребусы, кроссворды и т.д., что привлекательно для младших школьников.

Основное время на занятиях занимает самостоятельное решение детьми поисковых задач. Благодаря этому у детей формируются умения самостоятельно действовать, принимать решения, управлять собой в сложных ситуациях.

На каждом занятии проводится коллективное обсуждение решения задачи определенного вида. На этом этапе у детей формируется такое важное качество, как осознание собственных действий, самоконтроль, возможность дать отчет в выполняемых шагах при решении задач любой трудности.

На каждом занятии после самостоятельной работы проводится коллективная проверка решения задач. Такой формой работы создаются условия для нормализации самооценки у всех детей, а именно: повышения самооценки у детей, у которых хорошо развиты мыслительные процессы, но учебный материал усваивается в классе плохо за счет отсутствия, например, внимания. У других детей может происходить снижение самооценки, потому что их учебные успехи продиктованы, в основном, прилежанием и старательностью.

В курсе используются задачи разной сложности, поэтому слабые дети, участвуя в занятиях, могут почувствовать уверенность в своих силах (для таких учащихся подбираются задачи, которые они могут решать успешно).

Ребёнок на этих занятиях сам оценивает свои успехи. Это создает особый положительный эмоциональный фон: раскованность, интерес, желание научиться выполнять предлагаемые задания.

Задания построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим, различные темы и формы подачи материала активно чередуются в течение урока. Это позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и менее утомляемой.

В системе заданий реализован принцип «спирали», то есть возвращение к одному и тому же заданию, но на более высоком уровне трудности. Задачи по каждой из тем могут быть включены в любые занятия другой темы в качестве закрепления. Изучаемые темы повторяются в следующем учебном году, но даются с усложнением материала и решаемых задач.

В третьем классе формы  занятий очень разнообразны: это тематические занятия, игровые уроки, конкурсы, викторины, соревнования. Используются нетрадиционные и традиционные формы: игры-путешествия,   экскурсии по сбору числового материала,  задачи на основе статистических данных по городу, сказки на математические темы.

Мышление младших школьников в основном конкретное, образное, поэтому на занятиях данного курса применение наглядности - обязательное условие.   В зависимости от особенностей упражнений в качестве наглядности применяются рисунки, чертежи, краткие условия задач, записи терминов-понятий.

Значительное количество занятий направлено на практическую деятельность – самостоятельный творческий поиск, совместную деятельность обучающихся, педагога и  родителей. Принимая активное участие, школьник, тем самым, раскрывает свои способности, самовыражается и самореализуется в общественно полезных и личностно значимых формах деятельности, повышается интерес к математике.

  Специфическая  форма  организации позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Дети получают профессиональные навыки, которые способствуют дальнейшей социально-бытовой и профессионально-трудовой адаптации в обществе. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.

3 класс

Главными целями курса в 3 классе являются:

  • формирование и поддержка устойчивого интереса к предмету,
  • интенсивное формирование деятельностных способностей,
  • развитие логического мышления и математической речи.

Содержание курса «Занимательная математика» обеспечивает преемственность с традиционной программой обучения, но с включением новых элементов, материала повышенной трудности и творческого уровня.

Математика – царица наук.

Знакомство с основными разделами математики. Первоначальное знакомство с изучаемым материалом.

Как люди научились считать.

Знакомство с материалом из истории развития математики. Решение занимательных заданий, связанные со счётом предметов.

Интересные приемы устного счёта.

Знакомство с интересными приёмами устного счёта, применение рациональных способов решения математических выражений.

Решение занимательных задач в стихах.

Решение занимательных задач в стихах по теме «Умножение»

Упражнения с многозначными числами.

Решение примеров с многозначными числами на деление, умножение, сложение, вычитание. Решение примеров в несколько действий.

Учимся отгадывать ребусы.

Знакомство с математическими ребусами, решение логических конструкций.

Числа-великаны. Коллективный счёт.

Выполнение арифметических действий с числами из класса миллионов.

Упражнения с многозначными числами.

Решение примеров с многозначными числами на деление, умножение, сложение, вычитание. Решение примеров в несколько действий.

Решение ребусов и логических задач.

Решение математических ребусов. Знакомство с простейшими умозаключениями на математическом уровне.

Задачи с неполными данными, лишними, нереальными данными.

Уяснение формальной сущности логических умозаключений при решении задач с неполными данными, лишними, нереальными данными.

Загадки - смекалки.

Решение математических загадок, требующих от учащихся логических рассуждений.

Игра «Знай свой разряд».

Решение в игровой форме заданий на знание разрядов и классов.

Обратные задачи.

Решение обратных задач, используя круговую схему.

Практикум «Подумай и реши».

Решение логических задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения.

Задачи с изменением вопроса.

Анализ и решение задач, самостоятельное изменение вопроса и решение составленных задач.

Проектная деятельность «Газета любознательных».

Создание проектов. Самостоятельный поиск информации для газеты.

Решение нестандартных задач.

Решение задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения.

Решение олимпиадных задач.

Решение задач повышенной сложности.

Решение задач международной игры «Кенгуру».

Решение задач международной игры «Кенгуру».

Математические горки.

Формирование числовых и пространственных представлений у детей. Закрепление знаний о классах и разрядах.

Наглядная алгебра.

Включение в активный словарь детей алгебраических терминов.

Решение логических задач.

Решение задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения.

Игра «У кого какая цифра».

Закрепление знаний нумерации чисел.

Знакомьтесь: Архимед!

Исторические сведения:

- кто такой Архимед

- открытия Архимеда

- вклад в науку

Задачи с многовариантными решениями.

Решение задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения.

Знакомьтесь: Пифагор!

Исторические сведения:

- кто такой Пифагор

- открытия Пифагор

- вклад в науку

Учимся комбинировать элементы знаковых систем.

Работа по сравнению абстрактных и конкретных объектов.

Задачи с многовариантными решениями.

Решение задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения.

Математический КВН.

Систематизация знаний по изученным разделам.

Учимся комбинировать элементы знаковых систем.

Работа по сравнению абстрактных и конкретных объектов

Задачи с многовариантными решениями.

Решение задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения.

Математический КВН.

Систематизация знаний по изученным разделам.

Конкурс для эрудитов.

Систематизация знаний по изученным разделам.

Круглый стол «Подведем итоги».

Систематизация знаний по изученным разделам.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА

«ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА» НА КОНЕЦ ВТОРОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ

По итогам второго года обучения учащиеся должны достичь следующих результатов:

  • знать свойства арифметических действий;
  • знать способы сравнения и измерения площадей;
  • знать разрядный состав многозначных чисел в пределах миллиона;
  • знать названия геометрических фигур;
  • знать способы решения головоломок, шарад, ребусов.
  • уметь устно выполнять вычислительные приемы;
  • уметь использовать знания для решения заданий;
  • уметь узнавать и изображать геометрические фигуры;
  • уметь строить фигуру, симметричную относительно данной оси симметрии;
  • уметь анализировать и решать головоломки, шарады, ребусы, примеры со «звездочками»;
  • уметь осуществлять самостоятельный поиск решений.

Тематическое планирование занятий  «Занимательная математика»

3 класс (34 часа)

№ п/п

Наименование тем курса

Кол.  час.

Виды деятельности

Форма контроля

Вводное занятие «Математика - царица наук»

1

Определение интересов, склонностей учащихся.

Как люди научились считать

1

Выполнение заданий презентации «Как люди научились считать»

Конкурс на лучшую презентацию

Интересные приемы устного счёта

1

Устный счёт

Математический диктант

Решение занимательных задач в стихах

1

Работа в группах: инсценировка загадок, решение задач

Тестирование

Упражнения с многозначными числами (класс млн.)

1

Работа с алгоритмами

Тестирование

Учимся отгадывать ребусы

1

Составление математических ребусов

Конкурс на лучший математический ребус

Числа-великаны. Коллективный счёт.

1

Решение теста - кроссворда

Проверочный тест

Упражнения с многозначными числами (класс млрд.)

1

Работа с алгоритмом

Контрольный тест

Решение ребусов и логических задач

1

Самостоятельная работа

Мини-олимпиада

Задачи с неполными данными, лишними, нереальными данными

1

Составление схем, диаграмм

Тестирование

Загадки - смекалки

1

Составление загадок, требующих математического решения

Конкурс на лучшую загадку-смекалку

Игра «Знай свой разряд»

1

Работа с таблицей разрядов

Тест

Обратные задачи

1

Работа в группах «Найди пару»

Познавательная игра «Где твоя пара?»

Практикум «Подумай и реши»

1

Самостоятельное решение задач с одинаковыми цифрами

Тестирование

Задачи с изменением вопроса

1

Инсценировка задач

Конкурс на лучшую инсценировку математической задачи

 «Газета любознательных»

1

Проектная деятельность

Конкурс на лучшую математическую газету

Решение нестандартных задач

1

Решение задач на установление причинно-следственных отношений

Тестирование

Решение олимпиадных задач

1

Решение заданий повышенной трудности

Школьная олимпиада

Решение задач международной игры «Кенгуру»

1

Решение заданий повышенной трудности

Школьная олимпиада

Школьная олимпиада

1

Решение заданий повышенной трудности

Школьная олимпиада

Игра «Работа над ошибками»

1

Работа над ошибками олимпиадных заданий

Тестирование

Математические горки

1

Решение задач на преобразование неравенств

Конкурс на лучший «Решебник»

Наглядная алгебра

1

Работа в группах: инсценирование

Тестирование

Решение логических задач

1

Схематическое изображение задач

Тестирование

Игра «У кого какая цифра»

1

Творческая работа

Тестирование

Знакомьтесь: Архимед!

1

Работа с энциклопедиями и справочной литературой

Создание на бумаге эскизов слайдов будущей презентации

Задачи с многовариантными решениями.

1

Работа над созданием проблемных ситуаций, требующих математического решения

Знакомьтесь: Пифагор!

1

Работа с информацией презентации: «Знакомьтесь: Пифагор!»

Викторина

Задачи с многовариантными решениями.

1

Работа в парах по решению задач

Школьная олимпиада

Учимся комбинировать элементы знаковых систем.

1

Составление знаковых систем

Тест

Задачи с многовариантными решениями.

1

Индивидуальная работа

Тестирование

Математический КВН

1

Работа в группах

Школьная олимпиада

Конкурс для эрудитов

1

Работа в группах

Викторина

Круглый стол «Подведем итоги»

1

Коллективная работа по составлению отчёта о проделанной работе

Анкетирование

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Для осуществления образовательного процесса по Программе «Занимательная математика» необходимо:

  • Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц.
  • Магнитная доска.
  • Персональный компьютер с принтером.
  • Ксерокс.
  • Сканер
  • Мультмедиапроектор

Учебно-методические материалы:

1).        Практические материалы.

  • Сборник олимпиадных работ «Математика»;
  • Тетрадь для занятий «Умники и умницы».

2).        Теоретические материалы:

  • CD-диск «Исследовательская деятельность младших школьников» (материалы).

3).        Наглядные материалы:

  • аудио-, видеоматериалы (подборка по темам);
  • дидактические материалы (карточки по основным темам)

Литература для учителя:

  1. Агаркова Н. В. Нескучная математика. 1 – 4 классы. Занимательная математика. Волгоград: «Учитель», 2007
  2. Агафонова И. Учимся думать. Занимательные логические задачи, тесты и упражнения для детей 8 – 11 лет. С. – Пб,1996
  3. Керова Г.В. Нестандартные задачи: 1-4 кл.-М.: ВАКО, 2011.
  4. Быкова Т.П. Нестандартные задачи по математике: 2 класс/Т.П.Быкова.-4-е изд., перераб. и доп.- М.: Издательство «Экзамен», 2012.
  5. Белякова О. И. Занятия математического кружка. 3 – 4 классы. – Волгоград: Учитель, 2008.
  6. Лавриненко Т. А. Задания развивающего характера по математике. Саратов: «Лицей», 2002
  7. Минскин Е.М. Игры и развлечения в группе продленного дня: Пособие для учителя.-«-е изд., перераб. и доп.- М.:Просвещение, 1983.
  8. Минскин Е.М. От игры к знаниям: Развивающие и познавательные игры мл.школьников. Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1982
  9. Развивающие задания: тесты, игры, упражнения: 3 класс /сост.Е.В.Языканова.-М.: Издательство «Экзамен», 2012.
  10. Симановский А. Э. Развитие творческого мышления детей. М
  11. Чернова Л.И. Методика формирования вычислительных умений и навыков у младших школьников: учебно-методическое пособие для учителей/Л.И.Чернова. - Магнитогорск: МаГУ, 2007.

Литература для  обучающихся:

  1. Узорова О.В. 2500 задач по математике: 1-3 класс: Пособие для начальной школы/О.В.Узорова, Е.А.Нефедова. - М.: ЗАО «Премьера»: ООО «Издательство АСТ», 2001.
  2. Узорова О. В., Нефёдова Е. А. «Вся математика с контрольными вопросами и великолепными игровыми задачами. 1 – 4 классы. М., 2004
  3. Моро М. И., Волкова С. И. Для тех, кто любит математику: 3 класс. М.: Просвещение, 2011
  4. Волков С.И.. Математика и конструирование: Пособие для учащихся 3 класса начальной школы М.: Просвещение, 2011.
  5. Волков С.И. Математика и конструирование: Пособие для учащихся 3 класса начальной школы. М.: Просвещение, 2011.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "Математика" 2 класс УМК "Перспектива"

Рабочая программа с УУД и КТП "Математика" для 2 класса к УМК "Перспектива", авторы: В.Г. Дорофеев, Т.Н. Миракова....

Рабочая программа. Математика. 2 класс. Проект "Начальная школа XXI".

Рабочая программа по математике для 2 класса рассчитана на 4 часа в неделю. Проект "Начальная школа XXI века"....

Рабочая программа, математика, 2-4 класс. УМК "Гармония"

Рабочая программа  по математике, 2-4 класс. УМК "Гармония"...

Рабочая программа Математика 1 класс

По система Занкова Рабочая программа учебного курса «Математика» для 1 класса  составлена на основе Примерной программы начального общего образования по математике (2010г.) и авторской прогр...

Рабочая программа Математика. 1 класс."Школа 2100"

Программа по математике Демидова 4 часа в неделю...

Рабочая программа "Математика 2 класс"

Рабочая программа и тематическое планирование "Математика 2 класс"  для работы с учащимися по программе Л. В. Занкова....

Рабочая программа Математика 2 класс

Рабочая программа по учебному предмету «Математика» для 2 класса разработана на основе:- Феде­рального государственного образовательно­го стандарта начального общего образова­ния (2009 г.);- про...