Рабочая программа по математике 1 класс
рабочая программа по математике (1 класс) на тему
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования и авторской программы под редакцией А. А. Плешакова.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nasha_matematika_avtosohranennyy.doc | 406 КБ |
Предварительный просмотр:
МАТЕМАТИКА 1 класс
Пояснительная записка
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования и авторской программы под редакцией А. А. Плешакова.
I. УМК:
- Моро М.И., Степанова С.В., Волкова С.И., Бельтюкова Г.В.. Математика: Программа: 1-4 классы.
- Учебники:
2.2. Моро М.И., Степанова С.В., Волкова С.И., Математика: Учебник: 1 класс: В 2 ч.: Ч.1.
2.3. Моро М.И., Степанова С.В., Волкова С.И. Математика: Учебник: 1 класс: В 2 ч.: Ч.2. - Рабочие тетради:
3.1. Моро М.И., Волкова С.И. Математика: Рабочая тетрадь: 1 класс: В 2 ч.: Ч.1.
3.2. Моро М.И., Волкова С.И. Математика: Рабочая тетрадь: 1 класс: В 2 ч.: Ч.2.
4. Проверочные работы
4.1. Волкова С.И. Математика: Проверочные работы: 1 класс.
5. Методические пособия для учителя
5.1 Бантова М.А., Бельтюкова Г.В., Степанова С.В. Математика: Методическое пособие: 1 класс.
Изучение математики в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
- математическое развитие младшего школьника — формирование способности к интеллектуальной деятельности (логического и знаково-символического мышления), пространственного воображения, математической речи; умение строить рассуждения, выбирать аргументацию, различать обоснованные и необоснованные суждения, вести поиск информации (фактов, оснований для упорядочения, вариантов и др.);
- освоение начальных математических знаний — понимание значения величин и способов их измерения; использование арифметических способов для разрешения сюжетных ситуаций; формирование умения решать учебные и практические задачи средствами математики; работа с алгоритмами выполнения арифметических действий;
- воспитание интереса к математике, осознание возможностей и роли математики в познании окружающего мира, понимание математики как части общечеловеческой культуры, стремления использовать математические знания в повседневной жизни.
Исходя из общих положений концепции математического образования, начальный курс математики призван решать следующие задачи:
- создать условия для формирования логического и абстрактного мышления у младших школьников на входе в основную школу как основы их дальнейшего эффективного обучения;
- сформировать набор необходимых для дальнейшего обучения предметных и общеучебных умений на основе решения как предметных, так и интегрированных жизненных задач;
- обеспечить прочное и сознательное овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, для изучения смежных дисциплин, для продолжения образования; обеспечить интеллектуальное развитие, сформировать качества мышления, характерные для математической деятельности и необходимые для полноценной жизни в обществе;
- сформировать представление об идеях и методах математики, о математике как форме описания и методе познания окружающего мира;
- сформировать представление о математике как части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для общественного прогресса;
- сформировать устойчивый интерес к математике на основе дифференцированного подхода к учащимся;
- выявить и развить математические и творческие способности на основе заданий, носящих нестандартный, занимательный характер.
Ведущие принципы обучения математике в младших классах — органическое сочетание обучения и воспитания, усвоение знаний и развитие познавательных способностей детей, практическая направленность обучения, выработка необходимых для этого умений. Большое значение в связи со спецификой математического материала придается учету возрастных и индивидуальных особенностей детей и реализации дифференцированного подхода в обучении.
II. Общая характеристика предмета.
Начальный курс математики является курсом интегрированным: в нем объединен арифметический, геометрический и алгебраический материал.
Содержание обучения представлено в программе разделами: «Числа и величины», «Арифметические действия», «Текстовые задачи», «Пространственные отношения. Геометрические фигуры», «Геометрические величины», «Работа с информацией».
Арифметическим ядром программы является учебный материал, который, с одной стороны, представляет основы математической науки, а, с другой, — содержание, отобранное и проверенное многолетней педагогической практикой, подтвердившей необходимость его изучения в начальной школе для успешного продолжения образования.
Основа арифметического содержания - представления о натуральном числе и нуле, арифметические действия (сложение, вычитание, умножение и деление). На уроках математики у младших школьников будут сформированы представления о числе как результате счета, о принципе образования, записи и сравнения целых неотрицательных чисел. Учащиеся будут учиться выполнять устно и письменно арифметические действия с целыми неотрицательными числами в пределах миллиона; узнают, как связаны между собой компоненты и результаты арифметических действий; научатся находить неизвестный компонент арифметического действия по известным компонентам; усвоят связи между сложением и вычитанием, умножением и делением; освоят различные приемы проверки выполненных вычислений. Младшие школьники познакомятся с калькулятором и научатся пользоваться им при выполнении некоторых вычислений, в частности, при проверке результатов арифметических действий с многозначными числами.
Программа предусматривает ознакомление с величинами (длина, площадь, масса, вместимость, время), их измерением, с единицами измерения однородных величин и соотношениями между ними.
Важной особенностью программы является включение в нее элементов алгебраической пропедевтики (выражения с буквой, уравнения и их решение). Как показывает многолетняя школьная практика, такой материал в начальном курсе математики позволяет повысить уровень формируемых обобщений, способствует более глубокому осознанию взаимосвязей между компонентами и результатом арифметических действий, расширяет основу для восприятия функциональной зависимости между величинами, обеспечивает готовность выпускников начальных классов к дальнейшему освоению алгебраического содержания.
Особое место в содержании начального математического образования занимают текстовые задачи. Работа с ними в данном курсе имеет свою специфику и требует более детального рассмотрения.
Система подбора задач, определение времени и последовательности введения задач того или иного вида обеспечивают благоприятные условия для сопоставления, сравнения, противопоставления задач, сходных в том или ином отношении, а также для рассмотрения взаимообратных задач. При таком подходе дети с самого начала приучаются проводить анализ задачи, устанавливая связь между данными и искомым, и осознано выбирать правильное действие для ее решения. Решение некоторых задач основано на моделировании описанных в них взаимосвязей между данными и искомым.
Решение текстовых задач связано с формированием целого ряда умений: осознанно читать и анализировать содержание задачи (что известно и что неизвестно, что можно узнать по данному условию и что нужно знать для ответа на вопрос задачи); моделировать представленную в тексте ситуацию, видеть различные способы решения задачи и сознательно выбирать наиболее рациональные; составлять план решения, обосновывая выбор каждого арифметического действия; записывать решение (на первых порах - по действиям, а в дальнейшем — составлять выражение); производить необходимые вычисления; устно давать полный ответ на вопрос задачи и проверять правильность ее решения; самостоятельно составлять задачи.
Работа с текстовыми задачами оказывает большое влияние на развитие у детей воображения, логического мышления, речи. Решение задач укрепляет связь обучения с жизнью, углубляет понимание практического значения математических знаний, пробуждает у учащихся интерес к математике и усиливает мотивацию к ее изучению. Сюжетное содержание текстовых задач, связанное, как правило, с жизнью семьи, класса, школы, событиями в стране, городе или селе, знакомит детей с разными сторонами окружающей действительности, способствует их духовно-нравственному развитию и воспитанию: формирует чувство гордости за свою Родину, уважительное отношение к семейным ценностям, бережное отношение к окружающему миру, природе, духовным ценностям; развивает интерес к занятиям в различных кружках и спортивных секциях; формирует установку на здоровый образ жизни.
При решении текстовых задач используется и совершенствуется знание основных математических понятий, отношений, взаимосвязей и закономерностей. Работа с текстовыми задачами способствует осознанию смысла арифметических действий и математических отношений, пониманию взаимосвязи между компонентами и результатами действий; осознанному использованию действий.
Программа включает рассмотрение пространственных отношений между объектами, ознакомление с различными геометрическими фигурами и геометрическими величинами. Учащиеся научатся распознавать и изображать точку, прямую и кривую линии, отрезок, луч, угол, ломаную, многоугольник, различать окружность и круг. Они овладеют навыками работы с измерительными и чертежными инструментами (линейка, чертежный угольник, циркуль). В содержание включено знакомство с простейшими геометрическими телами: шаром, кубом, пирамидой. Изучение геометрического содержания создает условия для развития пространственного воображения детей и закладывает фундамент успешного изучения систематического курса геометрии в основной школе.
Программой предусмотрено целенаправленное формирование совокупности умений работать с информацией. Эти умения формируются как на уроках, так и во внеурочной деятельности - на факультативных и кружковых занятиях. Освоение содержания курса связано не только с поиском, обработкой, представлением новой информации, но и созданием информационных объектов: стенгазет, книг, справочников. Новые информационные объекты создаются в основном в рамках проектной деятельности. Проектная деятельность позволяет закрепить, расширить и углубить полученные на уроках знания; создает условия для творческого развития детей, формирования позитивной самооценки, навыков совместной деятельности со взрослыми и сверстниками, умений сотрудничать друг с другом, совместно планировать свои действия и реализовывать планы, вести поиск и систематизировать нужную информацию.
Предметное содержание программы направлено на последовательное формирование и отработку универсальных учебных действий, развитие логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи.
Большое внимание в программе уделяется формированию умений сравнивать математические объекты (числа, числовые выражения, различные величины, геометрические фигуры и т.д.), выделять их существенные признаки и свойства, проводить на этой основе классификацию, анализировать различные задачи, моделировать процессы и ситуации, отражающие смысл арифметических действий, а также отношения и взаимосвязи между величинами; формулировать выводы, делать обобщения, переносить освоенные способы действий в измененные условия.
Знание и понимание математических отношений и взаимозависимостей между различными объектами (соотношение целого и части, пропорциональные зависимости величин, взаимное расположение объектов в пространстве и др.), их обобщение и распространение на расширенную область приложений выступают как средство познания закономерностей, происходящих в природе и в обществе. Это стимулирует развитие познавательного интереса школьника, стремление к постоянному расширению знаний, совершенствованию освоенных способов действий.
Изучение математики способствует развитию алгоритмического мышления младших школьников. Программа предусматривает формирование умений действовать по предложенному алгоритму, самостоятельно составлять план действий и следовать ему при решении учебных и практических задач, осуществлять поиск нужной информации, дополнять ею решаемую задачу, делать прикидку и оценивать реальность предполагаемого результата. Развитие алгоритмического мышления послужит базой для успешного овладения компьютерной грамотностью.
В процессе освоения программного материала младшие школьники знакомятся с языком математики, осваивают некоторые математические термины, учатся читать математический текст, высказывать суждения с использованием математических терминов и понятий, задавать вопросы по ходу выполнения заданий, обосновывать правильность выполненных действий, характеризовать результаты своего учебного труда и свои достижения в изучении этого предмета.
Овладение математическим языком, усвоенные алгоритмы выполнения действий, умения строить планы решения различных задач и прогнозировать результат являются основой для формирования умений рассуждать, обосновывать свою точку зрения, аргументировано подтверждать или опровергать истинность высказанного предположения. Освоение математического содержания создает условия для повышения логической культуры и совершенствования коммуникативной деятельности учащихся.
Содержание программы предоставляет значительные возможности для развития умений работать в паре или в группе. Формированию умений распределять роли и обязанности, сотрудничать и согласовывать свои действия с действиями одноклассников, оценивать собственные действия и действия отдельных учеников (пар, групп) в большой степени способствует содержание, связанное с поиском и сбором информации.
Программа ориентирована на формирование умений использовать полученные знания для самостоятельного поиска новых знаний, для решения задач, возникающих в процессе различных видов деятельности, в том числе и в ходе изучения других школьных дисциплин.
Математические знания и представления о числах, величинах,
геометрических фигурах лежат в основе формирования общей картины мира и познания законов его развития. Именно эти знания и представления необходимы для целостного восприятия объектов и явлений природы, многочисленных памятников культуры, сокровищ искусства.
Обучение младших школьников математике на основе данной программы способствует развитию и совершенствованию основных познавательных процессов (включая воображение и мышление, память и речь). Дети научатся не только самостоятельно решать поставленные задачи математическими способами, но и описывать на языке математики выполненные действия и их результаты, планировать, контролировать и оценивать способы действий и сами действия, делать выводы и обобщения, доказывать их правильность. Освоение курса обеспечивает развитие творческих способностей, формирует интерес к математическим знаниям и потребность в их расширении, способствует продвижению учащихся начальных классов в познании окружающего мира.
Содержание курса имеет концентрическое строение, отражающее последовательное расширение области чисел. Такая структура позволяет соблюдать необходимую постепенность в нарастании сложности учебного материала, создает хорошие условия для углубления формируемых знаний, отработки умений и навыков, для увеличения степени самостоятельности (при освоении новых знаний, проведении обобщений, формулировании выводов), для постоянного совершенствования универсальных учебных действий.
Структура содержания определяет такую последовательность изучения учебного материала, которая обеспечивает не только формирование осознанных и прочных, во многих случаях доведенных до автоматизма, навыков вычислений, но и доступное для младших школьников обобщение учебного материала, понимание общих принципов и законов, лежащих в основе изучаемых математических фактов, осознание связей между рассматриваемыми явлениями. Сближенное во времени изучение связанных между собой понятий, действий, задач дает возможность сопоставлять, сравнивать, противопоставлять их в учебном процессе, выявлять сходства и различия в рассматриваемых фактах.
III.Место курса в учебном плане: На изучение математики в первом классе отводится по 4 часа в неделю - 132 часа (33 учебные недели).
IV.Основными целями начального обучения математике являются:
- Математическое развитие младших школьников.
- Формирование системы начальных математических знаний.
- Воспитание интереса к математике, к умственной деятельности.
Программа определяет ряд задач, решение которых направлено на достижение основных целей начального математического образования:
- формирование элементов самостоятельной интеллектуальной деятельности на основе овладения несложными математическими методами познания окружающего мира (умений устанавливать, описывать, моделировать и объяснять количественные и пространственные отношения);
- развитие основ логического, знаково-символического и алгоритмического мышления;
- развитие пространственного воображения;
- развитие математической речи;
- формирование системы начальных математических знаний и умений их применять для решения учебно-познавательных и практических задач;
- формирование умения вести поиск информации и работать с ней;
- формирование первоначальных представлений о компьютерной грамотности;
- развитие познавательных способностей;
- воспитание стремления к расширению математических знаний;
- формирование критичности мышления;
- развитие умений аргументировано обосновывать и отстаивать высказанное суждение, оценивать и принимать суждения других.
Ценностные ориентиры содержания курса «Математика»
В основе учебно-воспитательного процесса лежат следующие ценности математики:
- понимание математических отношений является средством познания закономерностей существования окружающего мира, фактов, процессов и явлений, происходящих в природе и в обществе (хронология событий, протяжённость по времени, образование целого из частей, изменение формы, размера и т. д.);
- математические представления о числах, величинах, геометрических фигурах являются условием целостного восприятия творений природы и человека (памятники архитектуры, сокровища искусства и культуры, объекты природы);
- владение математическим языком, алгоритмами, элементами математической логики позволяет ученику совершенствовать коммуникативную деятельность (аргументировать свою точку зрения, строить логические цепочки рассуждений; опровергать или подтверждать истинность предположения).
На первой ступени школьного обучения в ходе освоения математического содержания обеспечиваются условия для достижения обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
V. Результаты изучения предмета
Личностные результаты
обучающихся в 1 классе являются формирование следующих умений:
Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
- Чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России;
- Осознание роли своей страны в мировом развитии; уважительное отношение к семейным ценностям, бережное отношение к окружающему миру.
- Целостное восприятие окружающего мира.
- Развитая мотивация учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий; творческий подход к выполнению заданий.
- Рефлексивная самооценка, умение анализировать свои действия и управлять ими.
- Навыки сотрудничества с взрослыми и сверстниками.
- Установка на здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, к работе на результат.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
- Готовность ученика целенаправленно использовать знания в учении и в повседневной жизни для исследования ма тематической сущности предмета (явления, события, факта); - Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
- Проговаривать последовательность действий на уроке.
- Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.
- Учиться работать по предложенному учителем плану.
- Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
- Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Познавательные УУД:
- Способность характеризовать собственные знания по предмету, формулировать вопросы, устанавливать, какие из предложенных математических задач могут быть им успешно решены;
- Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
- Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
- Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
- Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры.
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).
- Познавательный интерес к математической науке.
- Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета.
Коммуникативные УУД:
- Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
- Слушать и понимать речь других.
-Читать и пересказывать текст. Находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде.
- Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
- Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
- Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства и способы её осуществления.
- Овладение способами выполнения заданий творческого и поискового характера.
- Умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения; определять наиболее эффективные способы достижения результата.
- Способность использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач.
- Использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач.
- Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации и передачи информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета, в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры компьютера, фиксировать (записывать) результаты измерения величин и анализировать изображения, звуки, готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением.
- Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления
аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесение к известным понятиям.
- Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.
- Определение общей цели и путей её достижения: умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
- Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
- Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов и процессов в соответствии с содержанием учебного предмета «математика».
- Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
- Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «математика».
Предметные результаты
- Использование приобретенных математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также
оценки их количественных и пространственных отношений.
- Овладение основами логического и алгоритмического мышления,
пространственного воображения и математической речи, основами счета, измерений, прикидки результата и его оценки, наглядного представления данных в разной форме (таблицы, схемы, диаграммы), записи и выполнения алгоритмов.
- Приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач.
- Умения выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, выполнять и строить алгоритмы и стратегии в игре, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками, представлять, анализировать и интерпретировать данные.
- Приобретение первоначальных навыков работы на компьютере (набирать текст на клавиатуре, работать с «меню», находить информацию по заданной теме, распечатывать ее на принтере).
Планируемые результаты
Обучающийся научится:
- называть последовательно числа от 0 до 20;
- считать предметы в пределах 20 как прямом так и обратном порядке; читать, записывать и сравнивать числа в пределах 20;
- распознавать и обозначать действия сложения и вычитания;
- находить значение числового выражения в 1-2 действия в пределах 10 (без скобок);
- распознавать математические знаки – цифры, больше, меньше, равно, плюс, минус;
- узнают термины: точка, линия, прямая, кривая, ломанная, отрезок, многоугольник.
- чертить прямую, кривую, ломанную линии, луч, отрезок;
- измерять и строить отрезки заданной длины;
- решать несложные текстовые задачи в одно действие, раскрывающие конкретный смысл действий сложения и вычитания; задачи на нахождение числа, которое на несколько единиц больше (меньше) данного;
- выделять общие признаки группы объектов; сравнивать объекты по выделенным признакам; классифицировать предметы и объекты.
Обучающийся получит возможность научиться:
- считать парами, тройками, пятерками в пределах 20; устно продолжить счет от любой цифры в диапазоне 0 – 20;
- группировать объекты и числа по заданным критериям;
- устанавливать соотношение между любыми рядом стоящими натуральными числами в пределах 20;
- исследовать данную последовательность чисел, определить правило и продолжить последовательность, следуя этому правилу;
- объяснять, как связаны выражения 5+2=7 и 7-5=2; пользуясь выявленной закономерностью между компонентами и результатом, арифметических действий, самостоятельно найдут неизвестный компонент;
- устанавливать простейшие закономерности;
- выделять информацию, содержащуюся в тексте или рисунке, работать с ней;
- воспринимать и осмысливать звучащую речь;
- выделять вопросы в речи и отвечать на них.
VI. Содержание предмета
Числа и величины
Счет предметов. Образование, название и запись чисел от 0 до 20. Десятичные единицы счёта. Сравнение и упорядочение чисел, знаки сравнения.
Измерение величин. Единицы величин: массы килограмм; вместимости (литр), времени: час. Соотношения между единицами измерения однородных величин. Сравнение и упорядочение однородных величин.
Арифметические действия
Сложение, вычитание. Знаки действий. Названия компонентов и результатов арифметических действий. Таблица сложения. Взаимосвязь арифметических действий (между сложением и вычитанием). Нахождение неизвестного компонента арифметического действия. Свойства сложения переместительное и сочетательное свойства сложения. Числовые выражения. Порядок действий в числовых выражениях со скобками и без скобок. Нахождения значения числового выражения. Использование свойств арифметических действий и правил о порядке выполнения действий в числовых выражениях. Способы проверки правильности вычислений (алгоритм, обратные действия, взаимосвязь компонентов и результатов действий).
Работа с текстовыми задачами
Решение текстовых задач арифметическим способом.
Текстовые задачи, раскрывающие смысл арифметических действий (сложение, вычитание). Текстовые задачи, содержащие отношения «больше на …», «меньше на …». Представление текста задачи в виде рисунка, схематического рисунка, схематического чертежа, краткой записи, в таблице, на диаграмме.
Планирование хода решения задачи.
Пространственные отношения. Геометрические фигуры
Взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости (выше — ниже, слева — справа, за - перед, между, вверху — внизу, ближе — дальше и др.).
Распознавание и изображение геометрических фигур: точка, линия (прямая, кривая), отрезок, луч, угол, ломаная; многоугольник (треугольник, четырёхугольник, прямоугольник, квадрат, пятиугольник и т.д.).
Использование чертёжных инструментов (линейка, угольник, циркуль) для выполнения построений.
Геометрические величины
Геометрические величины и их измерение. Длина. Единицы длины (сантиметр, дециметр). Соотношения между единицами длины. Перевод одних единиц длины в другие. Измерение длины отрезка и построение отрезка заданной длины.
Работа с информацией
Сбор и представление информации, связанной со счётом (пересчётом), измерением величин; анализ и представление информации в разных формах: в форме таблицы. Чтение и заполнение таблиц.
Составление конечной последовательности (цепочки) предметов, чисел, числовых выражений, геометрических фигур и др. по заданному правилу. Составление, запись и выполнение простого алгоритма (плана) поиска информации.
Построение простейших логических высказываний с помощью логических связок и слов («верно/неверно, что …», «если …, то …», «все», «каждый» и др.).
Тематическое планирование[1]
1 класс 4 ч в неделю, всего 132 ч
Тематическое планирование | Характеристика деятельности учащихся | УУД | |
Первая четверть (36 ч) Подготовка к изучению чисел. Пространственные и временные представления (8 ч) | |||
Учебник математики. Роль математики в жизни людей и общества. Счет предметов (с использованием количественных и порядковых числительных). Сравнение групп предметов. Отношения «столько же», «больше», «меньше»; «больше (меньше) на …» (5 ч). Пространственные и временные представления (2 ч) Местоположение предметов, взаимное расположение предметов на плоскости и в пространстве: (выше — ниже, слева — справа, сверху — снизу, между, за). Направления движения: вверх, вниз, налево, направо. Временные представления: раньше, позже, сначала, потом. Проверочная работа (1 ч) | Называть числа в порядке их следования при счете. Отсчитывать из множества предметов заданное количество (8 — 10 отдельных предметов). Упорядочивать объекты. Сравнивать две группы предметов: объединяя предметы в пары и опираясь на сравнение чисел в порядке их следования при счете; делать вывод, в каких группах предметов поровну (столько же), в какой группе предметов больше (меньше) и на сколько. Моделировать разнообразные расположения объектов на плоскости и в пространстве по их описанию и описывать расположение объектов с использованием слов: вверху, внизу, слева, справа, за. Упорядочивать события, располагая их в порядке следования (раньше, позже, еще позднее). | Познавательные -Ориентироваться в учебниках (система обозначений, структура текста, рубрики, словарь, содержание). -Понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем. -Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие. -Группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям. Регулятивные 1. Организовывать свое рабочее место под руководством учителя. 2. Осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном. 3.Вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с эталоном (образцом). Коммуникативные 1. Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить. 2. Вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное). 3. Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках. 4.Участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы. Личностные 1. Принимать новый статус «ученик», внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе, принимать образ «хорошего ученика». 2. Внимательно относиться к собственным переживаниям и переживаниям других людей. 3. Выполнять правила безопасного поведения в школе. 4.Адекватно воспринимать оценку учителя | |
Числа от 1 до 10. Число 0. Нумерация (28 ч) | |||
Цифры и числа 1—5 (7 ч) Названия, обозначение, последовательность чисел. Длина. Отношения «длиннее», «короче», «одинаковые по длине» (1 ч) Точка. Кривая линия. Прямая линия. Отрезок. Луч. Ломаная линия (3 ч). Знаки «>», «<», «=». Понятия «равенство», «неравенство» (2 ч). Состав чисел от 2 до 5 из двух слагаемых. Многоугольник (1 ч). Цифры и числа 6—9. Число 0. Число 10 (21 ч). Состав чисел от 2 до 10 из двух слагаемых. Названия, обозначение, последовательность чисел. Чтение, запись и сравнение чисел. Наш проект: «Математика вокруг нас. Числа в загадках, пословицах и поговорках»[2] Сантиметр. Измерение отрезков в сантиметрах. Вычерчивание отрезков заданной длины (2 ч). Понятия «увеличить на…, уменьшить на …» (2 ч). Простейшая вычислительная машина, которая работает как оператор, выполняющий арифметические действия сложение и вычитание (1 ч). Задания творческого и поискового характера /«Странички для любознательных»/ (1 ч). Повторение пройденного. /«Что узнали. Чему научились»/ (1 ч) Проверочная работа (1 ч) | Воспроизводить последовательность чисел от 1 до 10 как в прямом, так и в обратном порядке, начиная с любого числа. Определять место каждого числа в этой последовательности, в том числе, и место числа 0 среди изученных чисел. Писать цифры. Соотносить цифру и число. Образовывать следующее число прибавлением 1 к предыдущему числу или вычитанием 1 из следующего за ним в ряду чисел. Сравнивать любые два числа и записывать результат сравнения, используя знаки сравнения «>», «<», «=». Составлять числовые равенства и неравенства. Упорядочивать заданные числа. Распознавать числа в загадках, пословицах, поговорках. Собирать и классифицировать информацию по разделам (загадки, пословицы, поговорки). Работать в группе. Планировать работу. Оценивать результат работы. Упорядочивать объекты по длине (на глаз, наложением, с использованием мерок) Различать и называть прямую линию, кривую, отрезок, луч, ломаную. Различать, называть многоугольники (треугольники, четырехугольники и т. д.) Строить многоугольники из соответствующего количества палочек. Соотносить реальные предметы и их элементы с изученными геометрическими линиями и фигурами. Измерять отрезки и выражать их длину в сантиметрах. Чертить отрезки заданной длины (в сантиметрах). Выполнять задания творческого и поискового характера. | Познавательные 1. Ориентироваться в учебниках (система обозначений, структура текста, рубрики, словарь, содержание). 2. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника (под руководством учителя). 3. Понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем. 4. Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие. 5. Группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям. Регулятивные 1. Организовывать свое рабочее место под руководством учителя. 2. Осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном. 3.Вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с эталоном (образцом). Коммуникативные 1. Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить. 2. Вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное). 3. Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках. 4.Участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы. Личностные 1.Принимать новый статус «ученик», внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе, принимать образ «хорошего ученика». 2. Внимательно относиться к собственным переживаниям и переживаниям других людей. 3. Выполнять правила безопасного поведения в школе. 4.Адекватно воспринимать оценку учителя | |
Вторая четверть (28 ч) Числа от 1 до 10 Сложение и вычитание (28 ч) | |||
Сложение и вычитание вида: • ± 1, • ± 2 (16 ч) . Конкретный смысл и названия действий сложение и вычитание. Название чисел при сложении (слагаемые, сумма). Использование этих терминов при чтении записей. Сложение и вычитание вида: •+ 1, • — 1, •+ 2, •— 2. Присчитывание и отсчитывание по 1, по 2 (7 ч) Задача (условие, вопрос). Анализ задачи. Запись решения и ответа задачи. Задачи, раскрывающие смысл арифметических действий сложение и вычитание. Составление задач на сложение и вычитание по одному и тому же рисунку, по схематическому рисунку, по решению (3 ч) Повторение пройденного (3 ч) Сложение и вычитание вида: • ± 3 (12 ч) Приемы вычислений. Знакомство с простейшей вычислительной машиной, которая работает как оператор, выполняющий действия сложение и вычитание. (5 ч) Задания творческого и поискового характера. («Странички для любознательных») Использование логических связок «если, то …» (4 ч) Повторение пройденного /«Что узнали. Чему научились»/ (2 ч) | Моделировать действия сложение и вычитание с помощью предметов (разрезного материала), рисунков; составлять по рисункам схемы арифметических действий сложение и вычитание, записывать по ним числовые равенства. Читать равенства, используя математическую терминологию (слагаемые, сумма) Выполнять сложение и вычитание вида: • ± 1, • ± 2, • ± 3 в пределах 10. Присчитывать и отсчитывать по 2, по 3. Работать на простейшей вычислительной машине, используя ее рисунок. Выделять задачи из предложенных текстов. Моделировать и решать задачи, раскрывающие смысл действий сложение и вычитание; задачи в одно действие на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц. Дополнять условие задачи недостающим данным или вопросом. Выполнять задания поискового характера, применяя знания в измененных условиях. Контролировать и оценивать свою работу. | Познавательные 1. Ориентироваться в учебниках (система обозначений, структура текста, рубрики, словарь, содержание). 2. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника (под руководством учителя). 3. Понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем. 4. Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие. 5. Группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям. Регулятивные 1. Организовывать свое рабочее место под руководством учителя. 2. Осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном. 3.Вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с эталоном (образцом). 4. В сотрудничестве с учителем определять последовательность изучения материала, опираясь на иллюстративный ряд «маршрутного листа». Коммуникативные 1. Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить. 2. Вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное). 3. Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках. 4.Участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы Личностные 1.Принимать новый статус «ученик», внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе, принимать образ «хорошего ученика». 2. Внимательно относиться к собственным переживаниям и переживаниям других людей. 3. Выполнять правила безопасного поведения в школе. 4.Адекватно воспринимать оценку учителя | |
Третья четверть (40 ч) Числа от 1 до 10 Сложение и вычитание (продолжение) (29 ч) | |||
Повторение пройденного (вычисления вида • ± 1, 2, 3; решение текстовых задач (3 ч) Сложение и вычитание вида: • ± 4 (4 ч) Задания творческого и поискового характера (1 ч) Повторение пройденного /«Что узнали. Чему научились»/ (2 ч) Связь между суммой и слагаемыми (14 ч) Вычитание вида в случаях: 6 — • , 7 — •, 8 — •, 9 — •, 10 — •. Состав чисел 6, 7, 8, 9, 10 (6 ч) Таблица сложения и соответствующие случаи вычитания — обобщение изученного (1 ч) Подготовка к решению задач в 2 действия — решение цепочки задач (1 ч) Вместимость и ее измерение с помощью литра (1 ч) Повторение пройденного /«Что узнали. Чему научились»/(1 ч) Проверочная работа/ «Проверим себя и оценим свои достижения» (тестовая форме)./ Анализ результатов (1 ч) | Выполнять вычисления вида: • + 4, • — 4. Применять переместительное свойство сложения для случаев вида: • + 5, • + 6, • + 7, • + 8, • + 9. Проверять правильность выполнения сложения, используя другой прием сложения, например, прием прибавления по частям (• + 5 = • + 2 + 3). Сравнивать разные способы сложения, выбирать наиболее удобный. Использовать математическую терминологию при составлении и чтении математических равенств. Выполнять вычисления вида 6 – • , 7 – •, 8 – •, 9 – •, 10 – , применяя знания состава чисел 6, 7, 8, 9, 10 и знания о связи суммы и слагаемых. Выполнять сложение с использованием таблицы сложения чисел в пределах 10. Наблюдать и объяснять, как связаны между собой две Взвешивать предметы с точностью до килограмма. Сравнивать предметы по массе. Упорядочивать предметы, располагая их в порядке увеличения (уменьшения) массы. Сравнивать сосуды по вместимости. Упорядочивать сосуды по вместимости, располагая их в заданной последовательности. Контролировать и оценивать свою работу и ее результат. | Познавательные 1. Ориентироваться в учебниках (система обозначений, структура текста, рубрики, словарь, содержание). 2. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника (под руководством учителя). 3. Понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем. 4. Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие. 5. Группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям. Регулятивные 1. Организовывать свое рабочее место под руководством учителя. 2. Осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном. 3.Вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с эталоном (образцом). 4. В сотрудничестве с учителем определять последовательность изучения материала, опираясь на иллюстративный ряд «маршрутного листа». Коммуникативные 1. Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить. 2. Вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное). 3. Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках. 4.Участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы Личностные 1.Принимать новый статус «ученик», внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе, принимать образ «хорошего ученика». 2. Внимательно относиться к собственным переживаниям и переживаниям других людей. 3. Выполнять правила безопасного поведения в школе. 4.Адекватно воспринимать оценку учителя | |
Числа от 1 до 20 Нумерация (11 ч) | |||
Нумерация (12 ч) Числа от 1 до 20. Названия и последовательность чисел. Дециметр. Соотношение между дециметром и сантиметром (1 ч) Случаи сложения и вычитания, основанные на знаниях по нумерации: 10 + 7, 17 – 7, 17 – 10 (1 ч) Текстовые задачи в 2 действия. План решения задачи. Запись решения (2 ч) Текстовые задачи с сюжетом, способствующим формированию желания заниматься спортом и вести здоровый образ жизни.∗ Задания творческого и поискового характера /«Странички для любознательных»/ (1 ч) Повторение пройденного /«Что узнали. Чему Контроль и учет знаний (2 ч) | Образовывать числа второго десятка из одного десятка и нескольких единиц. Сравнивать числа, опираясь на порядок следования чисел второго десятка при счете. Читать и записывать числа второго десятка, объясняя, что обозначает каждая цифра в их записи. Заменять крупные единицы длины мелкими: (1 дм 4 см = 14 см) и обратно (20 см = 2 дм). Выполнять вычисления вида 15 + 1, 16 – 1, 10 + 5, 14 – 4, 18 – 10, основываясь на знаниях по нумерации. Решать задачи в 2 действия. Выполнять задания творческого и поискового характера. | Познавательные 1. Ориентироваться в учебниках (система обозначений, структура текста, рубрики, словарь, содержание). 2. Понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем. 3. Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие. 4. Группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям. Регулятивные 1. Организовывать свое рабочее место под руководством учителя. 2.Вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с эталоном (образцом). 3. В сотрудничестве с учителем определять последовательность изучения материала, опираясь на иллюстративный ряд «маршрутного листа». Коммуникативные 1. Вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное). 3. Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках. 4.Участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы. Личностные 1. Принимать новый статус «ученик», внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе, принимать образ «хорошего ученика». 2. Внимательно относиться к собственным переживаниям и переживаниям других людей. 3. Выполнять правила безопасного поведения в школе. 4.Адекватно воспринимать оценку учителя | |
Четвертая четверть (28 ч) Числа от 1 до 20 Сложение и вычитание (продолжение) (22 ч) | |||
Табличное сложение (11 ч) Общий прием сложения однозначных чисел с переходом через десяток. Рассмотрение каждого случая в порядке постепенного увеличения второго слагаемого (• + 2, • + 3, • + 4, • + 5, • + 6, • + 7, • + 8, • + 9). Состав чисел второго десятка. Таблица сложения (9 ч) Задания творческого и поискового характера (логические задачи, продолжение узоров, работа на вычислительной машине, выполняющей вычисления выражений с двумя действиями) /«Странички для любознательных»/ (1 ч) Повторение пройденного /«Что узнали. Чему
Общие приемы вычитания с переходом через десяток: 1) прием вычитания по частям (15 – 7 = 15 – 5 – 2); 2) прием, который основывается на знании состава числа и связи между суммой и слагаемыми (8 ч) Задания творческого и поискового характера :логические задачи; задания на выявление правила, по которому составлена последовательность чисел; задачи с недостающими данными. /«Странички для любознательных»/ ( (1 ч) Наш проект: «Математика вокруг нас. Форма, размер, цвет. Узоры и орнаменты». Повторение пройденного /«Что узнали. Чему Проверочная работа /«Проверим себя и оценим свои достижения» (тестовая форме)./ Анализ результатов (1 ч) | Моделировать прием выполнения действия сложение с переходом через десяток, используя предметы, разрезной материал, счетные палочки, графические схемы. Выполнять сложение чисел с переходом через десяток в пределах 20. Работать (по рисунку) на вычислительной машине, выполняющей два действия; продолжать узоры. Моделировать приемы выполнения действия вычитание с переходом через десяток, используя предметы, разрезной материал, счетные палочки, графические схемы. Выполнять вычитание чисел с переходом через десяток в пределах 20. Находить правило, по которому составлена последовательность чисел и применять его для записи чисел в этой последовательности. Собирать информацию: рисунки, фотографии клумб, цветников, рабаток. Наблюдать, анализировать и устанавливать правила чередования формы, размера, цвета в отобранных узорах и орнаментах, закономерность их чередования. Составлять свои узоры. Контролировать выполнение правила, по которому составлялся узор. Работать в группах. Контролировать и оценивать свою работу, ее результат, делать выводы на будущее. | Познавательные 1. Ориентироваться в учебниках (система обозначений, структура текста, рубрики, словарь, содержание). 2. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника (под руководством учителя). 3. Понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем. 4. Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие. 5. Группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям. Регулятивные 1. Организовывать свое рабочее место под руководством учителя. 2. Осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном. 3.Вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с эталоном (образцом). 4. В сотрудничестве с учителем определять последовательность изучения материала, опираясь на иллюстративный ряд «маршрутного листа». Коммуникативные 1. Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить. 2. Вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное). 3. Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках. 4.Участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы. Личностные 1. Принимать новый статус «ученик», внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе, принимать образ «хорошего ученика». 2. Внимательно относиться к собственным переживаниям и переживаниям других людей. 3. Выполнять правила безопасного поведения в школе. 4.Адекватно воспринимать оценку учителя. | |
Итоговое повторение «Что узнали, чему научились в 1 классе» (5 ч) Проверка знаний (1 ч) | Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. Таблица сложения однозначных чисел и соответствующие случаи вычитания. Установление зависимости между величинами. Установление зависимости между величинами. Решение текстовых задач арифметическим способом. Распознавание геометрических фигур. Установление зависимости между величинами. | Познавательные 1. Понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем. 2. Группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям. Регулятивные 1. Организовывать свое рабочее место под руководством учителя. 2.Вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с эталоном (образцом). 3. В сотрудничестве с учителем определять последовательность изучения материала, опираясь на иллюстративный ряд «маршрутного листа». Коммуникативные 1. Вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное). 3. Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках. 4.Участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы Личностные . Принимать новый статус «ученик», внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе, принимать образ «хорошего ученика». 2. Внимательно относиться к собственным переживаниям и переживания других людей. 3. Выполнять правила безопасного поведения в школе. 4.Адекватно воспринимать оценку учителя. |
Календарно-тематическое планирование. 1 класс. Математика. 132 часа.
I четверть (36 ч.) | |||||||
Подготовка к изучению чисел. Пространственные и временные представления (8 ч) | |||||||
№ п/п | Тема урока | Провер. работы | Рабочая тетрадь | Учебник страница | № ур. | Дата | |
1 | Урок – целевая прогулка вокруг школы. Учебник математики. Роль математики в жизни людей и общества. | 1 | 1.09 | ||||
2 | Счет предметов (с использованием количественных и порядковых числительных). | С.3 | С.4-5 | 2 | 2.09 | ||
3 | Урок - наблюдение Пространственные представления. Местоположение предметов, взаимное расположение предметов на плоскости и в пространстве: (выше — ниже, слева — справа, сверху — снизу, между, за). Направления движения: вверх, вниз, налево, направо. | С.4 | С.6-7 | 3 | 3.09 | ||
4 | Урок - игра Временные представления: раньше, позже, сначала, потом. | С.5 | С.8-9 | 4 | 4.09 | ||
5 | Сравнение групп предметов. Отношения «столько же», «больше», «меньше» | С.6 | С.10-11 | 5 | 8.09 | ||
6 | Урок – игра на спортивной площадке. Сравнение групп предметов. Отношения «больше (меньше) на …». | С.7 | С.12-13 | 6 | 9.09 | ||
7 | Сравнение групп предметов. Отношения «столько же», «больше (меньше) на …». Закрепление. /Странички для любознательных./ | С.8 | С.14-15 С.16-17 | 7 | 10.09 | ||
8 | Проверочная работа. Закрепление и коррекция знаний. | С.4-5 С.6-7 | С.18-20 | 8 | 11.09 | ||
Числа от 1 до 10. Число 0. Нумерация (28 ч) | |||||||
9 | Понятия «много», «один». Письмо цифры 1. | С.9 | С.22-23 | 1 | 15.09 | ||
10 | Урок – игра. Числа 1 и 2. Письмо цифры 2. | С.9 | С.24-25 | 2 | 16.09 | ||
11 | Число 3. Письмо цифры 3. | С.10 | С.26-27 | 3 | 17.09 | ||
12 | Числа 1, 2, 3. Знаки «плюс», «минус», «равно». | С.10 | С28-29 | 4 | 18.09 | ||
13 | Число 4. Письмо цифры 4. | С.11 | С.30-31 | 5 | 22.09 | ||
14 | Урок – игра на спортивной площадке. Понятия «длиннее», «короче», «одинаковые по длине». | С.12 | С.32-33 | 6 | 23.09 | ||
15 | Число 5. Письмо цифры 5. | С.13 | С.34-35 | 7 | 24.09 | ||
16 | Числа 1-5. Состав числа 5 из двух слагаемых. /Странички для любознательных./ Проверочная работа. | С.8-9 | С.14 | С.36-37 | 8 | 25.09 | |
17 | Урок – игровое заочное путешествие в страну геометрию. «Точка. Кривая линия. Прямая линия. Отрезок. Луч». | С.15 | С.40-41 | 9 | 29.09 | ||
18 | Ломаная линия. Звено ломаной. Вершины. | С.16 | С.42-43 | 10 | 30.09 | ||
19 | Урок – игра «Числа 1-5. Состав чисел. Закрепление». Проверочная работа. | С.10-11 | С.17 | С.44-45 | 11 | 1.10 | |
20 | Знаки «больше», «меньше», «равно». Закрепление знаний состава чисел 1-5. | С.18 | С.46-47 | 12 | 2.10 | ||
21 | Урок – открытие. Равенство. Неравенство. | С.19 | С.48-49 | 13 | 6.10 | ||
22 | Многоугольники. Состав чисел 4, 5. | С.20 | С.50-51 | 14 | 7.10 | ||
23 | Числа 6, 7. Письмо цифры 6. Проверочная работа. | С.12-13 | С.21 | С.52-53 | 15 | 8.10 | |
24 | Числа 6, 7. Письмо цифры 7. | С.21 | С.54-55 | 16 | 9.10 | ||
25 | Числа 8, 9. Письмо цифры 8. | С.22 | С56-57 | 17 | 13.10 | ||
26 | Числа 8. 9. Письмо цифры 9. | С.22 | С.58-59 | 18 | 14.10 | ||
27 | Число 10. Запись числа 10. Проверочная работа. | С.14-15 | С.23 | С.60-61 | 19 | 15.10 | |
28 | Урок – игровое соревнование «Самый внимательный. Числа 1-10». Закрепление. Наш проект: «Математика вокруг нас. Числа в загадках, пословицах и поговорках». / Работа над проектом проводится в течение всего полугодия./ | С.62-63 С.64-65 | 20 | 16.10 | |||
29 | Сантиметр. Измерение отрезков в сантиметрах. Вычерчивание отрезков заданной длины. | С.24 | С.66-67 | 21 | 20.10 | ||
30 | Понятия: «Увеличить на... Уменьшить на...» | С.25 | С.68-69 | 22 | 21.10 | ||
31 | Число 0. Повторение состава чисел 6-7. | С.26 | С.70-71 | 23 | 22.10 | ||
32 | Простейшая вычислительная машина, выполняющая арифметические действия сложение и вычитание. Состав чисел 1-10. Проверочная работа. | С.16-17 | С.72-73 | 24 | 23.10 | ||
33 | Нумерация чисел в пределах 10. Закрепление пройденного. Задания творческого и поискового характера /«Странички для любознательных»/ | С.27 | С.74-75 | 25 | 27.10 | ||
34 | Задания на развитие логического мышления. Повторение пройденного. /«Что узнали. Чему научились»/ | С.27-28 | С.76-77 | 26 | 28.10 | ||
35 | Состав чисел 1-10. Работа с математическим набором. | С.28 | С.78 | 27 | 29.10 | ||
36 | Нумерация чисел первого десятка. Состав чисел 1-10. Закрепление пройденного. Проверочная работа. | С.18-19 | 28 | 30.10 | |||
II четверть (28ч.) | |||||||
Числа от 1 до 10. Сложение и вычитание (28 ч) | |||||||
37 | Приемы вычисления □ +1, □-1. Знаки «+», «- », «=» | С.29 | С.80-81 | 1 | 10.11 | ||
38 | Приемы вычисления □-1-1, □ +1+1. Закрепление умения прибавлять и вычитать 1. | С.30 | С.82-83 | 2 | 11.11 | ||
39 | □ +2, □ -2. Ознакомление с приемом сложения и вычитания по 2. | С.31 | С.84-85 | 3 | 12.11 | ||
40 | Слагаемое. Сумма. Использование этих терминов при чтении, записи. | С.32 | С.86-87 | 4 | 13.11 | ||
41 | Задача (условие, вопрос). Знакомство с составными частями задачи. Запись решения и ответа задачи. | С.33 | С.88-89 | 5 | 17.11 | ||
42 | Составление задач на сложение и вычитание по одному рисунку. | С.33 | С.90-91 | 6 | 18.11 | ||
43 | Приём вычисления □±2. Составление и заучивание таблиц. | С.34 | С.92-93 | 7 | 19.11 | ||
44 | Присчитывание и отсчитывание по 2. | С.34 | С.94-95 | 8 | 20.11 | ||
45 | Задачи на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц. Анализ задачи. | С.35 | С.96-97 | 9 | 24.11 | ||
46 | Закрепление. Проверочная работа. /«Странички для любознательных»/ | С.20-21 | С.35 | С.98-99 | 10 | 25.11 | |
47 | Закрепление изученного: □±1, □±2. /«Что узнали. Чему научились»/ | С.36 | С.100-101 | 11 | 26.11 | ||
48 | Задания творческого и поискового характера. /«Странички для любознательных»/ | С.37 | С.102-103 | 12 | 27.11 | ||
49 | Приемы вычислений сложения и вычитания для случаев с числом 3 вида □±3. | С.38 | С.104-105 | 13 | 1.12 | ||
50 | Приемы вычислений □±3. Решение текстовых задач с опорой на рисунок. | С.38 | С.106-107 | 14 | 2.12 | ||
51 | Измерение и сравнение отрезков по длине. Решение текстовых задач с опорой на рисунок. | С.39 | С.108-109 | 15 | 3.12 | ||
52 | Сложение и вычитание числа 3. Составление и заучивание таблиц. | С.40 С.44 | С.110-111 | 16 | 4.12 | ||
53 | Задачи, раскрывающие смысл арифметических действий сложение и вычитание. Проверочная работа. | С.22-23 | С.40-41 | 17 | 8.12 | ||
54 | Сложение и соответствующие случаи состава числа. Решение текстовых задач. | С.41 | С.112-113 | 18 | 9.12 | ||
55 | Составление задач на сложение и вычитание по одному и тому же рисунку, по схематическому рисунку, по решению. Проверочная работа. | С.24-25 | С.42 | 19 | 10.12 | ||
56 | Решение задач на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц. Закрепление. | С.42 | С.114-115 | 20 | 11.12 | ||
57 | Текстовая задача: дополнение условия недостающими данными или вопросом, решение задач. | С.43 | С.116-117 | 21 | 15.12 | ||
58 | Решение задач на сложение и вычитание с числом 3. Закрепление. /«Странички для любознательных»/ | С.44 | С.118-119 | 22 | 16.12 | ||
59 | Состав чисел 1, 2, 3.Закрепление. Использование логических связок «если, то …» | С45 | С.120-121 | 23 | 17.12 | ||
60 | Сложение и вычитание с числами 1, 2, 3. Повторение пройденного. /«Что узнали. Чему научились»/ Проверочная работа. | С.26 | С.122-123 | 24 | 18.12 | ||
61 | Закрепление случаев сложения и вычитания. Решение задач. Проверочная работа. | С.27 | С.124-125 | 25 | 22.12 | ||
62 | Проверочная работа /«Проверим себя и оценим свои достижения»/ (тестовая форма). | С.46 | С.126-127 | 26 | 23.12 | ||
63 | Анализ результатов проверочной работы. Работа над ошибками. | С.47 | 27 | 24.12 | |||
64 | Сложение и вычитание с числами 1, 2, 3. Закрепление случаев сложения и вычитания. | С48 | 28 | 25.12 | |||
Ш четверть (35 ч.) | |||||||
Числа от 1 до 10 Сложение и вычитание (продолжение) (29 ч) | |||||||
65 | Повторение пройденного (вычисления вида • ± 1, 2, 3) | С.3 | С.4-5 | 1 | 12.01 | ||
66 | Задачи на увеличение числа на несколько единиц (с двумя множествами предметов) | С.4 | С.6 | 2 | 13.01 | ||
67 | Задачи на уменьшение числа на несколько единиц. Решение задач. | С.4 | С.7 | 3 | 14.01 | ||
68 | Сложение и вычитание числа 4. Прием вычислений сложения и вычитания для случаев ±4. | С.5 | С.8 | 4 | 15.01 | ||
69 | Состав чисел 3, 4. Решение задач. Закрепление. | С.5 | С.9 | 5 | 19.01 | ||
70 | Задачи на разностное сравнение. | С.6 | С.10 | 6 | 20.01 | ||
71 | Решение задач на увеличение, уменьшение числа на несколько единиц и на разностное сравнение. Закрепление. | С.6 | С.11 | 7 | 21.01 | ||
72 | □± 4.Составление и заучивание таблиц. Проверочная работа. | С.28-29 | С.7 | С.12 | 8 | 22.01 | |
73 | Состав чисел 1-4. Решение задач и выполнение вычислений. Перестановка слагаемых | С.8 | С.13-14 | 9 | 26.01 | ||
74 | Перестановка слагаемых и ее применение для +5, 6, 7, 8, 9. | С.9 | С.15 | 10 | 27.01 | ||
75 | Составление таблиц □ +5,□+6,□+7, □+8, □+9. | С.10 | С.16 | 11 | 28.01 | ||
76 | Состав чисел в пределах 10. Составление плана решения задачи. Закрепление. | С.11 | С.17 | 12 | 29.01 | ||
77 | Приемы сложения и вычитания. Состав чисел в пределах 10 | С.12 | С.18 | 13 | 2.02 | ||
78 | Приемы сложения и вычитания. Состав чисел. Задания творческого и поискового характера /«Странички для любознательных»/ | С.13 | С.19-21 | 14 | 3.02 | ||
79 | Повторение пройденного. /«Что узнали. Чему научились»/ Закрепление случаев сложения и вычитания. Решение задач. Проверочная работа. | С.30-31 | С.13 | С.22-25 | 15 | 4.02 | |
80 | Связь между суммой и слагаемым. | С.14 | С.26 | 16 | 5.02 | ||
81 | Связь между суммой и слагаемым. Использование в речи слов «слагаемое», «сумма». | С.14 | С.27 | 17 | 9.02 | ||
82 | Решение задач изученных видов. | С.15 | С.28 | 18 | 10.02 | ||
83 | Уменьшаемое. Вычитаемое. Разность. Использование этих терминов при чтении записей. | С.16 | С.29 | 19 | 11.02 | ||
84 | 6- □ . 7- □ .Состав чисел 6, 7. | С.17 | С.30 | 20 | 12.02 | ||
Доп. каникулы | |||||||
85 | Прием 6- □ ,7- □ .Закрепление. | С.18 | С.31 | 21 | 24.02 | ||
86 | Вычитание вида 8- □ , 9-□ | С.19 | С.32 | 22 | 25.02 | ||
87 | Решение задач изученных видов. Закрепление. Подготовка к решению задач в 2 действия — решение цепочки задач. | С.19 | С.33 | 23 | 26.02 | ||
88 | Вычитание вида 10- □ | С.20 | С.34 | 24 | 2.03 | ||
89 | Проверка знаний таблицы сложения. Закрепление. | С.35 | 25 | 3.03 | |||
90 | Килограмм. Практическая работа по определению массы. | С.21 | С.36-37 | 26 | 4.03 | ||
91 | Литр. Практическая работа по определению объема. Проверочная работа. | С.32-33 | С.21 | С.38 | 27 | 5.03 | |
92 | Сложение и вычитание в пределах 10. Повторение пройденного /«Что узнали. Чему научились»/ Самостоятельная работа. | С.34 | С.22 | С39-41 | 28 | 9.03 | |
93 | Сложение и вычитание в пределах 10. Проверочная работа /«Проверим себя и оценим свои достижения»/ (тестовая форма). | С.35 | С.22 | С.42-43 С.44 | 29 | 10.03 | |
Числа от 1 до 20. Нумерация (11часов) | |||||||
94 | Работа над ошибками. Названия и последовательность чисел от 10 до 20. Образование чисел второго десятка. | С.23 | С.46-47 | 1 | 11.03 | ||
95 | Названия и сравнение чисел от 11 до 20. | С.24 | С.48-49 | 2 | 12.03 | ||
96 | Запись и чтение чисел от 11 до 20. Проверочная работа. | С.36-37 | С.24 | С.50 | 3 | 16.03 | |
97 | Дециметр. Знакомство с новой единицей измерения длины. Закрепление знаний нумерации. | С.25 | С.51 | 4 | 17.03 | ||
98 | Случаи сложения и вычитания, основанные на знании нумерации чисел вида: 10+7, 17-7, 17-10. | С.26 | С.52 | 5 | 18.03 | ||
99 | Закрепление изученных приемов сложения и вычитания. Задания творческого и поискового характера /«Странички для любознательных»/ | С.27 | С.53-55 | 6 | 19.03 | ||
IV четверть (33 ч.) | |||||||
Табличное сложение и вычитание (22 часа) | |||||||
100 | Решение задач. Повторение пройденного /«Что узнали. Чему научились»/ Самостоятельная работа. | С.38-39 | С.28 | С.56-59 | 7 | 30.03 | |
101 | Закрепление по изученным приемам сложения и вычитания. Дополнение условия недостающими данными, решение задач. Проверочная работа. | С.40-41 | С.29 | С.60 | 8 | 31.03 | |
102 | Подготовка к решению задач в два действия. | С.30 | С.61 | 9 | 1.04 | ||
103 | Ознакомление с задачами в два действия. Составление плана решения задачи. | С.31 | С.62 | 10 | 2.04 | ||
104 | Решение задач в два действия. | С.32 | С.63 | 11 | 6.04 | ||
105 | Приемы сложения однозначных чисел с переходом через десяток. | С.33 | С.64-65 | 1 | 7.04 | ||
106 | Сложение вида □+2, □ +3.Рещение задач. | С.34 | С.66 | 2 | 8.04 | ||
107 | Прием сложения вида □ +4. Решение задач. | С.35 | С.67 | 3 | 9.04 | ||
108 | Решение примеров вида □ +5. Решение задач. Проверочная работа. | С.42-43 | С.35 | С.68 | 4 | 13.04 | |
109 | Прием сложения вида □ +6. | С.36 | С.69 | 5 | 14.04 | ||
110 | Прием сложения вида □ +7. | С.36 | С.70 | 6 | 15.04 | ||
111 | Сложение вида □ +8, □ +9. Решение составных задач. | С.37 | С.71 | 7 | 16.04 | ||
112 | Таблица сложения. Закрепление знаний состава чисел. Проверочная работа. | С.44-45 | С.38 | С.72 | 8 | 20.04 | |
113 | Закрепление знаний таблицы сложения с переходом через десяток. Решение задач. Задания творческого и поискового характера /«Странички для любознательных»/ | С.39 | С.73 С74-75 | 9 | 21.04 | ||
114 | Решение задач. Повторение пройденного /«Что узнали. Чему научились»/ Проверочная работа. | С.46-47 | С.40 | С.76-79 | 10 | 22.04 | |
115 | Общие приемы вычитания с переходом через десяток. | С.41 | С.80-81 | 11 | 23.04 | ||
116 | Вычитание вида 11- □ . Решение задач изученных видов. | С.42 | С.82 | 12 | 27.04 | ||
117 | Вычитание вида 12- □ . Закрепление знаний состава числа 1-5. | С.42 | С.83 | 13 | 28.04 | ||
118 | Вычитание вида 13- □ .Закрепление знаний состава числа 6-10 | С.43 | С.84 | 14 | 29.04 | ||
119 | Вычитание вида 14- □ . Решение задач. Проверочная работа. | С.48-49 | С.43 | С.85 | 15 | 30.04 | |
120 | Вычитание вида 15- □. Решение задач. | С.44 | С.86 | 16 | 4.05 | ||
121 | Вычитание вида 16- □ . Закрепление знаний таблицы сложения. | С.44 | С.87 | 17 | 5.05 | ||
122 | Вычитание вида 17- □, 18- □ . | С.45 | С.88 | 18 | 6.05 | ||
123 | Таблицы вычитания в пределах 20. Решение примеров и задач. Закрепление. Проверочная работа. | С.50-51 | С.89 | 19 | 7.05 | ||
124 | Задания творческого и поискового характера. /«Странички для любознательных»/ Наш проект: «Математика вокруг нас. Форма, размер, цвет. Узоры и орнаменты». | С.46 | С.90-91 С.98-99 | 20 | 11.05 | ||
125 | Повторение пройденного /«Что узнали. Чему | С.52-53 | С.47 | С.92-95 | 21 | 12.05 | |
126 | Проверочная работа /«Проверим себя и оценим свои достижения»/ (тестовая форма). Итоговый контроль. | С.48 | С.96-97 С. 110-111 | 22 | 13.05 | ||
Итоговое повторение (6 часов) | |||||||
127 | Работа над ошибками. Счет предметов. Сравнение чисел в пределах 20. | С.100-101 | 1 | 14.05 | |||
128 | Сложение и вычитание в пределах 20. Состав чисел второго десятка. | С.102-103 | 2 | 18.05 | |||
129 | Решение задач. Закрепление. | С.104-105 | 3 | 19.05 | |||
130 | Геометрический материал. Определение различных видов геометрических фигур. | С.106-107 | 4 | 20.05 | |||
131 | Самостоятельная работа /«Проверим себя и оценим свои достижения»/ (тестовая форма). | С.108-109 | 5 | 21.05 | |||
132 | Путешествие по таблице «Случаи сложения и вычитания в пределах 20» | 6 | 25.05 |
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения | Примечания |
Печатные пособия | |
Разрезной счётный материал по математике (Приложение к учебнику 1 класса).
| Разрезной материал предназначен для организации самостоятельной практической работы детей, используется на протяжении всего первого года обучения. Включает карточки (цифры, математические знаки), наборы (предметные картинки, геометрические фигуры, монеты, полоски для измерения длины), материал для математических игр («Круговые примеры», «Домино с картинками и цифрами»), заготовки для изготовления индивидуального наборного полотна. Комплект охватывают большую часть основных вопросов каждого года обучения. Материал таблиц позволяет наглядно показать смысл различных количественных и пространственных отношений предметов, приёмы вычислений, зависимости между величинами, структуру текстовых задач различной сложности, способы их анализа и др. В комплект также включены таблицы справочного характера. |
Компьютерные и информационно- коммуникативные средства | |
Электронные учебные пособия: (Диск CD-ROM), авторы С.И Волкова, (Диск CD-ROM), авторы С.И Волкова, С.П. Максимова. | Диски для самостоятельной работы учащихся на уроках (если класс имеет компьютерное оборудование) или для работы в домашних условиях. Материал по основным вопросам начального курса математики представлен на дисках в трёх аспектах: рассмотрение нового учебного материала, использование новых знаний в изменённых условиях, самоконтроль. |
Технические средства | |
1. Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц. 5. Фотокамера. | |
Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование | |
1. Наборы счётных палочек. |
[1] Соответствует учебникам «Математика» для 1—4 классов общеобразовательных учреждений. (Авторы: М.И. Моро, М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова, С.И. Волкова, С.В. Степанова.)
[2] Работа над проектом проводится в течение всего полугодия
[3]∗ Учебный материал, обеспечивающий достижение личностных результатов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программапо русскомуязыку УМК "Перспективная начальная школа"
Рабочая программа по русскому языку УМК "Перспективная начальная школа" включает в себя предметн...
Рабочая программапо окружаещему миру 4 класс.УМК"Школа России"
УМК "Школа России".Рабочая программа ,календарно-тематическое планирование....
Рабочая программапо обучению грамоте (чтение)
Рабочая программа по курсу "Обучение граммоте" разработана на основе Концепции стандарта второго поколения, с учётом авторской программы Н.В.Нечаевой. Программа охватывает добукварный и букварный пери...
рабочая программапо физической культуре
рабочая программа по физической культуре 1 класс...
рабочая программапо физической культуре 3
рабочая программа по физической культуре...
Рабочая программапо курсу «В гостях у сказки» 3 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно – нравственному направлению «В гостях у сказки» составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного станд...
Рабочая программапо Кубановедение
Рабочая программа по Кубановедению составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО. Программа может быть использованна в образовательных учреждениях, возраст учащихся 6,5 - 11 лет....