Конспект урока по теме: Доли и дроби
план-конспект урока по математике (4 класс)

Курипко Олеся Александровна

Урок по теме "Доли и дроби" 4 класс. Перспектива.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx19.8 КБ
Файл prezentatsiya_k_uroku.pptx371.65 КБ
Office presentation icon zayats.ppt200 КБ
Файл zadaniya_k_pitstse.docx85.39 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ УРОКА

Тема урока: «Доли и дроби»

Цели:

– ознакомление учащихся с предметным смыслом дроби и доли, с терминами «дробь», «доля», с записью и чтением дробей;

– формирование навыков определения долей и дробей по предметным моделям.

Тип урока: урок открытия нового знания  

Ход урока.

Этап урока

Деятельность

учителя

 1

Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

Цель: настрой на учебную деятельность

 Прозвенел уже звонок.

Начинается урок.

Куда мы с вами попадём –

Узнаете вы скоро.

В известных мультиках найдём

Помощников весёлых.

А урок начнем с разминки.

Выпрямляем свои спинки,

Вправо, влево повернулись

И друг другу улыбнулись.

Раз, два, три, четыре, пять –

Урок пора нам начинать.

Настроение вначале урока (карандаши)

УСТНЫЙ СЧЕТ, МГ задачи

2

Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

Построение проекта выхода из затруднения.

Цель: реализация образовательных, развивающих, воспитательных задач урока, понимание и осознание темы урока, формирование УУД.

Ребят, вы ничего не заметили необычного у меня на столе? Как вы думаете для чего он здесь?

Вы скажете, причём тут апельсин, когда у нас математика?

МУЛЬТФИЛЬМ  «Апельсин»

Посмотрим, как животные делили апельсин. Смотрите внимательно, после просмотра я задам вам вопросы. 

 3

Постановка учебной задачи.

Цель: учить определять тему урока по заданному заданию, ставить цели по достижению понимания и осознания темы урока, формирование УУД

- Как в мультфильме животные называют равные части?  (дольки)

– Кто из вас был внимательным? Сколько долек было в апельсине? (5)

– Сколько долек получил каждый?  (одну)

- Как вы думаете, апельсин был разделён на равные части?   (да)

- Как  по-другому, можно назвать эти равные части? Слово дольки имеет уменьшительно-ласкательное значение. Подбери однокоренное слово без уменьшительно – ласкательного значения.  (доли)

- А как на языке математики  назвать и записать, какую долю апельсина получил каждый из животных? Кто-нибудь знает? (нет)

Чтобы узнать это вам нужно отгадать загадку. Разгадкой является многозначное слово.

__________________ она бывает математическая, охотничья и барабанная. (дробь)

Сформулируйте тему урока. ДОЛИ И ДРОБИ

Что, на ваш взгляд, нам следует узнать, чему научиться?

Цель урока: узнать, что такое доли и дроби.

Задачи урока: узнать, как образуются доли и дроби, учиться читать и записывать доли в виде дроби.

4

Открытие нового знания (построение проекта выхода из затруднения)

Цель: реализация образовательных, развивающих, воспитательных задач урока, понимание и осознание темы урока, формирование УУД.

- Давайте, определим, что же называют долями? Для этого еще раз вспомним, как животные делили апельсин.

- Сколько частей досталось каждому животному?  

- Что можно сказать про каждую из частей? Какие это части?

Значит, каждому досталось по одной равной части от целого апельсина.

- Сделайте вывод, что такое доля. Доля – это одна из равных частей целого.

Групповая работа.

Кроме апельсина можно еще что-то разделить на доли?

Нам часто в жизни приходится делить целое на части. Представьте, что к вам пришли гости, а у вас 1 пицца. Как быть? Надо делить ее поровну. Возьмите на столе модель “пиццы” (круг).

 I-у варианту пришло 3 гостя + хозяин. Делим на 4 части. А ко II-у варианту пришло 7 гостей + хозяин. Делим на 8 частей. Разрезаем по линии сгиба на части. Доли получили, а как это записать? 

С помощью, каких таких знаков? Для звуков мы используем буквы, для записи чисел – цифры, а как записать доли? Доли мы запишем с помощью дробей.

Дробь – это одна или несколько равных долей, записанных с помощью двух   натуральных чисел, разделенных чертой.

- Сколько частей досталось каждому из вас?  

- Что можно сказать про каждую из частей? Какие это части? 

- Значит, каждому досталось по одной равной части от целой пиццы.

 Фронтальная работа.

Каждый из вас сейчас получил часть пирога, точнее, долю. Какую часть получил ты? (указываю на одного ученика).

В математике пишут короче: https://nsportal.ru/sites/default/files/docpreview_image/2021/01/24/matematika.docx_image1.jpg.  Для записи понадобится 2 клеточки, между ними проводим черту.

ЗАЯЦ

- Охотник отправился в лес, дойдя до места, он внимательно огляделся по сторонам и увидел зайца.(Учащиеся с помощью движений и жестов изображают то, что произносит учитель)

- Охотник прицелился, а заяц попытался скрыться от настигающей его, выпущенной из ружья дроби. Проследите глазами путь, который проделал заяц. - А теперь сильно-сильно зажмурьте глаза и представьте, что произошло дальше.

- Откройте глаза.

- Человек оказался не обычным охотником, а фотоохотником. Вот фотография зайца. Вдобавок ко всему, он оказался изобретателем. Он разрезал фотографию на части и сделал пазлы для своего ребёнка.

Посмотрите, на сколько частей он разрезал фото? Как называется одна доля? Сколько долей занимает фигура зайца? На каких  долях вы видите только снег?

Работа на листах РТ № 1, 2 (взаимопроверка в парах).

-Предлагаю вам поиграть в игру «Идеальная пара» на закрепление знаний, полученных на уроке. Работаем в парах.

 -У вас будут рисунки, изображающие долю от целого, и записи дроби. Нужно соотнести рисунок с нужной записью. Образовав пару.

- СЛАЙДЫ Картинки, определить дроби.

8

Рефлексия

Какова была тема урока?  Какую цель ставили?  Какие задачи?

 - Удалось решить нам поставленную задачу?

 -Что такое доля?

- Что такое дробь?

КАРАНДАШИ СТАКАН УСПЕХА

 Домашняя работа

В завершении нашего урока я хочу угостить всех его участников мандаринами. Но я дам вам не каждому по мандарину, а по одному на двоих.

- Как вы думаете, почему? - Какая часть достанется каждому?

- И еще я хочу сказать: с мандариновой  долькой  я бы сравнила учеников нашего класса и себя. Каждый из нас имеет свою ценность. Отсутствие хоть одного приводит к нарушению целостности. Но ценность каждой личности становится ещё больше, когда эти дольки – личности объединяются. Все мы составляем одно целое. Что же это целое? (4 класс)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Устный счёт 5600 : 100 : 7 * 6 = 12000 : 4000 * 7 * 10 = 720 : 90 * 10 * 9 = 12 * 1000 : 100 : 40 = 3 48 210 720 проверка

Слайд 2

1. Петя прочитал на ценнике стоимость новой модели ноутбука «Сто восемьдесят четыре тысячи двести три». Какое число было написано на ценнике? А) 184 23 В) 184 203 С) 184 230 2 . Школьникам на уроке труда необходимо рассчитать сколько ножек необходимо изготовить для 6 табуреток . Каким способом они это сделают? А) 6*4 В) 6-4 С) 6+4

Слайд 3

3 . Спортивный зал имеет длину 80 м, а ширину 60 м. Во время разминки на уроке физкультуры дети пробежали по периметру зала два круга. Сколько метров пробежали дети? А) 560 м В) 280 м С) 4800 м

Слайд 4

4. Артем опросил учащихся своей школы и узнал, какими видами спорта они увлекаются. Результаты опроса он отразил в диаграмме. Рассмотри её и определи, сколько учащихся увлекаются футболом.

Слайд 5

5. Сегодня, 5 июня начался мой двухнедельный отдых в оздоровительном лагере. Какого числа он закончится? А) 25 июня В) 19 июня С) 18 июня 6. В детской комнате устанавливали книжные полки. В семье у ребят 80 книг. Сколько полок необходимо установить, чтобы разместить все книги, при условии, что на каждую полку поместится по 15 книг? А) 6 В) 5 С) 7

Слайд 6

Доли и дроби

Слайд 7

Цель урока: узнать, что такое доли и дроби. Задачи урока: узнать как образуются доли и дроби; учиться читать и записывать доли в виде дроби.

Слайд 8

Доля – это одна из равных частей целого.

Слайд 9

Дробь – это одна или несколько равных долей, записанных с помощью двух натуральных чисел, разделенных чертой.

Слайд 10

Смоленцева Т.Г Какая часть круга закрашена жёлтым? 1 _ 4 1 _ 5 1 _ 3 1 _ 6 1 _ 2 1 _ 8

Слайд 11

На сколько частей разделили прямоугольник? Сколько частей закрасили? Запиши. _ 3 9 _ 2 6 _ 1 4 _ 7 9 _ 4 6 _ 2 4

Слайд 12

_ 1 4 _ 2 5 _ 1 5 _ 4 5 Какая часть фигуры закрашена?

Слайд 13

_ 1 8 _ 3 8 _ 8 5 _ 3 5 Какая часть фигуры закрашена?

Слайд 14

_ 1 8 _ 3 5 _ 5 8 _ 3 8 Какая часть фигуры закрашена?

Слайд 15

Какая часть фигуры закрашена? _ 1 10 _ 5 10 _ 3 10 _ 3 5

Слайд 16

_ 1 4 _ 2 4 _ 4 4 _ 2 5 Какая часть фигуры закрашена?

Слайд 17

_ 1 6 _ 3 6 _ 3 2 _ 2 6 Какая часть фигуры закрашена?

Слайд 18

_ 1 15 Какая часть фигуры закрашена? _ 3 15 _ 5 15 _ 1 15

Слайд 19

Доля – это одна из равных частей целого.

Слайд 20

Дробь – это одна или несколько равных долей, записанных с помощью двух натуральных чисел, разделенных чертой.

Слайд 21

Творческое задание: придумать занимательную историю, сказку или задачу о долях, о дробях. Можно выполнить задание самостоятельно, можно проконсультироваться у учителя, можно работать с кем-то в паре.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

I вариант

Пришло 3 гостя + хозяин.

II вариант

Пришло 7 гостей + хозяин.

III вариант

Пришло 5 гостей + хозяин.

https://avatars.mds.yandex.net/i?id=301db73ccadb67fac64364cba12e87b91a1e1517-6380060-images-thumbs&n=13 https://avatars.mds.yandex.net/i?id=c92a24094edcc2ba0556037d98b27bb99e549304-4696991-images-thumbs&n=13 

https://avatars.mds.yandex.net/i?id=9babd6e01facfb7b4e854e49b1fb8ea050500d13-8311401-images-thumbs&n=13


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок на тему: Доли. Обыкновенные дроби.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний....

план -конспект урока математики по теме "Доли и дроби" (1-ый урок изучения темы)

План конспект урока по математике в 4 классе по теме "Доли и дроби" (1-ый урок изучения темы)...

Конспект урока по теме "Доли"

Урок математики 4 класс Л.Г.Петерсон "Доли"...

Конспект урока математики.Тема: Доли

Тема урока: Доли.Тип урока: Изучение нового материала.Цель урока: первичное знакомство с понятием «Доля», учить называть, записывать, сравнивать доли; закреплять знание табл...

Конспект урока математики.Тема: Доли

Тема урока: Доли.Тип урока: Изучение нового материала.Цель урока: первичное знакомство с понятием «Доля», учить называть, записывать, сравнивать доли; закреплять знание табл...