урок математики в 4 классе тема "доли и дроби"
план-конспект урока (математика, 4 класс) по теме

Диченская Ирина Николаевна

конспект урока с презентацией

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ Астаховская СОШ

Каменского района Ростовской области

Урок математики

в 4 классе

тема «Доли и дроби»

Учитель:  Диченская И.Н.

Урок математики в 4 классе тема «Доли и дроби».

Цель урока: дать общее представление о долях, научить учащихся называть, записывать и сравнивать доли

Задачи урока:

-    обучающие – ввести новое понятие «доля числа», учить определять долю числа, записывать дроби, познакомить с терминами «доля», «дробь», «числитель», «знаменатель»;

 -    развивающие – развивать логическое мышление, математическую речь, навыки устного счета, внимание, память, мышление;

-    воспитывающие  – воспитывать коллективизм, аккуратность.

Ход урока

I.            Организационный момент

Мы урок начнем с разминки.

Выпрямляем свои спинки,

На носочках потянулись,

Вправо, влево повернулись

И друг другу улыбнулись.

Раз, два, три, четыре, пять –

 Урок пора нам начинать.

        Я, рада, что у вас хорошее настроение, ведь улыбка -  залог успеха в любой работе. Пусть на уроке вам помогут ваша сообразительность, смекалка и те знания, которые вы уже приобрели.

- Откройте тетради и запишите дату и классная работа.

II.            Актуализация знаний.

Для того, чтобы познакомиться с темой сегодняшнего урока мы должны выполнить несколько заданий. Итак начнём с разминки.

Устный счёт

270 * 2 =540                                    33 : 5 = 6(ост 3)

640: 320= 2                                     600 * 9 = 54

(46 + 14 ): 5=12                                                             1 : 2= ?

-Как 1 разделить на 2? Ответы детей

Проблема?

 -Вычислив значения выражений и расположив их в порядке возрастания, вы узнаете тему урока, которая поможет нам разрешить данную проблему: (Слайд 2)

О 6300 : 100 : 7 x 9 = 81

Л 12000 : 4000 х 7 х 10 = 210

И 720 : 90 x 10 x 8 = 640

Д 90 x 30 : 100 x 1000= 27000

Д 16 x 100 : 10:40 = 4

Р 450:50 х1000х4 = 32000

О 160:8х100х20=40000

Б 17х3х1000 = 51000

И 9х781000 = 63000

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                 

II Сообщение темы урока  (Слайд 3)

Тема сегодняшнего урока-«Доли и дроби»

 III.       Знакомство с темой урока.

– Людям часто приходится делить целое на доли. А помните известный мультик «Апельсин» Посмотрим, как животные делили апельсин.  Смотрите внимательно, после просмотра я задам вам вопросы.  (Слайд 4)

- Как в песенке, животные называют равные части?  (Дольки).

– Кто из вас был внимательным? Сколько долек было в апельсине? (Пять долек).

– Сколько долек поучил каждый?  (Одну дольку апельсина).

- Как вы думаете, апельсин был разделён на равные части?   (Да).

- Как по – другому, можно назвать эти равные части? (Доли).

VI.     Постановка учебных задач.

- Как на языке математики  назвать и записать, какую долю (часть) апельсина получил каждый из животных? ( Не знаем)

- Что, на ваш взгляд, нам следует узнать, чему научиться? (Научиться записывать, называть и сравнивать доли).

- В результате совместных рассуждений, мы определили цель урока. (Научиться записывать, называть и сравнивать доли).  (Слайд 5)

V.   Работа над формированием понятий «Доли» и «Дроби».

- Давайте, определим, что же называют долями? Для этого еще раз вспомним, как животные делили апельсин

- Сколько частей досталось каждому животному?  ( По одной части).

- Что можно сказать про каждую из частей? Какие это части? (Равные).

- Значит, каждому досталось по одной равной части от целого апельсина.

- Сделайте вывод, что такое доля. (Доля – это одна или несколько равных частей целого.)

(Слайд 6)

 (На доске появляется запись: 1 часть из 5). (Слайд 7)

В математике пишут короче: 1/5.  Для записи понадобится 2 клеточки, между ними проводим черту. Число под чертой показывает, на сколько равных частей мы разделили предмет, а над чертой – сколько таких частей взяли. Читаем запись, запишите.

- Когда мы «делим»  натуральные числа, то используем знак (:).

- Но в математике есть еще один знак деления, он называется, «дробная черта» - соответственно числа, записанные с этим знаком, называются дробными.

- Кто догадался, как называется данная запись?  (Дробь).

-  Верхняя часть дроби называется числителем, а нижняя – знаменателем.

- Что обозначает знаменатель в записи дроби? (На сколько частей разделили предмет).

- Что обозначает числитель? (Сколько частей взяли).

VI.   Отработка умения находить часть от целого и обозначать её дробью.

1) Практическая работа.

-Возьмите полоску бумаги длиной 6 см и согните её пополам. Сколько равных частей получилось?  (Две равных части).

- Верно. Каждая часть – это половина полоски или одна вторая часть полоски.

-А как получили1/2 часть полоски? (Согнули полоску пополам и взяли только одну часть).

-Закрасьте одну такую долю полоски.

- Кто догадался, как можно найти длину половины полоски?  (Измерить линейкой.

 6 : 2 = 3 см).

Запись в тетради.    (Слайд 8 )

-Возьмите полоску длиной 8 см и разделите её на 4 равные части. Чтобы разделить на 4 равные части, надо знать длину 1/4 части. Как узнать длину 1/4части? ( 8 : 4 = 2 см)

- Правильно. Разделите по линейке полоску, согните и покажите мне 1/4 часть.

Запись в тетради. (Слайд 9)

ФИЗМИНУТКА.

Потрудились - отдохнём,

Встанем, глубоко вздохнём,

Руки в стороны, вперёд,

Влево, вправо поворот.

3 наклона, прямо встать.

Руки всем вверх поднять.

Руки плавно опустили,

Всем улыбки подарили.

2) Сравнение дробей.

(Слайд 10)

- Пока мы отдыхали, к нам пришли гости, и мы их будем угощать шоколадкой.

- На сколько частей нужно разделить шоколадку? (На три части).

- Какую долю получит каждый гость? (1/3)

- Запишите дробь. Проверьте себя .

-  А у нас еще гости, давайте и их  угостим шоколадкой.

- На сколько частей надо ее разделить? (6 детей, значит на 6 частей)

- Какую долю получит каждый гость? (1/6)

- Запишите дробь. А теперь давайте сравним доли. Поставьте знак сравнения. Какой знак вы поставили? (1/3 больше, чем 1/6)

-Объясните, почему ведь 3 меньше, чем 6? (1/3 часть больше, так как разделили всего на 3 части, а 1/6 часть меньше, потому что чем больше частей, тем меньше часть).

Вывод: чем больше частей, тем меньше доля.

- И действительно, сравните части шоколадки на рисунке. 1/3 часть размером получается больше, чем 1/6.      (Слайд 11)

(Слайд 12)

- А теперь посмотрите, как разрезали торт. Сколько частей получилось?

- А если мы возьмем одну часть, какая это будет доля?

(Здесь в вопросе ловушка, так как доля – это  равная часть, а торт разрезан на неравные части)

- Можем ли мы эти части записать дробью? (Нет, так как это не доли, доли – это равные части)

V II.    Закрепление нового материала.

  1. Самостоятельная работа с ноутбуками. Один ученик работает у доски. (Слайды 13, 14, 15)

2. Работа по учебнику

1. Стр. 110№324. (уст)

2. Стр. 111 № 325 (пис)

– Прочитаем задание.

 – Какую фигуру надо начертить? (Квадрат ).

 – Чему равна сторона квадрата?

- Начерти в тетради квадрат, длина стороны которого 3см. Раздели его на равные части так, чтобы можно было закрасить одну вторую его часть, одну четвёртую.

 - Почему именно равных?

- Нужна доля, значит, части должны быть равными.

 - На сколько частей будем делить, чтобы получить 1/16?   (На 16 частей.)

_ Сколько клеточек будет в одной шестнадцатой  доле? Какой формы будет эта доля?

(Квадрат).

 - Раскрасьте ее, подпишите внизу эту долю.

VIII. Домашнее задание  (Слайд 16)

  Задание на сообразительность.

(Слайд 17, 18)

- А теперь проверим вашу сообразительность. Сыр нужно разделить на 8 частей, сделав только 3 разреза. Попробуйте решить ее, можете посовещаться с соседом. Подготовьтесь для объяснения.

После выступления детей с вариантами решения, проверка по слайду.

- Какая часть сыра осталась на блюде? (половина, ½, 4/8)

Здесь учитель может подвести детей к тому, что можно брать несколько долей, если осталось 4 части из 8, то это 4/8, значит 4/8 и ½ это равные доли. Пропедевтика изучения обыкновенных дробей.

IX. Итог урока

– Какая тема урока была?

- Какие задачи мы перед собой ставили?

 – Что такое доля?

 – Как называется число, которое пишем над чертой?

 – Что показывает числитель?

 – Как называется число, которое под чертой?

 – Что показывает знаменатель?

 – А ещё мы учились сравнивать доли. Какой вывод сделали?

– Урок закончен. Спасибо! (Слайд 19)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

640 51000 81 7 40000 4 63000 210 27000 32000 р д о л и д р о б и

Слайд 3

Тема: «Доли и дроби»

Слайд 4

Мы делили апельсин.

Слайд 5

ЦЕЛЬ УРОКА: Научиться записывать, называть и сравнивать доли.

Слайд 6

Доля – это одна или несколько равных частей целого

Слайд 7

1 часть из 5 1 5 числитель знаменатель

Слайд 8

6 см Половина (одна вторая доля) целого записывается так: 1 2

Слайд 9

8 см Четверть (одна четвёртая доля) целого записывается так: 1 4

Слайд 10

1 3 1 3 1 3 1 6 1 6 1 6 1 6 1 6 1 6

Слайд 11

Вывод Чем больше частей, тем меньше доля

Слайд 13

Какая доля фигуры закрашена?

Слайд 14

Какая доля фигуры закрашена?

Слайд 15

Какая доля фигуры закрашена?

Слайд 16

Домашнее задание С. 113 № 330, № 332

Слайд 17

Как разрезать головку сыра на 8 равных долей, сделав только три разреза?

Слайд 18

2 доли 4 8 долей Какая часть сыра осталась на блюде? Решение

Слайд 19

СПАСИБО ЗА УРОК


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики. 3 класс. (система Занкова) Тема: Дроби. Преобразование смешанного числа в неправильную дробь

Урок математики в 3 классе по системе Занкова на тему "Дроби. Преобразование смешанного числа в неправильную дробь"+ презентация.Учебник Аргинской...

Правильные и неправильные дроби. Урок математики, 4 класс, "Школа 2100"

Цели урока.1.  Познакомить с правильными и неправильными дробями.2.  Закрепить умения складывать вычитать дроби.3.   Совершенствовать вычислительные навыки.4.   Развивать...

План конспект урока математики 4 класс программа "Гармония" по теме "Доли, дроби".

Урок проводится в групповой форме. Этот урок является обобщающим в теме, итог деятельности учащихся на уроке это создание проекта" Математической газеты " каждой группой.В урока учащиеся закрепляют ма...

План-конспект урока математики 4 класс Тема: «Дробь и её компоненты».

План-конспект урока  математики 4 класс Тема: «Дробь и её компоненты».Цели: • формирование знаний, умений, навыков действий с дробями; повторение ед. измерения. • ...

Урок математики 3 класс Доли и дроби

Во время урока учащиеся научатся определятть доли и сравнивать их; вести диалог, проводить практические наблюдения....