"Деление с остатком.Терминология" (УМК "Гармония")
план-конспект урока по математике (4 класс) на тему
Урок позволяет учащимся освоить предметный смысл деления с остатком. В ходе урока ребята пытаются стать "философами", учатся рассуждать и доказывать свои предположения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka.docx | 29.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока математики в 4 «б» классе
Савиной Елены Станиславовны, учителя первой квалификационной категории
МБОУ «Средняя школа №5»
Тема: «Постановка учебной задачи. Запись деления с остатком. Терминология»
(Учебник: Математика 4 класс Истомина Н.Б.(1 часть)
Формируемые умения/ личностные качества
(планируемые результаты обучения)
Предметные умения:
- Формировать умение делить с остатком.
- Совершенствовать владение приёмами табличного и внетабличного умножения и деления.
Универсальные учебные действия:
Личностные УУД:
- Формировать положительную мотивационную основу учебной деятельности;
- Способствовать развитию самооценки;
- Формировать уважительное отношение к мнению других людей.
Регулятивные УУД:
- Выделять и осознавать то, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить;
или учиться определять границы собственных знаний; Оставить что-то одно
- Ставить учебную задачу, понимать её практическую значимость.
- Планировать совместно с учителем свои действия;
- Организовывать свою деятельность, в соответствии с составленным планом;
- Оценивать связь между целью деятельности и её результатом;
- Осуществлять самоконтроль.
Познавательные УУД:
- Проводить наблюдения за объектами предмета,
- Вычерпывать информацию, представленную схематически;
- Анализировать, сравнивать объекты, делать умозаключения, выводы.
Коммуникативные УУД:
- Учиться формулировать цель деятельности на уроке;
- Сотрудничать с учителем, одноклассниками;
- Отвечать на вопросы учителя.
Тип урока: Урок знакомства с новым материалом
Оборудование: персональный компьютер, мультимедийный проектор, учебник (Истомина Н.Б. Математика: 4 класс: Учебник. – Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2014), раздаточный материал,
Цель урока:
Помочь освоить предметный смысл деления с остатком;
продолжить работу по усвоению взаимосвязи компонентов и результата при делении с остатком;
совершенствовать навык табличного и внетабличного умножения и деления.
Содержание урока
Этапы | Ход урока |
1.Оранизационный момент, мотивация | - Ребята, сегодняшний урок мне хочется начать высказыванием: «Не по чужой, по доброй воле, он стал разумен и велик». (Слайд 2) – Как вы думаете, о каком человеке так говорят? (Ответы детей) - В конце 1730 года, будучи уже девятнадцатилетним юношей, Михайло Ломоносов ушел в Москву учиться. Им был проделан путь около 1100км за три морозные недели и в январе 1731 года он прибыл в Москву. А.С. Пушкин сказал о нем так: «Историк, риторик, механик, химик, математик, минералог, художник, стихотворец». |
2.Актуализация знаний и фиксирование момента затруднения. | – Возьмите лист для исследований. Выявите закономерность и запишите ряд чисел. (Слайд 5 ) - Если вы справились с заданием, возьмите за это жетон. - Предлагаю вам несколько задач. Запишите решение каждой в виде выражения и найдите его значение. 1.Ломоносов закупил для опытов 16 пробирок для соли, а для воды 80 пробирок. На сколько больше пробирок он закупил для воды, чем для соли? 2.Площадь стола у М.В.Ломоносова составляет 32 кв.дм. Площадь, занятая книгами в 4 раза меньше. Какая площадь занята книгами? 3.За 1 день Михайло Ломоносов изучил 10 букв латинского алфавита. Сколько букв он изучит за 3 дня? - Возьмите жетон, если выполнили задание правильно. - В ваших листах записаны выражения, найдите их значения.(Слайд 6) 35:7 3600:9 12:2 240:3 48:4 420:6 14:4 -Можно взять жетон тем, кто решил примеры правильно. -Какой пример вызвал затруднение? -Каждому числу в ответе соответствует определенная буква, составьте слово. -Какое слово у вас получилось? 400 12 6 70 5 70 400 80 Ф и л о с о ф ы |
3. Выявление места и причины затруднения | – Запишем пример, который вызвал затруднение, мои дорогие философы. (14:4). Можем ли мы его решить? (Ответы детей: я не могу, а если могу, то не могу обосновать ответ) – Почему не смогли разделить? (Не знаем способ деления с остатком) - Какова цель сегодняшнего урока? (Открытие нового способа деления с остатком.) |
4. Реализация проекта | – Сейчас вам предстоит работать в группах. Пользуясь учебником, познакомьтесь с рассуждениями героев Миши и Маши на с.38-39 и приготовьтесь объяснить, как выполнять деление в таких случаях. Идет работа в группах; проверка и защита проекта от групп. - Что предлагают сделать наши герои в первую очередь? (Нужно сделать рисунок). Продемонстрируйте это на доске. - Какое равенство вы можете записать к данному рисунку? - Как называются компоненты при делении с остатком? (Слайд 7 ) - Как вы можете сформулировать правило, соблюдаемое при делении? (Слайд 8) - Ребята, которые давали правильные ответы, могут взять по жетону. – Молодцы! Мои дорогие маленькие философы! Я думаю, что М.В. Ломоносов был бы за вас рад! Потрудились вы на славу, пора и отдохнуть! |
5.Динамическая пауза | -Предлагаю вам игру «Топай-хлопай». Я буду вам показывать выражения. Если это будут табличные случаи деления, вы должны хлопнуть в ладоши. Если случай не из таблицы, вам нужно топнуть. |
6. Использование открытого способа деления с остатком | – А как, вы думаете, мои маленькие философы, достаточно ли имеющихся у нас знаний? - Теперь обратитесь к учебнику – нашему другу и помощнику (стр.40№104).(Слайд 10) - Ученики, комментирующие задания, могут получить по жетону. |
7.Самостоятельная работа по эталону | - Поработайте в группе и выполните рисунки к равенствам (стр.40 №105) |
8.Включение в систему знаний | – Перед вами задача, давайте прочитаем(Слайд) 11 Во время эксперимента, который проводил М.В. Ломоносов, он взял 46 медных шариков и разложил их в 5 пробирок. Сколько шариков получилось в каждой пробирке? 46 : 5 = 9 ш. (ост. 1) – в каждой пробирке. (Комментарий: 46 без остатка не делится на 5; значит, узнаю сколько раз по 5 содержится в 46 (9 и 1 остаток). Проверяю: делимое 46 равно произведению делителя 5 и частного 9 + остаток 1. Ученик, который решал задачу, берет себе жетон. |
9.Рефлексия учебной деятельности | – Какую цель ставили? (Научиться делить с остатком) - И я, и Ломоносов М.В. конечно рады, что вы такие отличные философы-исследователи! Д.З. стр.41 №107 стр.40 уч.правило – А теперь поднимите руки те, у кого 4-5 звездочек – эти ребята получают отметки «5», у кого 3 звездочки, получают – «4». Остальные постарайтесь потренироваться дома и на следующем уроке вы обязательно получите высокие отметки. -Хочется урок закончить стихотворением.(Слайд 13) – Урок окончен. Спасибо за урок! |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок математики во 2-м классе по теме "Табличное умножение и деление числа 2 и соответствующие случаи деления, закрепление"
Решение образовательных задач урока соответствует требованиям программы по математике для 2 класса начальной школы по программе “Школа России”.Структура урока полностью соответствует логике пров...
методическая разработка "Деление нацело и деление с остатком"
Конспект урока математики "Деление нацело и деление с остатком"(4 класс. УМК "Перспективная начальная школа")...
Урок по математике 2 класс. Истомина Н.Б.Тема: Деление числа на 1, на само себя, деление нуля на число, невозможность деления на нуль.
Открытый урок математики был проведён перед аттестацией для коллег школы и администрации. Был отмечен плавный переход от одного этапа урока к другому, удачный подбор заданий к устному счёту и ум...
«Умножение и деление. Умножение и деление с числами 1, 0. Деление на 0. Повторение, закрепление»
Цель урока: закрепление знаний таблицы умножения и соответствующих случаев деления. Задачи:• повторение и закрепление знаний табличных случаев умножения и деления, • способствовать воспитанию акт...
Конспект урока по математике "Деление на число 1.Деление числа на само себя. Деление числа 0 на натуральное число" 3 класс
Конспект урока по математике "Деление на число 1.Деление числа на само себя. Деление числа 0 на натуральное число" 3 класс ПНШ...
Устные приемы деления вида 600:20, 5600:800. Деление с остатком на 10, 100, 1000. Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями.
Устные приемы деления вида 600:20, 5600:800. Деление с остатком на 10, 100, 1000. Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями....
Урок математики в 3а классе на тему "Деление на число 1. Деление числа на само себя. Деление числа 0 на натуральное число."
Урок математики в 3а классе проведен по ОС "ГАРМОНИЯ". ЭТО УРОК ОТКРЫТИЯ НОВЫХ ЗНАНИЙ. ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ УРОКА :1. Учить делить число на число 1. Делить число на само себя. Делить число 0 на нат...