программа дополнительного образования детей "Умники и умницы"
план-конспект занятия по математике (1 класс) на тему
Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию. Не менее важным фактором реализации данной программы является и стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному вопросу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
программа | 84.04 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ИЗБЕРДЕЕВСКАЯ НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА – ДЕТСКИЙ САД»
Рассмотрена и рекомендована к утверждению педагогическим советом Протокол № ___ от _____2015года | Утверждаю Директор МБОУ «Избердеевская НШДС» ______________ Е.Н. Припадчева Приказ № ____ от _________2015 года |
Программа
дополнительного образования детей
«Умники и умницы»
для обучающихся младшего школьного возраста,
срок реализации 1 год
Составители:
Шибина Л.С.
Борщева Т.Н.
воспитатели группы
продленного дня
с.Петровское
2015 г.
КРАТКАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ СПРАВКА
Сведения о составителях:
Шибина Людмила Сергеевна, воспитатель группы продленного дня, 1 категория.
Борщева Татьяна Николаевна, воспитатель группы продленного дня.
Информация о программе:
Программа курса «Умники и умницы» разработана для внеурочных занятий с учащимися 1 классов. Данная программа носит интеллектуально – познавательную направленность, рассчитана для детей в возрасте 6 -7 лет, занятия 5 часов в неделю, реализуется с 2015 года.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа «Умники и умницы» направлена на формирование у школьников мыслительной деятельности, культуры умственного труда; развитие качеств мышления, необходимых образованному человеку для полноценного функционирования в современном обществе.
Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию. Не менее важным фактором реализации данной программы является и стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному вопросу.
Содержание программы соответствует познавательным возможностям младших школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая учебную мотивацию.
Особенностью курса является занимательность предлагаемого материала, более широкое использование игровых форм проведения занятий и элементов соревнования на них. На занятиях в процессе логических упражнений дети практически учатся сравнивать объекты, выполнять простейшие виды анализа и синтеза, устанавливать связи между понятиями, предлагаемые логические упражнения заставляют детей выполнять правильные суждения и приводить несложные доказательства. Упражнения носят занимательный характер, поэтому они содействуют возникновению интереса у детей к мыслительной деятельности.
Направленность дополнительной образовательной программы: художественно - эстетическая.
Новизна:
Новизна данной программы определена федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования.
Актуальность:
Актуальность данной программы обусловлена ее практической значимостью. Дети могут применить полученные знания и опыт в дальнейшей жизни. Квалифицированное руководство со стороны педагога должно способствовать активности детей, развитию детской одаренности.
Программа вводит ребенка в удивительный мир знаний, дает возможность поверить в себя, в свои способности, предусматривает развитие у обучающихся интеллектуальных, познавательных способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности.
Цель программы – формирование у учащихся развития логического мышления, внимания, памяти, творческого воображения, наблюдательности, последовательности рассуждений и его доказательности.
Задачи программы:
обучающие:
- Расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики.
- Умение отвлекаться от всех качественных сторон предметов и явлений.
- Умение делать доступные выводы и обобщения.
- Обосновывать свои мысли.
развивающие:
- расширять интеллектуальный кругозор.
- развивать мелкую моторику рук.
- развивать внимание, память
воспитывающие:
- воспитывать усидчивость, аккуратность.
- адаптировать детей к школе.
- воспитывать эстетический вкус, чувство прекрасного.
Возраст обучающихся:
Программа дополнительного образования детей по интеллектуально – познавательному направлению «Умники и умницы» предназначена для обучающихся 1 класса. Для обучения в объединении принимаются мальчики и девочки 6-7 лет. Оптимальное количество детей в объединении 15-20 человек.
Сроки реализации и режим занятий
Программа рассчитана на проведение теоретических и практических занятий на один год. Объединение комплектуется из учащихся 1 классов. Режим работы – 5 часов в неделю. Длительность занятия: 30 минут - занятие, 15 минут – отдых, игры, 30 минут – закрепление.
Содержание программы реализуется на занятиях следующих видов: учебные (теоретические и практические занятия, экскурсии); контрольные. Итоговые занятия по изученной теме могут быть одновременно и учебными и контрольными. Основным видом занятий является практическое.
Программа является примерной и носит вариативный характер. В зависимости от уровня знаний детей, от возникающих в процессе обучения ситуаций педагог может несколько увеличить или уменьшить время изучения отдельных тем при условии, что в результате будет обеспечено сознательное и прочное усвоение детьми всего материала, предусмотренного программой. А так же педагог может вносить в неё изменения в зависимости от своих интересов и пожеланий детей, материальной обеспеченности. Но при этом должен решать основные задачи.
Формы работы:
- Индивидуальная
- Групповая
- Коллективная
Формы и методы, используемые при реализации программы 1 года обучения:
в обучении:
- практический: упражнения, практические работы, практикумы.
- наглядный: использование схем, таблиц, иллюстрации, рисунков;
-нестандартный: эстафета, конкурс, викторина, чаепитие;
в воспитании:
- методы воспитания в детях любовь к своей родине: беседа, рассказ;
- методы организации самостоятельности: упражнения, приучение, требования, создание воспитательных ситуаций;
- методы стимулирования поведения и деятельности: поощрения, игра.
Формы организации занятий: беседы, игры, конкурсы.
Организация занятий:
Программа объединения «Умники и умницы» предлагается для обучающихся начальных классов, обладающих усидчивостью, умеющих владеть собой и логически точно выражать свои мысли, а самое главное активных.
Реализация данной программы рассчитана на один год, 165 часов, 5 часов в неделю.
Работа объединения строится с учетом задач образования и комплексного подхода к развитию школьников. Занятия носят преимущественно практический характер, лишь небольшая часть проводится теоретически.
Педагогические технологии, используемые в программе:
- Технология развивающего обучения.
- Технология коллективной творческой деятельности.
- Технология коллективного совместного обучения.
- Технология проектного обучения.
- Игровые технологии.
Предполагаемые результаты:
Занятия должны помочь учащимся:
∙ усвоить основные базовые знания по основным предметам; их ключевые понятия;
∙ помочь учащимся овладеть способами исследовательской деятельности;
∙ формировать творческое мышление;
∙ способствовать улучшению качества решения задач различного уровня сложности учащимися; успешному выступлению на олимпиадах , играх, конкурсах.
Ресурсное обеспечение программы:
Кадровое обеспечение
Педагог, осуществляющий образовательную деятельность по программе, должен иметь высшее или среднее специальное образование, а также обладать необходимыми знаниями по детской психологии.
Материально ― техническое обеспечение
Занятия должны проходить в светлом, сухом, достаточно просторном помещении. Для реализации образовательной программы необходимо мультимедийное оборудование.
В процессе работы по данной программе можно использовать информационно методические материалы: Игры, конкурсы, сценарии, викторины, а также методическую литературу из прилагаемого к программе списка.
Дидактический материал:
- Детские журналы, книги, публикации
- Схемы,
Ожидаемые результаты и способы определения их результативности:
В процессе обучения и воспитания у обучающихся формируются познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные универсальные учебные действия.
Основная образовательная программа учреждения предусматривает достижение следующих результатов образования:
- Личностные результаты – готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно- смысловые установки выпускников начальной школы, отражающиемих индивидуально – личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ российской , гражданской идентичности;
- Метапредметные результаты – освоение обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);
- Предметные результаты – освоение обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.
Личностными результатами программы внеурочной деятельности по интеллектуально-познавательному направлению «Умники и умницы» является формирование следующих умений:
- Определять и высказывать под руководством учителя самые простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
- В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности по интеллектуально-познавательному направлению «Умники и умницы» - является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
- Регулятивные УУД:
- Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
- Проговаривать последовательность действий на уроке.
- Учить высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией, учить работать по предложенному учителем плану.
- Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
- Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
- Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
2. Познавательные УУД:
- Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
- Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков).
- Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника, ориентированные на линии развития средствами предмета.
3. Коммуникативные УУД:
- Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
- Слушать и понимать речь других.
- Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).
- Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
- Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
- Средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых группах (в приложении представлены варианты проведения уроков).
Форма подведения итогов реализации программы
дополнительного образования детей
Формами подведения итогов являются участие воспитанников в конкурсах разного уровня (школьных, районных, областных, всероссийских), открытые занятия, массовые мероприятия, мастер-классы. Эффективность реализации программы оценивается количеством полученных призовых мест, грамот, дипломов.
Хорошим показателем эффективной реализации программы являются достойный уровень общего развития ребенка, положительное отношение к окружающему миру, стремление к самостоятельной деятельности
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
объединения «Умники и умницы» (5 часов в неделю)
№ п/п | Название разделов, тем | Количество часов | ||
Всего | Теория | Практика | ||
Грамотей | ||||
1. | Вводное занятие Беседа. Знакомство. | 2 | 1 | 1 |
2. | Устная и письменная речь. Составление рассказа по картинкам. Слово и предложение. | 5 | 3 | 2 |
3. | Гласные и согласные звуки. Чтение слогов. Мягкие и твердые согласные. Чтение предложений. Мягкий и твердый знаки. Чтение текста. | 12 | 2 | 10 |
4. | Русский алфавит. Как хорошо уметь читать. | 2 | 1 | 1 |
5. | Русское народное творчество. Пословицы. Поговорки. Загадки. Сказки. | 5 | 1 | 4 |
6. | Стихи и рассказы русских писателей и поэтов. Веселые стихи. Расскажи сказки. Рассказ и стихотворение. Звучащие стихи. | 6 | 1 | 5 |
7. | Стихи и рассказы о детях. Как Незнайка сочинял стихи. Сочиняем сказку. | 3 | 3 | |
Итого: | 35 | 9 | 26 | |
Эрудит | ||||
1. | Вводное занятие | 1 | 1 | |
2. | Развитие глазомера. Игра «Задумай число» Упражнение на проверку знания нумерации. Игра «Веселый счет» | 6 | 1 | 5 |
3. | Сравнение фигур. Геометрические фигуры и их виды. Отгадывание ребусов. Задачи в стихах. Задачи-смекалки. Игра «На 5 больше, на 5 меньше» | 8 | 3 | 5 |
4. | Математическая газета. Игра «Какая фигура исчезла» Занимательные задачки на сложение. Игра «Веселый счет» | 4 | 1 | 3 |
5. | Веселые задачки. Игра «Число дополняй, а сам не зевай» Составление ребусов. Задачки в стихах. | 6 | 1 | 5 |
6. | Любимые фигуры. Как получить новые фигуры. Конструирование геометрических фигур. Игра «Задумай число» | 5 | 2 | 3 |
7. | Равно, больше или меньше. Логические упражнения. Веселые числа. Счет по порядку. | 5 | 1 | 4 |
8. | Математическая викторина. Турнир «Смекалистых» | 1 | 1 | |
ИТОГО: | 36 | 10 | 26 | |
Я познаю мир | ||||
1. | Вводное занятие Я познаю себя. Мир моими глазами. Как устроены наши глаза. Нарушение зрения. Игра «Зрительный обман» Игра «Чьи глаза» Значения основных цветов. Игра «Что пропало» | 11 | 7 | 4 |
2. | В лабиринте запахов. Как устроен нос. Восприятие запаха. Игра «Угадай чей нос» Игра «Ловец запахов» | 5 | 3 | 2 |
3. | На кончике языка. Как устроен язык. Основные вкусы. Игра «Вкусовое безобразие» | 6 | 3 | 3 |
4. | Симфония звуков. Строение уха. Беседа «Чуткий слух» Игра «Угадай кто» | 5 | 2 | 3 |
5. | Правильное питание. Кто, где и как живет? Кто человеку друг? По страницам Красной книги. | 4 | 4 | |
Итого: | 31 | 19 | 12 | |
Отработка навыков письма | ||||
1. | Вводное занятие Знакомство с прописью. Письмо коротких и длинных наклонных линий. Знакомство с основным алгоритмом письма | 5 | 2 | 3 |
2. | Письмо букв. Верхнее соединение букв. Нижнее соединение букв. Среднее соединение букв. | 7 | 7 | |
3. | Письмо букв. Списывание прописного образца. Списывание слов с печатного текста. Сравнение написания букв с петлей внизу. Сравнительный анализ букв. | 12 | 12 | |
4. | Списывание прописного текста. Списывание печатного текста. Письмо под диктовку. | 5 | 5 | |
5. | Закрепление. Обобщение. | 2 | 1 | 1 |
6. | ИТОГО: | 31 | 3 | 28 |
Будь здоров | ||||
1. | Я уже школьник. Мои сверстники и друзья. Друзья Вода и Мыло. Глаза – главные помощники человека. Уход за ушами. Здоровые зубы и уход за ними. Как сохранить улыбку красивой. Личная гигиена школьника. Режим дня школьника. Зачем человеку кожа. Если кожа повреждена. | 11 | 8 | 3 |
2 | Питание – необходимое условие для жизни человека. Здоровая пища для всей семьи. Сон – лучшее лекарство. Настроение в школе. От улыбки станет всем светлей. Поведение в школе. Я среди других. Твоя одежда. Полезные и вредные привычки. Полезные и вредные привычки. | 10 | 7 | 3 |
3 | Скелет – наша опора. Осанка – стройная спина! Правила поведения на улицах и дорогах. Правила поведения в транспорте. Мой дом и опасности в нём. Подвижные игры. | 11 | 10 | 1 |
4 | Дружная семья: отдыхаем вместе. Они хотят, чтобы их понимали. Хорошо бы дожить до старости. Если хочешь быть здоров, закаляйся! Правила закаливания. Скоро лето: правила поведения на водоёме. Доктора природы. Итоговое занятие. | |||
5 | ИТОГО: | 32 | 25 | 7 |
Содержание изучаемого курса
Грамотей
Раздел 1.Вводное занятие
Тема 1.1.Беседа. Знакомство.
Тема 1.2.Ознакомление с планом работы объединения.
Раздел 2. «Устная и письменная речь»
Тема 2.1.Составление рассказа по картинкам.
Тема 2.2.Слово и предложение.
Тема 2.3. Слог, ударение. Звуки в словах: гласные, согласные.
Раздел 3. «Гласные и согласные звуки и буквы»
Тема 3.1. Чтение слогов. Мягкие согласные звуки. Твердые согласные звуки.
Тема 3.2. Мягкие глухие согласные звуки.
Тема 3.3. Мягкий и твердый разделительные знаки.
Тема 3.4. Чтение предложений. Составление рассказа.
Раздел 4. «Русский алфавит»
Тема 4.1.Как хорошо уметь читать.
Тема 4.2.Алфавит.
Раздел 5. «Русское народное творчество»
Тема 5.1.Пословицы. Поговорки. Загадки.
Тема 5.2. Русские народные сказки.
Раздел 6. «Стихи и рассказы русских писателей и поэтов»
Тема 6.1. Веселые стихи
Тема 6.2.Расскажи сказки.
Тема 6.3. Рассказ и стихотворение.
Раздел 7. Стихи и рассказы о детях.
Тема 7.1.Как Незнайка сочинял стихи.
Теа 7.2. Сочиняем сказку.
Эрудит.
Раздел 1. Вводное занятие
Тема 1.1. Беседа. Инструктаж по технике безопасности.
Раздел 2. «Развитие глазомера»
Тема 2.1. Как развивать глазомер?
Тема 2.2. Упражнения на проверку знания нумерации чисел. Игра «Задумай число»
Тема 2.3. Игра «Веселый счет»
Раздел 3. «Сравнение фигур»
Тема 3.1. Геометрические фигуры и их виды.
Тема 3.2. Отгадывание ребусов.
Тема 3.4. Задачи в стихах.
Раздел 4. «Математическая газета»
Тема 4.1. Занимательные задачи на сложение.
Тема 4.2. Игра «Веселый счет»
Раздел 5. «Веселые задачки»
Тема 5.1. Составление ребусов.
Тема5.2.Задачи в стихах.
Тема 5.3.Задачи – шутки. Игра «Число дополняй, а сам не зевай».
Тема 5.4. Загадки.
Раздел 6. «Любимые фигуры»
Тема 6.1. Как получить новые фигуры?
Тема 6.2. Конструирование геометрических фигур. Разрезание фигур на части.
Раздел 7. «Равно, больше, меньше»
Тема 7.1. Логические упражнения.
Тема 7.2. Веселые числа. Счет по порядку по 1, 2, 3.
Раздел 8. Математическая викторина
Тема 8.1. Турнир «Смекалистых»
Я познаю мир
Раздел 1. Вводное занятие.
Тема 1.1. Беседа. Инструктаж по технике безопасности.
Раздел 2. «Я познаю себя»
Тема 2.1. Мир моими глазами.
Тема 2.2. Как устроены наши глаза.
Тема 2.3. Нарушение зрения. Игра «Зрительный обман»
Тема 2.4. Глаза представителей животного мира. Игра «Чьи глаза»
Тема 2.5. Яркая окраска оперения птиц, цветов. Значение основных цветов. Игра «Что пропало»
Раздел 3. «В лабиринте запахов»
Тема 3.1. Беседа «Как устроен нос». Восприятие запаха.
Тема 3.2. Как устроен нос. Игра «Угадай, чей это нос»
Тема 3.3. Игра «Ловец запахов».
Раздел 4. «На кончике языка»
Тема 4.1. Беседа «Как устроен язык». Основные вкусы: соленое, кислое, сладкое, горькое.
Тема 4.2. Игры «На кончике языка», «Вкусовое безобразие», «Чей язык»
Раздел 5. «Симфония звуков»
Тема 5.1. Строение уха. Беседа «Чуткий слух»
Тема 5.2. Пение птиц, кваканье лягушки, шипение змеи. Игра «Угадай, кто?»
Раздел 6. Это интересно.
Тема 6.1. Правильное питание.
Тема 6.2.Кто, где и как живет? Кто человеку друг?
Тема 6.3. По страницам Красной книги.
Отработка навыков письма
Раздел 1. Вводное занятие.
Тема 1.1. Беседа. Инструктаж по технике безопасности.
Раздел 2. «Знакомство с прописью»
Тема 2.1. Деление рабочей и вспомогательной строк на 2 и 3 части.
Тема 2.2. Письмо коротких и длинных наклонных линий.
Тема 2.3. Знакомство с основным алгоритмом письма.
Раздел 3. «Письмо букв»
Тема 3.1. Письмо букв. Верхнее, нижнее и среднее соединение букв.
Раздел 4. «Списывание слов»
Тема 4.1. Списывание прописного образца.
Тема 4.2. Списывание слов с печатного текста.
Тема 4.3. Сравнение написание букв с петлей внизу.
Тема 4.4. Сравнительный анализ букв.
Раздел 5. «Списывание текста»
Тема 5.1. Списывание прописного текста.
Тема 5.2. Списывание печатного текста.
Тема 5.3. Письмо под диктовку.
Раздел 6. «Закрепление»
Тема 6.1. Обобщение.
Будь здоров!
Раздел 1. Вводное занятие.
Тема 1.1. Беседа. Инструктаж по технике безопасности.
Раздел 2. «Я уже школьник».
Тема 2.1. Мои сверстники и друзья
Тема 2.2. Друзья Вода и Мыло. Глаза – главные помощники человека. Уход за ушами. Здоровые зубы и уход за ними. Как сохранить улыбку красивой.
Тема 2.3. Личная гигиена школьника. Режим дня школьника. Зачем человеку кожа. Если кожа повреждена.
Раздел 3. «Питание – необходимое условие для жизни человека»
Тема 3.1. Здоровая пища для всей семьи. Сон – лучшее лекарство..От улыбки станет всем светлей.
Тема 3.2. Поведение в школе. Настроение в школе. Я среди других. Твоя одежда. Полезные и вредные привычки.
Раздел 4. «Скелет – наша опора»
Тема 4.1. Осанка – стройная спина! Правила поведения на улицах и дорогах. Правила поведения в транспорте.
.Тема 4.2. Мой дом и опасности в нём. Подвижные игры. Дружная семья: отдыхаем вместе. Они хотят, чтобы их понимали.
Тема 4.3. Хорошо бы дожить до старости. Если хочешь быть здоров, закаляйся! Правила закаливания. Скоро лето: правила поведения на водоёме.
Литература.
- Алексеев С.В., Каменская Т.В., Шиленок Т.А. Семья и детский сад: на пути к культуре здоровья: методическое пособие.- СПб.: Крисмас+, 2008.- 144с.
- Алферов В.А., Зайцева Е.Н. Гиацинты. – М. издательство сельскохозяйственной литературы, 1963.
- Анциферов А.В.Комнатные растения в школе: наблюдения и эксперименты: учебно-методическое пособие.- М.: Дрофа, 2010.
- Архипов Г.Е., Колесникова З.М., Полежаева А.И. Ваш домашний сад.- М.: ФинВест,1993.
- Бергхоф П. К. Мелкие домашние животные. Болезни и лечение.— М.: «Аквариум-Принт», 2006.— 224 с.
- Обучение грамоте в 1 классе по «Букварю» Т,М,Андриановой и «Прописям» В.А.Илюхиной. Программы. Методические разработки. М, АСТ «Астрель», 2011г.
- Бондаренко А. Где прячутся ошибки. – М., 1999.
- Закожурникова М.Л., Костенко Ф.Д., Рождественский И.С., МатвееваА.Н.
Русский язык 1,2,3 классы. –М., 1996.
- Львов М.Р., Горецкий В.Г., Сосновская О.В. Методика преподавания русского языка в начальных классах. –М., 2011.
- Хорошилова Е.И. Характеристика специфических ошибок письма младших школьников // Начальная школа, №7, 2001.
- Цыновникова Ю.Л. Автоматизация навыка письма на этапе первичного усвоения буквенных знаков // Начальная школа №7, 2001
- . Гейдман Б.П. Подготовка к математической олимпиаде. Начальная школа. 2-4 классы. – М.: Айрис-пресс, 2007.
- Кедрова Г.В. Нестандартные задачи по математике: 1-4 классы. – М: ВАКО, 2006.
- Козлова Е.Г. Сказки и подсказки. Задачи для математического кружка. – М.: МЦНМО, 2004.
- Кенгуру-2009. Задачи, решения, итоги. – Спб. 2009.
- Кенгуру. Задачи прошлых лет. 2001 – 2010 год. http://www.kenguru.sp.ru./allproblems.html
- Математика. 2-4 классы. Олимпиадные задания / сост. Г.Т. Дьячкова. – Волгоград: Учитель, 2006.
- Олимпиадные задания по русскому языку. 3-4 классы / сост. Г.Т. Дьячкова. – Волгоград: Учитель, 2006.
- Олимпиадные задания для учащихся начальной школы. http://nachalka.ucoz.ru/blog/2008-04-14-16
- Русский медвежонок – 2007. Задачи, решения, информация, статистика. – Киров. 2008.
- Русский медвежонок – языкознание для всех. Условия задач. Ответы. 2000 – 2009 год. http://rm.kirov.ru/tasks.htm
- 365 задач для эрудитов. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2005.
- В.Волина «Русский язык» Учимся играя.
- В.Волина 1000 игр с буквами и словами.
- В. Волина «Праздник числа» Занимательная математика
- В.Труднев «Внеклассная работа по математике в начальной школе»
- Н.Ушаков «Внеклассные занятия по русскому языку в начальной школе»
Календарно-тематическое планирование
«Грамотей»
№ п\п | Раздел Тема | Содержание работы | Дата | |
План. | Факт. | |||
1 | Вводные занятия | Беседа. Знакомство. | 1.09 | |
2 | 2.09 | |||
3 | Устная и письменная речь | Устная и письменная речь | 8.09 | |
4 | Составление рассказа по картинкам. | 15.09 | ||
5 | Слово и предложение. | 22.09 | ||
6 | Слог, ударение. | 29.09 | ||
7 | Звуки в словах. | 13.10 | ||
8 | Гласные и согласные звуки | Гласные звуки. | 20.10 | |
9 | 27.10 | |||
10 | Согласные звуки. | 3.11 | ||
11 | 10.11 | |||
12 | Чтение слогов. | 24.11 | ||
13 | Сопоставление слогов и слов с буквами. | 1.12 | ||
14 | Мягкие согласные звуки. | 8.12 | ||
15 | Твердые согласные звуки. | 15.12 | ||
16 | Мягкие глухие согласные звуки, буквы. | 22.12 | ||
17 | Мягкий и твердый разделительные знаки. | 29.12 | ||
18 | Чтение предложений. | 12.01 | ||
19 | Составление рассказа. | 19.01 | ||
20 | Русский алфавит | Алфавит. | 26.01 | |
21 | Как хорошо уметь читать. | 2.02 | ||
22 | Русское народное творчество | Пословицы. | 9.02 | |
23 | Поговорки. | 16.02 | ||
24 | Загадки. | 1.03 | ||
25 | Русские народные сказки. | 15.03 | ||
26 | Стихи и рассказы русских писателей | Стихи и рассказы русских писателей и поэтов. | 22.03 | |
27 | Веселые стихи. | 29.03 | ||
28 | Расскажи сказки. | 5.04 | ||
29 | Сказка-цепочка. | 19.04 | ||
30 | Рассказ и стихотворение. | 26.04 | ||
31 | Звучащие стихи. | 3.05 | ||
32 | Стихи и рассказы о детях. | Стихи и рассказы о детях. | 10.05 | |
33 | Как Незнайка сочинял стихи. | 17.05 | ||
34 | Сочиняем сказку. | 24.05 |
Календарно-тематическое планирование
«Эрудит»
№ п\п | Раздел Тема | Содержание работы | Дата | |
План. | Факт. | |||
1 | Вводные занятия | Беседа. | 9.09 | |
2 | Развитие глазомера | Как развивать глазомер. | 16.09 | |
3 | Как предметы можно измерять на глаз. | 23.09 | ||
4 | Игра «Задумай число» | 30.09 | ||
5 | Упражнения на проверку знания нумерации чисел. | 14.10 | ||
6 | Игра «Веселый счет» | 21.10 | ||
7 | Сравнение фигур | Геометрические фигуры и их виды. | 28.10 | |
8 | Сравнение геометрических фигур. | 4.11 | ||
9 | Отгадывание ребусов. | 11.11 | ||
10 | Задачи в стихах. | 25.11 | ||
11 | Задачи- смекалки. | 2.12 | ||
12 | Игра «На 5 больше, на 5 меньше» | 9.12 | ||
13 | Игра «Задумай число» | 16.12 | ||
14 | Математическая газета. | 23.12 | ||
15 | Занимательные задачи на сложение. | 30.12 | ||
16 | Игра «Какая геометрическая фигура исчезла» | 13.01 | ||
17 | Игра «Веселый счет» | 20.01 | ||
18 | Веселые задачки | Веселые задачки. | 27.01 | |
19 | Составление ребусов. | 3.02 | ||
20 | Задачи в стихах. | 10.02 | ||
21 | Задача – шутка. | 17.02 | ||
22 | Загадки. | 2.03 | ||
23 | Игра «Число дополняй, а сам не зевай!» | 9.03 | ||
24 | Любимые фигуры | Любимые фигуры. | 16.03 | |
25 | Геометрические фигуры. | 23.03 | ||
26 | Конструирование фигур. | 30.03 | ||
27 | Разрезание фигур на части. | 6.04 | ||
28 | Игра «Задумай число» | 20.04 | ||
29 | Равно, больше или меньше | Равно, больше или меньше | 27.04 | |
30 | Логические упражнения Веселые числа. | 4.05 | ||
31 | Счет по порядку по 1, 2, 3. | 11.05 | ||
32 | Математическая викторина | Турнир «Смекалистых» | 18.05 | |
33 | Подведение итогов. | 25.05 |
Календарно-тематическое планирование
«Я познаю мир»
№ п\п | Раздел Тема | Содержание работы | Дата | |
План. | Факт. | |||
1 | Вводные занятия | Беседа | 3.09 | |
2 | Я познаю себя | Я познаю себя | 10.09 | |
3 | Мир моими глазами. | 17.09 | ||
4 | Как устроены наши глаза. | 24.09 | ||
5 | Глаза представителей животного мира. | 1.10 | ||
6 | Нарушение зрения. | 15.10 | ||
7 | Игра «Зрительный обман» | 22.10 | ||
8 | Игра «Чьи глаза» | 29.10 | ||
9 | Яркая окраска оперения птиц, цветов. | 5.11 | ||
10 | Значения основных цветов. | 12.11 | ||
11 | Беседа «Остаемся зоркими» | 26.11 | ||
12 | Игра «Что пропало?» | 3.12 | ||
13 | В лабиринте запахов | В лабиринте запахов. | 10.12 | |
14 | Беседа «Как устроен нос» | 17.12 | ||
15 | Восприятие запаха. | 24.12 | ||
16 | Игра «Угадай, чей это нос» | 14.01 | ||
17 | Игра «Ловец запахов» | 21.01 | ||
18 | На кончике языка | На кончике языка. | 28.01 | |
19 | Беседа «Как устроен язык» | 4.02 | ||
20 | Основные вкусы: соленое, кислое, сладкое, горькое. | 11.02 | ||
21 | Игра «На кончике языка» | 18.02 | ||
22 | Игра «Вкусовое безобразие» | 3.03 | ||
23 | Игра «Чей язык» | 10.03 | ||
24 | Симфония звуков | Симфония звуков. | 17.03 | |
25 | Беседа «Строение уха» | 24.03 | ||
26 | Пение птиц, кваканье лягушек. | 31.03 | ||
27 | Игра «Угадай, кто» | 7.04 | ||
28 | Беседа «Чуткий слух» | 21.04 | ||
29 | Это интересно | Правильное питание | 28.04 | |
30 | Кто, где и как живет? Кто человеку друг. | 12.05 | ||
31 | По страницам Красной книги. | 19.05 |
Календарно-тематическое планирование
«Отработка навыков письма»
№ п\п | Раздел Тема | Содержание работы | Дата | |
План. | Факт. | |||
1 | Вводные занятия | Беседа | 7.09 | |
2 | Знакомство с прописью | Знакомство с прописью. | 14.09 | |
3 | Деление рабочей и вспомогательной строки на 2 и 3 части. | 21.09 | ||
4 | Письмо коротких и длинных наклонных линий. | 28.09 | ||
5 | Знакомство с основным алгоритмом письма. | 12.10 | ||
6 | 19.10 | |||
7 | Письмо букв | Письмо букв и, И, ы, у. Верхнее соединение букв. | 26.10 | |
8 | Письмо букв О, о, а, с, С. | 2.11 | ||
9 | Письмо букв л, м, я. Нижнее соединение букв. | 9.11 | ||
10 | Письмо букв А, Л, М, Я. | 23.11 | ||
11 | Письмо букв г, п, т, р. Среднее соединение букв. | 30.11 | ||
12 | Письмо букв Р, Г, П, Т. | 7.12 | ||
13 | Письмо букв н, Н, ю, Ю. | 14.12 | ||
14 | Списывание | Письмо букв к,К. Списывание прописного образца. | 21.12 | |
15 | Письмо букв д, Д. Списывание слов с печатного текста. | 28.12 | ||
16 | Письмо букв е,ё,д,у,з. Сравнение написания букв с петлей внизу. | 11.01 | ||
17 | Письмо букв Е, Ё,З. Сравнительный анализ букв. | 18.01 | ||
18 | Письмо букв б, Б, в, В. | 25.01 | ||
19 | Письмо букв Э, э, х, Х. | 1.02 | ||
20 | Письмо букв ж, Ж. | 8.02 | ||
21 | Письмо букв ш, Ш, щ, Щ. | 15.02 | ||
22 | Письмо букв й, Й, ц, Ц. | 29.02 | ||
23 | Письмо букв У, у , Ч, ч. | 7.03 | ||
24 | Письмо букв Ф, ф. | 14.03 | ||
25 | Письмо букв ь, ъ. Слова с этими буквами. | 21.03 | ||
26 | Списывание текста | Списывание прописного текста. | 28.03 | |
27 | Списывание печатного текста. | 4.04 | ||
28 | Письмо под диктовку. | 18.04 | ||
29 | 25.04 | |||
30 | Закрепление. | Обобщение. | 16.05 | |
31 | Подведение итогов | 23.05 |
Календарно-тематическое планирование
«Будь здоров!»
№ п\п | Раздел Тема | Содержание работы | Дата | |
План. | Факт. | |||
1 | Вводные занятия | Беседа | 4.09 | |
2 | Я уже школьник | Я уже школьник. | 11.09 | |
3 | Мои сверстники и друзья. | 18.09 | ||
4 | Друзья Вода и Мыло. | 25.09 | ||
5 | Глаза – главные помощники человека. | 2.10 | ||
6 | Уход за ушами. | 16.10 | ||
7 | Здоровые зубы и уход за ними. | 23.10 | ||
8 | Как сохранить улыбку красивой. | 30.10 | ||
9 | Личная гигиена школьника. | 6.11 | ||
10 | Режим дня школьника. | 13.11 | ||
11 | Зачем человеку кожа. | 27.11 | ||
12 | Если кожа повреждена. | 4.12 | ||
13 | Питание – необходимое условие для жизни человека | Питание – необходимое условие для жизни человека. | 11.12 | |
14 | Здоровая пища для всей семьи. | 18.12 | ||
15 | Сон – лучшее лекарство. | 25.12 | ||
16 | Настроение в школе. | 15.01 | ||
17 | От улыбки станет всем светлей. | 22.01 | ||
18 | Поведение в школе. | 29.01 | ||
19 | Я среди других. | 5.02 | ||
20 | Твоя одежда. | 12.02 | ||
21 | Полезные и вредные привычки. | 19.02 | ||
22 | Полезные и вредные привычки. | 4.03 | ||
23 | Скелет – наша опора | Скелет – наша опора. | 11.03 | |
24 | Осанка – стройная спина! | 18.03 | ||
25 | Правила поведения на улицах и дорогах. | 25.03 | ||
26 | Правила поведения в транспорте. | 1.04 | ||
27 | Мой дом и опасности в нём. | 8.04 | ||
28 | Подвижные игры. | 22.04 | ||
29 | Дружная семья: отдыхаем вместе. | 29.04 | ||
30 | Они хотят, чтобы их понимали. | 6.05 | ||
31 | Хорошо бы дожить до старости. Если хочешь быть здоров, закаляйся. Правила закаливания. | 13.05 | ||
32 | Скоро лето. Правила поведения на водоеме. | 20.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа дополнительного образования "Юные умники и умницы"
Проблема реализации ФГОС в образовательном процессе актуальна в первую очередь для начальной школы. В соответствии с требованиями ФГОС мною разработана дополнительная образовательная прог...
Образовательная программа дополнительного образования «УМНИКИ И УМНИЦЫ»
Дополнительная общеобразовательная программа «Умники и умницы» составлена в соответствии с требованиями Федерального государств...
Рабочая программа дополнительного образования "Умники и умницы"
Большую роль в процессе учебной деятельности школьников начальных классов, как отмечают психологи, играет уровень развития познавательных процессов: внимания, восприятия, наблюдения, воображения, памя...
Рабочая программа дополнительного образования "Умники и умницы"
Курс «Умники и умницы» направлен на формирование активной позиции учащихся, способных решать сложные задачи с учетом возрастных возможностей детей. Содерж...
Программа дополнительного образования "Умники и Умницы" 3 класс
Программа рассчитана на уровень 3 класса.Занятия расширяют кругозор, способствуют развитию логического мышления....
Программа дополнительного образования " Умники и умницы"
Дополнительное образование – это процесс свободно избранного ребенком освоения знаний, способов деятельности, ценностных ориентаций, направленных на удовлетворение интересов личности, ее склонно...
«Программа дополнительного образования «Умники и умницы» как средство развития логического мышления младших школьников».
Данная программа имеет социально-педагогическую направленность.Главной задачей обучения детей достижение оптимального общего психологического развития каждого ребенка. Система предполагает однов...