Рабочая программа дополнительного образования "Умники и умницы"
методическая разработка (3 класс) по теме
Большую роль в процессе учебной деятельности школьников начальных классов, как отмечают психологи, играет уровень развития познавательных процессов: внимания, восприятия, наблюдения, воображения, памяти, мышления. Развитие и совершенствование познавательных процессов будет более эффективным при целенаправленной организационной работе, что повлечёт за собой и расширение познавательных возможностей детей.
Наряду с этим всё больше внимания в выпускном классе уделяется логически-поисковым, частично-поисковым задачам. Большое внимание уделяется решению нестандартных задач.
Выполняя логически-поисковые задания, которые обеспечивают преемственность перехода от простых формально-логических действий к сложным, от заданий на репродукцию и запоминание – к истинно творческим, дети учатся производить анализ и синтез, сравнение и классификацию, строить индуктивные и дедуктивные умозаключения. Только тогда можно рассчитывать на то, что ошибки в выполнении умственных действий или исчезнут, или будут сведены к минимуму, а процесс мышления школьника будет отвечать целям и задачам обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
shag_i_umniki_kopiya.doc | 114 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ Начальная общеобразовательная школа
ЗАТО Звёздный
«Утверждаю»
директор МБОУ НОШ
_______ В.Ю.Щукина
«___»________2013г.
Рабочая программа дополнительного образования
«Умники и умницы»
2013-2014 учебный год
Возраст: 9-10 лет
Срок реализации программы: 8 месяцев (29 учебных недели)
Составила учитель начальных классов
Челпанова Елена Леонидовна
Рассмотрено и согласовано на заседании
методического совета школы
Протокол №___ от «___»______2013г.
Руководитель _________И.М.Литвиненко
Пермский край
п. Звездный
2013 г.
Информационная карта образовательной программы
Учитель: Челпанова Елена Леонидовна
Квалификационная категория -
1. Направление деятельности | Познавательно - развивающая |
2. Образовательная область | Литературное чтение, русский язык, математика. |
3. Форма и название творческого объединения (кружка, студии, секции, группы, ансамбля и т. д) | Кружок «Умники и умницы» |
4. Название образовательной программы | «Умники и умницы» |
5. Вид программы | адаптированная |
6.Продолжительность образовательного процесса | 8 месяцев (29 недель) |
7. Возраст обучающихся | 9-10 лет |
8. Форма организации образовательного процесса | Эвристическая беседа, творческие задания, нестандартные задания, практические занятия |
9. Форма организации и содержания педагогической деятельности | Практическая деятельность |
10. Достижения обучающихся (на муниципальном, региональном, всероссийском, международном уровнях) |
Пояснительная записка
Большую роль в процессе учебной деятельности школьников начальных классов, как отмечают психологи, играет уровень развития познавательных процессов: внимания, восприятия, наблюдения, воображения, памяти, мышления. Развитие и совершенствование познавательных процессов будет более эффективным при целенаправленной организационной работе, что повлечёт за собой и расширение познавательных возможностей детей.
Наряду с этим всё больше внимания в выпускном классе уделяется логически-поисковым, частично-поисковым задачам. Большое внимание уделяется решению нестандартных задач.
Выполняя логически-поисковые задания, которые обеспечивают преемственность перехода от простых формально-логических действий к сложным, от заданий на репродукцию и запоминание – к истинно творческим, дети учатся производить анализ и синтез, сравнение и классификацию, строить индуктивные и дедуктивные умозаключения. Только тогда можно рассчитывать на то, что ошибки в выполнении умственных действий или исчезнут, или будут сведены к минимуму, а процесс мышления школьника будет отвечать целям и задачам обучения.
Частично-поисковая задача содержит такой вид задания, в процессе выполнения которого учащиеся, как правило, самостоятельно или при незначительной помощи учителя открывают для себя знания и способы их добывания.
Решение нестандартных задач формирует познавательную активность, мыслительные и исследовательские умения, привычку вдумываться в слово. Большинство задач не имеет однозначного решения. Это способствует развитию гибкости, оригинальности и широты мышления – то есть развитию творческих способностей детей.
Программа реализует деятельностный метод обучения, включающий детей в самостоятельный поиск, помогающий обеспечить высокий уровень подготовки по предметам, сформировать общеучебные и общекультурные умения и способности, необходимые для успешного обучения в средней школе, а затем в жизни. Программа предполагает возможность индивидуального пути саморазвития ученика в собственном темпе за счёт выбора заданий, соответствующих уровню подготовки и познавательной мотивации детей.
Цель курса: развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков учащихся.
Задачи:
- развивать познавательные способности и мыслительные операции у школьников;
- формировать активное мышление;
- корректировать личностное и интеллектуальное развитие учащихся;
- совершенствовать учебные умения и навыки;
- активизировать познавательный интерес;
- воспитывать настойчивость, терпение, способность к саморегуляции.
Ожидаемые результаты
п/н | Ожидаемый результат | Как проверяем |
1 | Совершенствование и повышение качества знаний и умений воспитанников, умений применять их в нестандартных ситуациях | Результаты мониторинга по учебным предметам |
2 | Призовые места в олимпиадах, интеллектуально – развивающих играх и конкурсах | Результаты конкурсов и олимпиад |
3 | Развитие общей эрудиции детей, расширение их кругозора | Результаты качества знаний по предметам |
4 | Развитие познавательных процессов на конец курса | Результаты психодиагностических методик (при обработке необходима консультация школьного психолога):
|
Учебно-тематическое планирование
№ | Тема | Часы | Теория | Практика |
1 | Развитие внимания | 6ч | Теоретические занятия с практической направленностью. | |
2 | Развитие памяти | 5ч | Теоретические занятия с практической направленностью. | |
3 | Развитие логического мышления | 7ч | Теоретические занятия с практической направленностью. | |
4 | Комбинированные занятия | 11ч | Теоретические занятия с практической направленностью. |
Содержание программы
Курс «Умники и умницы» рассчитан на 29 часов и предназначен для учащихся 3-х классов как продолжение развития и тренировки основных психических механизмов, лежащих в основе познавательных способностей детей.
- Задания на развитие внимания. К заданиям этой группы относятся различные лабиринты и целый ряд упражнений, направленных на развитие произвольного внимания детей, объёма внимания, его устойчивости, переключения и распределения. Выполнение заданий подобного типа способствуют формированию таких жизненно важных умений, как умение целенаправленно сосредотачиваться, вести поиск нужного пути, оглядываясь, а иногда и возвращаясь назад, находить самый короткий путь, решая двух и трёхходовые задачи.
- Задания, развивающие память. В курс включены упражнения на развитие и совершенствование слуховой и зрительной памяти. Выполняя эти задания, школьники учатся пользоваться своей памятью и применять специальные приёмы, облегчающие запоминание. В результате таких упражнений учащиеся осмысливают и прочно сохраняют в памяти различные термины и определения. Вместе с тем у них увеличивается объём зрительного и слухового запоминания, развивается смысловая память, восприятие и наблюдательность, закладывается основа для рационального использования сил и времени.
- Задания на развитие и совершенствование воображения. Развитие воображения построено в основном на материале, включающем задания геометрического характера: - дорисовывание несложных композиций из геометрических тел или линий, не изображающих ничего конкретного, до какого-либо изображения;
- - выбор фигуры нужной формы для восстановления целого; - вычерчивание уникурсальных фигур (фигур, которые надо начертить, не отрывая карандаша от бумаги и не проводя одну и ту же линию дважды); - выбор пары идентичных фигур сложной конфигурации; - выделение из общего рисунка заданных фигур с целью выявления замаскированного рисунка;
- - деление фигуры на несколько заданных фигур и построение заданной фигуры из нескольких частей, выбираемых из множества данных; - складывание и перекладывание спичек с целью составления заданных фигур.
Совершенствованию воображения способствует и работа с изографами (слова записаны буквами, расположение которых напоминает изображение того предмета, о котором идёт речь) и числографами (предмет изображен с помощью чисел).
- Задания, развивающие мышление. Приоритетным направлением обучения в начальной школе является развитие мышления. С этой целью подобраны упражнения, которые позволяют на доступном детям материале и на их жизненном опыте строить правильные суждения и проводить доказательства без предварительного теоретического освоения самих законов и правил логики. В процессе выполнения таких упражнений дети учатся сравнивать различные объекты, выполнять простые виды анализа и синтеза, устанавливать связи между понятиями, учатся комбинировать и планировать. Предлагаются задания, направленные на формирование умений работать с алгоритмическими предписаниями (шаговое выполнение задания).
Система учебных заданий и задач, направленных на развитие познавательных процессов у младших школьников с целью усиления их творческого развития, включающего в себя умение наблюдать, сравнивать, обобщать, находить закономерности, строя простейшие предложения; проверять их, делать выводы, иллюстрировать их примерами. В процессе выполнения каждого из них происходит развитие почти всех познавательных процессов, но каждый раз акцент делается на каком-то одном из них.
На занятиях предполагается не только знакомство с новыми способами решения задач, но и создание условий для стимулирования творческого мышления, будут использованы следующие виды упражнений и заданий: - интеллектуальные разминки с целью быстрого включения учащихся в работу и развития психических механизмов, - задания с отсроченным вопросом, - интегративные задания, позволяющие в короткий срок выявить интересы учащихся; - задания, направленные на развитие психических механизмов (памяти, внимания, воображения, наблюдательности); - решение частично-поисковых задач разного уровня, - творческие задачи.
Задания разминки идут в достаточно высоком темпе, на каждый ответ дается 2-3 секунды. В них чередуются вопросы из разных областей знаний (математика, русский, окружающий мир и т.д.). Такая работа придает дух соревновательности, концентрирует внимание, развивает умение быстро переключаться с одного вида деятельности на другой. Сущность заданий с отсроченным вопросом заключается в том, что условие задания как бы изначально ориентирует ученика уже на привычный для него ход решения, который в итоге оказывается ошибочным. Частично-поисковая задача содержит такой вид задания, в процессе выполнения которого учащиеся, как правило, самостоятельно или при незначительной помощи учителя открывают новые для себя знания и способы их добывания.
Основные виды деятельности учащихся: – решение занимательных задач; – участие в олимпиадах, интеллектуально-развивающих играх разного уровня; – знакомство с научно-популярной литературой;
– проектная деятельность;
– самостоятельная работа;
– работа в парах, в группах;
– творческие работы.
После изучения курса программы учащиеся должны уметь:
- воспринимать и осмысливать полученную информацию, владеть способами обработки данной информации;
- определять учебную задачу;
- ясно и последовательно излагать свои мысли, аргументировано доказывать свою точку зрения;
- владеть своим вниманием;
- сознательно управлять своей памятью и регулировать ее проявления, владеть рациональными приемами запоминания;
- владеть навыками поисковой и исследовательской деятельности
- использовать основные приемы мыслительной деятельности;
- самостоятельно мыслить и творчески работать;
- владеть нормами нравственных и межличностных отношений.
Методическое обеспечение курса
- Гин С. Мир логики: Методическое пособие для учителя начальной школы/ Библиотека учителя начальной школы. – М.: Вита-Пресс, 2001
- Холодова О. Юным умникам и умницам. Задания по развитию познавательных способностей (9-10 лет)/ Методическое пособие, 3 класс - М.: Росткнига, 2006
- Холодова О. Юным умникам и умницам 9-10 лет (3 класс)/ Рабочая тетрадь - М.: Росткнига, 2006
Список использованной литературы
1.Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. – М.: издательство «ОСЬ – 89», 1997
2.Гин С. Мир логики: методическое пособие для учителя начальной школы/ Библиотека учителя начальной школы. – М.: Вита-Пресс, 2001
3. Гин С. Мир фантазии: методическое пособие для учителя начальной школы/ Библиотека учителя начальной школы. – М.: Вита-Пресс, 2002
4.Елохина Н.В., Куксевич С.В., Теплякова С.В., Костромитинова Т.Д., Психологические и динамические коррекционно-развивающие упражнения для учащихся начальной школы: методическое пособие. – Пермь: издательство ПОИПКРО, 2003
5.Интеллектуальный марафон: Задания. Решения. Материалы. – Самара: издательство «Учебная литература»; издательский дом «Федоров», 2007
6.Лайло В.В.Повышение грамотности и развития мышления: пособие для учителя. – М.: Дрофа, 2001
7.Лайло В.В. Развитие памяти и повышение грамотности: пособие для учителя. – М.: Дрофа, 2001
8.Лихтарников Л.М. Занимательные логические задачи для учащихся начальных классов. – СПб: Лань, МИК, 1996
9.Тонких А.П., Кравцова Г.П., Лысенко Е.А. Логические игры и задачи на уроках математики. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1997
10. Холодова О. Юным умникам и умницам. Задания по развитию познавательных способностей (9-10 лет)/ Методическое пособие, 3 класс - М.: Росткнига, 2006
11.Фридман Л.М., Кулагина И.Ю.Психологический справочник учителя. – М.,1991
12.Шадриков В.Д. Познавательные процессы и способности в обучении. М., 1993
Календарно-тематическое планирование
п/н | Дата | Тема занятия |
1 | 03.10 | Выявление уровня развития внимания, восприятия, памяти и мышления. |
2 | 17.10 | Развитие концентрации внимания. Логически-поисковые задания. Развитие способности рассуждать. |
3 | 24.10 | Развитие концентрации внимания. Логически-поисковые задания. Развитие способности рассуждать. |
4 | 31.10 | Тренировка внимания. Логически-поисковые задания. Развитие аналитических способностей. |
5 | 07.11 | Тренировка внимания. Логически-поисковые задания. Развитие аналитических способностей. |
6 | 14.11 | Тренировка слуховой памяти. Логически-поисковые задания. Развитие способности рассуждать. |
7 | 28.11 | Тренировка слуховой памяти. Логически-поисковые задания. Развитие способности рассуждать. |
8 | 05.12 | Тренировка зрительной памяти. Логически-поисковые задания. Развитие аналитических способностей. |
9 | 12.12 | Тренировка зрительной памяти. Логически-поисковые задания. Развитие аналитических способностей. |
10 | 19.12 | Поиск закономерностей. Развитие способности рассуждать. |
11 | 26.12 | Поиск закономерностей. Развитие способности рассуждать. |
12 | 09.01 | Тренировка внимания. Нахождение в тексте нужной информации. |
13 | 16.01 | Тренировка внимания. Нахождение в тексте нужной информации. |
14 | 23.01 | Развитие логического мышления. Развитие способности рассуждать. |
15 | 30.01 | Развитие концентрации внимания. Логически-поисковые задания. Нестандартные задачи. |
16 | 06.02 | Тренировка внимания. Логически-поисковые задания. Нестандартные задачи. |
17 | 13.02 | Тренировка слуховой памяти. Логически-поисковые задания. Нестандартные задачи. |
18 | 27.02 | Тренировка зрительной памяти. Логически-поисковые задания. Нестандартные задачи. |
19 | 06.03 | Поиск закономерностей. Нестандартные задачи. |
20 | 13.03 | Поиск закономерностей. Нестандартные задачи. |
21 | 20.03 | Тренировка мышления. Работа с текстом. Нахождение нужной информации. |
22 | 27.03 | Тренировка мышления. Работа с текстом. Нахождение нужной информации. |
23 | 03.04 | Развитие быстроты реакции, мышления. Логически-поисковые задания. Нестандартные задачи. |
24 | 17.04 | Развитие быстроты реакции, мышления. Логически-поисковые задания. Нестандартные задачи. |
25 | 24.04 | Виды связей. Определение понятия. |
26 | 08.05 | Виды связей. Определение понятия. |
27 | 15.05 | Решение нестандартных задач. |
28 | 22.05 | Решение нестандартных задач. |
29 | 29.05 | Выявление уровня развития внимания, памяти, мышления. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа кружка «Умники и умницы» для 1 класса
Новизна данной рабочей программыопределена федеральным государственным стандартомначального общего образования 2010 года. Отличительными особенностями являются:1...
Рабочая программа кружка "Умники и умницы"
Рабочая программа внеурочной деятельности по научно-познавательному направлению "Умники и умницы" для 1 класса...
Рабочая программа кружка "Умники и умницы" 2 класс
У каждого ребёнка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться, но чтобы они могли проявить свои дарования, нужно умное и умелое руководство взрослых....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Юным умникам и умницам. Развитие познавательных способностей для 2 класса общеобразовательной школы
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Юным умникам и умницам. Развитие познавательных способностейдля 2 класса общеобразовательной школы на 2012 - 2013учебный год Рабочая программа составлена на основе пр...
Рабочая программа кружка "Умники и умницы" (1 -4 классы)
Может кому - то пригодится зтот материал для работы по занимательной математике....
Внеурочная деятельность. 3 класс . Рабочая программа кружка "Умники и умницы"
Кружок "Умники и умницы". Любознательность младшего школьника, пытливость его ума, быстрая увлекаемость новым заставляет расширять границы информационного пространства, предлагаемая программа поз...
Рабочая программа дополнительного образования "Умники и умницы"
Курс «Умники и умницы» направлен на формирование активной позиции учащихся, способных решать сложные задачи с учетом возрастных возможностей детей. Содерж...