Рабочая программа дополнительного образования "Умники и умницы"
методическая разработка (3 класс) по теме

Челпанова Елена Леонидовна

Большую роль в процессе учебной деятельности школьников начальных классов, как отмечают психологи, играет уровень развития познавательных процессов: внимания, восприятия, наблюдения, воображения, памяти, мышления. Развитие и совершенствование познавательных процессов будет более эффективным при целенаправленной организационной работе, что повлечёт за собой и расширение познавательных возможностей детей.

      Наряду с этим всё больше внимания в выпускном классе уделяется логически-поисковым, частично-поисковым задачам. Большое внимание уделяется решению нестандартных задач.

      Выполняя логически-поисковые задания, которые обеспечивают преемственность перехода от простых формально-логических действий к сложным, от заданий на репродукцию и запоминание – к истинно творческим, дети учатся производить анализ и синтез, сравнение и классификацию, строить индуктивные и дедуктивные умозаключения. Только тогда можно рассчитывать на то, что ошибки в выполнении умственных действий или исчезнут, или будут сведены к минимуму, а процесс мышления школьника будет отвечать целям и задачам обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon shag_i_umniki_kopiya.doc114 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ Начальная общеобразовательная школа

ЗАТО Звёздный

«Утверждаю»

директор МБОУ НОШ

_______ В.Ю.Щукина

«___»________2013г.

Рабочая программа дополнительного образования

 «Умники и умницы»

2013-2014 учебный год

Возраст: 9-10 лет

Срок реализации программы: 8 месяцев (29 учебных недели)

Составила учитель начальных классов

Челпанова Елена Леонидовна

Рассмотрено и согласовано на заседании

методического совета школы

Протокол №___ от «___»______2013г.

Руководитель _________И.М.Литвиненко

Пермский край

п. Звездный

2013 г.

Информационная карта образовательной  программы

Учитель: Челпанова Елена Леонидовна

Квалификационная категория  -

1. Направление деятельности

Познавательно - развивающая

2. Образовательная область

Литературное чтение, русский язык,  математика.

3. Форма и название творческого объединения (кружка, студии, секции, группы, ансамбля и т. д)

Кружок «Умники и умницы»

4. Название образовательной программы

«Умники и умницы»

5. Вид программы

адаптированная

6.Продолжительность образовательного процесса  

8 месяцев (29 недель)

7. Возраст обучающихся

9-10 лет

8. Форма организации образовательного процесса

Эвристическая беседа, творческие  задания, нестандартные задания, практические занятия

9. Форма организации и содержания педагогической деятельности

Практическая деятельность

10.  Достижения обучающихся (на муниципальном, региональном, всероссийском, международном уровнях)

Пояснительная записка

      Большую роль в процессе учебной деятельности школьников начальных классов, как отмечают психологи, играет уровень развития познавательных процессов: внимания, восприятия, наблюдения, воображения, памяти, мышления. Развитие и совершенствование познавательных процессов будет более эффективным при целенаправленной организационной работе, что повлечёт за собой и расширение познавательных возможностей детей.

      Наряду с этим всё больше внимания в выпускном классе уделяется логически-поисковым, частично-поисковым задачам. Большое внимание уделяется решению нестандартных задач.

      Выполняя логически-поисковые задания, которые обеспечивают преемственность перехода от простых формально-логических действий к сложным, от заданий на репродукцию и запоминание – к истинно творческим, дети учатся производить анализ и синтез, сравнение и классификацию, строить индуктивные и дедуктивные умозаключения. Только тогда можно рассчитывать на то, что ошибки в выполнении умственных действий или исчезнут, или будут сведены к минимуму, а процесс мышления школьника будет отвечать целям и задачам обучения.

      Частично-поисковая задача содержит такой вид задания, в процессе выполнения которого учащиеся, как правило, самостоятельно или при незначительной помощи учителя открывают для себя знания и способы их добывания.

       Решение нестандартных задач формирует познавательную активность, мыслительные и исследовательские умения, привычку вдумываться в слово. Большинство задач не имеет однозначного решения. Это способствует развитию гибкости, оригинальности и широты мышления – то есть развитию творческих способностей детей.

        Программа реализует деятельностный метод обучения, включающий детей в самостоятельный поиск, помогающий обеспечить высокий уровень подготовки по предметам, сформировать общеучебные и общекультурные умения и способности, необходимые для успешного обучения в средней школе, а затем в жизни. Программа предполагает возможность индивидуального пути саморазвития ученика в собственном темпе за счёт выбора заданий, соответствующих уровню подготовки и познавательной мотивации детей.

       

    Цель курса: развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков учащихся.

            Задачи:

  • развивать познавательные способности и мыслительные операции у школьников;
  • формировать активное мышление;
  • корректировать личностное и интеллектуальное развитие учащихся;
  • совершенствовать учебные умения и навыки;
  • активизировать познавательный интерес;
  • воспитывать настойчивость, терпение, способность к саморегуляции.

Ожидаемые результаты

п/н

Ожидаемый результат

Как проверяем

1

Совершенствование и повышение качества знаний и умений воспитанников, умений применять их в нестандартных ситуациях                                                                                                              

Результаты  мониторинга по учебным предметам

2

Призовые места в олимпиадах, интеллектуально – развивающих играх и конкурсах

Результаты конкурсов и олимпиад

3

Развитие общей эрудиции детей, расширение их кругозора                                                                                            

Результаты качества знаний по предметам                            

4

Развитие познавательных процессов на конец курса

Результаты психодиагностических методик (при обработке необходима консультация школьного психолога):

  1. Методика изучения концентрации и устойчивости внимания
  2. Методика «Запомни пару» (исследование логической и механической памяти методом запоминания двух рядов слов)
  3. Прогрессивные матрицы Равена (исследование интеллектуального потенциала)

Учебно-тематическое планирование

Тема

Часы

Теория

Практика

1

Развитие внимания

Теоретические занятия с практической направленностью.

2

Развитие памяти

Теоретические занятия с практической направленностью.

3

Развитие логического мышления

Теоретические занятия с практической направленностью.

4

Комбинированные занятия

11ч

Теоретические занятия с практической направленностью.

Содержание программы

        Курс  «Умники и умницы» рассчитан на 29 часов и предназначен для учащихся 3-х классов как продолжение развития и тренировки основных психических механизмов, лежащих в основе познавательных способностей детей.

  • Задания на развитие внимания. К заданиям этой группы относятся различные лабиринты и целый ряд упражнений, направленных на развитие произвольного внимания детей, объёма внимания, его устойчивости, переключения и распределения. Выполнение заданий подобного типа способствуют формированию таких жизненно важных умений, как умение целенаправленно сосредотачиваться, вести поиск нужного пути, оглядываясь, а иногда и возвращаясь назад, находить самый короткий путь, решая двух и трёхходовые задачи.    
  • Задания, развивающие память. В курс включены упражнения на развитие и совершенствование слуховой и зрительной памяти. Выполняя эти задания, школьники учатся пользоваться своей памятью и применять специальные приёмы, облегчающие запоминание. В результате таких упражнений учащиеся осмысливают и прочно сохраняют в памяти различные термины и определения. Вместе с тем у них увеличивается объём зрительного и слухового запоминания, развивается смысловая память, восприятие и наблюдательность, закладывается основа для рационального использования сил и времени.                                                                                                    
  • Задания на развитие и совершенствование воображения. Развитие воображения построено в основном на материале, включающем задания геометрического характера:                                                                                              - дорисовывание несложных композиций из геометрических тел или линий, не изображающих ничего конкретного, до какого-либо изображения;                                                                                                
  •  - выбор фигуры нужной формы для восстановления целого;                                                                                            - вычерчивание уникурсальных фигур (фигур, которые надо начертить, не отрывая карандаша от бумаги и не проводя одну и ту же линию дважды);                                                                                             - выбор пары идентичных фигур сложной конфигурации;                                                                                    - выделение из общего рисунка заданных фигур с целью выявления замаскированного рисунка;            
  •  - деление фигуры на несколько заданных фигур и построение заданной фигуры из нескольких частей, выбираемых из множества данных;                                                                                                                - складывание и перекладывание спичек с целью составления заданных фигур.

Совершенствованию воображения способствует и работа с изографами (слова записаны буквами, расположение которых напоминает изображение того предмета, о котором идёт речь) и числографами (предмет изображен с помощью чисел).

  • Задания, развивающие мышление. Приоритетным направлением обучения в начальной школе является развитие мышления. С этой целью подобраны упражнения, которые позволяют на доступном детям материале и на их жизненном опыте строить правильные суждения и проводить доказательства без предварительного теоретического освоения самих законов и правил логики. В процессе выполнения таких упражнений дети учатся сравнивать различные объекты, выполнять простые виды анализа и синтеза, устанавливать связи между понятиями, учатся комбинировать и планировать. Предлагаются задания, направленные на формирование умений работать с алгоритмическими предписаниями (шаговое выполнение задания).                                                                                              

     Система учебных заданий и задач, направленных на развитие познавательных процессов у младших школьников с целью  усиления их творческого развития, включающего в себя умение наблюдать, сравнивать, обобщать, находить закономерности, строя простейшие предложения; проверять их, делать выводы, иллюстрировать их примерами.   В процессе выполнения каждого из них происходит развитие почти всех познавательных процессов, но каждый раз акцент делается на каком-то одном из них.

      На занятиях предполагается не только знакомство с новыми способами решения задач, но и создание условий для стимулирования творческого мышления, будут использованы следующие виды упражнений и заданий:                                                                                             - интеллектуальные разминки с целью быстрого включения учащихся в работу и развития психических механизмов,                                                                                                                                                    - задания с отсроченным вопросом,                                                                                                                                     - интегративные задания, позволяющие в короткий срок выявить интересы учащихся;                                                                                                                        - задания, направленные на развитие психических механизмов (памяти, внимания, воображения, наблюдательности);                                                                                                                   - решение частично-поисковых задач разного уровня,                                                                                                   - творческие задачи.  

        Задания разминки идут в достаточно высоком темпе, на каждый ответ дается 2-3 секунды. В них чередуются вопросы из разных областей знаний (математика, русский, окружающий мир и т.д.). Такая работа придает дух соревновательности, концентрирует внимание, развивает умение быстро переключаться с одного вида деятельности на другой. Сущность заданий с отсроченным вопросом заключается в том, что условие задания как бы изначально ориентирует ученика уже на привычный для него ход решения, который в итоге оказывается ошибочным. Частично-поисковая задача содержит такой вид задания, в процессе выполнения которого учащиеся, как правило, самостоятельно или при незначительной помощи учителя открывают новые для себя знания и способы их добывания.

Основные виды деятельности учащихся:                                                                                         – решение занимательных задач;                                                                                                                           – участие в олимпиадах,  интеллектуально-развивающих играх  разного уровня;                                                                                                                              – знакомство с научно-популярной литературой;
– проектная деятельность;
– самостоятельная работа;
– работа в парах, в группах;
– творческие работы.

После изучения курса программы учащиеся должны уметь: 

  • воспринимать и осмысливать полученную информацию, владеть способами обработки данной информации;
  • определять учебную задачу;
  • ясно и последовательно излагать свои мысли, аргументировано доказывать свою точку зрения;
  • владеть своим вниманием;
  • сознательно управлять своей памятью и регулировать ее проявления, владеть рациональными приемами запоминания;
  • владеть навыками поисковой и исследовательской деятельности
  • использовать основные приемы мыслительной деятельности;
  • самостоятельно мыслить и творчески работать;
  • владеть нормами нравственных и межличностных отношений.

Методическое обеспечение курса

  • Гин С. Мир логики: Методическое пособие для учителя начальной школы/ Библиотека учителя начальной школы. – М.: Вита-Пресс, 2001
  • Холодова О. Юным умникам и умницам. Задания по развитию познавательных способностей (9-10 лет)/ Методическое пособие, 3 класс -  М.: Росткнига, 2006
  • Холодова О. Юным умникам и умницам 9-10 лет (3 класс)/ Рабочая тетрадь -  М.: Росткнига, 2006

Список использованной литературы

1.Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. – М.: издательство «ОСЬ – 89», 1997

2.Гин С. Мир логики: методическое пособие для учителя начальной школы/ Библиотека учителя начальной школы. – М.: Вита-Пресс, 2001

3. Гин С. Мир фантазии: методическое пособие для учителя начальной школы/ Библиотека учителя начальной школы. – М.: Вита-Пресс, 2002

4.Елохина Н.В., Куксевич С.В., Теплякова С.В., Костромитинова Т.Д., Психологические и динамические коррекционно-развивающие упражнения для учащихся начальной школы: методическое пособие. – Пермь: издательство ПОИПКРО, 2003

5.Интеллектуальный марафон: Задания. Решения. Материалы. – Самара: издательство «Учебная литература»; издательский дом «Федоров», 2007

6.Лайло В.В.Повышение грамотности и развития мышления: пособие для учителя. – М.: Дрофа, 2001

7.Лайло В.В. Развитие памяти и повышение грамотности: пособие для учителя. – М.: Дрофа, 2001

8.Лихтарников Л.М. Занимательные логические задачи для учащихся начальных классов. – СПб: Лань, МИК, 1996

9.Тонких А.П., Кравцова Г.П., Лысенко Е.А. Логические игры и задачи на уроках математики. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1997

10. Холодова О. Юным умникам и умницам. Задания по развитию познавательных способностей (9-10 лет)/ Методическое пособие, 3 класс -  М.: Росткнига, 2006

11.Фридман Л.М., Кулагина И.Ю.Психологический справочник учителя. – М.,1991

12.Шадриков В.Д. Познавательные процессы и способности в обучении. М., 1993

Календарно-тематическое планирование

п/н

Дата

Тема занятия  

1

03.10

Выявление уровня развития внимания, восприятия, памяти и мышления.

2

17.10

Развитие концентрации внимания. Логически-поисковые задания. Развитие способности рассуждать.

3

24.10

Развитие концентрации внимания. Логически-поисковые задания. Развитие способности рассуждать.

4

31.10

Тренировка внимания. Логически-поисковые задания. Развитие аналитических способностей.

5

07.11

Тренировка внимания. Логически-поисковые задания. Развитие аналитических способностей.

6

14.11

Тренировка слуховой памяти. Логически-поисковые задания. Развитие способности рассуждать.

7

28.11

Тренировка слуховой памяти. Логически-поисковые задания. Развитие способности рассуждать.

8

05.12

Тренировка зрительной памяти. Логически-поисковые задания. Развитие аналитических способностей.

9

12.12

Тренировка зрительной памяти. Логически-поисковые задания. Развитие аналитических способностей.

10

19.12

Поиск закономерностей. Развитие способности рассуждать.

11

26.12

Поиск закономерностей. Развитие способности рассуждать.

12

09.01

Тренировка внимания. Нахождение в тексте нужной информации.

13

16.01

Тренировка внимания. Нахождение в тексте нужной информации.

14

23.01

Развитие логического мышления. Развитие способности рассуждать.

15

30.01

Развитие концентрации внимания. Логически-поисковые задания. Нестандартные задачи.

16

06.02

Тренировка внимания. Логически-поисковые задания. Нестандартные задачи.

17

13.02

Тренировка слуховой памяти. Логически-поисковые задания. Нестандартные задачи.

18

27.02

Тренировка зрительной памяти. Логически-поисковые задания. Нестандартные задачи.

19

06.03

Поиск закономерностей. Нестандартные задачи.

20

13.03

Поиск закономерностей. Нестандартные задачи.

21

20.03

Тренировка мышления. Работа с текстом. Нахождение нужной информации.

22

27.03

Тренировка мышления. Работа с текстом. Нахождение нужной информации.

23

03.04

Развитие быстроты реакции, мышления. Логически-поисковые задания. Нестандартные задачи.

24

17.04

Развитие быстроты реакции, мышления. Логически-поисковые задания. Нестандартные задачи.

25

24.04

Виды связей.  Определение понятия.

26

08.05

Виды связей.  Определение понятия.

27

15.05

Решение нестандартных задач.

28

22.05

Решение нестандартных задач.

29

29.05

Выявление уровня развития внимания, памяти, мышления.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа кружка «Умники и умницы» для 1 класса

     Новизна  данной рабочей программыопределена федеральным государственным стандартомначального общего образования 2010 года. Отличительными особенностями являются:1...

Рабочая программа кружка "Умники и умницы"

Рабочая программа внеурочной деятельности по научно-познавательному направлению "Умники и умницы" для 1 класса...

Рабочая программа кружка "Умники и умницы" 2 класс

У каждого ребёнка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться, но чтобы они могли проявить свои дарования, нужно умное и умелое руководство взрослых....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Юным умникам и умницам. Развитие познавательных способностей для 2 класса общеобразовательной школы

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  Юным умникам и умницам. Развитие познавательных способностейдля 2 класса общеобразовательной школы на 2012 - 2013учебный год Рабочая программа составлена на основе пр...

Рабочая программа кружка "Умники и умницы" (1 -4 классы)

Может кому  - то пригодится зтот материал для работы по занимательной математике....

Внеурочная деятельность. 3 класс . Рабочая программа кружка "Умники и умницы"

Кружок "Умники и умницы". Любознательность младшего школьника, пытливость его ума, быстрая увлекаемость новым заставляет расширять границы информационного пространства, предлагаемая программа поз...

Рабочая программа дополнительного образования "Умники и умницы"

      Курс «Умники и умницы» направлен  на формирование активной позиции учащихся, способных решать сложные задачи с учетом возрастных возможностей детей. Содерж...