Рабочая программа дополнительного образования "Умники и умницы"
методическая разработка (2 класс)
Курс «Умники и умницы» направлен на формирование активной позиции учащихся, способных решать сложные задачи с учетом возрастных возможностей детей. Содержание курса носит интегративный характер, объединяя знания различных дисциплин. Курс дополняет учебные предметы нестандартными и практическими заданиями. У второклассников будут развиваться внимание, наблюдательность, сообразительность, интуиция, речь, логические представления, умение мыслить творчески, применять в рассуждениях логические цепочки, аргументировано обосновывать свои действия, выдвигать и проверять различные гипотезы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
umniki_i_umnitsy_2_v.docx | 35.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
города Калининграда средняя общеобразовательная школа № 38
РАССМОТРЕНО на заседании МО протокол №6 « 27 » мая 2017 | «СОГЛАСОВАНО» на заседании ПС протокол № 8 « 02 » июня 2017 | «УТВЕРЖДЕНО» приказом директора по школе № 182 « 09 »июня 2017 |
Рабочая программа дополнительного образования
«Умники и умницы»
2 –В класс
Учитель:Волчек Людмила Николаевна
Количество часов в неделю – 1, всего 34.
Калининград
2017
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная программа составлена на основе программы внеурочной деятельности ООП НОО МАОУ СОШ № 38 г. Калининграда (раздел 3, пункт 2, приказ по школе № 131 от 15.08.2011г) в соответствии с приказом № 373 от 06.10.09 и приказом № 2357 от 22.09.11 Минобрнауки РФ. Программа создана с целью реализации миссии школы, направленной на создание благоприятных условий для получения качественного и доступного образования, полноценной самореализации и успешности каждого ученика с учётом его склонностей и способностей.
В основе программы лежит программа курса «Юным умникам и умницам» автора О.А. Холодовой (Холодова О.А. Юным умникам и умницам. Программа курса «РПС». – М.: Москка РОСТ, 2012).
Курс «Умники и умницы» направлен на формирование активной позиции учащихся, способных решать сложные задачи с учетом возрастных возможностей детей. Содержание курса носит интегративный характер, объединяя знания различных дисциплин. Курс дополняет учебные предметы нестандартными и практическими заданиями. У второклассников будут развиваться внимание, наблюдательность, сообразительность, интуиция, речь, логические представления, умение мыслить творчески, применять в рассуждениях логические цепочки, аргументировано обосновывать свои действия, выдвигать и проверять различные гипотезы. Программа предусматривает продолжение в 3-4 классах.
Духовно-нравственный компонент: формирование умственной культуры через понимание необходимости знаний, стремления к успеху.
Цель программы: развитие познавательных способностей учащихся, на основе системы развивающих занятий.
Основные задачи:
1)развитие мышления в процессе формирования основных приемов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;
2)развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;
3)развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументировано доказывать свою точку зрения;
4)формирование навыков творческого мышления и развитие умения решать нестандартные задачи;
5)развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности учащихся;
6)формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;
7)формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.
Таким образом, принципиальной задачей предлагаемого курса является именно развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков.
При разработке программы учитывались психолого-педагогические закономерности усвоения знаний второклассниками.
Программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю) с продолжительностью занятия 40 минут, что соответствует требованиям СанПиНа 2.4.2.2821-10 от 29.12.2010.
Предложенный материал имеет принцип «спирали»через каждые 7 занятий задания повторяются; материалрасполагается от простого к сложному, от наглядного представления к абстрактно-логическому. Каждое занятие включает «мозговой штурм», игровые и соревновательные элементы. Некоторые задания имеют пропедевтический характер и помогут подготовить учащихся к изучению дальнейших тем курса. Объём материала постепенно увеличивается, наращивается темп выполнения заданий. Присутствует постоянная смена видов деятельности.
Таким образом, достигается основная цель обучения - расширение зоны ближайшего развития ребенка и последовательный перевод ее в непосредственный актив, то есть в зону актуального развития.
Содержание программы:
В основе построения курса лежит принцип разнообразия творческо-поисковых задач. При этом основными выступают два следующих аспекта разнообразия: по содержанию и по сложности задач.
Систематический курс, построенный на таком разнообразном неучебном материале, создает благоприятные возможности для развития важных сторон личности ребенка.
Основное время на занятиях занимает самостоятельное решение детьми поисковых задач. Благодаря этому у детей формируются умения самостоятельно действовать, принимать решения, управлять собой в сложных ситуациях.
На каждом занятии проводится коллективное обсуждение решения задачи определенного вида. На этом этапе у детей формируется такое важное качество, как осознание собственных действий, самоконтроль, возможность дать отчет в выполняемых шагах при решении задач любой трудности.
На каждом занятии после самостоятельной работы проводится коллективная проверка решения задач. Такой формой работы создаются условия для нормализации самооценки у всех детей, а именно: повышения самооценки у детей, у которых хорошо развиты мыслительные процессы, но учебный материал усваивается в классе плохо за счет отсутствия, например, внимания.
В курсе используются задачи разной сложности.
Ребенок на этих занятиях сам оценивает свои успехи. Это создает особый положительный эмоциональный фон: раскованность, интерес, желание научиться выполнять предлагаемые задания.
В системе заданий реализован принцип «спирали», то есть возвращение к одному и тому же заданию, но на более высоком уровне трудности. Задачи по каждой из тем могут быть включены в любые занятия другой темы в качестве закрепления. Изучаемые темы повторяются в следующем учебном году, но даются с усложнением материала и решаемых задач.
В данной программе занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной благодаря частым переключениям с одного вида мыслительной деятельности на другой. Создана система учебных заданий и задач, направленных на развитие познавательных процессов у младших школьников с целью усиления их математического развития, включающего в себя умение наблюдать, сравнивать, обобщать, находить закономерности, строя простейшие предположения; проверять их, делать выводы, иллюстрировать их примерами. В рабочие тетради включены специально подобранные нестандартные задачи, направленные на развитие познавательных процессов у младших школьников. Часть заданий отобрана из учебной и педагогической литературы отечественных и зарубежных, авторов и переработана с учетом возрастных особенностей и воз-можностей детей 6-10 лет, часть - составлена автором пособия.
Все задания можно разбить на несколько групп:
- задания на развитие внимания;
- задания на развитие памяти;
- задания на совершенствование воображения;
- задания на развитие логического мышления.
Планируемые результаты
Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений: — Определять и высказывать простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы). — В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других
участников группы и педагога, как поступить.
Метапредметными результатами изучения курса являются формирование следующих универсальных учебных действий.
Регулятивные УУД:
— определять и формулировать цель деятельности — проговаривать последовательность действий
— учиться высказывать свое предположение на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради
— учиться работать по предложенному учителем и составленному самостоятельно плану — учиться отличать верно выполненное задание от неверного
— учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей
Познавательные УУД:
— ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного
— делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике — добывать новые знания: находить ответы на ??, используя учебник, свой жизненный опыт
— перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры
Коммуникативные УУД
— слушать и понимать речь других
— читать и пересказывать текст
— совместно договаривать ся о правилах общения и поведения в школе и следовать им
— учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика) Предметными результатами изучения курса являются формирование следующих умений:
— описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам
— выделять существенные признаки предметов
— сравнивать между собой предметы, явления
— обобщать, делать выводы
— классифицировать явления, предметы
— определять последовательность событий
— судить о противоположных явлениях — давать определения тем или иным понятиям
— выявлять функциональные отношения между понятиями
— выявлять закономерности и проводить аналогии
Ожидаемые результаты.
В результате обучения по данной программе обучающиеся должны научиться:
- логически рассуждать, пользуясь приемами анализа, сравнения, обобщения, классификации, систематизации;
- обоснованно делать выводы, доказывать;
- обобщать математический материал;
- находить разные решения нестандартных задач. Но основной показатель качества освоения программы — личностный рост обучающегося, его самореализация и определение своего места в детском коллективе.
Ожидаемые результаты:
— Увеличение числа детей, охваченных организованным досугом;
— воспитание уважительного отношения к своему городу, школе, чувства гордости за свою страну;
— воспитание у детей толерантности, навыков здорового образа жизни; формирование чувства гражданственности и патриотизма, правовой культуры, осознанного отношения к профессиональному самоопределению;
— развитие социальной культуры учащихся через систему ученического самоуправления и реализация, в конечном счете, основной цели программы
– достижение учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирование в них принимаемой обществом системы ценностей.
Формы организации учебного процесса: занятие-практикум, комбинированное занятие.
Методы контроля: наблюдение за деятельностью ученика, выполнение заданий, участие в интеллектуальных конкурсах, в том числе дистанционных.
Учебно-методическое обеспечение:
- Холодова О. «Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей (6-7 лет)». – М: РОСТ книга, 2012 г.
Тематическое планирование 2 класс
№ | Тема | Кол-во часов |
1 | Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления на начало года. | 1 |
2 | Развитие концентрации внимания. Решение логических задач. | 1 |
3 | Развитие концентрации внимания. | 1 |
4 | Тренировка слуховой памяти. Логические задачи на развитие способности рассуждать. | 1 |
5 | Тренировка зрительной памяти. | 1 |
6 | Поиск закономерностей. Логические задачи на развитие способности рассуждать. | 1 |
7 | Развитие пространственного воображения. Работа со спичками. | 1 |
8 | Развитие логического мышления. Логические задачи на развитие способности рассуждать. | 1 |
9 | Развитие концентрации внимания. Логические задачи на развитие аналитических способностей. | 1 |
10 | Тренировка внимания. Логические задачи на развитие способности рассуждать. | 1 |
11 | Тренировка слуховой памяти. Логические задачи на развитие аналитических способностей. | 1 |
12 | Тренировка зрительной памяти. Логические задачи на развитие умения рассуждать. | 1 |
13 | Поиск закономерностей. Логические задачи на развитие аналитических способностей. | 1 |
14 | Развитие пространственного воображения. Работа со спичками. | 1 |
15 | Развитие логического мышления. | 1 |
16 | Развитие концентрации внимания. Логические задачи на развитие способности рассуждать. | 1 |
17 | Тренировка внимания. Логические задачи на развитие аналитических способностей. | 1 |
18 | Тренировка слуховой памяти. Логические задачи на развитие способности рассуждать. | 1 |
19 | Тренировка зрительной памяти. Логические задачи на развитие аналитических способностей. | 1 |
20 | Поиск закономерностей. Логические задачи на развитие способности рассуждать. | 1 |
21 | Развитие пространственного воображения. Работа со спичками. | 1 |
22 | Развитие логического мышления. | 1 |
23 | Тренировка концентрации внимания. Логические задачи на развитие аналитических способностей. | 1 |
24 | Тренировка внимания Логические задачи на развитие аналитических способностей. | 1 |
25 | Тренировка слуховой памяти. Логические задачи на развитие способности рассуждать. | 1 |
26 | Тренировка зрительной памяти. Логические задачи на развитие аналитических способностей. | 1 |
27 | Поиск закономерностей. | 1 |
28 | Развитие пространственного воображения. Работа со спичками. | 1 |
29 | Развитие логического мышления. | 1 |
30 | Развитие концентрации внимания. Логические задачи на развитие умения рассуждать и анализировать. | 1 |
31 | Тренировка внимания. Логические задачи на развитие логических способностей. | 1 |
32 | Тренировка слуховой памяти. Логические задачи на развитие умения рассуждать и анализировать | 1 |
33 | Тренировка зрительной памяти. Логические задачи на развитие аналитических способностей. | 1 |
34 | Поиск закономерностей. Логические задачи на развитие умения рассуждать и анализировать. | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа кружка «Умники и умницы» для 1 класса
Новизна данной рабочей программыопределена федеральным государственным стандартомначального общего образования 2010 года. Отличительными особенностями являются:1...
Рабочая программа кружка "Умники и умницы"
Рабочая программа внеурочной деятельности по научно-познавательному направлению "Умники и умницы" для 1 класса...
Рабочая программа кружка "Умники и умницы" 2 класс
У каждого ребёнка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться, но чтобы они могли проявить свои дарования, нужно умное и умелое руководство взрослых....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Юным умникам и умницам. Развитие познавательных способностей для 2 класса общеобразовательной школы
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Юным умникам и умницам. Развитие познавательных способностейдля 2 класса общеобразовательной школы на 2012 - 2013учебный год Рабочая программа составлена на основе пр...
Рабочая программа кружка "Умники и умницы" (1 -4 классы)
Может кому - то пригодится зтот материал для работы по занимательной математике....
Рабочая программа дополнительного образования "Умники и умницы"
Большую роль в процессе учебной деятельности школьников начальных классов, как отмечают психологи, играет уровень развития познавательных процессов: внимания, восприятия, наблюдения, воображения, памя...
Внеурочная деятельность. 3 класс . Рабочая программа кружка "Умники и умницы"
Кружок "Умники и умницы". Любознательность младшего школьника, пытливость его ума, быстрая увлекаемость новым заставляет расширять границы информационного пространства, предлагаемая программа поз...