Программа дополнительного образования "Юные умники и умницы"
методическая разработка по математике (1,2 класс) на тему

Ишина Татьяна Александровна

  Проблема реализации ФГОС в образовательном процессе актуальна в первую очередь для начальной школы. В соответствии с требованиями ФГОС мною разработана  дополнительная образовательная программа по математике. Данная программа позволит обучающимся познакомиться со многими интересными вопросами, выходящими за рамки образовательного процесса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл umniki_i_umnicy.docx72.11 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное  учреждение

«Инжавинская средняя общеобразовательная школа»

                                                          Утверждена методическим советом

                                                          МОУ «Инжавинская СОШ»

                                                          Протокол №           от

                                                          Директор школы         Н.И.Михкельсон

                                                                                                                               

Дополнительная образовательная программа

Программа рассчитана

на возраст от 7 до 9 лет.

Срок реализации 2 года.

        

        Составитель: Т.А. Ишина

                                                                               учитель начальных классов        

2011г

Информационная карта.

  • НАЗВАНИЕ ПРОГРАММЫ

Дополнительная образовательная программа «Юные умники и умницы»

  • ФАМИЛИЯ,ИМЯ, ОТЧЕСТВО СОСТАВИТЕЛЯ

Ишина Татьяна Александровна

  • ОБРАЗОВАНИЕ

 Высшее

  • КВАЛИФИКАЦИОННАЯ КАТЕГОРИЯ

Первая

  • СТАЖ РАБОТЫ

 27 лет

  • НАПРАВЛЕННОСТЬ

Интеллектуально-познавательная

  • ТИП ПРОГРАММЫ

Модифицированная

  • ВОЗРАСТ ОБУЧАЮЩИХСЯ

7-9лет

  • ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ

2года

  •  ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

Дополнительное образование

Пояснительная записка.

            У каждого ребёнка есть способности и талант. Дети от природы любознательны и полны желания учиться, но чтобы они могли проявить свои дарования, нужно умное и умелое руководство взрослых. Достичь этого в курсе начальной школы можно путём включения задач, связанных с понятиями, которые выходят за рамки учебного  программного материала.

Формирование и развитие основных логических структур мышления происходит с 5 до 11 лет. Это длительная, целенаправленная работа, и эпизодическое использование творческих задач не принесёт желаемого результата. Поэтому познавательные задания должны составлять систему, позволяющую формировать потребность в творческой деятельности и развивать всё многообразие интеллектуальных и творческих возможностей ребёнка. Среди них велика роль логических задач занимательного характера.

Помочь ученикам найти себя как можно раньше – одна из важнейших задач учителя начальных классов.

Программа «Юные умники и умницы» разработана в соответствии с требованиями Федерального Государственного стандарта второго поколения, которые заключаются в следующем:

«формирование предметных и универсальных способов действий, а также опорной системы знаний, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе;

воспитание основ умения учиться – способности к самоорганизации с целью решения учебных задач;

индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития – эмоциональной, познавательной, саморегуляции  (Стандарты второго поколения. Планируемые результаты начального общего образования. – М.: Просвещение, 2010. с.6.).

позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.

Не менее важным фактором  реализации данной программы является  и стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки  аргументации собственной позиции по определенному вопросу.

Данная программа является наиболее актуальной на сегодняшний момент, так как обеспечивает  развитие  интеллектуальных общеучебных умений у учащихся, необходимых для дальнейшей самореализации и формирования личности ребенка.

Одна из основных задач образования по стандартам второго поколения – развитие способностей ребёнка и формирование  Универсальных Учебных Действий, таких как: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция.

          С этой целью в программе предусмотрено значительное увеличение активных форм работы, направленных на вовлечение учащихся в динамичную деятельность, на обеспечение понимания ими математического материала и развития интеллекта, приобретение практических навыков самостоятельной деятельности.

Актуальность данного курса заключается и в том, что именно работе с талантливой молодежью уделяется в настоящее время большое внимание. Это направление является одним из пунктов президентской инициативы «Наша новая школа. В настоящее время без основных мыслительных операций, которые позволяют включить интеллектуальную деятельность младшего школьника  в различные соотношения с другими сторонами его личности, прежде всего с мотивацией и интересами, не будет оказывать положительное влияние на развитие внимания, памяти, эмоции и речи ребенка. Именно в начальной школе закладываются основы для дальнейшего успешного обучения школьников в основной школе. Не секрет, что любовь к такому сложному предмету, как математика, зачастую закладывается именно в начальной школе.

Новизна программы состоит в том, что данная программа дополняет и расширяет математические знания, прививает интерес к предмету и позволяет использовать эти знания на практике.

 Программа направлена на:

  • создание условий для развития ребенка;
  • развитие мотивации к познанию и творчеству;
  • обеспечение эмоционального благополучия ребенка;
  • профилактику ассоциативного поведения;
  • интеллектуальное и духовное развитие личности ребенка;
  • укрепление психического здоровья.

      Педагогическая целесообразность программы объясняется формированием приемов умственной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, классификации, аналогии и обобщения.

     Программа отражает:

  • принципы обучения (индивидуальность, доступность, научность, преемственность, результативность)
  • дифференцированное обучение;
  • владение методами контроля.

Отличительные особенности программы «Умники и умницы» в том, что в нее включено большое количество заданий на развитие логического мышления, памяти и задания исследовательского характера. В структуру программы входит теоретический блок материалов, который подкрепляется практической частью. Практические задания способствуют развитию у детей творческих способностей, логического мышления, памяти, математической речи, внимания; умению создавать математические проекты, анализировать, решать ребусы, головоломки, обобщать и делать выводы. Программа составлена в соответствии с принципами системности и постепенного повышения уровня сложности представленного учебного материала.

Цель: Развитие логического мышления в процессе использования заданий занимательного характера, выявление и поддержка способных, одаренных учащихся

Первый год обучения:

Обучающие:

-  учить правильно применять математическую терминологию;

- уметь делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли.

Развивающие:

- формировать и развивать различные виды памяти, внимания, воображения;

развивать математическую речь;

- развивать математических способностей у учащихся;

Воспитательные:

- воспитывать у  учащихся чувства коллективизма и умения сочетать индивидуальную работу с коллективной.

Второй год обучения:

Обучающие:

- научить приемам поисковой и исследовательской деятельности;

 - научить логически рассуждать, обоснованно делать выводы, доказывать;

Развивающие:

-  прививать учащимся определенные навыки научно-исследовательского характера;

- развивать у учащихся умения самостоятельно и творчески работать с учебной и научно-популярной литературой.

Воспитательные:

- воспитывать у обучающихся высокую культуру математического мышления.

Принципы программы:

Актуальность

Создание условий для повышения мотивации к обучению математики, стремление развивать интеллектуальные возможности  учащихся.

Научность

Математика – учебная дисциплина, развивающая умения логически мыслить, видеть количественную сторону предметов и явлений, делать выводы, обобщения.

Системность

Курс строится от частных примеров (особенности решения отдельных примеров) к общим (решение математических задач).

Практическая направленность

Содержание занятий кружка направлено на освоение математической терминологии, которая пригодится в дальнейшей работе, на решение занимательных задач, которые впоследствии помогут ребятам принимать участие в школьных и городских олимпиадах и других математических играх и конкурсах.

Обеспечение мотивации

Во-первых, развитие интереса к математике как науке физико-математического направления, во-вторых, успешное усвоение учебного материала на уроках и выступление на олимпиадах по математике.

Формы организации предусматривают внедрение современных педагогических технологий и содействуют эффективному развитию интеллекта, творческого потенциала и индивидуальных особенностей учащихся. Они разнообразны и отличаются: по способу подачи языкового материала (устные и письменные); по частоте проведения (систематические и эпизодические); по количеству участников (индивидуальные, групповые и массовые). Каждая из указанных форм имеет несколько видов, которые отличаются друг от друга методикой проведения, объемом используемого языкового материала, характером участия школьников в работе.

Основные виды деятельности учащихся:

- решение занимательных задач;

- оформление математических газет;

- участие в математической олимпиаде, международной игре «Кенгуру»;

- знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой;

- проектная деятельность

- самостоятельная работа;

- работа в парах, в группах;

- творческие работы

Ожидаемые результаты и способы их проверки

Предполагаемые результаты:

Занятия в  кружке должны помочь учащимся:

- усвоить основные базовые знания по математике; её ключевые понятия;

- помочь учащимся овладеть способами исследовательской деятельности;

- формировать творческое мышление;

- способствовать улучшению качества решения задач различного уровня сложности учащимися; успешному выступлению на олимпиадах, играх, конкурсах.

В результате обучения по данной программе учащиеся должны научиться:

- логически рассуждать, пользуясь приемами анализа, сравнения, обобщения, классификации, систематизации;

- обоснованно делать выводы, доказывать;

- обобщать математический материал;

-находить разные решения нестандартных задач.

Но основной показатель качества освоения программы - личностный рост обучающегося, его самореализация и определение своего места в детском коллективе. 

Первый год обучения

К концу первого года обучения младшие школьники должны

знать:

  • свойства арифметических действий;
  • названия геометрических фигур;
  • виды конструирования;
  • способы решения занимательных и логических задач;
  • правила составления узоров и орнаментов;

уметь:

  • ориентироваться в понятиях «вверх», «вниз», «вправо», «влево», а также –над, -под, -в, -на, -за, -перед;
  • классифицировать предметы, находить закономерность;
  •  узнавать и изображать геометрические фигуры;
  • составлять, моделировать и штриховать предметы;
  • делать выводы, простейшие умозаключения.
  • использовать знания для решения олимпиадных заданий;
  • осуществлять самостоятельный поиск решений.

Второй год обучения

К концу второго года обучения младшие школьники должны

знать:

  • историю происхождения натуральных чисел и действия над ними;
  • единицы измерения и способы их преобразования;
  • приёмы конструирования и моделирования  фигур;
  • способы решения  геометрических задач, ребусов, числовых головоломок, фокусов;

уметь:

  • уметь работать с известными единицами измерения и придумывать новые мерки;
  • придумывать и конструировать игровые фигуры на заданную тему;
  • решать геометрические задачи, ребусы,  числовые головоломки, фокусы;
  • осуществлять самостоятельный поиск решений, а также работать в парах и группах;
  • участвовать в проектной деятельности.

Чтобы добиться ожидаемого конечного результата, необходим промежуточный контроль, проверка знаний и умений обучающихся.

Способами определения результативности программы являются:

  • диагностика степени владения логическими операциями, проводимая в конце каждого года обучения в виде естественно-педагогического наблюдения.
  • выставка работ детей, выполненных по окончанию изучения темы.
  • тестирование (проводится в начале и конце учебного года); участие в олимпиадах, в конкурсах на разных уровнях;
  • участие в математических декадах (выпуск газет, составление кроссвордов, викторин и т.д.)
  • участие в интеллектуальных играх (КВН; Парад умников; Брейн -ринги; Математические турниры Занимательный час Интеллектуальный марафон и т.д.)

Количество учебных часов

На реализацию образовательной программы отводится 144 часа:

Первый год обучения – 72 час.

Второй год обучения – 72 часа.

Режим занятий – 2 занятия в неделю.

Продолжительность занятий:

7 лет –  30 минут,  8 –9 лет –  40 минут.

Занятия рассчитаны на коллективную, групповую и индивидуальную работу. Они построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной.

Учебно-тематический план

первый год обучения

Наименование раздела, темы

Кол-во

часов

Теория

Практика

1.

Раздел 1.Введение

1.1. Как люди научились считать.        

1.2.  Выявление уровня развития познавательных интересов в начале учебного года.

1.3. Занимательные вопросы. Математические фокусы. Загадки. Задачи на смекалку. Ребусы. Решение логической задачи. Задачи на сообразительность.

3 ч

1

1

1

0,5

0,5

-

0,5

0,5

1

2.

Раздел 2.  Сравнение предметов и групп предметов

2.1. Выявление простейших числовых представлений у детей. Игра: «Составим узор».

2.2. Развитие речи, внимания и наблюдательности у детей. Игры: «Снеговики», «Матрешки»                  -     Игра: « Составим узор».

2.3. Развитие внимания и наблюдательности у детей. Игра: «Муравьи» .

2.4. Развитие речи детей, включение в активный словарь терминов «выше», «ниже», «толстый», «тонкий», «высокий», «низкий».

Игра: «Концовка» Счет, порядковые числительные.

2.5. Развитие воображения детей. Игры: «Вершки и корешки», «Составим поезда», «Построй домик из данных фигур».                 Игра: «Третий лишний»

2.6  Круглый стол «Сравниваем и считаем»        

       

15ч

3

2

3

3

3

1

0,2

0,2

0,2

0,2

0,2

-

14ч

2,8

1,8

2,8

2,8

2,8

1

3.

Раздел 3. Числа от 1 до 10

3.1 Кто назвал числа?

3.2    Числа от 1 до 10. Число 0. Внешний облик цифр                          

Игры: "Телефон", "Правильно расставь вагоны поезда"              

3.3    Числа от 1 до 10. Число 0.                          

Игры:"Курица и цыплята","Подарки Петрушки"                    

"Лучший счетчик", "Число и цифру я знаю"                    

Игры:"Молчанка", "Веселый счет","Помогите числам занять свои места"          

3.4    Сложение чисел в пределах 10                    

Игры:"Воздушные шары", "Составим букет","Угадай-ка"            

 Переместительное свойство сложения    Игры:"Составим букет", "Зоопарк"    

3.5   Вычитание в пределах 10                              

Игры:"Угадай место игрушки", "Маятник"                        

Игры:"Цепочка","Назови пропущенные цифры"                    

3.6   Сложение и вычитание в пределах 10                        

Игры:"Математическая рыбалка","День и ночь"                    

"Арифметический бег по числовому ряду»

3.7 Составление суперпримеров.        

Защита работ: «Мой суперпример – самый лучший!»

10ч              

1

1

2

2

2

1

1

1,8ч

0,5

0,2

0,2

0,5

0,2

0,2

-

8,2ч

0,5

0,8

1,8

1,5

1,8

0,8

1

4.

Раздел 4. Геометрия вокруг нас        

4.1. Как возникла геометрия        

4.2 Геометрические фигуры в окружающих предметах

4. 3 Геометрия в природе        

4.4 Соотнесение контура и геометрической фигуры. Чтение ориентиров и нахождение по ним правильного направления.

4.5 Игра на воссоздание из геометрических фигур образных и сюжетных изображений. Рисунок из геометрических фигур        

4.6 Развитие пространственного воображения, работа со спичками.

4.7 Преобразование фигур. Выделение отдельных фигур из группы.

4.8 Решение задач геометрического содержания

4.9  «Путешествие в Страну Геометрию»        

14ч

1

1

1

2

2

2

2

2

1

2,5ч

0,5

0,5

0,5

0,2

0,2

0,2

0,2

0,2

-

11,5ч

0,5

0,5

0,5

1,8

1,8

1,8

1,8

1,8

1

5.

Раздел 5.  Конструирование

5.1 Плоскостное конструирование.

5. 2 Конструирование по собственному замыслу

5.3 Тематическое конструирование

5.4 Создание мини-альбома «Узоры геометрии»,  выставка альбомов «Узоры геометрии»

10ч

3

3

3

1

0,5

0,2

0,3

-

2,5

2,8

2,7

1

6.

Раздел 6. Задачи-шутки

6.1 Занимательные задачи         

6.2. Задача в рисунке

6. 3 Задачи в стихах        

6.4 Задачи на смекалку        

6.5 Проект « Живые задачи» 

1

1

1

2

1

0,8ч

0,2

0,2

0,2

0,2

-

5,2ч

0,8

0,8

0,8

1,8

1

7

Раздел 7. Логические задачи.

7.1 Логические задачи на развитие аналитических способностей

7.2 Логические задачи на развитие способности рассуждать.

7.3 Задачи на планирование действий.

7.4 Поиск закономерностей

7.5 Создание шифра        

7.6 Логическая игра «Молодцы и хитрецы»

11ч

2

2

2

2

2

1

0,2

0,2

0,2

0,2

0,2

-

10ч

1,8

1,8

1,8

1,8

1,8

1

8.

Раздел 8. Подведение итогов работы. 8.1Выявление уровня познавательных процессов.

8.2 Решение олимпиадных задач. Олимпиада.

Математический КВМ

3 ч

1

2

0,2ч

0,2

-

2,8ч

0,8

2

ИТОГО:

72ч

9,3ч

62,7ч

Содержание программы

Раздел 1. Введение – 3 часа

Теория (1ч): математика-наука, задачи, решаемые математикой

Практика (2ч): инструктаж по т/б, выявление уровня развития познавательных интересов в начале учебного года, выполнение заданий презентации «Как люди научились считать»        

Раздел 2.  Сравнение предметов и групп предметов – 15ч

2.1. Выявление простейших числовых представлений у детей.

Теория (0,2ч): счёт предметов, цвет, размер, умения различать предметы по цвету, форме, расположению.

Практика (2,8ч):  Игра: «Составим узор». Игры: «Снеговики», «Матрешки»

2.2. Развитие речи, внимания и наблюдательности у детей.

Теория (0,2ч): Размер, цвет, число предметов. Уточнение имеющихся у детей представлений о размере, цвете и числе предметов.

Практика (1,8ч):  Дидактические игры при ознакомлении с цветом предметов  

Игры: "Какого цвета не стало?", "Дополнение"                    

Игры: "Неразлучные цвета", "Угадай цвет"                    

2.3. Развитие внимания и наблюдательности у детей.  

Теория (0,2ч): Формирование представлений о символическом изображении вещей.

Практика (2,8ч):  Научить детей различать цвета и размеры. Игра: «Муравьи»    

2.4. Развитие речи детей, включение в активный словарь терминов «выше», «ниже», «толстый», «тонкий», «высокий», «низкий».

Теория (0,2ч): термины «выше», «ниже», «толстый», «тонкий», «высокий», «низкий».

Практика (2,8ч): Игры: "Что изменилось", "Найди то, что спрятано"              

    Сравнение предметов по размеру. Игры: "Наоборот", "По грибы, по ягоды"                    

«Концовка»

 2.5. Развитие воображения детей.

Теория (0,2ч): Научить детей соединять предметы в множества по определенному свойству. Счет, порядковые числительные. Учить ребенка рассуждать.

Практика (2,8ч): Игры: «Вершки и корешки», «Составим поезда», «Построй домик из данных фигур».  Игра: «Третий лишний»

2.6   Практика (1ч):  Круглый стол «Сравниваем и считаем»

     

Раздел 3. Числа от 1 до 10 (10ч)

3.1 Кто назвал числа?(1ч)

Теория (0,5ч): Из истории натуральных чисел, загадочность цифр и чисел

Практика (0,5ч): игры с числами, С.Маршак

3.2    Числа от 1 до 10. Число 0. (1ч)

Теория (0,2ч): Внешний облик цифр

Практика (0,8ч):  Игры: "Телефон", "Правильно расставь вагоны поезда" "Молчанка", "Веселый счет", «Помогите числам занять свои места"                        

3.3    Числа от 1 до 10. Число 0.  (2ч)                        

Теория (0,2ч): Число, цифра.

Практика (1,8ч): Игры: "Курица и цыплята","Подарки Петрушки"                    

"Лучший счетчик", "Число и цифру я знаю"                    

3.4    Сложение чисел в пределах 10. (2ч)                    

Теория (0,5ч): Сложение. Знак «+». Переместительное свойство сложения    

Практика (1,5ч): Игры: "Воздушные шары", "Составим букет","Угадай-ка"            

"Составим букет", "Зоопарк"    

3.5   Вычитание в пределах 10 (2ч)                            

Теория (0,2ч): сложение, вычитание, знаки «+» и  «-»

Практика (1,8ч):  Игры: "Угадай место игрушки", "Маятник"                         "Цепочка", «Назови пропущенные цифры"                    

3.6   Сложение и вычитание в пределах 10   (1ч)                      

Теория (0,2ч): сложение, вычитание, знаки «+» и  «-»

Практика (0,8ч): Игры: "Математическая рыбалка", «День и ночь"                    

"Арифметический бег по числовому ряду"

3.7 Практика (1ч)

Составление суперпримеров.         Защита работ: «Мой суперпример – самый лучший!»

Практика (1ч): Составление суперпримеров.         Защита работ: «Мой суперпример – самый лучший!»

Раздел 4. Геометрия вокруг нас        (14ч)

4.1. Как возникла геометрия        (1ч)

Теория (0,5ч): геометрия

Практика (0,5ч): чертежи различных геометрических фигур, узоры из геометрических фигур

4.2 Геометрические фигуры в окружающих предметах (1ч)

Теория (0,5ч): рассмотреть случаи, когда геометрия окружает человека

Практика (0,5ч): задания на преобразование геометрических фигур в окружающие предметы 

4. 3 Геометрия в природе (1ч)

Теория (0,5ч): рассмотреть случаи геометрии в природе

Практика (0,5ч): выполнение геометрических узоров из природных материалов

        

4.4 Соотнесение контура и геометрической фигуры (2ч)

Теория (0,2ч): знакомство с контуром и занимательными геометрическими фигурами

Практика (1,8ч): Игры на определение геометрической фигуры по контуру, соотнесение контуров и геометрических фигур

4.5 Игра на воссоздание из геометрических фигур образных и сюжетных изображений (2ч). 

Теория (0,2ч): геометрическая фигура, изображение

Практика (1,8ч): составлять рисунок из геометрических фигур

        

4.6 Развитие пространственного воображения, работа со спичками (2ч) 

Теория (0,2ч): геометрические фигуры, способы преобразования одной фигуры в другую

Практика (1,8ч): составление фигур из спичек, преобразование фигур по заданию и образцу

4.7 Преобразование фигур. Выделение отдельных фигур из групп (2ч).

Теория (0,2ч): геометрическая фигура, преобразование

Практика (1,8ч): решение задач на выделение отдельных фигур из групп и преобразование одних фигур в другие

4.8 Решение задач геометрического содержания (2ч)

Теория (0,2ч): знакомство со способами решения геометрических задач

Практика (1,8ч): решение геометрических задач

4.9  «Путешествие в Страну Геометрию» (1ч)        

Практика (1ч): игра-путешествие «Страна Геометрия»

Раздел 5.  Конструирование (10ч)

5.1 Плоскостное конструирование. (3ч)

 Теория (0,5): понятия «многоугольник», «четырехугольник»; сравнительный анализ четырехугольников.

Практика (2,5): конструирование четырехугольников из деталей.

5. 2 Конструирование по собственному замыслу (3ч)

Теория (0,2): виды конструирования – плоскостное, объемное.

Практика (2,8): конструирование фигур по выбору учащихся.

5.3 Тематическое конструирование  (3ч)

Теория (0,3): изучение и анализ иллюстраций по теме «Подводный мир», список фигур для конструирования.

Практика (2,7): плоскостное моделирование по теме «Подводный мир».

5.4 Создание мини-альбома «Узоры геометрии» (1ч)

 Практика (1ч): выставка альбомов «Узоры геометрии»

Раздел 6. Задачи-шутки (6ч)

6.1 Занимательные задачи (1ч)        

Теория (0,2ч): задача-шутка, условие, вопрос, решение

Практика (0,8ч): решение шуточных задач, анализировать условие занимательной, шуточной задачи;

6.2. Задача в рисунке (1ч)

Теория (0,2ч): условие, вопрос, решение

Практика (0,8ч): составление задач по рисунку, самостоятельное составление рисунка к задачам

6. 3 Задачи в стихах (1ч)

Теория (0,2ч): условие, вопрос, решение

Практика (0,8ч): Решение математических задач в стихотворной форме

         

6.4 Задачи на смекалку (2ч)        

Теория (0,2ч): алгоритм разгадывания загадок-смекалок

Практика (1,8ч): решение задач на смекалку

6.5 Проект « Живые задачи» (1ч)

Практика (1ч): Инсценирование задач        , конкурс на лучшее инсценирование математической задачи

Раздел 7. Логические задачи (11ч)

7.1 Логические задачи на развитие аналитических способностей(2ч)

Теория (0,2ч): логическая задача, решение

Практика (1,8ч): решение задач на логическое мышление

7.2 Логические задачи на развитие способности рассуждать (2ч)

Теория (0,2ч): высказывания вида «Если А, то В»

Практика (1,8ч): решение задач с использованием высказываний «Если А, то В»

7.3 Задачи на планирование действий (2ч)

Теория (0,2ч): план своих действий;

Практика (1,8ч): решение задач на планирование действий

7.4 Поиск закономерностей(2ч)

Теория (0,2ч): условия для достижения поставленной цели; признаки объекта или процесса при решении задач

Практика (1,8ч): решение задач на поиск закономерностей

7.5 Создание шифра (2ч)        

Теория (0,2ч): шифр, шифровальщик, правила составления простейшего шифра

Практика (1,8ч): игры на чтение зашифрованных текстов и самостоятельное составление шифров

7.6 Логическая игра «Молодцы и хитрецы»(1ч)

Практика (1ч): проведение логической игры

Раздел 8. Подведение итогов работы (3ч)

8.1 Выявление уровня познавательных процессов  (1ч).

Теория (0,2ч): тестирование, тренинг

Практика (0,8ч): Выявление уровня познавательных процессов.

8.2 Решение олимпиадных задач. Олимпиада (2ч).

Практика (2ч): решение олимпиадных задач.

Математический КВМ. Олимпиада

Учебно-тематический план

второй год обучения

Наименование раздела, темы

Кол-во

часов

Теория

Практика

1.

Раздел 1.Введение

1.1 Математика в исторических  событиях

1.2.  Выявление уровня развития познавательных интересов в начале учебного года.

2 ч

1

1

1

-

-

1

2.

Раздел 2.  Числа и операции над ними

2.1 Из истории натуральных чисел, загадочность цифр и чисел

2.2 Решение арифметических ребусов.

2.3 Запись чисел по заданным условиям.

2.4 Задания на восстановление чисел и их записи. Нахождение в записи числа неизвестных цифр, заменённых буквами.

2.5 Игры с числами. «Крестики-нолики». «Судоку»

2.6  Конкурс на лучший ребус

10ч

1

2

1

2

3

1

2,5ч

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

-

7,5ч

0,5

1,5

0,5

1,5

2,5

1

3.

Раздел 3. Величины

3.1 Первые единицы измерения. Старинные меры измерений.

3.2 Измерение времени.

3.3 Деньги в древности.        

3.4 Меры длины        

3.5 Составление таблиц известных мерок и придумывание новых мерок, исследовательские творческие задания

3.6 Решение задач, связанных с величинами.

3.7 Мини – олимпиада

        

1

1

1

1

2

2

1

1,8ч

0,5

0,2

0,2

0,2

0,5

0,2

-

7,2ч

0,5

0,8

0,8

0,8

1,5

1,8

1

4.

Раздел 4.  Конструирование

4.1Плоскостное конструирование

4.2Плоскость и объем

4.3Конструирование по собственному замыслу

4.4Периметр

4.5Симметрия

4.6Тематическое конструирование

4.7 Создание мини-альбома «Современные технические средства»,  выставка альбомов

17ч

3

2

3

2

3

3

1

3,5ч

0,5

0,5

0,5

0,5

1

0,5

-

13,5ч

2,5

1,5

2,5

1,5

2

2,5

1

5.

Раздел 5. Город Задач

5.1 Решение задач-шуток.

5.2 Решение заданий на смекалку.

5.3 Решение задач на сравнение.

5.4 Решение задач-сказок.

5.5 Решение арифметических текстовых задач разными способами

5.6 Задачи с неполными данными, лишними, нереальными данными.        

5.7 Построение высказываний. Решение логических задач.

 5.8 Решение логических задач с помощью составления таблиц.

5.9 Решение задач с помощью графов.

5.10 Решение старинных задач

5.11 Творческий проект «Самый лучший РЕШЕБНИК»

18ч

1

1

2

1

2

2

2

2

2

2

1

3,5ч

-

0,2

0,3

-

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

-

14,5ч

1

0,8

1,7

1

1,5

1,5

1,5

1,5

1,5

1,5

1

6.

Раздел 6. Магическая математика

6.1 Математические фокусы.

6.2 Математическое лото.

6.3 Предсказания.

6.4 Оформление математической газеты

2

2

2

1

0,6ч

0,2

0,2

0,2

-

6,4ч

1,8

1,8

1,8

1

7.

Раздел 7.  Закономерности

7.1 Разгадывание и продолжение логических цепочек и квадратов. Решение заданий с помощью раскрашивания.

7.2 Составление закономерностей. Магические квадраты. Орнаменты.

7.3 Установление и продолжение закономерностей. Игры с буквами и цифрами

7.4 КВМ

2

2

1

1

0,5

0,5

-

-

1,5

1,5

1

1

8.

Раздел 8. Подведение итогов работы. 8.1Выявление уровня познавательных процессов.

8.2 Решение олимпиадных задач. Олимпиада.

Круглый стол «Подведём итоги»

3 ч

1

2

0,2ч

0,2

-

2,8ч

0.8

2

ИТОГО:

72ч

14,1ч

57,9ч

Содержание программы

Раздел 1. Введение – 2 часа

Теория (1ч): математика-наука, исторические математические события

Практика (1ч): инструктаж по т/б, выявление уровня развития познавательных интересов в начале учебного года, выполнение заданий презентации «Математика в исторических событиях»        

Раздел 2. Числа и операции над ними (10ч)

2.1 Из истории натуральных чисел, загадочность цифр и чисел (1ч)

Теория (0,5ч): натуральные числа, цифры, кто их так назвал

Практика (0,5ч): презентация «Кто их так назвал?», игры с числами

2.2 Решение арифметических ребусов (2ч)

Теория (0,5ч): ребус, правила составления простейших ребусов

Практика (1,5ч): решение арифметических ребусов, составление ребусов по заданию

2.3 Запись чисел по заданным условиям (1ч)

Теория (0,5ч): условие, правила записи чисел

Практика (0,5ч): запись чисел по заданным условиям

2.4 Задания на восстановление чисел и их записи. Нахождение в записи числа неизвестных цифр, заменённых буквами (2ч)

Теория (0,5ч):  условие, правило записи числа, шифры с буквами и числами

Практика (1,5ч): восстановление чисел и их записи, нахождение в записи числа неизвестных цифр, заменённых буквами.

2.5 Игры с числами. «Крестики-нолики». «Судоку» (3ч)

Теория (0,5ч): правила составления игр, правила решения Судоку

Практика (2,5ч): игры с числами, «Крестики-нолики», решение «Судоку»

2.6  Конкурс на лучший ребус  (1ч)

Практика (1ч): составление ребусов, выступление  «Мой ребус – самый лучший»

Раздел 3. Величины (9ч)

3.1 Первые единицы измерения. Старинные меры измерений (1ч)

Теория (0,5ч): величины, старинные меры измерений

Практика (0,5ч): выполнение заданий презентации «Как измеряли в древности»

3.2 Измерение времени (1ч)

Теория (0,2ч): время, величины времени

Практика (0,8ч): задания связанные с измерением и вычислением времени, практическая работа с часами

3.3 Деньги в древности (1ч)

Теория (0,2ч): деньги, история возникновения денег

Практика (0,8ч): игра «Магазин»

        

3.4 Меры длины (1ч)

Теория (0,2ч): величины длины

Практика (0,8ч): практическая работа по измерению длины различных предметов, занимательные задания на преобразования длины

3.5 Составление таблиц известных мерок и придумывание новых мерок, исследовательские творческие задания  (2ч)

Теория (0,5ч): величины, мерка величины

Практика (1,5ч): составление таблицы известных мерок, исследовательская работа «Определи величину», творческая работа по придумыванию своих мерок.

3.6 Решение задач, связанных с величинами (2ч)

Теория (0,2ч): знакомство с  задачами, связанными с величинами

Практика (0,8ч): Решение задач, связанных с величинами

3.7 Мини-олимпиада (1ч)

Практика (1ч): проведение олимпиады

Раздел 4.  Конструирование (17ч)

4.1 «Плоскостное конструирование»  (3 ч)

Теория (0,5ч): изучение и анализ иллюстраций на тему «Животные жарких стран»,

Практика (2,5ч): конструирование растений и животных жарких стран.

4.2  «Плоскость и объем» (2 ч)

Теория(0,5ч): понятия «призма», «основание», «грань», «ребро», «вершина».

Практика (1,5ч): конструирование треугольной призмы из развертки.

        

4.3 «Конструирование по собственному замыслу» (3 ч)

Теория (0,5ч): виды конструирования – плоскостное, объемное.

Практика (2,5ч): конструирование фигур по выбору учащихся.

4.4 «Периметр» (2 ч)

Теория(0,5ч): понятия – «выпуклые» и «невыпуклые» многоугольники, вычисление и сравнительный анализ периметра многоугольников.

Практика (1,5ч): конструирование невыпуклых многоугольников

4.5 «Симметрия» (3 ч)

Теория(1ч): понятие «ось симметрии», различение симметричных и несимметричных фигур.

Практика (2ч): конструирование симметричных фигур на основе осевой симметрии, мультимедийная презентация занятия «Симметрия».

4.6  «Тематическое конструирование» (3 ч)

Теория (0,5ч): изучение и анализ иллюстраций по теме «Выставка современных технических средств», список фигур для конструирования.

Практика (2,5ч): моделирование фигур для выставки (транспорт, бытовая, военная техника и т.п.).

4.7 Создание мини-альбома «Современные технические средства» (1ч)

 Практика (1ч): выставка альбомов «Современные технические средства»

Раздел 5. Город Задач (18ч)

5.1 Решение задач-шуток. (1ч)

Практика (1ч): решение задач-шуток

5.2 Решение заданий на смекалку (1ч)

Теория (0,2ч): условие, решение, способы решения задач на смекалку

Практика (0,8ч): составление алгоритма решения заданий на смекалку

5.3 Решение задач на сравнение (2ч)

Теория (0,3ч): сравнение, способы сравнения

Практика (0,7ч): решение задач на сравнение

5.4 Решение задач-сказок (1ч)

Практика (1ч): инсценирование и решение задач сказок

5.5 Решение арифметических текстовых задач разными способами (2ч)

Теория (0,5ч): задача, условие, вопрос, ответ, способы решения данных задач

Практика (1,5ч): решение текстовых задач

5.6 Задачи с неполными данными, лишними, нереальными данными (2ч)

Теория (0,5ч): условие задачи, лишние, неполные и  нереальные данные

Практика (1,5ч): решение задач с неполными, лишними, нереальными данными

5.7 Построение высказываний. Решение логических задач (2ч)

Теория (0,5ч): высказывание истинное и ложное, поиск закономерностей

Практика (1,5ч): решение логических задач

 5.8 Решение логических задач с помощью составления таблиц (2ч)

Теория (0,5ч): запись условия задач в таблицу, способы решения данных задач

Практика (1,5ч): решение логических задач с помощью составления таблиц

5.9 Решение задач с помощью графов (2ч)

Теория (0,5ч): графы, построение графов

Практика (1,5ч): способы решения простейших  задач с помощью графов

5.10 Решение старинных задач (2ч)

Теория (0,5ч): выявлять условие в старинных задачах

Практика (1,5ч): решение старинных задач

5.11 Творческий проект «Самый лучший РЕШЕБНИК»(1ч)

Практика (1ч): творческий отчёт, защита проекта

Раздел 6. Магическая математика (7ч)

6.1 Математические фокусы (2ч)

Теория (0,2ч): математический фокус, правила составления отдельных фокусов

Практика (1,8ч): решение математических фокусов, выступление детей с подготовленными фокусами.

6.2 Математическое лото(2ч)

Теория (0,2ч): знакомство с математическим лото

Практика (1,8ч): игры в лото, работа в парах по составлению математического лото

6.3 Предсказания (2ч)

Теория (0,2ч): знакомство с заданиями на предсказания, способы решения от противного

Практика (1,8ч): выполнение заданий с предсказаниями, составление предсказания (работа в парах)

6.4 Оформление математической газеты (1ч)

Практика (1ч): коллективная работа по выпуску газеты «Занимательные тропинки математики»

Раздел 7. Закономерности (6ч)

7.1 Разгадывание и продолжение логических цепочек и квадратов. Решение заданий с помощью раскрашивания (2ч)

Теория (0,5ч): логические цепочки, способы разгадывания и их продолжения

Практика (1,5ч): разгадывание и продолжение логических цепочек и квадратов. Решение заданий с помощью раскрашивания

7.2 Составление закономерностей. Магические квадраты. Орнаменты. (2ч)

Теория (0,5ч):  поиск закономерностей, способы составления магических квадратов и орнаментов

Практика (1,5ч): решение  магических квадратов, коллективное составление магического квадрата, выполнение орнаментов по образцу.

7.3 Установление и продолжение закономерностей. Игры с буквами и цифрами (1ч)

Практика (1ч): выполнение заданий на установление закономерностей, продолжение закономерностей.  Игры с буквами и цифрами.

7.4 КВМ (1ч)

Практика (1ч): проведение заседания «Клуба весёлых математиков»

Раздел 8. Подведение итогов работы (3ч)

8.1 Выявление уровня познавательных процессов  (1ч).

Теория (0,2ч): тестирование, тренинг

Практика (0,8ч): Выявление уровня познавательных процессов.

8.2 Решение олимпиадных задач. Олимпиада (2ч).

Практика (2ч): решение олимпиадных задач.

Олимпиада.  Круглый стол «Подведём итоги»

IV. Методическое обеспечение образовательной программы

Программа «Юные умницы и умники» рассчитана на работу с учащимися начальных классов. Занятия проводятся со всем классом или по подгруппам. Они построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и менее утомительной.

Структура занятий.

  • «Мозговая гимнастика» (2-3 минуты).

Выполнение упражнений для улучшения мозговой деятельности и профилактики нарушения зрения являются важнейшей частью занятий для развития творческих способностей. Исследования учёных доказывают, что под влиянием физических упражнений улучшаются показатели различных психических процессов, лежащих в основе творческой деятельности: увеличивается объём памяти, повышается устойчивость внимания, ускоряется решение элементарных интеллектуальных задач, убыстряются психомоторные процессы.

  • Разминка (3-5 минут).

Основной задачей данного этапа является создание определённого положительного эмоционального фона, без которого эффективное усвоение знаний невозможно. Поэтому в разминку включаются достаточно лёгкие, способные вызвать интерес вопросы, рассчитанные на сообразительность, быстроту реакции, окрашенные немалой долей юмора и поэтому помогающие подготовить ребёнка к активной познавательной деятельности.

  • Тренировка и развитие психических механизмов, лежащих в основе творческих способностей – памяти, внимания, воображения, мышления (15 минут).

Используемые на этом этапе задания позволяют углублять знания детей, разнообразить методы и приёмы познавательной деятельности.

  • Весёлая переменка (3-5 минут).

Динамическая пауза в составе занятия развивает двигательную сферу ребёнка и умение выполнять несколько различных задач одновременно.

  • Решение логических, творческо-поисковых и творческих задач (20 минут).

Основные виды деятельности

  • Моделирование ситуаций, требующих упорядочения предметов и объектов по длине, массе, вместимости, времени; описание явлений и событий с использованием величин.
  • Обнаружение моделей геометрических фигур, математических процессов зависимостей в окружающем мире.
  • Анализ и разрешение житейских ситуаций, требующих умения находить геометрические величины, выполнять построения и вычисления, анализировать зависимости;
  • Прогнозирование результата вычисления, решения задачи;
  • Планирование хода решения задачи, выполнения задания на измерение, вычисление, построение;
  • Сравнение разных способов вычислений, решения задачи; выбор удобного способа;
  • Пошаговый контроль правильности и полноты выполнения алгоритма арифметического действия, плана решения текстовой задачи, построения геометрической фигуры;
  • Поиск, обнаружение и устранение ошибок логического и арифметического характера;
  • Сбор, обобщение и представление данных, полученных в ходе самостоятельно проведённых опросов (без использования компьютера);
  • Поиск необходимой информации в учебной и справочной литературе.
  • Основные виды работы
  • Логические упражнения
  • Сравнение объектов
  • Рисунки
  • Чертежи запись терминов
  • Ребусы
  • Математические загадки
  • Различные виды задач
  • Математические фокусы

        Средства, необходимые для реализации программы

- учебный кабинет;

-  мультимедийное оборудование.

- наглядные демонстрационные пособия;

- мультимедийные презентации занятий

-  литература для учителя и обучающихся. 

Первый год обучения

№ п/п

Название раздела

Форма проведения занятий

Методы, приёмы, средства обучения

Форма подведения итогов

1

Введение

Заочное путешествие

Занятие практикум

Словесные

Наглядные

репродуктивные

Выявление уровня развития познавательных интересов в начале учебного года.

2

Сравнение предметов и групп предметов

Дидактические игры

Словесные

Практические

наглядные

Круглый стол «Сравниваем и считаем»

3

Числа от 1 до 10

Дидактические игры

Словесные

практические

Защита работ: «Мой суперпример – самый лучший!»

4

Геометрия вокруг нас        

Конкурсы,

Практические

занятия,

занятия-прогулки,

турниры

Словесные

Наглядные

репродуктивные

«Путешествие в Страну Геометрию»        

5

Конструирование

Конкурсы,

Практические

Занятия

Творческие отчёты

Наглядные

репродуктивные

Выставка альбомов «Узоры геометрии»

6

Задачи-шутки

Дидактические игры.

Аукционы.

Конкурсы.

Творческий отчёт

Словесные

Наглядные

репродуктивные

Конкурс на лучшее инсценирование математической задачи

7

Логические задачи.

Турниры, практикумы,

Дидактические игры

Словесные

Наглядные

репродуктивные

Логическая игра «Молодцы и хитрецы»

8

Подведение итогов работы.

Тренинги, практикумы, КВМ, олимпиада

Словесные

Наглядные

репродуктивные

Выявление уровня познавательных процессов.

Олимпиада.

Математический КВМ

Второй год обучения

№ п/п

Название раздела

Форма проведения занятий

Методы, приёмы, средства обучения

Форма подведения итогов

1

Введение

Заочное путешествие

Занятие практикум

презентация

Словесные

Наглядные

репродуктивные

Выявление уровня развития познавательных интересов в начале учебного года.

2

Числа и операции над ними

Практикумы, творческие отчёты,

Работа в парах

Словесные

Практические

наглядные

Конкурс на лучший ребус

3

Величины

Дидактические игры

Практические работы

Работа в парах

Словесные

Практические

наглядные

Мини – олимпиада

4

Конструирование

Конкурсы,

Практические

Занятия

Творческие отчёты

презентация

Наглядные

Репродуктивные

практические

Выставка альбомов «Узоры геометрии»

5

Город Задач

Занятия-практикумы.

Проект

Творческий отчёт

Словесные

Эвристический

Проблемное изложение

Конкурс на лучшее инсценирование математической задачи

Творческий проект «Самый лучший РЕШЕБНИК»

6

Магическая математика

Практикумы,

исследования

Дидактические игры

Работа в парах

Творческий отчёт

Словесные

Эвристический

Исследовательский

Оформление математической газеты

7.

Закономерности

Практикумы,

исследования

Дидактические игры

Работа в парах

Творческий отчёт

Эвристический

Исследовательский

Проблемное изложение

«Клуб Весёлых Математиков»

8

Подведение итогов работы.

Тренинги, практикумы, круглый стол, олимпиада

Словесные

Наглядные

репродуктивные

Выявление уровня познавательных процессов.

Олимпиада.

Круглый стол

Литература для педагога.

1. Стандарты второго поколения. Планируемые результаты начального общего образования. – М.: Просвещение, 2010

2. Стандарты второго поколения. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. – М.: Просвещение, 2010

3. Агаркова Н. В. Нескучная математика. 1 – 4 классы. Занимательная математика. Волгоград: «Учитель», 2007

4. Айзенк Г. Проверьте свои способности. – СПб:1996

5. Алан Р., Вильямс М. Математика на 5: Пособие для 1-3 классов начальной школы. М.,1996г

6. Выткалова Л.А., Краюшкин П.В. Развитие пространственных представлений у младших школьников: практические задания и упражнения, издательство, Волгоград: «Учитель», 2009.

7. Керова Г.В. Нестандартные задачи по математике. – М. «Вако» 2006

8. Коноваленко С.В. Развитие познавательной деятельности у детей от 6 до 9 лет. – М.: 1998

9. Симановский А. Э. Развитие творческого мышления детей. М.: Академкнига/Учебник, 2002

10.Сухин И. Г. Занимательные материалы. М.: «Вако», 2004

11.Локалова Н.П. 90 уроков психологического развития младших школьников. – М.: Луч 1995

12.Методика работы с задачами повышенной трудности в начальной школе. М.: «Панорама», 2006

13.Шкляров Т. В. Как научить вашего ребёнка решать задачи. М.: «Грамотей», 2004

Литература для детей

1. Белицкая Н.Г., Орг А.О.Школьные олимпиады: Начальная школа:2-4классы. М.:Айрис-пресс, 2005

2.Занимательная математика. Смекай, отгадывай, считай. Сост. Н.И.Удодова.-Волгоград: Учитель, 2008

3. Козлова Е.Г. Сказки и подсказки. Задачи для математического кружка. М.: МЦНМО, 2004

4. Лавриненко Г.А.Задания развивающего характера по математике. – Саратов «Лицей» 2001

5. Пупышева О. Н. Задания школьных олимпиад: 1-4 классы. – М: ВАКО, 2009

6.Холодова О. Юным умникам и умницам. «РОСТ» г. Москва 2007г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная программа дополнительного образования «УМНИКИ И УМНИЦЫ»

Дополнительная  общеобразовательная программа  «Умники и умницы» составлена  в соответствии с требованиями Федерального государств...

Рабочая программа дополнительного образования "Умники и умницы"

Большую роль в процессе учебной деятельности школьников начальных классов, как отмечают психологи, играет уровень развития познавательных процессов: внимания, восприятия, наблюдения, воображения, памя...

Кружок дополнительного образования " Умники и Умницы"

Программа данного курса представляет систему интеллектуально- развивающих занятий для учащихся начальных классов и рассчитана на четыре года обучения....

Рабочая программа к курсу «Умники и умницы» составлена на основе программы развития познавательных способностей учащихся младших классов О.Холодовой «Умники и умницы»

Рабочая программа к курсу «Умники и умницы» составлена на основе программы развития познавательных способностей учащихся младших классов О.Холодовой «Умники и умницы» (модифицированной),   с...

Рабочая программа дополнительного образования "Умники и умницы"

      Курс «Умники и умницы» направлен  на формирование активной позиции учащихся, способных решать сложные задачи с учетом возрастных возможностей детей. Содерж...

Программа дополнительного образования "Умники и Умницы" 3 класс

Программа рассчитана на уровень 3 класса.Занятия расширяют кругозор, способствуют развитию логического мышления....

Программа дополнительного образования " Умники и умницы"

Дополнительное образование – это процесс свободно избранного ребенком освоения знаний, способов деятельности, ценностных ориентаций, направленных на удовлетворение интересов личности, ее склонно...