Программа дополнительного образования "Умники и Умницы" 3 класс
рабочая программа (3 класс)

Журавлёва Полина Альбертовна

Программа рассчитана на уровень 3 класса.Занятия расширяют кругозор, способствуют развитию логического мышления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doop_umniki_i_umnitsy_3_klass.docx25.6 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

1. Направленность дополнительной образовательной общеразвивающей программы:

социально-педагогическое направление

2. Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность

Программа дополнительного образования "Умники и умницы" представляет собой систему интеллектуально-развивающих занятий для учащихся начальных классов, главная цель которых – формирование общеучебных умений и навыков школьников и развитие познавательных способностей. В основе программы "Умники и умницы" лежит программа курса "Юным умникам и умницам" автора О.А. Холодовой (Холодова О.А. Юным умникам и умницам. Программа курса "РПС". – М.: Москва РОСТ, 2013).

Программа дополнительного образования "Умники и умницы" направлена на формирование активной позиции учащихся, способных решать сложные задачи с учетом возрастных возможностей детей. Содержание курса носит интегративный характер, объединяя знания различных дисциплин. Программа дополняет учебные предметы нестандартными и практическими заданиями. У учащихся будут развиваться внимание, наблюдательность, сообразительность, интуиция, речь, логические представления, умение мыслить творчески, применять в рассуждениях логические цепочки, аргументировано обосновывать свои действия, выдвигать и проверять различные гипотезы.

3. Цель и задачи дополнительной образовательной общеразвивающей программы.

Цель программы: развитие познавательных способностей учащихся, на основе системы развивающих занятий.

Основные задачи:

- развитие мышления в процессе формирования основных приемов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;

- развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;

- развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументировано доказывать свою точку зрения;

- формирование навыков творческого мышления и развитие умения решать нестандартные задачи;

- развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности учащихся;

- формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;

- формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.

4. Особенности дополнительной образовательной общеразвивающей программы.

При разработке программы учитывались психолого-педагогические закономерности усвоения знаний третьеклассниками.

Предложенный материал имеет принцип "спирали" через каждые 7 занятий задания повторяются; материал располагается от простого к сложному, от наглядного представления к абстрактно-логическому. Каждое занятие включает "мозговой штурм", игровые и соревновательные элементы. Некоторые задания имеют пропедевтический характер и помогут подготовить учащихся к изучению дальнейших тем курса. Объём материала постепенно увеличивается, наращивается темп выполнения заданий. Присутствует постоянная смена видов деятельности.

5. Возрастная категория:

3 класс (8-10 лет)

6. Срок реализации дополнительной образовательной общеразвивающей программы.

1 год (33 часа)

7. Формы и режим занятий.

Программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю) с продолжительностью занятия 40 минут, что соответствует требованиям СанПиНа 2.4.2.2821-10 от 29.12.2010.

Формы организации учебного процесса: занятие-практикум, комбинированное занятие.

8. Ожидаемые результаты и способы определения их результативности.

Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:

- определять и высказывать простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);

- в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Метапредметными результатами изучения курса являются формирование следующих универсальных учебных действий:

Регулятивные УУД:

- определять и формулировать цель деятельности – проговаривать последовательность действий

- учиться высказывать свое предположение на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради

- учиться работать по предложенному учителем и составленному самостоятельно плану

- учиться отличать верно выполненное задание от неверного

- учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей

Познавательные УУД:

- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного

- делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике

- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт

- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры

Коммуникативные УУД

- слушать и понимать речь других

- читать и пересказывать текст

- совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им

- учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика)

Предметными результатами изучения курса являются формирование следующих умений:

- описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам

- выделять существенные признаки предметов

- сравнивать между собой предметы, явления

- обобщать, делать выводы

- классифицировать явления, предметы

- определять последовательность событий

судить о противоположных явлениях – давать определения тем или иным понятиям

- выявлять функциональные отношения между понятиями

- выявлять закономерности и проводить аналогии

В результате обучения по данной программе обучающиеся смогут научиться:

- логически рассуждать, пользуясь приемами анализа, сравнения, обобщения, классификации, систематизации;

- обоснованно делать выводы, доказывать;

- обобщать математический материал;

- находить разные решения нестандартных задач.

Контрольные мероприятия:

Выявление уровня развития познавательных процессов (внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления) осуществляется в форме входной диагностической работы и диагностической работы по итогам освоения программы. Промежуточный контроль осуществляется в виде проверочных работ в тестовой форме.

 Методы контроля: наблюдение за деятельностью ученика, выполнение заданий, участие в интеллектуальных конкурсах, в том числе дистанционных.

9. Формы проведения итогов реализации дополнительной образовательной общеразвивающей программы.

Фестиваль достижений.

Учебно-методический план.

Название темы

Кол-во часов

1

2

Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления на начало года.

1

Развитие концентрации внимания. Решение логических задач.

1

Развитие концентрации внимания.

Логические задачи на развитие аналитических способностей.

1

Тренировка слуховой памяти. Логические задачи на развитие способности рассуждать.

1

Тренировка зрительной памяти.

Логические задачи на развитие аналитических способностей.

1

Поиск закономерностей. Логические задачи на развитие способности рассуждать.

1

Развитие пространственного воображения. Работа со спичками.

1

Развитие логического мышления. Логические задачи на развитие способности рассуждать.

1

Развитие концентрации внимания. Логические задачи на развитие аналитических способностей.

1

Тренировка внимания. Логические задачи на развитие способности рассуждать.

1

Тренировка слуховой памяти. Логические задачи на развитие аналитических способностей.

1

Тренировка зрительной памяти. Логические задачи на развитие умения рассуждать.

1

Поиск закономерностей. Логические задачи на развитие аналитических способностей.

1

Развитие пространственного воображения. Работа со спичками.

1

Развитие логического мышления.

Решение логических и творческо-поисковых задач.

1

Развитие концентрации внимания. Логические задачи на развитие способности рассуждать.

1

Тренировка внимания. Логические задачи на развитие аналитических способностей.

1

Тренировка слуховой памяти. Логические задачи на развитие способности

рассуждать.

1

Тренировка зрительной памяти. Логические задачи на развитие аналитических способностей.

1

Поиск закономерностей. Логические задачи на развитие способности

рассуждать.

1

Развитие пространственного воображения. Работа со спичками.

1

Развитие логического мышления.

1

Тренировка концентрации внимания. Логические задачи на развитие

аналитических способностей.

1

Тренировка внимания Логические задачи на развитие аналитических

способностей.

1

Тренировка слуховой памяти. Логические задачи на развитие способности

рассуждать.

1

Тренировка зрительной памяти. Логические задачи на развитие аналитических способностей.

1

Поиск закономерностей.

1

Развитие пространственного воображения. Работа со спичками.

1

Развитие логического мышления.

1

Развитие концентрации внимания. Логические задачи на развитие умения

рассуждать и анализировать.

1

Тренировка внимания. Логические задачи на развитие логических способностей.

1

Тренировка слуховой памяти. Логические задачи на развитие умения

рассуждать и анализировать

1

Тренировка зрительной памяти. Логические задачи на развитие аналитических способностей.

1

Итого

33

Содержание программы учебного курса.

В основе построения программы лежит принцип разнообразия творческо-поисковых задач. При этом основными выступают два следующих аспекта разнообразия: по содержанию и по сложности задач.

Систематический курс программы, построенный на таком разнообразном неучебном материале, создает благоприятные возможности для развития важных сторон личности ребенка.

Основное время на занятиях занимает самостоятельное решение детьми поисковых задач. Благодаря этому у детей формируются умения самостоятельно действовать, принимать решения, управлять собой в сложных ситуациях.

На каждом занятии проводится коллективное обсуждение решения задачи определенного вида. На этом этапе у детей формируется такое важное качество, как осознание собственных действий, самоконтроль, возможность дать отчет в выполняемых шагах при решении задач любой трудности. После самостоятельной работы проводится коллективная проверка решения задач. Такой формой работы создаются условия для нормализации самооценки у всех детей, а именно: повышения самооценки у детей, у которых хорошо развиты мыслительные процессы, но учебный материал усваивается в классе плохо за счет отсутствия, например, внимания. В программе используются задачи разной сложности. Ребенок на этих занятиях сам оценивает свои успехи. Это создает особый положительный эмоциональный фон: раскованность, интерес, желание научиться выполнять предлагаемые задания.

В системе заданий реализован принцип "спирали", то есть возвращение к одному и тому же заданию, но на более высоком уровне трудности. Задачи по каждой из тем могут быть включены в любые занятия другой темы в качестве закрепления. Изучаемые темы повторяются в следующем учебном году, но даются с усложнением материала и решаемых задач.

В данной программе занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной благодаря частым переключениям с одного вида мыслительной деятельности на другой. Создана система учебных заданий и задач, направленных на развитие познавательных процессов у младших школьников с целью усиления их математического развития, включающего в себя умение наблюдать, сравнивать, обобщать, находить закономерности, строя простейшие предположения; проверять их, делать выводы, иллюстрировать их примерами. В рабочие тетради включены специально подобранные нестандартные задачи, направленные на развитие познавательных процессов у младших школьников.

Все задания можно разбить на несколько групп: задания на развитие внимания; задания на развитие памяти; задания на совершенствование воображения; задания на развитие логического мышления.

Методическое обеспечение дополнительной образовательной общеразвивающей программы

Материально-техническое обеспечение:

  • учебный кабинет;
  • мультимедийное оборудование, компьютер;
  • наглядные демонстрационные пособия;
  • мультимедийные презентации занятий;
  • литература для учителя и обучающихся.

Список литературы.

  1. Холодова О. Юным умникам и умницам. Задания по развитию познавательных способностей (8-9 лет). Рабочие тетради в 2-х частях. 3 класс. – М.: РОСТ книга, 2017.
  2. Задания с сайта АНО "Центр развития молодежи" Проект ЭМУ-Эрудит марафон учащихся http://www.cerm.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ГОУ СОШ № 854 ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО. БАТИК» Педагог дополнительного образования Плотникова С.Н

В ПРОГРАММЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО. БАТИК» представлена пояснительная записка, в которой отражены обоснование, актуальность программы, цели и задачи, особенности возрас...

Рабочая программа дополнительного образования "Заниматика" - 2 класс

Темы занятий спланированы с учётом прохождения учебного материала на уроках математики. Таким образом, создаётся возможность сочетать изучаемый раздел программы по математике с внеклассной работ...

Программа дополнительного образования "Риторика" 3 класс

Рабочая программа кружка "Риторика" для учащихся 3 класса (ОС "Школа 2100")...

Рабочая программа дополнительного образования "Считарик" 4 класс УМК "Школа России" ФГОС НОО

Пояснительная запискаРабочая программа кружка «Считарик» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на...

Программа дополнительного образования для 1 класса "Эрудит"

Дополнительная      общеразвивающая    программа «Эрудит» социально – педагогической  направленности разработана соответствии с Положением о дополн...

Рабочая программа дополнительного образования 1- 4 класс "Уроки здоровья"

Одним из результатов преподавания программы «Уроки здоровья» является решение задач воспитания – осмысление  и  интериоризация  (присвоение)  младшими...