Образовательная программа дополнительного образования «УМНИКИ И УМНИЦЫ»
рабочая программа (1 класс) на тему
Дополнительная общеобразовательная программа «Умники и умницы» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dopolnitelnaya_obrazovatelnaya_programma_umniki_i_umnicy.doc | 61.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа№477 с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла
Пушкинского района Санкт-Петербурга
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Педсоветом директор ГОУ №477
школы №477 ____________В.М. Кобзев
«____» ______________2012 приказ №___ от _____________
Образовательная программа
дополнительного образования
«Волшебный мир оригами»
возраст детей 6,5-8 лет
Срок реализации 1 год
Автор-составитель: Фомина Жанна Алексеевна,
учитель начальных классов
Санкт-Петербург
2012г.
Содержание:
1. Пояснительная записка
2. Учебно-тематический план
3. Содержание изучаемого курса
4. Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы
5. Список литературы для педагога
6. Список литературы для учащихся
Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная программа «Умники и умницы» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе программы развития познавательных способностей учащихся младших классов Н.А. Криволаповой,
И.Ю. Цибаевой «Умники и умницы» (модифицированной), с использованием методического пособия О. Холодовой «Юным умникам и умницам».
Москва: РОСТ книга, 2007 г.
Программа относится к программам общеинтеллектуальной направленности. Уровень освоения программы общекультурный.
Новизна данной рабочей программы определена федеральным государственным стандартом начального общего образования 2010 года.
Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что её освоение поможет детям развить память, устойчивость и концентрацию внимания, наблюдательность, воображение, быстроту реакции.
Отличительными особенностями этой программы являются:
1.Определение видов организации деятельности учащихся, направленных на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного курса.
2. В основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты.
3.Ценностные ориентации организации деятельности предполагают уровневую оценку в достижении планируемых результатов.
4.Достижения планируемых результатов отслеживаются в рамках внутренней системы оценки: педагогом, администрацией, психологом.
5. В основу оценки личностных, метапредметных и предметных результатов освоения программы факультатива, воспитательного результата положены методики, предложенные Асмоловым А.Г., Криволаповой Н.А., Холодовой О.А.
6. При планировании содержания занятий прописаны виды познавательной деятельности учащихся по каждой теме.
Цель данной программы: развитие познавательных способностей учащихся на основе системы развивающих занятий.
Основные задачи программы:
Обучающие:
1) формирование умения самостоятельно решать те или иные учебные задачи;
2)научить анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать;
3) формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.
Развивающие:
формирование навыков доказывать и опровергать, делать несложные выводы;
развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;
развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументировано доказывать свою точку зрения;
формирование навыков творческого мышления и развитие умения решать нестандартные задачи;
развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности учащихся;
формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;
Воспитательные:
формирование навыка работать в коллективе;
формирования чувства взаимоответственности и взаимовыручки.
Возраст учащихся, участвующих в реализации программы
Программа предназначена для детей 6,5-8 лет.
Сроки реализации программы
Программа рассчитана на 1 год обучения – 66 часов (33 недели)
Формы организации познавательной деятельности учащихся
Данный курс состоит из системы тренировочных упражнений, специальных заданий, дидактических и развивающих игр. На занятиях применяются занимательные и доступные для понимания задания и упражнения, задачи, вопросы, загадки, игры, ребусы, кроссворды и т.д.
Основное время на занятиях занимает самостоятельное решение детьми поисковых задач. На каждом занятии проводится коллективное обсуждение решения задачи определенного вида, коллективная проверка решения задач.
Режим занятий
Занятия проводятся во второй половине дня, два раза в неделю. Каждое занятие рассчитано на 35 минут.
Ожидаемые результаты и способы их проверки
К концу изучения курса учащиеся должны уметь:
- описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;
- выделять существенные признаки предметов;
- сравнивать между собой предметы, явления;
- обобщать, делать несложные выводы;
- классифицировать явления, предметы;
- определять последовательность событий;
- судить о противоположных явлениях;
- давать определения тем или иным понятиям;
- определять отношения между предметами типа «род» - «вид»;
- выявлять функциональные отношения между понятиями;
- выявлять закономерности и проводить аналогии.
Для отслеживания результатов предусматриваются следующие формы контроля:
Стартовый, позволяющий определить исходный уровень развития учащихся по методикам Холодовой О, Криволаповой Н.А. (результаты фиксируются в зачетном листе учителя)
Текущий:
- прогностический, то есть проигрывание всех операций учебного действия до начала его реального выполнения;
- пооперационный, то есть контроль за правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия;
- рефлексивный, контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план» действия и опирающийся на понимание принципов его построения;
- контроль по результату, который проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом.
Итоговый контроль в формах
-тестирование;
-практические работы;
-творческие работы учащихся;
Контрольные задания
Формы подведения итогов реализации программы
Участие в интеллектуальных играх, в школьных внеклассных мероприятиях
Учебно-тематический план
№ | Тема | Количество часов | Практика |
1. | Вводное занятие. Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления. Графический диктант | 1. | 1. |
2. | Развитие концентрации внимания. Тренировка внимания. Развитие мышления. Графический диктант | 10 | 10 |
3. | Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. Графический диктант | 9 | 9 |
4. | Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Графический диктант | 10 | 10 |
5. | Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант | 10 | 10 |
6. | Совершенствование воображения и восприятия. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу. | 10 | 10 |
7. | Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант | 9 | 9 |
8. | Тренировка внимания. Развитие мышления. Графический диктант | 6 | 6 |
9. | Заключительное занятие. Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления на конец учебного года. | 1 | 1 |
Итого: | 66 | 66 |
Содержание дополнительной образовательной программы.
1. Вводное занятие. Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления. Графический диктант. Учиться различать главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, сравнивать предметы
2.Развитие концентрации внимания. Диагностика произвольного внимания. Тренировочные упражнения на развитие способности переключать, распределять внимание, увеличение объёма устойчивости, концентрации внимания. Тренировка внимания. Развитие мышления. Графический диктант.
3.Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления.
Графический диктант. Развитие слуховой памяти. Тренировочные упражнения по развитию точности и быстроты запоминания, увеличению объёма памяти, качества воспроизведения материала.
4.Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления.
Графический диктант. Развитие зрительной памяти. Тренировочные упражнения по развитию точности и быстроты запоминания, увеличению объёма памяти, качества воспроизведения материала.
5.Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант.
6. Совершенствование воображения и восприятия. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу. Развитие слуховых, осязательных ощущений. Формирование и развитие пространственных представлений. Развитие умение ориентироваться в пространстве листа. Развитие фонематического слуха. Развитие восприятия времени, речи, формы, цвета, движения. Формирование навыков правильного и точного восприятия предметов и явлений. Тренировочные упражнения и дидактические игры по развитию восприятия и наблюдательности.
7.Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций.
Графический диктант.
Формирование умения находить и выделять признаки разных предметов, явлений, узнавать предмет по его признакам, давать описание предметов, явлений в соответствии с их признаками. Формирование умения выделять главное и существенное, умение сравнивать предметы, выделять черты сходства и различия, выявлять закономерности. Формирование основных мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения, умения выделять главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, путем решения логических задач и проведения дидактических игр.
8. Тренировка внимания. Развитие мышления.
Графический диктант.
9.Заключительное занятие. Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления на конец учебного года.
Методическое обеспечение дополнительной образовательнойпрограммы.
Формы занятий
В процессе обучения чаще всего используется комбинированная форма занятий, состоящая из теоретической и практической частей.
Методы организации
учебно-воспитательного процесса
Педагог на занятиях использует следующие методы обучения:
объяснительно – иллюстративный:
объяснение,
рассказ,
беседа,
инструктаж,
показ образцов, рисунков
На занятиях широко применяется репродуктивный метод обучения – выполнение заданий по образцу или по схеме, повтор, самостоятельная работа.
Активно используется частично-поисковый метод обучения
выполнение творческих заданий,
варьирование и импровизацию
Дидактический материал
Дидактические игры,
Игры для развития познавательных процессов,
Тематические карточки и таблицы для занятий с дошкольниками,
Пособия с пальчиковыми играми,
Книжки для малышей с наклейками на развитие органов чувств: осязания, зрения и др.
Книжки с наклейками по темам: «Животные», «Птицы», «Времена года», «Цвет» и др.
Наборы игрушек.
Техническое оснащение
Оборудование:
Столы, стулья.
Инструменты:
Карандаши, ручки, фломастеры.
Литература для учителя
1.Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников : методический конструктор: пособие для учителя / Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. – М.: Просвещение, 2010. – 223 с. – (Стандарты второго поколения) Пособие для учителя 2.Криволапова Н.А. Учимся учиться [Текст]: программа развития познавательных способностей учащихся младших классов / Н.А. Криволапова, И.Ю. Цибаева. – Курган: Ин - т повыш. квалиф. и переподготовки раб-ов образования, 2005. – 34 с. – ( Серия «Умники и умницы») Программа развития познавательных способностей учащихся 3.Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе [Текст]: от действия к мысли : пособие для учителя / А.Г. Асмолов [ и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. -2 –е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 152 с. – (Стандарты второго поколения) Пособие для учителя 4.Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе [Текст]: система заданий. В 2-х ч. Ч.1. / М.Ю. Демидова [ и др.]; под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. - 2 – е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 215 с. – (Стандарты второго поколения) Пособие для учителя 5.Холодова О., Москва: РОСТ книга, 2007 г «Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей (6-7 лет)» Методическое пособие для 1 класса |
Литература для учащихся
1. Холодова О., Москва: РОСТ книга, 2007 г «Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей (6-7 лет)» Рабочие тетради в 2-х частях. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИКТ в свете требований нового государственного образовательного стандарта образования начального образования
Доклад с эектронной презентацие для выступления на заседаниях МО, конференциях и.т.п....
Доклад на тему: «Основные направления деятельности образовательного учреждения по сохранению и укреплению здоровья обучающихся в рамках реализации федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования».
Краткий доклад на тему: «Основные направления деятельности образовательного учреждения по сохранению и укреплению здоровья обучающихся в рамках реализации федеральных государственных образовател...
БАЗИСНЫЙ УЧЕБНЫЙ (ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ) ПЛАН ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, РЕАЛИЗУЮЩИХ ОСНОВНУЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ПРОГРАММУ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Базисный учебный (образовательный) план образовательных учреждений Российской Федерации является важнейшим нормативным документом по введению федеральных государственных образовательных ст...
Сборник региональных нормативных документов по внедрению новых федеральных государственных образовательных стандартов общего образования (начальное общее образование)
Инструктивно-методическое издание посвящено проблеме подго-товки образовательных учреждений к работе в условиях внедрения Феде-рального государственного образовательного стандарта. В нем раскры-ваются...
Обобщение опыта работы педагога дополнительного образования муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования станции юных техников города Ейска муниципального образования Ейский район Якименко Марины Геннадиевны
В обобщении опыта работы говорится о различных направлениях педагогической деятельности, поиске решений для разнообразия деятельности объединения начального технического моделирования "Мастерилка", о ...
Доклад «Введение федеральных государственных образовательных стандартов образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)»
Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) – нормативный документ, представляющий собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной прогр...
Презентация «Введение федеральных государственных образовательных стандартов образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)»
Презентация. «Введение федеральных государственных образовательных стандартов образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)»...