Урок математики в 3 классе по теме "Разностное и кратное сравнение чисел и величин"
методическая разработка по математике (3 класс) по теме
Урок математики в 3 классе по теме "Разностное и кратное сравнение чисел и величин"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок математики в 3 классе по теме "Разностное и кратное сравнение чисел и величин" | 29.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 12»
Урок математики в 3 классе
по теме «Разностное и кратное сравнение чисел и величин»
Учитель начальных классов
Н.В. Астафьева
г. Новомосковск 2013 год
Цель: Исследование двух видов сравнения чисел и величин, совершенствование практических навыков измерения объектов исследования.
Воспитательные задачи:
-воспитывать любовь к предмету, способность к взаимовыручке, самостоятельность, аккуратность.
Оборудование: учебник «Математика» М.И, Моро, ленты разной длины и цвета, метровая линейка, раздаточный материал (полоски бумаги разного цвета и длины), сигнальные карточки, материалы на электронных носителях.
Методы и приемы: исследовательский, наглядный, проблемный.
Тип урока - изучение нового материала
Вид урока: урок - исследование
Прозвенел звонок.
Дети стоят возле парт.
Садитесь.
Учитель: В жизни мы часто сравниваем одного человека с другим, сравниваем времена года, погоду и многое другое.
Давайте порассуждаем. Если мы говорим, например, о двух наших знакомых и хотим их сравнить, то что мы обычно сравниваем?
Ученики: Мы говорим: этот добрый, а другой – не очень, один щедрый, а другой – скупой, один вежливый, а другой – грубиян и т.д.
Учитель: Мы сравниваем людей по их качествам, чертам характера, по внешнему виду.
А когда обсуждают погоду, что сравнивают?
Ученики: Говорят, что сегодня теплее, чем вчера, или наоборот, что сегодня дождь, а вчера стояла ясная погода и т.д.
Учитель: Являются ли эти сравнения математическими?
Ученики: Нет, не являются.
Учитель: Почему?
Ученики: Потому что в математике мы сравниваем числа и т.д.
Учитель: Посмотрите на доску, что видите?
Ученики: Полоски синего и красного цвета, разного размера и т.д.
Учитель: Прочитайте высказывания.
2 слайд
|
Учитель: Какие высказывания являются математическими сравнениями?
Ученик: Я считаю, что первое высказывание является математическим сравнением.
Учитель: Прочитай первое высказывание.
Ученик: Говорится о длине. Длину можно сравнить.
Учитель: Ещё какое высказывание.
Ученик: Я считаю, что третье высказывание является математическим сравнением.
Учитель: Прочитай третье высказывание.
Ученик: Говорится о ширине. Ширину можно сравнить.
3 слайд Красная полоска длиннее синей. Синяя полоска шире красной. |
Учитель: Сегодня каждый из вас побывает в роли исследователя.
Как вы думаете какова же тема нашего сегодняшнего исследования?
Ученик: Тема нашего исследования математические сравнения.
Учитель: Прикрепить на доску тему урока : Математические сравнения.
Учитель: Какие цели поставим?
Ученики: Научится сравнивать числа, решать задачи, проводить измерения.
Учитель: Как вы думаете какие умения необходимы исследователю?
Ученики: Умение наблюдать, сравнивать, обобщать, думать, рассуждать, помогать друг другу.
Учитель: Начнём исследование.
С помощью чего можно измерить длину и ширину полосок?
Ученики: Длину и ширину полосок можно измерить с помощью линейки.
Учитель: Алёша и Таня измерят длину и ширину красной полоски. Коля и Арина измерят длину и ширину синей полоски. (измеряют и садятся)
Учитель: Назовите чему равна длина красной полоски и длина синей полоски?
Ученики: Длина красной полоски 60 см., длина синей полоски 20 см.
Учитель: Как мы можем сравнить длину красной и длину синей полоски?
Ученики: Мы можем узнать, на сколько сантиметров красная полоска длиннее синей или синяя короче красной.
Учитель: Как мы выполним такое сравнение?
Ученики: 60 см – 20 см = 40 см
Учитель: Запишите решение.
4 слайд 60 см – 20 см = 40 см |
Учитель: Какой можно сделать вывод?
Ученики: Красная полоска длиннее синей на 40 см.
4 слайд 60 см – 20 см = 40 см Красная полоска длиннее синей на 40 см. |
Учитель: А что можно сказать про длину синей полоски?
Ученики: Синяя полоска короче красной на 40 см.
4 слайд 60 см – 20 см = 40 см Красная полоска длиннее синей на 40 см. Синяя полоска короче красной на 40 см. |
Учитель: Посмотрите внимательно на числа 60 и 20. Какой ещё вопрос мы можем задать для сравнения этих чисел?
Ученики: Во сколько раз красная полоска длиннее синей или синяя короче красной?
Учитель: Как мы выполним такое сравнение?
Ученики: 60 см : 20 см = 3 (раза)
Учитель: Запишите решение.
4 слайд 60 см : 20 см = 3 (раза) |
Учитель: Какой можно сделать вывод?
Ученики: Красная полоска в 3 раза длиннее синей, а синяя в 3 раза короче красной.
4 слайд 60 см : 20 см = 3 (раза) Красная полоска длиннее синей в 3 раза. Синяя полоска короче красной в 3 раза. |
Учитель: Теперь проведём такое же исследование с шириной этих лент. Чему равна ширина красной и синей полоски?
Ученики: Ширина красной полоски 3 см, ширина синей полоски 5 см.
Учитель: Как можем сравнить ширину красной и ширину синей полоски?
Ученики: Мы можем узнать, на сколько сантиметров красная полоска уже синей или синяя шире красной.
Учитель: Как мы выполним такое сравнение?
Ученики: 5см – 3см = 2 см
Учитель: Запишите решение.
4 слайд 5см – 3см = 2 см |
Учитель: Сделайте вывод?
Ученики: Красная полоска уже синей на 2 см.
4 слайд 5см – 3см = 2 см Красная полоска уже синей на 2 см. |
Учитель: А что можем сказать о ширине синей полоски?
Ученики: Синяя полоска шире красной на 2 см.
4 слайд 5см – 3см = 2 см Красная полоска уже синей на 2 см. Синяя полоска шире красной на 2 см. |
Учитель: Попробуйте узнать во сколько раз синяя полоска шире красной?
Ученики: Мы не можем ответить на этот вопрос, потому что 5 не делится на 3.
Учитель: Какой вывод мы можем сделать в результате нашего исследования?
Ученики: Сравнить на сколько одно число больше или меньше другого мы можем всегда. Сравнить во сколько раз одно число больше или меньше другого – только тогда, когда одно число делится на другое.
5 слайд Сравнить на сколько одно число больше или меньше другого мы можем всегда. Сравнить во сколько раз одно число больше или меньше другого – только тогда, когда одно число делится на другое. |
Физкультминутка
Учитель: Представьте что у вас в руках воздушный шар. Надо его надуть. Надуваем шарик. А теперь присели, и подбросили шарик вверх. Полетел наш шарик, а мы садимся на места.
Учитель: Продолжим исследование.
Поработаем в парах.
Откройте конверт.
Посмотрите что в нём.
Ученики: Две полоски.
Учитель: Предложите задание, которое можно выполнить с этими полосками.
Ученики: Мы можем их измерить с помощью линейки и сравнить.
Учитель: Измерьте длину полосок, сравните их и запишите решение.
(Ходить помогать!)
Учитель: Кто готов поделиться результатом своего исследования.
Ученики:У нас была полоска синего цвета длиной 8 см и жёлтая полоска длиной 4 см.
Мы узнали, что синяя полоска длиннее жёлтой на 4 см.
Учитель: Как вы это узнали?
Ученики: 8см – 4см = 4 см
Учитель: У кого другое решение?
Ученики: Мы 8см : 4см = 2 (раза)
В 2 раза синяя полоска длиннее жёлтой.
Учитель: Что можно сказать о жёлтой полоске?
Ученики: Жёлтая полоска короче синей в 2 раза или на 4 см.
Учитель: А как Даниил и Вера выполнили задание?
Ученики: У нас была полоска красного цвета длиной 7 см и зелёная полоска длиной 4 см. Мы узнали, что красная полоска длиннее зелёной на 3 см.
Учитель: Как вы это узнали?
Ученики: 7см – 4см = 3 см
Учитель: А по другому можно сравнить длины красной и зелёной полосок?
Ученики: Нельзя, потому что 7 на 4 не делится.
(Если не отвечают, задаю вопрос)
Учитель: Можно узнать во сколько раз длина красной полоски больше длины зелёной?
Учитель: Кто не справился с заданием? Все справились! Уберите полоски в конверт.
Учитель: Вы исследовали, сколько деревьев растёт во дворе вашего дома. Положите лист с данными вашего исследования перед собой. Составьте задачу с этими данными и запишите решение.
Учитель: Кто готов ответить? (спросить 3 человека)
Ученики: Во дворе моего дома растёт …берёз и …рябин. Я узнал на сколько берёз больше чем рябин. (называет своё решение)
Учитель: (Смотрю на цифры, если они делятся друг на друга, то задаю вопрос) Какой ещё вопрос можно задать? Как ответить на этот вопрос?
Ученики: (Отвечают).
Учитель: Какую пользу приносят деревья?
Ученики: Деревья очищают воздух, поглощают углекислый газ, выделяют кислород, из деревьев делают бумагу, с деревьями двор становится красивее.
Учитель: Мы должны охранять свою природу и приумножать её богатства.
Смотрю если осталось время работа с экологическими задачами.
Учитель: На какую тему проводили сегодня исследования?
Ученики: Мы проводили исследования на тему «Математические сравнения».
Учитель: Какие выводы сделали?
Ученики: Сравнить на сколько одно число больше или меньше другого мы можем всегда. Сравнить во сколько раз одно число больше или меньше другого – только тогда, когда одно число делится на другое.
Учитель: Вспомните какие цели ставили в начале урока.
(ученики должны озвучить цели)
Учитель: Достигнуты цели?
Ученики: Да, цели достигнуты.
Учитель: Дома продолжите исследования. Составьте и запишите задачи по теме нашего урока.
Учитель: На столе лежат кленовые листья трёх цветов.
Если у вас всё получилось, и вы довольны своей работой выберите зелёный лист.
Если вы испытывали затруднения на уроке, но всё же справились выберите жёлтый листок .
Если вам было трудно на уроке, вы многое не поняли возьмите красный листок.
Первый ряд подойдите, возьмите по одному листочку и прикрепите свой лист на дерево.
Учитель: Какое красивое дерево у нас получилось!
Я думаю что наш урок прошёл с пользой для каждого из вас.
А если есть труд значит будет и успех!
Урок окончен!
(Дети сами встали. Гости выходят дети стоят. Вперёд гостей никто не выходит.)
6 слайд Думайте, творите, ищите, развивайтесь. |
Экологические задачи.
Учитель: Учёные подсчитали, что клён выделяет в сутки 2 кг кислорода, а тополь 3 кг кислорода.
2 кг 3 кг
Учитель: Поставьте вопрос к данному условию?
Ученики: На сколько кг тополь выделяет больше кислорода в сутки, чем клен?
Учитель: Какое будет решение?
Ученики: 3 – 2 = 1 (кг)
Учитель: Что показывает число 1?
Ученики: На 1 кг больше тополь выделяет кислорода в сутки, чем клён.
Учитель: Как вы думаете, какие деревья лучше сажать в городе и почему?
Ученики: Я думаю тополь потому что он выделяет больше кислорода .
Учитель: Следующее задание.
Воробей живёт 10 лет, голубь 15 лет. Поставьте вопрос.
Ученики: На сколько лет воробей живёт меньше голубя?
Учитель: Какое будет решение?
Ученики: 15 – 10 = 5 лет
Учитель: Что показывает число 5?
Ученики: На 5 лет воробей живёт меньше голубя.
Учитель: Как мы можем помочь птицам перенести суровую зиму?
Ученики: Кормушки делать, подкармливать их.
Учитель: Один грузовой автомобиль выбрасывает в сутки 4 кг вредных веществ, а легковой автомобиль 2 кг вредных веществ.
Какой вопрос можно поставить?
Ученики: На сколько больше вредных веществ выбрасывает в сутки грузовой автомобиль, чем легковой?
Учитель: Какое будет решение?
Ученики: 4 – 2 = 2 (кг)
На 2 кг больше вредных веществ выбрасывает в сутки грузовой автомобиль, чем легковой.
Учитель: Можно ли задать другой вопрос?
Ученики: Во сколько раз больше?
Учитель: Какое будет решение?
Ученики: 4 : 2 = 2 (раза)
В 2 раза больше вредных веществ выбрасывает в сутки грузовой автомобиль, чем легковой.
Учитель: Что нужно сделать для уменьшения выбросов в атмосферу?
Приложение
Исследуйте по дороге домой из школы:
Сколько деревьев растёт около школы или во дворе вашего дома.
Рябин -
Берёз -
Каштанов –
Клёнов –
Лип -
Исследуйте по дороге домой из школы:
Сколько деревьев растёт около школы или во дворе вашего дома.
Рябин -
Берёз -
Каштанов –
Клёнов –
Лип -
Исследуйте по дороге домой из школы:
Сколько деревьев растёт около школы или во дворе вашего дома.
Рябин -
Берёз -
Каштанов –
Клёнов –
Лип -
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока математики в 3 классе "Кратное сравнение чисел и величин"
Урок на личностно - ориентированной основе по УМК "Перспективная начальная школа"...
Урок по математике "Кратное сравнение чисел и величин" (3 класс)
Цель урока: формирование умений применять теоретические и практические положения кратного сравнения величин и чисел при решении учебных задач....
Конспект урока по математике на тему "Кратное сравнение чисел и величин" 3 класс, УМК "ПНШ"
Цели деятельности учителя: формирование умения кратно сравнивать числа и величины....
Конспект урока по математике «Кратное сравнение чисел и величин», 3 класс, А.Л.Чекин. М.: Академкнига/ учебник, презентация.
КОНСПЕКТ УРОКА ПО МАТЕМАТИКЕТема: «Кратное сравнение чисел и величин»Цель деятельности учителя: формирование умения сравнивать числа и величины кратно; совершенствование вычислительных нав...
Конспект урока математики, 3 класс, "Решение задач на кратное сравнение"
Цель деятельности учителя:-закрепление умения решать задачи на кратное и разностное сравнение; развитие умения работать самостоятельно и в парах. Планируемые результатыПредметные: -уметь решать з...
План - конспект урока математики 2 класс "Решение задач на кратное сравнение."
План - конспект урока математики 2 класс "Решение задач на кратное сравнение."...
Конспект по математике 3 класс, УМК "ПНШ". Тема «Кратное сравнение чисел и величин»
Цели деятельности учителя: формирование умения кратно сравнивать числа и величины.Планируемые результатыПредметные: Знать, что такое кратное сравнение. Уметь, составлять равенства из чисел и...