Урок математики в 3 классе по теме "Разностное и кратное сравнение чисел и величин"
методическая разработка по математике (3 класс) по теме

Астафьева Наталья Владимировна

Урок математики в 3 классе по теме "Разностное и кратное сравнение чисел и величин"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 12»

Урок математики в 3 классе

по теме «Разностное и кратное сравнение чисел и величин»

                                                                                   Учитель начальных классов

                                                            Н.В. Астафьева

г. Новомосковск 2013 год

Цель: Исследование двух видов сравнения чисел и величин, совершенствование практических навыков измерения объектов исследования.

Воспитательные задачи:
-воспитывать любовь к предмету, способность к взаимовыручке, самостоятельность, аккуратность.

Оборудование: учебник «Математика» М.И, Моро, ленты разной длины и цвета, метровая линейка, раздаточный материал (полоски бумаги разного цвета и длины), сигнальные карточки, материалы на электронных носителях.

Методы и приемы: исследовательский, наглядный, проблемный.

Тип урока - изучение нового материала

Вид урока: урок - исследование

Прозвенел звонок.

Дети стоят возле парт.

Садитесь.

Учитель:  В жизни мы часто сравниваем одного человека с другим, сравниваем       времена года, погоду и многое другое.

Давайте порассуждаем. Если мы говорим, например, о двух наших знакомых и хотим их сравнить, то что мы обычно сравниваем?

Ученики:  Мы говорим: этот добрый, а другой – не очень, один щедрый, а другой – скупой, один вежливый, а другой – грубиян и т.д.

Учитель: Мы сравниваем людей по их качествам, чертам характера, по внешнему виду.

А когда обсуждают погоду, что сравнивают?

Ученики:   Говорят, что сегодня теплее, чем вчера, или наоборот, что сегодня дождь, а вчера стояла ясная погода и т.д.

Учитель: Являются ли эти сравнения математическими?

Ученики:  Нет, не являются.

Учитель: Почему?

Ученики:  Потому  что в математике мы сравниваем числа и т.д.

Учитель: Посмотрите на доску, что видите?

Ученики:  Полоски  синего и красного цвета, разного размера и т.д.

Учитель: Прочитайте высказывания.

2 слайд

  1. Красная  полоска  длиннее синей.

  1. Одна полоска  красная, а другая синяя.

  1. Синяя полоска шире красной.

  1. Красная полоска мне нравится больше.

Учитель:  Какие высказывания являются математическими сравнениями?

Ученик:    Я считаю, что первое  высказывание является математическим сравнением.

Учитель: Прочитай первое высказывание.

Ученик:    Говорится о длине. Длину можно сравнить.

Учитель:  Ещё какое высказывание.

Ученик:    Я считаю, что третье высказывание является математическим сравнением.

Учитель:  Прочитай третье высказывание.

Ученик:     Говорится о ширине. Ширину можно сравнить.

3 слайд

Красная полоска длиннее синей.

             Синяя  полоска шире красной.

Учитель:  Сегодня каждый из вас побывает в роли исследователя.

    Как вы думаете какова же тема нашего сегодняшнего исследования?

Ученик:    Тема нашего исследования математические сравнения.

Учитель: Прикрепить на доску тему урока : Математические сравнения.

Учитель: Какие цели поставим?   

Ученики: Научится сравнивать числа, решать задачи, проводить измерения.                                                               

Учитель: Как вы думаете какие умения необходимы исследователю?

Ученики: Умение наблюдать, сравнивать, обобщать, думать, рассуждать, помогать         друг другу.  

Учитель: Начнём исследование.

   С помощью чего можно измерить длину и ширину полосок?

Ученики: Длину и ширину полосок можно измерить с помощью линейки.

Учитель: Алёша и Таня измерят длину и ширину красной полоски.                               Коля и Арина измерят длину и ширину синей полоски.                            (измеряют и садятся)

Учитель: Назовите чему равна длина красной полоски и длина синей полоски?

Ученики: Длина красной полоски 60 см., длина синей полоски 20 см.

Учитель: Как мы можем сравнить длину красной и длину синей полоски?

Ученики: Мы можем узнать, на сколько сантиметров красная полоска длиннее синей или синяя короче красной.

Учитель: Как мы выполним такое сравнение?

Ученики: 60 см – 20 см = 40 см

Учитель: Запишите решение.

4 слайд

60 см – 20 см = 40 см

Учитель:  Какой можно сделать вывод?

Ученики: Красная полоска  длиннее синей на 40 см.

4 слайд

60 см – 20 см = 40 см

Красная полоска  длиннее синей на 40 см.

Учитель: А что можно сказать про длину синей полоски?

Ученики: Синяя полоска короче красной на 40 см.

4 слайд

60 см – 20 см = 40 см

Красная полоска  длиннее синей на 40 см.

                              Синяя полоска короче красной на 40 см.

Учитель: Посмотрите внимательно на числа 60 и 20.                                                            Какой ещё вопрос мы можем задать для сравнения этих чисел? 

Ученики: Во сколько раз красная полоска длиннее синей или синяя короче красной?

Учитель: Как мы выполним такое сравнение?

Ученики: 60 см : 20 см = 3 (раза)

Учитель: Запишите решение.

4 слайд

60 см : 20 см = 3 (раза)

Учитель: Какой можно сделать вывод?

Ученики: Красная полоска  в 3 раза длиннее синей, а синяя в 3 раза  короче красной.

4 слайд

60 см : 20 см = 3 (раза)

Красная полоска  длиннее синей в 3 раза.

                              Синяя полоска короче красной в 3 раза.

Учитель: Теперь проведём такое же исследование с шириной этих лент.                    Чему равна ширина красной и синей полоски?

Ученики: Ширина красной полоски 3 см, ширина синей полоски 5 см.

Учитель: Как можем сравнить ширину красной и ширину синей полоски?

Ученики: Мы можем узнать, на сколько сантиметров красная полоска уже синей или синяя шире красной.

Учитель: Как мы выполним такое сравнение?

Ученики: 5см – 3см = 2 см

Учитель: Запишите решение.

4 слайд

5см – 3см = 2 см

Учитель: Сделайте вывод?

Ученики: Красная полоска  уже синей на 2 см.

4 слайд

5см – 3см = 2 см

                                  Красная полоска уже синей на 2 см.

Учитель: А что можем сказать о ширине синей полоски?

Ученики: Синяя полоска шире красной на 2 см.

4 слайд

5см – 3см = 2 см

                                  Красная полоска уже синей на 2 см.

Синяя полоска шире красной на 2 см.

Учитель: Попробуйте узнать во сколько раз синяя полоска шире красной?

Ученики: Мы не можем ответить на этот вопрос, потому что 5 не делится на 3.

Учитель: Какой вывод мы можем сделать в результате нашего исследования?

Ученики: Сравнить на сколько одно число больше или меньше другого мы можем всегда.                                                                                                                        Сравнить во сколько раз одно число больше или меньше другого – только тогда, когда одно число делится на другое.

5 слайд

Сравнить на сколько одно число больше или меньше другого мы можем всегда.                  Сравнить во сколько раз одно число больше или меньше другого – только тогда, когда одно число делится на другое.

Физкультминутка

Учитель: Представьте что у вас в руках воздушный шар.                                                         Надо его надуть. Надуваем шарик.                                                                      А теперь присели, и подбросили шарик вверх.                                        Полетел наш шарик, а мы садимся на места.

Учитель: Продолжим исследование.

                 Поработаем в парах.

                 Откройте конверт.

                 Посмотрите что в нём.

Ученики: Две полоски.

Учитель: Предложите задание, которое можно выполнить с этими полосками.

Ученики: Мы можем их измерить с помощью линейки и сравнить.

Учитель: Измерьте длину полосок, сравните их и запишите решение.

                 (Ходить помогать!)

Учитель: Кто готов поделиться результатом своего исследования.

Ученики:У нас была полоска синего цвета длиной 8 см и жёлтая полоска длиной 4 см.

                 Мы узнали, что синяя полоска длиннее жёлтой на 4 см.

Учитель: Как вы это узнали?

Ученики: 8см – 4см = 4 см

Учитель: У кого другое решение?

Ученики: Мы 8см : 4см = 2 (раза)  

                  В 2 раза синяя полоска длиннее жёлтой.

Учитель: Что можно сказать о жёлтой полоске?

Ученики: Жёлтая полоска короче синей в 2 раза или на 4 см.

Учитель: А как Даниил  и  Вера  выполнили задание?

Ученики: У нас была полоска красного цвета длиной 7 см и зелёная полоска длиной   4 см.                                                                                                                      Мы узнали, что красная полоска длиннее зелёной на 3 см.

Учитель: Как вы это узнали?

Ученики: 7см – 4см = 3 см

Учитель: А по другому можно сравнить длины красной и зелёной полосок?

Ученики: Нельзя, потому что 7 на 4 не делится.

                 (Если не отвечают, задаю вопрос)

Учитель: Можно узнать во сколько раз длина красной полоски больше длины зелёной?

Учитель: Кто не справился с заданием?  Все справились!  Уберите полоски в конверт.

Учитель: Вы исследовали, сколько деревьев растёт во дворе вашего дома.                Положите лист с данными вашего исследования перед собой.           Составьте задачу с этими данными и запишите решение.

Учитель: Кто готов ответить? (спросить 3 человека)

Ученики: Во дворе моего дома растёт …берёз  и …рябин. Я узнал на сколько берёз больше чем рябин. (называет своё решение)

Учитель: (Смотрю на цифры, если они делятся друг на друга, то задаю вопрос)  Какой ещё вопрос можно задать?                                                                    Как ответить на этот вопрос?

Ученики: (Отвечают).

Учитель: Какую пользу приносят деревья?

Ученики: Деревья очищают воздух, поглощают углекислый газ, выделяют кислород, из деревьев делают бумагу, с деревьями двор становится красивее.

Учитель: Мы должны охранять свою природу и приумножать её богатства.

                 Смотрю если осталось время работа с экологическими задачами.

 Учитель: На какую тему проводили сегодня исследования?

Ученики: Мы проводили исследования на тему «Математические сравнения».

Учитель: Какие выводы сделали?

Ученики: Сравнить на сколько одно число больше или меньше другого мы можем всегда.                                                                                                                        Сравнить во сколько раз одно число больше или меньше другого – только тогда, когда одно число делится на другое.

Учитель: Вспомните какие цели ставили в начале урока.

                 (ученики должны озвучить цели)

Учитель: Достигнуты цели?

Ученики: Да, цели достигнуты.

Учитель: Дома продолжите исследования.                                                           Составьте и запишите задачи по теме нашего урока.

Учитель: На столе лежат кленовые листья трёх цветов.

                  Если у вас всё получилось, и вы довольны своей работой выберите   зелёный лист.

                  Если вы испытывали  затруднения на уроке, но всё же справились выберите жёлтый листок .

                  Если вам было трудно на уроке, вы многое не поняли возьмите красный  листок.

                  Первый ряд подойдите, возьмите по одному листочку и прикрепите свой лист на дерево.

Учитель: Какое красивое дерево у нас получилось!

                  Я думаю что наш урок прошёл с пользой для каждого из вас.

                   А если есть труд значит будет и успех!

                  Урок окончен!

                (Дети сами встали. Гости выходят дети стоят. Вперёд гостей никто не выходит.)

6 слайд

Думайте,

                      творите,

                                           ищите,

                                                            развивайтесь.

Экологические задачи.

Учитель: Учёные подсчитали, что клён выделяет в сутки 2 кг кислорода,                               а тополь 3 кг кислорода.

        2 кг                               3 кг

Учитель: Поставьте вопрос к данному условию?

 Ученики: На сколько кг тополь выделяет больше кислорода в сутки, чем клен?

Учитель: Какое будет решение?

Ученики: 3 – 2 = 1 (кг)

Учитель: Что показывает число 1?

Ученики: На 1 кг больше тополь выделяет кислорода в сутки, чем клён.

Учитель: Как вы думаете, какие деревья лучше сажать в городе и почему?

Ученики: Я думаю тополь потому что он выделяет больше кислорода .

Учитель: Следующее задание.

                  Воробей  живёт  10 лет, голубь 15 лет. Поставьте  вопрос.

Ученики: На сколько лет воробей живёт меньше голубя?

Учитель: Какое будет решение?

Ученики: 15 – 10 = 5 лет

Учитель: Что показывает число 5?

Ученики: На 5 лет воробей живёт меньше голубя.

Учитель: Как мы можем помочь птицам перенести суровую зиму?

Ученики: Кормушки делать, подкармливать их.

Учитель: Один грузовой автомобиль выбрасывает в сутки 4 кг вредных веществ, а легковой автомобиль 2 кг вредных веществ.

               Какой вопрос можно поставить?

Ученики: На сколько больше вредных веществ выбрасывает в сутки грузовой автомобиль, чем легковой?

Учитель: Какое будет решение?

Ученики: 4 – 2 = 2 (кг)

              На 2 кг больше вредных веществ выбрасывает в сутки грузовой автомобиль, чем легковой.

Учитель: Можно ли задать другой вопрос?

Ученики: Во сколько раз больше?

Учитель: Какое будет решение?

Ученики: 4 : 2 = 2 (раза)

                 В 2 раза больше вредных веществ выбрасывает в сутки грузовой автомобиль, чем легковой.

Учитель: Что нужно сделать для уменьшения выбросов в атмосферу?

Приложение

Исследуйте по дороге домой из школы:

Сколько деревьев растёт около школы или во дворе вашего дома.

Рябин  -  

Берёз -  

Каштанов –

Клёнов –

Лип -  

Исследуйте по дороге домой из школы:

Сколько деревьев растёт около школы или во дворе вашего дома.

Рябин  -  

Берёз -  

Каштанов –

Клёнов –

Лип -  

Исследуйте по дороге домой из школы:

Сколько деревьев растёт около школы или во дворе вашего дома.

Рябин  -  

Берёз -  

Каштанов –

Клёнов –

Лип -  

               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока математики в 3 классе "Кратное сравнение чисел и величин"

Урок на личностно  - ориентированной основе по УМК "Перспективная начальная школа"...

Урок по математике "Кратное сравнение чисел и величин" (3 класс)

Цель урока: формирование умений применять теоретические и практические положения кратного сравнения величин и чисел при решении учебных задач....

Конспект урока по математике на тему "Кратное сравнение чисел и величин" 3 класс, УМК "ПНШ"

Цели деятельности учителя: формирование умения кратно сравнивать числа и величины....

Конспект урока по математике «Кратное сравнение чисел и величин», 3 класс, А.Л.Чекин. М.: Академкнига/ учебник, презентация.

КОНСПЕКТ УРОКА ПО МАТЕМАТИКЕТема: «Кратное сравнение чисел и величин»Цель деятельности учителя: формирование умения сравнивать числа и величины кратно; совершенствование вычислительных нав...

Конспект урока математики, 3 класс, "Решение задач на кратное сравнение"

Цель деятельности учителя:-закрепление умения решать задачи на кратное и разностное сравнение; развитие умения работать самостоятельно и в парах. Планируемые результатыПредметные: -уметь решать з...

План - конспект урока математики 2 класс "Решение задач на кратное сравнение."

План - конспект урока математики 2 класс "Решение задач на кратное сравнение."...

Конспект по математике 3 класс, УМК "ПНШ". Тема «Кратное сравнение чисел и величин»

Цели деятельности учителя: формирование умения кратно сравнивать числа и величины.Планируемые результатыПредметные: Знать, что такое кратное сравнение. Уметь, составлять равенства из чисел и...