Знакомство с понятием задача. 1 класс. система Занкова
план-конспект урока по математике (1 класс) на тему
Материал содержит конспект и презентацию к уроку по теме "Знакомство с понятием задача" 1 класс по системе Занкова.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt.docx | 88.17 КБ |
chto_takoe_zadacha.ppt | 1.54 МБ |
Предварительный просмотр:
ЗНАКОМСТВО С ПОНЯТИЕМ «ЗАДАЧА»
Цели деятельности учителя: способствовать ознакомлению с понятием «задача», развитию умений распознавать задачи среди похожих объектов, записывать выражения по описанию; создать условия для формирования умения складывать и вычитать величины, выраженные одной меркой.
Планируемые результаты образования:
Предметные: имеют представление о понятии «задача»; умеют распознавать задачи среди похожих объектов, записывать выражения по описанию, складывать и вычитать величины, выраженные одной меркой.
Личностные: проявляют положительное отношение к школе и учебной деятельности, в частности, к изучению математики; « осознают причины успехов в учебе.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий - УУД):
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, соответствующую этапу обучения; осуществляют пошаговый контроль по результату под руководством учителя.
Познавательные: кодируют информацию в знаково-символической форме в простейших случаях; на основе кодирования строят простейшие модели математических понятий, отношений; самостоятельно осуществляют поиск необходимой информации при работе с учебником; под руководством учителя устанавливают отношения между понятиями; дают характеристику изучаемым математическим объектам на основе их анализа.
Коммуникативные: принимают участие в работе парами и группами; допускают существование различных точек зрения; воспринимают мнения других людей; используют простые речевые средства.
1. Организационный момент
Громко прозвенел звонок.
Начинается урок.
Наши ушки - на макушке,
Глазки хорошо открыты.
Слушаем, запоминаем,
Ни минуты не теряем.
2. Актуализация знаний.
- Устный счёт + Каллиграфическая минутка
Физминутка для пальчиков
Разминка пальчиков – соприкасаемся пальчиком с соседом по парте и говорим: желаю (большой), успеха (указательный), большого (средний), во всём (безымянный) и везде (мизинец) . Здравствуй (вся ладонь)
1. Задачи в стихах.
"Пять щенков в футбол играли,
Одного домой позвали.
Он глядит в окно, считает:
Сколько их теперь играет?"( 4)
Три зайчонка, пять ежат
Ходят вместе в детский сад.
Посчитать мы вас попросим,
Сколько малышей в саду? ( 8)
"Три цыпленка стоят
На скорлупки глядят
Два яичка в гнезде
У наседки лежат.
Сосчитай поверней.
Отвечай поскорей:
Сколько будет цыплят у наседки моей?" (5)
"Дама сдавала в багаж
Диван, чемодан, саквояж,
Картину, корзину, картонку
И маленькую собачонку"
- Сколько неживых предметов дама сдавала в багаж? (6 )
"Дядя ежик в сад зашел,
Десять спелых груш нашел.
Семь из них он дал ежатам,
Остальные же зайчатам"
- Сколько груш дядя ежик дал зайчатам? (3)
Ответы появляются на слайдах (4 8 5 6 3)
Дети записывают в тетради
- Какое задание можно предложить с этими числами?
- Расставьте числа в порядке возрастания.
(3 4 5 6 8)
- Является ли эта запись отрезком натурального ряда? Почему?
- Работа с геометрическим материалом
- Из каких геометрических фигур состоит наш человечек?
3. Мотивация учебной деятельности.
На слайде пословица: «Век живи – век учись».
- Как понимаете эту пословицу?
(Век живи - век учись, гласит известная поговорка. На протяжении всей нашей жизни мы учимся, возможно иногда мы этого не замечаем, но сколько мы будем жить, столько будем и учиться, ведь знания безграничны, именно поэтому человек должен всегда оставаться открытым для новых знаний.)
-Значит, чему будет посвящён урок? (открытию новых знаний).
- А чтобы узнать о чём пойдёт речь, вам придётся отгадать ребус
Ребус на доске:
ЗА
(ЗАДАЧА)
- Сформулируйте тему урока
-Что такое задача хотите узнать? (да)
4. Актуализация знаний и фиксация затруднений в пробном действии (10 мин)
Цель: подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению нового способа действий.
Перед вами 4 истории:
1. Сколько пирожков осталось в тарелке?
2. Коля съел 2 пирожка.
3. В тарелке было 5 пирожков. Коля съел 2 пирожка. В тарелке осталось 3 пирожка.
4. В тарелке было 5 пирожков. Коля съел 2 пирожка. Сколько пирожков осталось в тарелке?
- Какая история будет являться задачей? (разные ответы детей).
- Почему мы не можем точно ответить на вопрос? Чего мы не знаем?
( Не знаем что такое задача).
5. Выявление места и причины затруднения.
(Постановка учебной задачи). (2 мин)
Цель: Осознание того, в чём именно состоит недостаточность знаний, умений, способностей учащихся; постановка цели урока.
- Какую цель ставим?
(Узнать, что такое задача. Из каких частей состоит. Чем отличается от обычной истории).
6. Построение проекта выхода из затруднения. (3 мин)
Цель: выбор способа и средств его реализации.
- Предположите, что такое задача?
- Где мы можем уточнить? (обратимся к словарю).
(В толковом словаре С.И.Ожегова задача – это «то, что требует решения»). Для того чтобы дать ответ, что должно быть в задаче? (вопрос).
Вывод 1: В задаче должен быть вопрос.
(карточка со словом ВОПРОС) – на доске
7. Реализация построенного проекта. (8 мин)
Цель: построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять.
– Прочитайте следующую запись.
Чего больше яблок или вишен?
- Это задача? (Нет).
- Почему? Ведь это вопрос? (Нам ничего не известно)
- Значит в задаче должно быть то, что известно, т.е. условие.
Вывод 2. В задаче должен быть вопрос и условие.
(карточка со словом УСЛОВИЕ) – на доске
- Прочитайте следующую запись.
В вазе 5 яблок и 4 груши. На сколько вишен больше, чем бананов?)
- Это задача? (нет).
– Почему? Есть и условие и вопрос? (Они не связаны по смыслу).
Вывод: условие и вопрос в задаче связаны по смыслу.
Физминутка
Вернёмся к нашим историям и попробуем снова.
-Какая же история является задачей? (4-ая).
- Почему?
Вывод 3: В любой задаче есть вопрос и условие, которые связаны по смыслу.
- Что нужно сделать, чтобы ответить на вопрос задачи? (решить её)
(Карточка со словом РЕШЕНИЕ) – на доске
- А чтобы решить, надо её проанализировать, понять. А поможет рисунок.
Составим выражение. Запишем его.
5 – 2 = 3 (п.)
Назовём ответ.
Ответ: 3 пир
(Карточка со словом – ОТВЕТ)
8. Первичное закрепление. (7 мин)
Цель: усвоение учащимися нового способа действия.
С.34 № 84.
-Составь математический рассказ по первым трём рисункам.
(«В кормушке было 5 воробьёв. К ним прилетели ещё 3 воробья. Теперь в кормушке 8 воробьёв»).
- А по второй серии картинок? (В кормушке было 5 снегирей. Потом прилетели ещё 3 снегиря. Сколько снегирей стало?»).
_ Чем отличаются тексты? (разные птицы и последним предложением).
- Какой же текст является задачей? (второй) Докажите. (Условие и вопрос связаны по смыслу).
Решим её. 5+3=8(с).
Ответ: 8 снегирей.
9. Работа в паре.
Задание №84 (2)
- Составьте задачу по рисунку и запишите её решение
Проверка:
Было 3 снеговика. Один растаял. Сколько снеговиков осталось?
3-1=2(с.)
Ответ: 2 снеговика.
9. Включение в систему знаний и повторения. (3 мин)
Цель: повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса.
Самостоятельная работа
Работа по карточкам (карточки трёх цветов – разный уровень)
Красный – сложный
Жёлтый – средний
Зелёный – слабый
10. Рефлексия учебной деятельности (итог урока) (3 мин)
Цель: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности.
- Какая тема урока была?
- Какую цель ставили? Достигли цели?
Расскажите по схеме чему научились на уроке.
-Я узнал…
- Я научился…
- Мне понравилось…
- Я бы хотел…
- Новые знания мне пригодятся…
- Оцените свою деятельность на уроке, используя смайлики.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Устный счёт
Весёлый человечек
Век живи – век учись.
ЗА ЗАДАЧА
Тема урока: «Что такое задача?»
Сколько пирожков осталось в тарелке? Коля съел 2 пирожка. В тарелке было 5 пирожков. Коля съел 2 пирожка. В тарелке осталось 3 пирожка. В тарелке было 5 пирожков. Коля съел 2 пирожка. Сколько пирожков осталось в тарелке?
Цели урока: Узнать, что такое задача. Из каких частей состоит. Чем отличается от обычной истории
В толковом словаре С.И.Ожегова: Задача – это «то, что требует решения»
Чего больше яблок или вишен?
В вазе 5 яблок и 4 груши. На сколько вишен больше, чем бананов?
Сколько пирожков осталось в тарелке? Коля съел 2 пирожка. В тарелке было 5 пирожков. Коля съел 2 пирожка. В тарелке осталось 3 пирожка. В тарелке было 5 пирожков. Коля съел 2 пирожка. Сколько пирожков осталось в тарелке?
5 - 2 = 3
Ответ: 3 пирожка.
В кормушке было 5 воробьёв . Потом прилетели ещё 3 воробья . Теперь в кормушке 8 воробьёв . Было 5 снегирей . Прилетели ещё 3 . Сколько снегирей стало?
Задача Было 5 снегирей . Прилетели ещё 3 . Сколько снегирей стало? Решение 5 + 3 = 8 (с.) Ответ: 8 снегирей .
Работа в паре
Было 3 снеговика. Один растаял. Сколько снеговиков осталось? 3 - 1 = 2 (с.) Ответ: 2 снеговика.
Чему научились на уроке? Я узнал… Я научился… Мне понравилось… Я бы хотел… Новые знания мне пригодятся…
Оцени себя
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок математики в 3 классе системы Занкова "Решение задач с недостаточными данными"
Цель урока: создание условий для формирования представлений о способах преобразования текста задачи с недостаточными данными....
Развитие мыслительных операций в процессе обучения решению задач по системе Занкова Л.В.
В статье раскрыты психолого-методические основы развития логических операций у младших школьников в процессе обучения математике, раскрывает особенности методики работы над задачами по программе...
План-конспект урока математики в 1 классе по теме "Знакомство с понятием задача"
План-конспект урока математики в 1 классе...
Конспект урока "Знакомство с понятием ЗАДАЧА"
Программа Л.В. Занков. 1 класс...
"Данные и искомое в задаче" Математика 2 класс (система Занкова)
"Данные и искомое в задаче" Математика 2 класс (система Занкова)...
Математика. Урок по теме "Знакомство с понятием " Задача"
Особую роль в повышении качества знаний, умений и навыков учащихся начальных классов играют задачи. В процессе их решения формируются основные математические понятия курса математики начальных классов...
Знакомство с понятием "задача"
Конспект урока математики "Знакомство с задачей"...