Разработка урока в 4 классе Умножение и деление многозначных чисел
план-конспект урока по математике (4 класс) на тему

Разработка и технологическая карта урока по теме Умножение и деление многозначных чисел. 4 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon umnozhenie_i_delenie_mnogoznachnyh.doc102.2 КБ
Microsoft Office document icon umnozhenie_i_delenie_mnogoznachnyh.doc102.2 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по теме"Умножение и деление многозначных чисел". 4 класс.

1

ФИО

Рыболовлева Людмила Витальевна

2

Место работы

МКОУ СОШ с УИОП пгт Нагорск Кировской обл.

3

Должность

Учитель начальных классов

4

Предмет

Математика

5

Класс

4"б"

6

Тема и номер урока в теме

Действия с многозначными числами. Умножение и деление многозначных чисел. 3 й урок из 4 х.

7

Базовый учебник

М. И. Моро, М. А. Бантова, Г. В. Бельтюкова, С. В. Степанова. Математика: Учебник для 4 класса общеобразовательных учреждений в 2 частях. 8 издание. – М.: Просвещение, 2011. (Школа России).

8. Цель урока: формирование умений и навыков в умножении и делении многозначных чисел с использованием алгоритмов через решение задач и упражнений.      

9. Планируемые результаты: выполнять умножение и деление в соответствии с алгоритмами,  строить умозаключения и логические цепочки рассуждений, слушать собеседника и вести диалог; работать в парах и группах; излагать и аргументировать свою точку зрения; оценивать себя и товарищей.

10. Задачи:

      -образовательные (формирование познавательных УУД): обобщить и систематизировать знания учащихся о разрядах и классах многозначных чисел; проконтролировать степень усвоения алгоритмов умножения и деления чисел; закрепить навыки и умения в применении алгоритмов умножения и деления при решении задач и упражнений с многозначными числами, совершенствовать обобщенные умения в решении задач и уравнений.

- воспитательные (формирование коммуникативных и личностных УУД): развивать умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие, воспитывать ответственность и аккуратность.

- развивающие (формирование регулятивных УУД)

развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, развивать внимание, математическую речь,  формировать коммуникативную компетенцию учащихся; выбирать способы решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.  

11.Тип урока : урок применения знаний и умений.

14.Формы работы учащихся: Фронтальная, парная, индивидуальная, групповая.

15.Организация деятельности учащихся на уроке:

-самостоятельно выходят на проблему и решают её;

-самостоятельно определяют тему, цели урока;

-работают в парах и группах;

-отвечают на вопросы;

-решают самостоятельно задачи и уравнения

-оценивают себя и друг друга;

-рефлектируют.

16. Необходимое оборудование:  Учебники по математике, доска, электронная презентация, раздаточный материал.

17. Структура и ход урока

Технологическая карта урока и разработка урока.

Этап урока

Задачи этапа

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Время

(в мин.)

Формируемые УУД

Познаватель-

ные

Регулятивные

Коммуникатив-

ные

Личностные

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1

Организационный этап

Создать  благоприятный психологический настрой на работу

Приветствие  учащихся.

Проверка  учителем готовности класса            к уроку; организация внимания;

Проявляют готовность к уроку.

1

Осознанное  и произвольное построение речевого высказывания

Прогнозирование своей деятельности

Умение слушать и вступать в диалог

Умение  выделять нравственный аспект поведения.

2

Актуализация знаний

Актуализация опорных знаний и способов действий

Вступительное слово учителя.

Устный счет.

Повторение пройденного материала.

Работа  над проблемным вопросом  по теме урока.

Решают примеры устного счета.

Участвуют в работе по повторению, в беседе с учителем, отвечают на поставленные вопросы.

5-6

Логический анализ объектов с целью выделения признаков.

Построение сообщений в устной форме. Построение рассуждений об объекте, его свойствах и связях. Владение общими приемами решения задач.

Выделение и осознание того, что уже пройдено.

Постановка учебной задачи на основе известного.

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои  мысли, слушать и вступать в диалог

Развитие познавательных интересов, учебных мотивов

Самоопределение

3

Постановка целей, задач урока, мотивационная деятельность учащихся

Обеспечение мотивации учения детьми, принятие ими целей урока

Вместе с учениками определяет цель урока, ставит задачи урока.

Определяют цель урока. Ставят задачи урока.

2

Самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели.

Целеполагание.

Умение ставить вопросы, формулировать собственное мнение.

Самоопределение. Учебная мотивация.

4

Закрепление знаний

Обеспечение восприятия, осмысления и запоминания детьми.

Создает ситуацию, в ходе решения которой учащиеся делают необходимый вывод.

Отвечают на проблемный вопрос.

Формулируют алгоритмы умножения и деления чисел,

10

Поиск и выделение необходимой информации. Структурирование знаний.  Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме. Установление аналогии.

Планирование, прогнозирование. Внесение необходимых дополнений и коррективов в способ действия в случае расхождения реального действия и его результата. Выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить.

Умение слушать и вступать в диалог, формулировать собственное мнение. Умение полно и точно выражать свои мысли, принимать участие в коллективном обсуждении проблем.

Самоопределение.  Развитие познавательных интересов.

5

Физкультминутка

Сменить деятельность, обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся.

Учащиеся сменили вид деятельности  и готовы продолжать работу.

1

6

Применение знаний при решении  задач и уравнений

Установление правильности и осознанности изучения темы. Выявление осмысления изучаемого материала, коррекция выявленных пробелов, обеспечение закрепления в памяти детей знаний и способов действий  

Направляет работу учащихся.

Выступает в роли тьютора для слабых учащихся при выполнении самостоятельного задания.

Организует выполнение различных видов деятельности

Принимают и сохраняют учебную задачу; планируют (в сотрудничестве с учителем, одноклассниками и самостоятельно) необходимые действия, операции, действуют по плану; контролируют процесс и результаты деятельности,

выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме, выполняют в группах творческое задание. Делают записи в тетрадь. Самостоятельно выполняют действия по алгоритму.  

Выполняют предложенные учителем задания.

20

Выделение и формулирование познавательной цели, рефлексия способов и условий действия.

Анализ объектов и синтез.

Построение логической цепи рассуждений. Владение общими приемами решения задач. Использование моделей при решении задач. Построение сообщений в устной и письменной форме.

Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного результата, коррекция полученного результата, саморегуляция. Осознание качества и уровня усвоения. Оценка своей деятельности и деятельности других людей по результатам урока.

Умение слушать и вступать в диалог.

Коллективное обсуждение проблем (при необходимости) Умение интегрироваться в группу. Планирование учебного сотрудничества  с учителем, со сверстниками. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Умение контролировать, корректировать, оценивать действия партнера в паре, группе.

Ориента-

ция в межлично-стных отношениях Развитие познавательных интересов, учебных мотивов. Смыслообразование.

7

Подведение итогов урока

Выводы по уроку. Самооценка результатов своей деятельности и всего класса

Подводит итоги работы в классе.

 Отвечают на поставленные вопросы.

2-3

Выделение и формулирование познавательной цели. Подведение итогов своей деятельности на уроке, осознание значимости получаемых знаний и умений. Построение собщений в устной форме.

Анализ и синтез объектов.

Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи,  контроль полученного результата.  

Поддержание здорового духа соперничества для поддержания мотивации учебной деятельности; планирование учебного сотрудничества со сверстниками; участие в обсуждении.

Жизненное самоопределение, ценносто-смысловая ориентация обучающихся

8

Информация о домашнем задании.

Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.

Задает  домашнее задание

Учащиеся записывают домашнее задание.

1

9

Рефлексия.

Инициировать рефлексию детей по поводу психоэмоционального состояния,

мотивации их собственной деятельности и взаимодействия с учителем и другими детьми в классе.

-С каким настроением

вы уходите с урока?

Озвучивает критерии оценки настроения уч - ся.

Оценивают свою работу и настроение от проделанной на уроке работы.

1-2

Проведение  учащимися рефлексии способов и условий своих действий.

Оценка своей деятельности  по результатам урока.

Умение выражать свои мысли.

Нравственно - этическая ориентация, оценивание усваиваемого содержания.

Ход урока:

Актуализация знаний.

Разминка.

. Есть у тетради и у дерева. (Лист)

. Как называют стадо лошадей? (Табун)

. Мишиного отца зовут Иван Николаевич, а дедушку - Семен Петрович. Какое отчество у Мишиной мамы? (Семеновна)

. Петух, стоя на одной ноге, весит 2 кг. Сколько кг будет весить петух, стоя на двух ногах?

Прозвенел уже звонок,

Пригласил нас на урок.

Математика идет,

Начинаем устный счет.

Устный счет.

. 385 + 496      918 - 729       572 - 345        1469 +551

. В 4"б" классе на секцию ОФП ходят 7 человек. Это третья часть всего класса. Сколько учеников в 4"б" классе?

. В книге 52 страницы. Вася за вечер прочитал половину книги. Сколько страниц прочитал Вася?

. Все ли уравнения решаются:  X*15=5     У:10=2     50:Х=100     120: Z=60     8*У=160

Дети: (Не решается первое, т к произведение не может быть меньше одного из множителей. Не решается третье, т к частное не может быть больше делимого).

- Решите те уравнения, которые решаются.

. Прочитайте число: 2.523.712

- какое оно? - (многозначное)

- назовите предыдущее, последующее;

- сколько в нем классов? (3 )

- сколько единиц класса тысяч? (523)

- сколько единиц класса единиц? (712)

- назовите цифру разряда сотен. (7)

- назовите цифру разряда сотен тысяч. (5)

- назовите цифру разряда единиц тысяч. (3)

- какой разряд обозначает цифра 1? (десятков)

- сколько в составе числа полных десятков? (252371); полных сотен? (25.237); полных единиц тысяч? (2.523); десятков тысяч?

- разделите число на 100 с остатком. - 25.237(ост. 12); на 1000 с остатком. - 2.523(ост. 712)

- представьте в виде суммы разрядных слагаемых. (2.000.000+500.000+20.000+3.000+700+10+2)

Постановка целей и задач урока.

- На перемене Незнайка и Знайка шли рядом по коридору впереди меня. Прозвенел звонок, они бросились бежать в класс,

опережая друг друга. Из их портфелей вылетели эти листочки с решением примеров на деление. Помогите мне определить, какие примеры решал Незнайка, а какие - Знайка?

21888  36             322920  46              11352  132                186

216    68             322     7020             924   716               * 78

  288                    92                    211                     1478

  288                    92                    132                     1302

0                     0                     792                    2780

                                            792

                                              0

-Судя по примерам, сформулируйте тему урока, которой придется сегодня заняться.

Дети: (Умножение и деление многозначных чисел).

-Какую цель поставим перед собой? Чему научиться?

Дети: (Научиться правильно умножать и делить многозначные числа).

-Как вы считаете, чтобы разобраться, какой пример из них решен правильно, а какой нет, что нам придется вспомнить?

Дети: (Алгоритмы умножения и деления).

-Итак, определим для себя задачи урока. Что нужно закрепить?

Дети: (Закрепить алгоритмы умножения и деления многозначных чисел).

-Через что будем отрабатывать навык умножения и деления чисел?

Дети: (Через решение примеров, задач и упражнений).

-Значит, следующая задача ...

Дети: (Совершенствовать навык умножения и деления многозначных чисел в ходе решения задач и упражнений).

* Выделенные слова выведены на доску.

Закрепление знаний.

-Устно выясняем, какие примеры решались с правильным применением алгоритмов, а какие с нарушением их.

Дети: (Первый, третий и четвертый примеры решены неверно,значит, их решал Незнайка).

-Как вы считаете, почему Незнайка ошибся? Что он неправильно сделал?

Дети: (Не применил алгоритм деления. В первом примере не определил количество цифр в частном. Их должно быть три. При списывании 2 х цифр в неполное делимое он не поставил ноль в частное. Во втором примере ответ верный. Его решал Знайка. В третьем примере количество цифр в частном должно быть две., а у Незнайки три. Незнайка не сравнивает остаток с делителем. Первый остаток здесь больше делителя. Так не должно быть. В четвертом примере второе неполное произведение неверно подписано под первым. Умножаем десятки, начинаем писать под десятками, а Незнайка написал под единицами).

-Помогите Незнайке решить примеры правильно. Выходят к доске три ученика и решают примеры с объяснением, применяя пошагово алгоритм деления и умножения.

-Вернемся к числу 2.523.712 из устного счета. Разделите его на 839 столбиком. (3008). Дети на местах делят в тетради. После этого сверим результаты с образцом на доске:  2523712  839

                                         2517    3008

                                            6712

                                            6712

                                               0             - Корректируем ошибки, если появятся при решении.

-Выполните проверку умножением. Что получили при умножении?

Дети: (Получаем делимое 2.523.712. Значит, деление сделано верно).

Физкультминутка.

Применение знаний при решении задач и уравнений.

1). Задача.

За первые 12 дней апреля фабрика пошила1620 костюмов при одинаковой норме за день. Сколько таких костюмов пошьёт фабрика за оставшиеся 18 дней месяца, если с внедрением новых технологий каждый день станут шить на 20 костюмов больше?

1. Знакомимся с содержанием задачи (молча, вслух).

2 . Беседа по тексту. О чем задача? (О костюмах). Где их шили? Когда их шили? На сколько частей разделен месяц? (На две). Назовите эти части. (12 дней и 18 дней). Как шили костюмы в первые в первые 12 дней месяца? (Одинаково каждый день). В остальные 18 дней месяца костюмы шили так же? (Нет. Дневная норма изменилась, стали шить на 20 костюмов больше.) В связи с чем изменилась дневная норма? (С внедрением новых технологий). Какой у задачи вопрос?

- Что удобнее выбрать за модель? - таблицу.

- Почему? - есть норма за 1 день, количество дней и всего костюмов.

3. Заполняем таблицу на доске, выходя по очереди.

За 1 день

Количество дней

Всего костюмов

? к

12 дней

1620 к

? к - на 20 к больше

18 дней

? к

- Для чего заготовили модель? (Чтобы по ней составить план решения.) - Чем пользуемся для составления плана?                             (Рассуждениями). - С чего начинаем рассуждать? (С вопроса).

4. Рассуждаем по модели.., чтобы составить план решения. Приглашаем ученика к доске. Задайте вопрос к задаче. Можно ли ответить на него сразу? Все ли для этого известно? Смотрим на нижнюю строчку. С вопросом задачи. (Нет. Мы не знаем дневную норму пошива во второй части месяца). А можно ли узнать эту норму? (Нет.) Почему? (Нам известно, что она на 20 больше,чем первоначальная норма, но первоначальная норма не дана. Ее надо находить.) А ее найти можно? Переходим в верхнюю строчку. Да. Для ее нахождения известно все. Значит, найдем сначала первоначальную дневную норму пошива из верхней строчки. Это будет первое действие. Укажем в таблице. Как найдем? (Делением. Первый компонент таблицы всегда находится делением, как неизвестный множитель.) Затем найдем дневную норму во второй части месяца вторым действием. Как найдем? (Сложением. Потому что она на 20 больше.) Зная дневную норму во второй части месяца, можно найти из нижней строчки количество костюмов, сшитых за 18 дней. Как найдем? (Умножением. Третий компонент в таблице находится как произведение множителей). Ставим в таблице третье действие.

За 1 день

Количество дней

Всего костюмов

? к   1).

12 дней

1620 к

? к - на 20 к больше  2).

18 дней

? к  3).

План решения готов.

5. Решаем на местах самостоятельно с комментарием каждого действия.

Первым действием узнаем сколько костюмов шили ежедневно в первые 12 дней апреля.

. 1620:12 =135(к)

Вторым действием узнаем сколько костюмов стали шить ежедневно во второй части меляца.

. 135+20=155(к)

Третьим действием узнаем сколько костюмов пошьют за оставшиеся 18 дней апреля.

. 155*18=2790(к)

Ответ:2790 костюмов.

*Запишите решение задачи одним выражением. (Задание для сильных ребят, которые задачу решили раньше других).

((1620:12)+20)*18=2790(к)    - Запишите на доске.

Работа в группах.

- Какие вопросы можно еще задать при этом условии задачи? Обсудите в группах. . (Сколько всего костюмов пошила фабрика за весь месяц?) Рассчитайте. (1620+2790=4410(к))

Продолжите решать задачу дальше. Введите новые дополнительные данные и задайте новые вопросы. Обсудите в группах. (Пусть цена костюма будет 1500 руб. Сколько денег выручит фабрика в апреле от продажи всех костюмов? Рассчитайте.

(4410*1500=6.615.000(р))

(Третья часть всех вырученных денег идет на заработную плату рабочим. Сколько денег выплатили рабочим в апреле? -Рассчитайте. (6615000:3=2205000(р)) - Сколько денег еще осталось на предприятии? И т. д...

2). Работа в парах. Реши уравнения:

Х*82=7380   (Х=90)

2940:У=735   (У=4)

11*Z=22033   (Z=2003)

- Обменяйтесь тетрадями, сделайте взаимопроверку в парах. Неверные результаты подчеркните.

3). Тест.

Выполни действия:

80100 : 89  (900)        434280 : 517  (840)        21008 : 808  (26)

506 * 21  (10.626)       31428 : 97  (324)          253 * 134  (33.902)

* После этого работы собираются и оцениваются учителем.

Домашнее задание. Стр. 95 № 29, стр. 87 № 7

Рефлексия.

- Где в математике мы встречаемся с умножением и делением чисел? (При решении примеров, задач и уравнений).

- Что мы должны четко знать и всегда использовать для успешного умножения и деления чисел? (Алгоритмы умножения и деления).

- Восстанови цифры:

*4*   7                      (  742   7   )

*    1*6                       7    106

 4*                             42

 4*                             42

  0                              0

«Солнышко» - У вас на столе лежит бумажный квадратик. Нарисуйте на нем своё настроение, с которым вы уходите с урока.

Моё настроение похоже на:          

Солнышко. Мне было все понятно.                                  

Солнышко с тучкой. Мне было понятно, но не все.                            

Тучку. Мне многое было не понятно.                                

Тучку с дождиком. Я не понял ничего.                              



Предварительный просмотр:

Конспект урока по теме"Умножение и деление многозначных чисел". 4 класс.

1

ФИО

Рыболовлева Людмила Витальевна

2

Место работы

МКОУ СОШ с УИОП пгт Нагорск Кировской обл.

3

Должность

Учитель начальных классов

4

Предмет

Математика

5

Класс

4"б"

6

Тема и номер урока в теме

Действия с многозначными числами. Умножение и деление многозначных чисел. 3 й урок из 4 х.

7

Базовый учебник

М. И. Моро, М. А. Бантова, Г. В. Бельтюкова, С. В. Степанова. Математика: Учебник для 4 класса общеобразовательных учреждений в 2 частях. 8 издание. – М.: Просвещение, 2011. (Школа России).

8. Цель урока: формирование умений и навыков в умножении и делении многозначных чисел с использованием алгоритмов через решение задач и упражнений.      

9. Планируемые результаты: выполнять умножение и деление в соответствии с алгоритмами,  строить умозаключения и логические цепочки рассуждений, слушать собеседника и вести диалог; работать в парах и группах; излагать и аргументировать свою точку зрения; оценивать себя и товарищей.

10. Задачи:

      -образовательные (формирование познавательных УУД): обобщить и систематизировать знания учащихся о разрядах и классах многозначных чисел; проконтролировать степень усвоения алгоритмов умножения и деления чисел; закрепить навыки и умения в применении алгоритмов умножения и деления при решении задач и упражнений с многозначными числами, совершенствовать обобщенные умения в решении задач и уравнений.

- воспитательные (формирование коммуникативных и личностных УУД): развивать умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие, воспитывать ответственность и аккуратность.

- развивающие (формирование регулятивных УУД)

развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, развивать внимание, математическую речь,  формировать коммуникативную компетенцию учащихся; выбирать способы решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.  

11.Тип урока : урок применения знаний и умений.

14.Формы работы учащихся: Фронтальная, парная, индивидуальная, групповая.

15.Организация деятельности учащихся на уроке:

-самостоятельно выходят на проблему и решают её;

-самостоятельно определяют тему, цели урока;

-работают в парах и группах;

-отвечают на вопросы;

-решают самостоятельно задачи и уравнения

-оценивают себя и друг друга;

-рефлектируют.

16. Необходимое оборудование:  Учебники по математике, доска, электронная презентация, раздаточный материал.

17. Структура и ход урока

Технологическая карта урока и разработка урока.

Этап урока

Задачи этапа

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Время

(в мин.)

Формируемые УУД

Познаватель-

ные

Регулятивные

Коммуникатив-

ные

Личностные

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1

Организационный этап

Создать  благоприятный психологический настрой на работу

Приветствие  учащихся.

Проверка  учителем готовности класса            к уроку; организация внимания;

Проявляют готовность к уроку.

1

Осознанное  и произвольное построение речевого высказывания

Прогнозирование своей деятельности

Умение слушать и вступать в диалог

Умение  выделять нравственный аспект поведения.

2

Актуализация знаний

Актуализация опорных знаний и способов действий

Вступительное слово учителя.

Устный счет.

Повторение пройденного материала.

Работа  над проблемным вопросом  по теме урока.

Решают примеры устного счета.

Участвуют в работе по повторению, в беседе с учителем, отвечают на поставленные вопросы.

5-6

Логический анализ объектов с целью выделения признаков.

Построение сообщений в устной форме. Построение рассуждений об объекте, его свойствах и связях. Владение общими приемами решения задач.

Выделение и осознание того, что уже пройдено.

Постановка учебной задачи на основе известного.

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои  мысли, слушать и вступать в диалог

Развитие познавательных интересов, учебных мотивов

Самоопределение

3

Постановка целей, задач урока, мотивационная деятельность учащихся

Обеспечение мотивации учения детьми, принятие ими целей урока

Вместе с учениками определяет цель урока, ставит задачи урока.

Определяют цель урока. Ставят задачи урока.

2

Самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели.

Целеполагание.

Умение ставить вопросы, формулировать собственное мнение.

Самоопределение. Учебная мотивация.

4

Закрепление знаний

Обеспечение восприятия, осмысления и запоминания детьми.

Создает ситуацию, в ходе решения которой учащиеся делают необходимый вывод.

Отвечают на проблемный вопрос.

Формулируют алгоритмы умножения и деления чисел,

10

Поиск и выделение необходимой информации. Структурирование знаний.  Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме. Установление аналогии.

Планирование, прогнозирование. Внесение необходимых дополнений и коррективов в способ действия в случае расхождения реального действия и его результата. Выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить.

Умение слушать и вступать в диалог, формулировать собственное мнение. Умение полно и точно выражать свои мысли, принимать участие в коллективном обсуждении проблем.

Самоопределение.  Развитие познавательных интересов.

5

Физкультминутка

Сменить деятельность, обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся.

Учащиеся сменили вид деятельности  и готовы продолжать работу.

1

6

Применение знаний при решении  задач и уравнений

Установление правильности и осознанности изучения темы. Выявление осмысления изучаемого материала, коррекция выявленных пробелов, обеспечение закрепления в памяти детей знаний и способов действий  

Направляет работу учащихся.

Выступает в роли тьютора для слабых учащихся при выполнении самостоятельного задания.

Организует выполнение различных видов деятельности

Принимают и сохраняют учебную задачу; планируют (в сотрудничестве с учителем, одноклассниками и самостоятельно) необходимые действия, операции, действуют по плану; контролируют процесс и результаты деятельности,

выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме, выполняют в группах творческое задание. Делают записи в тетрадь. Самостоятельно выполняют действия по алгоритму.  

Выполняют предложенные учителем задания.

20

Выделение и формулирование познавательной цели, рефлексия способов и условий действия.

Анализ объектов и синтез.

Построение логической цепи рассуждений. Владение общими приемами решения задач. Использование моделей при решении задач. Построение сообщений в устной и письменной форме.

Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного результата, коррекция полученного результата, саморегуляция. Осознание качества и уровня усвоения. Оценка своей деятельности и деятельности других людей по результатам урока.

Умение слушать и вступать в диалог.

Коллективное обсуждение проблем (при необходимости) Умение интегрироваться в группу. Планирование учебного сотрудничества  с учителем, со сверстниками. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Умение контролировать, корректировать, оценивать действия партнера в паре, группе.

Ориента-

ция в межлично-стных отношениях Развитие познавательных интересов, учебных мотивов. Смыслообразование.

7

Подведение итогов урока

Выводы по уроку. Самооценка результатов своей деятельности и всего класса

Подводит итоги работы в классе.

 Отвечают на поставленные вопросы.

2-3

Выделение и формулирование познавательной цели. Подведение итогов своей деятельности на уроке, осознание значимости получаемых знаний и умений. Построение собщений в устной форме.

Анализ и синтез объектов.

Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи,  контроль полученного результата.  

Поддержание здорового духа соперничества для поддержания мотивации учебной деятельности; планирование учебного сотрудничества со сверстниками; участие в обсуждении.

Жизненное самоопределение, ценносто-смысловая ориентация обучающихся

8

Информация о домашнем задании.

Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.

Задает  домашнее задание

Учащиеся записывают домашнее задание.

1

9

Рефлексия.

Инициировать рефлексию детей по поводу психоэмоционального состояния,

мотивации их собственной деятельности и взаимодействия с учителем и другими детьми в классе.

-С каким настроением

вы уходите с урока?

Озвучивает критерии оценки настроения уч - ся.

Оценивают свою работу и настроение от проделанной на уроке работы.

1-2

Проведение  учащимися рефлексии способов и условий своих действий.

Оценка своей деятельности  по результатам урока.

Умение выражать свои мысли.

Нравственно - этическая ориентация, оценивание усваиваемого содержания.

Ход урока:

Актуализация знаний.

Разминка.

. Есть у тетради и у дерева. (Лист)

. Как называют стадо лошадей? (Табун)

. Мишиного отца зовут Иван Николаевич, а дедушку - Семен Петрович. Какое отчество у Мишиной мамы? (Семеновна)

. Петух, стоя на одной ноге, весит 2 кг. Сколько кг будет весить петух, стоя на двух ногах?

Прозвенел уже звонок,

Пригласил нас на урок.

Математика идет,

Начинаем устный счет.

Устный счет.

. 385 + 496      918 - 729       572 - 345        1469 +551

. В 4"б" классе на секцию ОФП ходят 7 человек. Это третья часть всего класса. Сколько учеников в 4"б" классе?

. В книге 52 страницы. Вася за вечер прочитал половину книги. Сколько страниц прочитал Вася?

. Все ли уравнения решаются:  X*15=5     У:10=2     50:Х=100     120: Z=60     8*У=160

Дети: (Не решается первое, т к произведение не может быть меньше одного из множителей. Не решается третье, т к частное не может быть больше делимого).

- Решите те уравнения, которые решаются.

. Прочитайте число: 2.523.712

- какое оно? - (многозначное)

- назовите предыдущее, последующее;

- сколько в нем классов? (3 )

- сколько единиц класса тысяч? (523)

- сколько единиц класса единиц? (712)

- назовите цифру разряда сотен. (7)

- назовите цифру разряда сотен тысяч. (5)

- назовите цифру разряда единиц тысяч. (3)

- какой разряд обозначает цифра 1? (десятков)

- сколько в составе числа полных десятков? (252371); полных сотен? (25.237); полных единиц тысяч? (2.523); десятков тысяч?

- разделите число на 100 с остатком. - 25.237(ост. 12); на 1000 с остатком. - 2.523(ост. 712)

- представьте в виде суммы разрядных слагаемых. (2.000.000+500.000+20.000+3.000+700+10+2)

Постановка целей и задач урока.

- На перемене Незнайка и Знайка шли рядом по коридору впереди меня. Прозвенел звонок, они бросились бежать в класс,

опережая друг друга. Из их портфелей вылетели эти листочки с решением примеров на деление. Помогите мне определить, какие примеры решал Незнайка, а какие - Знайка?

21888  36             322920  46              11352  132                186

216    68             322     7020             924   716               * 78

  288                    92                    211                     1478

  288                    92                    132                     1302

0                     0                     792                    2780

                                            792

                                              0

-Судя по примерам, сформулируйте тему урока, которой придется сегодня заняться.

Дети: (Умножение и деление многозначных чисел).

-Какую цель поставим перед собой? Чему научиться?

Дети: (Научиться правильно умножать и делить многозначные числа).

-Как вы считаете, чтобы разобраться, какой пример из них решен правильно, а какой нет, что нам придется вспомнить?

Дети: (Алгоритмы умножения и деления).

-Итак, определим для себя задачи урока. Что нужно закрепить?

Дети: (Закрепить алгоритмы умножения и деления многозначных чисел).

-Через что будем отрабатывать навык умножения и деления чисел?

Дети: (Через решение примеров, задач и упражнений).

-Значит, следующая задача ...

Дети: (Совершенствовать навык умножения и деления многозначных чисел в ходе решения задач и упражнений).

* Выделенные слова выведены на доску.

Закрепление знаний.

-Устно выясняем, какие примеры решались с правильным применением алгоритмов, а какие с нарушением их.

Дети: (Первый, третий и четвертый примеры решены неверно,значит, их решал Незнайка).

-Как вы считаете, почему Незнайка ошибся? Что он неправильно сделал?

Дети: (Не применил алгоритм деления. В первом примере не определил количество цифр в частном. Их должно быть три. При списывании 2 х цифр в неполное делимое он не поставил ноль в частное. Во втором примере ответ верный. Его решал Знайка. В третьем примере количество цифр в частном должно быть две., а у Незнайки три. Незнайка не сравнивает остаток с делителем. Первый остаток здесь больше делителя. Так не должно быть. В четвертом примере второе неполное произведение неверно подписано под первым. Умножаем десятки, начинаем писать под десятками, а Незнайка написал под единицами).

-Помогите Незнайке решить примеры правильно. Выходят к доске три ученика и решают примеры с объяснением, применяя пошагово алгоритм деления и умножения.

-Вернемся к числу 2.523.712 из устного счета. Разделите его на 839 столбиком. (3008). Дети на местах делят в тетради. После этого сверим результаты с образцом на доске:  2523712  839

                                         2517    3008

                                            6712

                                            6712

                                               0             - Корректируем ошибки, если появятся при решении.

-Выполните проверку умножением. Что получили при умножении?

Дети: (Получаем делимое 2.523.712. Значит, деление сделано верно).

Физкультминутка.

Применение знаний при решении задач и уравнений.

1). Задача.

За первые 12 дней апреля фабрика пошила1620 костюмов при одинаковой норме за день. Сколько таких костюмов пошьёт фабрика за оставшиеся 18 дней месяца, если с внедрением новых технологий каждый день станут шить на 20 костюмов больше?

1. Знакомимся с содержанием задачи (молча, вслух).

2 . Беседа по тексту. О чем задача? (О костюмах). Где их шили? Когда их шили? На сколько частей разделен месяц? (На две). Назовите эти части. (12 дней и 18 дней). Как шили костюмы в первые в первые 12 дней месяца? (Одинаково каждый день). В остальные 18 дней месяца костюмы шили так же? (Нет. Дневная норма изменилась, стали шить на 20 костюмов больше.) В связи с чем изменилась дневная норма? (С внедрением новых технологий). Какой у задачи вопрос?

- Что удобнее выбрать за модель? - таблицу.

- Почему? - есть норма за 1 день, количество дней и всего костюмов.

3. Заполняем таблицу на доске, выходя по очереди.

За 1 день

Количество дней

Всего костюмов

? к

12 дней

1620 к

? к - на 20 к больше

18 дней

? к

- Для чего заготовили модель? (Чтобы по ней составить план решения.) - Чем пользуемся для составления плана?                             (Рассуждениями). - С чего начинаем рассуждать? (С вопроса).

4. Рассуждаем по модели.., чтобы составить план решения. Приглашаем ученика к доске. Задайте вопрос к задаче. Можно ли ответить на него сразу? Все ли для этого известно? Смотрим на нижнюю строчку. С вопросом задачи. (Нет. Мы не знаем дневную норму пошива во второй части месяца). А можно ли узнать эту норму? (Нет.) Почему? (Нам известно, что она на 20 больше,чем первоначальная норма, но первоначальная норма не дана. Ее надо находить.) А ее найти можно? Переходим в верхнюю строчку. Да. Для ее нахождения известно все. Значит, найдем сначала первоначальную дневную норму пошива из верхней строчки. Это будет первое действие. Укажем в таблице. Как найдем? (Делением. Первый компонент таблицы всегда находится делением, как неизвестный множитель.) Затем найдем дневную норму во второй части месяца вторым действием. Как найдем? (Сложением. Потому что она на 20 больше.) Зная дневную норму во второй части месяца, можно найти из нижней строчки количество костюмов, сшитых за 18 дней. Как найдем? (Умножением. Третий компонент в таблице находится как произведение множителей). Ставим в таблице третье действие.

За 1 день

Количество дней

Всего костюмов

? к   1).

12 дней

1620 к

? к - на 20 к больше  2).

18 дней

? к  3).

План решения готов.

5. Решаем на местах самостоятельно с комментарием каждого действия.

Первым действием узнаем сколько костюмов шили ежедневно в первые 12 дней апреля.

. 1620:12 =135(к)

Вторым действием узнаем сколько костюмов стали шить ежедневно во второй части меляца.

. 135+20=155(к)

Третьим действием узнаем сколько костюмов пошьют за оставшиеся 18 дней апреля.

. 155*18=2790(к)

Ответ:2790 костюмов.

*Запишите решение задачи одним выражением. (Задание для сильных ребят, которые задачу решили раньше других).

((1620:12)+20)*18=2790(к)    - Запишите на доске.

Работа в группах.

- Какие вопросы можно еще задать при этом условии задачи? Обсудите в группах. . (Сколько всего костюмов пошила фабрика за весь месяц?) Рассчитайте. (1620+2790=4410(к))

Продолжите решать задачу дальше. Введите новые дополнительные данные и задайте новые вопросы. Обсудите в группах. (Пусть цена костюма будет 1500 руб. Сколько денег выручит фабрика в апреле от продажи всех костюмов? Рассчитайте.

(4410*1500=6.615.000(р))

(Третья часть всех вырученных денег идет на заработную плату рабочим. Сколько денег выплатили рабочим в апреле? -Рассчитайте. (6615000:3=2205000(р)) - Сколько денег еще осталось на предприятии? И т. д...

2). Работа в парах. Реши уравнения:

Х*82=7380   (Х=90)

2940:У=735   (У=4)

11*Z=22033   (Z=2003)

- Обменяйтесь тетрадями, сделайте взаимопроверку в парах. Неверные результаты подчеркните.

3). Тест.

Выполни действия:

80100 : 89  (900)        434280 : 517  (840)        21008 : 808  (26)

506 * 21  (10.626)       31428 : 97  (324)          253 * 134  (33.902)

* После этого работы собираются и оцениваются учителем.

Домашнее задание. Стр. 95 № 29, стр. 87 № 7

Рефлексия.

- Где в математике мы встречаемся с умножением и делением чисел? (При решении примеров, задач и уравнений).

- Что мы должны четко знать и всегда использовать для успешного умножения и деления чисел? (Алгоритмы умножения и деления).

- Восстанови цифры:

*4*   7                      (  742   7   )

*    1*6                       7    106

 4*                             42

 4*                             42

  0                              0

«Солнышко» - У вас на столе лежит бумажный квадратик. Нарисуйте на нем своё настроение, с которым вы уходите с урока.

Моё настроение похоже на:          

Солнышко. Мне было все понятно.                                  

Солнышко с тучкой. Мне было понятно, но не все.                            

Тучку. Мне многое было не понятно.                                

Тучку с дождиком. Я не понял ничего.                              


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока математики в 4 классе. Умножение и деление многозначных чисел

Урок повторения и закрепления темы: Умножение и деление многозначных чисел. Используется краеведческий материал, статистические данные района. УМК "Школа России"...

Урок по математике "Умножение и деление многозначных чисел. Закрепление."

Урок-закрепление. Ребята  составляют и решают задачи, повторяют действия с величинами,решают примеры на умножение и деление с многозначными числами. На уроке узнают много интересного о жизни леса...

Конспект урока по теме: «Умножение и деление многозначных чисел на однозначное число. Закрепление».

Закрепляли  письменные приёмы умножения и деления многозначных  чисел на однозначные; закрепляли умение решать задачи на движение.             Развивали ...

Конспект открытого урока по математике "Умножение и деление многозначных чисел"

Конспект открытого урока по математике "Умножение и деление многозначных чисел"...

Технологическая карта урока по математике "Умножение и деление многозначных чисел на двузначное число." для 7 класса

Технологическая карта урока по математике "Умножение и деление многозначных чисел на двузначное число." для 7 класса.Урок общеметодологической направленности, для 8 вида...

Презентация к уроку математики в 7 классе "Умножение и деление многозначных чисел на однозначное число"

Презентация  к уроку математики в 7 классе "Умножение и деление многозначных чисел на однозначное число"...

Урок математики 4 класс.Умножение и деление многозначных чисел.Закрепление

Закреплять и совершенствовать умение детей письменно умножать и делить многозначные числа на однозначные, совершенствовать устные и письменные вычислительные навыки, умение преобразовывать величины , ...