Конспект урока математики по теме "Вычитание двузначных чисел с переходом через разряд"
методическая разработка по математике (2 класс) на тему
конспект урока математики по программе "Школа 2100"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_matematika.doc | 86 КБ |
Предварительный просмотр:
План-конспект урока математики на тему
«Вычитание двузначных чисел с переходом через разряд»
Учитель Талапова Ксения Александровна
ГБОУ школа №371
Московского района
Санкт-Петербурга
- Учебник: Математика ( Т.Е. Демидова, С.А. Козлова, А.П. тонких)..
- Цель урока: развитие умения вычитать двузначные числа с переходом через разряд
- Задачи урока:
-построить алгоритм вычитания двузначных чисел с переходом через разряд и формирование первичного умения его применять;
-закрепить алгоритм вычитания двузначных чисел (общий случай), решений уравнений на нахождение неизвестного слагаемого, уменьшаемого, вычитаемого, решение задач на взаимосвязь части и целого;
-организовать ситуации рефлексии и самооценки;
-освоить личностный смысл учения, желания учиться;
-формировать умения определять цель учебной деятельности, план выполнения заданий;
-совершенствовать умения соотносить выполненные задания с образцом, корректировать выполненные задания;
-учиться оценивать успешность своего задания, признавать ошибки;
-совершенствовать умения учащихся анализировать сравнивать, обобщать информацию;
-формировать умения выдвигать гипотезу и обосновывать их;
-выполнять действия по алгоритму и использовать знаково-символические средства;
-участвовать в диалоге, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения;
-оформлять свои мысли в устной речи с учетом учебных ситуаций;
-выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы;
-отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета;
-критично относится к своему мнению;
-понимать точку зрения другого;
-участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом.
- Тип урока: урок открытия новых знаний.
- Планируемые результаты
Предметные
- Формируем умение вычитать двузначные числа с переходом через разряд.
Личностные
- Развиваем умения выражать свои эмоции.
- Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
- Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Метапредметные
Регулятивные УУД
- Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя.
- Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с учебным материалом.
- Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
- Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Познавательные УУД
- Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.
- Анализировать объекты с целью выделения признаков (существенных, несущественных).
- Осуществлять синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов.
- Осуществлять выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов.
- Строить логическую цепь рассуждений.
- На основе анализа объектов делать выводы.
Коммуникативные УУД
- Развиваем умение слушать и понимать других.
- Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
- Оформлять свои мысли в устной форме.
- Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности с одноклассниками.
- Формы работы: индивидуальная, групповая, парная, фронтальная.
- Средства обучения: компьютер учителя, учебник, проектор,
Структура и ход урока
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. | - Какую тему мы изучаем в настоящее время на уроках математики? - А с каким вычислительным приёмом вы познакомились на предыдущих уроках? - Кто уверен в своих знаниях этого приёма? Кому нужна помощь? - Вы готовы к изучению следующей темы? Каким способом вы будете изучать новую тему? Учитель проверяет понимание учащимися нормы предстоящей учебной деятельности. | - Сложение и вычитание двузначных чисел. - Со сложением двузначных чисел с переходом через разряд. Уточнение: как организовать помощь, например, назначить консультанта из детей, кто усвоил изученный способ действий и т.д. Учащиеся проговаривают известные им к настоящему времени два основных шага учебной деятельности (сначала надо понять, что мы не знаем, а затем самим построить новый способ), а также способ выполнения изучаемой в настоящее время структуры первого шага учебной деятельности (т.е. учатся выяснять, что они не знают). А именно, они должны здесь проговорить, что им надо сначала повторить, то что необходимо для открытия нового, после этого выполнить пробные действия, зафиксировать свои затруднения, и найти причины затруднения. | Личностные: -организовать ситуации рефлексии и самооценки; -освоить личностный смысл учения, желания учиться. Регулятивные: -формировать умения определять цель учебной деятельности, план выполнения заданий. Коммуникативные: -участвовать в диалоге, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения. |
2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии. | Устно решить примеры, записанные на доске: 15-7 14-7 17-9 16-8 11-4 15-8 - Что общего во всех примерах? - Разбить примеры на группы. - Придумать аналогичный пример, который можно было бы включить в эту группу примеров. 2. Решение примеров на вычитание двузначных чисел без перехода через разряд. Работа на доске и карточках. Решение примеров: *9-64 7*-54 *5-44 3*-34 3.Выбрать из примеров, записанных на доске, пример для пробного действия так, чтобы он продолжал цепочку примеров на карточке: 74-28 58+24 41-24 62-24 На выполнение задания отводится 1-2 минуты, затем учитель показывает верный ответ 17. - Кто не смог получить никакого ответа? - Какие были затруднения? - У кого получился неверный ответ, в чём были затруднения? - У кого получился верный ответ, сможете ли вы его обосновать? | Дети называют ответы, при появлении разных ответов, выполняется решение примеров по эталону и ответ согласовывается. Дети должны заметить, что в уменьшаемом одна цифра неизвестна; неизвестные десятки и единицы чередуются; все известные цифры в уменьшаемом – нечётные, идут в порядке убывания; в вычитаемом количество десятков уменьшается на один, а количество единиц – не изменяется. При появлении разных ответов, выполняется решение примеров по эталону и ответ согласовывается. Поскольку ученики не изучили способ вычитания двузначных чисел с переходом через разряд, согласованного эталона нет, то при решении данного примера они либо вообще не смогут получить никакого ответа, либо ответ будет неверным, либо в случае верного ответа, они не смогут его обосновать. Таким образом, учащиеся зафиксировали свои затруднения. | Личностные -организация ситуации самооценки. Познавательные -совершенствовать умения учащихся анализировать сравнивать, обобщать информацию. -выполнять действия по алгоритму. Коммуникативные: -участвовать в диалоге, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения; -отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; -понимать точку зрения другого. |
3. Выявление места и причины затруднения. | Какое правило вычитания двузначных чисел вы знаете? - Почему оно не помогло вам при решении примера 41 - 24 и его обосновании? - Значит, какого способа вычитания мы не знаем? | Учащиеся выявляют место и причину затруднения. Для этого они должны: 1) проанализировать выполненные операции и зафиксировать место, где возникло затруднение; 2) выявить и зафиксировать причину затруднения - тот общий способ действия, которого недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще. | Познавательные: -совершенствовать умения учащихся анализировать сравнивать, обобщать информацию. Коммуникативные: -участвовать в диалоге, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения; -отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; -понимать точку зрения другого. |
4. Построение проекта выхода из затруднения. | - Какую цель вы перед собой поставите? -Как будет звучать тема урока? - Вспомните, как вы находили новые способы вычислений на предыдущих уроках и составьте план своих действий. Учитель прикрепляет к доске на карточках шаги плана, намеренно изменяя порядок. | Дети должны построить правильную последовательность действий: 1) Работа с моделями чисел. 2) Запись примера в столбик. 3) Составление эталона. 4) Формулировка правила. | Коммуникативные: -понимать точку зрения другого; Регулятивные: -формировать умения определять цель учебной деятельности, план выполнения заданий; |
5. Реализация построенного проекта. | - Выложите графическую модель для примера 41 - 24. - Как же выполнить это вычитание - предложите свои версии? - Вспомните еще раз, как вычитают двузначные числа? А почему здесь мы не смогли выполнить вычитание? - Разве уменьшаемое меньше? - А куда же спрятались единицы? - Значит, что нам надо сделать? - Выполните вычитание и определите, что получится. | Учащиеся выдвигают гипотезы и строят модели исходной проблемной ситуации. Построенный способ действий используется для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение. Далее учащиеся под руководством учителя самостоятельно записывают исходный пример в столбик, заменяют в нем цифры карточками и получают эталон. | Познавательные: -формировать умения выдвигать гипотезу и обосновывать их; -выполнять действия по алгоритму и использовать знаково- символические средства. Коммуникативные: -участвовать в диалоге, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения; -отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; -понимать точку зрения другого. |
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. | Работа с графическими моделями. №1 с. 24 Реши примеры. Что в них общего? Сделай вывод.
Решение примеров в столбик с комментированием в громкой речи. №2 с.24 _ 82 83 84 85 86 29 29 29 29 29 Игра «Угадай-ка». №3 с.24 Выполни действия. Что ты замечаешь? 82-6 41-17 74-39 93-45 82-16 51-17 74-9 63-45 | Учащиеся в парах решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием зафиксированного алгоритма решения вслух. Они комментируют готовое решение первого примера, а затем преобразовывают графические модели, уточняя понимание механизма перехода через разряд. В завершение, они соединяют линией полученный рисунок с нужным равенством и записывают ответ. Учащиеся устанавливают, что все примеры на один и тот же вычислительный прием - вычитание с переходом через разряд. Значит, к ним можно применить построенный алгоритм. Установив закономерность, по которой составлены примеры и записав следующий пример, они также имеют возможность, не решая его сразу записать ответ. Работа в группах. Правильность высказанной гипотезы доказывают либо с помощью соответствующего эталона или правила, либо с помощью вычислений. | Познавательные: -формировать умения выдвигать гипотезу и обосновывать их; - совершенствовать умения учащихся анализировать сравнивать, обобщать информацию; -выполнять действия по алгоритму и использовать знаково- символические средства. Регулятивные: -совершенствовать умения соотносить выполненные задания с образцом, корректировать выполненные задания; Коммуникативные: -оформлять свои мысли в устной речи с учетом учебных ситуаций; -участвовать в диалоге, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения; -участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом. |
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. | 1) Выполнение самостоятельной работы. № 4. с. 24 Выбери и реши примеры на вычитание двузначных чисел с переходом через разряд. Что в них интересного? Какой пример следующий? 98-19 47 + 38 95-20 54-17 50 + 30 29-9 76-18 68 + 23 2) Самопроверка самостоятельной работы по образцу для самопроверки. Коррекция возможных ошибок. | Индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа.
Самопроверка самостоятельной работы осуществляется по образцу для самопроверки, где эталон сопоставляется с верно выполненным заданием. Учащиеся исправляют свои ошибки и устанавливают способы действий, которые вызывают у них затруднения и им предстоит их доработать. | Познавательные: -выполнять действия по алгоритму и использовать знаково- символические средства. Регулятивные: -совершенствовать умения соотносить выполненные задания с образцом, корректировать выполненные задания; -учиться оценивать успешность своего задания, признавать ошибки. Коммуникативные: -критично относится к своему мнению; Личностные -организовать ситуации рефлексии и самооценки; |
8. Включение в систему знаний и повторение. | Групповая работа. №6 с.24 Группы 1-2 Группы 3-4 5+х = 52 50-х=12 Группы 5-6 | Все учащиеся решают задания в тетрадях, а один ученик из каждой группы - на переносной доске. Через 3-4 минуты учащиеся, работавшие на переносных досках, представляют работу своей группы. Остальные дети проверяют правильность решения и записывают его в своей тетради. Для детей, которые сделали ошибки в самостоятельной работе, во время работы групп можно организовать индивидуальное решение примеров на новый способ действий с консультантом. | Познавательные: -выполнять действия по алгоритму и использовать знаково- символические средства. Регулятивные -совершенствовать умения соотносить выполненные задания с образцом, корректировать выполненные задания; Коммуникативные: -участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом; -выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы. |
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке. | - Что нового вы узнали на уроке? - Какое затруднение у вас возникло? В чем была причина затруднения? - Какую цель перед собой поставили? - Каким способом действовали? - Достигли ли поставленной цели? Объясните свою позицию. - Кто нам больше всех помог сегодня на уроке, кого мы можем поблагодарить? - Оцените свою собственную работу. Обоснуйте свой вывод. - Какие затруднения остались? Над чем надо еще поработать? - Как вы думаете, каким будет наш следующий шаг? Затем обсуждается домашнее задание. | На данном этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности.
В завершение, соотносятся цель учебной деятельности и ее результаты, фиксируется степень их соответствия, и намечаются дальнейшие цели деятельности. | Личностные: -организовать ситуации рефлексии и самооценки; Коммуникативные: -критично относится к своему мнению; |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока математики "письменное сложение двузначных чисел с переходом через разрядную единицу" 2 класс система Л.В.Занков
урок разработан в соответствии с ФГОС, учебник И.И.Аргинская, Е.И.Ивановская, С.Н.Кормишина «Математика» 2 класс, интерактивная доска Smart Board, проектор, система тестирования Smart Response, карточ...
Проект урока по теме: « Вычитание двузначных чисел с переходом через разряд» Учебный предмет - математика
Проект урока математики по теме "Вычитание двузначных чисел с переходом в другой разряд" (УМК "Гармония") - это зачетная работа по прохождении курсов НИРО "Теория и методика преподавания в начальной ш...
конспект урока 2 класс. Сложение двузначных чисел с переходом через разряд
Разработка урока по математике по учебнику Аргинской. сложение двузначных чисел с переходом через разряд. 2 класс...
Конспект урока математики. Тема " Вычитание трехзначных чисел с переходом через разряд"
План-конспект урока по математике во 2 классе, на тему: "Вычитание трехзначных чисел с переходом через разряд" УМК "Школа 2100"...
План-конспект урока по теме "Сложение двузначных чисел с переходом через разряд"
План-конспект урока по математике. Образовательная система: ПерспективаРаздел: Сложение и вычитание двузначных чисел Тема: Сложение двузначных чисел с переходом через разрядТип ...
План-конспект урока по теме: "Вычитание двузначных чисел с переходом через разряд"
План-конспект урока по математике. Образовательная система: ПерспективаРаздел: Сложение и вычитание двузначных чисел Тема: Вычитание двузначных чисел с переходом через разрядТип...