2 класс математика Тема: Прямоугольник. Квадрат.
материал по математике (2 класс) на тему
Исследовательская деятельность на уроке математики. Использование элементов ОТСМ ТРИЗ .
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
исследовательская деятельность на уроке математики. ОТСМ ТРИЗ | 305.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Прямоугольник. Квадрат.
Цели:
Обучающие: актуализировать и упорядочить знания детей о прямоугольнике и квадрате, вывести и уточнить понятия «прямоугольник» и «квадрат», выявить основные свойства прямоугольника и квадрата, учить распознавать их на основе существенных свойств,
Развивающие: развивать критическое мышление, умение ставить проблемные вопросы, выдвигать гипотезы, анализировать и сравнивать, обобщать полученные данные и делать выводы; развивать устную речь учащихся.
Воспитательные: создать условия для формирования познавательного интереса к математике.
- Орг. Момент:
-Чтобы наш урок начать надо об уроке рассказать. Вы в школу пришли учиться. А что значит учиться?
Сначала надо (захотеть)
Потом (попробовать и трудности преодолеть)
Затем понять (чего не знаешь)
Когда (ты сам поставишь цель)
Тогда найдёшь ( и способ изучения)
- Тема урока:слайд 1
Для того чтобы познакомиться с чем то новым, нужно повторить раннее изученный материал.
Работа с копилкой геометрических фигур, собранной самими детьми.
- Чтобы определить тему сегодняшнего урока мы сыграем в «Мои друзья».
- Мои друзья все те у кого количество углов больше трёх?
-Мои друзья все те у кого величина угла больше прямого? Меньше прямого?
-Мои друзья все те у кого соотношения сторон равные? Неравные?
-Опираясь на предыдущую игру, сформулируйте тему сегодняшнего урока. (многоугольники.) клик
-Какие многоугольники сегодня нас будут интересовать ,вы мне скажете после математического диктанта. У каждого на парте технологические карты нашли арифметический диктант, записываем через запятую.Слайд 2
3.Математический диктант:
- Найдите произведение 7 и 8(56)
- Делимое 72 делитель 8 найди частное (9)
- Сумма чисел равна 26, один из слагаемых равен 11, чему равен второе слагаемое?(15)
- На сколько 43 больше 13 (30)
- Во сколько раз 42 больше 6 (7)
- Найди разность 84 и 15 (69)
Проверка:
-сегодня моим другом будет геометрическая фигура с числом 56, 9, 15, 30, 7, 69.
- Посмотрите на ребят проверьте свою работу и оцените . Какие геометрические фигуры у ребят?( квадраты и прямоугольники)Клик
Цель сегодняшнего урока раскрыть секреты прямоугольника и квадрата. (Главный секрет будет – квадрат может назвать себя прямоугольником. А прямоугольник не всегда может назвать себя квадратом).
Сценка :
Поспорили квадрат и прямоугольник. Квадрат говорит:
-Ты прямоугольник, и я прямоугольник. – А прямоугольник отвечает:
- Ничего подобного, это я прямоугольник. А ты – квадрат, нечего моим именем называться.
- Кто из них прав?
3.Работа по группам:
- А для того чтобы выяснить кто же прав, нам необходимо провести исследовательскую работу. В каждой группе геометрические фигуры условно названные №1№2. Слайд 3
(В группы раздаем прямоугольники и квадраты. На прямоугольниках пишем крупно – №1, на квадратах – №2. И даем 2 шаблона для паспорта – чтобы потом было видно. В каждой группе несколько фигур (квадраты, прямоугольники)
Дети работают по плану и на основе своих исследований заполняют паспорт.)
План работы:
- Измерить ширину и длину.
- Проверь какие углы у фигур
- Чем похожи эти геометрические фигуры.
- Чем отличаются.
- Заполнить паспорт.
Шаблон без значения признаков на экране .
Клик
Проверка
Слайд 4
Элемент | Имена признаков (ВОПРОСЫ) | Значения признаков (ОТВЕТЫ) |
Фигура №1 | Количество сторон | 4 |
Количество углов | 4 | |
Величина углов | 90 град. (прямые) | |
Соотношение сторон | Пары равны | |
Элемент | Имена признаков (ВОПРОСЫ) | Значения признаков (ОТВЕТЫ) |
Фигура №2 | Количество сторон | 4 |
Количество углов | 4 | |
Величина углов | 90 град. (прямые) | |
Соотношение сторон | Все равны | |
-Возьмите по геометрической фигуре, используемой в исследовании. (Теперь на доске закрываете последнюю строчку паспорта у обоих фигур. Это описание прямоугольника прямоугольника: 4 стороны, 4 угла, все прямые, а про стороны ничего не сказано, значит, они могут быть равными и неравными. )
«Мои друзья» - все, кто подходит под это описание – встаньте. (Встанут квадраты и неквадраты – прямоугольники. Оставляем у фигуры №1 закрытой последнюю строчку, на месте «Фигура №1» ставим «прямоугольник».) Слайд 5
- запишите в свой паспорт изменение.
Слайд 6
-Так ученые описывают эту фигуру. Покажите все, что подходит под это описание. На месте «фигура №2» ставим «квадрат».
Слайд 7
Переворачиваю доску. Таблицы.
-Вы нашли сходство и различие. В чем сходство? В чем различие?
4.Круги Эйлера
Т.к. вы практически учёные, я уверена, что вы сможете вывести определение квадрата и прямоугольника. СЛАЙД 8
Для этого вам необходимо обратить внимание на понятия и ответить на вопросы.
-множество квадратов являются частью чего?
-множество прямоугольников являются частью чего?
-множество четырёхугольников являются частью чего?
-А теперь наклейте круги и подпишите множества. Обращаю внимание, что самое большое множество – это множество геометрических фигур, а самое маленькое – множество квадратов.
Проверка Слайд 9
множество, которое снаружи, для другого множества – группа. Для прямоугольников ближайшая группа какая? – четырехугольники. Для квадратов? прямоугольники.
5. Работа с определением.
-А теперь опираясь на паспорт объектов и коллективную работу, мы поработаем над определением: Прямоугольник – это… указкой на группу – четырехугольник – смотрим на паспорт, какой там дополнительный признак кроме 4-х углов и сторон? – углы прямые.
Квадрат – это – смотрим на ближайшую группу – прямоугольник – смотрим на паспорт квадрата, какой признак отличает именно его – все стороны равны.
Помним правило вывода определений: «определяемое слово»- это «группа», «отличительный признак»
Проговаривают получившиеся определения. Если останется время записать определения.
6.Закрепление
- Вы смогли правильно сделать выводы, составить определения, а теперь я хочу посмотреть как вы усвоили урок и сумели ли мы достигнуть поставленной цели и раскрыть секреты квадрата и прямоугольника.
У вас в технологических картах таблица.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Цифрами я указала № вопросов. Я вам читаю вопросы, которые начинаются со слов «Верите ли Вы, что…»
Вы обсуждаете в паре. Если верите, то во второй строке поставьте знак «+», если нет, то «-».
1. Верите ли вы, что в прямоугольнике все углы прямые.
2. Верите ли вы, что любой прямоугольник является квадратом.
3. Верите ли вы, что в прямоугольнике противоположные стороны равны.
4. Верите ли вы, что квадрат является прямоугольником.
5. Верите ли вы, что в квадрате все углы прямые.
6. Верите ли вы, что у квадрата все стороны равны.
Дети заполняют таблицу. Слайд 10
Вернёмся к нашим героям.Слайд 11
Кто из них был прав? ( квадрат)
Почему?( квадрат может назвать себя прямоугольником. А прямоугольник не всегда может назвать себя квадратом).
Это и есть Главный секрет
7.Д/з
Начертить квадрат и прямоугольник, провести диагонали в этих фигурах. Сделать выводы о длине диагоналей (равны, неравны; одинаковые, разные)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок математики с использованием ИКТ в рамках системно-деятельностного подхода в условиях ФГОС НОО 3 класс на тему :"Прямоугольник. Квадрат"
Тема урока: Прямоугольник и квадрат.Цель урока: Познакомить с существенными признаками прямоугольника и квадрата.Задачи урока:-образовательные: показать отличие и сходство прямоугольника и квадрата, с...
Открытый урок по математике Тема: «Прямоугольник. Квадрат.» (2 класс)
Цели :Уточнить понятия «прямоугольник» и «квадрат»; выявить основные свойства прямоугольника и квадрата.Учить распознавать эти фигуры на основе существенных свойств.- Формировать навыки изображе...
Урок математики во 2 классе по теме: "Прямоугольник, Квадрат"
Урок математики во 2 классе по теме: "Прямоугольник. Квадрат" по УМК "Начальная школа 21 века. Тип урока- открытие нового знания. изучение нового материала строится на основе ...
Самоанализ урока математики во 2 классе по теме: "Прямоугольник. Квадрат".
Данный материал содержит самоанализ урока математики, проведённого во 2 классе по теме:"Прямоугольник. Квадрат" по УМК "Начальная школа 21 века"....
Урок математики во 2 классе по теме «Прямоугольник. Квадрат»
Урок по этой теме позволяет усвоить геометрический материал, закреплять вычислительные навыки и развивать пространственное и логическое мышление ребёнка....
Конспект урока по ручному труду во 2 классе по теме: «Прямоугольник. Квадрат» Конспект урока по ручному труду во 2 классе по теме: «Прямоугольник. Квадрат» Профессия швея.
Тема: «Прямоугольник. Квадрат». Профессия швея.Цель урока: уточнить понятия прямоугольника и квадрата, выявить существенные признаки прямоугольника и квадрата, формировать способность к их...
Технологическая карта урока математики для 2 класса на тему "Прямоугольник. Квадрат"
Технологическая карта урока математики во 2 классе. Тип урока: урок открытия новых знаний. Форма работы на уроке: путешествие. Используемые технологии на уроке: технология развивающего обучения, ...