Технологическая карта урока математики для 2 класса на тему "Прямоугольник. Квадрат"
план-конспект урока по математике (2 класс)

Зайцева Софья Николаевна

Технологическая карта урока математики во 2 классе. Тип урока: урок открытия новых знаний. Форма работы на уроке: путешествие. Используемые технологии на уроке: технология развивающего обучения, технология проблемного обучения, игровые технологии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teh.karta_po_matematike_2kl_zaytsevasn_ovd4.docx561.54 КБ

Предварительный просмотр:

Зайцева С.Н.,

учитель начальных классов МБОУ Школы №170

Технологическая карта урока «Математика»

Тема урока: Прямоугольник. Квадрат

Класс: 2

Тип урока: открытие новых знаний

Форма работы на уроке: путешествие

Форма проведения урока: индивидуальная, в парах.

Средства обучения: раздаточный материал в печатном виде, экран, проектор, компьютер, учебник математика 2 класс Дорофеев, Миракова, Бука.

Используемые технологии: технология развивающего обучения, технология проблемного обучения, игровые технологии.

Понятия (способы действия), которые должны быть сформированы на уроке: прямоугольник, квадрат.

Ожидаемые результаты:

Личностные:

Предметные:

Метапредметные:

а) регулятивные:

б) познавательные:

в) коммуникативные:

У обучающихся будут сформированы:

  • положительное отношения к уроку, учебной деятельности;
  • представление о причинах успеха в практической деятельности;
  • первоначальная ориентация на оценку результатов собственной деятельности.

  • Овладение понятиями «прямоугольник», «квадрат»;
  • Умение строить геометрические фигуры: «прямоугольник», «квадрат» по заданному размеру.

Обучающийся получит возможность научится:

  • самоорганизации, саморегуляции, контролю.
  • умению самостоятельно адекватно анализировать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы;
  • умению выполнять задания в соответствии с планом, алгоритмом, правилом;
  • выполнять задания в рамках учебного диалога;
  • представлять результат своей деятельности.

  • использовать приобретённые знания и умения для выполнения ситуативного задания;

  • формулировать и комментировать в паре учебное задание с использованием новых математических терминов;
  • умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Методические задачи урока:

Обучающая: выявить существенные свойства прямоугольника и квадрата, сформировать способность к их распознаванию на основе существенных свойств, умение изображать их.

Развивающая: развивать вычислительные навыки, развивать речь, логическое мышление, умение применять полученные знания в реальной жизни.

Воспитательная: воспитывать внимательность, активность, чувство товарищества.

Логика образовательной деятельности

Этап урока

Деятельность учителя, задания

Деятельность обучающихся

Планируемые результаты

Предметные

УУД

1. Мотивация к

деятельности

(самоопределение,

организационный

момент)

  • Здравствуйте, уважаемые обучающиеся. Давайте проверим вашу готовность, на столе у вас должен лежать учебник по математике, тетрадь. На уроке мы будем, как всегда, думать, сотрудничать, для этого нам надо быть внимательными, организованными, сообразительными, уметь слушать друг друга.

Обучающиеся приветствуют учителя, внимательно слушают его и проверяют готовность к уроку.

Регулятивные УУД:

самоорганизация, саморегуляция, контроль.

Личностные УУД: осмысление внутренней позиции ученика, (положительное отношения к уроку, учебной деятельности)

2. Актуализация знаний; фиксация затруднения в деятельности

Математический диктант:

- Увеличьте 70 на 7;

- 70 уменьшить на 7;

- На сколько 100 больше 10;

- Сколько получиться если два раза взять по 10;

- Запишите число, в котором 4 десятка и 1 единица;

- Наименьшее двузначное число уменьшить на 3;

-Увеличьте 10 на 11.

Проверьте ответы со слайда.

Оцените свою работу при помощи светофора.

(зелёный – у меня всё получилось, всё правильно; жёлтый – была 1-2 ошибки, не всё получилось; красный – ошибки, нужно потренироваться).

- Какое число лишнее? Почему?

- Сегодня ребята мы попадем в интересную страну Геометрия, населенную удивительными жителями. А как зовут этих жителей нам нужно будет узнать.

-Обучающиеся получают конверт, в котором шифр (приложение 1)

- Расставьте числа в порядке убывания.

Теперь давайте посмотрим, какие буквы спрятались за этими числами.

- Геометрические фигуры и населяют страну Геометрия, они очень дружны с другими её жителями.

- Рассмотрите чертёж. (Приложение 2)

Что на нём изображено?

- Какой угол лишний и почему?

Лишним должен быть только один угол

- При помощи, каких прямых линий образует прямой угол?

- Какой инструмент помогает нам определить прямой угол?

77

63

90

20

41

7

21

Оценивают свою работу.

7-однозначное, а остальные двузначные.

90, 77, 63, 41, 21, 20.

Фигуры

Углы

4 угол - он острый

Он образован с помощью лучей

Треугольник

Умение измерять и чертить геометрические фигуры.

Познавательные:

использовать приобретённые знания и умения для выполнения ситуативного задания;

Регулятивные:

Умение выполнять задания в соответствии с планом, алгоритмом, правилом;

Коммуникативные:

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

3. Постановка учебной задачи

-Посмотрите на чертеж.

(Приложение 3)

- Что изображено?

- Но не все эти фигуры помогут нам на уроке. Какая фигура лишняя и почему?

- Какие геометрические фигуры остались?

- Кто догадался, какая тема урока? Кто может назвать, сформулировать её?

Фигуры

Круг – он без углов, треугольник – у него 3 угла, ромб – нет прямых углов;

Прямоугольник и квадрат;

Прямоугольник. Квадрат

Правильный ответ: прямоугольники

Умение измерять и чертить геометрические фигуры: прямой угол, прямоугольник, квадрат;

Регулятивные:

умение выполнять задания в соответствии с планом, алгоритмом, правилом;

умение выполнять задания в рамках учебного диалога;

4. Построение проекта выхода из затруднения. (открытие детьми новых знаний)

На партах у вас лежат конверты. Конверт один, как будем работать?

Вспомните правила работы в парах.

Возьмите их, откройте.

-Что там находится?

Найдите среди них прямоугольник.

(Работа с раздаточным материалом – прямоугольник)

- Что же такое прямоугольник? Внимательно рассмотрите свой прямоугольник. Что вы о нём можете сказать?

- Сколько у прямоугольника углов?

- Как можем назвать фигуру?

- Какие углы у прямоугольника?

- Измерьте теперь стороны прямоугольника. Что можете сказать?

- Кто знает, как называется большая сторона прямоугольника?

А меньшая?

- Давайте обобщим наши исследования прямоугольника.

(на слайде)

Квадрат

(Приложение 4). Найдите в рабочем листе – квадрат. Обведите его.

- Линейкой измерьте стороны прямоугольников.

-Что заметили? Как называется такой прямоугольник?

-Четыре угла значит четырёхугольник, все углы прямые. Из этого следует, что квадрат прямоугольник. Но это особенный прямоугольник.

-Что же в нём особенного?

Так что же такое квадрат?

В парах;

Геометрические фигуры;

Геометрическая фигура

4;

Четырехугольник;

Углы все прямые;

Противоположные стороны равны;

Длина;

Ширина;

Прямоугольник – это четырехугольник, у которого все углы прямые.

Выполняют задания учителя.

-Квадрат;

- У квадрата все стороны равны.

-Квадрат – это прямоугольник, у которого все стороны равны.

1. Умение строить геометрические фигуры: «прямоугольник», «квадрат» по заданному размеру.

2. Умение строить геометрические фигуры: «прямоугольник», «квадрат» по заданному размеру.

Коммуникативные:

Обучающийся получит возможность научиться:

формулировать и комментировать в паре учебное задание с использованием новых математических терминов;

Регулятивные:

умению выполнять задания в соответствии с планом, алгоритмом, правилом;

выполнять задания в рамках учебного диалога;

Коммуникативные:

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

5. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

1. Работа с правилами в учебнике стр. 75

2. Выполнения задания №1,2 на стр. 76.

Физминутка

Путешествие в лес

Здравствуй, лес – необычный лес,

Полный сказок и чудес!

(Широко разводят руки в стороны. Повороты вправо и влево с вытянутыми руками)

Ты о чём шумишь листвою

Ночью тёмной, грозовою?

(Руки подняты вверх. Выполняются покачивающиеся движения вправо – влево)

Кто в глуши твоей таится?

Что за зверь? Какая птица?

(Всматриваются вдаль, держа округлённую ладонь над бровями, поворачиваясь при этом в правую и левую сторону)

Всё открой, не таи.

Ты же видишь – все свои.

(Широко разводят руки в стороны. Прижимают обе ладони к груди)

Регулятивные:

Умение самоорганизации, саморегуляции и контролю.

6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

- Попробуйте отыскать предметы прямоугольной или квадратной формы в классном помещении.

а) Начертим квадрат и прямоугольник в тетрадях. Чтобы начертить квадрат, сколько длин сторон необходимо знать?

Чтобы узнать длину стороны квадрата предлагаю вычислить математическую цепочку, и вы узнаете, чему равна сторона квадрата.

(Приложение 5)

- Чему равна сторона квадрата?

- Можно ли начертить прямоугольник, если известна длина одной стороны? Почему?

-Начертим прямоугольник, стороны которого 2см и 4см.

Самостоятельно решите задачу с.76 №3

-Прочитайте задачу. Что известно? Что нужно узнать?

Запишите решение задачи в тетрадях самостоятельно.

-В задаче есть ещё один вопрос. Давайте попробуем ответить и на него.

№4, стр.76.

(Приложение 6)

Ответы обучающихся.

Одну;

Обучающиеся чертят квадрат со стороной 3 см

Нельзя, нужно знать длину, и ширину.

Обучающиеся чертят прямоугольник со сторонами 2 см и 4 см.

23-15=8см

Обучающиеся самостоятельно выполняют задания.

Умение строить геометрические фигуры: «прямоугольник», «квадрат» по заданному размеру.

Регулятивные:

выполнять задания в рамках учебного диалога;

представлять результат своей деятельности.

7. Включение в систему знаний. Повторение.

Игра «Да/нет»

  • Верно ли, что в прямоугольнике все углы прямые?
  • Верно ли, что любой прямоугольник является квадратом?
  • Верно ли, что в прямоугольнике противоположные стороны равны?
  • Верно ли, что квадрат является прямоугольником?
  • Верно ли, что в квадрате все углы прямые?
  • Верно ли, что у квадрата все стороны равны?

Да;

Нет;

Да;

Да;

Да;

Да.

Овладение понятиями «прямоугольник», «квадрат»

Познавательные:

использовать приобретённые знания и умения для выполнения ситуативного задания;

различать понятия «прямой угол», «прямоугольник», «квадрат» и обосновывать своё мнение.

8. Итог урока

- Поднимите руку те, кому понравилось наше путешествие?

- Что открыли нового для себя?

- Какие знания не являются для вас открытием, так как вы уже это знали ранее?

- Что такое прямоугольник? Что такое квадрат? Чем отличаются?

- Найдите прямоугольники вокруг нас.

- Как вы думаете, а зачем мы всё это учили. Где эти знания могут пригодиться?

- Королева Страны Геометрия была бы очень довольна вашей работой на уроке и поэтому прислала вам пропуск в свою страну. А как он выглядит, вы мне скажите сейчас сами. Если к четырехугольнику прибавить ещё один угол, какая фигура получится?

Ответы обучающихся.

Личностные:

первоначальная ориентация на оценку результатов собственной деятельности

Регулятивные:

умение самостоятельно адекватно анализировать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы.

Познавательные:

различать понятия «прямой угол», «прямоугольник», «квадрат» и обосновывать своё мнение;

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

-Отметьте флажком на лесенке успеха своё местоположение.

Если ты всё понял, и у тебя не возникало трудностей, поставь флажок на верхнюю ступеньку.

Если тебе было не всё понятно и возникали затруднения – на среднюю ступеньку.

Если ты считаешь, что тебе было очень трудно, и ты не разобрался в теме урока, поставь флажок на нижнюю ступеньку.

Личностные: умение оценивать себя позитивно.

Регулятивные: умение оценивать собственную деятельность на уроке.

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

Приложение 5

Приложение 6


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока математики 4 класс "Школа России". Презентация к уроку

Решение задач на движение в противоположных направлениях....

Учебно - методический комплект (технологическая карта урока математики "Геометрические фигуры: прямоугольник и квадрат" и мультимедийная презентация) 2 класс

Класс: 2 «а»Тема урока: «Геометрические фигуры: прямоугольник и квадрат»Цели деятельности учителя: познакомить со свойством противоположных сторон прямоугольника; познакомить с квадратом как частным с...

Технологическая карта урока математики. 2 класс. Программа УМК «Школа России». Тема урока: «Решение задач».

   Технологическая карта урока математики, 2 класс.  Программа УМК  «Школа России».        Тема урока: «Решение задач»....

Технологическая карта урока математики по теме "Формулы периметра квадрата и прямоугольника"

Технологическая карта урока математики по теме "Формулы периметра квадрата и прямоугольника"УМК системы развивающего обучения Л.В. Занкова, 2 классРазработка включает в себя технологиче...

Технологическая карта урока математики 1 класс УМК «Гармония» Тема урока. Состав числа 5. Преобразование графической модели в символическую.

В данном материале представлена технологичческая карта урока математики 1 класс, УМК "Гармония". Тема состав числа 5.Преобразование графической модели в символическую....

Технологическая карта урока математики 1 класс «Выражение». (1 урок) +1 класс ПРЕЗЕНТАЦИЯ тема: Выражения

Технологическая карта урока математики 1 класс «Начальная школа 21века»...