Рабочая программа "Математика"
рабочая программа по математике (3 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение № 5
«Гимназия»
Муниципальное общеобразовательное учреждение № 5 «Гимназия»
Рассмотрено на заседании методической кафедры учителей начальных классов Протокол № ___ от______ 2013г | Утверждаю: Директор МАОУ №5 «Гимназия» В.Н. Подлиповская «____» ____________________ |
Согласовано:
Заместитель директора по УР
___________Н.В.Котельникова
«____» ___________________
Заместитель директора по МР
______________ О.А.Евсеева
«____» ___________________
Протокол заседания методического
совета школы № ___ от_____ 2013г.
Рабочая программа учебного предмета
«Математика»
для 3 а класса
на 2013 - 2014 учебный год
Составитель: Букина Л.Ю.
Содержание рабочей программы
1.Пояснительная записка с учебно-тематическим планированием (стр.2-8):
- нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа (стр.3);
- сведения о примерной учебной программе, на основе которой разработана рабочая программа (стр.3);
- информация о количестве учебных часов (стр.3);
- цель и задачи изучения предмета (стр.3-4);
- предметное содержание и ценностные ориентиры содержания учебного предмета, направленные на духовно-нравственное развитие обучающихся (стр.4);
- требования к уровню подготовки обучающихся и результатам освоения обучающихся 3 класса программы по литературному чтению (стр.4-6);
- основные виды учебной деятельности обучающихся, направлены на развитие ключевых компетенций (стр.6);
- формы организации образовательного процесса (стр.6);
- современные педагогические технологии, в том числе информационно-коммуникационные технологии как средства реализации целей образовательного процесса (стр.6);
- учебно-тематическое планирование по учебному предмету (стр.6-7);
- виды и формы контроля предметных умений обучающихся (стр.7-8);
- учебно-методическое обеспечение программы с указанием основного учебника, учебных пособий для обучающихся, методической литературы для учителя, материально-технического оснащения образовательного процесса (стр.8).
2.Календарно-тематическое планирование (стр.9-35).
3.График проведения контрольных работ с указанием целей (стр.36).
4. Критерии оценивания достижений планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования (стр.36-43).
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по курсу «Математика» для 3-го класса на 2013-2014 г. разработана на основе:
- Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. №273-ФЗ;
- Феде¬рального государственного образовательно¬го стандарта второго поколения начального общего образова¬ния приказ МО и науки РФ от 06. 10. 2009г. №373 «Об утверждении и введении в действие ФГОС начального общего образования» (зарегистрировано в Минюсте РФ 22.12. 2009г. № 315785);
- Федерального базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утверждённым приказом Минобразования РФ №1312 от 09.03.2004 с учётом внесённых изменений приказами Министерства образования и науки РФ от 30.08.2010 № 889, от 03.06.2011 № 1994, от 01.02.2012 № 74;
-примерной программы начального образования, авторской программы М.И. Моро, М.А. Бантовой, Г.В. Бельтюковой, С.И. Волковой, С.В.Степановой «Математика (УМК «Школа России» Москва «Просвещение», 2011.)
-учебного плана МАОУ № 5 «Гимназия» (прот. № 1 от 30.08.2013г);
-положения о рабочей программе МАОУ № 5 «Гимназия» (утверждено на педагогическом совете, прот. № 6 от 01.03.2012).
Рабочая программа рассчитана на 4 учебных часа в неделю (136 час.)
Цель программы обучения: формирование сознательных и прочных навыков устных и письменных вычислений в соответствии с современными требованиями к знаниям учащихся.
Эти цели обусловливают следующие задачи:
Учебные задачи:
— формирование на доступном уровне представлений о натуральных числах и принципе построения натурального ряда чисел, знакомство с десятичной системой счисления;
— формирование на доступном уровне представлений о четырёх арифметических действиях: понимание смысла арифметических действий, понимание взаимосвязей между ними, изучение законов арифметических действий;
— формирование на доступном уровне навыков устного счёта, письменных вычислений, использования рациональных способов вычислений, применения этих навыков при решении практических задач (измерении величин, вычислении количественных характеристик предметов, решении текстовых задач).
Развивающие задачи:
— развитие пространственных представлений учащихся как базовых для становления пространственного воображения, мышления, в том числе математических способностей
школьников;
— развитие логического мышления — основы успешного освоения знаний по математике и другим учебным предметам; — формирование на доступном уровне обобщённых представлений об изучаемых математических понятиях, способах представления информации, способах решения задач.
Общеучебные задачи:
— знакомство с методами изучения окружающего мира
(наблюдение, сравнение, измерение, моделирование) и способами представления информации;
— формирование на доступном уровне умений работать с информацией, представленной в разных видах (текст, рисунок, схема, символическая запись, модель, таблица, диаграмма);
— формирование на доступном уровне навыков самостоятельной познавательной деятельности;
— формирование навыков самостоятельной индивидуальной и коллективной работы: взаимоконтроля и самопроверки, обсуждения информации, планирования познавательной деятельности и самооценки.
Предметное содержание
Сформулированные задачи достаточно сложны и объёмны. Их решение происходит на протяжении всех лет обучения в начальной школе и продолжается в старших классах.
Это обусловливает концентрический принцип построения курса: основные темы изучаются в несколько этапов, причём каждый возврат к изучению той или иной темы сопровождается расширением понятийного аппарата, обогащением практических навыков, более высокой степенью обобщения.
Учебный материал каждого года обучения выстроен по тематическому принципу — он поделён на несколько крупных разделов, которые в свою очередь подразделяются
на несколько тем.
Содержание курса соответствует Федеральному государственному стандарту начального общего образования и традициям изучения математики в начальной школе.
К концу 3 класса обучающиеся должны знать/понимать:
- названия и последовательность чисел до 1000;
- названия компонентов и результатов умножения и деления;
- таблицу умножения однозначных чисел и соответствующие случаи деления;
- правила порядка выполнения действий в выражениях (со скобками и без них).
Обучающиеся должны уметь:
- читать, записывать, сравнивать числа в пределах 1000;
- выполнять устно четыре арифметических действия в пределах 100;
- выполнять письменно сложение, вычитание двузначных и трехзначных чисел в пределах 1000;
- выполнять проверку вычислений;
- вычислять значение числовых выражений, содержащих 2 действия (со скобками и без них);
- решать задачи в 1-3 действия;
- находить периметр прямоугольника (квадрата).
Требования к результатам освоения обучающимися 3 класса программы по математике.
Личностные результаты:
- устойчивый познавательный интерес к математике, представление о математической науке, как сфере человеческой деятельности, ее значимости для развития цивилизации;
- умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли, понимать смысл поставленной задачи, приводить примеры;
- находчивость, активность при решении математических задач;
- способность к самооценке и стремление к самосовершенствованию. адекватности выбора языковых средств для более успешного решения коммуникативных задач в различных ситуациях общения.
Метапредметные результаты:
- способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений;
- умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации у других дисциплинах, окружающей жизни;
- умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем;
- умение применять изученные понятия, результаты для решения задач практического характера;
- умение обнаруживать границу (дефицит) своих знаний и формулировать вопросы (задачи) дл её преодоления;
- умение строить развёрнутое суждение, приводить аргументы для обоснования своей точки зрения, приводить примеры для демонстрации своих тезисов;
- умение вести диалог, слушать и слышать собеседника, оценивать обоснование его мнения; стремление к более точному выражению своей позиции;
- способность свободно, правильно излагать свои мысли.
Содержание учебного материала, его структура создают предпосылки для осуществления большого разнообразия активных видов учебно-познавательной деятельности: наблюдение, эксперимент, работа с книгой, обеспечивающих получение обучающимися новых знаний, умений и навыков, овладение ими способами деятельности и их развитие.
Основные виды учебной деятельности обучающихся, направленные на развитие ключевых компетенций: учебное сотрудничество (коллективно-распределённая учебная деятельность), индивидуальная учебная деятельность (самостоятельная работа с использованием дополнительных информационных источников), игровая деятельность (игра-драматизация, режиссёрская игра, игра по правилам), творческая(художественное творчество, конструирование, формирование замысла и реализация социально значимых инициатив.
Процесс изучения данного курса направлен на формирование следующих компетенций:
познавательные компетенции:
- умение отличать известное от неизвестного;
- умение в недоопределённой ситуации указать, каких знаний и умений не хватает для успешного действия;
- анализировать и преобразовывать информацию, формировать основные мыслительные операции)
-умение формулировать предположение о том, как искать недостающий способ действия;
- находить информацию, недостающую для решения задачи, в литературе, у взрослых, в других источниках информации (словарях, справочниках, в поисковых компьютерных системах).
регулятивные компетенции:
-принимать и сохранять цель, работать по плану;
-осуществлять сознательный выбор заданий разного уровня трудности;
-критично и содержательно оценивать ход своей предметной работы и полученный результат, сознательно контролировать свои учебные действия;
-проявлять самостоятельность суждений, критичность по отношению к своим и чужим действиям и высказываниям, инициативность, способность и склонность к преобразованию сложившихся способов действия, если эти способы действия входят в противоречия с новыми условиями;
-определять последовательность действий для решения предметной задачи, осуществлять простейшее планирование своей работы;
-обнаруживать свои трудности в выполнении действия тем или иным способом;
-оценивать свою работу по критериям, выработанным в классе;
-сопоставлять свою оценку с оценкой другого человека ( учителя, одноклассника, родителя).
коммуникативные компетенции:
-оформлять свою речь в устной речи, слушать и понимать речь других, работать в команде;
-владение способами внутригруппового и межгруппового взаимодействия при решении учебных задач;
-умение презентировать свои достижения;
-умение осуществлять продуктивное взаимодействие с другими участниками совместного исследования или учения;
-способность понимать позиции разных участников коммуникации и продолжать логику их рассуждений.
информационные компетенции:
-работать с модельными средствами (знаковыми, графическими, словесными) в рамках изученного материала;
-представлять результаты своей работы в виде простейших таблиц и диаграмм.
Основной формой обучения является коллективная деятельность, как единство основных видов человеческой деятельности, где ведущая роль принадлежит учебной деятельности, направленной на усвоение системы теоретических (научных) понятий.
Формы организации учебной деятельности: групповая, парная, индивидуальная работа, игры, дискуссии позволяют усвоению предметного материала.
Для реализации целей образовательного процесса используются: информационно-коммуникационная технология, технология развивающего обучения, здоровьесберегающая технология, личностно-ориентированная технология.
Учебно–тематическое планирование.
34 н. х 4 ч. = 136 ч.
№ п/п | Темы и основное содержание. | Всего уроков | В том числе | |||
Теория | Практика | Контрольные уроки | Проектная деятельность | |||
1 | Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание. | 9 час. | 9 ч. | 2 ч. | ||
2 | Табличное умножение и деление. | 55 час. | 53 ч. | 2ч. | 4ч. | |
3 | Внетабличное умножение и деление. | 26 час. | 26ч. | 2ч. | ||
4 | Числа от 1 до 1000. Нумерация. | 14час. | 14ч. | 1ч. | ||
5. | Сложение и вычитание чисел от 1 до 1000. | 12ч | 12ч | 1ч | ||
5 | Умножение и деление чисел от1 до 1000. | 15час. | 15ч. | 1ч. | ||
6 | Повторение. | 5 час. | 5ч | 1ч. | ||
136 ч. | 134ч | 2ч | 12ч |
1.Виды и формы контроля:
- по их месту в процессе обучения:
- предварительный контроль, позволяющий определить исходный уровень обученности и развития учащихся;
- текущий контроль, позволяющий определить уровень развития учащихся и степень их продвижения в освоении программного материала,
- итоговый контроль, определяющий итоговый уровень знаний учащихся по предметам и степень сформированности основных компонентов учебной деятельности школьников;
2) по содержанию:
- прогностический или планирующий контроль, определяющий последовательность выполнения операций учебного действия или его операционный состав до начала реального выполнения действия,
- пооперационный контроль, управляющий правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия,
контроль по результату, сравнивающий фактический результат или выполненную операцию с образцом после осуществления учебного действия;
2. Контроль и оценка знаний и умений обучающихся.
Содержательный контроль и оценка предусматривает выявление индивидуальной динамики усвоения ребёнком знаний и умений по учебным предметам и не допускает сравнения его с другими детьми.
Для отслеживания уровня усвоения знаний и умений используются:
- стартовые и итоговые проверочные работы;
- текущие проверочные работы;
- тестовые диагностические работы;
- устный опрос;
- демонстрация достижений ученика с предъявлением накопленного в течение года материала (пакет достижений, включающий характеристику учащегося, портфолио).
Стартовая работа проводится в начале учебного года и определяет актуальный уровень знаний учащихся, необходимый для продолжения обучения. На основе полученных данных учитель организует коррекционно- дифференцируемую работу по повторению материала.
Текущий контроль позволяет фиксировать степень освоения программного материала во время его изучения. Учитель в соответствии с программой определяет по каждой теме объём знаний и характер специальных умений и навыков, которые формируются в процессе обучения.
Тематические проверочные работы проводятся после изучения наиболее значимых тем программы.
Тестовые работы по курсу включают задания, направленные на проверку пооперационного состава действий, которым необходимо овладеть в рамках данной учебной темы.
Итоговые контрольные работы проводятся в конце учебного полугодия, года.
Учебно-методическое обеспечение.
1. Программа: М.И.Моро, Ю.М.Колягин, М.А.Бантова, Г.В.Бельтюкова, С.И.Волкова, С.В.Степанова – М.: Просвещение, 2011г.
Учебный комплект для учащихся.
2. Учебник «Математика. 3 класс» (1-2 части) М.И Моро и др. – М.: Просвещение, 2013г.
3. Комплект рабочих тетрадей для 3 класса.М.Моро, С.Волкова, М.: Просвещение 2013
4. Проверочные работы для 3 класса.С.Волкова, М.:Просвещение 2013.
Методический комплект.
5. Т.Н.Ситникова,И.Ф.Яценко «Поурочные разработки по математике. 3 класс» к учебнику М. Моро и др. М.: «ВАКО», 2013г.
.
6.Электронно-программное обеспечение:
специализированные цифровые инструменты учебной деятельности (компьютерные программы);
DVD диски с дидактическими играми по математике;
презентации по математике.
7.Технические средства обучения:
мультимедийный проектор, DVD плееры, MP3 плееры;
компьютер с учебным программным обеспечением;
музыкальный центр;
демонстрационный экран;
демонстрационная доска для работы маркерами;
магнитная доска;
Календарно-тематическое планирование уроков по литературному чтению в 3 классе
№ п/п | Дата | Тема раздела, урока | Кол-во часов | Содержание работы | Планируемые результаты | |||
план | факт | Предметные | Метапредметные | Личностные | ||||
Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание ( систематизация материала, изученного во 2 классе).(9ч.) | ||||||||
1. | 3.09 | Сложение и вычитание. | 1 | -ориентирование в структуре учебника и рабочей тетради по математике; -самостоятельное определение круга своих знаний Знать: - последователь- ность чисел от 1 до 100; - десятичный состав двузначных чисел; - таблицу сложения и соответств. случаи вычитания; - связь компонентов действий сложения и вычитания | -знать структуру учебника и рабочей тетради по математике; -понимать систему условных обозначений учебника и рабочей тетради; -выполнять диагностическую работу | - ориентироваться в структуре учебника и рабочей тетради; - находить нужную главу и нужное произведение в содержании учебника | - проявлять интерес к предмету и чтению | |
2. | 4.09 | Письменные приемы сложения и вычитания. | Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели | Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно | Освоение личностного смысла учения, желания продолжать свою учебу | |||
3. | 5.09 | Стартовая контр. работа. | ||||||
4. | 6.09 | Буквенные выражения. | Находить неизвестные компоненты действий с опорой на схему и знание взаимосвязей между компонентами, формулировать правила нахождения неизвестных компонентов сложения и вычитания | Осознание практической значимости изучения математики | Анализировать и синтезировать выражения, классифицировать объекты по заданным основаниям, получать информацию из схемы | |||
5-6. | 10.09 11.09 | Решение уравнений. | ||||||
7. | 12.09 | Обозначение геометричес- ких фигур буквами. | ||||||
8. | 13.09 | Закрепление пройденного. | Анализировать свои ошибки, корректировать знания и вносить изменения в результат вычислений на основании коррекции | Ориентация на понимание причин личной успешности/ неуспешности в освоении материала | Адекватно воспринимать аргументированную критику ошибок и учитывать ее в работе над ошибками, планировать собственную вычислительную деятельность и действия, необходимые для решения задачи | |||
9. | 17.09 | Контрольная работа. | ||||||
Табличное умножение и деление.(55ч) | ||||||||
10. | 18.09 | Умножение. Конкретный смысл действия умнож. | - табличные случаи умножения и деления чисел; - понятие четное и нечетное число; - переместительный закон умножения; - зависимости между величинами, характеризующими процессы купли, продажи. Количество товара, его цена и стоим-ть; - порядок выполне- ния действий в несколько действий. | Увеличивать и уменьшать числа вдвое, применять знание таблицы умножения при денежных расчетах и решении задач | Осознание практической значимости изучения математики | Выбирать наиболее эффективные способы вычисления значения конкретного выражения, решать задачи разными способами, корректно строить высказывание с использованием математической терминологии | ||
11. | 19.09 | Связь умножения и делен. | ||||||
12. | 20.09 | Четные и нечетные числа. | ||||||
13. | 24.09 | Таблица умножения и де- ления на 3. | Увеличивать и уменьшать числа втрое, применять знание таблицы умножения при решении задач | Осознание практической значимости изучения математики | Учитывать ориентиры, данные учителем, при освоении нового учебного материала, использовать изученные правила, способы действий, приемы вычислений при выполнении учебных заданий | |||
14. | 25.09 | Решение задач с величина- ми: цена, кол-во, стоим-ть. | Решать задачи в 2–3 действия на увеличение/ уменьшение в несколько раз и на несколько единиц, нахождение произведения, составлять краткую запись условия задачи, ориентироваться в рисунке-схеме, сравнивать числа и выражения | Осознание практической значимости изучения математики | Выделять существенное и несущественное в тексте задачи, составлять краткую запись условия задачи, оперировать компьютерной терминологией при построении высказываний, планировать собственную учебную деятельность | |||
15. | 26.09 | Задачи с величинами: масса одного предмета, кол-во предметов, стоим-ть | Применять законы умножения и деления при моделировании денежных отношений, заполнять таблицу расчетов | Осознание практической значимости изучения математики | Планировать учебную деятельность, координировать работу в паре, моделировать условия задач, получать информацию из текста, таблицы | |||
16-17 | 27.09 1.10 | Порядок выполнения действий. | ||||||
18-19 | 2.10 3.10 | Закрепление пройденного. Решение задач. | Находить произведение и частное чисел, составлять краткую запись и решать задачи на нахождение произведения, увеличение в несколько раз, находить значения выражений в 2-3 действия | Способность оценивать трудность предлагаемого задания | Планировать самостоятельную вычислительную деятельность, действовать по изученному алгоритму, выделять существенное и несущественное в тексте задачи, составлять краткую запись условия задачи | |||
20. | 4.10 | Контрольная работа. | Применять изученные приемы в самостоятельной работе, осуществлять самоконтроль | Ориентация на понимание причин личной успешности/ неуспешности в освоении материала | Использовать изученные правила, способы действий, приемы вычислений, свойства объектов при выполнении учебных заданий, самостоятельно планировать собственную вычислительную деятельность и действия, необходимые для решения задачи, вносить необходимые коррективы в собственные действия по итогам самопро-верки | |||
21. | 8.10 | Работа над ошибками. | Анализировать свои ошибки, корректировать знания и вносить изменения в результат вычислений на основании коррекции, выполнять задания по аналогии | Ориентация на понимание причин личной успешности/ неуспешности в освоении материала | Адекватно воспринимать аргументированную критику ошибок и учитывать ее в работе над ошибками, планировать собственную вычислительную деятельность и действия, необходимые для решения задачи | |||
22. | 9.10 | Таблица умножения на 4 и соотв-ие случаи деления. | Увеличивать и уменьшать числа вчетверо, применять знание таблицы умножения при решении задач | Положительное отношение и интерес к изучению математики | Учитывать ориентиры, данные учителем, при освоении нового учебного материала, использовать изученные правила, способы действий, приемы вычислений при выполнении учебных заданий | |||
23. | 10.10 | Таблица Пифагора. | ||||||
24-25. | 11.10 15.10 | Задачи на увеличение числа в несколько раз. | Решать задачи в 2–3 действия на увеличение/ уменьшение в несколько раз и на несколько единиц, нахождение произведения, составлять краткую запись условия задачи, ориентироваться в рисунке-схеме, сравнивать числа и выражения | Осознание практической значимости изучения математики | Выделять существенное и несущественное в тексте задачи, составлять краткую запись условия задачи, оперировать компьютерной терминологией при построении высказываний, планировать собственную учебную деятельность | |||
26-27. | 16.10 17.10 | Задачи на уменьшение числа в несколько раз. | Составлять краткую запись, схему и таблицу к задаче, использовать информацию из таблицы для моделирования задач, записывать решение по действиям и выражением | Мотивация к успешной вычислительной деятельности | Получать информацию из текста, схемы, таблицы, восстанавливать недостающие части таблицы, отделять существенную информацию от несущественной | |||
28. | 18.10 | Таблица умножения на 5 и соотв-ие случаи деления. | Увеличивать и уменьшать числа в 5 раз, определять признаки делимости на 5, применять знание умножения и деления на 5 при денежных расчетах | Мотивация к успешной вычислительной деятельности | Анализировать учебный материал, выделять существенные признаки, объяснять алгоритм действий, строить математически грамотные речевые высказывания | |||
29-30. | 22.10 23.10 | Задачи на кратное сравнение. | Решать задачи в 2–3 действия на увеличение/ уменьшение в несколько раз и на несколько единиц, нахождение произведения, составлять краткую запись условия задачи, ориентироваться в рисунке-схеме, сравнивать числа и выражения | Осознание практической значимости изучения математики | Выделять существенное и несущественное в тексте задачи, составлять краткую запись условия задачи, оперировать компьютерной терминологией при построении высказываний, планировать собственную учебную деятельность | |||
31. | 24.10 | Задачи на кратное и разностное сравнение. | Различать кратное и разностное сравнение, применять разностное и кратное сравнение при решении задач | Положительное отношение и интерес к изучению математики | Анализировать учебный материал, делать выводы, применять их при выполнении заданий по аналогии | |||
32. | 25.10 | Таблица умножения на 6 и соответ-ие случаи деления. | Увеличивать и уменьшать числа в 6 раз, ориентироваться в рисунке-схеме, извлекать данные, записывать их в форме краткой записи условия, вычислять значение выражения в 2–3 действия | Способность оценивать трудность предлагаемого задания | Осуществлять итоговый и пошаговый контроль результатов вычислений с опорой на знание алгоритмов вычислений, сравнивать, анализировать учебный материал, делать выводы, формулировать правила вычислений | |||
33. | 29.10 | Задачи на нахождение четвертого пропорционального. | Решать задачи в 2–3 действия на увеличение/ уменьшение в несколько раз и на несколько единиц, нахождение произведения, составлять краткую запись условия задачи, ориентироваться в рисунке-схеме, сравнивать числа и выражения | Осознание практической значимости изучения математики | Выделять существенное и несущественное в тексте задачи, составлять краткую запись условия задачи, оперировать компьютерной терминологией при построении высказываний, планировать собственную учебную деятельность | |||
34. | 30.10 | Закрепление пройденного. | Находить произведение и частное чисел, составлять краткую запись и решать задачи на нахождение произведения, увеличение в несколько раз, находить значения выражений в 2-3 действия | Способность оценивать трудность предлагаемого задания | Планировать самостоятельную вычислительную деятельность, действовать по изученному алгоритму, выделять существенное и несущественное в тексте задачи, составлять краткую запись условия задачи | |||
35. | 31.10 | Контрольная работа за 1 четверть. | Применять изученные приемы в самостоятельной работе, осуществлять самоконтроль | Ориентация на понимание причин личной успешности/ неуспешности в освоении материала | Использовать изученные правила, способы действий, приемы вычислений, свойства объектов при выполнении учебных заданий, самостоятельно планировать собственную вычислительную деятельность и действия, необходимые для решения задачи, вносить необходимые коррективы в собственные действия по итогам самопро-верки | |||
36. | 12.11 | Работа над ошибками. | Анализировать свои ошибки, корректировать знания и вносить изменения в результат вычислений на основании коррекции, выполнять задания по аналогии | Ориентация на понимание причин личной успешности/ неуспешности в освоении материала | Адекватно воспринимать аргументированную критику ошибок и учитывать ее в работе над ошибками, планировать собственную вычислительную деятельность и действия, необходимые для решения задачи | |||
37. | 13.11 | Таблица умножения и деления на 7. | Увеличивать и уменьшать числа в 7 раз, решать задачи на нахождение произведения | Осознание практической значимости изучения математики | Выбирать наиболее эффективные способы вычисления значения конкретного выражения, выделять существенное и несущественное в тексте задачи, составлять краткую запись условия задачи | |||
38. | 14.11 | Закрепление пройденного. | Находить произведение и частное чисел, составлять краткую запись и решать задачи на нахождение произведения, увеличение в несколько раз, находить значения выражений в 2-3 действия | Способность оценивать трудность предлагаемого задания | Планировать самостоятельную вычислительную деятельность, действовать по изученному алгоритму, выделять существенное и несущественное в тексте задачи, составлять краткую запись условия задачи | |||
39. | 15.11 | Площадь. Единицы площади. | Вычислять площадь прямоугольника; определять неизвестную сторону на основе знания формулы нахождения площади прямоугольника, сравнивать значения длины, выраженные в разных единицах измерения, определять площадь прямоугольного треугольника | Осознание практической значимости изучения математики | Учитывать ориентиры, данные учителем, при освоении нового учебного материала, использовать изученные правила, способы действий, свойства объектов при выполнении учебных заданий | |||
40. | 19.11 | Квадратный сантиметр. | Выражать длину в разных единицах измерения, находить площадь и периметр многоугольников, сравнивать объемы фигур, решать текстовые задачи | Способность оценивать трудность предлагаемого задания | Использовать изученные правила, способы действий, приемы вычислений, свойства объектов при выполнении учебных заданий, вносить необходимые коррективы в собственные действия по итогам самопро-верки | |||
41. | 20.11 | Площадь прямоугольника. | Вычислять площадь прямоугольника; определять неизвестную сторону на основе знания формулы нахождения площади прямоугольника, сравнивать значения длины, выраженные в разных единицах измерения, определять площадь прямоугольного треугольника | Осознание практической значимости изучения математики | Учитывать ориентиры, данные учителем, при освоении нового учебного материала, использовать изученные правила, способы действий, свойства объектов при выполнении учебных заданий | |||
42. | 21.11 | Таблица умножения и деления на 8. | Увеличивать и уменьшать числа в 8 и 9 раз, решать задачи на нахождение частного, использовать мнемонические приемы для запоминания результатов умножения на 9, определять признаки делимости на 9 на основе разрядного состава чисел | Чувство ответственности за выполнение своей части работы в паре | Анализировать учебный материал, делать выводы, формулировать правило вычислений, осуществлять самоконтроль | |||
43-44. | 22.11 26.11 | Закрепление пройденного. Решение задач на нахождение площади. | Находить произведение и частное чисел, составлять краткую запись и решать задачи на нахождение произведения, увеличение в несколько раз, находить значения выражений в 2-3 действия | Способность оценивать трудность предлагаемого задания | Планировать самостоятельную вычислительную деятельность, действовать по изученному алгоритму, выделять существенное и несущественное в тексте задачи, составлять краткую запись условия задачи | |||
45. | 27.11 | Таблица умножения и деления на 9. | Увеличивать и уменьшать числа в 8 и 9 раз, решать задачи на нахождение частного, использовать мнемонические приемы для запоминания результатов умножения на 9, определять признаки делимости на 9 на основе разрядного состава чисел | Чувство ответственности за выполнение своей части работы в паре | Анализировать учебный материал, делать выводы, формулировать правило вычислений, осуществлять самоконтроль | |||
46. | 28.11 | Квадратный дециметр. | Выражать длину в разных единицах измерения, находить площадь и периметр многоугольников, сравнивать объемы фигур, решать текстовые задачи | Способность оценивать трудность предлагаемого задания | Использовать изученные правила, способы действий, приемы вычислений, свойства объектов при выполнении учебных заданий, вносить необходимые коррективы в собственные действия по итогам самопро-верки | |||
47. | 29.11 | Сводная таблица умножения. | Применять знание таблицы умножения при решении задач, определять признаки делимости на 6 | Положительное отношение и интерес к изучению математики | Действовать по освоенному алгоритму, выделять существенное и несущественное в тексте задачи, составлять краткую запись условия задачи | |||
48. | 3.12 | Закрепление. | Находить произведение и частное чисел, составлять краткую запись и решать задачи на нахождение произведения, увеличение в несколько раз, находить значения выражений в 2-3 действия | Способность оценивать трудность предлагаемого задания | Планировать самостоятельную вычислительную деятельность, действовать по изученному алгоритму, выделять существенное и несущественное в тексте задачи, составлять краткую запись условия задачи | |||
49. | 4.12 | Квадратный метр. | Выражать длину в разных единицах измерения, находить площадь и периметр многоугольников, сравнивать объемы фигур, решать текстовые задачи | Способность оценивать трудность предлагаемого задания | Использовать изученные правила, способы действий, приемы вычислений, свойства объектов при выполнении учебных заданий, вносить необходимые коррективы в собственные действия по итогам самопро-верки | |||
50-51 | 5.12 6.12 | Закрепление. | Применять приемы устного умножения, записывать умножение двузначного числа на однозначное столбиком | Мотивация к успешной вычислительной деятельности | Синтезировать деформированные выражения, объяснять ход своих действий, действовать по образцу, выделять существенную информацию в тексте | |||
52. | 10.12 | Контрольная работа. | Применять изученные приемы в самостоятельной работе, осуществлять самоконтроль | Ориентация на понимание причин личной успешности/ неуспешности в освоении материала | Использовать изученные правила, способы действий, приемы вычислений, свойства объектов при выполнении учебных заданий, самостоятельно планировать собственную вычислительную деятельность и действия, необходимые для решения задачи, вносить необходимые коррективы в собственные действия по итогам самопроверки | |||
53. | 11.12 | Работа над ошибками. | Анализировать свои ошибки, корректировать знания и вносить изменения в результат вычислений на основании коррекции, выполнять задания по аналогии | Ориентация на понимание причин личной успешности/ неуспешности в освоении материала | Адекватно воспринимать аргументированную критику ошибок и учитывать ее в работе над ошибками, планировать собственную вычислительную деятельность и действия, необходимые для решения задачи | |||
54. | 12.12 | Умножение на 1 и на 0. | Рассказывать об основах вычислений с нулем, применять свойство умножения с нулем при самостоятельных вычислениях | Чувство ответственности за выполнение своей части работы в паре | Использовать изученные правила, способы действий, приемы вычислений при выполнении учебных заданий, строить логические высказывания, распределять обязанности при работе в паре, осуществлять взаимопомощь и взаимоконтроль | |||
55. | 13.12 | Деление вида а:а, а:1, 0:а. | Применять приемы устного умножения, записывать умножение двузначного числа на однозначное столбиком | Мотивация к успешной вычислительной деятельности | Синтезировать деформированные выражения, объяснять ход своих действий, действовать по образцу, выделять существенную информацию в тексте | |||
56. | 17.12 | Решение задач в три действия. | Выражать в единицах измерения расстояние, вычислять длину пути, ориентироваться в таблице, заполнять таблицу недостающими данными | Осознание практической значимости изучения математики | Устанавливать закономерности и использовать их при выполнении заданий, понимать информацию, представленную в виде текста | |||
57. | 18.12 | Закрепление. | ||||||
58. | 19.12 | Доли. Образование и деление долей. | Различать окружность и круг, радиус и диаметр, чертить окружность заданного радиуса с помощью циркуля, делить окружность на 2 и 4 части с помощью угольника, на 3 и 6 частей с помощью циркуля | Осознание практической значимости изучения математики | Получать информацию из текста, рисунка, действовать по инструкции, осуществлять самоконтроль, использовать изученные правила, способы действий, свойства объектов при выполнении учебных заданий | |||
59. | 20.12 | Круг. Окружность. Радиус и диаметр окружности. | Решать задачи на нахождение доли числа и числа по доле | Осознание практической значимости изучения математики | Использовать изученные правила, способы действий, приемы вычислений, свойства объектов при выполнении учебных заданий, получать информацию из схемы, рисунка | |||
60. | 24.12 | Единицы времени. Год, месяц, сутки. | Определять время по часам, называть единицы изменения, переводить часы в минуты, минуты в секунды | Осознание практической значимости изучения математики | Устанавливать закономерности и использовать их при выполнении заданий, понимать информацию, представленную в виде текста | |||
61-62. | 25.12 | Закрепление пройденного. | Объяснять и применять метрические связи единиц измерения времени, находить значения выражений в 2-3 действия с использований изученных арифметических правил и законов | Положительное отношение и интерес к изучению математики | Синтезировать верные равенства, получать информацию из текста и таблицы | |||
63. | 26.12 | Контрольная работа за 1 полугодие. | Применять изученные приемы в самостоятельной работе, осуществлять самоконтроль | Ориентация на понимание причин личной успешности/ неуспешности в освоении материала | Использовать изученные правила, способы действий, приемы вычислений, свойства объектов при выполнении учебных заданий, самостоятельно планировать собственную вычислительную деятельность и действия, необходимые для решения задачи, вносить необходимые коррективы в собственные действия по итогам самопро-верки | |||
64. | 27.12 | Работа над ошибками. | Анализировать свои ошибки, корректировать знания и вносить изменения в результат вычислений на основании коррекции, выполнять задания по аналогии | Ориентация на понимание причин личной успешности/ неуспешности в освоении материала | Адекватно воспринимать аргументированную критику ошибок и учитывать ее в работе над ошибками, планировать собственную вычислительную деятельность и действия, необходимые для решения задачи | |||
Внетабличное умножение и деление. (26ч) | ||||||||
65. | 9.01 | Случаи умножения и деления вида: 20х3, 60:3. | - приёмы умножения и деления на однозначное число двузначных чисел, оканчивающихся нулём; - различные способы умножения суммы двух слагаемых на какое – либо число; - переместительное свойство умножения и свойство умножения суммы на число; - правила деления суммы на число; - приём деления с остатком; приёмы внетабличного умножения и деления. - приём деления с остатком; что при делении остаток всегда меньше делителя. . | Объяснять суть действия деления на доступном уровне, взаимосвязи компонентов деления, находить частное с опорой на умножение | Мотивация к успешной вычислительной деятельности | Использовать изученные правила, способы действий, приемы вычислений при выполнении учебных заданий, синтезировать выражения по заданной схеме | ||
66. | 10.01 | Прием деления для случаев вида: 80:20. | ||||||
67. | 14.01 | Умножение суммы на число. | ||||||
68. | 15.01 | Закрепление пройденного. Решение задач. | ||||||
69. | 16.01 | Приемы умножения для случаев вида: 23х4, 4х23. | ||||||
70. | 17.01 | Закрепление. | ||||||
71. | 21.01 | Нахождение значения выражений с буквами. | ||||||
72. | 22.01 | Ознакомление с различными способами деления суммы на число. | Определять признаки делимости на 2, 3, 9 | Положительное отношение и интерес к изучению математики | Анализировать учебный материал, делать вывод, формулировать правило вычислений, корректно строить высказывания, выделять существенную информацию в тексте задачи | |||
73. | 23.01 | Деление суммы на число. | ||||||
74. | 24.01 | Прием деления для случаев вида: 69:3, 78:2. | ||||||
75. | 28.01 | Связь между компонентами и результатом деления. | ||||||
76. | 29.01 | Проверка деления умножением. | ||||||
77. | 30.01 | Прием деления для случаев вида: 87:29, 66:22. | ||||||
78. | 31.01 | Проверка умножения делением. | ||||||
79-80. | 4.02 5.02 | Закрепление пройденного. | ||||||
81. | 6.02 | Контрольная работа. | Применять изученные приемы, формулы, взаимосвязи в самостоятельной работе, осуществлять самоконтроль | Способность оценивать трудность предлагаемого задания, адекватная оценка собственных возможностей | Использовать изученные правила, способы действий, приемы вычислений, свойства объектов при выполнении учебных заданий, самостоятельно планировать собственную вычислительную деятельность и действия, необходимые для решения задачи, вносить необходимые коррективы в собственные действия по итогам самопроверки | |||
82. | 7.02 | Ознакомление с конкретным смыслом деления с остатком. | Анализировать свои ошибки, корректировать знания и вносить изменения в результат вычислений на основании коррекции, выполнять задания по аналогии | Ориентация на понимание причин личной успешности/ неуспешности в освоении материала | Адекватно воспринимать аргументированную критику ошибок и учитывать ее в работе над ошибками, планировать собственную вычислительную деятельность и действия, необходимые для решения задачи | |||
83. | 11.02 | Прием деления с остатком. | Применять изученные приемы, формулы, взаимосвязи в самостоятельной работе, осуществлять самоконтроль | Способность оценивать трудность предлагаемого задания, адекватная оценка собственных возможностей | Использовать изученные правила, способы действий, приемы вычислений, свойства объектов при выполнении учебных заданий, самостоятельно планировать собственную вычислительную деятельность и действия, необходимые для решения задачи, вносить необходимые коррективы в собственные действия по итогам самопроверки | |||
84. | 12.02 | Прием подбора при делении с остатком. | ||||||
85-86. | 13.02 14.02 | Решение задач на деление с остатком. | ||||||
87. | 18.02 | Проверка деления с остатком. | ||||||
88-89. | 19.02 20.02 | Закрепление. | ||||||
90. | 21.02 | Контрольная работа. | ||||||
Числа от 1 до 1000. Нумерация(14ч) | ||||||||
91. | 25.02 | Понятие о тысячи как о новой счетной единице.. | Знать: -новую счётную единицу – 1000; как образуется число из сотен, десятков, единиц; названия этих чисел; - числа натурального ряда от 100 до 1000; - десятичный состав трёхзначных чисел; - приёмы увеличения и уменьшения натурального числа в 10, 100 раз; - новый приём записи трёхзначного числа в виде суммы разрядных слагаемых; - приёмы сравнения трёхзначных чисел. - новую единицу массы – грамм и соотношение между граммом и килограммом. | Называть и определять место в числовом ряду чисел в пределах 1000, получать следующее и предыдущее число, прибавляя или отнимая единицу | Положительное отношение и интерес к изучению математики | Планировать собственную учебную деятельность, следовать алгоритму, осуществлять самоконтроль | ||
92. | 26.02 | Образование и устное обозначение чисел состоящих из сотен, дес, ед | ||||||
93. | 27.02 | Запись и чтение чисел в пределах 1000. | ||||||
94. | 28.02 | Порядок следования чисел при счете (в пределах 1000). | ||||||
95. | 11.03 | Увеличение и уменьшение чисел в 10 и 100 раз. | Увеличивать и уменьшать числа в 10, 100, 100 раз, прогнозировать результат вычислений | Мотивация к успешной вычислительной деятельности | Использовать изученные правила, способы действий, приемы вычислений при выполнении учебных заданий, строить логические высказывания | |||
96. | 12.03 | Десятичный состав трехзначных чисел. | ||||||
97. | 13.03 | Прием сложения и вычитания, основанный на знании десятичного состава чисел. | Применять сочетательный закон умножения для рациональных вычислений | Положительное отношение и интерес к изучению математики | Осуществлять анализ и синтез числового выражения, восстанавливать деформированные равенства, выделять существенную информацию в задаче, составлять краткую запись | |||
98. | 14.03 | Сравнение трехзначных чисел. Единица измерения массы – грамм. | ||||||
99. | 18.03 | Замена сотен (десятков) – единицами и единиц – десятками (сотнями). | ||||||
100. | 19.03 | Запись чисел при помощи римских цифр. | ||||||
101. | 20.03 | Единица измерения массы – грамм. | ||||||
102-103 | 21.03 25.03 | Закрепление пройденного. | ||||||
104. | 26.03 | Контрольная работа. | Применять изученные приемы, формулы, взаимосвязи в самостоятельной работе, осуществлять самоконтроль | Способность оценивать трудность предлагаемого задания, адекватная оценка собственных возможностей | Использовать изученные правила, способы действий, приемы вычислений, свойства объектов при выполнении учебных заданий, самостоятельно планировать собственную вычислительную деятельность и действия, необходимые для решения задачи, вносить необходимые коррективы в собственные действия по итогам самопроверки | |||
Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание(12ч) | ||||||||
105. | 27.03 | Приемы устных вычислений для случаев вида: 300+200, 300-200. | Знать: - приёмы устных вычислений; -устную и письменную нумерацию; - приёмы письменного сложения и вычитания трёхзначных чисел; - разные виды треугольников. | Называть разряды, определять разрядный состав многозначного числа, записывать число в виде суммы разрядных слагаемых, сравнивать трехзначные числа с учетом разрядного состава | Способность оценивать трудность предлагаемого задания | Удерживать цель учебной деятельности, распределять работу в паре, осуществлять контроль и самоконтроль | ||
106. | 28.03 | Устные приемы вычислений для случаев вида: 450+30, 620-200. | ||||||
107. | 1.04 | Приемы устных вычислений для случаев вида: 470+80, 560-90. | ||||||
108. | 2.04 | Случаи вида: 260+310, 670-140. | ||||||
109-111. | 3.04 4.04 8.04 | Письменные приемы вычислений без перехода и с переходом через разряд . | Складывать и вычитать круглые числа с опорой на знание разрядного состава, понимать и объяснять на доступном уровне десятичный принцип построения числового ряда, использовать его в устных вычислениях | Осознание практической значимости изучения математики | Планировать учебную деятельность, следовать алгоритму, осуществлять самоконтроль | |||
112. | 9.04 | Виды треугольников. | ||||||
113114. | 10.04 11.04 | Закрепление пройденного. | ||||||
115. | 15.04 | Контрольная работа. | Применять изученные приемы, формулы, взаимосвязи в самостоятельной работе, осуществлять самоконтроль | Способность оценивать трудность предлагаемого задания, адекватная оценка собственных возможностей | Использовать изученные правила, способы действий, приемы вычислений, свойства объектов при выполнении учебных заданий, самостоятельно планировать собственную вычислительную деятельность и действия, необходимые для решения задачи, вносить необходимые коррективы в собственные действия по итогам самопроверки | |||
116. | 16.04 | Работа над ошибками. | ||||||
Числа от 1 до 1000. Умножение и деление. (15ч) | ||||||||
117. | 17.04 | Приемы устных вычислений для случаев вида: 200х5, 600:3. | Знать: - приёмы устных вычислений деления и умножения трёхзначных чисел; - приёмы устного деления трёхзначных чисел способом подбора; - приём письменного умножения трёхзначного числа на однозначное без перехода через разряд; - приём письменного умножения трёхзначного числа на однозначное с переходом в другой разряд; - приём письменного деления трёхзначного числа на однозначное. | Применять распределительный закон умножения для упрощения вычислений, записывать решение задачи в два действия разными способами | Мотивация к успешной вычислительной деятельности | Использовать изученные правила, способы действий, приемы вычислений при выполнении учебных заданий, строить логические высказывания | ||
118. | 18.04 | Приемы устных вычислений для случаев вида: 240х3, 960:3. | Объяснять алгоритм деления, применять письменные приемы деления при решении текстовых задач | Мотивация к успешной вычислительной деятельности | Анализировать учебный материал, делать выводы, действовать по алгоритму, корректно строить высказывания | |||
119. | 22.04 | Приемы устных вычислений для случаев вида: 800:200. | ||||||
120-121. | 23.04 24.04 | Закрепление пройденного. | ||||||
122. | 25.04 | Письменный прием умножения для случаев без перехода через разряд. | Выявлять ошибки в вычислениях, применять распределительный закон умножения для упрощения вычислений | Положительное отношение и интерес к изучению математики | Моделировать условие и решение задачи, синтезировать выражения по заданным параметрам | |||
123. | 29.04 | Случаи умножения с одним переходом через разряд. | ||||||
124. | 30.04 | Закрепление пройденного. | ||||||
125. | 2.05 | Письменный прием деления для случаев вида, когда каждый разряд делится без остатка. | Объяснять алгоритм деления, применять письменные приемы деления при решении текстовых задач | Мотивация к успешной вычислительной деятельности | Анализировать учебный материал, делать выводы, действовать по алгоритму, корректно строить высказывания | |||
126. | 6.05 | Прием деления для случаев вида, когда один из разрядов делится с остатком. | ||||||
127. | 7.05 | Закрепление. | ||||||
128. | 8.05 | Проверка деления с помощью умножения. | ||||||
129-130. | 13.05 14.05 | Закрепление. | Применять законы умножения и деления при решении текстовых задач, выбирать рациональные способы вычислений | Осознание практической значимости изучения математики | Использовать изученные правила, способы действий, приемы вычислений при выполнении учебных заданий, анализировать и делать выводы | |||
131. | 15.05 | Контрольная работа. | Применять изученные приемы, формулы, взаимосвязи в самостоятельной работе, осуществлять самоконтроль | Способность оценивать трудность предлагаемого задания, адекватная оценка собственных возможностей | Использовать изученные правила, способы действий, приемы вычислений, свойства объектов при выполнении учебных заданий, самостоятельно планировать собственную вычислительную деятельность и действия, необходимые для решения задачи, вносить необходимые коррективы в собственные действия по итогам самопроверки | |||
Итоговое повторение.(5ч) | ||||||||
132-134. | 16.05 20.05 21.05 | Повторение изученного за учебный год. | основные математические понятия, изученные за год. | Осуществлять вычисления в 2-3 действия с многозначными числами, решать нестандартные задачи | Положительное отношение и интерес к изучению математики | Выделять существенную информацию в тексте, анализировать и систематизировать учебный материал, синтезировать числовые выражения на основе анализа информации | ||
135. | 22.05 | Контрольная работа | Применять изученные приемы, формулы, взаимосвязи в самостоятельной работе, осуществлять самоконтроль | Способность оценивать трудность предлагаемого задания, адекватная оценка собственных возможностей | Использовать изученные правила, способы действий, приемы вычислений, свойства объектов при выполнении учебных заданий, самостоятельно планировать собственную вычислительную деятельность и действия, необходимые для решения задачи, вносить необходимые коррективы в собственные действия по итогам самопроверки | |||
136. | 23.05 | Работа над ошибками. |
График проведения контрольных работ.
Контрольная работа по теме | Цель контрольной работы | Дата проведения | |
план | факт | ||
| Определить возможные «дефициты» учащихся в знаниях и умениях. | 05.09 | |
| Проверить умение выполнять вычисления с числами до 100; умение решать задачи и уравнения. | 17.09 | |
| Проверить усвоение табличных случаев умножения и деления на 2 и на 3; умения решать задачи с величинами цена, кол-во, стоимость. | 04.10 | |
| Проверить усвоение табличных случаев умн. и деления на 4, 5, 6; умение решать задачи на кратное сравнение. | 31.10 | |
| Проверить усвоение табличных случаев умн. и деления на 7,8,9; умение решать задачи на нахождение площади прямоугольника. | 10.12 | |
(к/р за 1 полугодие) | Проверить усвоение табличных случаев умн. и деления; умения выполнять действия по порядку в выражениях в несколько действий; умения решать задачи изученного вида. | 26.12 | |
| Проверить умение выполнять приемы умножения и деления двузн. чисел на однозн.; решать задачи. | 6.02 | |
| Проверить умение выполнять деление с остатком, решать задачи на деление с остатком. | 21.02 | |
| Проверить умение записывать, сравнивать трехзначные числа; увеличивать и уменьшать числа в 10 и 100 раз. | 26.03 | |
| Проверить усвоение письменных приемов сложения и вычитания трехзначных чисел. | 15.04 | |
| Проверить усвоение письменных приемов умножения и деления трехзначных чисел. | 15.05 | |
| Выявить уровень знаний обучающихся на конец учебного года. | 22.05 |
Критерии оценивания достижений планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в МАОУ №5 «Гимназия» разработана система оценки, ориентированная на выявление и оценку образовательных достижений учащихся с целью итоговой оценки подготовки выпускников на ступени начального общего образования.
Особенностями системы оценки являются:
- комплексный подход к оценке результатов образования (оценка предметных, метапредметных и личностных результатов общего образования);
- использование планируемых результатов освоения основных образовательных программ в качестве содержательной и критериальной базы оценки;
- оценка успешности освоения содержания отдельных учебных предметов на основе системно-деятельностного подхода, проявляющегося в способности к выполнению учебно-практических и учебно-познавательных задач;
- оценка динамики образовательных достижений обучающихся;
- сочетание внешней и внутренней оценки как механизма обеспечения качества образования;
- использование персонифицированных процедур итоговой оценки и аттестации обучающихся и неперсонифицированных процедур оценки состояния и тенденций развития системы образования;
- уровневый подход к разработке планируемых результатов, инструментария и представлению их;
- использование накопительной системы оценивания (портфолио), характеризующей динамику индивидуальных образовательных достижений;
- использование наряду со стандартизированными письменными или устными работами таких форм и методов оценки, как проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ, самооценка, наблюдения и др.;
- использование контекстной информации об условиях и особенностях реализации образовательных программ при интерпретации результатов педагогических измерений.
Оценка личностных результатов
Объектом оценки личностных результатов являются сформированные у учащихся универсальные учебные действия, включаемые в три основных блока:
- самоопределение — сформированность внутренней позиции обучающегося — принятие и освоение новой социальной роли обучающегося; становление основ российской гражданской идентичности личности как чувства гордости за свою Родину, народ, историю и осознание своей этнической принадлежности; развитие самоуважения и способности адекватно оценивать себя и свои достижения, видеть сильные и слабые стороны своей личности;
- смыслообразование — поиск и установление личностного смысла (т. е. «значения для себя») учения обучающимися на основе устойчивой системы учебно-познавательных и социальных мотивов; понимания границ того, «что я знаю», и того, «что я не знаю», «незнания» и стремления к преодолению этого разрыва;
- морально-этическая ориентация — знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение на основе понимания их социальной необходимости; способность к моральной децентрации — учёту позиций, мотивов и интересов участников моральной дилеммы при её разрешении; развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения.
Основное содержание оценки личностных результатов на ступени начального общего образования строится вокруг оценки:
- сформированности внутренней позиции обучающегося, которая находит отражение в эмоционально-положительном отношении обучающегося к образовательному учреждению,
- ориентации на содержательные моменты образовательного процесса — уроки, познание нового, овладение умениями и новыми компетенциями, характер учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками — и ориентации на образец поведения «хорошего ученика» как пример для подражания;
- сформированности основ гражданской идентичности — чувства гордости за свою Родину, знания знаменательных для Отечества исторических событий; любви к своему краю, осознания своей национальности, уважения культуры и традиций народов России и мира; развития доверия и способности к пониманию и сопереживанию чувствам других людей;
- сформированности самооценки, включая осознание своих возможностей в учении, способности адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении; умения видеть свои достоинства и недостатки, уважать себя и верить в успех;
- сформированности мотивации учебной деятельности, включая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы, любознательность и интерес к новому содержанию и способам решения проблем, приобретению новых знаний и умений, мотивации достижения результата, стремления к совершенствованию своих способностей;
- знания моральных норм и сформированности морально-этических суждений, способности к решению моральных проблем на основе децентрации (координации различных точек зрения на решение моральной дилеммы); способности к оценке своих поступков и действий других людей с точки зрения соблюдения/нарушения моральной нормы.
- Вторым методом оценки личностных результатов учащихся используемым в образовательной программе является оценка личностного прогресса ученика с помощью портфолио, способствующего формированию у учащихся культуры мышления, логики, умений анализировать, обобщать, систематизировать, классифицировать.
Личностные результаты выпускников на ступени начального общего образования в полном соответствии с требованиями Стандарта не подлежат итоговой оценке, т.к. оценка личностных результатов учащихся отражает эффективность воспитательной и образовательной деятельности школы.
Оценка метапредметных результатов
Оценка метапредметных результатов предполагает оценку универсальных учебных действий учащихся (регулятивных, коммуникативных, познавательных), т. е. таких умственных действий обучающихся, которые направлены на анализ своей познавательной деятельности и управление ею. К ним относятся:
- способность обучающегося принимать и сохранять учебную цель и задачи; самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную; умение планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации и искать средства её осуществления; умение контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основе оценки и учёта характера ошибок, проявлять инициативу и самостоятельность в обучении;
- умение осуществлять информационный поиск, сбор и выделение существенной информации из различных информационных источников;
- умение использовать знаково-символические средства для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач;
- способность к осуществлению логических операций сравнения, анализа, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установлению аналогий, отнесению к известным понятиям;
- умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении учебных проблем, принимать на себя ответственность за результаты своих действий.
Достижение метапредметных результатов обеспечивается за счёт основных компонентов образовательного процесса — учебных предметов, представленных в обязательной части учебного плана.
Основное содержание оценки метапредметных результатов на ступени начального общего образования строится вокруг умения учиться. Оценка метапредметных результатов проводится в ходе различных процедур:
- решение задач творческого и поискового характера;
- учебное проектирование;
- итоговые проверочные работы;
- комплексные работы на межпредметной основе;
- мониторинг сформированности основных учебных умений.
Оценка предметных результатов
Достижение предметных результатов обеспечивается за счет основных учебных предметов. Поэтому объектом оценки предметных результатов является способность учащихся решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи.
Оценка достижения предметных результатов ведётся как в ходе текущего и промежуточного оценивания, так и в ходе выполнения итоговых проверочных работ. Результаты накопленной оценки, полученной в ходе текущего и промежуточного оценивания, фиксируются, в форме портфеля достижений и учитываются при определении итоговой оценки. Предметом итоговой оценки освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования является достижение предметных и метапредметных результатов начального общего образования, необходимых для продолжения образования.
Основным инструментом итоговой оценки являются итоговые комплексные работы – система заданий различного уровня сложности по чтению, русскому языку, математике и окружающему миру.
В учебном процессе оценка предметных результатов проводится с помощью диагностических работ (промежуточных и итоговых), направленных на определение уровня освоения темы учащимися. Проводится мониторинг результатов выполнения трех итоговых работ – по русскому языку, родному языку, математике – и итоговой комплексной работы на межпредметной основе.
Оценка выполнения работы, отражающая малочисленные, но существенно более объективные данные об особенностях выполнения отдельных видов учебной деятельности учащимися; причем все результаты, выводы и оценки в этом случае могут быть перепроверены, поскольку такая оценка делается на основе аудио и видеозаписей, письменной фиксации фактов. В силу трудоемкости этого метода, его рекомендуется использовать крайне экономно, при оценивании сформированности важнейших навыков совместной работы и коммуникативных навыков, на определенных рубежных этапах и в таких ситуациях, когда деятельность ребенка не завуалирована совместной групповой деятельностью; в ситуациях, к которым ребенок готовится.
Результаты тестирования, отражающие, как правило, учебные
достижения учащихся в освоении материала отдельных тем курса. В приводимых рекомендациях этот метод рекомендуется использовать на этапе проведения тематических зачетных работ, а также на этапе стартовой диагностики.
Результаты оценок открытых и закрытых ответов учащихся, отражающих этапы формирования системы предметных знаний, важнейших технических навыков (чтения, письма, вычислений и т.д.).
Результаты самоанализа учащихся, отражающие меру осознанности каждым ребенком особенностей развития его собственного процесса обучения. Этот метод рекомендуется использовать в ситуациях, требующих от учащихся строгого самоконтроля и саморегуляции; на ключевых этапах становления важнейших предметных способов учебных действий, а также с целью самооценки своего поведения.
Формы контроля и учета достижений обучающихся
Обязательные формы и методы контроля | Иные формы учета достижений | ||
текущая аттестация | итоговая (четверть, год) аттестация | урочная деятельность | внеурочная деятельность |
- устный опрос - письменная - самостоятельная работа - диктанты - контрольное списывание - тестовые задания - графическая работа - изложение - доклад - творческая работа - посещение уроков по программам наблюдения | - диагностическая контрольная работа - диктанты - изложение - контроль техники чтения | - анализ динамики текущей успеваемости | - участие в выставках, конкурсах, соревнованиях - активность в проектах и программах внеурочной деятельности - творческий отчет |
- портфолио - анализ психолого-педагогических исследований |
Системная оценка личностных, метапредметных и предметных результатов реализуется в рамках накопительной системы – рабочего Портфолио.
Портфолио — это не только современная эффективная форма оценивания, но и действенное средство для решения ряда важных педагогических задач, позволяющее:
• поддерживать высокую учебную мотивацию обучающихся;
• поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;
• развивать навыки рефлексивной и оценочной (в том числе самооценочной) деятельности обучающихся;
• формировать умение учиться — ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность.
В состав портфолио достижений могут включаться результаты, достигнутые учеником не только в ходе учебной деятельности, но и в иных формах активности: творческой, социальной, коммуникативной, физкультурно-оздоровительной, трудовой деятельности, протекающей как в рамках повседневной школьной практики, так и за её пределами.
В портфель достижений учеников начальной школы, который используется для оценки достижения планируемых результатов начального общего образования, целесообразно включать следующие материалы:
1. Выборки детских работ — формальных и творческих, выполненных в ходе обязательных учебных занятий по всем изучаемым предметам, а также в ходе посещаемых обучающимися факультативных учебных занятий, реализуемых в рамках образовательной программы образовательного учреждения (как её общеобразовательной составляющей, так и программы дополнительного образования). Обязательной составляющей портфеля достижений являются материалы стартовой диагностики, промежуточных и итоговых стандартизированных работ по отдельным предметам. Остальные работы должны быть подобраны так, чтобы их совокупность демонстрировала нарастающие успешность, объём и глубину знаний, достижение более высоких уровней формируемых учебных действий. Примерами такого рода работ могут быть:
по литературному чтению—сочинения на заданную тему, сочинения на произвольную тему, аудиозаписи монологических и диалогических высказываний, «дневники читателя», иллюстрированные «авторские» работы детей, материалы их самоанализа и рефлексии и т. п.;
по предметам эстетического цикла — аудиозаписи, фото- и видеоизображения примеров исполнительской деятельности, иллюстрации к музыкальным произведениям, иллюстрации на заданную тему, продукты собственного творчества, аудиозаписи монологических высказываний-описаний, материалы самоанализа и рефлексии и т. п.
2. Систематизированные материалы наблюдений (оценочные листы, материалы и листы наблюдений и т. п.) за процессом овладения универсальными учебными действиями, которые ведут учителя начальных классов (выступающие и в роли учителя предметника, и в роли классного руководителя), иные учителя-предметники, школьный психолог, организатор воспитательной работы и другие непосредственные участники образовательного процесса.
3. Материалы, характеризующие достижения обучающихся во внеучебной (школьной и внешкольной) и досуговой деятельности.
Анализ, интерпретация и оценка отдельных составляющих и портфеля достижений в целом ведётся с позиций достижения планируемых результатов с учётом основных результатов начального общего образования, устанавливаемых требованиями Стандарта.
Оценка как отдельных составляющих, так и портфеля достижений в целом ведётся на критериальной основе, поэтому портфели достижений должны сопровождаться специальными документами, в которых описаны состав портфеля достижений, критерии, на основе которых оцениваются отдельные работы и вклад каждой работы в накопленную оценку выпускника. Критерии оценки отдельных составляющих портфеля достижений могут полностью соответствовать рекомендуемым или могут быть адаптированы учителем применительно к особенностям образовательной программы и контингента детей.
Рабочий Портфолио ученика:
- является современным педагогическим инструментом сопровождения развития и оценки достижений учащихся, ориентированным на обновление и совершенствование качества образования;
- реализует одно из основных положений Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования второго поколения – формирование универсальных учебных действий;
- позволяет учитывать возрастные особенности развития универсальных учебных действий учащихся младших классов; лучшие достижения Российской школы на этапе начального обучения; а также педагогические ресурсы учебных предметов образовательного плана;
- предполагает активное вовлечение учащихся и их родителей в оценочную деятельность на основе проблемного анализа, рефлексии и оптимистического прогнозирования.
Рабочего Портфолио представляет собой комплект печатных материалов формата А4, в который входят: листы-разделители с названиями разделов (Портрет, Рабочие материалы, Коллектор, Достижения); тексты заданий и инструкций; шаблоны для выполнения заданий; основные типы задач для оценки сформированности универсальных учебных действий.
Рабочий Портфолио как инновационный продукт носит системный характер. В образовательном процессе начальной школы он используется как: процессуальный способ фиксирования достижений учащихся; копилка полезной информации; наглядные доказательства образовательной деятельности ученика; повод для «встречи» школьника, учителя и родителя.
Преимущества рабочего Портфолио как метода оценивания достижений учащихся:
- сфокусирован на процессуальном контроле новых приоритетов современного образования, которыми являются УУД (универсальные учебные действия);
- содержание заданий Портфолио выстроено на основе УМК, реализующего новые образовательные стандарты начальной школы;
- разделы Портфолио (Портрет, Рабочие материалы, Коллектор, Достижения) являются общепринятой моделью в мировой педагогической практике;
- учитывает особенности развития критического мышления учащихся путем использования трех стадий: вызов (проблемная ситуация) – осмысление – рефлексия;
- позволяет помочь учащимся самим определять цели обучения, осуществлять активное присвоение информации и размышлять о том, что они узнали.
Итоговая оценка предметных и метапредметных результатов
Предметом итоговой оценки освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования является достижение предметных и метапредметных результатов начального общего образования, необходимых для продолжения образования. В образовательном учреждении проводится мониторинг результатов выполнения трёх итоговых работ – по русскому языку, математике и комплексной работы на межпредметной основе. Основным инструментом итоговой оценки выпускников начальной школы являются итоговые комплексные работы – система заданий различного уровня сложности по чтению, русскому языку, математике и окружающему миру. Специальные комплексные проверочные работы для мониторинга результатов образования. При определении итоговой оценки учитываются результаты накопленной оценки, полученной в ходе текущего и промежуточного оценивания, фиксируемые в форме Портфеля достижений (или другой накопительной формы оценивания). Достижение опорного (базового) уровня интерпретируется как безусловный учебный успех ребенка, как исполнение им требований стандарта. А оценка индивидуальных образовательных достижений ведется «методом сложения», при котором фиксируется достижение опорного (базового) уровня и его превышение (повышенный уровень). Это позволяет поощрять продвижение учащихся, выстраивать индивидуальные траектории движения с учетом зоны ближайшего развития.
Анализ достижений учащихся включает:
— текущую успеваемость обучающихся;
— динамику личных достижений учащегося в освоении предметных умений;
— активность и результативность участия обучающихся в выставках, конкурсах, соревнованиях;
— активность участия и рост самостоятельности в проектной и внеурочной деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая рабочая программа по английскому язаку в 3 классе ( УМК -Биболетова М. З.
Рабочая программа представлена пояснительной запиской и календарно- тематическим планированием для 3 класса...
Рабочие программы по литературному чтению, окружающему миру, технологии. Рабочие программы по внеурочной деятельности. ФГОС.
Разработанно в соответствии с требованиями ФГОС...
Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ
Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....
Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида
Главной целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...
Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование
Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование Рабочая программа по матем...
Рабочая программа 2 класс, литературное чтение, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихся, особенности контроля и оценки учебных достиже
Рабочая программа 2 класс, литературное чтение, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовк...
Рабочая программа 2 класс, математика, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихся, особенности контроля и оценки учебных достижений).
Рабочая программа 2 класс, математика, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихс...