Занятие кружка интеллектуального развития "Умники и умницы"
план-конспект занятия по математике (1 класс) на тему

Давлетова Лениза Фрунзевна

Авторская методическая разработка занятия кружка интеллектуального развития "Умники и умницы". Занятие № 28 .Тема "Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать задачи"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kopiya_umniki_i_umnitsy_2013.doc182 КБ

Предварительный просмотр:

 

http://img.cliparto.com/pic/xl/188805/3131384-child-bites-green-crayon-and-thinks-about-ideas.jpg


Технологическая карта занятия

Тема

Занятие 28. Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать задачи.

Цель

Развитие познавательных способностей учащихся , на основе системы развивающих заданий.

Задачи

1. Развитие мышления в процессе формирования основных приёмов мыслительной деятельности:анализа,синтеза,сравнения,обобщения,классификации,умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы.

2. Развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументировано доказывать свою точку зрения.

3. Формирование навыков творческого мышления и развитие умения решать задачи.

Формируемые УУД

        

Личностные:

  • В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения,  делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Регулятивные:

  • Определять и формулировать цель деятельности   с помощью учителя.
  • Проговаривать последовательность действий.
  • Учиться высказывать своё предположение (версию).
  • Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

Познавательные:

  •  Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.  
  • Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.

Коммуникативные:

  • Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
  • Слушать и понимать речь других.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты

 

УУД

I.  Самоопределение к деятельности (1 минута)

Цель.

Включение детей в деятельность на личностно-значимом уровне.

Создает условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.

Проговаривают стихотворение – правила поведения на уроке.

- Громко прозвенел звонок.

Наши ушки – на макушке,

Глазки широко открыты.

Слушаем, запоминаем,

Ни минуты не теряем.

Регулятивные УУД:

  • определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.

II.  «Мозговая гимнастика» (3 минуты)

Цель. Выполнение упражнений для улучшения мозговой деятельности и профилактики нарушений зрения.  

Показывает упражнения.

Выполняют упражнения.

- Чтобы на занятии нам лучше работалось, выполним «Мозговую гимнастику».

1. Качания головой (упражнение стимулирует мыслительные процессы): дышите глубоко, расслабьте плечи и уроните голову вперед. Позвольте голове медленно качаться из стороны в сторону, пока при помощи дыхания уходит напряжение. Подбородок вычерчивает слегка изогнутую линию на груди по мере расслабления шеи. Выполнять 30 секунд.

2. «Ленивые восьмерки» (упражнение активизирует структуры мозга, обеспечивающие запоминание, повышает устойчивость внимания): нарисуйте в воздухе в горизонтальной плоскости «восьмерки» по 3 раза каждой рукой, а затем обеими руками.

3. «Шапка для размышлений» (улучшает внимание, ясность восприятия и речь): «наденьте шапку», то есть мягко заверните уши от верхней точки до мочки 3 раза.

4. «Зоркие глазки» (упражнение служит для профилактики нарушений зрения): глазами нарисуйте 6 кругов по часовой стрелке и 6 кругов против часовой стрелки.

5. «Стрельба глазами» (упражнение служит для профилактики нарушений зрения): двигайте глазами вправо-влево, вверх-вниз по 6 раз.

Регулятивные УУД:

  • учиться работать по предложенному учителем плану.

III.  Разминка (4-5 минут)

Цель. Создание у ребят определенного положительного эмоционального фона.

Организует самостоятельную работу.( в парах)

Отвечают на вопросы.

- Начинаем наше занятие с разминки.

- Как называется второй месяц лета? (Июль)

-Как называется начало дня? (Утро)

- Прошло 3 дня после воскресенья. Какой сегодня день? (Четверг)

- Школьная принадлежность для хранения ручек и карандашей? (Пенал)

- Дневной приём пищи?(Обед)

-Самая лучшая школьная отметка?  (5)

-Как звали девочку, уронившую в речку мячик? (Таня)

- Все пары смогли ответить на  вопросы? У какой пары  возникли трудности? Я думаю, в следующий раз вы обязательно справитесь. Оцените свою работу.

Коммуникативные УУД:

  • Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной речи.
  • Слушать и понимать речь других.

Познавательные УУД:

  • Ориентироваться в своей системе знаний.

Регулятивные УУД:

 

  • Проговаривать последовательность действий.
  • Учиться высказывать своё предположение.

IV. Тренировка слуховой памяти ( 5-7 минут)

Цель. Развитие слуховой памяти, углубление знаний детей.

- Ребята, а что нам помогает учить наизусть стихи, вспоминать приятные моменты путешествий, не забывать поручения мамы? (память)

- Как вы думаете, для чего человеку память?

- Что нужно делать, чтобы память была хорошей?

- Действительно, память отвечает за запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Человеку со слабой памятью приходится очень трудно. Свою память нужно тренировать.

- Сейчас мы узнаем, насколько вас не подводит ваша память, а также сможем ее потренировать.

-  Мы выполним задание, которое поможет справиться с этой непростой задачей.

Задание «Закодированное слово». Инструкция: сейчас я вам прочитаю ряды слов. Ваша задача – выделить в каждом слове лишь первую букву и запомнить ее. После этого вы должны записать первые буквы в том же порядке, в котором они прозвучали. У вас должно получиться новое слово. Например, школа, роза, иней, флаг, торт, - шрифт. А теперь работаете самостоятельно:

- снег, термос, облако, лимон – стол

- иней, карандаш, роман, аист – икра

- соловей, турист, еда, носок, акация – стена

- торт, ромашка, ухо, баранка, август – труба

- рояль, ель, мир, осел, нога, тополь – ремонт

- Какие слова у вас получились? Кто смог отгадать все слова? А у кого были затруднения?

- Молодцы!

 - Итак, мы с вами тренировали память. А какую именно память тренируют выполненные нами задания? (слуховую)

- Для чего необходимо тренировать слуховую память? (человек воспринимает информацию не только зрительно, но и на слух, поэтому и память надо развивать с разных сторон)

- Кто не допустил ошибок и справился с заданием?  Оцените свою работу..

Регулятивные УУД:

 

  • Проговаривать последовательность действий.

 

  • Учиться работать по предложенному учителем плану.

Познавательные УУД:

  • Делать предварительный отбор   информации.

 

  • Перерабатывать полученную информацию, делать выводы.

V.  Коррегирующая гимнастика для глаз( 2 минуты)

Цель.

Профилактика нарушений зрения.

Развитие двигательной активности ребенка.

- Мы с вами хорошо поработали, пришло время отдохнуть. Отдых у нас будет активным и даже полезным.

1.   Моргания  (полезно при всех видах нарушения зрения): моргайте на каждый вдох и выдох.

2. «Письмо носом» (снижает напряжение в области глаз): закройте глаза. Используя нос, как длинную ручку, пишите или рисуйте что-нибудь в воздухе.

3. Закроем веки, слегка помассируем их пальчиками.

4. Левой рукой дотроньтесь до правого уха, а правой рукой – до кончика носа. Затем быстро меняем положение рук.

5. Положите левую руку на голову и погладьте себя от затылка ко лбу, а правой рукой делайте круговые движения по животу.

6. Левой ногой крутите «от себя», а левой рукой крутите «к себе».

VI.Решение  задач.(с.35 №8,№6) (15 минут)

Цель. Формирование навыков творческого мышления и развитие умения решать задачи.

 

- Вы хорошо умеете рассуждать, решать поставленные перед вами задачи. Давайте поработаем в тетрадях.(с 35, №8, №6)

- Когда задачи будут решены, поменяйтесь тетрадями и оцените работу соседа.

 

Познавательные УУД:

  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем);
  • Находить и формулировать решение задачи с помощью простейших  моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).

Коммуникативные УУД:

  • Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

 

  • Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

  VII. Рефлексия( 2 минуты)

Цель.

Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса. 

- Вы сегодня молодцы! Справились со всеми заданиями. Кто может положиться на свою память? Кто не допустил ошибок?

- Закончить наше занятие я хочу стихотворением.

Кто ничего не замечает

Тот ничего не изучает

Кто ничего не изучает

Тот вечно хнычет и скучает.

- Мы хныкали?

- Скучали?

- Значит…

- Что-то изучали!

- Вы сегодня были молодцы! Оцените свою работу

  Личностные УУД:

Уметь выполнять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности

Оборудование

1. Холодова О. Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей (7-8 лет)/ Методическое пособие, 1 класс. – М.: Росткнига, 2011.

2. Холодова О. Юным умникам и умницам: Рабочая тетрадь, 1 класс. – М.: Росткнига, 2011.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие кружка "Умники и умницы" на тему "Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Создание мини-проекта".

Занятие кружка «ЮНЫМ УМНИКАМ И УМНИЦАМ» во 2-м классе.Тема:совершенствование воображения. Развитие наглядно – образного мышления. Создание мини-проекта.Цели:Ø   развивать творческие способно...

Занятие кружка «Юные умники и умницы» (1 класс)

Конспект кружкового занятия в 1 классе логико-математического курса «Юные умники и умницы» Тема занятия "Развитие аналитических способностей.Совершенствование мыслительных операций"Цель: раз...

Занятие кружка "Юным умникам и умницам"

Тема: Тренировка слуховой памяти. Логическо-поисковые задания.Задачи: -развитие мышления в процессе формирования основных приемов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, обобщения, классифик...

Открытое занятие кружка "Юным умникам и умницам"

Данный материал подготовлен для открытого мероприятия по обобщению опыта учителя. Здесь разработан конспект занятия.Предлагаю Вам поучаствовать в интеллектуальном марафоне. Это вид игры, основывающийс...

Материал к занятию кружка "Юным умникам и умницам"

Материал к занятию кружка "Юным умникам и умницам"...

Конспект, презентация занятия кружка "Интеллектуальные витаминки" - "Витамин H"

В данной разработке представлены конпект и презентация занятия "Витамин H" (кружок "Интеллектуальные витаминки")....

Занятия кружка « Юным умникам и умницам»

Описывается проведение внеклассного занятия курса «Умники и Умницы» на тему: «Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления». В ходе работы дети делятся на команды, каждая из к...