Рабочая программа по математике 1 класс Перспектива
рабочая программа по математике (1 класс) на тему
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования. Содержит пояснительную записку и календарно-тематическое планирование.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
matematika_3_1.docx | 70.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Математика
Пояснительная записка
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.
Математика как учебный предмет играет весьма важную роль в развитии младших школьников: ребенок учится познавать окружающий мир, решать жизненно важные проблемы. Математика открывает младшим школьникам удивительный мир чисел и их соотношений, геометрических фигур, величин и математических закономерностей.
В начальной школе этот предмет является основой развития у учащихся познавательных действий, в первую очередь логических. В ходе изучения математики у детей формируются регулятивные универсальные учебные действия (УДД): умение ставить цель, планировать этапы предстоящей работы, определять последовательность своих действий, осуществлять контроль и оценку своей деятельности. Содержание предмета позволяет развивать коммуникативные УДД: младшие школьники учатся ставить вопросы при выполнении задания, аргументировать верность или неверность выполненного действия, обосновывать этапы решения учебной задачи, характеризовать результаты своего учебного труда. Приобретенные на уроках математики умения способствуют успешному усвоению содержания других предметов, учебе в основной школе, широко используются в дальнейшей жизни.
Основные задачи данного курса:
- Обеспечение естественного введения детей в новую предметную область «Математика» через усвоение элементарных норм математической речи и навыков учебной деятельности в соответствии с возрастными особенностями;
- Формирование мотивации и развитие интеллектуальных способностей учащихся для продолжения математического образования в основной школе и использование математических знаний на практике;
- Развитие математической грамотности учащихся, в том числе умение работать с информацией в различных знако-символических формах одновременно с формированием коммуникативных УДД;
- Формирование у детей потребности и возможностей самосовершенствования
Общая характеристика курса
Представленная в программе система обучения математике опирается на наиболее развитые в младшем школьном возрасте эмоциональный и образный компоненты мышления ребенка и предполагает формирование математических знаний и умений на основе широкой интеграции математики с другими областями знаний.
Содержание обучения в программе представлено разделами «Числа и величины», «Арифметические действия», «Текстовые задачи», «Пространственные отношения. Геометрические фигуры», «Геометрические величины», «Работа с информацией».
Понятие «натуральное» число формируется на основе понятия «множество». Оно раскрывается в результате практической работы с предметными множествами и величинами. Сначала число представлено как результат счета, а позже – как результат измерения. Измерение величин рассматривается как операция установления соответствия между реальными предметами и множеством чисел. Тем самым устанавливается связь между натуральными числами и величинами: результат измерения величины выражается числом.
Расширение понятия «число», новые виды чисел, концентры вводятся постепенно в ходе освоения счета и измерения величин. Таким образом, прочные вычислительные навыки остаются наиважнейшими в предлагаемом курсе. Выбор остального учебного материала подчинен решению главной задачи – отработке техники вычислений.
Арифметические действия над целыми неотрицательными числами рассматриваются в курсе по аналогии с операциями над конечными множествами. Действия сложения и вычитания, умножения и деления изучаются совместно.
Осваивая данный курс математики, младшие школьники учатся моделировать ситуации, иллюстрирующие арифметическое действие и ход его выполнения. Для этого в курсе предусмотрены вычисления на числовом отрезке, что способствует усвоению состава числа, выработке навыков счета группами, формированию навыка производить вычисления осознанно. Работа с числовым отрезком позволяет ребенку уже на начальном этапе обучения решать достаточно сложные примеры, глубоко понимать взаимосвязь действий сложения и вычитания, а также готовит учащихся к открытию соответствующих способов вычислений, в том числе и с переходом через десяток, решению задач на разностное сравнение и на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц.
Вычисления на числовом отрезке не только способствуют развитию пространственных и логических умений, но, что особенно важно, обеспечивают закрепление в сознании ребенка конкретного образа алгоритма действий, правила.
При изучении письменных способов вычислений подробно рассматриваются соответствующие алгоритмы рассуждений и порядок оформления записей.
Основная задача линии моделей и алгоритмов в данном курсе заключается в том, чтобы наряду с умением правильно проводить вычисления сформировать у учащихся умения оценивать алгоритмы, которыми они пользуются, анализировать их, видеть наиболее рациональные способы действий и объяснять их
Умение решать задачи – одна из главных целей обучения математике в начальной школе. В предлагаемом курсе понятие «задача» вводится не сразу, а по прошествии длительного периода подготовки.
Отсроченный порядок введения термина «задача», ее основных элементов, а также повышенное внимание к процессу вычленения задачной ситуации из данного сюжета способствуют преодолению формализма в знаниях учащихся, более глубокому пониманию внешней и внутренней структуры задачи, развитию понятийного, абстрактного мышления. Ребенок воспринимает задачу не как нечто искусственное, а как упражнение, составленное по понятным законам и правилам.
Иными словами, дети учатся выполнять действия сначала на уровне восприятия конкретных количеств, затем на уровне накопленных представлений о количестве и, наконец, на уровне объяснения применяемого алгоритма вычислений.
На основе наблюдения и опытов учащиеся знакомятся с простейшими геометрическими формами, приобретают начальные навыки изображения геометрических фигур, овладевают способами измерения длин и площадей. В ходе работы с таблицами и диаграммами у них формируются важные для практико-ориентированной математической деятельности умения, связанные с представлением, анализом и интерпретацией данных.
Большинство геометрических понятий вводится без определений. Значительное внимание уделяется формированию умений распознавать и находить модели геометрических фигур на рисунке, среди предметов окружающей обстановки, правильно показывать геометрические фигуры на чертеже, обозначать фигуры буквами, читать обозначения.
В начале курса знакомые детям геометрические фигуры предлагаются лишь в качестве объектов для сравнения или счета предметов. Аналогичным образом вводятся и элементы многоугольника: углы, стороны, вершины и первые наглядно-практические упражнения на сравнение предметов по размеру. Например, еще до ознакомления с понятием «отрезок» учащиеся, выполняя упражнения, которые построены на материале, взятом из реальной жизни, учатся сравнивать длины двух предметов на глаз с использованием приемов наложения или приложения, а затем с помощью произвольной мерки. Эти практические навыки им пригодятся в дальнейшем при изучении различных способов сравнения длин отрезков: визуально, с помощью нити, засечек на линейке, с помощью мерки или с применением циркуля.
Особое внимание в курсе уделяется различным приемам измерения величин. Например, рассматриваются два способа нахождения длины ломанной: измерение длины каждого звена с последующим суммированием и «выпрямление» ломанной.
Элементарные геометрические представления формируются в следующем порядке: сначала дети знакомятся с топологическими свойствами фигур, а затем проективными и метрическими.
В результате освоения курса математики у учащихся формируются общие учебные умения, они осваивают способы познавательной деятельности.
При обучении математики по данной программе в значительной степени реализуются межпредметные связи – с курсами русского языка, литературного чтения, технологии, окружающего мира и изобразительного искусства.
Например, понятия, усвоенные на уроках окружающего мира, учащиеся используют при изучении мер времени и операций над множествами, при работе с текстовыми задачами и диаграммами. Знания и умения, приобретаемые учащимися на уроках технологии и изобразительного искусства, используются в курсе начальной математики при изготовлении моделей фигур, построении диаграмм, составлении и раскрашивании орнаментов, выполнении чертежей, схем и рисунков к текстовым задачам.
При изучении курса формируется установка на безопасный, здоровый образ жизни, мотивация к творческому труду, к работе на результат. Решая задачи об отдыхе во время каникул, о посещении театров и библиотек, о разнообразных увлечениях, учащиеся получают возможность обсудить проблемы, связанные с безопасностью и здоровьем, активным отдыхом.
Освоение содержания данного курса побуждает младших школьников использовать не только собственный опыт, но и воображение: от фактического опыта и эксперимента – к активному самостоятельному мысленному эксперименту с образом, являющемуся важным элементом творческого подхода к решению математических проблем.
Кроме того, у учащихся формируется устойчивое внимание, умение сосредотачиваться.
Место курса в учебном плане
На изучение курса математики в каждом классе начальной школы отводится 4 часа в неделю, всего 540 часов, из них в 1 классе 132 часа, во 2-4 классах по 136 часов.
Результаты изучения курса
Программа направлена на достижение обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты
- Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
- Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
- Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимание чувств других людей и сопереживания им.
- Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
- Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат
Метапредметные результаты
- Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, искать средства ее осуществления.
- Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
- Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.
- Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач.
- Использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Математика».
- Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах.
- Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, соотнесения к известным понятиям.
- Готовность слушать собеседника и вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
- Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
- Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.
Предметные результаты
- Использование начальных математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также оценки их количественных и пространственных отношений.
- Овладение основами логического, алгоритмического и эвристического мышления, пространственного воображения и математической речи, измерения, пересчета, прикидки и оценки, наглядного представления данных и процессов, записи и выполнения алгоритмов.
- Приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-практических задач.
- Умение выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, действовать в соответствии с алгоритмом и строить простейшие алгоритмы, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками, совокупностями, представлять, анализировать и интерпретировать данные.
- Приобретение первоначальных представлений о компьютерной грамотности.
- Приобретение опыта самостоятельного управления процессом решения творческих математических задач.
- Овладение действием моделирования при решении текстовых задач.
Содержание курса
Числа и величины
Счет предметов. Чтение и запись чисел от нуля до миллиона. Классы и разряды. Представление многозначных чисел в виде суммы разрядных слагаемых. Сравнение и упорядочение чисел, знаки сравнения. Четные и нечетные числа.
Измерение величин; сравнение и упорядочение величин. Единицы массы, вместимости, времени. Соотношения между единицами измерения однородных величин. Сравнение и упорядочение однородных величин. Доля величины. Дроби.
Арифметические действия
Сложение, вычитание, умножение и деление. Название компонентов арифметических действий, знаки действий. Таблица сложения. Таблица умножения. Связь между сложением и вычитанием, умножением и делением. Нахождение неизвестного компонента арифметических действий. Деление с остатком.
Числовое выражение. Установление порядка выполнения действий в числовых действиях со скобками и без скобок. Нахождение значения числового выражения. Использование свойств арифметических действий в вычислениях.
Алгоритмы письменного сложения, вычитания, умножения и деления многозначных чисел. Способы проверки правильности вычислений.
Работа с текстовыми задачами
Составление задач по предметным картинкам. Решение текстовых задач арифметическим способом. Планирование хода решения задачи. Представление текста задачи. Задачи на раскрытия смысла арифметического действия. Задачи, содержащие отношения «больше (меньше) на…», «больше (меньше) в …». Зависимости между величинами, характеризующими процессы движения, работы, купли-продажи. Скорость, время, путь, объем работы, время, производительность труда; количество товара, его цена, стоимость.
Задачи на нахождение доли целого и целого по его доле.
Задачи на приведение к единице, на сравнение, на нахождение неизвестного по двум суммам, на нахождение неизвестного по двум разностям.
Пространственные отношения. Геометрические фигуры
Взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости. Распознавание и изображение геометрических фигур: точка, линия, замкнутая линия, незамкнутая линия, отрезок, ломаная, направление, луч, угол, многоугольник, треугольник, прямоугольник, квадрат, окружность, круг, центр и радиус окружности, круга. Использование чертежных инструментов для выполнения построений.
Геометрические формы в окружающем мире. Распознавание и называние геометрических тел и их элементов: вершины, грани и ребра куба, параллелепипеда, пирамиды, основания цилиндра, вершина и основание конуса.
Изображение на клетчатой бумаге.
Изготовление моделей куба, пирамиды, цилиндра и конуса по готовым разверткам.
Геометрические величины
Геометрические величины и их измерение. Измерение длины отрезка. Единицы длины. Периметр. Вычисление периметра многоугольника.
Площадь геометрической фигуры. Единицы площади. Точное и приближенное измерение площади геометрической фигуры. Вычисление площади прямоугольника.
Работа с информацией
Сбор и представление информации, связанной со счетом, измерением величин; фиксирование, анализ полученной информации.
Построение простейших логических высказываний с помощью логических связок и слов; определение истинности высказываний.
Множество, элемент множества. Части множества. Равные множества. Группировка предметов, чисел, геометрических фигур по указанному признаку. Выделение в множестве его части по указанному свойству. Составление конечной последовательности предметов, чисел, геометрических фигур по правилу. Составление, запись и выполнение простого алгоритма, плана поиска информации.
Моделирование отношений и действий над числами с помощью числового отрезка и числового луча.
Чтение и заполнение таблицы. Интерпретация данных таблицы. Чтение столбчатой диаграммы.
Тематическое планирование
№п/п | Темы раздела | Количество часов |
1 | Сравнение и счёт предметов | 12 |
2 | Множества и действия с ними | 9 |
3 | Числа от 1 до 10.Число 0. Нумерация | 25 |
4 | Числа от 1 до 10. Число 0. Сложение и вычитание | 58 |
5 | Числа от 11 до 20. Нумерация | 6 |
6 | Сложение и вычитание | 22 |
Материально – техническое обеспечение
образовательного процесса
Книгопечатная продукция
- Дорофеев Г. В., Миракова Т. Н. Математика. Рабочая программа. 1 – 4 классы. Москва «Просвещение», 2011 год
Учебники
- Дорофеев Г. В., Миракова Т. Н. Математика: Учебник 1 класс , 2 части – Москва «Просвещение», 2012 год
Рабочие тетради
- Дорофеев В. Г., Миракова Т. Н. Математика: Рабочая тетрадь 1 класс, 2 части – Москва «Просвещение», 201 год
Методические пособия
- Дорофеев Г. В., Миракова Т. Н.Математика: Методические рекомендации 1 класс – Москва «Просвещение», 2012 год
Формы контроля
Обязательные формы и методы контроля | Иные формы учёта достижений | ||
Текущая аттестация | Итоговая аттестация | Урочная деятельность | Внеурочная деятельность |
| Интегрированная контрольная работа | Анализ динамики текущей успеваемости | -участие в выставках , конкурсах, предметных неделях |
Календарно-тематическое планирование по математике
Г.В. Дорофеев, Т.Н. Миракова 1 класс, 132 часа
№ урока | Тема урока | Кол-во часов | Дата | Цели урока | УУД | Примечание |
I триместр 44 часа | ||||||
Сравнение и счет предметов 12 часов | ||||||
Форма предметов | 1 ч | Развитие умения различать предметы по форме; формировать понятие о геометрической форме | Выделять в окружающей обстановке объекты по указанным признакам. Называть признаки различия, сходства предметов. Исследовать предметы окружающей обстановки и сопоставлять их с геометрическими формами: круглая, прямоугольная, квадратная, треугольная, овальная. | |||
Величина предметов | 1 ч | Развитие умения различать предметы по их величине. | Сравнивать предметы по форме, размерам и другим признакам. Распознавать фигуры: треугольник, квадрат, круг, прямоугольник. Описывать признаки предметов с использованием слов: большой - маленький, высокий - низкий, широкий – узкий, шире – уже, толстый – тонкий, длинный – короткий. | |||
Расположение предметов | 1 ч | Развитие пространственных представлений учащихся ( перед, за, между, после). | Наблюдать, анализировать и описывать расположение объектов с использованием слов: наверху - внизу, выше - ниже, верхний – нижний, слева – справа, левее – правее, рядом, около, посередине, пол, у над, перед, за, между, близко – далеко, ближе – дальше, впереди – позади. | |||
Количественный счёт предметов | 1 ч | Формирование умения задавать вопросы со словом «Сколько…» | Отсчитывать из множества предметов заданное количество отдельных предметов. Оценивать количество предметов и проверять сделанные оценки подсчетом. Вести счет, как в прямом, так и в обратном порядке в пределах 10 | |||
Порядковый счёт предметов | 1 ч | Сравнение вопросов «Сколько…» и «Какой по счёту…»; установление соответствия между порядковыми и количественными числительными. | Называть числа в порядке их следования при счете. Вести порядковый счет предметов. Устанавливать и называть порядковый номер каждого предмета в ряду, используя числительные: первый, второй…. | |||
Чем похожи? Чем различаются? | 1 ч | Развитие умения сравнивать предметы по различным признакам. | Находить признаки отличия, сходства двух-трех предметов. Находить закономерности в ряду предметов или фигур. Группировать объекты по заданному или самостоятельному выявленному правилу. | |||
Расположение предметов по размеру | 1 ч | Развивать умения располагать предметы в порядке увеличения, уменьшения. | Упорядочивать объекты. Устанавливать порядок расположения предметов по величине. Моделировать отношения строго порядка с помощью стрелочных схем. | |||
Столько же. Больше. Меньше. | 1 ч | Развивать умение сравнивать группы предметов. | Сравнивать две группы предметов, устанавливая взаимно-однозначное соответствие между предметами этих групп и опираясь на сравнение чисел в порядке их следования при счете. Делать вывод, в каких группах предметов поровну, в какой группе предметов больше (меньше). | |||
Что сначала? Что потом? | 1 ч | Развивать умение располагать предметы по времени | Упорядочивать события, располагая их в порядке следования. Читать и описывать маршруты движения, используя слова: вверх – вниз, вправо – влево. | |||
На сколько больше? На сколько меньше? | 1 ч | Развивать умения сопоставлять предметы. | Сравнивать две группы предметов, устанавливая взаимно-однозначное соответствие между предметами этих групп и опираясь на сравнение чисел в порядке их следования при счете. Делать вывод, в каких группах предметов поровну, в какой группе предметов больше и на сколько. Сравнение предметов по различным признакам. | |||
На сколько больше? На сколько меньше? | 1 ч | Развивать умение сопоставлять предметы | ||||
Урок повторения и самоконтроля | 1 ч | Закрепление полученных знаний. Диагностика сформированности умения сравнивать предметы | ||||
Множества и действия с ними 9 часов | ||||||
Множество. Элемент множества. | 1 ч | Развивать умения анализировать и обобщать группы предметов; формировать понятие «множества», «элемент множества» | Называть элементы множества, характеристическое свойство элементов множества. Группировать элементы множеств в зависимости от указанного или самостоятельно выявленного свойства. Задавать множество наглядно или перечислением его элементов. Устанавливать равные множества. | |||
Части множества | 1 ч | Развитие умения анализировать, сравнивать, классифицировать по существенным признакам. | ||||
Части множества | 1 ч | Развитие умения анализировать, сравнивать, классифицировать по существенным признакам. | ||||
Равные множества | 1 ч | Развитие умения анализировать, сравнивать, классифицировать по существенным признакам; формирование понятия «равные множества» | ||||
Равные множества | 1 ч | Развитие умения анализировать, сравнивать, классифицировать по существенным признакам; формирование понятия «равные множества» | ||||
Точки и линии | 1 ч | Формирование понятия о точке и линии; развивать умение анализировать различные геометрические множества. | Распознавать точки и линии на чертеже. Называть обозначение точки. Располагать точки на прямой и плоскости в указанном порядке. Описывать порядок расположения точек, используя слова: внутри, вне, между. Моделировать на прямой и на плоскости отношения: внутри, вне, между. Рисовать орнаменты и бордюры. | |||
Внутри. Вне. Между. | 1 ч | Изучение взаимоотношений, взаиморасположения элементов множества. | ||||
Внутри. Вне. Между. | 1 ч | Изучение взаимоотношений, взаиморасположения элементов множества. | ||||
Урок повторения и самоконтроля. Проверочная работа № 1 по теме: Множества и действия с ними | 1 ч | Закрепление полученных знаний. Диагностика сформированности умения сравнивать различные множества, дополнять элементами множества, классифицировать на подмножества. | П.р. № 1 | |||
Числа от 1 до 10. Число 0. Нумерация. 25 часов | ||||||
Число и цифра 1 | 1 ч | Формирование знаний о способах образования натуральных чисел; знакомство с числом и цифрой 1. | Писать цифру 1. Соотносить цифру и число 1. | |||
Число и цифра 2 | 1 ч | Формирование знаний о способах образования натуральных чисел; знакомство с числом и цифрой 2. | Писать цифру 2. Соотносить цифру и число 2. | |||
Прямая и ее обозначение | 1 ч | Развитие пространственных представлений (изучение понятия «линейная протяжённость). | Различать и называть прямую линию. Соотносить реальные предметы и из элементы с изученными геометрическими линиями. Изображать на чертеже прямую линию с помощью линейки. Обозначать прямую двумя точками. | |||
Рассказы по рисункам | 1 ч | Пропедевтическое ознакомление детей с текстовой задачей (составление математического рассказа по сюжетной картинке). | Составлять рассказ по парным картинкам или схематическим рисункам, на которых представлены ситуации, иллюстрирующие действия сложения (вычитания) | |||
Знаки + (плюс), - (минус), = (равно) | 1 ч | Развитие умения моделировать математические отношения; знакомство со знаками «+», «-». | Составлять рассказ по тройным картинкам, иллюстрирующим действие сложения (вычитания), с указанием на каждой из них ключевого слова: «Было. Положили еще. Стало.» или «Было. Улетел. Осталось.» Читать, записывать и составлять числовые выражения с использованием знаков + (плюс), - (минус), = (равно). | |||
Отрезок и его обозначение | 1 ч | Развивать умение отличать на чертеже прямую и отрезок; чертить отрезки, находить в окружающей жизни отрезки. | Различать, изображать и называть отрезок на чертеже. Сравнивать отрезки на глаз, наложением или с помощью мерки. | |||
Число и цифра 3 | 1 ч | Формирование знаний о способах образования натуральных чисел; знакомство с числом и цифрой 3. | Воспроизводить последовательность чисел от 1 до 3 как в прямом, так и в обратном порядке, начиная с любого числа. Определять место каждого числа в этой последовательности. Писать цифры от 1 до 3. Соотносить цифру и число 3. Образовывать следующее число прибавлением 1 к предыдущему числу или вычитанием 1 из следующего за ним в ряду чисел. Составлять числа от 2 до 3 из пары чисел. | |||
Треугольник | 1 ч | Знакомство с геометрической фигурой; её особенностями. | Различать, изображать и называть треугольник на чертеже Конструировать различные виды треугольников из 3 палочек или полосок. | |||
Число и цифра 4 | 1 ч | Формирование знаний о способах образования натуральных чисел; знакомство с числом и цифрой 4. | Воспроизводить последовательность чисел от 1 до 4 как в прямом, так и в обратном порядке, начиная с любого числа. Определять место каждого числа в этой последовательности. Считать различные объекты и устанавливать порядковый номер того или иного объекта при заданном порядке счета. Писать цифры от 1 до 4. Соотносить цифру и число 4. Образовывать следующее число прибавлением 1 к предыдущему числу или вычитанием 1 из следующего за ним в ряду чисел. Составлять из двух чисел числа от 2 до 4 из пары чисел. | |||
Четырёхугольник. Прямоугольник. | 1 ч | Знакомство с геометрической фигурой; её особенностями. | Различать, изображать и называть четырехугольник на чертеже. Конструировать различные виды четырехугольников из 4 палочек или полосок. Соотносить реальные предметы и их элементы с изученными геометрическими линиями и фигурами. Классифицировать геометрические фигуры по самостоятельно установленному основанию. | |||
Сравнение чисел | 1 ч | Развитие умения сравнивать числовые множества. | Сравнивать числа от 1 до 4, записывать результат сравнения с помощью знаков < (меньше 0, > (больше). | |||
Число и цифра 5 | 1 ч | Формирование знаний о способах образования натуральных чисел; знакомство с числом и цифрой 5. | Воспроизводить последовательность чисел от 1 до 5 как в прямом, так и в обратном порядке, начиная с любого числа. Определять место каждого числа в этой последовательности. Считать различные объекты и устанавливать порядковый номер того или иного объекта при заданном порядке счета. Писать цифры от 1 до 5. Соотносить цифру и число 5. Образовывать следующее число прибавлением 1 к предыдущему числу или вычитанием 1 из следующего за ним в ряду чисел. Составлять из двух чисел числа от 2 до 5 из пары чисел. Сравнивать числа в пределах 5. | |||
Число и цифра 6 | 1 ч | Формирование знаний о способах образования натуральных чисел; знакомство с числом и цифрой 6. | Воспроизводить последовательность чисел от 1 до 6 как в прямом, так и в обратном порядке, начиная с любого числа. Определять место каждого числа в этой последовательности. Считать различные объекты и устанавливать порядковый номер того или иного объекта при заданном порядке счета. Писать цифры от 1 до 6. Соотносить цифру и число 6. Образовывать следующее число прибавлением 1 к предыдущему числу или вычитанием 1 из следующего за ним в ряду чисел. Составлять из двух чисел числа от 2 до 6 из пары чисел. Сравнивать числа в пределах 6. | |||
Замкнутые и незамкнутые линии | 1 ч | Формировать умение различать замкнутые и незамкнутые линии; находить замкнутые и незамкнутые линии в окружающей жизни. | Распознавать на чертеже замкнутые и незамкнутые линии, изображать их от руки с помощью чертежных инструментов. Соотносить реальные предметы и их элементы с изученными геометрическими линиями и фигурами. | |||
Урок повторения и самоконтроля. Проверочная работа № 2 по теме: Числа от 1 до 10. Число 0. Нумерация. | 1 ч | Диагностика сформированности знаний о способах образования натуральных чисел путём присчитывания и отсчитывания единицы; знакомство с цифрами от 0 до 6; сравнение чисел; порядок при счёте и их состав. | Выполнение контрольной работы. | П.р. № 2 | ||
Сложение | 1 ч | Формирование понятия «суммы»; развивать умение читать примеры на сложение по-разному. | Моделировать ситуации, иллюстрирующие действие сложения (вычитания). Составлять числовые выражения на нахождение суммы (разности). Вычислять сумму (разность) чисел в пределах 10. Читать числовые выражения на сложение (вычитание) с использованием терминов «сумма» («разность») различными способами. | |||
Вычитание | 1 ч | Формирование понятия «разности»; развивать умение читать примеры на вычитание по-разному. | ||||
Число и цифра 7 | 1 ч | Формирование знаний о способах образования натуральных чисел; знакомство с числом и цифрой 6. | Воспроизводить последовательность чисел от 1 до 7 как в прямом, так и в обратном порядке, начиная с любого числа. Определять место каждого числа в этой последовательности. Считать различные объекты и устанавливать порядковый номер того или иного объекта при заданном порядке счета. Писать цифры от 1 до 7. Соотносить цифру и число 7. Образовывать следующее число прибавлением 1 к предыдущему числу или вычитанием 1 из следующего за ним в ряду чисел. Составлять из двух чисел числа от 2 до 7 из пары чисел. Сравнивать числа в пределах 7 и записывать результат сравнения, используя знаки сравнения >,<, =. | |||
Длина отрезка | 1 ч | Формировать умение измерять длину отрезков, используя различные мерки. | Упорядочивать объекты по длине. Сравнивать длины отрезков на глаз, с помощью полоски бумаги, нити, общей мерки. | |||
Число и цифра 0 | 1 ч | Познакомить с числом и цифрой 0. | Называть и записывать число 0. Образовывать число 0 последовательным вычитанием всех единиц из данного числа. Сравнивать любые два числа от 0 до 7. Использовать свойства нуля в вычитаниях. Воспроизводить последовательность чисел от 1 до 10 как в прямом, так и в обратном порядке, начиная с любого числа. Определять место каждого числа в этой последовательности. Писать цифры от 1 до 9. Соотносить цифру и число. Образовывать следующее число прибавлением 1 к предыдущему числу или вычитанием 1 из следующего за ним в ряду чисел. Составлять из двух чисел числа от 2 до 10 из пары чисел. Упорядочивать заданные числа. Работать в группе: планировать работу, распределять работу между членами группы. Совместно оценивать результат работы. | |||
Число и цифра 8 | 1 ч | Формирование знаний о способах образования натуральных чисел; знакомство с числом и цифрой 8. | ||||
Число и цифра 9 | 1 ч | Формирование знаний о способах образования натуральных чисел; знакомство с числом и цифрой 9. | ||||
Число 10 | 1 ч | Формирование знаний о способах образования натуральных чисел; знакомство с числом и цифрой 10. | ||||
ΙΙ триместр 44 часа | ||||||
Повторение изученного | 1 ч | Закрепление полученных знаний. Диагностика сформированности знаний о способах образования натуральных чисел путём присчитывания и отсчитывания единицы; знакомство с цифрами от 0 до 10; сравнение чисел; порядок при счёте и их состав. | ||||
Урок повторения и самоконтроля. Проверочная работа № 3 по теме: Числа от 1 до 10. Число 0. Нумерация. | 1 ч | Диагностика сформированности знаний о способах образования натуральных чисел путём присчитывания и отсчитывания единицы; знакомство с цифрами от 0 до 10; сравнение чисел; порядок при счёте и их состав. | П.р. № 3 | |||
Числа от 1 до 10. Число 0. Сложение и вычитание. 58 часов | ||||||
Числовой отрезок | 1 ч | Знакомство с «числовым отрезком»; формирование вычислительных навыков на основе «числового отрезка». | Моделировать действия сложения и вычитания с помощью числового отрезка; составлять по рисункам схемы арифметических действий сложения и вычитания, записывать по ним числовые равенства. | |||
Прибавить и вычесть 1 | 1 ч | Формирование вычислительных навыков; выбор наиболее удобного способы вычисления. | Выполнять сложение и вычитание вида □ ± 1. Присчитывать и отсчитывать по 1 | |||
Решение примеров □ + 1 и □ - 1 | 1 ч | Формирование вычислительных навыков; знакомство с общим принципом к определению результата действия. | ||||
Примеры в несколько действий | 1 ч | Формирование вычислительных навыков; знакомство с общим принципом к определению результата действия. | Моделировать вычисления (сложение и вычитание) в несколько действий с помощью числового отрезка. Контролировать ход и результат вычислений. | |||
Прибавить и вычесть 2 | 1 ч | Формирование вычислительных навыков; знакомство с общим принципом к определению результата действия. | Выполнять сложение и вычитание вида □ ± 1, □ ± 2. Присчитывать и отсчитывать по 1, по 2. Моделировать способы прибавления и вычитания числа 2 с помощью числового отрезка. | |||
Решение примеров □ + 2 и □ - 2 | 1 ч | Формирование вычислительных навыков; знакомство с общим принципом к определению результата действия. | Работать в паре при проведении математической игры «Заполни домик». | |||
Задача | 1 ч | Освоение терминов, связанных с понятием «задача»: условие, вопрос, решение, ответ; ознакомление с составом задачи; выбор действия при решении задачи. | Моделировать и решать задачи, раскрывающие смысл действий сложения и вычитания. Составлять задачи на сложение и вычитание по одному и тому же рисунку, схематическому чертежу, решению. Выделять задачи из предложенных текстов. Дополнять условие задачи недостающими данными или вопросом. | |||
Прибавить и вычесть 3 | 1 ч | Формирование вычислительных навыков; знакомство с общим принципом к определению результата действия. | Выполнять сложение и вычитание вида: □ ± 1, □ ± 2, □ ± 3. Присчитывать и отсчитывать по 1, по 2, по 3. Моделировать способы прибавления и вычитания числа 3 с помощью числового отрезка. Работать в паре при проведении математической игры «Заполни домик». | |||
Решение примеров □ + 3; □ - 3 | 1 ч | Формирование вычислительных навыков; знакомство с общим принципом к определению результата действия. | ||||
Сантиметр | 1 ч | Знакомство с единицей измерения длины – сантиметр | Измерять отрезки и выражать их длину в сантиметрах. Чертить отрезки заданной длины. Контролировать и оценивать свою работу. | |||
Прибавить и вычесть 4 | 1 ч | Формирование вычислительных навыков; знакомство с общим принципом к определению результата действия. | Выполнять сложение и вычитание вида: □ ± 1, □ ± 2, □ ± 3, □ ± 4 Присчитывать и отсчитывать по 1, по 2, по 3, по 4. Моделировать способы прибавления и вычитания числа 4 с помощью числового отрезка. Работать в паре при проведении математической игры «Заполни домик». | |||
Решение примеров □ + 4; □ – 4 | 1 ч | Формирование вычислительных навыков; знакомство с общим принципом к определению результата действия. | ||||
Столько же | 1 ч | Освоение понятия «столько же». | Моделировать и решать задачи, раскрывающие смысл отношений «столько же», «столько же и еще…», «столько же, но без…», задачи в одно действие на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц. Составлять задачи на сложение и вычитание по рисунку, схематическому чертежу, решению. Объяснять и обосновывать действие, выбранное для решения задачи. | |||
Столько же и ещё… Столько же.., но без… | 1 ч | Освоение понятия «столько же и еще..», «столько же, но без…» | ||||
61-63 | Задачи на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц. | 3 ч | Формирование общего умения решать задачи. | |||
64 | Урок повторения и самоконтроля. Проверочная работа № 4 по теме: Числа от 1 до 10. Число 0. Сложение и вычитание | 1 ч | Закрепление изученного. Диагностика сформированности вычислительного навыка, общего умения решать задачи. | Выполнять задания поискового характера, применяя знания в измененных условиях. | П.р. № 4 | |
65 | Прибавить и вычесть 5 | 1 ч | Формирование вычислительных навыков; знакомство с общим принципом к определению результата действия. | Выполнять сложение и вычитание вида: □ ± 1, □ ± 2, □ ± 3, □ ± 4, ± 5. Присчитывать и отсчитывать по 1, по 2, по 3, по 4, по 5. Моделировать способы прибавления и вычитания числа 5 с помощью числового отрезка. Сравнивать разные способы сложения (вычитания) выбирать наиболее удобный. Работать в паре при проведении математической игры «Заполни домик». | ||
66 | Решение примеров □ + 5; □ – 5 | 1 ч | Формирование вычислительных навыков; знакомство с общим принципом к определению результата действия. | |||
67 | Решение примеров □ + 5; □ – 5 | 1 ч | Формирование вычислительного навыка. | |||
68 | Решение примеров □ + 5; □ – 5 | 1 ч | Формирование вычислительного навыка. | |||
69 | Задачи на разностное сравнение | 1 ч | Формирование общего умения решать задачи; знакомство с задачей на разностное сравнение. | Моделировать и решать задачи на разностное сравнение. Составлять задачи на разностное сравнение по рисункам, схематическому чертежу, решению. Объяснять и обосновывать действие, выбранное для задачи. | ||
70 | Задачи на разностное сравнение | 1 ч | Формирование общего умения решать задачи. | |||
71 | Масса | 1 ч | Знакомство с единицей измерения массы; отработка двух способов измерения массы (отвешивание и взвешивание). | Описывать события с использованием единицы массы – килограмма. Сравнивать предметы по массе. Упорядочивать предметы, располагая их в порядке увеличения (уменьшения) массы. | ||
72 | Масса | 1 ч | Знакомство с единицей измерения массы; отработка двух способов измерения массы (отвешивание и взвешивание). | |||
73 | Сложение и вычитание отрезков | 1 ч | Формирование умения складывать и вычитать отрезки. | Моделировать различные ситуации взаимного расположения отрезков. Составлять равенства на сложение и вычитание отрезков по чертежу. | ||
74 | Сложение и вычитание отрезков | 1 ч | Формирование умения складывать и вычитать отрезки. | |||
75 | Слагаемые. Сумма. | 1 ч | Формирование вычислительного навыка; знакомство с названием чисел при сложении | Использовать математические термины (слагаемые, сумма) при составлении и чтении математических записей. | ||
76 | Слагаемые. Сумма. | 1 ч | Формирование вычислительного навыка; знакомство с названием чисел при сложении | |||
77 | Слагаемые. Сумма. | 1 ч | Формирование вычислительного навыка; знакомство с названием чисел при сложении | |||
78 | Переместительное свойство сложения | 1 ч | Практическое знакомство с переместительным свойством сложения. | Сравнивать суммы, получившиеся в результате использования переместительного свойства сложения. Применять переместительное свойство сложения для случаев вида □ ± 5 | ||
79 | Решение задач | 1 ч | Формирование общего умения решать задачи | Анализировать условие задачи, подбирать к нему вопрос в зависимости от выбранного арифметического действия (сложения, вычитания). Наблюдать и обосновывать действие, выбранное для решение задачи. | ||
80 | Решение задач | 1 ч | Формирование общего умения решать задачи | |||
81 | Прибавление 6,7,8 и 9 | 1 ч | Формирование вычислительного навыка | Применять переместительное свойство сложения для случаев вида: □ + 5, □ + 6, □ + 7, □ + 8, □ + 9. Проверять правильное выполнение сложения, используя другой прием сложения, например, прием прибавления по частям. (□ + 5 = □ + 2 + 3) | ||
82 | Решение примеров □ + 6; □ + 7; □ + 8; □ + 9 | 1 ч | Формирование вычислительного навыка | |||
83 | Уменьшаемое. Вычитаемое. Разность. | 1 ч | Формирование вычислительного навыка; знакомство с названием чисел при вычитании | Использовать математические термины (уменьшаемое, вычитаемое, разность) при составлении и чтении математических записей
| ||
84 | Уменьшаемое. Вычитаемое. Разность. | 1 ч | Формирование вычислительного навыка; общего умения решать задачи | |||
85 | Уменьшаемое. Вычитаемое. Разность. | 1 ч | Формирование вычислительного навыка. | |||
86 | Урок повторения и самоконтроля. Проверочная работа № 5 по теме: Числа от 1 до 10. Число 0. Сложение и вычитание. | 1 ч | Закрепление изученного. Диагностика сформированности вычислительного навыка, общего умения решать задачи. | Выполнять задания поискового характера, применяя знания в измененных условиях. | П. р. № 5 | |
87 | Задачи с несколькими вопросами | 1 ч | Формирование общего умения решать задачи. | Анализировать условие задачи, подбирать к нему разные вопросы | ||
88 | Задачи с несколькими вопросами | 1 ч | Формирование общего умения решать задачи. | |||
ΙΙΙ триместр 44 часа | ||||||
89 | Задачи в два действия | 1 ч | Формирование общего умения решать задачи. | Моделировать условие задачи в 2 действия. Анализировать условие задачи в 2 действия, составлять план ее решения. Объяснять и обосновывать действие, выбранное для решения задачи. | ||
90 | Задачи в два действия | 1 ч | Формирование общего умения решать задачи. | |||
91 | Задачи в два действия. Математический диктант | 1 ч | Формирование общего умения решать задачи. | М. д. № 6 | ||
92 | Литр | 1 ч | Знакомство с новой единицей измерения объема – литром | Сравнивать сосуды по вместимости. Упорядочивать сосуды по совместимости, располагая их в заданной последовательности. | ||
93 | Нахождение неизвестного слагаемого | 1 ч | Формирование вычислительных навыков; формирование умения находить неизвестное слагаемое | Моделировать и решать задачи на нахождение неизвестного слагаемого. Применять правило нахождения неизвестного слагаемого при решении примеров с «окошком» и при проверке правильности вычислений. | ||
94 | Вычитание чисел 6,7,8 и 9 | 1 ч | Формирование вычислительного навыка; определение способа вычитание чисел 6,7,8,9 | Выполнять вычисления вида □ - 6; □ - 7; □ - 8; □ – 9, применяя знания состава чисел 6,7,8,9 или способа дополнения до 10. Сравнивать разные способы вычислений, выбирать наиболее удобный. Выполнять сложение с использованием таблицы сложения чисел в пределах 10. | ||
95 | Решение примеров □ - 6; □ - 7; □ - 8; □ - 9 | 1 ч | Формирование вычислительного навыка; определение способа вычитание чисел 6,7,8,9 | |||
96 | Решение примеров □ - 6; □ - 7; □ - 8; □ - 9 | 1 ч | Формирование вычислительного навыка; определение способа вычитание чисел 6,7,8,9 | |||
97 | Таблица сложения | 1 ч | Формирование вычислительного навыка | |||
98 | Таблица сложения | 1 ч | Формирование вычислительного навыка | |||
99-104 | Уроки повторения и самоконтроля. Проверочная работа № 6 по теме: Числа от 1 до 10. Число 0. Сложение и вычитание. Математический диктант | 6 ч | Закрепление изученного. Диагностика сформированности вычислительного навыка, общего умения решать задачи. | Контролировать и оценивать свою работу и ее результат. Выполнять задания поискового характера, применяя знания в измененных условиях. | П. р. № 6 М. д. № 7 | |
Числа от 11 до 20. Нумерация. 6 часов | ||||||
105 | Образование чисел второго десятка | 1 ч | Формирование знаний о способах образования чисел второго десятка. | Образовывать числа второго десятка из одного десятка и нескольких единиц. Сравнивать числа, опираясь на порядок следования чисел второго десятка при счете. Читать и записывать числа второго десятка, объясняя, что обозначает каждая цифра в их записи. | ||
106 | Двузначные числа от10 до 20 | 1 ч | Формирование вычислительного навыка. | |||
107-108 | Сложение и вычитание | 2 ч | Формирование вычислительного навыка. | |||
109 | Дециметр | 1 ч | Знакомство с новой единицей измерения длины | Выполнять измерение длин отрезков в дециметрах и сантиметрах. Заменять крупные единицы длины мелкими и наоборот. Выполнять вычисления вида 15+1, 16-1, 10+5,14-4,18-10, основываясь на знаниях по нумерации. Составлять план решения задачи в два действия. Решать задачи в два действия. | ||
110 | Дециметр | 1 ч | Знакомство с новой единицей измерения длины | |||
Сложение и вычитание 22 часа | ||||||
111-113 | Сложение и вычитание без перехода через десяток | 3 ч | Формирование вычислительного навыка. | Моделировать приемы выполнения действий сложения и вычитания без перехода через десяток, используя предметы, разрезной материал, счетные палочки, графические схемы. Прогнозировать результат вычисления. Выполнять сложение и вычитание чисел без перехода через десяток в пределах 20. Выполнять задания поискового характера, применяя знания в измененных условиях. Выполнять измерение длин отрезков, заменять крупные единицы длины мелкими. Работать в группе: планировать работу, распределять работу между членами группы. | ||
114 - 115 | Уроки повторения и самоконтроля. Проверочная работа № 7 по теме: Сложение и вычитание | 2 ч | Формирование вычислительного навыка. Диагностика сформированности вычислительного навыка, общего умения решать задачи. | П. р. № 7 | ||
116 | Сложение с переходом через десяток. | 1 ч | Формирование вычислительного навыка | Моделировать приемы выполнения действий сложения с переходом через десяток, используя предметы, разрезной материал, счетные палочки, графические схемы. Выполнять сложение чисел с переходом через десяток в пределах 20. | ||
117 | Сложение с переходом через десяток | 1 ч | Формирование вычислительного навыка | |||
118 | Сложение с переходом через десяток | 1 ч | Формирование вычислительного навыка | |||
119 | Сложение с переходом через десяток | 1 ч | Формирование вычислительного навыка | |||
120 | Сложение с переходом через десяток | 1 ч | Формирование вычислительного навыка | |||
121 | Сложение с переходом через десяток | 1 ч | Формирование вычислительного навыка | |||
122 | Сложение с переходом через десяток | 1 ч | Формирование вычислительного навыка | |||
123 | Таблица сложения до 20 | 1 ч | Формирование вычислительного навыка | Выполнять сложение с использованием таблицы сложения чисел в пределах 20 | ||
124 | Вычитание с переходом через десяток | 1 ч | Формирование вычислительного навыка | Моделировать приемы выполнения действия вычитания с переходом через десяток, используя предметы, разрезной материал, счетные палочки, графические схемы. Выполнять вычитание чисел с переходом через десяток в пределах 20. Проверять правильность выполнения действий сложения и вычитания в пределах 20, используя другой прием вычисления или зависимость между компонентами и результатом действия. | ||
125 | Вычитание с переходом через десяток | 1 ч | Формирование вычислительного навыка | |||
126-128 | Вычитание двузначных чисел. | 3 ч | Формирование вычислительного навыка | Моделировать приемы выполнения действия вычитания двузначных чисел, используя предметы, разрезной материал, счетные палочки. Применять знания разрядного состава числа при вычитании двузначных чисел в пределах 20. Сравнивать разные способы вычислений, выбирать наиболее удобный. Выполнять вычитание двузначных чисел в пределах 20. | ||
129-130 | Уроки повторения и самоконтроля. Итоговая проверочная работа № 8 | 2 ч | Закрепление изученного. Диагностика сформированности вычислительного навыка, общего умения решать задачи. | Прогнозировать результат вычисления. Объяснять и обосновывать действие, выбранное для решения задачи. Дополнять условие задачи недостающими данными или вопросом. Измерять длины отрезков в сантиметрах или дециметрах. Распределять обязанности при работе в группе, договариваться между собой и находить общее решение. | П. р. № 8 | |
131-132 | Повторение изученного | 2 ч |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по математике УМК "Перспектива" ,3 класс
Математика 3 классРабочая программа по УМК « Перспектива» Пояснительная записка.Рабочая программа по математике в 3 - х классов обеспечивает реализацию ФГОС второго поколе...
Рабочая программа по математике УМК "Перспектива", 2 класс
Рабочая программа составлена на основе программы Л.Г.Петерсон в предметной линии учебников системы "Перспектива", включает тематическое и поурочное планирование, формирование УУД учащихся....
Рабочая программа по математике УМК "Перспектива", 2 класс
Рабочая программа составлена на основе программы Л.Г.Петерсон в предметной линии учебников системы "Перспектива", включает тематическое и поурочное планирование, формирование УУД учащихся....
Рабочая программа по математике УМК Перспектива 1 класс
Рабочая программа составлена на 2012-2013 учебный год по учебнику Дорофеева...
Рабочая программа по математике УМК Перспектива 3 класс
Рабочая программа по математике УМК Перспектива 3 класс...
Рабочая программа по математике УМК "Перспектива" 1 класс
рабочая программа...
Рабочая программа по математике УМК "Перспектива" 3 класс
рабочая программа...