Рабочая программа по математике УМК "Перспектива" 1 класс
рабочая программа по математике (1 класс) по теме

Антонова Инна Владимировна

рабочая программа

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_matematike_1_klass_2011-2012.doc420.5 КБ

Предварительный просмотр:


п./п

Разделы,

 тема

Кол-во

ча-сов

Цель урока

Содержание учебного

 материала

Планируемые

результаты

(предметные)

Характеристика деятельности

 учащихся

(УУД)

КИМы

1-2

Свойства предметов (цвет, форма, размер, материал). Сравнение предметов по цвету, форме, размеру

2

Формировать умение выявлять свойства предметов; способствовать развитию мыслительных операций, умению применять математическую терминологию



Свойства предметов (цвет, форма, размер, материал). Сравнение предметов по цвету, форме, размеру. Квадрат, круг, треугольник. Цепочки. Поиск закономерностей. Счёт предметов.

-уметь сравнивать пред-меты, выделяя их отличительные особенности

-уметь сравнивать предметы по цвету, форме, размеру

Анализировать и сравнивать предметы, выявлять и выражать в речи признаки сходства и различия.

Читать, анализировать данные таблицы, заполнять таблицы на основании заданного правила.

Соотносить реальные предметы с моделями рассматриваемых геометрических тел.

Описывать свойства простейших фигур.

Сравнивать геометрические фигуры, различать плоские и пространственные фигуры.

Находить закономерности в последовательностях,     составлять закономерности по заданному правилу.

Использовать математическую терминологию в устной и письменной речи.

Использовать ритмический счёт  до 10.

Устанавливать, пройдены ли на уроке 2 шага учебной деятельности, и оценивать своё умение это делать .

Входная к/р.

3

Свойства предметов. Геометрические фигуры: круг, треугольник, прямоугольник, квадрат

1

Формировать представления о множестве плоских геометрических фигур, умение определять их отличительные черты; ознакомить с понятиями «сторона», «вершина», «угол» (многоугольни-ка)

4

Свойства предметов. Порядок. Поиск законо-мерностей

1

Формировать представления детей о понятии «порядок» в математике; тренировать в сравнении групп предметов

5

Свойства предметов. Пересчет предметов

1

Формировать умение сравнивать предметы по размеру, форме; тренировать в счете предметов

6

Группы пред-метов. Совокуп-ность предметов или фигур, об-ладающих об-щим признаком

1

Формировать умение группировать предметы но их общему признаку или принадлежности

Совокупность предметов или фигур, обладающих общим признаком. Составление совокупности по заданному признаку. Выделение части совокупности. Сравнение двух совокупностей. Знаки = и ≠.

-уметь объединять пред-меты по общему призна-ку




-уметь разбивать пред-меты на части по заданному признаку





-уметь сравнивать сово-купности предметов с помощью знаков = и ≠.

Анализировать состав групп предметов, сравнивать группы предметов, выявлять и выражать в речи признаки сходства и различия.

Записывать результат сравнения групп предметов с помощью знаков = и , обосновывать выбор знака, обобщать, делать вывод.

Разбивать группы предметов на части  по заданному признаку (цвету, форме, размеру и т. д.).

Находить закономерности в последовательностях и таблицах, составлять закономерности по заданному правилу.

Считать различные объекты (предметы, фигуры, буквы, звуки и т. п.).

Называть числа от 1 до 10 в порядке их следования при счете.

Использовать ритмический счёт до 10 и обратно.

Определять функцию учителя в учебной деятельности и оценивать своё умение это делать .

Сам. работа  к урокам 1-6


7

Группы пред-метов. Выделе-ние части сово-купности.

1

Формировать умение самостоятельно организовывать свою деятельность, внимательно слушать пояснения учителя и выполнять их в определенном порядке; тренировать в разбиении групп предметов на части по заданному признаку

8

Сравнение групп предме-тов. Знаки «=» и «≠»

1

Ознакомить с новыми математическими знаками и их использованием; формировать умение мыслить математическими категориями

9

Сравнение групп предме-тов.

1

Формировать умение сравнивать группы предметов; способствовать развитию матема-тического и логичес-кого мышления

Сам. работа  к урокам 7-8

10

Сложение. Компоненты сложения

1

Ознакомить с новым математическим знаком «+», его назначением и научить его применять на практике, с компо-нентами действия сложения

Сложение. Компоненты сложения. Знак «+».





Переместительное свойство сложения.

-знать математический знак сложения и вычитания



-уметь словесную формулировку действия переводить в запись математическими знаками




-уметь перечислить названия компонентов действия сложения и вычитания

Моделировать операции сложения и вычитания групп предметов с помощью предметных моделей, схематических рисунков, буквенной символики.

Записывать сложение и вычитание групп предметов с помощью знаков +, –, =.

Соотносить компоненты сложения и вычитания групп предметов с частью и целым, читать равенства

Выявлять и применять переместительное свойство сложения групп предметов.

Использовать ритмический счёт  до 20.

Применять правила поведения ученика на уроке в зависимости от функций учителя и оценивать своё умение это делать







11

('ложение. Перемести тельное свойство сложения.

1

Ознакомить с переместительиым свойством сложения; научить использовать его на практике при выполнении операции сложения различных предме-тов; формировать навыки самостоятельной работы при организации собственной деятельности

Сам. работа  к урокам 9-10

12

Вычитание. Компоненты вычитания

1

Ознакомить с опера-цией вычитания, новым математическим знаком «-», компонентами действия вычитания

Вычитание. Компоненты вычитания.

Знак «-».






13-14

Вычитание.

2

Тренировать в удалении из совокупности предметов одной ее части

Сам. работа  к урокам 11-12

15

Пространственные отношения: выше, ниже, внутри, слева, справа. Порядок

1

Расширять представления детей о пространственных отношениях; формировать умение ориентироваться в окружающей действительности; установить взаимосвязь между сложением и вычитанием

Часть и целое, соотношение между ними. Пространственновременные отношения: выше, ниже; раньше, позже; внутри, снаружи; слева, справа. Порядок.




Устанавливать взаимосвязи между частью и целым (сложением и вычитанием), фиксировать их с помощью буквенной символики (4 равенства).

Разбивать группы предметов на части  по заданному признаку (цвету, форме, размеру и т. д.).

Устанавливать пространственно-временные отношения, описывать последовательность событий и расположение объектов с использованием слов: раньше, позже, выше, ниже, вверху, внизу, слева, справа и др.

Упорядочивать события, располагая их в порядке следования (раньше, позже).

Упорядочивать объекты, устанавливать порядковый номер того или иного объекта при заданном порядке счёта.

Называть числа от 1 до 10 в прямом и обратном порядке.

Использовать ритмический счёт  до 20 и обратно.

Проявлять активность в учебной деятельности, и оценивать свою активность










16

Временные отношения: раньше, позже.

1

Ознакомить с отдельными временными понятиями; формировать навыки самостоятельной работы с самопроверкой по образцу

Сам. работа  к урокам.13-15


17

Контрольная работа к урокам 1-15

1

Провести мониторинг знаний учащихся

Применять изученные способы действий для решения задач в типовых и поисковых ситуациях.

Контролировать правильность и полноту выполнения изученных способов действий.

Выявлять причину ошибки и корректировать её, оценивать свою работу

К/р к урокам 1-15.

18

Работа над ошибками. Один - много

1

Ознакомить с понятиями «один», «много»      ,

Один - много.

19

Число и цифра 1

1

Ознакомить с числом 1 и цифрой 1; тренировать в написании цифры 1, соотносить ее с коли-чеством предметов

Число и цифра 1. Число и цифра 2.

уметь называть числа от 1 до 5 в  прямой и обратной последовательности


-уметь писать цифры от 1 до 5


-уметь называть числа: следующее за данным, стоящее перед данным, пропущенное в ряду


-уметь перечислить все способы получения чисел 2,3,4,5










-знать и уметь отличать геометрические фигуры: треугольник, четырёхугольник, пятиугольник






-уметь присчитывать и отсчитывать несколько единиц, пользуясь число-вым отрезком

Соотносить числа 1—6 с количеством предметов в группе, обобщать, упорядочивать заданные числа, определять место числа в последовательности чисел от 1 до 6.


Образовывать число прибавлением 1 к предыдущему числу или вычитанием 1 из последующего числа.

Писать цифры 1—6, соотносить цифру и число.


Сравнивать две группы предметов на основе составления пар.


Сравнивать числа в пределах 6 с помощью знаков =, ≠, >, <.


Моделировать сложение и вычитание чисел с помощью сложения и вычитания групп предметов.


Складывать и вычитать числа в пределах 6, соотносить числовые и буквенные равенства с наглядными моделями, находить в них части и целое, запоминать и воспроизводить по памяти состав чисел 2—6 из двух слагаемых, составлять числовые равенства и неравенства.


Строить числовой отрезок, с его помощью присчитывать и отсчитывать от заданного числа одну или несколько единиц.


Использовать числовой отрезок для сравнения, сложения и вычитания чисел.

Устно решать простейшие текстовые задачи на сложение и вычитание в пределах 6.


Описывать расположение объектов с использованием слов: длиннее, короче, шире, уже, толще, тоньше, за, перед и др.

Распознавать в предметах окружающей обстановки изучаемые геометрические фигуры, описывать их свойства, моделировать многоугольники (треугольник, четырехугольник, пятиугольник) из палочек, выделять вершины и стороны многоугольников.


Применять знания и способы действий в поисковых  ситуациях, находить способ решения нестандартной задачи.


Разбивать группу предметов на части по некоторому признаку, находить «лишний» предмет по какому-либо признаку.


Использовать ритмический счёт  до 30.


Работать в парах при совместной работе в учебной деятельности и оценивать своё умение это делать

20

Число и цифра 2

1

Ознакомить с числом 2 и цифрой 2; дать  представление о последующем числе

21

Число и цифра 3. Отрезок. Треугольник. Состав числа 3

1

Ознакомить с числом 3 и цифрой 3, научить  писать цифру 3; дать представление о треу-гольнике, количестве вершин, сторон и углов в треугольнике

Число и цифра 3. Состав числа 3. Отношения: длиннее, короче, одинаковые. Вершины и стороны треугольника.

22-23

Числа 1, 2, 3.

2

Формировать умение работать самостоятельно, четко выполнять поставленную учителем 1 задачу; дать представление о предыдущем      числе

Самостоятельная работа к урокам 16-20

24

Число и цифра 4. Различные виды четырех-угольников

1

Ознакомить с числом 4 и цифрой 4, научить  писать цифру 4; дать представление о квадра-те и четырехугольнике, количестве вершин, сторон и углов в прямоугольнике

Число и цифра 4. Состав числа 4.








Сложение и вычитание в пределах 4.




25

Сложение и вычитание в пределах 4

1

Формировать вычислительные навыки, учить использовать математи-ческую терминологию при чтении выражений

26

Состав числа 4. Сложение и вычитание в пределах 4

1

Ознакомить с составом числа 4; формировать вычислительные навыки

27

Числовой отрезок.

1

Ввести понятие «числовой отрезок», научить  им пользоваться для получения нового числа

Числовой отрезок. Сложение и вычитание на числовом отрезке.

Самостоятельная работа к урокам 22-25

28

Число и цифра 5. Состав числа 5. Сложение и вычитание в пределах 5. Пятиугольник

1

Ознакомить с числом 5 и цифрой 5, научить   писать цифру 5; дать представление о пяти-    угольнике, количестве вершин, сторон и углов в пятиугольнике                                        

Число и цифра 5. Состав числа 5. сложение и вычитание в пределах 5. Пятиугольник.

29

Состав числа 5. Параллелепи-пед. Куб. Пирамида

1

Ознакомить с геометрическими телами; формировать умение видеть в окружающей действи-тельности предметы, имеющие форму геометрических тел, с составом числа 5

30-31

Столько же (установление равночислен-ности двух совокупностей с помощью соответствия)

2

Ознакомить с понятием «столько же»; тренировать в использовании знаков «=» и «#»        

Столько же (установление равночисленности двух сово-купностей с помощью соответствия). Равенство и неравенство чисел. Сравнение чисел с помощью знаков « <» и «>».

-уметь сравнивать конк-ретные числа


-уметь располагать числа в заданной последовательности

-уметь записывать результат сравнения с помощью знаков  < и >










32

Числа 1,2, 3,4, 5  

1

Формировать навыки счета в пределах 5; систематизировать полученные знания

33

Знаки «>», «<». Сравнение чи-сел с помощью знаков

1

Ознакомить с новыми математическими знаками, тренировать в сравнении чисел

34-35

Число и цифра 6

2

Формировать умение работать самостоятельно; ознакомить с числом 6 и цифрой 6

Число и цифра 6. состав числа 6. Сложение и вычитание в пределах 6. Шестиугольник.

Точки и линии

-уметь перечислить все способы получения числа 6

- уметь называть числа от 1 до 6 в  прямой и обрат-ной последовательности

Самостоятельная работа к урокам 26-32.

36-37

Число и цифра 6. Сложение и вычитание в пределах 6. Точки и линии

2

Ознакомить с составом числа 6; дать представление о точке и линии; тренировать в вычерчивании линий

Сравнивать, складывать и вычитать числа в пределах 6, называть компоненты действий сложения и вычитания, находить неизвестные компоненты подбором, составлять числовые равенства и неравенства.

Моделировать выполняемые действия с помощью групп предметов и числового отрезка, запоминать и воспроизводить по памяти состав числе 2—6 из двух слагаемых.

Соотносить числовые и буквенные равенства с их наглядными моделями, находить в них части и целое.

Использовать числовой отрезок для сравнения, сложения и вычитания чисел в пределах 6.

Различать, изображать и называть точку, отрезок, прямую и кривую линии, замкнутую и незамкнутую линии, области и границы.

Применять знания и способы действий в поисковых  ситуациях.

Устно решать простейшие текстовые задачи на сложение и вычитание в пределах 6.

Использовать ритмический счёт  до 30.

Применять простейшие приёмы развития своего внимания и оценивать своё умение это делать

38

Компоненты сложения.

1

Отрабатывать взаимосвязь между компонентами действия сложения; формировать вычислительные навыки

Название компонентов сложения Нахождение неизвестных компонентов сложения (подбором)

уметь перечислить наз-вания компонентов дей-ствия сложения и вычи-тания





-уметь словесную фор-мулировку действия пе-реводить в запись мате-матическими знаками

39

Области и гра-ницы.

1

Ознакомить с понятиями «область», «граница», с картой своей области, ее границей

Замкнутые и незамкнутые линии. Области и границы.

40

Компоненты вычитания.

1

Тренировать в использовании математической терминологии; формировать вычислительные навыки

Название компонентов вычитания. Нахождение неизвестных компонентов вычитания (подбором).

Самостоятельная работа к урокам 33-38

.

41

Отрезок и его части

1

Провести мониторинг знаний учащихся по изученным темам .

Ознакомить с отрезком и его частями, тренировать в вычерчивании и сравнении отрезков, обозначении их буквами

Отрезок. Способы обозначения отрезка. Построение отрезка. Взаимосвязь между целым отрезком и его частями.

-уметь выделить признаки отрезка и показать его на несложных чертежах

-уметь построить отрезок

Контроль-ная работа к урокам 16-38

42

Число и цифра 7

1

Ознакомить с составом числа 7; формировать вычислительные навыки

Число и цифра 7. состав числа 7. сложение и вычитание в пределах 7. Ломаная линия. Многоу-гольник.

-уметь выделить признаки отрезка и показать его на несложных чертежах


-уметь построить отрезок


- уметь называть числа от 1 до 9 в  прямой и обрат-ной последовательности


-уметь писать цифры от 1 до 9

-уметь называть числа: следующее за данным, стоящее перед данным, пропущенное в ряду

-уметь перечислить все способы получения чисел от 2 до 9


-уметь читать и записывать выражения

-уметь сравнивать выра-жения

Соотносить числа 7—9 с количеством предметов в группе, обобщать, упорядочивать заданные числа, определять место числа в последовательности чисел от 1 до 9.

Писать цифры 7—9, соотносить цифры и числа.


Сравнивать, складывать и вычитать числа в пределах 9, составлять числовые равенства и неравенства.

Моделировать выполняемые действия с помощью групп предметов и числового отрезка, запоминать и воспроизводить по памяти состав чисел 7—9 из двух слагаемых.

Использовать числовой отрезок для сравнения, сложения и вычитания чисел в пределах 9.


Находить в числовых и буквенных равенствах части и целое, устно решать простейшие текстовые задачи на сложение и вычитание в пределах 9 на основе данного соотношения.


Распознавать и изображать отрезок, ломаные линии, многоугольник, устанавливать соотношения между целым отрезком и его частями.


Выявлять правила составления таблицы сложения,  составлять с их помощью таблицу сложения чисел в   пределах 9.


Выявлять и использовать для сравнения выражений связи между компонентами и результатами сложения и вычитания. Сравнивать разные способы сравнения выражений, выбирать наиболее удобный.


Систематизировать знания о сложении и вычитании чисел.


Обосновывать правильность выбора действий с помощью обращения к общему правилу.


Применять знания и способы действий в поисковых  ситуациях.


Устно решать простейшие текстовые задачи на сложение и вычитание в пределах 9.

Использовать ритмический счёт  до 40.

Спокойно относиться к затруднениям в своей учебной деятельности, грамотно их фиксировать и оценивать своё умение это делать (на основе применения эталона).


Применять правила, позволяющие сохранить здоровье при выполнении учебной деятельности, оценивать своё умение это делать

43

Ломаная линия. Замкнутые и незамкнутые линии. Многоугольник

1

Формировать представления о ломаной линии, ее звеньях; дать представление о замкнутых и незамкнутых ломаных линиях

Самостоятельная работа к урокам 1-3

44

Выражения. Составление выражений по рисункам

1

Формировать умение самостоятельно составлять по рисункам и записывать числовые выражения, а также находить их значения

Составление выражений по рисункам. Сравнение выражений.

45

Сравнение выражений

1

Формировать умение сравнивать выражения; использовать при этом математическую терминологию

46

Выражение.

1

Ознакомить с понятием «выражение»; тренировать умение отличать выражение от числа, равенства и неравенства

Самостоятель-ная работа к урокам 4-6

47

Число и цифра 8. Числа от 1 до 8. Сложение и вычитание в пределах 8

1

Ознакомить с числом 8 и цифрой 8; формировать вычислительные навыки

Число и цифра 8. состав числа 8. сложение и вычитание в пределах 8.

48

Числа от 1 до 8.

1

Ознакомить с составом числа 8; формировать умение самостоятельно применять полученные знания

Самостоятель-ная работа к урокам 7-9

49

Число и цифра 9. Состав числа 9. Сложение и вычитание в пределах 9

1

Ознакомить с числом 9 и цифрой 9; формировать вычислительные навыки; готовить к введению задач

Число и цифра 9. состав числа 9.

50

Таблица сложения. Сложение и вычитание в пределах 9

1

Ознакомить с таблицей сложения, организовать работу в группах для составления таблицы сложения

Треугольная таблица сложения. Сложение и вычитание в пределах 9.  Изменение результатов арифметических действий в зависимости от изменения компонентов.

уметь выполнять действия сложения и вычитания в пределах 9, опираясь на знание таблицы

51

Компоненты сложения. Изме-нение результа-тов арифмети-ческих действий в зависимости от изменения компонентов действий

1

Закрепить знания уча-щихся о зависимости между компонентами и результатами действия сложения; формировать умение записывать числа, сравнивать их; выполнять сложение и вычитание с использованием числового отрезка

52

Компоненты вычитания.

1

Тренировать умение установления взаимосвязи между компонентами действия вычитания; формировать умение работать самостоятельно

Самостоятельная работа к урокам 10-13

53

Части фигур. Соотношение между целым и частью

1

Провести мониторинг знаний учащихся по изученному материалу Формировать представ-ление учащихся о разбиении предметов на части; развивать умение устанавливать взаимо-связь между целой фигурой и се частями






Разбиение фигур на части. Сос-тавление целой фигуры из частей. Соотношение между целым и частью.








-уметь разбивать фигуры на части и составлять целую фигуру из частей

Выявлять свойства нуля с помощью наглядных моделей, применять данные свойства при сравнении, сложении и вычитании чисел.


Писать цифру 0, соотносить цифру и число 0, записывать свойства нуля в буквенном виде.


Выполнять сложение и вычитание чисел в пределах 9.


Устно решать простейшие текстовые задачи на сложение и вычитание в пределах 9.

Устанавливать взаимосвязь между целой фигурой и её частями, фиксировать эту взаимосвязь с помощью буквенных равенств.


Выполнять задания творческого и поискового характера, применять  знания и способы действий в изменённых условиях.


Использовать ритмический счёт  до 40.

Проявлять терпение в учебной деятельности, работать в группах при совместной работе, и оценивать свои умения это делать

54

Части фигур. Разбиение фигур на части

1

Формировать вычислительные навыки в пределах первого десятка; тренировать умение делить предметы на части и наоборот - из отдельных частей составлять целое; ознакомить с танграмом

55

Число и цифра 0. Свойства нуля

1

Ознакомить с понятием «пустое множество», с числом 0 и цифрой 0

Число и цифра 0. свойства нуля.

-знать свойства нуля

56

Число и цифра 0

1

Закреплять знания о свойствах нуля и выполнение операций сложения и вычитания с нулем

57

Самостоятельная работа к урокам 14—18

1

Формировать умение самостоятельно применять полученные знания, определять место за-труднения и причины его возникновения, учить находить выход из затруднения при помощи метода перебора (формирование вариативного мышления)

Самостоятельная работа к урокам 14—18

58-59

Равные фигуры

2

Ознакомить с понятием «равные фигуры», тренировать в определении равных фигур; формировать вычислительные навыки

Равные фигуры.

Кубик Рубика

-уметь разбивать фигуры на части и составлять целую фигуру из частей

Исследовать разные способы обозначения чисел, обобщать.

Устанавливать равенство и неравенство геометрических фигур, разбивать фигуры на части, составлять из частей, конструировать из палочек.

Моделировать разнообразные ситуации расположения объектов в пространстве и на плоскости.

Выполнять сложение и вычитание чисел в пределах 9.

Устно решать простейшие текстовые задачи на сложение и вычитание в пределах 9. 

Применять полученные знания и способы действий в изменённых условиях.

Выполнять задания поискового и творческого характера.

Подбирать в равенствах неизвестные компоненты действий.

Использовать ритмический счёт  до 50.

Фиксировать последовательность действий на первом шаге учебной деятельности и оценивать своё умение это делать

60

Волшебные цифры. Римс-кие цифры. Алфавитная нумерация.

1

Воспитывать у учащихся интерес к математике; формировать математическое и логическое мышление

Цифры и числа. Римские цифры. Алфавитная нумерация.

- уметь отличать число и цифру

Самостоятельная работа к урокам 19-22

61

Контрольная работа I полугодия

1

Провести мониторинг знаний учащихся, чтобы определить, насколько хорошо ученики усвоили изученный материал

Применять изученные способы действий для решения задач в типовых и поисковых ситуациях.

Контролировать правильность и полноту выполнения изученных способов действий.

Выявлять причину ошибки и корректировать её, оценивать свою работу

62

Задача; озна-комление с частями и данными задачи. Задачи с неполными, лишними или нереальными данными

1

Закреплять знание терминологии, связанной с задачей; формировать умение определять недостающие или лишние данные в задачи; способствовать развитию логического и конвергентного мышления

Задача (условие, вопрос, схема, выражение, ответ). Задачи с неполными, лишними и нереальными данными.








Решение простых задач на сложение и вычитание. Обратная задача.

- уметь решать задачи, пользуясь алгоритмом

-уметь делать краткую запись в виде схемы

Выделять задачи из предложенных текстов.

Моделировать условие задачи с помощью предметов, схематических рисунков и схем, выявлять известные и неизвестные величины, устанавливать между величинами отношения части и целого, «больше (меньше) на …», использовать понятия «часть», «целое», «больше (меньше) на …», «увеличить (уменьшить) на …» при составлении схем, записи и обосновании числовых выражений.


Определять, какое из чисел больше (меньше) и на сколько.

Решать простые задачи на сложение, вычитание и разностное сравнение чисел в пределах 9, составлять к ним выражения, объяснять и обосновывать выбор действия в выражении, находить обобщённые способы решения и представлять их в виде правил (эталонов), составлять обратные задачи.


Анализировать задачи, определять корректность формулировок, дополнять условие задачи недостающими данными или вопросом.


Выполнять задания поискового и творческого характера.


Составлять задачи по рисункам, схемам, выражениям.


Выполнять перебор всех возможных вариантов объектов и комбинаций, удовлетворяющих заданным условиям.


Использовать ритмический счёт  до 60.

Определять цель выполнения домашнего задания, применять правила взаимодействия со взрослыми при выполнении домашнего задания, и оценивать своё умение это делать

63

Задача. Реше-ние простых задач на сложе-ние и вычита-ние. Обратные задачи

1

Ознакомить с понятием «обратные задачи»; формировать вычислительные навыки





- уметь решать задачи, пользуясь алгоритмом





-уметь делать краткую запись в виде схемы

64

Задача. Само-стоятельное составление задач по рисункам и схемам

1

Формировать умение самостоятельно выбирать способ записи условия и решения задачи, обосновывать с помо-щью математической терминологии выбранный способ решения задачи

65

Задача.

1

Тренировать навыки самостоятельной работы при решении задач, умение правильно и последовательно организовывать собственную деятельность при выполнении задания

Самостоятельная работа к урокам 23-26

66

Сравнение чисел (больше на..., меньше на...)

1

Ознакомить с задачами на разностное сравнение

Сравнение чисел (больше на..., меньше на ...).







 Задачи на разностное сравнение.


Задачи на нахождение меньшего или большего числа по известному другому числу и разнице (в прямой и косвенной форме).

-знать правило сравнения чисел













- уметь решать задачи на разностное сравнение, пользуясь алгоритмом

67

Задачи на сравнение

1

Тренировать в применении правила на разностное сравнение чисел

68

Задачи на сравнение

1

Формировать умение решать задачи на нахождение большего числа по известному меньшему числу и разности; ввести понятие «задача в косвенной форме»

69

Задачи на сравнение

1

Формировать умение решать задачи, закреплять навыки счета в пределах первого десятка

70

Задачи на сравнение.

1

Тренировать в решении задач; формировать умение работать самостоятельно с дальнейшей самопроверкой по образцу

Самостоятельная работа к урокам 27-32

71

Контрольная работа к урокам 14-32

1

Провести мониторинг знаний учащихся по изученным

Применять изученные способы действий для решения задач в типовых и поисковых ситуациях.

Контролировать правильность и полноту выполнения изученных способов действий.

Выявлять причину ошибки и корректировать её, оценивать свою работу

Контрольная работа к урокам 14-32

72

Рефлексия зна-ний учащихся; закрепление изученного материала

1

Провести анализ письменной работы, устранить пробелы в знаниях учащихся

73

Величины и их измерение. Длина. Едини-цы измерения; работа над ошибками

1

Ознакомить с понятием «величина»; тренировать умение выполнять изме-рения с помощью измерительных приборов; ознакомить с различными приемами измерения длин отрезков

Величины (длина, масса, объём) и их измерение. Единица измерения (мерка). Сантиметр. Килограмм. Литр. Свойства величин.











Величины (длина, масса, объём) и их измерение. Единица измерения (мерка). Сантиметр. Килограмм. Литр. Свойства величин.

--знать величины и единицы их измерения



74

Величины. Длина. Сантиметр

1

Ознакомить с новой единицей измерения -сантиметром; тренировать в измерении и построении отрезков заданной длины, сравнивать отрезки










-уметь практически измерять величины: длину, массу, объём различными мерками

Сравнивать предметы по длине, массе и объёму (вместимости); определять корректность сравнения (единые мерки).

Выявлять общий принцип измерения величин, использовать его для измерения длины, массы и объёма.

Выявлять свойства величин (длины, массы, объёма), их аналогию со свойствами чисел, записывать свойства чисел и величин в буквенном виде.

Упорядочивать предметы по длине (на глаз, наложением, с использованием мерок), массе и объёму (вместимости) в порядке увеличения (уменьшения) значения величины.

Измерять длину отрезков с помощью линейки и выражать их длину в сантиметрах, находить периметр многоугольника.

Чертить отрезки заданной длины в сантиметрах, взвешивать предметы (в килограммах), измерять вместимость сосудов в литрах.

Сравнивать, складывать и вычитать значения длины, массы и вместимости.

Моделировать с помощью схем, анализировать,  планировать решение и решать составные задачи на нахождение целого, когда одна из частей неизвестна.

Записывать способы действий с помощью алгоритмов, использовать алгоритмы при решении задач.

Строить и обосновывать высказывания с помощью обращения к общему правилу (алгоритму).

Выполнять задания поискового и творческого характера.

Использовать ритмический счёт  до 60.

Определять цель пробного учебного действия на уроке, фиксировать индивидуальное затруднение во внешней речи и оценивать своё умение это делать

75

Длина.

1

Формировать умение выполнять операции сложения и вычитания с именованными числами

Самостоятельная работа к урокам 1 -3

76

Масса. Килограмм

1

Ознакомить с единицами массы; ввести понятие «килограмм»

77

Масса

1

Ознакомить с величиной «масса»; формировать умение применять единицы измерения массы, сравнивать предметы по весу и массе

78

Объем. Литр

1

Ознакомить с понятиями «емкость», «объем», «литр»;тренировать в выполнении операций сложения и вычитания с именованными числами

79-81

Свойства величин

3

Отрабатывать вычислительные навыки с именованными числами

Ознакомить с решением задач в два действия на нахождение целого

Самостоятельная работа к урокам 4-9

82

Решение задач

1

Тренировать в решении задач изученных видов

Моделировать ситуации, иллюстрирующие арифметическое действие и ход его выполнения.



Выявлять общие способы решения уравнений с неизвестным слагаемым, уменьшаемым, вычитаемым, записывать построенные способы в буквенном виде и с помощью алгоритмов.



Решать уравнения данного вида, обосновывать и комментировать их решение на основе взаимосвязи между  частью и целым, пошагово проверять правильность решения, используя алгоритм.



Выполнять задания поискового и творческого характера.






Использовать ритмический счёт  до 70.

Обдумывать ситуацию при возникновении затруднения (выходить в пространство рефлексии) и оценивать своё умение это делать

83

Уравнения. Простейшие уравнения с предметами, фигурами, чис-лами, решае-мые на основе соотношения между частью и целым

1

Ознакомить с понятием «уравнение»; формировать умение решать уравнения с неизвестным слагаемым

Простейшие уравнения с предметами, фигурами, числами, решаемые на основе соотношения между частью и целым.

-уметь решать уравнения вида:

а+х=в,  

 а-х=в,

х-а=в

 (на уровне навыка)

84

Уравнения

1

Тренировать в решении уравнений на нахождение неизвестного слагаемого

85

Уравнения.

1

Закрепить умение решать уравнения на нахождение неизвестного слагаемого

Самостоятельная работа к урокам 10-13

86

Уравнения

1

Ознакомить с уравнениями на нахождение неизвестного вычитаемого; показать при этом вза-имосвязь целого и части

87

Уравнения.

1

Тренировать в решении уравнений с неизвестным уменьшаемым на основе знания взаимосвязи целого и части

Самостоятельная работа к урокам 14- 15

88

Уравнения

1

Тренировать в решении уравнений с неизвестным уменьшаемым

89

Уравнения.

1

Закреплять умение решать уравнения изученных видов, тренировать способность работать самостоятельно, используя метод пере-бора при выполнении задания

Самостоятельная работа к урокам 16-18

90

Единицы счета

1

Ознакомить с укрупненными единицами счета - коробками, пачками, пучками и т. д.; форми-ровать вычислительные навыки



Счёт коробками, ящиками, пачками и т.д. сравнение укрупнённых единиц счёта и действия с ними.

91

Единицы счета

1

Тренировать умение решать задачи с укрупненными единицами измерения

92

Контрольная работа к урокам 1-18

1

Провести контроль и учет знаний учащихся с целью выявления пробелов в знаниях

Применять изученные способы действий для решения задач в типовых и поисковых ситуациях.

Контролировать правильность и полноту выполнения изученных способов действий.

Выявлять причину ошибки и корректировать её, оценивать свою работу

Контроль-ная работа к урокам 1-18

93

Работа над ошибками. Число 10

1

Провести рефлексию знаний учащихся, устранить пробелы в знаниях; ознакомить с записью двузначного числа 10

Число 10. Состав числа 10. Сложение и вычитание в пределах 10.

-уметь выполнять действия сложения и вычитания в пределах 10, опираясь на знание таблицы

Исследовать ситуации, требующие перехода от одних единиц измерения к другим.

Строить графические модели чисел, выраженных в укрупнённых единицах счёта, сравнивать данные числа, складывать и вычитать, используя графические модели.

Называть, записывать, складывать и вычитать круглые числа, строить их графические модели.

Образовывать, называть, записывать число 10, запоминать его состав, сравнивать, складывать и вычитать числа в пределах 10.

Решать составные задачи на нахождение части (целоене известно)

Составлять задачи по рисункам, схемам, выражениям, определять корректность формулировок задач.

Записывать способы действий с помощью алгоритмов, использовать алгоритмы при решении задач и примеров.

Преобразовывать, сравнивать, складывать и вычитать длины отрезков, выраженные в сантиметрах и дециметрах.

Распознавать монеты 1 к., 2 к., 5 к., 10 к., 1 р., 2 р., 10 р. и купюры 10 р., 50 р., складывать и вычитать стоимости.

Наблюдать зависимости между компонентами и результатами арифметических действий, использовать их для упрощения вычислений.

Выполнять задания поискового и творческого характера.

Использовать ритмический счёт  до 70.

Выявлять причину затруднения в учебной деятельности и оценивать своё умение это делать

94

Число 10

1

Тренировать в составлении и записи состава числа 10

Самостоятельная работа к урокам 19-23

95

Число 10.

1

Формировать умение решать задачи с включением новых знаний по составу числа 10

96

Решение задач.

1

Формировать счет в пределах 10; тренировать умение решать задачи и уравнения

Самостоятельная работа к урокам 24-25

97

Счет десятками. Десяток. Наглядное изображение десятка

1

Ввести понятие новой счетной единицы -десятка; закреплять знание состава числа 10

Счёт десятками.




 Наглядное изображение десятков. Запись и название круглых чисел. Дециметр.

уметь записывать и на-зывать круглые числа

Образовывать числа второго десятка из одного десятка и нескольких единиц.

Называть и записывать двузначные числа в пределах 20, строить их графические модели, представлять в виде суммы десятка и единиц, сравнивать их, складывать и вычитать (без перехода через разряд).

98

Круглые числа. Запись и название круглых чисел.

1

Ознакомить учащихся с названием десятков в пределах первой сотни

Самостоятельная работа к урокам 26-29

99

Контрольная работа к урокам 19-29

1

Провести контроль знаний учащихся

Применять изученные способы действий для решения задач в типовых и поисковых ситуациях.

Контролировать правильность и полноту выполнения изученных способов действий.

Выявлять причину ошибки и корректировать её, оценивать свою работу

Контроль-ная работа к урокам 19-29

 100

Дециметр. Счет десятками и единицами

1

Ознакомить с новой единицей измерения -дециметром; тренировать в вычерчивании, сравнении отрезков; формировать умение выполнять операции сложения и вычитания с именованными числами

Образовывать, называть и записывать двузначные числа в пределах 100, строить их графические модели, объяснять десятичное значение цифр, представлять в виде суммы десятков и единиц, упорядочивать,  сравнивать, складывать и вычитать (без перехода через разряд). 

Моделировать ситуации, иллюстрирующие арифметическое действие и ход его выполнения.

Строить алгоритмы изучаемых действий с числами, использовать их для вычислений, самоконтроля и   коррекции своих ошибок.

Сравнивать, складывать и вычитать значения величин, исследовать ситуации, требующие перехода от одних единиц длины к другим, преобразовывать единицы длины, выраженные в дециметрах и сантиметрах, на основе соотношения между ними.

Решать простые и составные задачи изученных видов, сравнивать условия различных задач и их решения, выявлять сходство и различие.

Решать уравнения с неизвестным слагаемым, уменьшаемым, вычитаемым на основе взаимосвязи между частью и целым, комментировать решение и пошагово проверять его правильность.

Исследовать ситуации, требующие сравнения числовых выражений.

Обосновывать правильность выполненного действия с помощью обращения к общему правилу и с помощью обратного действия.

Устанавливать правило, по которому  составлена  числовая последовательность, продолжать её, восстанавливать пропущенные в ней числа.

Выполнять задания поискового и творческого характера.

Использовать ритмический счёт  до 80.

Проявлять честность в учебной деятельности и оценивать своё умение это делать

101

Название чисел до двадцати. Наглядное изображение двузначных чисел

1

Ознакомить с названием чисел второго десятка; показать их образование

Счёт десятками и единицами. Запись и назва-ние чисел до 20. Сложение и вычитание в пределах 20 без перехода через разряд.


- уметь называть числа от 11 до 20 в  прямой и обратной последовательности

-уметь записывать и чи-тать числа от 11 до 20

-уметь представлять лю-бое число как сумму двух слагаемых, одно из кото-рых 10

-уметь решать примеры, опираясь на знание таб-личных случаев сложе-ния и вычитания  в пределах 20

102

Нумерация чи-сел второго де-сятка. Нагляд-ное изображе-ние чисел вто-рого десятка

1

Формировать умение правильно называть числа второго десятка, последующие и предыдущие числа

103

Нумерация чисел до двад-цати и запись.

1

Тренировать в записи чисел второго десятка, сравнении чисел

104

Нумерация двузначных чисел

1

Закреплять знание нумерации чисел второго десятка; формировать умение складывать и вычитать в пределах второго десятка без перехода через разряд

Самостоятельная работа к урокам 30-33

105

Нумерация двузначных чисел. Сложение и вычитание в пределах 20 без перехода через разряд

1

Формировать умение складывать и вычитать числа в пределах 20 без перехода через разряд, применять математическую терминологию

106

Нумерация двузначных чисел. Сравнение двузначных чисел

1

Способствовать развитию математического мышления; формировать вычислительные навыки в пределах второго десятка

Счёт десятками и единицами. Запись и назва-ние чисел до 20. Сложение и вычитание в пределах 20 без перехода через разряд

-уметь складывать и вычитать двузначные числа без перехода через десяток.

-уметь сравнивать двузначные числа.

107

Сложение и вычитание дву-значных чисел без перехода через разряд

1

Тренировать в сложении и вычитании чисел второго десятка без перехода через разряд; фор-мировать умение решать составные задачи

108

Таблица сложения

1

Ознакомить с таблицей сложения однозначных чисел с переходом через разряд; формировать вычислительные навыки, умение решать составные задачи, уравнения

Выявлять правила составления таблицы сложения, составлять с их помощью таблицу сложения чисел в пределах 20, анализировать её данные.

Моделировать сложение и вычитание с переходом через десяток, используя счётные палочки, графические модели (треугольники и точки).


Строить алгоритмы сложения и вычитания чисел в пределах 20 с переходом через разряд, применять их для вычислений, самоконтроля и коррекции своих ошибок, обосновывать с их помощью правильность своих действий.

Запоминать и воспроизводить по памяти состав чисел 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18 из двух однозначных слагаемых.


Сравнивать разные способы вычислений, выбирать наиболее рациональный способ.


Наблюдать и выявлять зависимости между компонентами и результатами сложения и вычитания, выражать их в речи, использовать для упрощения вычислений.


Решать простые и составные задачи (2—3 действия).


Решать изученные типы уравнений с комментированием по компонентам действий.


Обосновывать правильность выбора действий с помощью обращения к общему правилу, выполнять самоконтроль, обнаруживать и устранять ошибки (в вычислениях и логического характера).


Устанавливать правило, по которому  составлена  числовая последовательность, продолжать её, восстанавливать пропущенные в ней числа.


Выполнять задания поискового и творческого характера.

Использовать ритмический счёт  до 90.


Проявлять доброжелательность в учебной деятельности и оценивать своё умение это делать

109

Сравнение двузначных чисел

1

Тренировать в сравнении двузначных чисел

Самостоятельная работа к урокам 34-36

110

Самостоятельная работа к урокам 37-39

1

Формировать навыки самостоятельной работы по изученной теме

-уметь выполнять сложение и  вычитание в пределах 20 с переходом через десяток

111

Таблица сложения. Сложение и вычитание однозначных чисел с переходом через разряд

1

Закреплять знание приема сложения однозначных чисел с переходом через разряд

Сложение и вычитание в пределах 20 с перехом через разряд.

112

Самостоятельная работа к урокам 40-43

1

Формировать умение самостоятельно применять знание таблицы сложения однозначных чисел с переходом через разряд

-уметь выполнять  сложение и вычитание в пределах 20 с переходом через десяток

113

Таблица сложения. Сложение и вычитание однозначных чисел с переходом через разряд

1

Тренировать в применении таблицы сложения с переходом через разряд; решать задачи изученных видов с включением новых знаний

114

Таблица сложения. Решение текстовых задач

1

Ознакомить с приемом вычитания в пределах второго десятка с переходом через разряд

Решение текстовых задач на сложение и вычитание.            

-уметь решать  задачи на сложение и вычитание.

115

Таблица сложения. Решение текстовых задач

1

Закрепить изученные приемы сложения и вычитания однозначных чисел с переходом через разряд; тренировать в решении текстовых задач изученных видов

116

Таблица сложения

1

Тренировать в решении уравнений и задач

117

Самостоятельная работа к урокам 44 45

1

Формировать умение применять самостоятельно полученные знания по сложению и вычитанию однозначных чисел с переходом через разряд

118

Таблица сложения

1

Формировать умение самостоятельно производить анализ задач, применять математическую терминологию при решении уравнений

119

Повторение изученного материала. Самостоятельная работа к урокам 46-48

1

Тренировать в решении задач, уравнений, нахождении значений выражений с переходом через разряд

120

Повторение изученного материала

1

Закрепить изученный .материал, выявлять пробелы в знаниях учащихся с последующей их корректировкой

121

Контрольная работа к урокам 30-48

1

Провести мониторинг знаний учащихся

Применять изученные способы действий для решения задач в типовых и поисковых ситуациях.

Контролировать правильность и полноту выполнения изученных способов действий.

Выявлять причину ошибки и корректировать её, оценивать свою работу

Контрольная работа к урокам 30-48

122

Повторение изученного материала; работа над ошибками

1

Закрепить изученный материал, провести рефлексию знаний учащихся с целью устранения пробелов в знаниях

Повторять и систематизировать полученные знания.

Применять изученные способы действий для решения задач в типовых и поисковых ситуациях, обосновывать правильность выполненного действия с помощью обращения к общему правилу.


Пошагово контролировать выполняемое действие, при необходимости  выявлять причину ошибки и корректировать её.


Собирать информацию в справочной литературе, интернет-источниках о старинных единицах измерения длины, массы, объёма, составлять по полученным данным задачи и вычислительные примеры, составлять «Задачник 1 класса».


Работать в группах: распределять роли между членами группы, планировать работу, распределять виды работ, определять сроки, представлять результаты с помощью сообщений, рисунков, средств ИКТ, оценивать результат работы.


Систематизировать свои достижения, представлять их, выявлять свои проблемы, планировать способы их решения

123

Переводная контрольная работа

1

Проверить знания учащихся в соответствии со стандартом начального образования

к/р

124

Работа над ошибками; повторение изученного материала

1

Провести анализ контрольной работы; показать причины допущенных ошибок; показать путь их устранения

125

Итоговая контрольная работа

1

Провести мониторинг знаний учащихся 1 класса

к/р

126

Итоговое повторение

1

Повторить числовую линию

127

Итоговое повторение

1

Повторить сравнение чисел, выражений

128

Итоговое повторение

1

Повторить решение задач

129

Итоговое повторение

1

Повторить геометрический материал

130

Итоговое повторение

1

Повторить решение уравнений

131

Итоговое повторение

1

Формировать вычислительные навыки в пределах 20

132

Итоговое повторение

1

Повторить решение составных задач

Пояснительная записка

Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.

Цели и задачи курса математики  для 1—4 классов начальной школы

Основными целями курса математики для 1—4 классов в соответствии с требованиями ФГОС НОО являются:

  • формирование у учащихся основ умения учиться;
  • развитие их мышления, качеств личности, интереса к математике;
  • создание для каждого ребёнка возможности достижения высокого уровня математической подготовки.

Соответственно задачами данного курса являются:

1) формирование у учащихся способностей к организации своей учебной деятельности посредством освоения личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий;

2) приобретение опыта самостоятельной математической деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению;

3) формирование специфических для математики качеств мышления, необходимых человеку для полноценного функционирования в современном обществе, и, в частности, логического, алгоритмического и эвристического мышления;

4) духовно-нравственное развитие личности, предусматривающее с учётом специфики начального этапа обучения математике принятие нравственных установок созидания, справедливости, добра, становление основ гражданской российской идентичности, любви и уважения к своему Отечеству;

5) формирование математического языка и математического аппарата как средства описания и исследования окружающего мира и как основы компьютерной грамотности;

6) реализация возможностей математики в формировании научного мировоззрения учащихся, в освоении ими научной картины мира с учётом возрастных особенностей учащихся;

7) овладение системой математических знаний, умений и навыков, необходимых для повседневной жизни и для продолжения образования в средней школе;

8) создание здоровьесберегающей информационно-образовательной среды.

Общая характеристика курса

Содержание курса математики строится на основе:

  • системно-деятельностного подхода, методологическим основанием которого является общая теория деятельности (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Г. П. Щедровицкий, О. С. Анисимов и др.);
  • системного подхода к отбору содержания и последовательности изучения математических понятий, где в качестве теоретического основания выбрана система начальных математических понятий (Н. Я. Виленкин);
  • дидактической системы деятельностного метода

Структура уроков по ТДМ (технология деятельностного метода), на которых учащиеся открывают новое знание, имеет следующий вид:

1. Мотивация к учебной деятельности. Данный этап процесса обучения предполагает осознанное вхождение учащихся в пространство учебной деятельности на уроке. С этой целью организуется их мотивирование на основе механизма «надо — хочу — могу».

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии. На данном этапе организуется подготовка учащихся к открытию нового знания, выполнение ими пробного учебного действия, фиксация индивидуального затруднения. Завершение этапа связано с организацией обдумывания учащимися возникшей проблемной ситуации.

3. Выявление места и причины затруднения. На данном этапе учитель организует выявление учащимися места и причины возникшего затруднения на основе анализа проблемной ситуации.

4. Построение проекта выхода из затруднения. Учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель, формулируют тему, выбирают способ, строят план достижения цели и определяют средства. Этим процессом руководит учитель.

5. Реализация построенного проекта. На данном этапе осуществляется реализация построенного проекта: обсуждаются различные варианты, предложенные учащимися, и выбирается оптимальный вариант, который фиксируется вербально и знаково (в форме эталона). Построенный способ действий используется для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение. В завершение уточняется общий характер нового знания и фиксируется преодоление возникшего затруднения.

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. На данном этапе учащиеся в форме коммуникативного взаимодействия (фронтально, в парах, в группах) выполняют типовые задания на освоение нового способа действий с проговариванием алгоритма решения вслух.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. В завершение организуется рефлексия хода реализации построенного проекта и контрольных процедур.

Эмоциональная направленность этапа состоит в организации для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.

8. Включение в систему знаний и повторение. На данном этапе выявляются границы применимости нового знания и выполняются задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг. Таким образом, происходит, с одной стороны, формирование навыка применения изученных способов действий, а с другой — подготовка к введению в будущем следующих тем.

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока). На данном этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности. В завершение соотносятся поставленная цель и результаты, фиксируется степень их соответствия и намечаются дальнейшие цели деятельности.

Место курса в учебном плане

Курс разработан в соответствии с базисным учебным (образовательным) планом общеобразовательных учреждений РФ.

На изучение математики отводится по 4 ч в неделю, всего в 1 классе 132 ч.

Результаты изучения курса

Содержание курса математики обеспечивает реализацию следующих личностных, метапредметных и предметных результатов:

Личностные результаты

1. Становление основ гражданской российской идентичности, уважения к своей семье и другим людям, своему Отечеству, развитие морально-этических качеств личности, адекватных полноценной математической деятельности.

2. Целостное восприятие окружающего мира, начальные представления об истории развития математического знания, роли математики в системе знаний.

3. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся мире на основе метода рефлексивной самоорганизации.

4. Принятие социальной роли ученика, осознание личностного смысла учения и интерес к изучению математики.

5. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, способность к рефлексивной самооценке собственных действий и волевая саморегуляция.

6. Освоение норм общения и коммуникативного взаимодействия, навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками, умение находить выходы из спорных ситуаций.

7. Мотивация к работе на результат как в исполнительской, так и в творческой деятельности.

8. Установка на здоровый образ жизни, спокойное отношение к ошибке как рабочей ситуации, требующей коррекции; вера в себя.

Метапредметные результаты

1. Умение выполнять пробное учебное действие, в случае его неуспеха грамотно фиксировать своё затруднение, анализировать ситуацию, выявлять и конструктивно устранять причины затруднения.

2. Освоение начальных умений проектной деятельности: постановка и сохранение целей учебной деятельности, определение наиболее эффективных способов и средств достижения результата, планирование, прогнозирование, реализация построенного проекта.

3. Умение контролировать и оценивать свои учебные действия на основе выработанных критериев в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

4. Опыт использования методов решения проблем творческого и поискового характера.

5. Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.

6. Способность к использованию знаково-символических средств математического языка и средств ИКТ для описания и исследования окружающего мира (представление информации, создание моделей изучаемых объектов и процессов, решение коммуникативных и познавательных задач и др.) и как базы компьютерной грамотности.

7. Овладение различными способами поиска (в справочной литературе, образовательных интернет-ресурсах), сбора, обработки, анализа, организации и передачи информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами, умение готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением.

8. Формирование специфических для математики логических операций (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация, аналогия, установление причинно-следственных связей, построение рассуждений, отнесение к известным понятиям), необходимых человеку для полноценного функционирования в современном обществе; развитие логического, эвристического и алгоритмического мышления.

9. Овладение навыками смыслового чтения текстов.

10. Освоение норм коммуникативного взаимодействия в позициях «автор», «критик», «понимающий», готовность вести диалог, признавать возможность и право каждого иметь своё мнение, способность аргументировать свою точку зрения.

11. Умение работать в паре и группе, договариваться о распределении функций в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; стремление не допускать конфликты, а при их возникновении — готовность конструктивно их разрешать.

12. Начальные представления о сущности и особенностях математического знания, истории его развития, его обобщённого характера и роли в системе знаний.

13. Освоение базовых предметных и межпредметных понятий (алгоритм, множество, классификация и др.), отражающих существенные связи и отношения между объектами и процессами различных предметных областей знания.

14. Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Математика».

Предметные результаты

1. Освоение опыта самостоятельной математической деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач.

2. Использование приобретённых математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также оценки их количественных и пространственных отношений.

3. Овладение устной и письменной математической речью, основами логического, эвристического и алгоритмического мышления, пространственного воображения, счёта и измерения, прикидки и оценки, наглядного представления данных и процессов (схемы, таблицы, диаграммы, графики), исполнения и построения алгоритмов.

4. Умение выполнять устно и письменно арифметические действия с числами, составлять числовые и буквенные выражения, находить их значения, решать текстовые задачи, простейшие уравнения и неравенства, исполнять и строить алгоритмы, составлять и исследовать простейшие формулы, распознавать, изображать и исследовать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, диаграммами и графиками, множествами и цепочками, представлять, анализировать и интерпретировать данные.

5. Приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач.

6. Приобретение первоначальных представлений о компьютерной грамотности.

7. Приобретение первоначальных навыков работы на компьютере

Содержание курса

1 класс (4 ч в неделю, всего 132 ч)

Числа и арифметические действия с ними (70 ч). Группы предметов или фигур, обладающих общим свойством. Составление группы предметов по заданному свойству (признаку). Выделение части группы.

Сравнение групп предметов с помощью составления пар: больше, меньше, столько же, больше (меньше) на … порядок.

Соединение групп предметов в одно целое (сложение). Удаление части группы предметов (вычитание). Переместительное свойство сложения групп предметов. Связь между сложением и вычитанием групп предметов.

Аналогия сравнения, сложения и вычитания групп предметов со сложением и вычитанием величин.

Число как результат счёта предметов и как результат измерения величин.

Названия, последовательность и обозначение чисел от 1 до 9. Наглядное изображение чисел совокупностями точек, костями домино, точками на числовом отрезке и т. д. Предыдущее и последующее число. Количественный и порядковый счёт. Чтение, запись и сравнение чисел с помощью знаков , , >, <.

Сложение и вычитание чисел. Знаки сложения и вычитания. Название компонентов сложения и вычитания. Наглядное изображение сложения и вычитания с помощью групп предметов и на числовом отрезке. Связь между сложением и вычитанием. Зависимость результатов сложения и вычитания от изменения компонентов. Разностное сравнение чисел (больше на ..., меньше на ...). Нахождение неизвестного слагаемого, уменьшаемого, вычитаемого.

Состав чисел от 1 до 9. Сложение и вычитание в пределах 9. Таблица сложения в пределах 9 («треугольная»).

Римские цифры. Алфавитная нумерация. «Волшебные» цифры.

Число и цифра 0. Сравнение, сложение и вычитание с числом 0.

Число 10, его обозначение, место в числовом ряду, состав. Сложение и вычитание в пределах 10.

Монеты  1 к., 5 к., 10 к., 1 р., 2 р., 5 р., 10 р.

Укрупнение единиц счёта и измерения. Счёт десятками. Наглядное изображение десятков с помощью треугольников. Чтение, запись, сравнение, сложение и вычитание круглых десятков (чисел с нулями на конце, выражающих целое число десятков).

Счёт десятками и единицами. Наглядное изображение двузначных чисел с помощью треугольников и точек. Запись и чтение двузначных чисел, представление их в виде суммы десятков и единиц. Сравнение двузначных чисел. Сложение и вычитание двузначных чисел без перехода через разряд. Аналогия между десятичной системой записи чисел и десятичной системой мер.

Таблица сложения однозначных чисел в пределах 20 («квадратная»). Сложение и вычитание в пределах 20 с переходом через десяток.

Работа с текстовыми задачами (20 ч). Устное решение простых задач на смысл сложения и вычитания при изучении чисел от 1 до 9.

Задача, условие и вопрос задачи. Построение наглядных моделей текстовых задач (схемы, схематические рисунки и др.).

Простые (в одно действие) задачи на смысл сложения и вычитания. Задачи на разностное сравнение (содержащие отношения «больше (меньше) на …»). Задачи, обратные данным. Составление выражений к текстовым задачам.

Задачи с некорректными формулировками (лишними и неполными данными, нереальными условиями).

Составные задачи на сложение, вычитание и разностное сравнение в 2—4 действия. Анализ задачи и планирование хода её решения. Соотнесение полученного результата с условием задачи, оценка его правдоподобия. Запись решения и ответа на вопрос задачи. Арифметические действия с величинами при решении задач.

Геометрические фигуры и величины (14 ч). Основные пространственные отношения: выше — ниже, шире — уже, толще — тоньше, спереди — сзади, сверху — снизу, слева — справа, между и др. Сравнение фигур по форме и размеру (визуально).

Распознавание и называние геометрических форм в окружающем мире: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, куб, шар, параллелепипед, пирамида, цилиндр, конус. Представления о плоских и пространственных геометрических фигурах.

Составление фигур из частей и разбиение фигур на части. Конструирование фигур из палочек.

Точки и линии (кривые, прямые, замкнутые и незамкнутые). Области и границы. Ломаная. Треугольник, четырёхугольник, многоугольник, его вершины и стороны.

Отрезок и его обозначение. Измерение длины отрезка. Единицы длины: сантиметр, дециметр; соотношение между ними. Построение отрезка заданной длины с помощью линейки.

Составление фигур из частей и разбиение фигур на части.

Объединение и пересечение геометрических фигур.

Величины и зависимости между ними (10 ч). Сравнение и упорядочение величин. Общий принцип измерения величин. Единица измерения (мерка). Зависимость результата измерения от выбора мерки. Необходимость выбора единой мерки при сравнении, сложении и вычитании величин. Свойства величин.

Измерение массы. Единица массы: килограмм.

Измерение вместимости. Единица вместимости: литр.

Поиск закономерностей. Наблюдение зависимостей между компонентами и результатами арифметических действий, их фиксирование в речи.

Числовой отрезок.

Алгебраические представления (14 ч). Чтение и запись числовых и буквенных выражений в 1—2 действия без скобок. Равенство и неравенство, их запись с помощью знаков  >,  <,  = .

Уравнения вида а + х = b,  а – х = b,  x – a = b,  а  х = b,  решаемые на основе взаимосвязи между частью и целым.

Запись переместительного свойства сложения с помощью буквенной формулы: а + b = b + а.

Запись взаимосвязи между сложением и вычитанием с помощью буквенных равенств вида:  а + b = с,  b + а = с,  с – а = b.

Математический язык и элементы логики (2 ч). Знакомство с символами математического языка: цифрами, буквами, знаками сравнения, сложения и вычитания, их использование для построения высказываний. Определение истинности и ложности высказываний.

Построение моделей текстовых задач.

Знакомство с задачами логического характера и способами их решения.

Работа с информацией и анализ данных (2 ч). Основные свойства предметов: цвет, форма, размер, материал, назначение, расположение, количество. Сравнение предметов и групп предметов по свойствам.

Таблица, строка и столбец таблицы. Чтение и заполнение таблицы. Поиск закономерности размещения объектов (чисел, фигур, символов) в таблице.

Сбор и представление информации о единицах измерения величин, которые использовались в древности на Руси и в других странах.

Обобщение и систематизация знаний, полученных в 1 классе.

Портфолио ученика 1 класса

Учебно – методическое обеспечение

для учителя:

  1. Л.Г. Петерсон. Математика. 1 класс. В 3-х частях. – М.: Издательство «Ювента», 2011.
  2.  Л.Г. Петерсон. Самостоятельные и контрольные работы по математике для начальной школы. Выпуск 1 (в двух вариантах). – М.: Издательство «Ювента», 2011.
  3. Л.Г. Петерсон. Математика. 1 класс: Методические рекомендации. Пособие для учителей. – М.: Издательство «Ювента», 2011.
  4. Учиться – это весело. Пальчиковая гимнастика. Подвижная игровая гимнастика. Ардис аудио книга.
  5. Электронное пособие для учителей и родителей. Математика.. примеры и задачи. 1 – 4 класс.
  6. ИКТ серия. В помощь учителю. Математика. Мультимедийное сопровождение уроков в начальной школе.
  7. Электронное приложение к математике 1 класс (СД). Петерсон В.А.

для ученика:

  1. Л.Г. Петерсон. Математика. 1 класс. В 3-х частях. – М.: Издательство «Ювента», 2011.
  2. Л.Г. Петерсон. Самостоятельные и контрольные работы по математике для начальной школы. Выпуск 1 (в двух вариантах). – М.: Издательство «Ювента», 2011.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по математике 2 класс Школа России Календарно-тематическое планирование по математике 2 класс школа России

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование составлено для 2 класса по Умк школа России...

Рабочая программа по математике (1 класс), разработанная на основе авторской программы «Математика» Рудницкой В.Н. в рамках проекта «Начальная школа XXI века»

Рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Приказ № 373 от «6» октября 2009 г.), требо...

конспект урока по математике 2 класс. рабочая программа ппо математике 1 класс . презентации по математике и грамматике для будущих первоклассников

1. Конспект открытого урока математике, данного во 2 классе по программе "Школа России" на тему :"Приёмы деления, основанные на связи между компонентами  и результатом умножения."2. Презентация к...

Рабочая программа по математике 4 класс. Учебник: 1.Дорофеев Г. В. Математика, учебник 4 класс/ Г. В. Дорофеев, Т. Н. Миракова, Т. Б. Бука. -М.: Просвещение,2014.

Аннотацияк календарно-тематическому планированиюпо математике  4 Б класса  1.    Количество часов: 136 часов, 4 часа в неделю.2.    Учитель:  Валиулли...

Рабочая программа по математике (4 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 4 коррекционный класс (8 вида).

 Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М....

Рабочая программа по математике (3 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 3 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...

Рабочая программа по математике. 1 класс.( Моро М.И., Волкова С.И., Степанова С.В., учебник по математике для 1 класса в 2 частях.)

Математика(132 часа в год, 4 часа в неделю)Моро М.И., Волкова С.И., Степанова С.В., учебник для 1 класса в 2 частях Программа составлена в соответствии с основной образовательной программой начал...