Рабочая программа по математике УМК "Перспектива" 1 класс
рабочая программа по математике (1 класс) по теме
рабочая программа
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_matematike_1_klass_2011-2012.doc | 420.5 КБ |
Предварительный просмотр:
№ п./п | Разделы, тема | Кол-во ча-сов | Цель урока | Содержание учебного материала | Планируемые результаты (предметные) | Характеристика деятельности учащихся (УУД) | КИМы |
1-2 | Свойства предметов (цвет, форма, размер, материал). Сравнение предметов по цвету, форме, размеру | 2 | Формировать умение выявлять свойства предметов; способствовать развитию мыслительных операций, умению применять математическую терминологию | Свойства предметов (цвет, форма, размер, материал). Сравнение предметов по цвету, форме, размеру. Квадрат, круг, треугольник. Цепочки. Поиск закономерностей. Счёт предметов. | -уметь сравнивать пред-меты, выделяя их отличительные особенности -уметь сравнивать предметы по цвету, форме, размеру | Анализировать и сравнивать предметы, выявлять и выражать в речи признаки сходства и различия. Читать, анализировать данные таблицы, заполнять таблицы на основании заданного правила. Соотносить реальные предметы с моделями рассматриваемых геометрических тел. Описывать свойства простейших фигур. Сравнивать геометрические фигуры, различать плоские и пространственные фигуры. Находить закономерности в последовательностях, составлять закономерности по заданному правилу. Использовать математическую терминологию в устной и письменной речи. Использовать ритмический счёт до 10. Устанавливать, пройдены ли на уроке 2 шага учебной деятельности, и оценивать своё умение это делать . | Входная к/р. |
3 | Свойства предметов. Геометрические фигуры: круг, треугольник, прямоугольник, квадрат | 1 | Формировать представления о множестве плоских геометрических фигур, умение определять их отличительные черты; ознакомить с понятиями «сторона», «вершина», «угол» (многоугольни-ка) | ||||
4 | Свойства предметов. Порядок. Поиск законо-мерностей | 1 | Формировать представления детей о понятии «порядок» в математике; тренировать в сравнении групп предметов | ||||
5 | Свойства предметов. Пересчет предметов | 1 | Формировать умение сравнивать предметы по размеру, форме; тренировать в счете предметов | ||||
6 | Группы пред-метов. Совокуп-ность предметов или фигур, об-ладающих об-щим признаком | 1 | Формировать умение группировать предметы но их общему признаку или принадлежности | Совокупность предметов или фигур, обладающих общим признаком. Составление совокупности по заданному признаку. Выделение части совокупности. Сравнение двух совокупностей. Знаки = и ≠. | -уметь объединять пред-меты по общему призна-ку -уметь разбивать пред-меты на части по заданному признаку -уметь сравнивать сово-купности предметов с помощью знаков = и ≠. | Анализировать состав групп предметов, сравнивать группы предметов, выявлять и выражать в речи признаки сходства и различия. Записывать результат сравнения групп предметов с помощью знаков = и , обосновывать выбор знака, обобщать, делать вывод. Разбивать группы предметов на части по заданному признаку (цвету, форме, размеру и т. д.). Находить закономерности в последовательностях и таблицах, составлять закономерности по заданному правилу. Считать различные объекты (предметы, фигуры, буквы, звуки и т. п.). Называть числа от 1 до 10 в порядке их следования при счете. Использовать ритмический счёт до 10 и обратно. Определять функцию учителя в учебной деятельности и оценивать своё умение это делать . | Сам. работа к урокам 1-6 |
7 | Группы пред-метов. Выделе-ние части сово-купности. | 1 | Формировать умение самостоятельно организовывать свою деятельность, внимательно слушать пояснения учителя и выполнять их в определенном порядке; тренировать в разбиении групп предметов на части по заданному признаку | ||||
8 | Сравнение групп предме-тов. Знаки «=» и «≠» | 1 | Ознакомить с новыми математическими знаками и их использованием; формировать умение мыслить математическими категориями | ||||
9 | Сравнение групп предме-тов. | 1 | Формировать умение сравнивать группы предметов; способствовать развитию матема-тического и логичес-кого мышления | Сам. работа к урокам 7-8 | |||
10 | Сложение. Компоненты сложения | 1 | Ознакомить с новым математическим знаком «+», его назначением и научить его применять на практике, с компо-нентами действия сложения | Сложение. Компоненты сложения. Знак «+». Переместительное свойство сложения. | -знать математический знак сложения и вычитания -уметь словесную формулировку действия переводить в запись математическими знаками -уметь перечислить названия компонентов действия сложения и вычитания | Моделировать операции сложения и вычитания групп предметов с помощью предметных моделей, схематических рисунков, буквенной символики. Записывать сложение и вычитание групп предметов с помощью знаков +, –, =. Соотносить компоненты сложения и вычитания групп предметов с частью и целым, читать равенства Выявлять и применять переместительное свойство сложения групп предметов. Использовать ритмический счёт до 20. Применять правила поведения ученика на уроке в зависимости от функций учителя и оценивать своё умение это делать | |
11 | ('ложение. Перемести тельное свойство сложения. | 1 | Ознакомить с переместительиым свойством сложения; научить использовать его на практике при выполнении операции сложения различных предме-тов; формировать навыки самостоятельной работы при организации собственной деятельности | Сам. работа к урокам 9-10 | |||
12 | Вычитание. Компоненты вычитания | 1 | Ознакомить с опера-цией вычитания, новым математическим знаком «-», компонентами действия вычитания | Вычитание. Компоненты вычитания. Знак «-». | |||
13-14 | Вычитание. | 2 | Тренировать в удалении из совокупности предметов одной ее части | Сам. работа к урокам 11-12 | |||
15 | Пространственные отношения: выше, ниже, внутри, слева, справа. Порядок | 1 | Расширять представления детей о пространственных отношениях; формировать умение ориентироваться в окружающей действительности; установить взаимосвязь между сложением и вычитанием | Часть и целое, соотношение между ними. Пространственновременные отношения: выше, ниже; раньше, позже; внутри, снаружи; слева, справа. Порядок. | Устанавливать взаимосвязи между частью и целым (сложением и вычитанием), фиксировать их с помощью буквенной символики (4 равенства). Разбивать группы предметов на части по заданному признаку (цвету, форме, размеру и т. д.). Устанавливать пространственно-временные отношения, описывать последовательность событий и расположение объектов с использованием слов: раньше, позже, выше, ниже, вверху, внизу, слева, справа и др. Упорядочивать события, располагая их в порядке следования (раньше, позже). Упорядочивать объекты, устанавливать порядковый номер того или иного объекта при заданном порядке счёта. Называть числа от 1 до 10 в прямом и обратном порядке. Использовать ритмический счёт до 20 и обратно. Проявлять активность в учебной деятельности, и оценивать свою активность | ||
16 | Временные отношения: раньше, позже. | 1 | Ознакомить с отдельными временными понятиями; формировать навыки самостоятельной работы с самопроверкой по образцу | Сам. работа к урокам.13-15 | |||
17 | Контрольная работа к урокам 1-15 | 1 | Провести мониторинг знаний учащихся | Применять изученные способы действий для решения задач в типовых и поисковых ситуациях. Контролировать правильность и полноту выполнения изученных способов действий. Выявлять причину ошибки и корректировать её, оценивать свою работу | К/р к урокам 1-15. | ||
18 | Работа над ошибками. Один - много | 1 | Ознакомить с понятиями «один», «много» , | Один - много. | |||
19 | Число и цифра 1 | 1 | Ознакомить с числом 1 и цифрой 1; тренировать в написании цифры 1, соотносить ее с коли-чеством предметов | Число и цифра 1. Число и цифра 2. | уметь называть числа от 1 до 5 в прямой и обратной последовательности -уметь писать цифры от 1 до 5 -уметь называть числа: следующее за данным, стоящее перед данным, пропущенное в ряду -уметь перечислить все способы получения чисел 2,3,4,5 -знать и уметь отличать геометрические фигуры: треугольник, четырёхугольник, пятиугольник -уметь присчитывать и отсчитывать несколько единиц, пользуясь число-вым отрезком | Соотносить числа 1—6 с количеством предметов в группе, обобщать, упорядочивать заданные числа, определять место числа в последовательности чисел от 1 до 6. Образовывать число прибавлением 1 к предыдущему числу или вычитанием 1 из последующего числа. Писать цифры 1—6, соотносить цифру и число. Сравнивать две группы предметов на основе составления пар. Сравнивать числа в пределах 6 с помощью знаков =, ≠, >, <. Моделировать сложение и вычитание чисел с помощью сложения и вычитания групп предметов. Складывать и вычитать числа в пределах 6, соотносить числовые и буквенные равенства с наглядными моделями, находить в них части и целое, запоминать и воспроизводить по памяти состав чисел 2—6 из двух слагаемых, составлять числовые равенства и неравенства. Строить числовой отрезок, с его помощью присчитывать и отсчитывать от заданного числа одну или несколько единиц. Использовать числовой отрезок для сравнения, сложения и вычитания чисел. Устно решать простейшие текстовые задачи на сложение и вычитание в пределах 6. Описывать расположение объектов с использованием слов: длиннее, короче, шире, уже, толще, тоньше, за, перед и др. Распознавать в предметах окружающей обстановки изучаемые геометрические фигуры, описывать их свойства, моделировать многоугольники (треугольник, четырехугольник, пятиугольник) из палочек, выделять вершины и стороны многоугольников. Применять знания и способы действий в поисковых ситуациях, находить способ решения нестандартной задачи. Разбивать группу предметов на части по некоторому признаку, находить «лишний» предмет по какому-либо признаку. Использовать ритмический счёт до 30. Работать в парах при совместной работе в учебной деятельности и оценивать своё умение это делать | |
20 | Число и цифра 2 | 1 | Ознакомить с числом 2 и цифрой 2; дать представление о последующем числе | ||||
21 | Число и цифра 3. Отрезок. Треугольник. Состав числа 3 | 1 | Ознакомить с числом 3 и цифрой 3, научить писать цифру 3; дать представление о треу-гольнике, количестве вершин, сторон и углов в треугольнике | Число и цифра 3. Состав числа 3. Отношения: длиннее, короче, одинаковые. Вершины и стороны треугольника. | |||
22-23 | Числа 1, 2, 3. | 2 | Формировать умение работать самостоятельно, четко выполнять поставленную учителем 1 задачу; дать представление о предыдущем числе | Самостоятельная работа к урокам 16-20 | |||
24 | Число и цифра 4. Различные виды четырех-угольников | 1 | Ознакомить с числом 4 и цифрой 4, научить писать цифру 4; дать представление о квадра-те и четырехугольнике, количестве вершин, сторон и углов в прямоугольнике | Число и цифра 4. Состав числа 4. Сложение и вычитание в пределах 4. | |||
25 | Сложение и вычитание в пределах 4 | 1 | Формировать вычислительные навыки, учить использовать математи-ческую терминологию при чтении выражений | ||||
26 | Состав числа 4. Сложение и вычитание в пределах 4 | 1 | Ознакомить с составом числа 4; формировать вычислительные навыки | ||||
27 | Числовой отрезок. | 1 | Ввести понятие «числовой отрезок», научить им пользоваться для получения нового числа | Числовой отрезок. Сложение и вычитание на числовом отрезке. | Самостоятельная работа к урокам 22-25 | ||
28 | Число и цифра 5. Состав числа 5. Сложение и вычитание в пределах 5. Пятиугольник | 1 | Ознакомить с числом 5 и цифрой 5, научить писать цифру 5; дать представление о пяти- угольнике, количестве вершин, сторон и углов в пятиугольнике | Число и цифра 5. Состав числа 5. сложение и вычитание в пределах 5. Пятиугольник. | |||
29 | Состав числа 5. Параллелепи-пед. Куб. Пирамида | 1 | Ознакомить с геометрическими телами; формировать умение видеть в окружающей действи-тельности предметы, имеющие форму геометрических тел, с составом числа 5 | ||||
30-31 | Столько же (установление равночислен-ности двух совокупностей с помощью соответствия) | 2 | Ознакомить с понятием «столько же»; тренировать в использовании знаков «=» и «#» | Столько же (установление равночисленности двух сово-купностей с помощью соответствия). Равенство и неравенство чисел. Сравнение чисел с помощью знаков « <» и «>». | -уметь сравнивать конк-ретные числа -уметь располагать числа в заданной последовательности -уметь записывать результат сравнения с помощью знаков < и > | ||
32 | Числа 1,2, 3,4, 5 | 1 | Формировать навыки счета в пределах 5; систематизировать полученные знания | ||||
33 | Знаки «>», «<». Сравнение чи-сел с помощью знаков | 1 | Ознакомить с новыми математическими знаками, тренировать в сравнении чисел | ||||
34-35 | Число и цифра 6 | 2 | Формировать умение работать самостоятельно; ознакомить с числом 6 и цифрой 6 | Число и цифра 6. состав числа 6. Сложение и вычитание в пределах 6. Шестиугольник. Точки и линии | -уметь перечислить все способы получения числа 6 - уметь называть числа от 1 до 6 в прямой и обрат-ной последовательности | Самостоятельная работа к урокам 26-32. | |
36-37 | Число и цифра 6. Сложение и вычитание в пределах 6. Точки и линии | 2 | Ознакомить с составом числа 6; дать представление о точке и линии; тренировать в вычерчивании линий | Сравнивать, складывать и вычитать числа в пределах 6, называть компоненты действий сложения и вычитания, находить неизвестные компоненты подбором, составлять числовые равенства и неравенства. Моделировать выполняемые действия с помощью групп предметов и числового отрезка, запоминать и воспроизводить по памяти состав числе 2—6 из двух слагаемых. Соотносить числовые и буквенные равенства с их наглядными моделями, находить в них части и целое. Использовать числовой отрезок для сравнения, сложения и вычитания чисел в пределах 6. Различать, изображать и называть точку, отрезок, прямую и кривую линии, замкнутую и незамкнутую линии, области и границы. Применять знания и способы действий в поисковых ситуациях. Устно решать простейшие текстовые задачи на сложение и вычитание в пределах 6. Использовать ритмический счёт до 30. Применять простейшие приёмы развития своего внимания и оценивать своё умение это делать | |||
38 | Компоненты сложения. | 1 | Отрабатывать взаимосвязь между компонентами действия сложения; формировать вычислительные навыки | Название компонентов сложения Нахождение неизвестных компонентов сложения (подбором) | уметь перечислить наз-вания компонентов дей-ствия сложения и вычи-тания -уметь словесную фор-мулировку действия пе-реводить в запись мате-матическими знаками | ||
39 | Области и гра-ницы. | 1 | Ознакомить с понятиями «область», «граница», с картой своей области, ее границей | Замкнутые и незамкнутые линии. Области и границы. | |||
40 | Компоненты вычитания. | 1 | Тренировать в использовании математической терминологии; формировать вычислительные навыки | Название компонентов вычитания. Нахождение неизвестных компонентов вычитания (подбором). | Самостоятельная работа к урокам 33-38 . | ||
41 | Отрезок и его части | 1 | Провести мониторинг знаний учащихся по изученным темам . Ознакомить с отрезком и его частями, тренировать в вычерчивании и сравнении отрезков, обозначении их буквами | Отрезок. Способы обозначения отрезка. Построение отрезка. Взаимосвязь между целым отрезком и его частями. | -уметь выделить признаки отрезка и показать его на несложных чертежах -уметь построить отрезок | Контроль-ная работа к урокам 16-38 | |
42 | Число и цифра 7 | 1 | Ознакомить с составом числа 7; формировать вычислительные навыки | Число и цифра 7. состав числа 7. сложение и вычитание в пределах 7. Ломаная линия. Многоу-гольник. | -уметь выделить признаки отрезка и показать его на несложных чертежах -уметь построить отрезок - уметь называть числа от 1 до 9 в прямой и обрат-ной последовательности -уметь писать цифры от 1 до 9 -уметь называть числа: следующее за данным, стоящее перед данным, пропущенное в ряду -уметь перечислить все способы получения чисел от 2 до 9 -уметь читать и записывать выражения -уметь сравнивать выра-жения | Соотносить числа 7—9 с количеством предметов в группе, обобщать, упорядочивать заданные числа, определять место числа в последовательности чисел от 1 до 9. Писать цифры 7—9, соотносить цифры и числа. Сравнивать, складывать и вычитать числа в пределах 9, составлять числовые равенства и неравенства. Моделировать выполняемые действия с помощью групп предметов и числового отрезка, запоминать и воспроизводить по памяти состав чисел 7—9 из двух слагаемых. Использовать числовой отрезок для сравнения, сложения и вычитания чисел в пределах 9. Находить в числовых и буквенных равенствах части и целое, устно решать простейшие текстовые задачи на сложение и вычитание в пределах 9 на основе данного соотношения. Распознавать и изображать отрезок, ломаные линии, многоугольник, устанавливать соотношения между целым отрезком и его частями. Выявлять правила составления таблицы сложения, составлять с их помощью таблицу сложения чисел в пределах 9. Выявлять и использовать для сравнения выражений связи между компонентами и результатами сложения и вычитания. Сравнивать разные способы сравнения выражений, выбирать наиболее удобный. Систематизировать знания о сложении и вычитании чисел. Обосновывать правильность выбора действий с помощью обращения к общему правилу. Применять знания и способы действий в поисковых ситуациях. Устно решать простейшие текстовые задачи на сложение и вычитание в пределах 9. Использовать ритмический счёт до 40. Спокойно относиться к затруднениям в своей учебной деятельности, грамотно их фиксировать и оценивать своё умение это делать (на основе применения эталона). Применять правила, позволяющие сохранить здоровье при выполнении учебной деятельности, оценивать своё умение это делать | |
43 | Ломаная линия. Замкнутые и незамкнутые линии. Многоугольник | 1 | Формировать представления о ломаной линии, ее звеньях; дать представление о замкнутых и незамкнутых ломаных линиях | Самостоятельная работа к урокам 1-3 | |||
44 | Выражения. Составление выражений по рисункам | 1 | Формировать умение самостоятельно составлять по рисункам и записывать числовые выражения, а также находить их значения | Составление выражений по рисункам. Сравнение выражений. | |||
45 | Сравнение выражений | 1 | Формировать умение сравнивать выражения; использовать при этом математическую терминологию | ||||
46 | Выражение. | 1 | Ознакомить с понятием «выражение»; тренировать умение отличать выражение от числа, равенства и неравенства | Самостоятель-ная работа к урокам 4-6 | |||
47 | Число и цифра 8. Числа от 1 до 8. Сложение и вычитание в пределах 8 | 1 | Ознакомить с числом 8 и цифрой 8; формировать вычислительные навыки | Число и цифра 8. состав числа 8. сложение и вычитание в пределах 8. | |||
48 | Числа от 1 до 8. | 1 | Ознакомить с составом числа 8; формировать умение самостоятельно применять полученные знания | Самостоятель-ная работа к урокам 7-9 | |||
49 | Число и цифра 9. Состав числа 9. Сложение и вычитание в пределах 9 | 1 | Ознакомить с числом 9 и цифрой 9; формировать вычислительные навыки; готовить к введению задач | Число и цифра 9. состав числа 9. | |||
50 | Таблица сложения. Сложение и вычитание в пределах 9 | 1 | Ознакомить с таблицей сложения, организовать работу в группах для составления таблицы сложения | Треугольная таблица сложения. Сложение и вычитание в пределах 9. Изменение результатов арифметических действий в зависимости от изменения компонентов. | уметь выполнять действия сложения и вычитания в пределах 9, опираясь на знание таблицы | ||
51 | Компоненты сложения. Изме-нение результа-тов арифмети-ческих действий в зависимости от изменения компонентов действий | 1 | Закрепить знания уча-щихся о зависимости между компонентами и результатами действия сложения; формировать умение записывать числа, сравнивать их; выполнять сложение и вычитание с использованием числового отрезка | ||||
52 | Компоненты вычитания. | 1 | Тренировать умение установления взаимосвязи между компонентами действия вычитания; формировать умение работать самостоятельно | Самостоятельная работа к урокам 10-13 | |||
53 | Части фигур. Соотношение между целым и частью | 1 | Провести мониторинг знаний учащихся по изученному материалу Формировать представ-ление учащихся о разбиении предметов на части; развивать умение устанавливать взаимо-связь между целой фигурой и се частями | Разбиение фигур на части. Сос-тавление целой фигуры из частей. Соотношение между целым и частью. | -уметь разбивать фигуры на части и составлять целую фигуру из частей | Выявлять свойства нуля с помощью наглядных моделей, применять данные свойства при сравнении, сложении и вычитании чисел. Писать цифру 0, соотносить цифру и число 0, записывать свойства нуля в буквенном виде. Выполнять сложение и вычитание чисел в пределах 9. Устно решать простейшие текстовые задачи на сложение и вычитание в пределах 9. Устанавливать взаимосвязь между целой фигурой и её частями, фиксировать эту взаимосвязь с помощью буквенных равенств. Выполнять задания творческого и поискового характера, применять знания и способы действий в изменённых условиях. Использовать ритмический счёт до 40. Проявлять терпение в учебной деятельности, работать в группах при совместной работе, и оценивать свои умения это делать | |
54 | Части фигур. Разбиение фигур на части | 1 | Формировать вычислительные навыки в пределах первого десятка; тренировать умение делить предметы на части и наоборот - из отдельных частей составлять целое; ознакомить с танграмом | ||||
55 | Число и цифра 0. Свойства нуля | 1 | Ознакомить с понятием «пустое множество», с числом 0 и цифрой 0 | Число и цифра 0. свойства нуля. | -знать свойства нуля | ||
56 | Число и цифра 0 | 1 | Закреплять знания о свойствах нуля и выполнение операций сложения и вычитания с нулем | ||||
57 | Самостоятельная работа к урокам 14—18 | 1 | Формировать умение самостоятельно применять полученные знания, определять место за-труднения и причины его возникновения, учить находить выход из затруднения при помощи метода перебора (формирование вариативного мышления) | Самостоятельная работа к урокам 14—18 | |||
58-59 | Равные фигуры | 2 | Ознакомить с понятием «равные фигуры», тренировать в определении равных фигур; формировать вычислительные навыки | Равные фигуры. Кубик Рубика | -уметь разбивать фигуры на части и составлять целую фигуру из частей | Исследовать разные способы обозначения чисел, обобщать. Устанавливать равенство и неравенство геометрических фигур, разбивать фигуры на части, составлять из частей, конструировать из палочек. Моделировать разнообразные ситуации расположения объектов в пространстве и на плоскости. Выполнять сложение и вычитание чисел в пределах 9. Устно решать простейшие текстовые задачи на сложение и вычитание в пределах 9. Применять полученные знания и способы действий в изменённых условиях. Выполнять задания поискового и творческого характера. Подбирать в равенствах неизвестные компоненты действий. Использовать ритмический счёт до 50. Фиксировать последовательность действий на первом шаге учебной деятельности и оценивать своё умение это делать | |
60 | Волшебные цифры. Римс-кие цифры. Алфавитная нумерация. | 1 | Воспитывать у учащихся интерес к математике; формировать математическое и логическое мышление | Цифры и числа. Римские цифры. Алфавитная нумерация. | - уметь отличать число и цифру | Самостоятельная работа к урокам 19-22 | |
61 | Контрольная работа I полугодия | 1 | Провести мониторинг знаний учащихся, чтобы определить, насколько хорошо ученики усвоили изученный материал | Применять изученные способы действий для решения задач в типовых и поисковых ситуациях. Контролировать правильность и полноту выполнения изученных способов действий. Выявлять причину ошибки и корректировать её, оценивать свою работу | |||
62 | Задача; озна-комление с частями и данными задачи. Задачи с неполными, лишними или нереальными данными | 1 | Закреплять знание терминологии, связанной с задачей; формировать умение определять недостающие или лишние данные в задачи; способствовать развитию логического и конвергентного мышления | Задача (условие, вопрос, схема, выражение, ответ). Задачи с неполными, лишними и нереальными данными. Решение простых задач на сложение и вычитание. Обратная задача. | - уметь решать задачи, пользуясь алгоритмом -уметь делать краткую запись в виде схемы | Выделять задачи из предложенных текстов. Моделировать условие задачи с помощью предметов, схематических рисунков и схем, выявлять известные и неизвестные величины, устанавливать между величинами отношения части и целого, «больше (меньше) на …», использовать понятия «часть», «целое», «больше (меньше) на …», «увеличить (уменьшить) на …» при составлении схем, записи и обосновании числовых выражений. Определять, какое из чисел больше (меньше) и на сколько. Решать простые задачи на сложение, вычитание и разностное сравнение чисел в пределах 9, составлять к ним выражения, объяснять и обосновывать выбор действия в выражении, находить обобщённые способы решения и представлять их в виде правил (эталонов), составлять обратные задачи. Анализировать задачи, определять корректность формулировок, дополнять условие задачи недостающими данными или вопросом. Выполнять задания поискового и творческого характера. Составлять задачи по рисункам, схемам, выражениям. Выполнять перебор всех возможных вариантов объектов и комбинаций, удовлетворяющих заданным условиям. Использовать ритмический счёт до 60. Определять цель выполнения домашнего задания, применять правила взаимодействия со взрослыми при выполнении домашнего задания, и оценивать своё умение это делать | |
63 | Задача. Реше-ние простых задач на сложе-ние и вычита-ние. Обратные задачи | 1 | Ознакомить с понятием «обратные задачи»; формировать вычислительные навыки | - уметь решать задачи, пользуясь алгоритмом -уметь делать краткую запись в виде схемы | |||
64 | Задача. Само-стоятельное составление задач по рисункам и схемам | 1 | Формировать умение самостоятельно выбирать способ записи условия и решения задачи, обосновывать с помо-щью математической терминологии выбранный способ решения задачи | ||||
65 | Задача. | 1 | Тренировать навыки самостоятельной работы при решении задач, умение правильно и последовательно организовывать собственную деятельность при выполнении задания | Самостоятельная работа к урокам 23-26 | |||
66 | Сравнение чисел (больше на..., меньше на...) | 1 | Ознакомить с задачами на разностное сравнение | Сравнение чисел (больше на..., меньше на ...). Задачи на разностное сравнение. Задачи на нахождение меньшего или большего числа по известному другому числу и разнице (в прямой и косвенной форме). | -знать правило сравнения чисел - уметь решать задачи на разностное сравнение, пользуясь алгоритмом | ||
67 | Задачи на сравнение | 1 | Тренировать в применении правила на разностное сравнение чисел | ||||
68 | Задачи на сравнение | 1 | Формировать умение решать задачи на нахождение большего числа по известному меньшему числу и разности; ввести понятие «задача в косвенной форме» | ||||
69 | Задачи на сравнение | 1 | Формировать умение решать задачи, закреплять навыки счета в пределах первого десятка | ||||
70 | Задачи на сравнение. | 1 | Тренировать в решении задач; формировать умение работать самостоятельно с дальнейшей самопроверкой по образцу | Самостоятельная работа к урокам 27-32 | |||
71 | Контрольная работа к урокам 14-32 | 1 | Провести мониторинг знаний учащихся по изученным | Применять изученные способы действий для решения задач в типовых и поисковых ситуациях. Контролировать правильность и полноту выполнения изученных способов действий. Выявлять причину ошибки и корректировать её, оценивать свою работу | Контрольная работа к урокам 14-32 | ||
72 | Рефлексия зна-ний учащихся; закрепление изученного материала | 1 | Провести анализ письменной работы, устранить пробелы в знаниях учащихся | ||||
73 | Величины и их измерение. Длина. Едини-цы измерения; работа над ошибками | 1 | Ознакомить с понятием «величина»; тренировать умение выполнять изме-рения с помощью измерительных приборов; ознакомить с различными приемами измерения длин отрезков | Величины (длина, масса, объём) и их измерение. Единица измерения (мерка). Сантиметр. Килограмм. Литр. Свойства величин. Величины (длина, масса, объём) и их измерение. Единица измерения (мерка). Сантиметр. Килограмм. Литр. Свойства величин. | --знать величины и единицы их измерения | ||
74 | Величины. Длина. Сантиметр | 1 | Ознакомить с новой единицей измерения -сантиметром; тренировать в измерении и построении отрезков заданной длины, сравнивать отрезки | -уметь практически измерять величины: длину, массу, объём различными мерками | Сравнивать предметы по длине, массе и объёму (вместимости); определять корректность сравнения (единые мерки). Выявлять общий принцип измерения величин, использовать его для измерения длины, массы и объёма. Выявлять свойства величин (длины, массы, объёма), их аналогию со свойствами чисел, записывать свойства чисел и величин в буквенном виде. Упорядочивать предметы по длине (на глаз, наложением, с использованием мерок), массе и объёму (вместимости) в порядке увеличения (уменьшения) значения величины. Измерять длину отрезков с помощью линейки и выражать их длину в сантиметрах, находить периметр многоугольника. Чертить отрезки заданной длины в сантиметрах, взвешивать предметы (в килограммах), измерять вместимость сосудов в литрах. Сравнивать, складывать и вычитать значения длины, массы и вместимости. Моделировать с помощью схем, анализировать, планировать решение и решать составные задачи на нахождение целого, когда одна из частей неизвестна. Записывать способы действий с помощью алгоритмов, использовать алгоритмы при решении задач. Строить и обосновывать высказывания с помощью обращения к общему правилу (алгоритму). Выполнять задания поискового и творческого характера. Использовать ритмический счёт до 60. Определять цель пробного учебного действия на уроке, фиксировать индивидуальное затруднение во внешней речи и оценивать своё умение это делать | ||
75 | Длина. | 1 | Формировать умение выполнять операции сложения и вычитания с именованными числами | Самостоятельная работа к урокам 1 -3 | |||
76 | Масса. Килограмм | 1 | Ознакомить с единицами массы; ввести понятие «килограмм» | ||||
77 | Масса | 1 | Ознакомить с величиной «масса»; формировать умение применять единицы измерения массы, сравнивать предметы по весу и массе | ||||
78 | Объем. Литр | 1 | Ознакомить с понятиями «емкость», «объем», «литр»;тренировать в выполнении операций сложения и вычитания с именованными числами | ||||
79-81 | Свойства величин | 3 | Отрабатывать вычислительные навыки с именованными числами Ознакомить с решением задач в два действия на нахождение целого | Самостоятельная работа к урокам 4-9 | |||
82 | Решение задач | 1 | Тренировать в решении задач изученных видов | Моделировать ситуации, иллюстрирующие арифметическое действие и ход его выполнения. Выявлять общие способы решения уравнений с неизвестным слагаемым, уменьшаемым, вычитаемым, записывать построенные способы в буквенном виде и с помощью алгоритмов. Решать уравнения данного вида, обосновывать и комментировать их решение на основе взаимосвязи между частью и целым, пошагово проверять правильность решения, используя алгоритм. Выполнять задания поискового и творческого характера. Использовать ритмический счёт до 70. Обдумывать ситуацию при возникновении затруднения (выходить в пространство рефлексии) и оценивать своё умение это делать | |||
83 | Уравнения. Простейшие уравнения с предметами, фигурами, чис-лами, решае-мые на основе соотношения между частью и целым | 1 | Ознакомить с понятием «уравнение»; формировать умение решать уравнения с неизвестным слагаемым | Простейшие уравнения с предметами, фигурами, числами, решаемые на основе соотношения между частью и целым. | -уметь решать уравнения вида: а+х=в, а-х=в, х-а=в (на уровне навыка) | ||
84 | Уравнения | 1 | Тренировать в решении уравнений на нахождение неизвестного слагаемого | ||||
85 | Уравнения. | 1 | Закрепить умение решать уравнения на нахождение неизвестного слагаемого | Самостоятельная работа к урокам 10-13 | |||
86 | Уравнения | 1 | Ознакомить с уравнениями на нахождение неизвестного вычитаемого; показать при этом вза-имосвязь целого и части | ||||
87 | Уравнения. | 1 | Тренировать в решении уравнений с неизвестным уменьшаемым на основе знания взаимосвязи целого и части | Самостоятельная работа к урокам 14- 15 | |||
88 | Уравнения | 1 | Тренировать в решении уравнений с неизвестным уменьшаемым | ||||
89 | Уравнения. | 1 | Закреплять умение решать уравнения изученных видов, тренировать способность работать самостоятельно, используя метод пере-бора при выполнении задания | Самостоятельная работа к урокам 16-18 | |||
90 | Единицы счета | 1 | Ознакомить с укрупненными единицами счета - коробками, пачками, пучками и т. д.; форми-ровать вычислительные навыки | Счёт коробками, ящиками, пачками и т.д. сравнение укрупнённых единиц счёта и действия с ними. | |||
91 | Единицы счета | 1 | Тренировать умение решать задачи с укрупненными единицами измерения | ||||
92 | Контрольная работа к урокам 1-18 | 1 | Провести контроль и учет знаний учащихся с целью выявления пробелов в знаниях | Применять изученные способы действий для решения задач в типовых и поисковых ситуациях. Контролировать правильность и полноту выполнения изученных способов действий. Выявлять причину ошибки и корректировать её, оценивать свою работу | Контроль-ная работа к урокам 1-18 | ||
93 | Работа над ошибками. Число 10 | 1 | Провести рефлексию знаний учащихся, устранить пробелы в знаниях; ознакомить с записью двузначного числа 10 | Число 10. Состав числа 10. Сложение и вычитание в пределах 10. | -уметь выполнять действия сложения и вычитания в пределах 10, опираясь на знание таблицы | Исследовать ситуации, требующие перехода от одних единиц измерения к другим. Строить графические модели чисел, выраженных в укрупнённых единицах счёта, сравнивать данные числа, складывать и вычитать, используя графические модели. Называть, записывать, складывать и вычитать круглые числа, строить их графические модели. Образовывать, называть, записывать число 10, запоминать его состав, сравнивать, складывать и вычитать числа в пределах 10. Решать составные задачи на нахождение части (целоене известно) Составлять задачи по рисункам, схемам, выражениям, определять корректность формулировок задач. Записывать способы действий с помощью алгоритмов, использовать алгоритмы при решении задач и примеров. Преобразовывать, сравнивать, складывать и вычитать длины отрезков, выраженные в сантиметрах и дециметрах. Распознавать монеты 1 к., 2 к., 5 к., 10 к., 1 р., 2 р., 10 р. и купюры 10 р., 50 р., складывать и вычитать стоимости. Наблюдать зависимости между компонентами и результатами арифметических действий, использовать их для упрощения вычислений. Выполнять задания поискового и творческого характера. Использовать ритмический счёт до 70. Выявлять причину затруднения в учебной деятельности и оценивать своё умение это делать | |
94 | Число 10 | 1 | Тренировать в составлении и записи состава числа 10 | Самостоятельная работа к урокам 19-23 | |||
95 | Число 10. | 1 | Формировать умение решать задачи с включением новых знаний по составу числа 10 | ||||
96 | Решение задач. | 1 | Формировать счет в пределах 10; тренировать умение решать задачи и уравнения | Самостоятельная работа к урокам 24-25 | |||
97 | Счет десятками. Десяток. Наглядное изображение десятка | 1 | Ввести понятие новой счетной единицы -десятка; закреплять знание состава числа 10 | Счёт десятками. Наглядное изображение десятков. Запись и название круглых чисел. Дециметр. | уметь записывать и на-зывать круглые числа | Образовывать числа второго десятка из одного десятка и нескольких единиц. Называть и записывать двузначные числа в пределах 20, строить их графические модели, представлять в виде суммы десятка и единиц, сравнивать их, складывать и вычитать (без перехода через разряд). | |
98 | Круглые числа. Запись и название круглых чисел. | 1 | Ознакомить учащихся с названием десятков в пределах первой сотни | Самостоятельная работа к урокам 26-29 | |||
99 | Контрольная работа к урокам 19-29 | 1 | Провести контроль знаний учащихся | Применять изученные способы действий для решения задач в типовых и поисковых ситуациях. Контролировать правильность и полноту выполнения изученных способов действий. Выявлять причину ошибки и корректировать её, оценивать свою работу | Контроль-ная работа к урокам 19-29 | ||
100 | Дециметр. Счет десятками и единицами | 1 | Ознакомить с новой единицей измерения -дециметром; тренировать в вычерчивании, сравнении отрезков; формировать умение выполнять операции сложения и вычитания с именованными числами | Образовывать, называть и записывать двузначные числа в пределах 100, строить их графические модели, объяснять десятичное значение цифр, представлять в виде суммы десятков и единиц, упорядочивать, сравнивать, складывать и вычитать (без перехода через разряд). Моделировать ситуации, иллюстрирующие арифметическое действие и ход его выполнения. Строить алгоритмы изучаемых действий с числами, использовать их для вычислений, самоконтроля и коррекции своих ошибок. Сравнивать, складывать и вычитать значения величин, исследовать ситуации, требующие перехода от одних единиц длины к другим, преобразовывать единицы длины, выраженные в дециметрах и сантиметрах, на основе соотношения между ними. Решать простые и составные задачи изученных видов, сравнивать условия различных задач и их решения, выявлять сходство и различие. Решать уравнения с неизвестным слагаемым, уменьшаемым, вычитаемым на основе взаимосвязи между частью и целым, комментировать решение и пошагово проверять его правильность. Исследовать ситуации, требующие сравнения числовых выражений. Обосновывать правильность выполненного действия с помощью обращения к общему правилу и с помощью обратного действия. Устанавливать правило, по которому составлена числовая последовательность, продолжать её, восстанавливать пропущенные в ней числа. Выполнять задания поискового и творческого характера. Использовать ритмический счёт до 80. Проявлять честность в учебной деятельности и оценивать своё умение это делать | |||
101 | Название чисел до двадцати. Наглядное изображение двузначных чисел | 1 | Ознакомить с названием чисел второго десятка; показать их образование | Счёт десятками и единицами. Запись и назва-ние чисел до 20. Сложение и вычитание в пределах 20 без перехода через разряд. | - уметь называть числа от 11 до 20 в прямой и обратной последовательности -уметь записывать и чи-тать числа от 11 до 20 -уметь представлять лю-бое число как сумму двух слагаемых, одно из кото-рых 10 -уметь решать примеры, опираясь на знание таб-личных случаев сложе-ния и вычитания в пределах 20 | ||
102 | Нумерация чи-сел второго де-сятка. Нагляд-ное изображе-ние чисел вто-рого десятка | 1 | Формировать умение правильно называть числа второго десятка, последующие и предыдущие числа | ||||
103 | Нумерация чисел до двад-цати и запись. | 1 | Тренировать в записи чисел второго десятка, сравнении чисел | ||||
104 | Нумерация двузначных чисел | 1 | Закреплять знание нумерации чисел второго десятка; формировать умение складывать и вычитать в пределах второго десятка без перехода через разряд | Самостоятельная работа к урокам 30-33 | |||
105 | Нумерация двузначных чисел. Сложение и вычитание в пределах 20 без перехода через разряд | 1 | Формировать умение складывать и вычитать числа в пределах 20 без перехода через разряд, применять математическую терминологию | ||||
106 | Нумерация двузначных чисел. Сравнение двузначных чисел | 1 | Способствовать развитию математического мышления; формировать вычислительные навыки в пределах второго десятка | Счёт десятками и единицами. Запись и назва-ние чисел до 20. Сложение и вычитание в пределах 20 без перехода через разряд | -уметь складывать и вычитать двузначные числа без перехода через десяток. -уметь сравнивать двузначные числа. | ||
107 | Сложение и вычитание дву-значных чисел без перехода через разряд | 1 | Тренировать в сложении и вычитании чисел второго десятка без перехода через разряд; фор-мировать умение решать составные задачи | ||||
108 | Таблица сложения | 1 | Ознакомить с таблицей сложения однозначных чисел с переходом через разряд; формировать вычислительные навыки, умение решать составные задачи, уравнения | Выявлять правила составления таблицы сложения, составлять с их помощью таблицу сложения чисел в пределах 20, анализировать её данные. Моделировать сложение и вычитание с переходом через десяток, используя счётные палочки, графические модели (треугольники и точки). Строить алгоритмы сложения и вычитания чисел в пределах 20 с переходом через разряд, применять их для вычислений, самоконтроля и коррекции своих ошибок, обосновывать с их помощью правильность своих действий. Запоминать и воспроизводить по памяти состав чисел 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18 из двух однозначных слагаемых. Сравнивать разные способы вычислений, выбирать наиболее рациональный способ. Наблюдать и выявлять зависимости между компонентами и результатами сложения и вычитания, выражать их в речи, использовать для упрощения вычислений. Решать простые и составные задачи (2—3 действия). Решать изученные типы уравнений с комментированием по компонентам действий. Обосновывать правильность выбора действий с помощью обращения к общему правилу, выполнять самоконтроль, обнаруживать и устранять ошибки (в вычислениях и логического характера). Устанавливать правило, по которому составлена числовая последовательность, продолжать её, восстанавливать пропущенные в ней числа. Выполнять задания поискового и творческого характера. Использовать ритмический счёт до 90. Проявлять доброжелательность в учебной деятельности и оценивать своё умение это делать | |||
109 | Сравнение двузначных чисел | 1 | Тренировать в сравнении двузначных чисел | Самостоятельная работа к урокам 34-36 | |||
110 | Самостоятельная работа к урокам 37-39 | 1 | Формировать навыки самостоятельной работы по изученной теме | -уметь выполнять сложение и вычитание в пределах 20 с переходом через десяток | |||
111 | Таблица сложения. Сложение и вычитание однозначных чисел с переходом через разряд | 1 | Закреплять знание приема сложения однозначных чисел с переходом через разряд | Сложение и вычитание в пределах 20 с перехом через разряд. | |||
112 | Самостоятельная работа к урокам 40-43 | 1 | Формировать умение самостоятельно применять знание таблицы сложения однозначных чисел с переходом через разряд | -уметь выполнять сложение и вычитание в пределах 20 с переходом через десяток | |||
113 | Таблица сложения. Сложение и вычитание однозначных чисел с переходом через разряд | 1 | Тренировать в применении таблицы сложения с переходом через разряд; решать задачи изученных видов с включением новых знаний | ||||
114 | Таблица сложения. Решение текстовых задач | 1 | Ознакомить с приемом вычитания в пределах второго десятка с переходом через разряд | Решение текстовых задач на сложение и вычитание. | -уметь решать задачи на сложение и вычитание. | ||
115 | Таблица сложения. Решение текстовых задач | 1 | Закрепить изученные приемы сложения и вычитания однозначных чисел с переходом через разряд; тренировать в решении текстовых задач изученных видов | ||||
116 | Таблица сложения | 1 | Тренировать в решении уравнений и задач | ||||
117 | Самостоятельная работа к урокам 44 45 | 1 | Формировать умение применять самостоятельно полученные знания по сложению и вычитанию однозначных чисел с переходом через разряд | ||||
118 | Таблица сложения | 1 | Формировать умение самостоятельно производить анализ задач, применять математическую терминологию при решении уравнений | ||||
119 | Повторение изученного материала. Самостоятельная работа к урокам 46-48 | 1 | Тренировать в решении задач, уравнений, нахождении значений выражений с переходом через разряд | ||||
120 | Повторение изученного материала | 1 | Закрепить изученный .материал, выявлять пробелы в знаниях учащихся с последующей их корректировкой | ||||
121 | Контрольная работа к урокам 30-48 | 1 | Провести мониторинг знаний учащихся | Применять изученные способы действий для решения задач в типовых и поисковых ситуациях. Контролировать правильность и полноту выполнения изученных способов действий. Выявлять причину ошибки и корректировать её, оценивать свою работу | Контрольная работа к урокам 30-48 | ||
122 | Повторение изученного материала; работа над ошибками | 1 | Закрепить изученный материал, провести рефлексию знаний учащихся с целью устранения пробелов в знаниях | Повторять и систематизировать полученные знания. Применять изученные способы действий для решения задач в типовых и поисковых ситуациях, обосновывать правильность выполненного действия с помощью обращения к общему правилу. Пошагово контролировать выполняемое действие, при необходимости выявлять причину ошибки и корректировать её. Собирать информацию в справочной литературе, интернет-источниках о старинных единицах измерения длины, массы, объёма, составлять по полученным данным задачи и вычислительные примеры, составлять «Задачник 1 класса». Работать в группах: распределять роли между членами группы, планировать работу, распределять виды работ, определять сроки, представлять результаты с помощью сообщений, рисунков, средств ИКТ, оценивать результат работы. Систематизировать свои достижения, представлять их, выявлять свои проблемы, планировать способы их решения | |||
123 | Переводная контрольная работа | 1 | Проверить знания учащихся в соответствии со стандартом начального образования | к/р | |||
124 | Работа над ошибками; повторение изученного материала | 1 | Провести анализ контрольной работы; показать причины допущенных ошибок; показать путь их устранения | ||||
125 | Итоговая контрольная работа | 1 | Провести мониторинг знаний учащихся 1 класса | к/р | |||
126 | Итоговое повторение | 1 | Повторить числовую линию | ||||
127 | Итоговое повторение | 1 | Повторить сравнение чисел, выражений | ||||
128 | Итоговое повторение | 1 | Повторить решение задач | ||||
129 | Итоговое повторение | 1 | Повторить геометрический материал | ||||
130 | Итоговое повторение | 1 | Повторить решение уравнений | ||||
131 | Итоговое повторение | 1 | Формировать вычислительные навыки в пределах 20 | ||||
132 | Итоговое повторение | 1 | Повторить решение составных задач |
Пояснительная записка
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.
Цели и задачи курса математики для 1—4 классов начальной школы
Основными целями курса математики для 1—4 классов в соответствии с требованиями ФГОС НОО являются:
- формирование у учащихся основ умения учиться;
- развитие их мышления, качеств личности, интереса к математике;
- создание для каждого ребёнка возможности достижения высокого уровня математической подготовки.
Соответственно задачами данного курса являются:
1) формирование у учащихся способностей к организации своей учебной деятельности посредством освоения личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий;
2) приобретение опыта самостоятельной математической деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению;
3) формирование специфических для математики качеств мышления, необходимых человеку для полноценного функционирования в современном обществе, и, в частности, логического, алгоритмического и эвристического мышления;
4) духовно-нравственное развитие личности, предусматривающее с учётом специфики начального этапа обучения математике принятие нравственных установок созидания, справедливости, добра, становление основ гражданской российской идентичности, любви и уважения к своему Отечеству;
5) формирование математического языка и математического аппарата как средства описания и исследования окружающего мира и как основы компьютерной грамотности;
6) реализация возможностей математики в формировании научного мировоззрения учащихся, в освоении ими научной картины мира с учётом возрастных особенностей учащихся;
7) овладение системой математических знаний, умений и навыков, необходимых для повседневной жизни и для продолжения образования в средней школе;
8) создание здоровьесберегающей информационно-образовательной среды.
Общая характеристика курса
Содержание курса математики строится на основе:
- системно-деятельностного подхода, методологическим основанием которого является общая теория деятельности (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Г. П. Щедровицкий, О. С. Анисимов и др.);
- системного подхода к отбору содержания и последовательности изучения математических понятий, где в качестве теоретического основания выбрана система начальных математических понятий (Н. Я. Виленкин);
- дидактической системы деятельностного метода
Структура уроков по ТДМ (технология деятельностного метода), на которых учащиеся открывают новое знание, имеет следующий вид:
1. Мотивация к учебной деятельности. Данный этап процесса обучения предполагает осознанное вхождение учащихся в пространство учебной деятельности на уроке. С этой целью организуется их мотивирование на основе механизма «надо — хочу — могу».
2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии. На данном этапе организуется подготовка учащихся к открытию нового знания, выполнение ими пробного учебного действия, фиксация индивидуального затруднения. Завершение этапа связано с организацией обдумывания учащимися возникшей проблемной ситуации.
3. Выявление места и причины затруднения. На данном этапе учитель организует выявление учащимися места и причины возникшего затруднения на основе анализа проблемной ситуации.
4. Построение проекта выхода из затруднения. Учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель, формулируют тему, выбирают способ, строят план достижения цели и определяют средства. Этим процессом руководит учитель.
5. Реализация построенного проекта. На данном этапе осуществляется реализация построенного проекта: обсуждаются различные варианты, предложенные учащимися, и выбирается оптимальный вариант, который фиксируется вербально и знаково (в форме эталона). Построенный способ действий используется для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение. В завершение уточняется общий характер нового знания и фиксируется преодоление возникшего затруднения.
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. На данном этапе учащиеся в форме коммуникативного взаимодействия (фронтально, в парах, в группах) выполняют типовые задания на освоение нового способа действий с проговариванием алгоритма решения вслух.
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. В завершение организуется рефлексия хода реализации построенного проекта и контрольных процедур.
Эмоциональная направленность этапа состоит в организации для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.
8. Включение в систему знаний и повторение. На данном этапе выявляются границы применимости нового знания и выполняются задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг. Таким образом, происходит, с одной стороны, формирование навыка применения изученных способов действий, а с другой — подготовка к введению в будущем следующих тем.
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока). На данном этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности. В завершение соотносятся поставленная цель и результаты, фиксируется степень их соответствия и намечаются дальнейшие цели деятельности.
Место курса в учебном плане
Курс разработан в соответствии с базисным учебным (образовательным) планом общеобразовательных учреждений РФ.
На изучение математики отводится по 4 ч в неделю, всего в 1 классе 132 ч.
Результаты изучения курса
Содержание курса математики обеспечивает реализацию следующих личностных, метапредметных и предметных результатов:
Личностные результаты
1. Становление основ гражданской российской идентичности, уважения к своей семье и другим людям, своему Отечеству, развитие морально-этических качеств личности, адекватных полноценной математической деятельности.
2. Целостное восприятие окружающего мира, начальные представления об истории развития математического знания, роли математики в системе знаний.
3. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся мире на основе метода рефлексивной самоорганизации.
4. Принятие социальной роли ученика, осознание личностного смысла учения и интерес к изучению математики.
5. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, способность к рефлексивной самооценке собственных действий и волевая саморегуляция.
6. Освоение норм общения и коммуникативного взаимодействия, навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками, умение находить выходы из спорных ситуаций.
7. Мотивация к работе на результат как в исполнительской, так и в творческой деятельности.
8. Установка на здоровый образ жизни, спокойное отношение к ошибке как рабочей ситуации, требующей коррекции; вера в себя.
Метапредметные результаты
1. Умение выполнять пробное учебное действие, в случае его неуспеха грамотно фиксировать своё затруднение, анализировать ситуацию, выявлять и конструктивно устранять причины затруднения.
2. Освоение начальных умений проектной деятельности: постановка и сохранение целей учебной деятельности, определение наиболее эффективных способов и средств достижения результата, планирование, прогнозирование, реализация построенного проекта.
3. Умение контролировать и оценивать свои учебные действия на основе выработанных критериев в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
4. Опыт использования методов решения проблем творческого и поискового характера.
5. Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.
6. Способность к использованию знаково-символических средств математического языка и средств ИКТ для описания и исследования окружающего мира (представление информации, создание моделей изучаемых объектов и процессов, решение коммуникативных и познавательных задач и др.) и как базы компьютерной грамотности.
7. Овладение различными способами поиска (в справочной литературе, образовательных интернет-ресурсах), сбора, обработки, анализа, организации и передачи информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами, умение готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением.
8. Формирование специфических для математики логических операций (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация, аналогия, установление причинно-следственных связей, построение рассуждений, отнесение к известным понятиям), необходимых человеку для полноценного функционирования в современном обществе; развитие логического, эвристического и алгоритмического мышления.
9. Овладение навыками смыслового чтения текстов.
10. Освоение норм коммуникативного взаимодействия в позициях «автор», «критик», «понимающий», готовность вести диалог, признавать возможность и право каждого иметь своё мнение, способность аргументировать свою точку зрения.
11. Умение работать в паре и группе, договариваться о распределении функций в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; стремление не допускать конфликты, а при их возникновении — готовность конструктивно их разрешать.
12. Начальные представления о сущности и особенностях математического знания, истории его развития, его обобщённого характера и роли в системе знаний.
13. Освоение базовых предметных и межпредметных понятий (алгоритм, множество, классификация и др.), отражающих существенные связи и отношения между объектами и процессами различных предметных областей знания.
14. Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Математика».
Предметные результаты
1. Освоение опыта самостоятельной математической деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач.
2. Использование приобретённых математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также оценки их количественных и пространственных отношений.
3. Овладение устной и письменной математической речью, основами логического, эвристического и алгоритмического мышления, пространственного воображения, счёта и измерения, прикидки и оценки, наглядного представления данных и процессов (схемы, таблицы, диаграммы, графики), исполнения и построения алгоритмов.
4. Умение выполнять устно и письменно арифметические действия с числами, составлять числовые и буквенные выражения, находить их значения, решать текстовые задачи, простейшие уравнения и неравенства, исполнять и строить алгоритмы, составлять и исследовать простейшие формулы, распознавать, изображать и исследовать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, диаграммами и графиками, множествами и цепочками, представлять, анализировать и интерпретировать данные.
5. Приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач.
6. Приобретение первоначальных представлений о компьютерной грамотности.
7. Приобретение первоначальных навыков работы на компьютере
Содержание курса
1 класс (4 ч в неделю, всего 132 ч)
Числа и арифметические действия с ними (70 ч). Группы предметов или фигур, обладающих общим свойством. Составление группы предметов по заданному свойству (признаку). Выделение части группы.
Сравнение групп предметов с помощью составления пар: больше, меньше, столько же, больше (меньше) на … порядок.
Соединение групп предметов в одно целое (сложение). Удаление части группы предметов (вычитание). Переместительное свойство сложения групп предметов. Связь между сложением и вычитанием групп предметов.
Аналогия сравнения, сложения и вычитания групп предметов со сложением и вычитанием величин.
Число как результат счёта предметов и как результат измерения величин.
Названия, последовательность и обозначение чисел от 1 до 9. Наглядное изображение чисел совокупностями точек, костями домино, точками на числовом отрезке и т. д. Предыдущее и последующее число. Количественный и порядковый счёт. Чтение, запись и сравнение чисел с помощью знаков , , >, <.
Сложение и вычитание чисел. Знаки сложения и вычитания. Название компонентов сложения и вычитания. Наглядное изображение сложения и вычитания с помощью групп предметов и на числовом отрезке. Связь между сложением и вычитанием. Зависимость результатов сложения и вычитания от изменения компонентов. Разностное сравнение чисел (больше на ..., меньше на ...). Нахождение неизвестного слагаемого, уменьшаемого, вычитаемого.
Состав чисел от 1 до 9. Сложение и вычитание в пределах 9. Таблица сложения в пределах 9 («треугольная»).
Римские цифры. Алфавитная нумерация. «Волшебные» цифры.
Число и цифра 0. Сравнение, сложение и вычитание с числом 0.
Число 10, его обозначение, место в числовом ряду, состав. Сложение и вычитание в пределах 10.
Монеты 1 к., 5 к., 10 к., 1 р., 2 р., 5 р., 10 р.
Укрупнение единиц счёта и измерения. Счёт десятками. Наглядное изображение десятков с помощью треугольников. Чтение, запись, сравнение, сложение и вычитание круглых десятков (чисел с нулями на конце, выражающих целое число десятков).
Счёт десятками и единицами. Наглядное изображение двузначных чисел с помощью треугольников и точек. Запись и чтение двузначных чисел, представление их в виде суммы десятков и единиц. Сравнение двузначных чисел. Сложение и вычитание двузначных чисел без перехода через разряд. Аналогия между десятичной системой записи чисел и десятичной системой мер.
Таблица сложения однозначных чисел в пределах 20 («квадратная»). Сложение и вычитание в пределах 20 с переходом через десяток.
Работа с текстовыми задачами (20 ч). Устное решение простых задач на смысл сложения и вычитания при изучении чисел от 1 до 9.
Задача, условие и вопрос задачи. Построение наглядных моделей текстовых задач (схемы, схематические рисунки и др.).
Простые (в одно действие) задачи на смысл сложения и вычитания. Задачи на разностное сравнение (содержащие отношения «больше (меньше) на …»). Задачи, обратные данным. Составление выражений к текстовым задачам.
Задачи с некорректными формулировками (лишними и неполными данными, нереальными условиями).
Составные задачи на сложение, вычитание и разностное сравнение в 2—4 действия. Анализ задачи и планирование хода её решения. Соотнесение полученного результата с условием задачи, оценка его правдоподобия. Запись решения и ответа на вопрос задачи. Арифметические действия с величинами при решении задач.
Геометрические фигуры и величины (14 ч). Основные пространственные отношения: выше — ниже, шире — уже, толще — тоньше, спереди — сзади, сверху — снизу, слева — справа, между и др. Сравнение фигур по форме и размеру (визуально).
Распознавание и называние геометрических форм в окружающем мире: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, куб, шар, параллелепипед, пирамида, цилиндр, конус. Представления о плоских и пространственных геометрических фигурах.
Составление фигур из частей и разбиение фигур на части. Конструирование фигур из палочек.
Точки и линии (кривые, прямые, замкнутые и незамкнутые). Области и границы. Ломаная. Треугольник, четырёхугольник, многоугольник, его вершины и стороны.
Отрезок и его обозначение. Измерение длины отрезка. Единицы длины: сантиметр, дециметр; соотношение между ними. Построение отрезка заданной длины с помощью линейки.
Составление фигур из частей и разбиение фигур на части.
Объединение и пересечение геометрических фигур.
Величины и зависимости между ними (10 ч). Сравнение и упорядочение величин. Общий принцип измерения величин. Единица измерения (мерка). Зависимость результата измерения от выбора мерки. Необходимость выбора единой мерки при сравнении, сложении и вычитании величин. Свойства величин.
Измерение массы. Единица массы: килограмм.
Измерение вместимости. Единица вместимости: литр.
Поиск закономерностей. Наблюдение зависимостей между компонентами и результатами арифметических действий, их фиксирование в речи.
Алгебраические представления (14 ч). Чтение и запись числовых и буквенных выражений в 1—2 действия без скобок. Равенство и неравенство, их запись с помощью знаков >, <, = .
Уравнения вида а + х = b, а – х = b, x – a = b, а х = b, решаемые на основе взаимосвязи между частью и целым.
Запись переместительного свойства сложения с помощью буквенной формулы: а + b = b + а.
Запись взаимосвязи между сложением и вычитанием с помощью буквенных равенств вида: а + b = с, b + а = с, с – а = b.
Математический язык и элементы логики (2 ч). Знакомство с символами математического языка: цифрами, буквами, знаками сравнения, сложения и вычитания, их использование для построения высказываний. Определение истинности и ложности высказываний.
Построение моделей текстовых задач.
Знакомство с задачами логического характера и способами их решения.
Работа с информацией и анализ данных (2 ч). Основные свойства предметов: цвет, форма, размер, материал, назначение, расположение, количество. Сравнение предметов и групп предметов по свойствам.
Таблица, строка и столбец таблицы. Чтение и заполнение таблицы. Поиск закономерности размещения объектов (чисел, фигур, символов) в таблице.
Сбор и представление информации о единицах измерения величин, которые использовались в древности на Руси и в других странах.
Обобщение и систематизация знаний, полученных в 1 классе.
Портфолио ученика 1 класса
Учебно – методическое обеспечение
для учителя:
- Л.Г. Петерсон. Математика. 1 класс. В 3-х частях. – М.: Издательство «Ювента», 2011.
- Л.Г. Петерсон. Самостоятельные и контрольные работы по математике для начальной школы. Выпуск 1 (в двух вариантах). – М.: Издательство «Ювента», 2011.
- Л.Г. Петерсон. Математика. 1 класс: Методические рекомендации. Пособие для учителей. – М.: Издательство «Ювента», 2011.
- Учиться – это весело. Пальчиковая гимнастика. Подвижная игровая гимнастика. Ардис аудио книга.
- Электронное пособие для учителей и родителей. Математика.. примеры и задачи. 1 – 4 класс.
- ИКТ серия. В помощь учителю. Математика. Мультимедийное сопровождение уроков в начальной школе.
- Электронное приложение к математике 1 класс (СД). Петерсон В.А.
для ученика:
- Л.Г. Петерсон. Математика. 1 класс. В 3-х частях. – М.: Издательство «Ювента», 2011.
- Л.Г. Петерсон. Самостоятельные и контрольные работы по математике для начальной школы. Выпуск 1 (в двух вариантах). – М.: Издательство «Ювента», 2011.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по математике 2 класс Школа России Календарно-тематическое планирование по математике 2 класс школа России
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование составлено для 2 класса по Умк школа России...
Рабочая программа по математике (1 класс), разработанная на основе авторской программы «Математика» Рудницкой В.Н. в рамках проекта «Начальная школа XXI века»
Рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Приказ № 373 от «6» октября 2009 г.), требо...
конспект урока по математике 2 класс. рабочая программа ппо математике 1 класс . презентации по математике и грамматике для будущих первоклассников
1. Конспект открытого урока математике, данного во 2 классе по программе "Школа России" на тему :"Приёмы деления, основанные на связи между компонентами и результатом умножения."2. Презентация к...
Рабочая программа по математике 4 класс. Учебник: 1.Дорофеев Г. В. Математика, учебник 4 класс/ Г. В. Дорофеев, Т. Н. Миракова, Т. Б. Бука. -М.: Просвещение,2014.
Аннотацияк календарно-тематическому планированиюпо математике 4 Б класса 1. Количество часов: 136 часов, 4 часа в неделю.2. Учитель: Валиулли...
Рабочая программа по математике (4 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 4 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М....
Рабочая программа по математике (3 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 3 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...
Рабочая программа по математике 1 класс ("Начальная школа XXI Века"), по обновленным ФГОС выполнена в конструкторе рабочих программ
Рабочая программа по математике 1 класс ("Начальная школа XXI Века"), по обновленным ФГОС выполнена в конструкторе рабочих программ...