Рабочая программа по математике 2 класс УМК Начальная школа 21 век
рабочая программа по математике (2 класс) по теме
Рабочая программа по математике 2 класс УМК Начальная школа 21 век
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
рабочая программа математика 2 класс УМК Начальная школа 21 век | 444 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Междуреченская средняя общеобразовательная школа
«Рассмотрено» Заседание МО МБОУ Междуреченской СОШ Протокол №1 от 28.08 2013г.
Руководитель МО | «Согласовано» Заместитель директора по УР МБОУ Междуреченской СОШ Протокол АМ №1 от 29.08 2013г. | «Утверждаю» Директор МБОУ Междуреченской СОШ /Росляков С.П./ Приказ 329от 01.09.2013г . |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по математике
для 2 класса
УМК «Начальная школа XXI века»
(Составлена на основе ФГОС начального общего образования)
Составил учитель начальных классов
Романова Н.Ю
2013 - 2014 учебный год.
2. Пояснительная записка.
Статус документа
Рабочая программа по математике составлена с использованием нормативно-правовой базы:
- Закон РФ «Об образовании» (№ 3266 - 1 от 10.07.1992);
- Приказ Минобрнауки РФ от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в ред. приказов Минобрнауки России от 26.11. 2010 № 1241, от 22. 09. 2011 № 2357);
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден и введен в действие с 1 января 2010 г. приказом Министерства образования и науки РФ от 06. 10. 2009 № 373) и внесенными изменениями от 26. 11. 2010 приказ № 1241;
- Санитарно-эпидемиологические правила (СанПиН 2.4.2.2821-10) «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29. 12. 2010 № 189;
Рабочая программа по математике определяет объём, порядок, содержание изучения и преподавания учебного предмета во 2 классе.
Цель настоящей программы – создание условий для планирования, организации и управления образовательным процессом по учебному предмету «Математика».
Функции документа
- нормативная (является документом, обязательным для выполнения в полном объёме);
- целеполагания (определяет ценности и цели);
- определения содержания образования (фиксирует состав элементов содержания, подлежащих усвоению учащихся, а также степень их трудности);
- процессуальная (определяет логическую последовательность усвоения элементов содержания, организационные формы и методы, средства и условия обучения);
- оценочная (выявляет уровни усвоения элементов содержания, объекты контроля и критерии оценки достижения планируемых результатов освоения программы).
Структура документа
- Титульный лист.
- Пояснительная записка.
- Содержание курса.
- Учебно-тематический план.
- Календарно-тематический (поурочный) план.
- Система оценки достижения планируемых результатов освоения программы.
- Контрольно-измерительные материалы.
- Список литературы, рекомендуемой для учителя и учащихся.
Общая характеристика предмета
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, концепции УМК «Начальная школа XXI века» научного руководителя Н. Ф. Виноградовой, авторской программы по математике В. Н. Рудницкой, ориентирована на планируемые результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования и отражает содержание обучения математики в начальной школе.
Обучение математике направлено на достижение следующих целей:
- обеспечение интеллектуального развития младших школьников: формирование основ логико-математического мышления, пространственного воображения, овладение учащимися математической речью для описания математических объектов и процессов окружающего мира в количественном и пространственном отношениях, для обоснования получаемых результатов решения учебных задач;
- предоставление младшим школьникам основ начальных математических знаний и формирование соответствующих умений: решать учебные и практические задачи; вести поиск информации (фактов, сходств, различий, закономерностей, оснований для упорядочивания и классификации математических объектов); измерять наиболее распространенные в практике величины;
- умение применять алгоритмы арифметических действий для вычислений; узнавать в окружающих предметах знакомые геометрические фигуры, выполнять несложные геометрические построения;
- реализация воспитательного аспекта обучения: воспитание потребности узнавать новое, расширять свои знания, проявлять интерес к занятиям математикой, стремиться использовать математические знания и умения при изучении других школьных предметов и в повседневной жизни, приобрести привычку доводить начатую работу до конца, получать удовлетворение от правильно и хорошо выполненной работы, уметь обнаруживать и оценивать красоту и изящество математических методов, решений, образов.
Важнейшими задачами обучения являются создание благоприятных условий для полноценного математического развития каждого ученика на уровне, соответствующем его возрастным особенностям и возможностям, и обеспечение необходимой и достаточной математической подготовки для дальнейшего успешного обучения в основной школе.
Математика как учебный предмет вносит заметный вклад в реализацию важнейших целей и задач начального общего образования младших школьников. Овладение учащимися начальных классов основами математического языка для описания разнообразных предметов и явлений окружающего мира, усвоение общего приема решения задач как универсального действия, умения выстраивать логические цепочки рассуждений, алгоритмы выполняемых действий, использование измерительных и вычислительных умений и навыков создают необходимую базу для успешной организации процесса обучения учащихся в начальной школе.
Особенность обучения в начальной школе состоит в том, то именно на данной ступени у учащихся начинает формирование элементов учебной деятельности. На основе этой деятельности у ребёнка возникают теоретическое осознание и мышление, развиваются соответствующие способности; происходит становление потребности и мотивов учения. С учётом сказанного в данном курсе в основу отбора содержания обучения положены следующие наиболее важные методические принципы:
- анализ конкретного учебного материала с точки зрения его общеобразовательной ценности и необходимости изучения в начальной школе;
- возможность широкого применения изучаемого материала на практике;
- взаимосвязь вводимого материала с ранее изученным;
- обеспечение преемственности с дошкольной математической подготовкой и содержанием следующей ступени обучения в средней школе;
- обогащение математического опыта младших школьников за счёт включения в курс дополнительных вопросов, традиционно не изучавшихся в начальной школе.
Ценностные ориентиры содержания
Математика является основой общечеловеческой культуры. Об этом свидетельствует её постоянного и обязательное присутствие практически во всех сферах современного мышления, науки и техники.
Содержание курса математики направлено прежде всего на интеллектуальное развитие младших школьников: овладение логическими действиями. Данный курс создаёт благоприятные возможности для того, чтобы сформировать у учащихся значимые арифметические и геометрические представления о числах и отношениях, алгоритмах выполнения арифметических действий, свойствах этих действий, о величинах и их измерении, о геометрических фигурах; создать условия для овладения учащимися математическим языком, знаково-символическими средствами, умения устанавливать отношения между математическими объектами, служащими средством познания окружающего мира, процессов и явлений, происходящих в повседневной практике.
Овладение важнейшими элементами учебной деятельности в процессе реализации содержания учебного предмета на уроках математики обеспечивает формирование у учащихся «умения учиться», что оказывает заметное влияние на развитие их познавательных способностей.
Особой ценностью содержания обучения является работа с информацией, представленной в виде таблиц, графиков, диаграмм, схем, баз данных; формирование соответствующих умений на уроках математики оказывает существенную помощь при изучении других школьных предметов.
Основные содержательные линии
Основу данного курса составляют пять взаимосвязанных содержательных линий:
- элементы арифметики, величины и их измерение;
- логико-математические понятия;
- алгебраическая пропедевтика;
- элементы геометрии.
Для каждой из этих линий отобраны основные понятия, вокруг которых развёртывается всё содержание обучения. Понятийный аппарат включает следующие четыре понятия, вводимые без определений: число, отношение, величина, геометрическая фигура.
В соответствии с требованиями стандарта начального общего образования в современном учебном процессе предусмотрена работа с информацией. В данном курсе математики этот материал не выделяется в отдельную содержательную линию, а регулярно присутствует при изучении программных вопросов, образующих каждую из вышеназванных линий содержания обучения.
Результаты освоения учебного предмета
Результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования обеспечивают связь между требованиями, определяемыми федеральным государственным образовательным стандартом, образовательным процессом и системой оценки, используемой в образовательном учреждении.
Личностные результаты:
- самостоятельность мышления; умение устанавливать, с какими учебными задачами ученик может самостоятельно успешно справиться;
- готовность и способность к саморазвитию;
- сформированность мотивации к обучению;
- способность характеризовать и оценивать собственные математические знания и умения;
- заинтересованность в расширении и углублении получаемых математических знаний;
- готовность использовать получаемую математическую подготовку в учебной деятельности и при решении практических задач, возникающих в повседневной жизни;
- способность преодолевать трудности, доводить начатую работу до ее завершения;
- способность к самоорганизованности;
- высказывать собственные суждения и давать им обоснование;
- владение коммуникативными умениями с целью реализации возможностей успешного сотрудничества с учителем и учащимися класса (при групповой работе, работе в парах, в коллективном обсуждении математических проблем).
Метапредметные результаты:
- владение основными методами познания окружающего мира (наблюдение, сравнение, анализ, синтез, обобщение, моделирование);
- понимание и принятие учебной задачи, поиск и нахождение способов ее решения;
- планирование, контроль и оценка учебных действий; определение наиболее эффективного способа достижения результата;
- выполнение учебных действий в разных формах (практические работы, работа с моделями и др.);
- создание моделей изучаемых объектов с использованием знаково-символических средств;
- понимание причины неуспешной учебной деятельности и способность конструктивно действовать в условиях неуспеха;
- адекватное оценивание результатов своей деятельности;
- активное использование математической речи для решения разнообразных коммуникативных задач;
- готовность слушать собеседника, вести диалог;
- умение работать в информационной среде.
Предметные результаты:
- овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи;
- умение применять полученные математические знания для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач, а также использовать эти знания для описания и объяснения различных процессов и явлений окружающего мира, оценки их количественных и пространственных отношений;
- овладение устными и письменными алгоритмами выполнения арифметических действий с целыми неотрицательными числами, умениями вычислять значения числовых выражений, решать текстовые задачи, измерять наиболее распространенные в практике величины, распознавать и изображать простейшие геометрические фигуры;
- умение работать в информационном поле (таблицы, схемы, диаграммы, графики, последовательности, цепочки, совокупности); представлять, анализировать и интерпретировать данные.
Планируемые результаты обучения
К концу обучения во 2 классе учащиеся научатся:
называть:
- натуральные числа от 20 до 100 в прямом и в обратном порядке, следующее (предыдущее) при счете число;
- число, большее или меньшее данного числа в несколько раз;
- единицы длины, площади;
- одну или несколько долей данного числа и числа по его доле;
- компоненты арифметических действий (слагаемое, сумма, уменьшаемое, вычитаемое, разность, множитель, произведение, делимое, делитель, частное);
- геометрическую фигуру (многоугольник, угол, прямоугольник, квадрат, окружность);
сравнивать:
- числа в пределах 100;
- числа в кратном отношении (во сколько раз одно число больше или меньше другого);
- длины отрезков;
различать:
- отношения «больше в» и «больше на», «меньше в» и «меньше на»;
- компоненты арифметических действий;
- числовое выражение и его значение;
- российские монеты, купюры разных достоинств;
- прямые и непрямые углы;
- периметр и площадь прямоугольника;
- окружность и круг;
читать:
- числа в пределах 100, записанные цифрами;
- записи вида 5 · 2 = 10, 12 : 4 = 3;
воспроизводить:
- результаты табличных случаев умножения однозначных чисел и соответствующих случаев деления;
- соотношения между единицами длины: 1 м = 100 см, 1 м = 10 дм;
приводить примеры:
- однозначных и двузначных чисел;
- числовых выражений;
моделировать:
- десятичный состав двузначного числа;
- алгоритмы сложения и вычитания двузначных чисел;
- ситуацию, представленную в тексте арифметической задачи, в виде схемы, рисунка;
распознавать:
- геометрические фигуры (многоугольники, окружность, прямоугольник, угол);
упорядочивать:
- числа в пределах 100 в порядке увеличения или уменьшения;
характеризовать:
- числовое выражение (название, как составлено);
- многоугольник (название, число углов, сторон, вершин);
анализировать:
- текст учебной задачи с целью поиска алгоритма ее решения;
- готовые решения задач с целью выбора верного решения, рационального способа решения;
классифицировать:
- углы (прямые, непрямые);
- числа в пределах 100 (однозначные, двузначные);
конструировать:
- тексты несложных арифметических задач;
- алгоритм решения составной арифметической задачи;
контролировать:
- свою деятельность (находить и исправлять ошибки);
оценивать:
- готовое решение учебной задачи (верно, неверно);
решать учебные и практические задачи:
- записывать цифрами двузначные числа;
- решать составные арифметические задачи в два действия в различных комбинациях;
- вычислять сумму и разность чисел в пределах 100, используя изученные устные и письменные приемы вычислений;
- вычислять значения простых и составных числовых выражений;
- вычислять периметр и площадь прямоугольника (квадрата);
- строить окружность с помощью циркуля;
- выбирать из таблицы необходимую информацию для решения учебной задачи;
- заполнять таблицы, имея некоторый банк данных.
К концу обучения во 2 классе учащиеся смогут научиться:
формулировать:
- свойства умножения и деления;
- определения прямоугольника и квадрата;
- свойства прямоугольника (квадрата);
называть:
- вершины и стороны угла, обозначенные латинскими буквами;
- элементы многоугольника (вершины, стороны, углы);
- центр и радиус окружности;
- координаты точек, отмеченных на числовом луче;
читать:
- обозначения луча, угла, многоугольника;
различать:
- луч и отрезок;
характеризовать:
- расположение чисел на числовом луче;
- взаимное расположение фигур на плоскости (пересекаются, не пересекаются, имеют общую точку (общие точки);
решать учебные и практические задачи:
- выбирать единицу длины при выполнении измерений;
- обосновывать выбор арифметических действий для решения задач;
- указывать на рисунке все оси симметрии прямоугольника (квадрата);
- изображать на бумаге многоугольник с помощью линейки или от руки;
- составлять несложные числовые выражения;
- выполнять несложные устные вычисления в пределах 100.
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Специфическое сопровождение (оборудование):
Демонстрационные таблицы, схемы.
Наборы предметных картинок.
Измерительные приборы: весы, часы.
Демонстрационные инструменты: линейка, угольник, циркуль.
Набор пространственных геометрических фигур: куб, шар, конус, цилиндр, разные виды многогранников (пирамиды, куб).
Электронно-программное обеспечение:
Электронный образовательный ресурс. Математика. 2 класс/ Рудницкая В. Н., Кочурова Е. Э., Рыдзе О. А. – М.: Вентана-Граф, 2012
Электронное издание. Математика и конструирование. – М.: ООО ДОС Калуга, 2011
Место предмета в учебном плане
Согласно базисному учебному плану на изучение учебного предмета «Математика» в объёме обязательного минимума содержания основных образовательных программ отводится 4 часа в неделю:
9 учебных недель первой четверти (36 часов);
7 учебных недель второй четверти (28 часов);
10 учебных недель третьей четверти (40 часов);
8 учебных недель четвёртой четверти (32 часа);
Всего – 136 часов в год.
3. Содержание курса.
Множества предметов. Отношения между предметами и между множествами предметов.
Сходства и различия предметов. Соотношение размеров предметов (фигур). Понятия: больше, меньше, одинаковые по размерам; длиннее, короче, такой же длины (ширины, высоты).
Соотношения между множествами предметов. Понятия: больше, меньше, столько же, поровну (предметов), больше, меньше (на несколько предметов).
Универсальные учебные действия:
- сравнивать предметы (фигуры) по их форме и размерам;
- распределять данное множество предметов на группы по заданным признакам (выполнять классификацию);
- сопоставлять множества предметов по их численностям (путем составления пар предметов)
Число и счет.
Счет предметов. Чтение и запись чисел в пределах класса миллиардов. Классы и разряды натурального числа. Десятичная система записи чисел. Представление многозначного числа в виде суммы разрядных слагаемых. Сравнение чисел; запись результатов сравнения с использованием знаков >, =, <.
Римская система записи чисел.
Сведения из истории математики: как появились числа, чем занимается арифметика.
Универсальные учебные действия:
- пересчитывать предметы; выражать результат натуральным числом;
- сравнивать числа;
- упорядочивать данное множество чисел.
Арифметические действия с числами и их свойства.
Сложение, вычитание, умножение и деление и их смысл. Запись арифметических действий с использованием знаков +, -, •, : .
Сложение и вычитание (умножение и деление) как взаимно обратные действия. Названия компонентов арифметических действий (слагаемое, сумма; уменьшаемое, вычитаемое, разность; множитель, произведение; делимое, делитель, частное).
Таблица сложения и соответствующие случаи вычитания.
Таблица умножения и соответствующие случаи деления.
Устные и письменные алгоритмы сложения и вычитания.
Умножение многозначного числа на однозначное, на двузначное и на трехзначное число.
Деление с остатком.
Устные и письменные алгоритмы деления на однозначное, на двузначное и на трехзначное число.
Способы проверки правильности вычислений (с помощью обратного действия, оценка достоверности, прикидка результата, с использованием микрокалькулятора).
Доля числа (половина, треть, четверть, десятая, сотая, тысячная). Нахождение одной или нескольких долей числа. Нахождение числа по его доле.
Переместительное и сочетательное свойства сложения и умножения; распределительное свойство умножения относительно сложения (вычитания); сложение и вычитание с 0; умножение и деление с 0 и 1. Обобщение: записи свойств действий с использованием букв. Использование свойств арифметических действий при выполнении вычислений: перестановка и группировка слагаемых в сумме, множителей в произведении; умножение суммы и разности на число).
Числовое выражение. Правила порядка выполнения действий в числовых выражениях, содержащих от 2 до 6 арифметических действий, со скобками и без скобок. Вычисление значений выражений. Составление выражений в соответствии с заданными условиями.
Выражения и равенства с буквами. Правила вычисления неизвестных компонентов арифметических действий.
Примеры арифметических задач, решаемых составлением равенств, содержащих букву.
Универсальные учебные действия:
- моделировать ситуацию, иллюстрирующую данное арифметическое действие;
- воспроизводить устные и письменные алгоритмы выполнения четырех арифметических действий;
- прогнозировать результаты вычислений;
- контролировать свою деятельность: проверять правильность выполнения вычислений изученными способами;
- оценивать правильность предъявленных вычислений;
- сравнивать разные способы вычислений, выбирать из них удобный;
- анализировать структуру числового выражения с целью определения порядка выполнения содержащихся в нем арифметических действий.
Величины.
Длина, площадь, периметр, масса, время, скорость, цена, стоимость и их единицы. Соотношения между единицами однородных величин.
Сведения из истории математики: старинные русские меры длины (вершок, аршин, пядь, маховая и косая сажень, морская миля, верста), массы (пуд, фунт, ведро, бочка). История возникновения месяцев года.
Вычисление периметра многоугольника, периметра и площади прямоугольника (квадрата). Длина ломаной и ее вычисление.
Точные и приближенные значения величины (с недостатком, с избытком). Измерение длины, массы, времени, площади с указанной точностью. Запись приближенных значений величины с использованием знака ≈ (примеры: АВ ≈ 5 см, t ≈ 3 мин, V ≈ 200 км/ч).
Вычисление одной или нескольких долей значения величины. Вычисление значения величины по известной доле ее значения.
Универсальные учебные действия:
- сравнивать значения однородных величин;
- упорядочивать данные значения величины;
- устанавливать зависимость между данными и искомыми величинами при решении разнообразных учебных задач.
Работа с текстовыми задачами.
Понятие арифметической задачи. Решение текстовых арифметических задач арифметическим способом.
Работа с текстом задачи: выявление известных и неизвестных величин, составление таблиц, схем, диаграмм и других моделей для представления данных условия задачи.
Планирование хода решения задачи. Запись решения и ответа задачи.
Задачи, содержащие отношения «больше (меньше) на», «больше (меньше) в»; зависимости между величинами, характеризующими процессы купли-продажи, работы, движения тел.
Примеры арифметических задач, решаемых разными способами; задач, имеющих несколько решений, не имеющих решения; задач с недостающими и с лишними данными (не использующимися при решении).
Универсальные учебные действия:
- моделировать содержащиеся в тексте задачи зависимости;
- планировать ход решения задачи;
- анализировать текст задачи с целью выбора необходимых арифметических действий для ее решения;
- прогнозировать результат решения;
- контролировать свою деятельность: обнаруживать и устранять ошибки логического характера (в ходе решения) и ошибки вычислительного характера;
- выбирать верное решение задачи из нескольких предъявленных решений;
- наблюдать за изменением решения задачи при изменении ее условий.
Геометрические понятия.
Форма предмета. Понятия: такой же формы, другой формы. Плоские фигуры: точка, линия, отрезок, ломаная, круг; многоугольники и их виды. Луч и прямая как бесконечные плоские фигуры. Окружность (круг). Изображение плоских фигур с помощью линейки, циркуля и от руки. Угол и его элементы вершина, стороны. Виды углов (прямой, острый, тупой). Классификация треугольников (прямоугольные, остроугольные, тупоугольные). Виды треугольников в зависимости от длин сторон (разносторонние, равносторонние, равнобедренные).
Прямоугольник и его определение. Квадрат как прямоугольник. Свойства противоположных сторон и диагоналей прямоугольника. Оси симметрии прямоугольника (квадрата).
Пространственные фигуры: прямоугольный параллелепипед (куб), пирамида, цилиндр, конус, шар. Их распознавание на чертежах и на моделях.
Взаимное расположение фигур на плоскости (отрезков, лучей, прямых, окружностей) в различных комбинациях. Общие элементы фигур. Осевая симметрия. Пары симметричных точек, отрезков, многоугольников. Примеры фигур, имеющих одну или несколько осей симметрии. Построение симметричных фигур на клетчатой бумаге.
Универсальные учебные действия:
- ориентироваться на плоскости и в пространстве (в том числе различать направления движения);
- различать геометрические фигуры;
- характеризовать взаимное расположение фигур на плоскости;
- конструировать указанную фигуру из частей;
- классифицировать треугольники;
- распознавать пространственные фигуры (прямоугольный параллелепипед, пирамида, цилиндр, конус, шар) на чертежах и на моделях.
Логико-математическая подготовка.
Понятия: каждый, какой-нибудь, один из, любой, все, не все; все, кроме.
Классификация множества предметов по заданному признаку. Определение оснований классификации.
Понятие о высказывании. Примеры истинных и ложных высказываний. Числовые равенства и неравенства как примеры истинных и ложных высказываний.
Составные высказывания, образованные из двух простых высказываний с помощью логических связок «и»,«или»,«если, то»,«неверно, что» и их истинность. Анализ структуры составного высказывания: выделение в нем простых высказываний. Образование составного высказывания из двух простых высказываний.
Простейшие доказательства истинности или ложности данных утверждений. Приведение гримеров, подтверждающих или опровергающих данное утверждение.
Решение несложных комбинаторных задач и других задач логического характера (в том числе задач, решение которых связано с необходимостью перебора возможных вариантов.
Универсальные учебные действия:
- определять истинность несложных утверждений;
- приводить примеры, подтверждающие или опровергающие данное утверждение;
- конструировать алгоритм решения логической задачи;
- делать выводы на основе анализа предъявленного банка данных;
- конструировать составные высказывания из двух простых высказываний с помощью логических слов-связок и определять их истинность;
- анализировать структуру предъявленного составного высказывания; выделять в нем составляющие его высказывания и делать выводы об истинности или ложности составного высказывания;
- актуализировать свои знания для проведения простейших математических доказательств (в том числе с опорой на изученные определения, законы арифметических действий, свойства геометрических фигур).
Работа с информацией.
Сбор и представление информации, связанной со счетом, с измерением; фиксирование и анализ полученной информации.
Таблица; строки и столбцы таблицы. Чтение и заполнение таблиц заданной информацией. Перевод информации из текстовой формы в табличную. Составление таблиц.
Графы отношений. Использование графов для решения учебных задач.
Числовой луч. Координата точки. Обозначение вида А (5).
Координатный угол. Оси координат. Обозначение вида А (2,3).
Простейшие графики. Считывание информации.
Столбчатые диаграммы. Сравнение данных, представленных на диаграммах.
Конечные последовательности (цепочки) предметов, чисел, фигур, составленные по определенным правилам. Определение правила составления последовательности.
Универсальные учебные действия:
- собирать требуемую информацию из указанных источников; фиксировать результаты разными способами;
- сравнивать и обобщать информацию, представленную в таблицах, на графиках и диаграммах;
- переводить информацию из текстовой формы в табличную.
4. Учебно-тематический план.
Раздел программы | Программное содержание | Универсальные учебные действия |
Число и счёт | Целые неотрицательные числа Счёт десятками в пределах 100. Названия, последовательность и запись цифрами натуральных чисел от 20 до 100. Десятичный состав двузначного числа. Числовой луч. Изображение чисел точками на числовом луче. Координата точки. Сравнение двузначных чисел | Называть любое следующее (предыдущее) при счёте число в пределах 100, а также любой отрезок натурального ряда чисел от 20 до 100 в прямом и обратном порядке, начиная с любого числа; пересчитывать предметы десятками, выражать числом получаемые результаты. Моделировать десятичный состав двузначного числа с помощью цветных палочек Кюизенера (оранжевая палочка длиной 10 см — десяток, белая длиной 1 см — единица). Характеризовать расположение чисел на числовом луче. Называть координату данной точки, указывать (отмечать) на луче точку с заданной координатой. Сравнивать числа разными способами: с использованием числового луча, по разрядам. Упорядочивать данные числа (располагать их в порядке увеличения или уменьшения) |
Арифметические действия | Сложение и вычитание Частные и общие устные и письменные алгоритмы сложения и вычитания. Применение микрокалькулятора при выполнении вычислений | Моделировать алгоритмы сложения и вычитания чисел с помощью цветных палочек с последующей записью вычислений столбиком. Выполнять действия самоконтроля и взаимоконтроля: проверять правильность вычислений с помощью микрокалькулятора |
Умножение и деление Таблица умножения однозначных чисел; соответствующие случаи деления. Доля числа. Нахождение одной или нескольких долей числа; нахождение числа по данной его доле. Правило сравнения чисел с помощью деления. Отношения между числами «больше в ...» и «меньше в ...». Увеличение и уменьшение числа в несколько раз | Воспроизводить результаты табличных случаев умножения однозначных чисел и соответствующих случаев деления. Называть (вычислять) одну или несколько долей числа и число по его доле. Сравнивать числа с помощью деления на основе изученного правила. Различать отношения «больше в ...» и «больше на ...», «меньше в ...» и «меньше на ...». Называть число, большее или меньшее данного числа в несколько раз | |
Свойства умножения и деления Умножение и деление с 0 и 1. Свойство умножения: умножать два числа можно в любом порядке. Свойства деления: меньшее число нельзя разделить на большее без остатка; делить на нуль нельзя; частное двух одинаковых чисел (кроме 0) равно 1 | Формулировать изученные свойства умножения и деления и использовать их при вычислениях. Обосновывать способы вычислений на основе изученных свойств | |
Числовые выражения Названия чисел в записях арифметических действий (слагаемое, сумма, множитель, произведение, уменьшаемое, вычитаемое, разность, делимое, делитель, частное). Понятие о числовом выражении и его значении. Вычисление значений числовых выражений со скобками, содержащих 2–3 арифметических действия в различных комбинациях. Названия числовых выражений: сумма, разность, произведение, частное. Чтение и составление несложных числовых выражений | Различать и называть компоненты арифметических действий. Различать понятия «числовое выражение» и «значение числового выражения». Отличать числовое выражение от других математических записей. Вычислять значения числовых выражений. Характеризовать числовое выражение (название, как составлено). Конструировать числовое выражение, содержащее 1–2 действия | |
Величины | Цена, количество, стоимость Копейка. Монеты достоинством: 1 к., 5 к., 10 к., 50 к. Рубль. Бумажные купюры: 10 р., 50 р., 100 р. Соотношение: 1 р. = 100 к. | Различать российские монеты и бумажные купюры разных достоинств. Вычислять стоимость, цену или количество товара по двум данным известным значениям величин. Контролировать правильность вычислений с помощью микрокалькулятора |
Геометрические величины Единица длины метр и её обозначение: м. Соотношения между единицами длины: 1 м = 100 см, 1 дм = 10 см, 1 м = 10 дм. Сведения из истории математики: старинные русские меры длины: вершок, аршин, пядь, маховая и косая сажень. Периметр многоугольника. Способы вычисления периметра прямоугольника (квадрата). Площадь геометрической фигуры. Единицы площади: квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр и их обозначения: см2, дм2, м2. Практические способы вычисления площадей фигур (в том числе с помощью палетки). Правило вычисления площади прямоугольника (квадрата) | Различать единицы длины. Выбирать единицу длины при выполнении измерений. Сравнивать длины, выраженные в одинаковых или разных единицах. Отличать периметр прямоугольника (квадрата) от его площади. Вычислять периметр многоугольника (в том числе прямоугольника). Выбирать единицу площади для вычислений площадей фигур. Называть единицы площади. Вычислять площадь прямоугольника (квадрата). Отличать площадь прямоугольника (квадрата) от его периметра | |
Работа с текстовыми задачами | Арифметическая задача и её решение Простые задачи, решаемые умножением или делением. Составные задачи, требующие выполнения двух действий в различных комбинациях. Задачи с недостающими или лишними данными. Запись решения задачи разными способами (в виде выражения, в вопросно-ответной форме). Примеры задач, решаемых разными способами. Сравнение текстов и решений внешне схожих задач. Составление и решение задач в соответствии с заданными условиями (число и виды арифметических действий, заданная зависимость между величинами). Формулирование измененного текста задачи. Запись решения новой задачи | Выбирать умножение или деление для решения задачи. Анализировать текст задачи с целью поиска способа её решения. Планировать алгоритм решения задачи. Обосновывать выбор необходимых арифметических действий для решения задачи. Воспроизводить письменно или устно ход решения задачи. Оценивать готовое решение (верно, неверно). Сравнивать предложенные варианты решения задачи с целью выявления рационального способа. Анализировать тексты и решения задач, указывать их сходства и различия. Конструировать тексты несложных задач |
Геометрические понятия | Геометрические фигуры Отличие окружности от круга. Построение окружности с помощью циркуля. Взаимное расположение окружностей на плоскости (пересечение окружностей в двух точках, окружности имеют общий центр или радиус, одна окружность находится внутри другой, окружности не пересекаются). Изображение окружности в комбинации с другими фигурами |
Различать прямой и непрямой углы (на глаз, с помощью чертёжного угольника или модели прямого угла). Изображать окружность, используя циркуль. Характеризовать взаимное расположение двух окружностей, окружности и других фигур. Выделять окружность на сложном чертеже |
Логико-математическая подготовка | Закономерности Определение правила подбора математических объектов (чисел, числовых выражений, геометрических фигур) данной последовательности. Составление числовых последовательностей в соответствии с заданным правилом | Называть несколько следующих объектов в данной последовательности |
Доказательства Верные и неверные утверждения. Проведение простейших доказательств истинности или ложности данных утверждений | Характеризовать данное утверждение (верно, неверно), обосновывать свой ответ, приводя подтверждающие или опровергающие примеры. Доказывать истинность или ложность утверждений с опорой на результаты вычислений, свойства математических объектов или их определения | |
Ситуация выбора Выбор верного ответа среди нескольких данных правдоподобных вариантов. Несложные логические (в том числе комбинаторные) задачи. Рассмотрение всех вариантов решения логической задачи. Логические задачи, в тексте которых содержатся несколько высказываний (в том числе с отрицанием) и их решение | Актуализировать свои знания для обоснования выбора верного ответа. Конструировать алгоритм решения логической задачи. Искать и находить все варианты решения логической задачи. Выделять из текста задачи логические высказывания и на основе их сравнения делать необходимые выводы | |
Работа с информацией | Представление и сбор информации Таблицы с двумя входами, содержащие готовую информацию. Заполнение таблиц заданной информацией. Составление таблиц, схем, рисунков по текстам учебных задач (в том числе арифметических) с целью последующего их решения | Выбирать из таблиц необходимую информацию для решения разных учебных задач. Сравнивать и обобщать информацию, представленную в строках и столбцах таблицы |
5. Календарно-тематический (поурочный) план.
№ п/п | Дата урока | Тема урока | Планируемые результаты | ||
Предметные | Метапредметные | Личностные | |||
1 | Вводный инструктаж по ТБ и ОТ. Числа 10, 20, 30,…..100. | Читать и записывать числа десятками, счет предметов десятками, овладение устными и письменными алгоритмами выполнения арифметических действий называть натуральные числа от 20 до 100 в прямом и в обратном порядке, следующее (предыдущее) при счете число; число, большее или меньшее данного числа в несколько раз. | Формулировать и удерживать практическую задачу, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, пошаговый контроль правильности, планирование, контроль и оценка учебных действий; определение наиболее эффективного способа достижения результата. | Cамостоятельность мышления; умение устанавливать, с какими учебными задачами можно самостоятельно успешно справиться. | |
2 | Числа 10, 20, 30,…..100. | ||||
3 | Двузначные числа и их запись. | ||||
4 | Двузначные числа и их запись. | ||||
5 | Стартовая педагогическая диагностика. | Умение работать в информационной среде; самостоятельно разбирать задание и выполнять его. | Адекватно оценивать и характеризовать результаты своей деятельности. | Самостоятельность мышления. | |
6 | Луч и его обозначение. | Ориентироваться на плоскости и в пространстве (в том числе различать направления движения); чертить числовой луч и обозначать его. | Использовать знаково-символические средства, создавать и преобразовывать модели, строить высказывания, контролировать и оценивать процесс и результат деятельности, выполнение учебных действий в разных формах (практические работы, работа с моделями и др.) | Мотивация учебной деятельности готовность и способность к саморазвитию, заинтересованность в расширении и углублении получаемых математических знаний. | |
7 | Луч и его обозначение. | ||||
8 | Луч и его обозначение. Самостоятельная работа. | ||||
9 | Числовой луч. | Располагать фигуры на плоскости (отрезков, лучей, прямых, окружностей) в различных комбинациях, чертить числовой луч. | |||
10 | Числовой луч. | ||||
11 | Контрольная работа по теме «Запись и сравнение двузначных чисел. Луч» | ||||
12 | РНО. Метр. Соотношение между единицами длины. | Различать единицы длины, соотносить их, выполнять измерения; моделировать ситуации геометрическими средствами, устанавливать зависимость между данными и искомыми величинами при решении учебных задач. | Сбор и представление информации, связанной с измерением; Использовать знаково-символические средства, создавать и преобразовывать модели, строить высказывания, контролировать и оценивать процесс и результат деятельности. | Способность характеризовать и оценивать математические знания и умения; заинтересованность в расширении и углублении получаемых математических знаний. | |
13 | Метр. Соотношение между единицами длины. | ||||
14 | Метр. Соотношение между единицами длины. | ||||
15 | Многоугольник и его элементы. | Чертить многоугольник, находить его элементы, различать геометрические фигуры. | |||
16 | Многоугольник и его элементы. | ||||
17 | Вводная контрольная работа. | Умение работать в информационной среде; самостоятельно разбирать задание и выполнять его. | Адекватно оценивать и характеризовать результаты своей деятельности. | Самостоятельность мышления. | |
18 | РНО. Сложение и вычитание вида 26+2, 26-2. | Владеть общими приемами вычисления, устными и письменными алгоритмами выполнения арифметических действий, прогнозировать результат вычисления, пошаговый контроль правильности выполнения алгоритма арифметического действия. | Понимание и принятие учебной задачи, поиск и нахождение способов ее решения; планирование, контроль и оценка учебных действий; определение наиболее эффективного способа достижения результата; выполнение учебных действий в разных формах. | Способность преодолевать трудности, доводить начатую работу до ее завершения; способность к самоорганизованности. | |
19 | Сложение и вычитание вида 26+2, 26-2. | ||||
20 | Сложение и вычитание вида 26+2, 26-2. Самостоятельная работа. | ||||
21 | Запись сложения столбиком. | ||||
22 | Запись сложения столбиком. | ||||
23 | Запись сложения столбиком. | ||||
24 | Запись вычитания столбиком. | ||||
25 | Запись вычитания столбиком. | ||||
26 | Запись вычитания столбиком. Самостоятельная работа. | ||||
27 | Сложение двузначных чисел. | Владеть общими приемами вычисления, устными и письменными алгоритмами выполнения арифметических действий. Распознавать, называть, изображать геометрические фигуры. | Понимание и принятие учебной задачи, поиск и нахождение способов ее решения; планирование, контроль и оценка учебных действий; определение наиболее эффективного способа достижения результата; выполнение учебных действий в разных формах. | Мотивация учебной деятельности заинтересованность в расширении и углублении получаемых математических знаний. | |
28 | Сложение двузначных чисел. | ||||
29 | Сложение двузначных чисел. | ||||
30 | Вычитание двузначных чисел. | ||||
31 | Вычитание двузначных чисел. | ||||
32 | Вычитание двузначных чисел. Контрольный устный счёт. | ||||
33 | Контрольная работа за I четверть. | ||||
34 | РНО. Периметр многоугольника. | Чертить многоугольник, выполнять измерения, находить его элементы, периметр, различать геометрические фигуры, решать геометрические задачи, использовать представления о длине, периметре для решения задач. | Использовать знаково-символические средства, создавать и преобразовывать модели, строить высказывания, контролировать и оценивать процесс и результат деятельности. | Готовность использовать получаемую математическую подготовку в учебной деятельности и при решении практических задач, возникающих в повседневной жизни. | |
35 | Периметр многоугольника. | ||||
36 | Периметр многоугольника. | ||||
37 | Окружность, её центр и радиус. | Чертить окружность, находить центр, радиус, решать геометрические задачи. | Использовать знаково-символические средства, создавать и преобразовывать модели, строить высказывания, контролировать и оценивать процесс и результат деятельности. | Готовность использовать получаемую математическую подготовку в учебной деятельности и при решении практических задач, возникающих в повседневной жизни. | |
38 | Окружность, её центр и радиус. | ||||
39 | Окружность, её центр и радиус. | ||||
40 | Взаимное расположение фигур на плоскости. | Совершенствовать практические умения по построению геометрических фигур, решать геометрические задачи. | Использовать знаково-символические средства, создавать и преобразовывать модели, строить высказывания, контролировать и оценивать процесс и результат деятельности. | Готовность использовать получаемую математическую подготовку в учебной деятельности и при решении практических задач, возникающих в повседневной жизни. | |
41 | Взаимное расположение фигур на плоскости. Самостоятельная работа. | ||||
42 | Умножение и деление на 2. Половина числа. | Составлять таблицу умножения и деления, совершенствовать вычислительные навыки, использовать свойства арифметических действий для удобства вычислений; проводить проверку правильности вычислений (с помощью обратного действия, прикидки и оценки результата). | Понимание и принятие учебной задачи, поиск и нахождение способов ее решения; планирование, контроль и оценка учебных действий; определение наиболее эффективного способа достижения результата. | Мотивация учебной деятельности, готовность использовать получаемую математическую подготовку в учебной деятельности и при решении практических задач, возникающих в повседневной жизни. | |
43 | Умножение и деление на 2. Половина числа. | ||||
44 | Умножение и деление на 2. Половина числа. Самостоятельная работа. | ||||
45 | Умножение и деление на 3. Треть числа. | Составлять таблицу умножения и деления, совершенствовать вычислительные навыки, использовать свойства арифметических действий для удобства вычислений; проводить проверку правильности вычислений (с помощью обратного действия, прикидки и оценки результата). | Понимание и принятие учебной задачи, поиск и нахождение способов ее решения; планирование, контроль и оценка учебных действий; определение наиболее эффективного способа достижения результата. | Мотивация учебной деятельности, готовность использовать получаемую математическую подготовку в учебной деятельности и при решении практических задач, возникающих в повседневной жизни. | |
46 | Умножение и деление на 3. Треть числа. | ||||
47 | Умножение и деление на 3. Треть числа. | ||||
48 | Умножение и деление на 3. Треть числа. Самостоятельная работа. | ||||
49 | Умножение и деление на 4. Четверть числа. | Составлять таблицу умножения и деления, совершенствовать вычислительные навыки, использовать свойства арифметических действий для удобства вычислений; проводить проверку правильности вычислений (с помощью обратного действия, прикидки и оценки результата). | Понимание и принятие учебной задачи, поиск и нахождение способов ее решения; планирование, контроль и оценка учебных действий; определение наиболее эффективного способа достижения результата. | Мотивация учебной деятельности, готовность использовать получаемую математическую подготовку в учебной деятельности и при решении практических задач, возникающих в повседневной жизни. | |
50 | Умножение и деление на 4. Четверть числа. | ||||
51 | Умножение и деление на 4. Четверть числа. Самостоятельная работа. | ||||
52 | Умножение и деление на 4. Четверть числа. Контрольный устный счёт. | ||||
53 | Умножение и деление на 5. Пятая часть числа. | Составлять таблицу умножения и деления, совершенствовать вычислительные навыки, использовать свойства арифметических действий для удобства вычислений; проводить проверку правильности вычислений (с помощью обратного действия, прикидки и оценки результата). | Понимание и принятие учебной задачи, поиск и нахождение способов ее решения; планирование, контроль и оценка учебных действий; определение наиболее эффективного способа достижения результата. | Мотивация учебной деятельности, готовность использовать получаемую математическую подготовку в учебной деятельности и при решении практических задач, возникающих в повседневной жизни. | |
54 | Умножение и деление на 5. Пятая часть числа. | ||||
55 | Умножение и деление на 5. Пятая часть числа. | ||||
56 | Умножение и деление на 5. Пятая часть числа. | ||||
57 | Умножение и деление на 5. Пятая часть числа. Самостоятельная работа. | ||||
58 | Контрольная работа за II четверть. | Владеть общими приемами вычисления, устными и письменными алгоритмами выполнения арифметических действий. Распознавать, называть, изображать геометрические фигуры. | Понимание и принятие учебной задачи, поиск и нахождение способов ее решения; планирование, контроль и оценка учебных действий; определение наиболее эффективного способа достижения результата; выполнение учебных действий в разных формах. | Мотивация учебной деятельности заинтересованность в расширении и углублении получаемых математических знаний. | |
59 | Работа над ошибками. | ||||
60 | Умножение и деление на 6. Шестая часть числа. | Составлять таблицу умножения и деления, совершенствовать вычислительные навыки, использовать свойства арифметических действий для удобства вычислений; проводить проверку правильности вычислений (с помощью обратного действия, прикидки и оценки результата). | Понимание и принятие учебной задачи, поиск и нахождение способов ее решения; планирование, контроль и оценка учебных действий; определение наиболее эффективного способа достижения результата. | Мотивация учебной деятельности, готовность использовать получаемую математическую подготовку в учебной деятельности и при решении практических задач, возникающих в повседневной жизни. | |
61 | Умножение и деление на 6. Шестая часть числа. | ||||
62 | Умножение и деление на 6. Шестая часть числа. | ||||
63 | Умножение и деление на 6. Шестая часть числа. | ||||
64 | Умножение и деление на 6. Шестая часть числа. Самостоятельная работа. | ||||
65 | Площадь фигуры. Единицы площади. | Чертить геометрические фигуры, выполнять измерения, находить площадь, различать геометрические фигуры, решать геометрические задачи, использовать представления о длине, площади для решения задач. | Использовать знаково-символические средства, создавать и преобразовывать модели, строить высказывания, контролировать и оценивать процесс и результат деятельности. | Готовность использовать получаемую математическую подготовку в учебной деятельности и при решении практических задач, возникающих в повседневной жизни. | |
66 | Площадь фигуры. Единицы площади. | ||||
67 | Площадь фигуры. Единицы площади. Контрольная работа по теме «Табличные случаи умножения и деления на 2, 3, 4, 5, 6» | ||||
68 | Умножение и деление на 7. Седьмая часть числа. | Составлять таблицу умножения и деления, совершенствовать вычислительные навыки, использовать свойства арифметических действий для удобства вычислений; проводить проверку правильности вычислений (с помощью обратного действия, прикидки и оценки результата). | Понимание и принятие учебной задачи, поиск и нахождение способов ее решения; планирование, контроль и оценка учебных действий; определение наиболее эффективного способа достижения результата. | Мотивация учебной деятельности, готовность использовать получаемую математическую подготовку в учебной деятельности и при решении практических задач, возникающих в повседневной жизни. | |
69 | Умножение и деление на 7. Седьмая часть числа. | ||||
70 | Умножение и деление на 7. Седьмая часть числа. | ||||
71 | Умножение и деление на 7. Седьмая часть числа. | ||||
72 | Умножение и деление на 7. Седьмая часть числа. Самостоятельная работа. | ||||
73 | Умножение и деление на 8. Восьмая часть числа. | Составлять таблицу умножения и деления, совершенствовать вычислительные навыки, использовать свойства арифметических действий для удобства вычислений; проводить проверку правильности вычислений (с помощью обратного действия, прикидки и оценки результата). | Понимание и принятие учебной задачи, поиск и нахождение способов ее решения; планирование, контроль и оценка учебных действий; определение наиболее эффективного способа достижения результата. | Мотивация учебной деятельности, готовность использовать получаемую математическую подготовку в учебной деятельности и при решении практических задач, возникающих в повседневной жизни. | |
74 | Умножение и деление на 8. Восьмая часть числа. | ||||
75 | Умножение и деление на 8. Восьмая часть числа. | ||||
76 | Умножение и деление на 8. Восьмая часть числа. | ||||
77 | Умножение и деление на 8. Восьмая часть числа. Арифметический диктант. | ||||
78 | Умножение и деление на 9. Девятая часть числа. | Составлять таблицу умножения и деления, совершенствовать вычислительные навыки, использовать свойства арифметических действий для удобства вычислений; проводить проверку правильности вычислений (с помощью обратного действия, прикидки и оценки результата). | Понимание и принятие учебной задачи, поиск и нахождение способов ее решения; планирование, контроль и оценка учебных действий; определение наиболее эффективного способа достижения результата. | Мотивация учебной деятельности, готовность использовать получаемую математическую подготовку в учебной деятельности и при решении практических задач, возникающих в повседневной жизни. | |
79 | Умножение и деление на 9. Девятая часть числа. | ||||
80 | Умножение и деление на 9. Девятая часть числа. | ||||
81 | Умножение и деление на 9. Девятая часть числа. Арифметический диктант. | ||||
82 | Контрольная работа по теме «Табличные случаи умножения и деления на 7, 8, 9» | ||||
83 | РНО. Во сколько раз больше или меньше? | Моделировать содержащиеся в тексте задачи зависимости; планировать ход решения задачи; анализировать текст задачи с целью выбора необходимых арифметических действий для её решения. | Активное использование математической речи для решения разнообразных коммуникативных задач; готовность слушать собеседника, вести диалог; умение работать в информационной среде. | Высказывать собственные суждения и давать им обоснование, заинтересованность в расширении и углублении получаемых математических знаний; готовность использовать получаемую математическую подготовку в учебной деятельности и при решении практических задач, возникающих в повседневной жизни. | |
84 | Во сколько раз больше или меньше? | ||||
85 | Во сколько раз больше или меньше? Контрольный устный счёт. | ||||
86 | Во сколько раз больше или меньше? | ||||
87 | Во сколько раз больше или меньше? | ||||
88 | Во сколько раз больше или меньше? Самостоятельная работа. | ||||
89 | Решение задач на увеличение и уменьшение в несколько раз. | Моделировать содержащиеся в тексте задачи зависимости; планировать ход решения задачи; анализировать текст задачи с целью выбора необходимых арифметических действий для её решения. | Активное использование математической речи для решения разнообразных коммуникативных задач; готовность слушать собеседника, вести диалог; умение работать в информационной среде. | Высказывать собственные суждения и давать им обоснование, заинтересованность в расширении и углублении получаемых математических знаний; готовность использовать получаемую математическую подготовку в учебной деятельности и при решении практических задач, возникающих в повседневной жизни. | |
90 | Решение задач на увеличение и уменьшение в несколько раз. | ||||
91 | Решение задач на увеличение и уменьшение в несколько раз. | ||||
92 | Решение задач на увеличение и уменьшение в несколько раз. | ||||
93 | Решение задач на увеличение и уменьшение в несколько раз. Самостоятельная работа. | ||||
94 | Решение задач на увеличение и уменьшение в несколько раз. | ||||
95 | Решение задач на увеличение и уменьшение в несколько раз. | ||||
96 | Решение задач на увеличение и уменьшение в несколько раз. Арифметический диктант. | ||||
97 | Контрольная работа за III четверть. | Владеть общими приемами вычисления, устными и письменными алгоритмами выполнения арифметических действий. Распознавать, называть, изображать геометрические фигуры. | Понимание и принятие учебной задачи, поиск и нахождение способов ее решения; планирование, контроль и оценка учебных действий; определение наиболее эффективного способа достижения результата; выполнение учебных действий в разных формах. | Мотивация учебной деятельности заинтересованность в расширении и углублении получаемых математических знаний. | |
98 | Работа над ошибками. | ||||
99 | Нахождение нескольких долей числа. | Моделировать содержащиеся в тексте задачи зависимости; планировать ход решения задачи; анализировать текст задачи с целью выбора необходимых арифметических действий для её решения. | Активное использование математической речи для решения разнообразных коммуникативных задач; готовность слушать собеседника, вести диалог; умение работать в информационной среде. | Высказывать собственные суждения и давать им обоснование, заинтересованность в расширении и углублении получаемых математических знаний; готовность использовать получаемую математическую подготовку в учебной деятельности и при решении практических задач, возникающих в повседневной жизни. | |
100 | Нахождение нескольких долей числа. | ||||
101 | Нахождение нескольких долей числа. | ||||
102 | Нахождение нескольких долей числа. | ||||
103 | Нахождение нескольких долей числа. | ||||
104 | Контрольная работа по теме «Задачи на кратное сравнение, на увеличение и уменьшение в несколько раз» | ||||
105 | Названия чисел в записях действий. | Распознавать названия чисел в записях действий. | Понимание и принятие учебной задачи, поиск и нахождение способов ее решения; планирование, контроль и оценка учебных действий; определение наиболее эффективного способа достижения результата; выполнение учебных действий в разных формах. | Владение коммуникативными умениями с целью реализации возможностей успешного сотрудничества с учителем и учащимися класса. | |
106 | Названия чисел в записях действий. | ||||
107 | Названия чисел в записях действий. Арифметический диктант. | ||||
108 | Числовые выражения. | Составлять числовое выражение и находить его значение воспроизводить устные и письменные алгоритмы выполнения четырёх арифметических действий; прогнозировать результаты вычислений; анализировать структуру числового выражения с целью определения порядка выполнения содержащихся в нём арифметических действий. | Понимание и принятие учебной задачи, поиск и нахождение способов ее решения; планирование, контроль и оценка учебных действий; определение наиболее эффективного способа достижения результата; выполнение учебных действий в разных формах. | Высказывать собственные суждения и давать им обоснование, заинтересованность в расширении и углублении получаемых математических знаний; готовность использовать получаемую математическую подготовку в учебной деятельности и при решении практических задач, возникающих в повседневной жизни. | |
109 | Числовые выражения. | ||||
110 | Числовые выражения. Самостоятельная работа. | ||||
111 | Составление числовых выражений. | Составлять числовое выражение и находить его значение воспроизводить устные и письменные алгоритмы выполнения четырёх арифметических действий; прогнозировать результаты вычислений; анализировать структуру числового выражения с целью определения порядка выполнения содержащихся в нём арифметических действий. | Понимание и принятие учебной задачи, поиск и нахождение способов ее решения; планирование, контроль и оценка учебных действий; определение наиболее эффективного способа достижения результата; выполнение учебных действий в разных формах. | Высказывать собственные суждения и давать им обоснование, заинтересованность в расширении и углублении получаемых математических знаний; готовность использовать получаемую математическую подготовку в учебной деятельности. | |
112 | Составление числовых выражений. | ||||
113 | Составление числовых выражений. Самостоятельная работа. | ||||
114 | Угол. Прямой угол. | Распознавать, называть, изображать геометрические фигуры. | Использовать знаково-символические средства, создавать и преобразовывать модели, строить высказывания, контролировать и оценивать процесс и результат деятельности. | Готовность использовать получаемую математическую подготовку в учебной деятельности и при решении практических задач, возникающих в повседневной жизни. | |
115 | Угол. Прямой угол. | ||||
116 | Прямоугольник. Квадрат. | Распознавать, называть, изображать геометрические фигуры. | Использовать знаково-символические средства, создавать и преобразовывать модели, строить высказывания, контролировать и оценивать процесс и результат деятельности. | Готовность использовать получаемую математическую подготовку в учебной деятельности и при решении практических задач, возникающих в повседневной жизни. | |
117 | Прямоугольник. Квадрат. | ||||
118 | Прямоугольник. Квадрат. | ||||
119 | Свойства прямоугольника. | Распознавать, называть, изображать геометрические фигуры. | Использовать знаково-символические средства, создавать и преобразовывать модели, строить высказывания, контролировать и оценивать процесс и результат деятельности. | Готовность использовать получаемую математическую подготовку в учебной деятельности и при решении практических задач, возникающих в повседневной жизни. | |
120 | Свойства прямоугольника. | ||||
121 | Контрольная работа по теме «Прямоугольник. Квадрат» | ||||
122 | РНО. Свойства прямоугольника. | ||||
123 | Итоговая педагогическая диагностика. | Владеть общими приемами вычисления, устными и письменными алгоритмами выполнения арифметических действий. | Понимание и принятие учебной задачи, поиск и нахождение способов ее решения; планирование, контроль и оценка учебных действий; определение наиболее эффективного способа достижения результата; выполнение учебных действий в разных формах. | Мотивация учебной деятельности заинтересованность в расширении и углублении получаемых математических знаний. | |
124 | Площадь прямоугольника. | Чертить геометрические фигуры, выполнять измерения, находить площадь, различать геометрические фигуры, решать геометрические задачи, использовать представления о длине, площади для решения задач. | Использовать знаково-символические средства, создавать и преобразовывать модели, строить высказывания, контролировать и оценивать процесс и результат деятельности. | Готовность использовать получаемую математическую подготовку в учебной деятельности и при решении практических задач, возникающих в повседневной жизни. | |
125 | Площадь прямоугольника. | ||||
126 | Площадь прямоугольника. | ||||
127 | Площадь прямоугольника. | ||||
128 | Площадь прямоугольника. | ||||
129 | Площадь прямоугольника. Самостоятельная работа. | ||||
130 | Итоговая контрольная работа. | Владеть общими приемами вычисления, устными и письменными алгоритмами выполнения арифметических действий. Распознавать, называть, изображать геометрические фигуры. | Понимание и принятие учебной задачи, поиск и нахождение способов ее решения; планирование, контроль и оценка учебных действий; определение эффективного способа достижения результата; выполнение учебных действий в разных формах. | Мотивация учебной деятельности заинтересованность в расширении и углублении получаемых математических знаний. | |
131 | Работа над ошибками. | ||||
132 | Повторение и обобщение знаний, умений и навыков. | Владеть общими приемами вычисления, устными и письменными алгоритмами выполнения арифметических действий. Распознавать, называть, изображать геометрические фигуры. | Понимание и принятие учебной задачи, поиск и нахождение способов ее решения; планирование, контроль и оценка учебных действий; определение наиболее эффективного способа достижения результата; выполнение учебных действий в разных формах. | Мотивация учебной деятельности заинтересованность в расширении и углублении получаемых математических знаний. | |
133 | Повторение и обобщение знаний, умений и навыков. Контрольный устный счёт. | ||||
134 | Повторение и обобщение знаний, умений и навыков. | ||||
135 | Повторение и обобщение знаний, умений и навыков. | ||||
136 | Урок-путешествие «Я люблю математику» |
6. Система оценки достижений планируемых результатов освоения программы.
В соответствии с требованиями стандарта, при оценке итоговых результатов освоения программы по математике должны учитываться психологические возможности младшего школьника, нервно-психические проблемы, возникающие в процессе контроля, ситуативность эмоциональных реакций ребенка.
Система оценки достижения планируемых результатов изучения математики предполагает комплексный уровневый подход к оценке результатов обучения. Объектом оценки предметных результатов служит способность первоклассников решать учебнопознавательные и учебно-практические задачи. Оценка индивидуальных образовательных достижений ведётся «методом сложения», при котором фиксируется достижение опорного уровня и его превышение.
В соответствии с требованиями стандарта, составляющей комплекса оценки достижений являются материалы стартовой диагностики, промежуточных и итоговых стандартизированных работ по математике. Остальные работы подобраны так, чтобы их совокупность демонстрировала нарастающие успешность, объём и глубину знаний, достижение более высоких уровней формируемых учебных действий.
Текущий контроль по математике осуществляется в письменной и устной форме.
Тематический контроль по математике проводится в письменной форме.
В конце года проводится итоговая комплексная проверочная работа на межпредметной основе. Одной из ее целей является оценка предметных и метапредметных результатов освоения программы по математике в 2 классе: способность решать учебно-практические и учебно-познавательные задачи, сформированность обобщённых способов деятельности, коммуникативных и информационных умений.
Оценка устных ответов
Оценка «5»
- полно раскрыл содержание материала в объёме, предусмотренном программой;
- изложил материал грамотным языком а определённой логической последовательности, точно используя математическую терминологию и символику;
- правильно выполнил рисунки, чертежи, графика, сопутствующие ответу;
- показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами» применять их в новой: ситуации при выполнении практическою задания;
- продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при ответе навыков и умений;
- отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя.
- возможны одна - две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя.
Оценка «4», если он удовлетворяет в основном требованиям на оценку «5», но при этом имеет один из недостатков:
- в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившие содержание ответа;
- допущены один - два недочета при освещении основною содержания ответа, исправленные по замечанию учителя;
- допущены ошибка или более двух недочётов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию учителя.
Оценка «3»
- неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала;
- имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятие, использовании математической терминологии, чертежах, выкладках, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя;
- ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме;
- при знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность основных умении и навыков.
Оценка «2»
- не раскрыто основное содержание учебного материала;
- обнаружено незнание или непонимание учеником большей или наиболее важное части учебного материала;
- допущены ошибки в определении понятий при использовании математическое терминологии, в рисунках, чертежах или графиках, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.
Оценка тестов
Тестовая форма проверки позволяет существенно увеличить объём контролируемого материала по сравнению с традиционной контрольной работой и тем самым создаёт предпосылки для повышения информативности и объективности результатов. Тест включает задания разных уровней сложности. При оценивании теста считается, что ученик обнаружил достаточную базовую подготовку, если он дал не менее 75% правильных ответов.
Уровневая шкала | Процентная бальная шкала | ||
Низкий | Выполнены отдельные задания. | 0-60% менее 5 баллов | Оценка «2» |
Средний | Выполнены все задания, с незначительными погрешностями. | 60-77% 5-6 баллов | Оценка «3» |
77-90% 7-8 баллов | Оценка «4» | ||
Высокий | Все предложенные задания выполнены верно. | 90-100% 9-10 баллов | Оценка «5» |
Оценка текущих и контрольных работ
Для индивидуализации проверки и оценки работы даны в трёх вариантах, различающихся тремя уровнями сложности. Первый вариант соответствует обязательному минимуму содержания программы. Второй и третий варианты включают задания повышенной сложности.
Бальная шкала | ||
Низкий | Выполнено менее ½ всех заданий | Оценка «2» |
Средний | Выполнено не менее ½ всех заданий | Оценка «3» |
Выполнено не менее ¼ всех заданий | Оценка «4» | |
Высокий | Все задания выполнены верно | Оценка «5» |
7. Контрольно-измерительные материалы.
Стартовая диагностическая (вводная) работа проводится в начале года (середина сентября). Цель работы - оценка готовности учащихся к обучению курса математики. Работа основывается на результатах мониторинга общей готовности учащихся 2 класса к обучению в школе.
Проверочные тематические (текущие) работы проводятся после изучения тем программы. Цель работ – выявление картины усвоения каждым учащимся изученного материала и, при необходимости, корректировка процесса обучения. Текст каждой работы предложен в шести вариантах трёх уровней сложности.
Проверочные контрольные (итоговые) работы проводятся в конце каждой учебной четверти. Цель работ – проверка полученной учащимися математической подготовки за длительный промежуток времени. Текст каждой работы предложен в шести вариантах трёх уровней сложности.
Проверочная тестовая (итоговая) работа за год. Цель работы – проверка усвоения учащимися учебного материала по основным разделам программы 2 класса, как учащиеся умеют пользоваться приобретёнными знаниями, умениями и навыками при выполнении проверочной тестовой работы.
Проверочная комплексная (итоговая) работа за год проводится в конце учебного года (конец апреля – начало мая). Цель работы – проверка усвоения учащимися учебного материала по основным разделам программы 2 класса, как учащиеся умеют пользоваться приобретёнными знаниями, умениями и навыками при выполнении проверочной тестовой работы. Текст работы предложен в четырёх вариантах, каждый из которых содержит основную (базовый уровень сложности) и дополнительную (повышенный уровень сложности) части.
Для организации текущей и итоговой проверки используются:
Математика в начальной школе: проверочные и контрольные работы/ В. Н. Рудницкая, Т. В. Юдачёва. 2-е изд., перераб. – М.: Вентана-Граф, 2012
Moи дoстижeния. Итoгoвые кoмплeксные работы.2 класс / О. Б. Лoгинoвa, C. Г. Якoвлeвa; пoд peд. О. Б. Лoгинoвoй. – 3-e изд. – M.: Пpoсвeщeние, 2011
Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 2 ч./ [М. Ю. Демидова, С. В. Иванов, О. А. Карабанова и др.]; под ред. Г. С. Ковалёвой, О. Б. Логиновой. – М.: Просвещение, 2009
Педагогическая диагностика в начальной школе/ Л. Е. Журова, А. О. Евдокимова, М. И. Кузнецова, Е. Э. Кочурова. – М.: Вентана-Граф, 2012
Проверочные тестовые работы. Русский язык. Математика: 2 класс. – М.: Вентана-Граф, 2013
8. Список литературы, рекомендуемой для учителя и учащихся.
Для учителя:
Рабочие программы. Начальная школа. 2 класс. УМК «Начальная школа XXI»/Авт-сост. Е. С. Галанжина. – М.: Планета, 2012
Математика: программа: 1-4 классы/ В. Н. Рудницкая. – М.: Вентана-Граф, 2011
Математика: 2 класс: методика обучения/ В. Н. Рудницкая, Е. Э. Кочурова, О. А. Рыдзе. – М.: Вентана-Граф, 2012
Математика в начальной школе: устные вычисления: методическое пособие/ В. Н. Рудницкая, Т. В. Юдачёва. – М.: Вентана-Граф, 2011
Для учащихся:
Рудницкая В. Н., Кочурова Е. Э., Рыдзе О. А. Математика: 2 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. В 2 ч.– М.: Вентана-Граф, 2013
Кочурова Е. Э. Математика: 2 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений. В 2 ч. – М.: Вентана-Граф, 2013
Рудницкая В. Н. Математика: 2 класс: дидактические материалы. В 2 ч. – М.: Вентана-Граф, 2013
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по математике УМК "Перспективная начальная школа с учётом ФГОС
Ученик научится (или получит возможность научиться) проявлять познавательную инициативу в оказании помощи соученикам посредством системы заданий, ориентирующей младшего школьника на оказание помощи ге...
Рабочая программа курса "Математика" УМК "Перспективная начальная школа", 4 класс .
Рабочая программа курса "Математика" УМК "Перспективная начальная школа", 4 класс (паспорт программы, пояснительная записка, содержание курса, УМК, тематическое планирование, требование к уровню подго...
Рабочая программа по математике УМК "Перспективная начальная школа" 3 класс
Данный курс для уроков математики в 3 классе по УМК «Перспективная начальная школа» разработан на основе следующих документов: · Закона Российской Федера...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО МАТЕМАТИКЕ УМК "ПЕРСПЕКТИВНАЯ НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА" 3 класс
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО МАТЕМАТИКЕ УМК "ПЕРСПЕКТИВНАЯ НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА" 3 класс...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО МАТЕМАТИКЕ УМК "ПЕРСПЕКТИВНАЯ НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА" 2 класс
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО МАТЕМАТИКЕ УМК "ПЕРСПЕКТИВНАЯ НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА" 2 класс...
Рабочая программа по математике УМК "Перспективная начальная школа" 1 класс
Данная программа разработана по ФГОС...
Рабочая программа по математике УМК "Перспективная начальная школа" 1 класс
Данная программа разработана по ФГОС...