конспект интегрированного урока (математика,литературного чтения, изобразительного искусства) «Перечитывая Пушкина, мы читаем и считаем, и рисуем, и поём»
план-конспект урока по математике (4 класс) на тему
«Перечитывая Пушкина, мы читаем и считаем, и рисуем, и поём».
(интегрированный урок математики, чтения, изобразительного искусства)
Цели: Развивать умения решать задачи; закрепить навыки умножения чисел; оканчивающихся нулями; повторение умения складывать, вычитать, умножать, делить величины; развивать интерес к творчеству А.С. Пушкина; познакомить с иллюстрациями русских и советских художников к "Сказке о царе Салтане...", с оперой к этой сказке композитора Римского-Корсакова; развивать фантазию, воображение, образное мышление, память, речь; воспитывать любовь к Родине, способность к сопереживанию, уважительное отношение к художественному национальному наследию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
perechityvaya_pushkina.doc | 219 КБ |
Предварительный просмотр:
Перечитывая Пушкина,
мы читаем и считаем,
и рисуем, и поём.
(интегрированный урок
математики, чтения,
изобразительного искусства)
4-й класс
Учитель начальных классов
МОУ СОШ №2 г.Туапсе
Куадже Зурет Муратовна
2013г.
Цели: Развивать умения решать задачи; закрепить навыки умножения чисел; оканчивающихся нулями; повторение умения складывать, вычитать, умножать, делить величины; развивать интерес к творчеству А.С. Пушкина; познакомить с иллюстрациями русских и советских художников к "Сказке о царе Салтане...", с оперой к этой сказке композитора Римского-Корсакова; развивать фантазию, воображение, образное мышление, память, речь; воспитывать любовь к Родине, способность к сопереживанию, уважительное отношение к художественному национальному наследию.
Оборудование: Портрет поэта; текст "Сказки о царе Салтане..." А.С. Пушкина; грамзапись "Три чуда" Римского-Корсакова; "Метель"Сверидов; песня "Сказки Пушкина"; иллюстрации художников: Б.А. Дегтерев "Герои сказок А.С. Пушкина", И.Я. Билибин "Чудный остров", A.M. Конашевич "Черномор и богатыри", М.А. Врубель "Царевна-лебедь"; интернет-ресурсы по теме урока; интерактивное слайд-шоу; мультимедийный проектор; газета с автобиографией А.С.Пушкина и с иллюстрациями его сказок; детские рисунки к сказкам А.С.Пушкина.
ХОД УРОКА
I.Организационный момент. Вводное слово.
Уч-ль: Здравствуйте дети, уважаемые гости!
-Ребята, давайте вспомним наш девиз (хором)
"Пусть сказки друзьями заходят в дома.
Читать будем их, набираться ума.
Сказка верный друг детей,
С ней живётся веселей."
Уч-ль: -Какие книги вы принесли сегодня для работы?
(Сказки А.С.Пушкина)
(Звучит увертюра "Метель" к драме Пушкина Свиридова)
Уч-ль: - А.С.Пушкин! Он приходит к нам в раннем детстве.
Давайте зажжем свечу памяти о нём.
10 февраля - очень грустная дата нашего народа - дата гибели великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина."Солнце русской Поэзии закатилось",- так сказал в некрологе В.Ф.Одоевский. Однако вклад пушкинского гения в русскую литературу поистине бесценен, и творческим завещанием великого поэта осталось его стихотворение"Я памятник себе воздвиг нерукотворный...". Именно эти строки выбиты на пьедестале одного из памятников Пушкину в Санкт - Петербурге.
Уч-к:
Я памятник себе воздвиг нерукотворный,
К нему не зарастет народная тропа,
Вознесся выше он главою непокорной
Александрийского столпа.
Нет, весь я не умру - душа в заветной лире
Мой прах переживет и тленья убежит –
И славен буду я, доколь в подлунном мире
Жив будет хоть один пиит.
Слух обо мне пройдет по всей Руси великой,
И назовет меня всяк сущий в ней язык,
И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой
Тунгус, и друг степей калмык.
И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я свободу
И милость к падшим призывал.
Веленью божию, о муза, будь послушна,
Обиды не страшась, не требуя венца,
Хвалу и клевету приемли равнодушно
И не оспаривай глупца
Уч-ль: -Ребята, мы на уроках много говорили о Пушкине. -А кто вспомнит, когда родился великий поэт? (6 июня (по старому стилю-26 мая)1799 года в Москве)
- Сколько лет бы ему исполнилось в этом году? (2009-1799=210 лет)
- Да, в этом году его юбилей.
- Его волшебные сказки знают люди всего мира. И вы тоже знакомились с ними с раннего детства. Ребята, какие его сказки вы знаете?
Дети перечисляют сказки Пушкина:
1."Сказка о рыбаке и рыбке."
2."Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях."
3."Сказка о царе Салтане."
4. "Сказка о золотом петушке."
5."Сказка о попе и о работнике его Балде."
- Взгляните на иллюстрацию Бориса Александровича Дегтерева "Герои сказок А.С. Пушкина". Художник объединил героев на одном рисунке так, что они не мешают друг другу: здесь и Балда; здесь и царевна-лебедь, тут и Чернавка говорит с царевной, и белочка грызет золотые орешки, и старик ловит рыбу
Уч-ль: - Задумывались ли вы когда - нибудь о том, какого роста был могучий князь Гвидон?
- Знаете ли вы, с какой скоростью плыл корабль в царство славного Салтана?
- А сколько орехов разгрызла белочка?
II. Сообщение темы и целей урока
- Сегодня мы отправимся в "Сказку о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебедь" и станем её непосредственными участниками. На протяжении всего урока вы увидите так же иллюстрации к этой сказке, послушаете музыку к произведениям Пушкина, будете решать задачи и примеры на умножение многозначных чисел, оканчивающихся нулями
III.Минутка чистописания
Уч-ль: - Какие числа встречаются в сказке?
Д. 3 - три девицы, 33 - тридцать три богатыря.
Уч-ль:- Пропишите число 33.
- На сколько 3 меньше, чем 33?
Д. На 30.
Уч-ль:- Во сколько раз 33 больше, чем 3?
Д. В 11 раз.
IV Решение задач с величинами
Уч-ль: -Какую из трёх девиц взял себе в жёны царь Салтан?
-Какой величины родился ребенок у царицы?
Д.... Наступает срок родин;
Сына бог им дал в аршин...
Уч-ль: -Аршин -старая мера длины, равная 71см12 мм.
Дети записывают.
1 аршин - 71 см 12 мм
- А теперь назовите современные единицы длины, начиная с наименьшей.
Д. Миллиметр, сантиметр, дециметр, метр, километр -единицы длины.
Уч-ль. в синем небе звезды блещут,
в синем море волны хлещут;
Туча по небу идет,
Бочка по морю плывет,
Словно горькая вдовица,
Плачет, бьется в ней царица...
-Как рос ребенок царицы?
Д. Не по дням, а по часам.
Уч-ль:- Правильно!
... И растет ребенок там
Не по дням, а по часам.
Задача 1.
За 5 ч он вырос на 40 см. Каким он будет через 24 ч?
Дети решают задачу.
Родился - 71 см
5 ч-40 см
24 ч-? см
1)40 : 5 = 8 (см) - за 1 ч
2)8x24 = 192 (см)-за 24 ч
3) 71 + 192 = 263 (см) - рост царевича.
263см=2 м 63 см
Ответ: рост царевича составил 2 м 63см
Д. Ого! Какой высокий!
Уч-ль: - Почему он такой высокий?
- Как назвал Пушкин царевича в заглавии сказки?
Д. Славным и могучим богатырем!
Уч-ль:- Где стали жить царица с царевичем?
Дети читают текст сказки.
Д....
Вот открыл царевич очи;
Отрясая грезы ночи
И ДИВЯСЬ, ПЕРЕД СОБОЙ
Видит город он большой,
Стены с частыми зубцами, и за белыми стенами
Блещут маковки церквей
И святых монастырей.
В городе на острове, который подарила царевна-лебедь.
Уч-ль:- Посмотрите, какой "чудесный остров" нарисовал старейший советский художник Иван Яковлевич Билибин еще в 1905 г.
Учитель прикрепляет к доске иллюстрацию Билибина и пишет на доске фамилию художника и название картины: "Чудный остров".
- Но до сих пор его рисунок один из лучших не только в его творчестве, но и среди многочисленных рисунков других художников к этой сказке.
Перед нами "чудный остров" (так в сказке называет его царь Салтан). Царевич и царица изумленно смотрят на него. А город, действительно, сказочно чудесен. Он расположен на крутом, как пишет поэт, то есть гористом, обрывистом острове, который весь зеленеет травой. Город нарисован яркими красками и вычурными линиями. Его можно долго разглядывать: в нем много церквей, башен, теремов. Художник изображает древнерусский город-кремль, город обнесен каменной стеной с башнями. Вся картина от необыкновенных цветов на переднем плане до ярко-синего неба и белых облаков над красочным городом
- радостная, чудесная.
Уч-ль:-Ветер на море гуляет
И кораблик подгоняет;
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах.
-Куда продолжат путь корабельщики?
Д.... Мимо острова Буяна
В царство славного Салтана.
Задача2
Судно затратило на путь от острова князя Гвидона до царства Салтана 7 ч и двигалось со скоростью 20 км/ч, а на обратный путь затратило на 3 ч больше. С какой скоростью судно двигалось на обратном пути?
- Решить задачу табличным способом.
Скорость | Время | Расстояние |
20 км/ч | 7ч | ?км |
?км/ч | ? на Зч > |
1)20* 7=140(км)-путь
2) 7+3=10(чувремя
3) 140:10=14(км/ч)-скорость
Ответ :со скоростью 14 км/ч судно двигалось на обратном пути.
Уч-ль:- Почему такая разница в скорости?
Д.- По течению и против течения скорость различна.
- На обратном пути скорость ветра уменьшилась, ведь раньше корабли ходили под парусом.
Уч-ль. Какие три чуда были в городе князя Гвидона?
Д. Белка.
Уч-ль. Давайте посмотрим на иллюстрацию к сказке, которую нарисовала ученица нашего класса. Найдите в тексте слова о белке.
Дети читают текст.
Д.... Ель растет перед дворцом,
А под ней хрустальный дом;
Белка там живет ручная,
Да затейница такая!
Белка песенки поет
Да орешки все грызет,
А орешки не простые,
Все скорлупки золотые,
Ядра - чистый изумруд;
Слуги белку стерегут,
Служат ей прислугой разной
-И приставлен дьяк приказный
Строгий счет орехам весть...
Уч-ль. - Давайте и мы поможем дьяку подсчитать доход.
Задача 3
В первый день белка разгрызла 120 орехов, а во второй в 2 раза больше. Сколько орехов она разгрызла за 2 дня?
Дети решают задачу.
1)120 x 2=240 (ор.)- во 11-ой день
2)120+240=360(ор.)- за 2 дня
Ответ:360 орехов она разгрызла за 2 дня.
Уч-ль. - Какое еще чудо есть в городе князя Гвидона?
Д.- 33 богатыря.
Уч-ль.- Перед вами иллюстрация Владимира Михайловича Конашевича "Черномор и богатыри". Наиболее выразительно он рисует море. Удивленный князь Гвидон бросился на высокое крыльцо: перед его взором из моря поднимался отряд богатырей. Во главе их самый старший - дядька Черномор. На всех богатырях кальчуги, шлемы, в руках щиты и копья. Они вооружены, как древние воины. Стройные ряды копий, целым лесом возвышающихся над воинами, подчеркивают могущество отряда.
Море с крутыми вздыбившимися волнами "расплескалось в шумном бреге". При взгляде на такие волны как будто слышите шум моря.
Уч-ль:- Какое ещё чудо есть в городе ?
Д.
...Каждый день идет там диво:
Море вздуется бурливо,
Закипит, подымет вой,
Хлынет на берег пустой,
Расплеснется в скором беге –
И останутся на бреге
Тридцать три богатыря
В чешуе златой горя,
Все красавцы молодые,
Великаны удалые,
Все равны, как на подбор;
Старый дядька Черномор
С ними из моря выходит
И попарно их выводит...
Уч-ль: - Что значит "попарно"? Сколько пар богатырей получилось?
Д.-33:2 = 16 (ост. 1)
Уч-ль.- А кто это остался один?
Д.- Дядька Черномор. Он идет впереди отряда.
Уч-ль. - Какое главное чудо было на этом острове?
Д.- О прекрасной царевне-лебеди.
Уч-ль. -Как описывает Пушкин царевну-лебедь?
Дети находят отрывок в сказке.
Д. ...Да на свете,
Говорят, царевна есть,
Что не можно глаз отвесть:
Днем свет божий затмевает,
Ночью землю освещает –
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит.
А сама-то величава,
Выступает, будто пава;
Сладку речь-то говорит,
Будто реченька журчит.
Уч-ль:
- Какой же представляли себе царевну-лебедь художники? Посмотрите на доску. Перед вами картина Михаила Александровича Врубеля, крупнейшего русского художника конца XIX - начала XX в. Называется она "Царевна-лебедь". Вы видите сказочную волшебницу, скорее лебедя, чем человека. С картины смотрит на нас вся в белых пушистых перьях черноволосая и темноглазая царевна, какая-то восточная красавица с большими лучистыми глазами, с нежным и печальным лицом, с большой черной косой. Весь тон картины - голубовато-серебристый.
- В кого превращался князь Гвидон?
Д. - В комара, муху, шмеля.
Уч-ль: ... И опять она его
В миг обрызгала всего,
Тут он очень уменьшился,
Шмелём князь обратился,
Полетел и закружился.
Физминутка
Звучит отрывок из оперы "Три чуда" (Полёт шмеля)
Уч-ль: -Послушайте музыку Римского-Корсакова к это сказке (Полёт шмеля).Можете закрыть глаза, слушая музыку и представить себе картину, которую навеет вам музыка.
Задача 4
Вес князя был 90 кг.Царевна – Лебедь превратила Гвидона в шмеля. Князь стал весить 9 граммов. Во сколько раз уменьшился вес князя Гвидона?
Запишите только решение задачи.
90кг= 90 000 г.
90 000 : 9= 10 000 (раз)
Уч-ль: - Быстро ли летал князь Гвидон, превращаясь в насекомых?
Д.- Быстро. Он догонял корабль.
Уч-ль. Что можно сказать о скорости корабля и скорости комара (мухи, шмеля)?
Д. - Скорость комара, мухи, шмеля больше скорости корабля.
Уч-ль: Давайте и мы также быстро расскажем таблицу умножения на 7.
Дети рассказывают таблицу.
Уч-ль: - Как вы понимаете выражение Пушкина:
а ткачиха с поварихой,
С сватьей бабой бабарихой,
Около царя сидят
Четырьмя все три глядят.
Д.- У ткачихи с поварихой по одному глазу, их ужалил князь Гвидон, превратившись в комара и муху. А у Бабарихи два глаза, ведь шмель ужалил ее в нос.
Уч-ль:- Дети, каким характером были наделены эти три женщины?
Д.- Они были коварными, жестокими, хотели властвовать, совершали поступки, которые препятствовали встрече сына с отцом, занимались подлогом.
V. Решение примеров.
Уч-ль: - Вот и сейчас гонец доставил грамоту, но "коварные тётки" подменили её. В грамоте примеры на умножение с ответами. Ответы должны были помочь царю Салтану соершить своё путешествие к Чудному острову. По этим ответам царь Салтан мог найти остров.
-Давайте мы исправим ошибки.
8070 903 876
x 60 x400 x500
48 420 3612 408000
Дети выполняют задание.
VI. Итог урока.
Уч-ль:-Если бы вы спасли Царевну-Лебедь от гибели, какое бы желание вы загадали.(Ответы детей)
Вывод: Достаточно иметь доброе сердце, чтобы приходить людям на помощь, делать добро, совершать хорошие поступки.
Уч-ль: - Какими словами заканчивается сказка?
Д- ... Я ТАМ БЫЛ, МЕД, ПИВО ПИЛ –
И УСЫ ЛИШЬ ОБМОЧИЛ.
Уч-ль:- Действительно, вновь перечитав сказку Пушкина, мы лишь "обмочили усы", то есть совсем немного прикоснулись к творчеству великого поэта. В старших классах вы вновь встретились с произведениями Пушкина. А кто-то, став взрослым, увлекшись творчеством поэта, станет настоящим пушкинистом.
Спасибо за урок!
Исполняется песня "Сказки Пушкина". (Сл. и муз. Э.Отяковской.)
1 КУПЛЕТ
Даже вы,если очень строгая дама
Или даже очень солидный дядя
В душе у вас живёт ещё ребёнок
Что сказки любили слушать на ночь глядя
Ведь помните себя ещё девчёнкой
С огромным бантом ,над короткой чёлкой
Или тем веснучатым мальчишкой
Что вместо физики читал под партой Книжку
ПРИПЕВ
И вы любили, вы любили сказки эти
Над лимпопо с балдой смеялись вместе
Царевна-лебедь красотою вас пленила
И лукоморье тайнами манило
С Русланом вместе за Людмилу вы сражались
Ведь битва с черноморами-игрушки
Как солнце мне своей скалкую напомнил
Добрый наш волшебник Пушкин
2 КУПЛЕТ
Даже, если ты королева дискотек
И также ты танцуешь лучше всех
В душе всё та же нежная Татьяна
И безответная любовь так больно ранит
И детвора едва раскрыв букварик
Про белочку с орешками читает
Грызёт та белка скорлупу проворно
Да! Сказкам Пушкина все возрасты покорны
ПРИПЕВ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированного урока по литературе и изобразительному искусству по теме «Как прекрасен этот мир!» во 2 классе
Цели:- воспитание и развитие у учащихся творческих способностейи художественно – эстетических навыков;- расширение диапазона чувств, воображения, зрительныхпредставлений, фантазии;- воспитание э...
Конспект интегрированного урока по литературному чтению и изобразительной деятельности «Художник и зрелище».
Предмет «Изобразительное искусство и Литературное чтение»Класс: 4 классЦель: творческий отчет по литературному чтению и изобразительной деятельности, показать сказку-пьесу, используя...
Конспект интегрированного урока по технологии и изобразительному искусству Тема: Иллюстрирование текста
Урок разработан по учебнику «Технология. 4 класс», автор Т.М. Рагозина, в соответствии с концепцией «Перспективная начальная школа». Данной темой мы продолжаем тематический блок «Практика работы на ко...
Конспект интегрированного урока по литературному чтению, изобразительному искусству и музыке во 2-м классе "Какое настроение у зимы в стихотворении Ф. И. Тютчева "Чародейкою зимою..."
В данном конспекте подробно описан интегрированный урок по трем учебным предметам:чтению, изобразительному искусству и музыке.Буду очень рада, если он станет полезным в работе других пед...
Конспект интегрированного урока окружающего мира и изобразительного искусства. 1 класс. "Почему радуга разноцветная"
На уроке применяется технология проблемного обучения, ИКТ....
Конспект интегрированного урока окружающего мира и изобразительного искусства. 1 класс. "Почему радуга разноцветная"
На уроке использовалась технология проблемного обучения, групповая технология, ИКТ....
Мастер – класс по теме "Интегрированный урок как средство формирования у школьников целостного представления о мире. «Невидимые нити» на примере интегрированного урока «Математика – Литературное чтение – Окружающий мир»"
Использование интегрированного подхода в режиме демонстрируемой методической технологии....