Конспект интегрированного урока по технологии и изобразительному искусству Тема: Иллюстрирование текста
план-конспект урока по технологии (4 класс) на тему
Урок разработан по учебнику «Технология. 4 класс», автор Т.М. Рагозина, в соответствии с концепцией «Перспективная начальная школа». Данной темой мы продолжаем тематический блок «Практика работы на компьютере», в котором рассматриваются основы работы в программах WORD и PАint. Учащимся уже знакомо, что такое электронный текст, как его можно редактировать и форматировать. На уроке дети повторят основные операции в программе PАint, научатся красиво оформлять текст, а также иллюстрировать его рисунками. Поскольку урок интегрированный с изобразительным искусством, поэтому за основу изобразительной деятельности взято декоративное рисование матрешки с использованием традиционной росписи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kurochkina_ts_konspekt.docx | 32.07 КБ |
kurochkina_ts_prezentatsiya.pptx | 2.46 МБ |
kurochkina_ts_prilozhenie.docx | 26.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект интегрированного урока по технологии и изобразительному искусству
Тема: Иллюстрирование текста
Автор:Курочкина Татьяна Сергеевна, учитель начальных классов высшей категории МОУ «Средняя общеобразовательная школа №25имени ИА Баталова» г. Вологды
Пояснительная записка
Урок разработан по учебнику «Технология. 4 класс», автор Т.М. Рагозина, в соответствии с концепцией «Перспективная начальная школа». Данной темой мы продолжаем тематический блок «Практика работы на компьютере», в котором рассматриваются основы работы в программах WORD и PАINT. Учащимся уже знакомо, что такое электронный текст, как его можно редактировать и форматировать. На уроке дети повторят основные операции в программе PАINT, научатся красиво оформлять текст, а также иллюстрировать его рисунками. Поскольку урок интегрированный с изобразительным искусством, поэтому за основу изобразительной деятельности взято декоративное рисование матрешки с использованием традиционной росписи.
Интегрируемые образовательные области- искусство и технология
Тип урока: комбинированный, интегрированный
Цель урока: проектирование иллюстрированной странички о матрешке в книжку с загадками.
Формируемые в рамках урока универсальные учебные действия:
Предметные: | Метапредметные: | Личностные: |
-иметь представление об истории создания матрешки, видах росписи, используемых для её украшения; -уметь редактировать, форматировать и иллюстрировать текст. | Регулятивные: -принимать и сохранять учебную задачу; -планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее решения; -осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; -в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; -проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве Познавательные: -использовать инструкционные карты, текст и иллюстрации учебника для получения информации об иллюстрировании текста; -формулировать выводы из изученного материала; -использовать знаково-символические средства (карта, схема, условные знаки) при выполнении учебных заданий. Коммуникативные: -проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач; -использовать простые речевые средства для передачи своего мнения, выражать свою точку зрения; -предлагать помощь и сотрудничество. | -мотивация учебной деятельности; -самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности; -этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость. |
Задачи урока:
- Актуализировать у обучающихся ранее полученные знания об основных операциях редактирования и форматирования электронного текста;
- Создать условия, способствующие активизации творческой активности у обучающихся по созданию иллюстрации к тексту на основе знаний об истории создания матрешки и видах её росписи;
-Организовать самооценку учащимися знаний и умений по редактированию, форматированию и иллюстрированию текста
Методы работы: проблемный, частично – поисковый, словесный, наглядный.
Формы работы: фронтальная, работа в группе, индивидуальная.
Используемые технологии: личностно – ориентированные, информационные, проблемно-развивающие, уровневой дифференциации.
Оборудование: компьютер, проектор, экран; презентация (среда POWER POINT), ноутбуки, карточки для индивидуальной работы, учебник.
Содержание урока
Этапы урока, задачи деятельности обучающихся | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
1.Организационный момент Психологический настрой учащихся на предстоящее занятие | Учитель приветствует детей. +Вы любите делать узнавать что-то новое? + Сегодня на уроке мы постараемся открыть для себя новое знание, а вот какое, вы скоро узнаете. | Учащиеся отвечают на вопросы учителя, настраиваются на урок | Личностные (смыслообразова-ние: мотивация к изучению нового учебного материала) |
2. Актуализация знаний Вспомнить ранее изученный материал; уметь работать с электронным текстом, редактировать и форматировать его Проблемная ситуация | +Какой раздел мы изучаем на уроках технологии? +Что мы учимся создавать? +Что такое электронный текст? +В чем его преимущества перед рукописным или печатным текстом? +Что мы умеем делать с электронным текстом? +Что включает в себя редактирование электронного текста? + Что включает в себя форматирование электронного текста? +Молодцы! Я вам предлагаю продемонстрировать данные умения на практике и оценить уровень сформированности данных умений. Прежде чем начать работу, напомните правила работы на ноутбуках. +На рабочих столах ваших ноутбуков расположен текстовый документ (приложение 1). Откройте его. Выполните работу по редактированию и форматированию текста, указанную в инструкционной карте (приложение 2). +Оцените свою работу. +Кому посвящен этот текст? +Что это за тип текста? +Любой ли человек мог догадаться, что это матрешка? +Чем же можно дополнить текст, чтобы он стал понятен каждому? | -Практика работы на компьютере. -Электронные тексты. -Это текст, созданный с помощью компьютера. -Его можно исправить, не переписывая. -Редактировать и форматировать. -Вставить пропущенную букву, удалить лишний элемент, заменить не правильно написанный кусочек текста. -Изменить цвет и вид шрифта, его размер, расположение на листе, полужирное начертание или курсивом и т.д. Дети называют правила техники безопасности при работе на ноутбуке. Дети включают ноутбуки, открывают текстовый документ и индивидуально выполняют работу, указанную в инструкционной карте. Дети заполняют лист самооценки (приложение 5) -Матрешке. -Это загадка. -Нет, кто ни разу её не видел, вряд ли бы догадался. -Дополнить текст загадки иллюстрацией. | Познавательные (общеучебные: поиск, выделение и представление информации) Коммуникативные: -использовать простые речевые средства для передачи своего мнения, выражать свою точку зрения; Познавательные: -использование инструкционных карт Регулятивные: -осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; |
3. Целеполагание. определять цель, учебные задачи, исходя из темы урока; планировать свою деятельность на уроке | +Сформулируйте тему урока, опираясь на собственные выводы, а также на содержание учебника. +Какова основная цель нашего урока? +Чтобы вам было интереснее работать, я вам предлагаю сегодня создать проект иллюстрированной странички, посвященной матрешке, в книжку с загадками. +С помощью какой программы мы умеем создавать рисунки? +Как мы будем достигать нашей цели? Сформулируйте задачи нашего урока, посовещавшись в группах, с помощью слов-помощников: -повторить….. -создать….. -оценить…. | -Иллюстрирование текста. -Научиться создавать иллюстрации к тексту. -С помощью программы PAINT. -основные операции в программе PAINT -иллюстрированную страничку -свою работу | Познавательные (общеучебные: выделение и формулирование познавательной цели) Регулятивные (в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; планирование последовательности действий) |
4. Освоение нового содержания и его применение Развивать умения работать с разными источниками информации, уметь выполнять задания в соответствии с указаниями; осуществлять действия самоконтроля | +Прежде чем начать работу, я предлагаю совершить путешествие в гости к нашей героине, чтобы лучше представить, как мы должны её изобразить. Учитель демонстрирует показ презентации (презентация). +Итак, какую первую учебную задачу надо решить? +Кого же мы будем рисовать? +Какие основные цвета вы будете использовать? +Откройте программу и напомните, как выполнить раскрашивание объекта с помощью инструментов данной программы. +Возьмите инструкционную карту 2 и выполните задание(приложение4) +Оцените свою работу (приложение5) + Что мы с вами создали? +Какую задачу выполнили? +Что теперь нам предстоит создать? Какую учебную заду решить? + Как же соединить иллюстративный материал и текстовый материал в единое целое? Где можно найти ответ на этот вопрос? Откройте учебники на стр. 81, прочитайте материал учебника и в паре составьте алгоритм дальнейших действий (приложение6) +Давайте проверим, как вы будете иллюстрировать страничку. +Выполняем работу, а для тех, кто быстро справится с заданием, я предлагаю украсить свою страничку дополнительно (на доске дополнительное задание: Дополнительно:
| Подготовленный ученик рассказывает историю создания матрешки и виды её росписи (приложение 3). -Повторить основные операции в программе PAINT -Матрешку. Красный, зеленый, желтый. Дети рассказывают об основных инструментах и операциях. Дети выполняют задание индивидуально. При необходимости обращаются за помощью к учителю или одноклассникам. Дети оценивают свою работу. -Иллюстрацию Ответы детей -Проект иллюстрированной странички в книжку. -В учебнике. Дети читают материал учебника, составляют из предложенных фрагментов составить алгоритм вставки рисунка в текст (приложение 6) Дети озвучивают алгоритм и осуществляю самопроверку. Дети выполняют работу. | Предметные: -иметь представление об истории создания матрешки, видах росписи, используемых для её украшения Регулятивные (целеполагание: сохранение УЗ) Предметные: -уметь редактировать, форматировать и иллюстрировать текст. Регулятивные: -осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; Познавательные (общеучебные: поиск, выделение и представление информации) Коммуникативные: -проявлять активность во взаимодействии для решения познавательных задач; Личностные: -этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость. Познавательные: -использовать знаково-символические средства (карта, схема, условные знаки) при выполнении учебных заданий. |
5. Контроль и оценка достижений на уроке Учиться оценивать себя. | + Назовите заключительную задачу. +По итогам трех оценок отметьте свою работу на шкале уровней. +Кто хочет сделать анализ своей работы? +А кто хотел бы продемонстрировать свою страничку? | -Оценить свою работу (приложение 5) Ответы детей. Демонстрация работ учащимися. | Регулятивные: -осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; |
5. Выводы и обобщения Учиться делать выводы и обобщения | +Назовите цель урока. + Достигли мы её? - Какие новые знания вы сегодня получили на уроке? +Как вы считаете, для чего мы изучали данную тему на уроке? | Создать проект иллюстрированной странички о матрешке в книжку с загадками. +Да Ответы детей | Регулятивные: -принимать и сохранять учебную задачу; Познавательные: формулировать выводы из изученного материала |
Литература:
1.Рагозина Т.М. Технология: учебник: 4 кл.- Академкнига/Учебник, 2013
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Знаменитая русская матрёшка , известная далеко за пределами России, имеет почти столетнюю историю . Русская деревянная расписная кукла появилась в России в 90-х годах XIX века. Куклу назвали матрёшкой. Матрёна , Матрёша считалось одним из наиболее распространённых женских имён, в основе корня которого лежит латинское слово « mater », означающее - мать . Это имя ассоциировалось с матерью многочисленного семейства, обладавшей хорошим здоровьем и дородной фигурой. Матрёшка уже много лет является символом России и одним из самых популярных сувениров, покупаемых заграничными туристами.
Первая русская матрёшка была выточена по рисункам художника С.В. Малютина игрушечником из Сергиева Посада В. Звёздочкиным . За девочкой с чёрным петухом следовал мальчик, затем опять девочка. Все фигурки отличались друг от друга, а последняя, восьмая, изображала спелёнатого младенца .
Идея создания разъёмной деревянной куклы была подсказана С.В. Малютину японской игрушкой. Это была фигура добродушного старика, в которой находилось ещё несколько фигурок, вложенных одна в другую.
Матрёшки бывают традиционные и авторские . К традиционным матрёшкам относятся загорская , семёновская , полхов-майданская , вятская и тверская матрёшки. Каждая из разновидностей имеет свой неповторимый стиль росписи и технологию изготовления .
Загорская , или сергиево-посадская Это яркая, контрастная игрушка, расписанная гуашью: из-под платка, завязанного узлом, видны две пряди волос, узорчатая кофта, сарафан с кружками и змейками, передник в цветочек.
Семёновская Она очень яркая, ее основные цвета – жёлтый и красный. Её одежда – это одежда сельчанки с преобладанием цветочных мотивов. А платочки у этих матрёшек чаще всего раскрашены в горошек. Именно в Семёнове была выточена самая большая 72 -местная матрёшка, диаметр которой полметра, а высота 1 метр.
Полхов-майданская Главный элемент полхов-майданской куклы – многолепестковый цветок шиповника, возле него бывает несколько полураскрытых бутонов.
Вятская В Вятке украшали матрешку ржаной соломкой. Этот приём оказался новым для оформления матрёшек. Для этого соломку сначала отваривали в растворе соды, после чего она приобретала красивый песочный цвет. Затем её нарезали и приклеивали к кукле, формируя узоры.
Тверская В этом регионе деревянную куклу часто изображают в виде какого-либо исторического или сказочного персонажа: царевна Несмеяна , Снегурочка, Василиса Прекрасная.
Матрёшки авторские . Дизайн таких кукол зависит от фантазии художника, их автора. . Так появляются матрешки-политики, матрешки с сюжетами из фильмов и мультиков, а также русских народных сказок.
Некоторые авторы делают на заказ по фотографии портретные матрёшки.
Интернет источники http://www.design-warez.ru/uploads/posts/2009-09/1253031122_534.jpeg http://s017.radikal.ru/i419/1201/51/e72b6037e973.png http://ru.wikipedia.org/wiki/%CC%E0%F2%F0%B8%F8%EA%E0 http://file.mobilmusic.ru/80/4a/71/597769.gif http://arstyle.org/clipart/scrapset/150174-matreshka-klipart-na-prozrachnom-fone-v-png.html http://www.prozagadki.ru/329-detskie-zagadki-pro-matreshku.html http://babiki.ru/blog/interact/3664.html http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/0/38/410/38410570_fucu.jpg http://www.samoffar.ru/fabrication.shtml http://lhp-tavolga.ru/4.html http://img.rian.ru/images/4203/57/42035793.jpg http://900igr.net/fotografii/izo/Russkaja-matreshka/039-CHtoby-izgotovit-matrjoshku-trebuetsja-bolshoe-masterstvo.html http://velena28.ru/page/rospis-matreshek-v-kartinkah http://www.rgo.ru/wp-content/uploads/2011/03/812.jpg http://www.thimble.ru/mat2.html http://www.askokonov.ru/artwork/plant/matryoshka_101.jpg http://www.samoffar.ru/types_nestingdolls.shtml http://cs305906.userapi.com/v305906606/2323/4sfgFJ-7zVk.jpg http://samoydelkin.ru/kukli/vidyi-matreshek/ http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/4/79/20/79020356_4278666_8.gif http://www.webartplus.narod.ru/mt/mt5.jpg
http://www.webartplus.narod.ru/mt/mt5.jpg http://www.livemaster.ru/item/601132-podarki-k-prazdnikam-podarok-dlya-yubilyara http://cs1.livemaster.ru/foto/large/2804558612-russkij-stil-portretnaya-matreshka.jpg http://www.afimall.ru/wp-content/uploads/2011/05/ZVR_8093- копия-1. jpg http://www.goldmr.ru/excursii/matreshka/02.jpg http://www.detsad1494.ru http://handicraftsofrussia.953.eljur.ru/556.gif
Предварительный просмотр:
Курочкина Т.С., учитель начальных классов МОУ СОШ №25 г. Вологды
Приложение1
Текст для редактирования и форматирования
Я с таинственной игрушкой
Заиграласьдопоздна,
Разбираю, собираю,
то их восемь, то одна.
Ростом разные подружки,
но похожи друг на дружку.
Все онисидят другвдружке,
А всего одна игрушка.
Приложение 2
Инструкционная карта 1
- Исправьте ошибки в тексте.
- Отформатируйте его:
-шрифт Georgia
-кегль 18
-написание- полужирный курсив
-цвет шрифта- синий
-расположение- посередине
- Отгадку запишите в скобках, расположение- справа, красным шрифтом.
Приложение 3
Матрёшка уже много лет является символом России и одним из самых популярных сувениров, покупаемых заграничными туристами. Знаменитая русская матрёшка, известная далеко за пределами России, имеет почти столетнюю историю.
Русская деревянная расписная кукла появилась в России в 90-х годах XIX века. Куклу назвали матрёшкой. Матрёна, Матрёша считалось одним из наиболее распространённых женских имён, в основе корня которого лежит латинское слово «mater», означающее - мать. Это имя ассоциировалось с матерью многочисленного семейства, обладавшей хорошим здоровьем и дородной фигурой.
Первая русская матрёшка была выточена по рисункам художника
С.В. Малютина игрушечником из Сергиева Посада В. Звёздочкиным.
Но если вы думаете, что корни у Матрешки русские, то глубоко ошибаетесь.Идея создания разъёмной деревянной куклы была подсказана С.В. Малютину японской игрушкой.Это была фигура добродушного старика, в которой находилось ещё несколько фигурок, вложенных одна в другую.
К традиционным матрёшкам относятся загорская, семёновская, полхов-майданская, вятская и тверская матрёшки. Каждая из разновидностей имеет свой неповторимый стиль росписи и технологию изготовления.
Загорская матрешка. Это яркая, контрастная игрушка, расписанная гуашью: из-под платка, завязанного узлом, видны две пряди волос, узорчатая кофта, сарафан с кружками и змейками, передник в цветочек.
Семёновская матрешка. Она очень яркая, ее основные цвета – жёлтый и красный. Её одежда – это одежда сельчанки с преобладанием цветочных мотивов. А платочки у этих матрёшек чаще всего раскрашены в горошек.
Полхов –майданская матрешка. Главный элемент полхов-майданской куклы – многолепестковый цветок шиповника, возле него бывает несколько полураскрытых бутонов
В Вятке украшали матрешку ржаной соломкой. Этот приём оказался новым для оформления матрёшек. Для этого соломку сначала отваривали в растворе соды, после чего она приобретала красивый песочный цвет. Затем её нарезали и приклеивали к кукле, формируя узоры.
Тверская матрешка. В этом регионе деревянную куклу часто изображают в виде какого-либо исторического или сказочного персонажа: царевны Несмеяны, Снегурочки, Василисы Прекрасной.
Авторские матрешки.Дизайн таких кукол зависит от фантазии художника, их автора. Некоторые авторы делают на заказ по фотографии портретные матрёшки.
Приложение 4
Задание для программы PAINT:
- Скопировать образец матрешки с рабочего стола и вставить на поле
- С помощью инструмента «заливка» раскрасить матрешку, выбрав нужные цвета
- Задать масштаб 50%
- Выделить матрешку, обрезать, сохранить на рабочем столе под именем файла «матрешка».
Приложение5
Оцени свою работу:
Выполнил все правильно и самостоятельно | Выполнил правильно с помощью учителя или одноклассников | Выполнить задание не смог | |
Создание электронного текста | |||
Задание для программы PAINT | |||
Создание проекта иллюстрированной страницы в WORD |
Постарайся отметить свою работу на уроке на шкале:
низкий высокий
уровень уровень
Приложение 6
Составь алгоритм вставки рисунка в текст: Строчки разрезаны и перемешаны
- Перейти на новую строку, нажав клавишу «ENTER»
- Выбрав пункт меню «Вставка», щелкнув по нему мышкой.
- В открывшемся списке щелчком мыши выбрать ОБЪЕКТ
- Выбрать из «создать из файла» и щелкнуть мышью на кнопе «Обзор»
- Указать компьютеру, где был сохранен рисунок.
- Щелкнуть на изображении нужного файла, а затем на кнопку «Вставить»
- Нажать ОК
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированного урока внеклассного чтения и изобразительного искусства "Сказки и картинки Сутеева"Сказки и картинки Сутеева"
Конспект урока внеклассного чтения и изобразительного искусства "Сказки и картинки Сутеева".Целью урока было Углублять знания детей о творчестве В.Г. Сутеева,; учить выделять главное в содержании книг...
Конспект интегрированного урока по литературе и изобразительному искусству по теме «Как прекрасен этот мир!» во 2 классе
Цели:- воспитание и развитие у учащихся творческих способностейи художественно – эстетических навыков;- расширение диапазона чувств, воображения, зрительныхпредставлений, фантазии;- воспитание э...
Интегрированный урок по технологии и изобразительному искусству "Техническое моделирование"
Урок посвящен Великой Отечественной войне...
конспект интегрированного урока (математика,литературного чтения, изобразительного искусства) «Перечитывая Пушкина, мы читаем и считаем, и рисуем, и поём»
«Перечитывая Пушкина, мы читаем и считаем, и рисуем, и поём».(интегрированный урок математики, чтения, изобразительного искусства)Цели: Развивать умения решать задачи; закрепить навыки умножения чисел...
Конспект интегрированного урока по литературному чтению, изобразительному искусству и музыке во 2-м классе "Какое настроение у зимы в стихотворении Ф. И. Тютчева "Чародейкою зимою..."
В данном конспекте подробно описан интегрированный урок по трем учебным предметам:чтению, изобразительному искусству и музыке.Буду очень рада, если он станет полезным в работе других пед...
Конспект интегрированного урока окружающего мира и изобразительного искусства. 1 класс. "Почему радуга разноцветная"
На уроке применяется технология проблемного обучения, ИКТ....
Конспект интегрированного урока окружающего мира и изобразительного искусства. 1 класс. "Почему радуга разноцветная"
На уроке использовалась технология проблемного обучения, групповая технология, ИКТ....