Конспект интегрированного урока окружающего мира и изобразительного искусства. 1 класс. "Почему радуга разноцветная"
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс)
На уроке использовалась технология проблемного обучения, групповая технология, ИКТ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_okruzhayushchego_mira_1_klass.docx | 32 КБ |
raduga.pptx | 2.99 МБ |
Предварительный просмотр:
КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ПОДОЛЬСК
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КОРРЕКЦИОННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ШКОЛА-ИНТЕРНАТ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ПОДОЛЬСК МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ»
ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК
ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
1 КЛАСС
«ПОЧЕМУ РАДУГА РАЗНОЦВЕТНАЯ?»
Учитель начальных классов
Ассаулова Оксана Юрьевна
Подольск
2019 г.
Тема урока: Почему радуга разноцветная?
Цели:
- формировать первоначальное представления о свете и цвете;
- познакомить детей с цветами радуги, их последовательностью;
- обеспечить опыт исследования и объяснения природных явлений;
- воспитывать интерес к изучению нового;
- Развивать мышление и пространственное воображение, наблюдательность и обогащать словарный запас;
- воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
В ходе урока учащиеся будут иметь возможность:
• описывать чувства, возникающие при виде радуги;
• называть цвета радуги по своим наблюдениям и картинкам в презентации;
• запомнить последовательность цветов радуги;
• высказывать предположения о причинах возникновения радуги;
• работать четвёрками: отображать последовательность цветов радуги с помощью фломастеров, восковых карандашей, красок, пластилина;
• осуществлять взаимопроверку, взаимопомощь.
Формирование УУД:
Предметные – перечислять цвета радуги в правильной последовательности.
Познавательные – добывать новые знания: находить ответы на вопросы, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке, выполнять индивидуальные задания, перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
Коммуникативые - слушать и понимать речь других, работать в группе, договариваться.
Регулятивные – учиться высказывать свое предположение (версию).
- учиться работать по предложенному учителем плану.
- учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке
Личностные – освоение роли ученика; формирование интереса к учению.
Оборудование: интерактивный проектор, доска, учебники, рабочие тетради, альбомные листы, краски, кисти, зеркальце, компьютерный диск, призма, мыльные пузыри.
Ход урока:
1. Организационный момент
Учитель:
Всё ль на месте?
Всё ль в порядке –
Книжка, ручка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Обучающиеся:
Мы пришли сюда учиться
Не лениться, а трудиться.
Работаем старательно,
Слушаем внимательно!
2. Актуализация знаний
- Ребята, вчера ко мне в гости заходил Муравей Вопросик. Он принёс нам посылки. Давайте просмотрим, что лежит в этих посылках!
(На партах у обучающихся стоят коробочки. В коробочках лежат альбомные листы, краски, кисти, зеркальце, компьютерный диск, призма, мыльные пузыри. Дети рассматривают содержимое коробок.)
- Ребята, выскажите свои предположения, для чего нам нужны данные предметы?
(Дети высказываю предположения: будем рисовать, пускать пузыри, смотреть в зеркало, пускать солнечных зайчиков, смотреть фильм, смотреть сквозь призму и т.д.)
Раздаётся стук в дверь, в класс входит учитель изобразительного искусства.
В.В.
- Здравствуйте ребята, первое предположение было верным. Мы с вами на уроке будем рисовать. Как называют людей, которые рисуют? (Художники)
- Сегодня мы с вами будем художниками?
О.Ю
- А вот насколько верны ваши предположения по поводу других предметов, мы с вами скоро узнаем! Слайд 2
Послушайте сказку:
- Однажды Муравей Вопросик попал под сильный дождь и спрятался под листочком. А когда дождь почти закончился, и появилось солнце, Муравей услышал, как высоко в небе кто – то запел тоненьким голоском:
Я всегда со светом дружен. Если солнышко в окне,
Я от зеркала, от лужи пробегаю по листве..
- Кто ты? – спросил Муравьишка.
- А вы, ребята, как думаете, кто это был?(солнечный зайчик.)
- Что ты делаешь там, так высоко? – спросил Муравей.
- Я делаю чудеса! – ответил Солнечный зайчик.
И тут Муравьишка увидел в небе…
- Давайте отгадаем загадку и узнаем, что увидел Муравьишка:
Что за чудо – красота!
Расписные ворота показались на пути,
В них ни въехать, ни войти (радуга)
- Как же так? – удивился Муравьишка. – Ты Солнечный зайчик сам белый, а радуга разноцветная! Почему радуга разноцветная?
Засмеялся Солнечный зайчик и ничего не сказал. А нам с вами надо ответить на этот вопрос.
3. Формулировка темы урока. Постановка проблемного вопроса
– Так о каком явлении природы мы сегодня с вами будем говорить на уроке? (О радуге.)
– Да, ребята, мы сегодня с вами поговорим о радуге. Мы узнаем, что такое радуга, как и когда она появляется, почему она разноцветная, из скольких цветов она состоит.
– Дети, кто из вас видел радугу? Слайд 3
– Какое настроение было, когда ты увидел радугу? На какое слово похоже слово радуга?
Словарная работа.
Слово «радуга» похоже на слово «радость». И в самом деле, радостно бывает, когда вдруг на небе возникает удивительно красивая дуга. «Райская дуга» называли её в старину и верили, что она приносит счастье. С тех пор так и зовут – радуга. Вряд ли найдётся человек, который не любовался бы радугой. Появившись на небосводе, она невольно приковывает внимание. Многие писатели и поэты посвящали этому природному явлению небольшие произведения. Дети читают стихотворение о радуге?
– Кто же построил радугу? Кто мастер-строитель?
– А кто из вас знает, как это происходит?
(Дети высказывают свои предположения)
- Ну что же, проверим ваши гипотезы?
5. Решение проблемного вопроса
Слайд 5
Причина появления радуги – солнечный свет и дождик. Мы считаем, что свет белый, но на самом деле он разноцветный. Когда лучи солнечного света проходят через воздух, мы видим их как белый свет. А когда на их пути встречается капля воды, она преломляет свет, как призма, и раскладывает его на разноцветные лучи. Слайд №6 Таким образом на небе, напротив солнца возникает необычная цветная дуга. Чем крупнее дождевые капли, тем ярче радуга. Если капли мелкие, радуга кажется бледной, еле заметной.
- Так, что такое радуга? (Лучи солнца, проходящие сквозь капли дождя.)
Слайд 6
6. Физминутка
Здравствуй, радуга-дуга,
Разноцветный мостик!
Здравствуй, радуга-дуга!
Принимай нас в гости.
Мы по радуге бегом
Пробежимся босиком.
Через радугу-дугу
Перепрыгнем на бегу.
И опять бегом, бегом
Пробежимся босиком.
Дети выполняют поклон.
рисуют в воздухе дугу, разводят руки в стороны.
Вновь выполняют поклон.
Шаг на месте
Бег на месте
Прыжки на носках.
Делают еще четыре прыжка на носках.
Бег на месте.
7. Изобразительное искусство.
- В дело вступают художники! Что нужно художникам? (Кисти, краски, баночки с водой)
- В чем, по вашему мнению, красота радуги? ( В необычной форме, в цветах; в том, что она разноцветная.)
- Давайте разберемся, из каких цветов состоит радуга.
- Сколько цветов у радуги? (семь)
- Какие это цвета?
- Посмотрите на доску: как вы думаете, какая радуга правильная?(на доске две радуги)
- Рассмотрите в учебнике на с. 40 рисунок радуги Мудрой Черепахи.
- Назовите цвета радуги, начиная сверху. (Красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый.)
- Все цвета в радуге располагаются в чёткой последовательности и никогда не меняются местами.
- Чтобы не путать этот порядок люди придумали фразу - подсказку.
Прочитайте её. «Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан».
Слайд 7
- Кто догадался, в чем секрет этой фразы? (Каждое слово начинается на первую букву слова, обозначающего один из цветов радуги).
- Так какая же радуга правильная?
- Давайте с вами нарисуем радугу! У каждого будет своя радуга!
(Дети рисуют радугу)
8. Закрепление.
Практическая работа № 1
Работа в парах.
- А сейчас нам пригодятся оставшиеся предметы, лежащие в ваших коробочках.
- Радуга - природное явление. Она не может возникнуть по-нашему желанию, но мы можем и в солнечный день увидеть радугу. Для этого достаточно взять шланг и поливать цветы. Если вы встанете лицом к солнцу, то обязательно увидите радугу в водяных брызгах.
- Радугу можно увидеть в лужах на асфальте…
- В брызгах фонтана…
- Самые яркие радуги встретят нас у водопадов…
- Побудем и мы волшебниками, попробуем создать свою радугу.
На столах у вас есть коробочка, в которой спрятались удивительные предметы. Как с их помощью можно поймать яркие цвета радуги? (На столах коробочка, в которой зеркальце, компьютерный диск, призма, мыльные пузыри, листочки бумаги. С помощью этих предметов дети пытаются увидеть эффект радуги (спектр).
«Радуга на мыльном пузыре»
Дети на белый лист бумаги надувают мыльный пузырь, замечая
на нём «радугу».
- А теперь попробуйте поймать солнечный луч диском?
Практическая работа № 2
1. Возьмите призму (прозрачная призма заменяет в опыте капельку воды),
2. Направьте призму на солнечные лучи.
3. Рассмотрите получившие разноцветные лучики.
4.Заполните таблицу
Задание
Что наблюдали?
1. Возьмите призму.
2. Направьте призму на солнечные лучи
- Что увидели на стене?
3. Рассмотрите разноцветные лучики.
-Какие цвета увидели?
Вывод: из опыта доказали, что луч света, проходя через призму, распадается на разные цвета.
- Мы с вами получили каждый свою радугу. Это явление называется дисперсией света, а набор цветов – спектром.
– А как можно ли получить радуги в домашних условиях?
- Вы можете сами дома расщепить видимый солнечный свет на отдельные цвета, воспроизведя эффект радуги. Для этого в очень ясный, солнечный день вам понадобятся миска с водой, лист белого картона и маленькое зеркальце.
- Поставьте миску с водой на самое солнечное место. Опустите зеркальце в воду и прислоните его к краю миски. Поверните зеркальце под таким углом, чтобы на него падал яркий солнечный свет. Затем перемещайте картон перед миской так, чтобы на нем появилась отраженная «радуга»
10. Итог урока. Рефлексия
- Что нового мы должны были узнать на уроке? (Узнать, как возникает радуга и научиться перечислять цвета радуги в правильной последовательности.)
1. - Как возникает радуга на небе? (Солнечные лучи, попадая в небе на капельки дождя, распадаются на разноцветные лучики.)
2. - Из каких цветов состоит радуга? (Красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый.)
«Проверь себя»
Учитель задаёт вопросы, учащиеся самостоятельно отвечают «да» или «нет».
Ответ «да» - кружок закрашивается в красный цвет;
Ответ» нет» - кружок закрашивается в зелёный цвет.
- У радуги семь цветов?
- Все цвета расположены в определённом порядке?
- В радуге есть коричневый цвет?
- Строители радуги – солнце и дождь?
Игра «Третий лишний».
- У вас на партах лежат карточки.
Я называю три цвета, а вы должны подчеркнуть тот цвет, которого нет в радуге.
• Оранжевый, коричневый, желтый.
• Зеленый, голубой, белый.
• Фиолетовый, малиновый, желтый.
• Красный, черный, синий.
Молодцы! Вы хорошо запомнили цвета радуги.
- Осталось лишь только оценить себя.
Оцените свои достижения на уроке.
Критерии оценивания:
- (зеленый) - понял причину возникновения радуги, могу самостоятельно назвать все цвета радуги;
- (жёлтый) - понял причину возникновения радуги, но рассказать затрудняюсь; могу самостоятельно назвать все цвета радуги;
- (красный) - затрудняюсь назвать причину возникновения радуги, путаюсь в последовательности цветов радуги.
(Учащиеся достают один из знаков и объясняют свой выбор.)
- На столе у вас сегодня солнышки. Нарисуйте личико своему солнышку, веселое или грустное.
- Покажите ваши солнышки и нарисованную радугу друг другу.
- Как светло и радостно стало в нашем классе!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
https://yandex.ru/video/preview?text=%D0%A7%D1%82%D0%BE%20%D1%82%D0%B0%D0%BA%D0%BE%D0%B5%20%D1%80%D0%B0%D0%B4%D1%83%D0%B3%D0%B0%20%D0%B2%D0%B8%D0%B4%D0%B5%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%BB%D0%B8%D0%BA%20%D0%B4%D0%BB%D1%8F%20%D0%B4%D0%B5%D1%82%D0%B5%D0%B9&path=wizard&parent-reqid=1602265814342917-731126517634322094500107-production-app-host-man-web-yp-326&wiz_type=vital&filmId=11185741761710039738
Каждый Охотник Желает Знать , Где Сидит Фазан
М О Л О Д Ц Ы !
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока окружающего мира 1 класс по теме "Почему радуга разноцветная"
Цели: 1.Формировать первоначальное представления о свете и цвете.2. Познакомить детей с цветами радуги, их последовательностью. 3.Обеспечить опыт исследования и объяснения природных явлений.4.Воспитыв...
Интегрированный урок окружающего мира и изобразительного искусства. Как жили древние славяне. Рисование избы.
Конспект открытого урока с мультимедийной презентацией . Урок проводился в 4 классе....
Интегрированный урок окружающего мира и изобразительного искусства по разделу « Природа родного края осенью»
Урок содержит здоровьесберегающие технологии...
Интегрированный урок окружающего мира и изобразительного искусства 3 класс
Интегрированный урок окружающего мира и изобразительного искусства 3 класс Тема: Природные зоны Африки. Африканские степи - саванны. Изображение заката в саванне и силуэты африканских...
Интегрированный урок окружающего мира и изобразительного искусства
Интегрированный урок...
Конспект интегрированного урока окружающего мира и изобразительного искусства. 1 класс. "Почему радуга разноцветная"
На уроке применяется технология проблемного обучения, ИКТ....
Интегрированный урок окружающего мира и изобразительного искусства Тема: «Что такое погода? Художник изображает настроение»
Цель урока: ознакомление обучающихся с компонентами, из которых складывается погода (температура, облачность, осадки, ветер), и с художественными средствами, с помощью которых можно передать настроени...