Рабочая программа по математике 1 класс Л.Г.Петерсон
рабочая программа по математике (1 класс) на тему
Рабочая программа по математкие 1 класс Л.Г.Петерсон
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_matematika.docx | 83.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Данная рабочая программа предназначена для 1 класса и реализуется на основе следующих нормативно-правовых документов:
- Закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012 г. (с дополнениями и изменениями, ст.2 п.10, ст. 12 п.1,3) .
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Минобразования РФ №373 от 06.10.2009 г.; приказа Минобразования и науки РФ №1241 «О внесении изменений в ФГОС НОО …» от 26.11.2010 г.
- Основной образовательной программы начального общего образования Муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения средняя общеобразовательная школа № 10 городского округа город Нефтекамск Республики Башкортостан, утвержденной приказом МОБУ СОШ №10 №253 от 04.05.2012г.; приказа МОБУ СОШ №10 « Центр образования» №399 « О внесении изменений в ООП НОО…» от 29.08.2014 г.
- Примерных программ по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. – 4-е изд., перераб.- М.: Просвещение, 2010. – (Стандарты второго поколения)
- Авторской программы по учебному предмету «Математика» Петерсон Л.Г.
- Положения о рабочей программе учебных предметов Муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения средняя общеобразовательная школа № 10 городского округа город Нефтекамск Республики Башкортостан, утвержденного приказом МОБУ СОШ №10 №344 от 31.08. 2011 г.
В основе построения данного курса лежит идея гуманизации математического образования, соответствующая современным представлениям о целях школьного образования и ставящая в центр внимания личность ученика, его интересы и способности. Отбор методов и средств обучения основывается на деятельностном подходе и педагогических технологиях:
- проблемно- диалогической;
-продуктивного чтения;
- оценивание учебных достижений;
- проектной ;
-технология развития критического мышления;
Основная цель обучения математике состоит в формировании всесторонне образованной и инициативной личности, владеющей системой математических знаний и умений, идейно-нравственных, культурных и этических принципов, норм поведения, которые складываются в ходе учебно-воспитательного процесса и готовят ученика к активной деятельности и непрерывному образованию в современном обществе.
Исходя из общих положений концепции математического образования, начальный курс математики призван решать следующие задачи:
- обеспечить прочное и сознательное овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, для изучения смежных дисциплин, для продолжения образования;
- обеспечить интеллектуальное развитие, сформировать качества мышления, характерные для математической деятельности и необходимые для полноценной жизни в обществе;
- сформировать умение учиться;
- сформировать представление об идеях и методах математики, о математике как форме описания и методе познания окружающего мира;
- сформировать представление о математике как части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для общественного прогресса;
- сформировать устойчивый интерес к математике;
- выявить и развить математические и творческие способности.
В основе учебно-воспитательного процесса лежат следующие ценности математики:
- познание – поиск истины, правды, справедливости, стремление к пониманию объективных законов мироздания и бытия;
- созидание – труд, направленность на создание позитивного результата и готовность брать на себя ответственность за результат;
- гуманизм – осознание ценности каждого человека как личности, готовность слышать и понимать других, сопереживать, при необходимости – помогать другим;
- целостное представление о мире - понимание роли и места математики в системе наук;
- информационная грамотность - умение самостоятельно получать информацию из наблюдений , бесед, справочников, энциклопедий, Интернета и работать с полученной информацией;
- саморазвитие и самовоспитание - включение учащихся в полноценную математическую деятельность на основе метода рефлексивной самоорганизации;
- сотрудничество – умение работать в команде, способность следовать
согласованным правилам, аргументировать свою позицию, воспринимать и
учитывать разные точки зрения, находить выходы из спорных ситуаций.
В курсе математики происходит развитие следующих содержательных линий:
числовой, алгебраической, геометрической, функциональной, логической, анализа данных, текстовых задач.
В рамках числовой линии учащиеся осваивают принципы записи и сравнения целых неотрицательных чисел, смысл и свойства арифметических действий, взаимосвязи между ними, приемы устных и письменных вычислений, прикидки, оценки и проверки результатов действий, зависимости между компонентами и результатами, способы нахождения неизвестных компонентов. С другой стороны, они знакомятся с различными величинами(длиной, площадью, объемом, временем, массой, скоростью и др.), общим
принципом и единицами их измерения, учатся выполнять действия с именованными числами.
Развитие алгебраической линии также неразрывно связано с числовой, во многом дополняет ее и обеспечивает лучшее понимание и усвоение изучаемого материала, а также повышает уровень обобщенности усваиваемых детьми знаний. Учащиеся записывают выражения и свойства чисел с помощью буквенной символики, что помогает им структурировать изучаемый материал, выявить сходства и различия, аналогии.
Изучение геометрической линии предусматривает знакомство с плоскими и пространственными геометрическими фигурами: квадрат, прямоугольник, треугольник,
круг, куб, параллелепипед, цилиндр, пирамида, шар, конус.
Функциональная линия строится вокруг понятия функциональной зависимости величин, которая является промежуточной моделью между реальной действительностью и общим понятием функции.
В рамках логической линии учащиеся осваивают математический язык,проверяют истинность высказываний, строят свои суждения и обосновывают их. У учащихся формируются начальные представления о языке множеств, различных видах высказываний, сложных высказываний с союзами «и» и «или».
Линия анализа данных целенаправленно формирует у учащихся информационную грамотность, умение самостоятельно получать информацию из наблюдений, бесед, справочников, энциклопедий, Интернет-источников и работать с полученной информацией.
В рамках линии текстовых задач они овладевают различными видами математической деятельности, осознают практическое значение математических знаний, у них развиваются логическое мышление, воображение, речь..
Согласно региональному базисному образовательному плану на изучение учебного предмета в 1 классе отводится 4 часа в неделю (132 часа в год). Основное содержание включает перечень изучаемого учебного материала.
Планируемые результаты
В процессе изучения математики обучающихся овладевают предметными, метапредметными ( регулятивными, познавательными, коммуникативными) и личностными результатами.
Предметными результатами изучения курса «Математика» в 1-м классе при работе с числами и арифметическими действиями с ними
является формирование следующих умений:
Учащийся научится:
- сравнивать группы предметов с помощью составления пар: больше,
меньше, столько же, больше (меньше) на …;
- объединять предметы в единое целое по заданному признаку, находить
искомую часть группы предметов;
- изображать числа совокупностями точек, костями домино, точками на
числовом отрезке и т.д.;
- устанавливать прямую и обратную последовательность чисел в числовом
ряду, предыдущее и последующее число, считать предметы в прямом и
обратном порядке в пределах 100 (последовательно, двойками, тройками,
…, девятками, десятками);
- сравнивать числа и записывать результат сравнения с помощью знаков
=, , >, <;
- понимать смысл действий сложения и вычитания, обосновывать выбор
этих действий при решении задач;
- складывать и вычитать группы предметов, числа (в пределах 100 без перехода через десяток, в пределах 20 с переходом через десяток) и величины, записывать результат с помощью математической символики;
- моделировать действия сложения и вычитания с помощью графических
моделей;
- устанавливать взаимосвязь между частью и целым по заданному разбиению на основе взаимосвязи между частью и целым;
- называть предыдущее и последующее каждого числа в пределах 100;
- определять и называть компоненты действий сложения и вычитания;
- называть состав чисел в пределах 20 (на уровне автоматизированного навыка) и использовать его при выполнении действий сложения и вычитания ,основываясь на взаимосвязи между частью и целым;
- выполнять сравнение, сложение и вычитание с числом 0;
- применять правила сравнения чисел в пределах 100;
- применять правила нахождения части и целого;
- применять алгоритмы сложения и вычитания натуральных чисел (с помощью моделей, числового отрезка, по частям, «столбиком»);
- применять правила разностного сравнения чисел;
- записывать и читать двузначные числа, представлять их в виде суммы
десятков и единиц.
Учащийся получит возможность научиться:
- выделять группы предметов или фигур, обладающие общим свойством,
составлять группы предметов по заданному свойству (признаку), выделять части группы;
- соединять группы предметов в одно целое (сложение), удалять части группы предметов (вычитание);
- применять переместительное свойство сложения групп предметов;
- самостоятельно выявлять смысл действий сложения и вычитания, их
простейшие свойства и взаимосвязь между ними;
- проводить аналогию сравнения, сложения и вычитания групп предметов
со сложением и вычитанием величин;
- изображать сложение и вычитание с помощью групп предметов и на
числовом отрезке;
- применять зависимость изменения результатов сложения и вычитания
от изменения компонентов для упрощения вычислений;
- выполнять сравнение, сложение и вычитание с римскими цифрами;
- распознавать алфавитную нумерацию, «волшебные» цифры;
- устанавливать аналогию между десятичной системой записи чисел и
десятичной системой мер.
При работе с текстовыми задачами
Учащийся научится:
- решать устно простые задачи на смысл сложения и вычитания (при изучении чисел от 1 до 9);
- выделять условие и вопрос задачи;
- решать простые (в одно действие) задачи на смысл сложения и вычитания
и разностное сравнение (содержащие отношения «больше (меньше) на …»);
- решать задачи, обратные данным;
- составлять выражения к простым задачам сложение, вычитание и разно-
стное сравнение;
- записывать решение и ответ на вопрос задачи;
- складывать и вычитать изученные величины при решении задач;
- решать составные задачи в 2 действия на сложение, вычитание и разностное
сравнение;
- строить наглядные модели простых и составных текстовых задач в 1–2
действия (схемы, схематические рисунки и др.);
- анализировать задачи в 1–2 действия сложение, вычитание и разностное
сравнение.
Учащийся получит возможность научиться:
- решать задачи изученных типов с некорректными формулировками
(лишними и неполными данными, нереальными условиями);
- составлять задачи по картинкам, схемам и схематическим рисункам;
- самостоятельно находить и обосновывать способы решения задач на
сложение, вычитание и разностное сравнение;
- находить и обосновывать различные способы решения задач;
- анализировать, составлять схемы, планировать и реализовывать ход решения задачи в 3–4 действия на сложение, вычитание и разностное сравнение чисел в пределах 100;
- соотносить полученный результат с условием задачи, оценивать его правдоподобие.
Геометрические фигуры и величины
Учащийся научится:
- устанавливать основные пространственные отношения: выше – ниже,
шире – уже, толще – тоньше, спереди – сзади, сверху – снизу, слева – справа,между и др.;
- распознавать и называть геометрические формы в окружающем мире:
круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, куб, шар, параллелепипед, пи-
рамида, цилиндр, конус;
- сравнивать фигуры по форме и размеру (визуально), устанавливать равен-
ство и неравенство геометрических фигур;
- составлять фигуры из частей и разбивать фигуры на части;
- строить и обозначать точки и линии (кривые, прямые, ломаные, замкнутые и незамкнутые);
- строить и обозначать треугольник и четырехугольник, называть их верши-
ны и стороны;
- строить и обозначать отрезок, измерять длину отрезка, выражать длину в
сантиметрах и дециметрах, строить отрезок заданной длины с помощью
линейки;
- объединять простейшие геометрические фигуры и находить их пересечение.
Учащийся получит возможность научиться:
- выполнять преобразования моделей геометрических фигур по заданной
инструкции (форма, размер, цвет);
- выделять области и границы геометрических фигур, различать окружность и круг, устанавливать положение точки внутри области, на границе, вне области;
- конструировать фигуры из палочек, преобразовывать их.
Величины и зависимости между ними
Учащийся научится:
- распознавать, сравнивать (непосредственно) и упорядочивать величины длина, масса, объем;
- измерять длину, массу и объем с помощью произвольной мерки, понимать необходимость использования общепринятых мерок, пользоваться единицами измерения длины – 1 см, 1 дм, массы – 1кг; объёма (вместимости) – 1л;
- преобразовывать единицы длины на основе соотношения между ними, выполнять их сложение и вычитание;
- наблюдать зависимости между компонентами и результатами сложения и вычитания;
- использовать простейшую градуированную шкалу (числовой отрезок) для выполнения действий с числами.
Учащийся получит возможность научиться:
- наблюдать зависимость результата измерения величин длина, масса, объем от выбора мерки;
- наблюдать зависимости между компонентами и результатами сложения и вычитания, фиксировать их в речи, использовать для упрощения решения задач и примеров.
Алгебраические представления
Учащийся научится:
- читать и записывать простейшие числовые и буквенные выражения без скобок с действиями сложение и вычитание;
- читать и записывать простейшие равенства и неравенства с помощью знаков >, <, =;
- записывать взаимосвязи между сложением и вычитанием с помощью буквенных равенств вида: а + b = с, b + а = с, с − а = b, с − b = а;
- решать и комментировать ход решения уравнений вида а + х = b, а – х =b,
x – a = b ассоциативным способом (на основе взаимосвязи между частью и целым).
Учащийся получит возможность научиться:
- самостоятельно находить способы решения простейших уравнений на сложение и вычитание;
- комментировать решение уравнений изученного вида, называя компоненты действий сложения и вычитания;
- записывать в буквенном виде переместительное свойство сложения и свойства нуля.
Математический язык и элементы логики
Учащийся научится:
- распознавать, читать и применять символы математического языка: цифры, буквы, знаки сравнения, сложения и вычитания;
- использовать изученные символы математического языка для построения высказываний;
- определять в простейших случаях истинность и ложность высказываний.
Учащийся получит возможность научиться:
- обосновывать свои суждения, используя изученные в 1 классе правила и
свойства;
- самостоятельно строить и осваивать приемы решения задач логического характера в соответствии с программой 1 класса.
Работа с информацией и анализ данных
Учащийся научится:
- анализировать объекты, описывать их свойства (цвет, форма, размер, материал, назначение, расположение, количество и др.), сравнивать объекты и группы объектов по свойствам;
- искать, организовывать и передавать информацию в соответствии с познавательными задачами;
- устанавливать в простейших случаях соответствие информации реальным условиям;
- читать несложные таблицы, осуществлять поиск закономерности размещения объектов в таблице (чисел, фигур, символов);
- выполнять в простейших случаях систематический перебор вариантов;
- находить информацию по заданной теме в учебнике;
- работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Математика, 1 класс».
Учащийся получит возможность научиться:
- находить информацию по заданной теме в разных источниках (справочнике, энциклопедии и др.);
- составлять портфолио ученика 1 класса.
Метапредметными результатами изучения курса «Математика» в 1-м классе являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
регулятивные УУД:
Учащийся научится:
- определять функции ученика и учителя на уроке;
- понимать и принимать учебную задачу, поставленную учителем;
- понимать и применять предложенные учителем способы решения учеб-
ной задачи;
- определять и фиксировать основные этапы и шаги учебной деятельности
(два основных этапа, структуру первого этапа – 6 шагов);
- применять правила выполнения пробного учебного действия;
- фиксировать свое затруднение в учебной деятельности при построении
нового способа действия;
- применять правила поведения в ситуации затруднения в учебной дея-
тельности;
- действовать по заданному и самостоятельно составленному плану решения
учебной задачи;
- использовать математическую терминологию, изученную в 1 классе, для
описания результатов своей учебной деятельности;
- комментировать свои действия во внешней речи;
- применять правила самопроверки своей работы по образцу.
Учащийся получит возможность научиться:
- определять причину затруднения в учебной деятельности;
- выполнять под руководством взрослого проектную деятельность;
- выполнять самооценку результатов своей учебной деятельности.
Средством формирования этих действий служит служит технология проблемного диалога, технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
познавательные УУД:
Учащийся научится:
- анализировать рисунки, таблицы, схемы, тексты задач и др., определять
закономерность следования объектов и использовать ее для выполнения задания;
- сравнивать объекты, устанавливать и выражать в речи их сходство и различие;
- выявлять существенные признаки, делать простейшие обобщения;
- разбивать группу объектов на части (классифицировать) по заданному или самостоятельно установленному признаку;
- осуществлять синтез (составление целого из частей);
- действовать по аналогии;
- обнаруживать и устранять ошибки логического (в ходе решения) и арифметического (в вычислении) характера;
- понимать и применять математическую терминологию для решения
учебных задач по программе 1 класса;
- читать и строить схематические рисунки и графические модели для иллюстрации смысла действий сложения и вычитания и хода их выполнения, решения текстовых задач и уравнений на сложение и вычитание;
- изготавливать модели плоских геометрических фигур, соотносить реальные предметы с моделями рассматриваемых геометрических тел;
- понимать и применять базовые межпредметные понятия в соответствии с
программой 1 класса (число, величина, геометрическая фигура, часть и целое,
азбиение на части, объединение частей и др.);
- выявлять лишние и недостающие данные, дополнять ими тексты задач,
составлять и решать собственные задачи, примеры и уравнения по программе 1 класса;
- понимать и применять знаки и символы, используемые в учебнике и рабочей тетради 1 класса для организации учебной деятельности.
Учащийся получить возможность научиться:
- исследовать ситуации, требующие количественного описания объектов, сравнения и упорядочения чисел и величин, установления пространственно-временных отношений;
- анализировать простейшие текстовые задачи;
- обосновывать свою точку зрения;
- использовать приемы тренировки своего внимания;
- применять знания по программе 1 класса в измененных условиях;
- решать проблемы творческого и поискового характера в соответствии с программой 1 класса.
Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника, ориентированные на линии развития средствами предмета.
коммуникативные УУД:
Учащийся научится:
- применять правила поведения на уроке;
- задавать вопросы учителю и одноклассникам и отвечать на вопросы;
- применять правила работы в паре и в группе;
- участвовать в обсуждении различных вариантов решения учебной задачи, не бояться высказать свою версию;
- понимать возможность иной точки зрения, уважительно к ней относиться,
- высказывать в культурных формах свое отношение к иному мнению (в том числе, и несогласие);
- в общении и совместной работе проявлять вежливость и доброжелательность, применять правила культурного выражения своих эмоций.
Учащийся получить возможность научиться:
- устанавливать товарищеские отношения со сверстниками, проявлять активность в совместном решении задач и проблем;
- уважительно вести диалог, не перебивать других, аргументировано выражать свое мнение;
- осуществлять взаимоконтроль, при необходимости оказывать помощь и поддержку сверстникам;
- вести себя конструктивно в ситуации затруднения, признавать свои ошибки и стремиться их исправить.
Средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых группах, служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).
Личностными результатами изучения курса «Математика» в 1-м классе является формирование следующих умений:
- начальные представления об учебной деятельности и социальной роли «ученика»;
- начальные представления о целостности окружающего мира, об истории развития математического знания и способах математического познания;
- установка на самостоятельность и личную ответственность в учебной деятельности;
- проявление мотивации к учебной деятельности, понимание того, что успех в учении, главным образом, зависит от самого ученика;
- начальный опыт самоконтроля и самооценки своего индивидуального результата;
- установка на спокойное отношение к ошибкам как к «рабочей» ситуации, поиск способов коррекции своих возможных ошибок;
- представление о правилах сохранения и поддержки своего здоровья вучебной деятельности;
- опыт успешной совместной деятельности в паре и группе, установка на
максимальный личный вклад в совместной деятельности;
- представления об основных правилах общения и опыт их применения;
- установка на уважительное отношение к учителю, к себе и сверстникам, к
своей семье и своему Отечеству;
- представление об активности, доброжелательности, честности и терпении в учебной деятельности, и принятие их как ценностей, помогающих ученику получить хороший результат;
- опыт самостоятельной успешной математической деятельности по программе 1 класса.
Учащийся получит возможность для формирования:
- активности, доброжелательности, честности и терпения в учебной деятельности;
- спокойного отношения к нестандартной ситуации, волевой саморегуляции, веры в свои силы;
- интереса к изучению математики и учебной деятельности в целом;
- опыта успешного сотрудничества со взрослыми и сверстниками, выхода из спорных ситуаций путём применения согласованных ценностных норм.
Средством достижения этих результатов служит организация на уроке парно-групповой работы.
При проведении уроков используются деятельностный и дифференцированные подходы, а так же следующие формы работы: беседы, работа в группах, в парах, организационно - деятельностные и дидактические игры, проблемные ситуации.
Программой предусмотрены следующие виды контроля предметных и метапредметных результатов: промежуточный, текущий.
Формами контроля являются: устный и письменный опросы, тестирование, наблюдение.
Для осуществления контроля предметных и метапредметных результатов используются следующие виды контрольно-измерительных материалов:, математический и графический диктанты, проверочная работа, самостоятельная работа комплексная контрольная работа, стандартизированная контрольная работа/.
Сформированность личностных результатов осуществляется посредством решения общих задач: понимать и оценивать свой вклад в решение задач, умение быть толерантным к чужим ошибкам и другому мнению, не бояться собственных ошибок и понимать, что ошибки- обязательная часть решения любой задачи ит. д.
На первом году обучения используется безотметочный вид оценивания. Для этого используются следующие методики: шкала успеха, таблица требований по предмету, портфель достижений школьника, «светофор», листы наблюдений и другие.
Использование контрольно-измерительных материалов при изучении предмета
№ п/п | Название темы урока | Виды КИМов | Источник |
1 | Группы предметов | Самостоятельная работа №1 | «Самостоятельные и контрольные работы в 2-х вариантах Л. Г. Петерсон |
2 | Группы предметов | Графический диктант | Прилож №1 |
3 | Сравнение группы предметов | Сам. работа №2 | «Самостоятельные и контрольные работы в 2-х вариантах Л. Г. Петерсон |
4 | Стартовая диагностика | Пособие «Школьный старт» Т.В. Беглова, М.Р.Битянова | |
5 | Сложение | С.р. №3 | «Самостоятельные и контрольные работы в 2-х вариантах Л. Г. Петерсон |
6 | Вычитание | С.р.№4 | «Самостоятельные и контрольные работы в 2-х вариантах Л. Г. Петерсон |
7 | Раньше, позже | №5 | «Самостоятельные и контрольные работы в 2-х вариантах Л. Г. Петерсон |
8 | Общие понятия | К.р.№1 | «Самостоятельные и контрольные работы в 2-х вариантах Л. Г. Петерсон |
9 | Числа 1-3 | С.р.№6 | «Самостоятельные и контрольные работы в 2-х вариантах Л. Г. Петерсон |
10 | Числовой отрезок | С.р.№7 | «Самостоятельные и контрольные работы в 2-х вариантах Л. Г. Петерсон |
11 | Числа от 1 до 5 | Матем. диктант | Пособие» устные упражненияна уроках математики 1 класс» Л.Г.Петерсон |
12 | Сравнение чисел | С.р.№8 | «Самостоятельные и контрольные работы в 2-х вариантах Л. Г. Петерсон |
13 | Точки и линии | Матем. диктант | Пособие» устные упражненияна уроках математики 1 класс» Л.Г.Петерсон |
14 | Компоненты вычитания | С.р.№9 | «Самостоятельные и контрольные работы в 2-х вариантах Л. Г. Петерсон |
15 | Числа от 1 до 9 | К.р.№2 | «Самостоятельные и контрольные работы в 2-х вариантах Л. Г. Петерсон |
16 | Число 7, цифра 7. | Матем. диктант | Пособие» устные упражненияна уроках математики 1 класс» Л.Г.Петерсон |
17 | Ломаная линия. Многоугольник | С.р.№10 | «Самостоятельные и контрольные работы в 2-х вариантах Л. Г. Петерсон |
18 | Выражения | Матем. диктант | Пособие» устные упражненияна уроках математики 1 класс» Л.Г.Петерсон |
19 | Выражения | С.р.№11 | «Самостоятельные и контрольные работы в 2-х вариантах Л. Г. Петерсон |
20 | Число и цифра 8 | Матем. диктант | Пособие» устные упражненияна уроках математики 1 класс» Л.Г.Петерсон |
21 | Числа 1-8 | С.р.№12 | «Самостоятельные и контрольные работы в 2-х вариантах Л. Г. Петерсон |
22 | Компоненты сложения | С.р.№13 | «Самостоятельные и контрольные работы в 2-х вариантах Л. Г. Петерсон |
23 | Сложение и вычитание. | К.р.№3 | «Самостоятельные и контрольные работы в 2-х вариантах Л. Г. Петерсон |
24 | Взаимосвязь между целой фигурой и её частями. | С.р.№14 | «Самостоятельные и контрольные работы в 2-х вариантах Л. Г. Петерсон |
25 | Равные фигуры. | с.р.№15 | «Самостоятельные и контрольные работы в 2-х вариантах Л. Г. Петерсон |
26 | Задача и её структура. | С.р.№16 | «Самостоятельные и контрольные работы в 2-х вариантах Л. Г. Петерсон |
27 | Задачи на сравнение. | С.р.№17 | «Самостоятельные и контрольные работы в 2-х вариантах Л. Г. Петерсон |
28 | Решение задач на сложение и вычитание | К.р.№4 | «Самостоятельные и контрольные работы в 2-х вариантах Л. Г. Петерсон |
29 | Длина | С.р.№18 | «Самостоятельные и контрольные работы в 2-х вариантах Л. Г. Петерсон |
30 | Величины и их общие свойства. | С.р.№19 | «Самостоятельные и контрольные работы в 2-х вариантах Л. Г. Петерсон |
31 | Решение уравнений вида x + a = b | С.р.№20 | «Самостоятельные и контрольные работы в 2-х вариантах Л. Г. Петерсон |
32 | Уравнение с неизвестным слагаемым | С.р.№21 | «Самостоятельные и контрольные работы в 2-х вариантах Л. Г. Петерсон |
33 | Уравнение. Части и целое | С.р.№22 | «Самостоятельные и контрольные работы в 2-х вариантах Л. Г. Петерсон |
34 | Решение уравнений | К.р.№5 | «Самостоятельные и контрольные работы в 2-х вариантах Л. Г. Петерсон |
35 | Сложение и вычитание в пределах 10 | С.р.№23 | «Самостоятельные и контрольные работы в 2-х вариантах Л. Г. Петерсон |
36 | Решение задач | С.р.№24 | «Самостоятельные и контрольные работы в 2-х вариантах Л. Г. Петерсон |
37 | Счёт десятками и единицами | С.р.№25 | «Самостоятельные и контрольные работы в 2-х вариантах Л. Г. Петерсон |
38 | Счёт десятками и единицами | К.р.№6 | «Самостоятельные и контрольные работы в 2-х вариантах Л. Г. Петерсон |
39 | Сложение и вычитание в пределах 20 | С.р.№26 | «Самостоятельные и контрольные работы в 2-х вариантах Л. Г. Петерсон |
40 | Нумерация двузначных чисел | С.р.№27 | «Самостоятельные и контрольные работы в 2-х вариантах Л. Г. Петерсон |
41 | Действия с двузначными числами | С.р.№28 | «Самостоятельные и контрольные работы в 2-х вариантах Л. Г. Петерсон |
42 | Стандартизированная работа | Прилож.№2 | |
43 | Табличные случаи сложения и вычитания в пределах 20 | С.р.№29 | «Самостоятельные и контрольные работы в 2-х вариантах Л. Г. Петерсон |
44 | Приёмы сложения и вычитания | С.р.№30 | «Самостоятельные и контрольные работы в 2-х вариантах Л. Г. Петерсон |
45 | Решение задач на сложение и вычитание в пределах 20 с переходом через десяток | С.р.№31 | «Самостоятельные и контрольные работы в 2-х вариантах Л. Г. Петерсон |
46 | Итоговая к.р. | ||
47 | Проверочная работа | Пособие «Диагностика метапредметных и личностных результатов» |
После проведения контроля в области сформированности предметных и метапредметных результатов программой предусмотрено проведение работы над ошибками. Данный вид деятельности указан в графе элемент содержания.
Тематический план предмета «Математика» в 1-х классах
Выбор количества часов на изучение тем разделов соответствует предложенному плану примерной программы по учебному предмету «Математика» в 1 классе и авторской программы Л.Г.Петерсон.
№ п/п | Название раздела | Количество часов на изучение раздела |
1. | Общие понятия | 17 |
2. | Числа от 1 до 9 и операции над ними | 59 |
3. | Величины | 10 |
4. | Уравнения | 8 |
5. | Сложение и вычитание в пределах 10.Круглые числа. | 12 |
6. | Числа от 1 до 100 и операции над ними. | 16 |
7. | Повторение | 10 |
Всего | 132 |
Содержание программы
Название раздела и нумерации уроков | Темы уроков | Элемент содержания | |
1 | Общие понятия 1-17 | 1.«Что изучает математика» Свойства предметов. | Основные свойства предметов: цвет, форма, размер, материал. Сравнение предметов по цвету, форме, размеру, материалу. Основные отношения между предметами: больше – меньше, выше – ниже, шире – уже, толще – тоньше, спереди – сзади, сверху – снизу, слева – справа. Совокупности предметов или фигур, обладающие общим признаком. Составление совокупности по заданному признаку. Выделение части совокупности. Сравнение двух совокупностей. Знаки = и ≠ Установление равночисленности двух совокупностей с помощью составления пар. Равенство и неравенство чисел. Соединение совокупностей в одно целое (сложение). Удаление части совокупности (вычитание). Связь между сложением и вычитанием совокупностей. Переместительное свойство сложения. Поиск закономерностей. Таблицы. Регулятивные Определение, формулирование учебной задачи на уроке в диалоге с учителем и одноклассниками, работа над ошибками Высказывание своих предположений(версий). Оценивание своей работы по заданным критериям, соотношение своей оценки с оценкой учителя, отметка изменений в своих действиях, сравнивание своих сегодняшних и вчерашних достижений. Познавательные Ориентир в учебнике Анализ и сравнение предметов. геометрических фигур, выявление и выражение в речи признаки сходства и различия. Выделение и формулирование проблемы, отличие неизвестного от уже известного в способе действия в диалоге с учителем и одноклассниками Коммуникативные: Построение простого речевого высказывания. Использование специальных знаков при организации коммуникации между учащимися. Умение в рамках совместной учебной деятельности слушать других. Использование математической терминологию в устной и письменной речи. Личностные: Самостоятельное определение и высказывание самых простых, общих для всех людей правил поведения. |
2.Форма плоских фигур. | |||
3.Свойства предметов. Порядок. | |||
4.Свойства предметов. Размер предметов. | |||
5.Группы предметов. | |||
6.Группы предметов. | |||
7.Сравнение групп предметов. Знаки "=" и "=" 8.Сравнение групп предметов. | |||
9.Сложение групп предметов. Знак «+» | |||
10.Сложение групп предметов. Знак «+» | |||
11.Вычитание групп предметов. Знак «-» | |||
12.Вычитание групп предметов. Знак «-». | |||
13.Сложение и вычитание. Выше, ниже. | |||
14.Порядок. | |||
15.Сложение и вычитание. Раньше, позже. | |||
16.Сложение и вычитание. | |||
17.Один-много. | |||
2 | Числа от 1 до 9 и операции над ними 18-76 | 18.Число и цифра 1. Справа, слева, посередине. | Числа и цифры от 1 до 9. Наглядное изображение однозначных чисел совокупностями точек, костями домино, точками на числовом отрезке и т. д. Состав чисел от 1 до 9. Отношения между числами. Знаки > и <. Сложение и вычитание натуральных чисел от 1 до 9, взаимосвязь между ними. Наглядное изображение сложения и вычитания с помощью совокупностей предметов и на числовом отрезке. Таблица сложения в пределах 10. Чтение, запись и нахождение числового значения выражения (без скобок). Сравнение выражений. Римские цифры. Алфавитная нумерация. «Волшебные» цифры. Сравнение чисел (больше на…, меньше на…). Простые задачи на сложение,вычитание и разностное сравнение чисел, их графическая интерпретация. Задачи,обратные данным.Нуль. Распознавание геометрических фигур: квадрат, треугольник, прямоугольник, круг, шар, цилиндр, конус, пирамида, параллелепипед, куб. Сравнение и раскраска фигур. Составление фигур из частей и разбиение фигур на части. Фигуры на клетчатой бумаге. Подсчёт числа клеток, треугольников, прямоугольников, на которые разбита фигура. Конструирование фигур из палочек. Многоугольник, его вершины и стороны. Отрезок. Области и границы, работа над ошибками. Ломаная. Точки и линии. Замкнутые и незамкнутые линии. Регулятивные Определение совпадений, сходств и различий своих действий с образцом. Оценивание (ретроспективно) своей работы по заданным учителем критериям, использование оценочных шкал, знаков «+», «-», «Л, Т, С». .Коммуникативные Работа в паре по операциям, чередование роли исполнителя и контролера (под руководством учителя). Познавательные сложение и вычитание в пределах 9, устное решение простейших текстовых задач на сложение и вычитание; установление взаимосвязи между целой фигурой и ее частями, фиксирование этой взаимосвязи с помощью буквенных равенств; постановка и решение проблем - самостоятельное создание способов решения проблем учебной задачи, работа над ошибками. Личностные: Положительное отношение к школе, освоение роли «хорошего ученика». В простых и ясных ситуациях ориентир в нравственном содержании и смысле собственных поступков и поступков окружающих людей. Регулирование своего поведения на основе усвоенных норм и правил |
19.Число и цифра 2. | |||
20.Число и цифра 3. | |||
21.Числа 1-3. | |||
22.Сложение и вычитание в пределах 3. | |||
23.Число и цифра 4. | |||
24.Числа1-4. Сложение и вычитание в пределах 4. | |||
25.Числовой отрезок. | |||
26.Числовой отрезок. Сложение и вычитание в пределах 4. | |||
27.Число и цифра 5. | |||
28.Сложение и вычитание в пределах 5. | |||
29.Столько же. | |||
30.Равенство и неравенство чисел. | |||
31.Числа1-5. | |||
32.Больше. Меньше. | |||
33.Сравнение чисел. | |||
34.Число и цифра 6. | |||
35.Числа 1-6. | |||
36.Точки и линии. | |||
37.Компоненты сложения. | |||
38.Области и границы. | |||
39.Компоненты вычитания. | |||
40.Сравнение, сложение и вычитание в пределах 6. | |||
41.Числа 1-6. | |||
42. Отрезок и его части. | |||
43.Число и цифра 7. | |||
44.Ломаная линия. Многоугольник. | |||
45.Выражения. | |||
46.Сравнение, сложение и вычитание чисел в пределах 7. | |||
47.Сравнение выражений. | |||
48.Число и цифра 8. | |||
49.Числа 1-8. | |||
50.Сложение и вычитание в пределах 8. | |||
51.Число и цифра 9. | |||
52.Таблица сложения. | |||
53.Компоненты сложения. | |||
54.Компоненты вычитания. | |||
55.Зависимость между компонентами сложения и вычитания. | |||
56.Сложение и вычитание. | |||
57. Части фигур. | |||
58.Взаимосвязь между целой фигурой и её частями. | |||
59.Число и цифра 0. | |||
60.Сравнение с нулём. | |||
61.Сложение и вычитание в пределах 9. | |||
62.Равные фигуры. | |||
63.Равные фигуры. | |||
64.Римские цифры. | |||
65.Алфавитная нумерация. | |||
66.Задача | |||
67.Решение задач на нахождение целого и её части. | |||
68.Обратные задачи. | |||
69.Задача и её структура.
| |||
70.Сравнение чисел. | |||
71.Задачи на сравнение. | |||
72.Задачи на нахождение большего числа. | |||
73.Задачи на нахождении меньшего числа. | |||
74.Решение задач на разностное сравнение. | |||
75.Задачи на сравнение. | |||
76.Решение задач с неполными и лишними данными. | |||
3 | Величины 77-86 | 77. Величины. Длина. | Величины длина, масса, объём и их измерение. Единицы измерения в древности и в наши дни. Сантиметр, дециметр, килограмм, литр, работа над ошибками. Сложение и вычитание величин, аналогия со сложением и вычитанием совокупностей. Регулятивные Вести папку открытий, пользоваться ею в случаях затруднений Объяснение, для чего нужно контролировать и оценивать свои действия Коммуникативные Составление вопросов, необходимых для организации совместной работы: в паре, группе: «Ты согласен?», «Ты не возражаешь?», «А как ты думаешь?» и др. Познавательные Выделение главного, делает выводы в результате совместной работы класса Наблюдение зависимости между компонентами и резуль- татами арифметических действий, использование их для упрощения вычислений. Умение проводить несложные наблюдения и делать самостоятельные выводы. величины (длины, массы, объема), свойства величин; составление и решение задачи на нахождение целого (одна из частей неизвестна); решение уравнения с неизвестным слагаемым, вычитаемым, уменьшаемым; постановка и решение проблем - самостоятельное создание способов решения проблем учебной задачи Личностные: Проявление интереса к способам решения новой частной задачи. |
78.Величины. Длина. | |||
79.Длина. | |||
80.Масса. | |||
81.Единицы измерения массы. | |||
82.Объём | |||
83-84. Свойства величин. | |||
85.Величины и их общие свойства. | |||
86.Решение составных задач. | |||
4 | Уравнения 87-94 | 87.Уравнения. | Уравнения вида а + х = b, а – х = b, х – а = b, решаемые на основе соотношений между частью и целым. Регулятивные Определение учебной проблемы на уроке с помощью учителя и одноклассников Коммуникативные: Оформление своей речи в устной речи Слушание и понимание речи других Познавательные: Ориентирование в учебнике Сравнение и группировка предметов и их образы по их признакам. : общеучебные - решение простых уравнений вида x - a = b, a -x = b, a+x = b; ритмический счет до 70; постановка и решение проблем - формулирование проблемы; самостоятельное создание способов решения проблем учебной задачи.общеучебные - определение |
88.Решение уравнений вида | |||
x + a = b | |||
89.Решение уравнений вида a - x = b | |||
90.Уравнение с неизвестным слагаемым. | |||
91.Решение уравнений с неизвестным уменьшаемым. | |||
92.Решение уравнений всех видов. | |||
93.Уравнение. Части и целое. | |||
94.Решение уравнений. | |||
5 | Сложение и вычитание в пределах 10.Круглые | 95. Единицы счёта | Укрупнение единиц счёта и измерения, работа над ошибками. Аналогия между десятичной системой записи чисел и десятичной системой мер. |
96.Укрупнение единиц счета | |||
97-98. Число и цифра 10. Состав числа 10. | |||
числа. 95-106 | 99.Сложение и вычитание в пределах 10 | Десяток. Состав числа 10. Счёт десятками. Наглядное изображение десятка. Запись «круглых» чисел и действий с ними. Счёт десятками и единицами. Наглядное изображение двузначных чисел. Сложение и вычитание натуральных чисел от 1 до 10, взаимосвязь между ними. Наглядное изображение сложения и вычитания с помощью совокупностей предметов и на числовом отрезке. Познавательные: Отличие нового знания от уже известного с помощью учителя. : общеучебные - сравнение, сложение и вычитание чисел от 20 до 100; представление их в виде суммы десятка и единиц: решение простых и составных задач: ритмический счет до 80; постановка и решение проблем- самостоятельное создание способов решения проблем учебной задачи. Коммуникативные: Вступать в беседу на уроке и в жизни Совместно договариваться о правилах общения в школе и следовать им Личностные: Имеет представление о себе и своих возможностях. Умение объяснить самому себе, что делает с удовольствием, с интересом, что получается хорошо, а что – нет. | |
100.Решение задач. | |||
101.Счёт десятками. | |||
102.Круглые числа | |||
103.Круглые числа | |||
104.Дециметр | |||
105.Счёт десятками и единицами. | |||
106.Счёт десятками и единицами. | |||
6 | Числа от 1 до100 и операции над ними. 107-122 | 107. Название и запись чисел до 20. | Запись и чтение двузначных чисел. Работа над ошибками. Сравнение двузначных чисел. Сложение и вычитание двузначных чисел без перехода через разряд. Сложение и вычитание однозначных чисел с переходом через десяток. Решение простых и составных задач на сложение, вычитание и разностное сравнение двузначных чисел. Изображение условия задачи с помощью графических моделей. Регулятивные Определение совпадений, сходств и различий своих действий с образцом, отличие верно выполненное задание от неверного Коммуникативные Работа в паре по операциям, чередование роли исполнителя и контролера, выполнение различной роли в паре Умение договариваться с другими о правилах общения и поведения, стараться следовать им. Познавательные Использование наглядной модели и символических средств (планы, схемы цвета) для познания окружающего мира, ориентир в универсальных знаковых системах (цифры – десятичная система счисления и др) сложения и вычитания чисел в пределах 20 с переходом через разряд; применение их для вычислений, самоконтроля и коррекции своих ошибок, воспроизведение по памяти состава чисел 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18 из двух однозначных слагаемых; ритмический счет до 90; постановка и решение проблем- самостоятельное создание способов решения проблем учебной задачи. Планирование выполнение заданий самостоятельной работы. Личностные: Спокойное отношение к ошибке как «рабочей» ситуации, требующей коррекции; вера в себя. |
108.Сложение и вычитание в пределах 20. | |||
109.Название чисел до 20. | |||
110.Нумерация двузначных чисел. | |||
111.Натуральный ряд. | |||
112.Сравнение двузначных чисел | |||
113-114.Сложение и вычитание двузначных чисел | |||
115.Действия с двузначными числами. | |||
116.Квадратная таблица сложения | |||
117- 118.Таблица сложения. Сложение и вычитание однозначных чисел с переходом через разряд. | |||
119.Табличные случаи сложения и вычитания в пределах 20. | |||
120.Приёмы сложения и вычитания. | |||
121-122.Решение задач на сложение и вычитание в пределах 20 с переходом через десяток | |||
7 | Повторение 123-132 | 123.Итоговая контрольная работа | Числа от 1 до20. Нумерация. Сравнение чисел. Табличное сложение и вычитание. Работа над ошибками. Геометрические фигуры. Измерение и построение отрезков. Решение задач изученных видов. Решение уравнений. Регулятивные Выбор заданий для коррекции, в том числе для самостоятельной домашней работы Познавательные: Выделение главного, делает выводы в результате совместной работы класса. Рефлексия способов и условий действий; решение текстовых задач в 2-3 действия и их вариативность, ритмический счет до 90.Выполнение заданий поискового и творческого характера. Счет десятками и единицами; построение графических моделей двузначных чисел от 20 до 100; преобразование единиц длины; решение уравнений. Коммуникативные: Составление вопросов, необходимых для организации совместной работы Личностные: адекватно судят о причинах своего успеха/неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием. |
124. Решение задач. | |||
125.Таблица сложения. | |||
126.Сложение и вычитание в пределах 20. | |||
127.Уравнение. | |||
128.Решение уравнений и текстовых задач. | |||
129.Сложение и вычитание с переходом через разряд. | |||
130. Сложение и вычитание с переходом через разряд. | |||
131.Действия с величинами. | |||
132.Решение простых и составных задач. |
Программно-методическое обеспечение учебного процесса
Литература
для обучающихся:
- Беглова Т.В., Битянова М.Р. «Школьный старт».-Самара: Корпорация «Федоров», Издательство «Учебная литература», 2014.
- Петерсон Л.Г. Математика «Учусь учиться». Учебник: 1 класс. В 3 частях, «Ювента», 2012
- Петерсон Л.Г.. Самостоятельные и контрольные работы для начальной школы: 1 класс. В 2 частях, «Ювента», 2012г.
Для учителя:
- Беглова Т.В., М.Р.Битянова «Школьный старт».-Самара: Корпорация «Федоров», Издательство «Учебная литература», 2014.
- Контрольные работы по системе Л. В. Занкова (1, 2 полугодие); Самара, изд-во «Учебная литература», издательский дом «Фёдоров», 2008 год.
- Мультимедийное пособие «Математика. 1 класс», «Экзамен».
- Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе [Текст]: система заданий. В 2-х ч. Ч.1. / М.Ю. Демидова [и др.]; под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 215 с. - (Стандарты второго поколения).
- Петерсон Л.Г., Липатникова И.Г.. Устные упражнения по математике: 1 класс.
- Петерсон Л.Г.. Математика: 1 класс. Поурочные разработки. ФГОС.
- «Перспектива»: Программы для начальной школы. — М., Просвещение, 2012.
- Примерная программа по учебным предметам «Начальная школа». В 2ч. -3-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2011. – 231 с. – (стандарты второго поколения).
- Сборник программ для четырёхлетней начальной школы. Система Л. В. Занкова. – Самара: Корпорация «Федоров», Издательство «Учебная литература», 2010.
Интернет- ресурсы:
1. http://www.zankov.ru/
2.http://www.uchportal.ru
3.http://rudocs.exdat.com/docs/index-17245.html#775546
4. nsc.1september.ru
5. openclass.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по математике для 4 класса на основе авторской программы Л. Г. Петерсон (Школа 2000")
Рабочая программа учебного предмета «Математика» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования, примерной пр...
Рабочая программа по математике для 3 класса по программе «Перспектива» автора Л. Г. Петерсон
Данная рабочая программа рассчитана на 140 часов в год, представлены календарно – тематическое планирование и пояснительная записка, элементы содержания программы, критерии оценки, количество ко...
Рабочая программа по математике к учебнику математики Л.Г.Петерсон. 1 класс. ФГОС.
Данная программа составлена на основе авторской программы Л.Г.Петерсон....
Рабочая программа по МАТЕМАТИКЕ по программе Л.Г.Петерсон. 1 класс.
Рабочая программа содержит пояснительную записку и календарно-тематическое планирование....
Рабочая программа по математике для 2 класса по учебнику "Математика", автор Л.Г.Петерсон.
Рабочая программа по математике для 2 класса составлена по учебнику "Математика", автор Л.Г.Петерсон, с указанием страниц учебника, рекомендуемого домашнего задания, УУД. Расчи...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО МАТЕМАТИКЕ Класс 1 Б
В начальной школе изучение математики имеет особое значение в развитии младшего школьника. Математика помогает ученику сделать первые шаги к пониманию научной картины мира, способствует развитию вообр...
рабочая программа по математике класс Начальная школа века
Рабочая программа соответствует ФГОС НОО....