Урок математики по теме "Решение задач "по сумме и разности "
план-конспект урока по математике на тему
Формирование способности решать задачи на нахождение значений двух величин по их сумме и разности .
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
matematika.docx | 23.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Решение задач «по сумме и разности».
Цель урока: формирование способности решать задачи на нахождение значений двух величин по их сумме и разности.
Задачи:
Образовательная: учащиеся должны «раскрыть» способ решения задач на разностное сравнение нового вида.
Воспитательная: учащиеся должны осознать, что открытый способ является оптимальным для решения задач данного типа.
Развивающая: развивать мыслительные операции, внимание, речь, коммуникативные способности.
Ход урока
Организационный момент
Над доской дети читают плакат:
«Друзья - ученье нас объединяет»
Взявшись за руки дети произносят стихотворение.
У. Готовы все к уроку?
Д. Да!
У. На вас надеюсь я, друзья!
Д. Мы большой и дружный класс,
Всё получится у нас,
Если хочешь, отвечай
Друга не перебивай.
Если можешь, помоги,
Дети, мы одной семьи.
Актуализация знаний
Класс разделён на группы по 4 человека в каждой. По одному человеку из каждой команды выходят к доске для индивидуальной работы. В это время класс пишет математический диктант, причём по одному человеку из команд, не представленных у доски, получают для записи ответов переносные доски. В ходе урока за верные ответы команды получают фишки-очки, которые суммируются при подведении итога в конце урока.
2.1 Вычислительная атака.
- Уменьшите число 244в 2 раза (122)
- Число 350 уменьшите на 230. (120)
- Найдите произведение 57 и 2. (144)
- На сколько 134 больше 8? (126)
- Число 1280 уменьшите в 10 раз. (128)
- Чему равно частное 363 и 3? (121)
- Сколько сантиметров в 1м 2дм 4см? (124см)
Учащиеся, работавшие на переносных досках, показывают свои решения. Ответы сравниваются, ошибки разбираются. Карточки с правильными ответами, на обратной стороне которых написаны буквы, учитель выставляет на доске.
У. Какое число можно считать лишним в ряду ответов? (120- круглое, а остальные нет; 121- нечётное, а остальные чётные;114- количество десятков равно одному, а у остальных – 2 и т.д.)
У. Ребята, отгадайте слово, зашифрованное на демострационной доске? Расположите ответы в порядке возрастания.
114 | 120 | 121 | 122 | 124 | 126 | 128 |
т | о | в | а | р | и | щ |
У. Какое слово у вас получилось?
У. Какие синонимы вы можете подобрать к этому слову?
Д. Друг, приятель.
У. Я думаю, у каждого из вас в классе есть друзья.
2.2 Проверка индивидуальных заданий у доски:
68:4+57:3 |
| 3*12+14*2 |
| 2*(14+18):1 |
|
| |||
75-34:2 | (81-53)*2-49 |
| 25+16*3-15 | |
|
|
| ||
(29+69):7+22 | 7*13-12:6 | (62-25)*2+15 |
Три одноклассника приготовили своему другу подарки. Посмотрите, нет ли среди них одинаковых?
У. Какие числа без пары?
Д. Число 7
У. Дайте характеристику этому числу.
Д. Однозначное, нечётное, предыдущее 6 , последующее 8, имеет два делителя – 1 и 7.
Раздаются и подсчитываются фишки- очки.
2.3 Блицтурнир
Каждый участник получает индивидуальный листок с задачами и схемами:
А) У одного ученика а колец, а у другого – на n колец меньше. Сколько колец у одноклассников вместе?
Б) У двух одноклассников а колец, причём у одного ученика на n колец меньше, чем у другого. Сколько колец у каждого ученика?
Учитель предлагает каждому ребёнку подобрать к задачам подходящие схемы, составить буквенные выражения, обсудить решение в командах, и через 3 минуты по одному представителю каждой команды записывают свои выражения на доске.
При разборе первой задачи учащиеся достаточно быстро приходят к общему выражению: а+(а-n). Для второй получаются разные ответы.
У. Какая же из команд заработала очко?
Постановка проблемы
У. Чем похожи задачи?
Д. В обеих задачах говорится, что у одного из учеников наn колец меньше, чем у другого.
У. Чем вторая задача отличается от первой?
Д. В первой задаче а – это число колец только у первого ученика, а во второй – сразу у двух одноклассников.
У. Молодцы! Вы, верно, заметили, что во второй задаче не известно число колец ни у одного из одноклассников.
У. А что известно?
Д. Сумма и разность колец.
У.Ккак бы вы назвали этот новый тип задач?
Дети предлагают свои варианты. Отталкиваясь от них, учитель сообщает им общепринятое название.
Итак, цель урока - научиться решать задачи, в которых значение двух величин надо найти по их сумме и разности.
На проектной доске появляется слайд с темой урока:
« Решение задач «по сумме и разности»
Открытие детьми нового знания.
У каждого ребёнка в руках 2 полоски цветной бумаги, изображающие число колец соответственно первого и второго ученика :
|
У. Покажите полоску, изображающую число колец у первого ученика, у второго, у них вместе.
Что обозначает а? (Сумму колец)
У. Покажите с помощью полосок, чему равно а.
У. А как показать на полосках значение разности n?
Учащиеся накладывают одну полоску на другую, фиксируют конец меньшей полоски и закрашивают разность полосок.
У. А как уравнять количество колец у обоих одноклассников?
Дети отгибают часть длинной полоски так, чтобы оба отрезка стали равными.
У. Сколько стало колец? (а- n)
У. Значит, две эти маленькие полоски равны а – n.
У. А чему равна она одна? (а – n) : 2
У. А как теперь узнать большее число?
Д. Нужно к полученному числу прибавить n.
Путь решения можно зафиксировать в виде последовательности операций:
а- n
|
(а – n):2
|
(а-n): 2 + n
|
У. Мы нашли сначала удвоенное меньшее число. А теперь попробуйте построить способ решения, когда вначале находится удвоенное большее число. Какая группа сможет сделать это быстрее? Аналогично рассуждая, учащиеся строят последовательность операций:
а + n
|
(а + n):2
|
(а + n) : 2 - n
|
Вывод: при вычитании суммы и разности получается удвоенное меньшее число, а при сложении удвоенное большее число.
Первичное закрепление.
Прочитайте про себя задачу.
В двух классах 56 человек, причём в первом классе на 2 человека больше, чем во втором. Сколько человек в каждом классе?
- Что известно в задаче и что нам надо найти?
- «Оденьте» схему и проанализируйте задачу.
- Запишите решение с комментированием.
- Можно ли иначе найти число учеников во втором классе? ( Мнения детей могут быть различными)
-Как проверить, правильно ли решена задача?
- А каким другим способом можно решить эту задачу?
Далее дети распределяют свою деятельность: один проговаривает условие и вопрос задачи, второй объясняет, как заполнить заготовку схемы, третий проговаривает, как найти большее (меньшее) число, а четвёртый - как найти меньшее (большее) число. Проверка решения - по готовому образцу.
Физкультминутка.
Самоконтроль и самопроверка по эталону.
Учащиеся самостоятельно решают по вариантам №5.
Самопроверка по готовому образцу
Подведения итогов урока.
- Что нового мы сегодня узнали на уроке?
- С помощью чего мы построили алгоритм решения?
- В каком разделе математики мы рассматриваем данный вид задач?
- Что удалось на уроке? А что не получилось?
- Посчитайте свои очки, кто как поработал?
- А кого же мы можем поздравить с самым лучшим результатам? Давайте поприветствуем эту команду.
- А кого из ребят вы хотите поблагодарить за помощь в работе?
- Я попрошу вас, после окончания урока зафиксировать на шкале отметку «Как вы чувствовали себя на уроке?»
Домашнее задание
№3 на стр.8
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок математики по теме: "Деление суммы на число" 3 класс
Цели:закрепить знания детей, полученные при изучении темы; развивать навыки устного счёта, умения разгадывать ребусы, развивать логическое мышление при решении задач и работе с геометрическим материал...
Конспект урока математики по теме"Умножение суммы на число" по учебнику М.И. Моро 3 классД
Этот урок я провела при изучении нового материала....
Конспект урока. Математика. 1 класс. Тема: "Уменьшаемое.Вычитаемое.Разность"
Тема урока: «Уменьшаемое. Вычитаемое. Разность» Тип урока: открытие новых знаний.Цель урока: познакомить с компонентами вычитания; развивать вычислительные навыки.Планируемые результаты:– Ли...
Презентация к уроку математики. 1 класс. Тема: "Уменьшаемое. Вычитаемое. Разность"
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"7891130","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"360","width":"480"}}]]...
Урок математики в 1 классе Уменьшаемое. Вычитаемое. Разность
урок-презентация...
Урок математики в 1 классе. Уменьшаемое. Вычитаемое. Разность
Уменьшаемое. Вычитаемое. Разность...
Технологическая карта урока математики "Умножение числа на сумму и на разность"(закрепление)
Методическая разработка создана к уроку математики по УМК "Система развивающего обучения Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова" для обучающихся 3 класса. Данный урок входит в тему "Умножение числа...