Рабочая программа курса «За страницами учебника» для учащихся 1-4 классов
рабочая программа по математике на тему

Рабочая программа курса

«За страницами учебника»

для учащихся 1-4 классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл za_stanitsami_uchebnika.docx47.97 КБ

Предварительный просмотр:

                         Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Бунырёвская средняя общеобразовательная школа №14»

301353 Россия, Тульская область, с.Бунырёво, ул.Приокская, д..51

Тел.: 8(48753)77-123, 77-1-67

Рассмотрено и рекомендовано            Рассмотрено и принято                            Утверждаю

На заседании  ШМО                             на заседании педагогического                 Приказ от__________

Начальных классов                                 совета                                                         Директор МБОУ

Протокол от                                             Протокол от                                             «Бунырёвская СОШ №14»    

«___»_____ 2013г. №                              «___»_____ 2013г. №                              _________Арсеньева Н.Г.

Руководитель:_____

«___»_____2013г

Рабочая программа курса

«За страницами учебника».

для учащихся 1-4 классов

на 2013-2014 учебный год.

                                                                                                                                          Руководители кружков:

 Локтионова Татьяна Ивановна                                                                                                                                          

Дайбова Валентина Петровна

                                                                              Матускова Ольга Александровна    

                                                                                                                                           

                                                                                                                                         Согласовано

Зам. директора по ВР

                                               _______Бережкова С.В.

с.Бунырево


Пояснительная записка.

        План внеурочной деятельности для обучающихся первого, второго, третьего, четвёртого классов МБОУ «Бунырёвская СОШ №14», разработан в соответствии со следующими федеральными и региональными нормативными документами:

Приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;

Приказом Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 г. № 373»;

Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;

Письма Минобрнауки РФ от 12.05.2011 № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта»;

Приказом Минобрнауки России от 22.09.2011 г. № 2357 « О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 г. № 373»;

         Внеурочная деятельность организуется в целях формирования единого образовательного пространства школы для повышения качества образования и реализации процесса становления личности младшего школьника в разнообразных развивающих средах. Внеурочная деятельность является равноправным, взаимодополняющим компонентом базового образования.

                     Внеурочная деятельность организуется в таких формах, как экскурсии, кружки, секции, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики.

            Организация внеурочной деятельности обучающихся 1-4-х классов выстроена в едином образовательном пространстве за счет использования ресурсов образовательного учреждения.

             Занятия проводятся во второй половине дня после обеда и динамической паузы педагогами учреждения в кабинетах начальной школы, не задействованных в данный момент в учебном процессе.

            Расписание занятий внеурочной деятельности составлено в соответствии с действующими СанПиНами и соответствует различным сменам видов деятельности младших школьников.

Математический кружок – это объединение учащихся под руководством педагога, в рамках которого проводятся систематические занятия с учащимися. Он является основной формой внеурочной деятельности по математике. 
В начальной школе математика служит ключевым предметом. Она обеспечит прочное и сознательное овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, для изучения смежных дисциплин, для продолжения образования.
 Много задач стоит перед начальной школой. Учащиеся начальных классов имеют маленький словарный запас и всевозможные речевые нарушения, и ещё слабый, тихий невыразительный голос, а также невнятное произношение слов. 
Проблема овладения учащимися математическим языком и речевой деятельностью по его использованию наиболее актуальна на начальной ступени обучения, так как именно в младшем школьном возрасте речь детей претерпевает различные изменения и всесторонне развивается под воздействием учебного процесса. Поэтому на занятиях кружка буду развивать математическую речь учащихся.

 Основными целями проведения кружковых занятий  являются:
* повышение мотивации;


* привитие интереса учащимися к математике;

* углубление и расширение знаний по математике;

* развитие математического кругозора, мышления, исследовательских умений учащихся;

*обучение специальным знаниям, необходимым для проведения        самостоятельных исследований;
 

* воспитание настойчивости, инициативы.

 Организация работы кружка.

В основе кружковой работы лежит принцип добровольности. Кружок «Занимательная математика» организован для ребят первого класса. Работа в кружке начинается в середине сентября. В течение года кружковые занятия согласованы с другими формами внеклассной работы по математике, в подготовке которых активное участие принимают члены кружка.

 Основные требования к программе кружка:

1) связь содержания программы кружка с изучением программного материала;
2) использование занимательности;
3) использование исторического материала;
4) решение нестандартных, олимпиадных задач;
5) учет желаний учащихся;
6) особенности школы;
7) наличие необходимой литературы у учителя.

 Методы и формы работы.

На занятиях применяются словесные, практические методы, используется наглядность.

    Формы работы - коллективная, групповая, индивидуальная.

На кружке формируются важные качества личности ребенка: самостоятельность, наблюдательность, находчивость, сообразительность, вырабатывается усидчивость, развиваются конструктивные умения. В ходе решения задач на смекалку, головоломок дети учатся планировать свои действия, обдумывать их, догадываться в поисках результата, проявляя при этом творчество. Эта работа активизирует не только мыслительную деятельность ребенка, но и развивает у него качества, необходимые для профессионального мастерства, в какой бы сфере потом он не трудился. 

Кружок «За страницами учебника» один раз в неделю. Занятия идутв первом классе по 35 минут в первом полугодии, а во втором по 40минут. А во втором, третьем и четвертом по 45 минут

Цель, задачи и принципы программы:

Цель: 
развивать математический образ мышления


Задачи:
расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики;

расширять математические знания в области многозначных чисел;

содействовать умелому использованию символики;

учить правильно применять математическую терминологию;

развивать умения отвлекаться от всех качественных сторон и явлений, сосредоточивая внимание на количественных сторонах;

уметь делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли.

Принципы программы:
Актуальность

Создание условий для повышения мотивации к обучению математики, стремление развивать интеллектуальные возможности учащихся.

Научность 

Математика – учебная дисциплина, развивающая умения логически мыслить, видеть количественную сторону предметов и явлений, делать выводы, обобщения.
Системность

Курс строится от частных примеров (особенности решения отдельных примеров) к общим (решение математических задач).

Практическая направленность

Содержание занятий кружка направлено на освоение математической терминологии, которая пригодится в дальнейшей работе, на решение занимательных задач, которые впоследствии помогут ребятам принимать участие в школьных и городских олимпиадах и других математических играх и конкурсах.
Обеспечение мотивации

Во-первых, развитие интереса к математике как науке физико-математического направления, во-вторых, успешное усвоение учебного материала на уроках и выступление на олимпиадах по математике.

Реалистичность 

С точки зрения возможности усвоения основного содержания программы – возможно усвоение за 68 занятий.

Курс ориентационный

Он осуществляет учебно-практическое знакомство со многими разделами математики, удовлетворяет познавательный интерес школьников к проблемам данной точной науки, расширяет кругозор, углубляет знания в данной учебной дисциплине.

Предполагаемые результаты:
Занятия в кружке должны помочь учащимся:
усвоить основные базовые знания по математике; её ключевые понятия; 

помочь учащимся овладеть способами исследовательской деятельности;

формировать творческое мышление;

способствовать улучшению качества решения задач различного уровня сложности учащимися; успешному выступлению на олимпиадах , играх, конкурсах.


Основные виды деятельности учащихся:
решение занимательных задач;

оформление математических газет;

участие в математической олимпиаде, международной игре «Кенгуру»;

знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой;

проектная деятельность 

самостоятельная работа;

работа в парах, в группах;

творческие работы


Учебно – тематический план

1 класс

№п/п


Тема


Форма проведения


Теория


Практика


Дата проведения

1

Вводное занятие

Беседа


1



2

Математические ребусы


2


2


3

Игры с числами и предметами.
(«Весёлый счёт», «Составим поезд», «Математическая рыбалка» и другие)

Игра

1

1


4

Задачи в стихах



2


5

Текстовые задачи – (задачи, решаемые с конца).


2

2


6

Математические ребусы.

Игра

2

2


7

Геометрические задачи – (разрезания).

1


1


8

Геометрические задачи – (разрезания).


1

1


9

Математическое соревнование

Соревнование

1


10

Решай, считай, отгадывай

утренник

1


11

Математические ребусы


1


1


12

Текстовые задачи – (переливания)


1

1


13

Текстовые задачи –(переливания).


1


1


14

Логические задачи.


1


1


15

Текстовые задачи


атематические игры


1


1


16

Текстовые задачи

выигрышные ситуации

1


1


17

Текстовые задачи

1


1


18

Логические задачи


1


1


19

Головоломки


1


1


20

Стихи, задачи – смекалки, занимательные задания.


1


1


21

Геометрические задачи.
Учимся чертить.


1

1


22

Учимся чертить



1


23

Задания развивающего характера.

1


1


24

Развитие памяти и внимания.

1

1


25

Математические кроссворды.


1


1


26

Из истории математики


1

1


27

Задачи, развивающие кругозор.


1


1


28

Математические сказки и загадки.


1


1


29

Математические сказки и загадки.


1


1


30

Итоговые  занятия (устная олимпиада)


1



31

Решай, считай, отгадывай.

КВН


1


1


32

Повторение. Решение логических задач.

1

1

33

Текстовые задачи

1

1

Итого

66 часа




2 класс

№ п/п

Тема

Кол-во часов

Дата

Оборудование

по плану

по факту

 

 

Числовые множества.

9

 

 

 

1.

1.

Угадать число.

1

 

 

 

2.

2.

Волшебная таблица.

1

 

 

 

3.

3.

Угадать несколько задуманных чисел.

1

 

 

 

4.

4.

Отгадать несколько задуманных чисел, если каждое из них не превышает десяти.

1

 

 

 

5.

5.

Волшебные квадраты.

1

 

 

 

6.

6.

Числовые головоломки.

1

 

 

 

7.

7.

В мире чисел.

1

 

 

 

8.

8.

Игры с числами.

1

 

 

 

9.

9.

Игры с числами и предметами.

1

 

 

 

 

 

Разные задачи.

9

 

 

 

10.

1.

Задачи – шутки.

1

 

 

 

11.

2.

Шуточные задачи.

1

 

 

 

12.

3.

Шуточные задачи и загадки.

1

 

 

 

13.

4.

Комбинированные задачи с квадратами.

1

 

 

 

14.

5.

Старинные задачи.

1

 

 

 

15.

6.

Сказки и старинные истории.

1

 

 

 

16.

7.

Решение задач с конца.

1

 

 

 

17.

8.

Задачи на восстановление.

1

 

 

 

18.

9.

Разные задачи.

1

 

 

 

 

 

Забавная геометрия.

9

 

 

 

19.

1.

Упражнения со спичками.

1

 

 

 

20.

2.

Упражнения со спичками. Греческий храм.

1

 

 

 

21.

3.

Упражнения со спичками. Ключ.

1

 

 

 

22.

4.

Фигуры, вычерчиваемые одним росчерком.

1

 

 

 

23.

5.

Упражнения с куском бумаги.

1

 

 

 

24.

6.

Разрежьте правильно на части.

1

 

 

 

25.

7.

Построения с препятствиями и ограничениями.

1

 

 

 

26.

8.

Геометрические головоломки.

1

 

 

 

27.

9.

Замечательные кривые.

1

 

 

 

 

 

Математические развлечения.

7

 

 

 

28.

1.

Арифметическая викторина.

1

 

 

 

29.

2.

Геометрическая викторина.

1

 

 

 

30.

3.

Головоломный лабиринт.

1

 

 

 

31.

4.

Лабиринт английского короля.

1

 

 

 

32.

5.

Веселые вопросы.

1

 

 

 

33.

6.

Развлечения и игры.

1

 

 

 

34.

7.

Математическая викторина.

1

 

 

 

http://www.edu.cap.ru/images/spacer.gif

http://www.edu.cap.ru/images/spacer.gif

http://www.edu.cap.ru/images/spacer.gif

3 класс

Тема занятия

1

Вводное занятие «Математика – точная наука!» Действия с многозначными числами.

1

2

 Игровые задачи: «Математические загадки и шутки».

2

3

 Задание на отработку вычислительных навыков «Волшебные точки».

1

4

 Знакомство с комбинаторными задачами.

2

5

 Задания на углубление изученного материала: «Величины времени».

2

6

 Задания на изучение элементов геометрии: «Единицы площади».

3

7

 Задания на изучение элементов геометрии: «Окружность».

3

8

 Задания на изучение элементов геометрии: «Объемные фигуры. Построение разверток призм, конусов, цилиндров, пирамид».

3

9

 Разноуровневые проверочные задания.

2

10

 Олимпиадные задания: «Цепочка логических рассуждений с арифметическими вычислениями».

2

11

 Олимпиадные задания: «Правдивые и ложные высказывания».

2

12

 Олимпиадные задания: «Соответствие между элементами различных множеств».

2

13

 Задания на отработку вычислительных навыков «Волшебные точки».

2

14

 Игровые задачи: «Математические кроссворды».

2

15

 Комбинаторные задачи.

2

16

 Олимпиадные задания: «Турнирные задачи».

3

17

 Олимпиадные задания: «Упорядочим множество – решим задачу».

3

18

 Изучение элементов геометрии: «Сложные паутинки».

2

19

 Задания на углубление изученного: «Величины длины»

2

20

 Углубление материала по теме: «Действия с многозначными числами. Округление чисел».

3

21

 Занимательные задачи с обыкновенными дробями. Углубление изученного.

2

22

 Занимательные задачи на нахождение среднего арифметического. Углубление изученного.

2

23

 Разноуровневые задания: «Рейтинг смекалистых!».

2

24

 Тестовые задания итогового тестирования «Знакомство с порядком оформления».

1

25

 Тестовые задания итогового тестирования за первое полугодие.

1

26

 Игровые задачи: «Математические фокусы».

3

27

 Тестовые задания итогового тестирования по математике. Вариант 1.

1

28

 Игровые задачи: «Лабиринты».

3

29

 Задания на отработку вычислительных навыков: «Волшебные точки».

1

30

 Комбинаторные задачи.

2

31

 Задания на закрепление материала: «Задачи с дробями».

2

32

 Разноуровневые проверочные задания.

2

33

 Тестовые задания итогового тестирования. Вариант 2.

1

34

 Задания на отработку вычислительных навыков «Волшебные точки».

1

4 класс

Наименование тем курса

Виды деятельности

Форма контроля

1. Вводное занятие «Математика – царица наук»

разгадка «математических фокусов»

2. Конкурс эрудитов
«А ну, познания человеческие, поглядим, кто – кого!» (Жан Поль Сартр)

групповая работа,
решение нестандартных задач


3. Проектная деятельность «Великие математики»

работа со словарями, энциклопедиями

конкурс буклетов о великих математиках

4. Геометрические упражнения «Путешествие в Страну Геометрию»

запись геометрических понятий, решение геометрических заданий


5. Упражнения с чертежей на нелинованной бумаге.

Практическая работа

выставка «Я – чертёжник!»

6. Игра «Удивительный квадрат».

Работа в группе, решение упражнений с квадратами


7. Преобразование фигур на плоскости.

Конструирование фигур на плоскости из различного материала


8. Задачи-смекалки.

Решение нестандартных задач


9. Симметрия фигур.

Создание мини-альбома «Узоры геометрии»

выставка альбомов «Узоры геометрии»

10.Соединение и пересечение фигур.

Вычерчивание геометрических фигур


11.Познавательная игра «Семь вёрст…»

решение нестандартных заданий на меры длины


12.Вычисление площади фигур.

Создание мини-проекта «Наш школьный стадион»


13.Школьная олимпиада по математике

решение заданий повышенной трудности


14.Объём фигур.

проведение вычислительных операций площадей и объёма фигур мини-проекта «Наш школьный стадион»

защита проекта

15.Математика в играх и задачах.

Презентация 


16.Логическая игра «Молодцы и хитрецы»

решение задач на упорядочивание множеств


17.Конструирование предметов из геометрических фигур.

мини-проект «Наша детская площадка»


18.Проектная деятельность «Зрительный образ квадрата».

работа над проектом «Наша детская площадка»

защита проекта

19.Районный тур олимпиады

решение заданий повышенной трудности

20. Международная игра «Кенгуру»

Решение нестандартных математических заданий


21. Открытие нуля.

исследовательская работа «Почему так?»


22. Экскурсия в компьютерный класс.

Экскурсия

конкурс рисунков «Наш школьный компьютерный кабинет»

23.Компьютерные математические игры.

сообщения о домашних компьютерных математических играх

24. Конкурс знатоков (отборочный тур)

решение нестандартных заданий


25.Учимся комбинировать элементы знаковых систем. 

составление суперпримеров

защита работ «Мой суперпример – самый лучший!»

26. Конкурс знатоков (итоговый тур)

решение нестандартных заданий

27. Учимся разрешать задачи на противоречия.

решение игровых заданий «Богатыри и разбойники»


28. Игра «Гонка за лидером: меры в пословицах»

повторение единиц измерения

29. Анализ проблемных ситуаций во многоходовых задачах.

Решение задач повышенной сложности


30. Математическая викторина

решение нестандартных заданий


31,32 .Решение геометрических задач



33. Сочинение «Место математики в моей жизни»

творческая работа

34.Повторение. Конкурс- соревнование

Математические игры и задания



ИТОГО: 34 часа


СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Агаркова Н. В. Нескучная математика. 1 – 4 классы. Занимательная математика. Волгоград: «Учитель», 2007
  2. Агафонова И. Учимся думать. Занимательные логические задачи, тесты и упражнения для детей 8 – 11 лет. С. – Пб,1996
  3. Асарина Е. Ю., Фрид М. Е. Секреты квадрата и кубика. М.: «Контекст», 1995
  4. Белякова О. И. Занятия математического кружка. 3 – 4 классы. – Волгоград: Учитель, 2008.
  5. Лавриненко Т. А. Задания развивающего характера по математике. Саратов: «Лицей», 2002
  6. Симановский А. Э. Развитие творческого мышления детей. М.: Академкнига/Учебник, 2002
  7. Сухин И. Г. Занимательные материалы. М.: «Вако», 2004
  8. Шкляров Т. В. Как научить вашего ребёнка решать задачи. М.: «Грамотей», 2004
  9. Сахаров И. П. Аменицын Н. Н. Забавная
  10. В. Волина «Праздник числа» Издательство Москва 1993г.
  11. Т.К. Жикалкина «Игровые и занимательные задания по математике 1класс»
    Москва  «Просвещение»1985г.
  12.  Г.А. Лавриненко Задания развивающего характера по математике» Саратов 
     Издательство «Лицей» 2002г.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по математике к учебнику Л.Г.Петерсон 2 класс УМК "Перспектива"

рабочая программа состоит из пояснительной записки и тематического планирования, в котором  запланированы предметные результаты на каждый урок и метапредметные результаты по разделу. Указаны такж...

Рабочая программа курса «Рисуем на компьютере» для учащихся 1-4 классов

Рабочая программа курса«Рисуем на компьютере»для учащихся 1-4 классов...

Рабочая программа курса «Я и мир» для учащихся 1-4 классов

Рабочая программа курса«Я и мир»для учащихся 1-4 классов...

Программа курса внеурочной деятельности «Читоград» для учащихся 1-4 классов

Час чтения, как внеурочная деятельность, имеет в своём расположении такое сильное средство воздействия на личность, как книга. В связи с изменением социально-экономической ситуации в стране современно...

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА курса «Лечебной физической культура» для учащихся 1-4 классов с ограниченными возможностями здоровья Срок реализации 4 года

Эта программа составлена с учетом того, что у большинства учащихся  школы наблюдаются нарушения физического развития, что требует коррекционной работы с ними.Имеются нарушения сердечно - сосудист...

Программа курса «Основы исследовательской деятельности» (для учащихся 4-х) классов

      Цель курса: формирование первоначальных исследовательских умений учащихся (поисковых, информационных, организационных, оценочных)....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности по курсу: «Юный баскетболист» Модифицированная рабочая программа для педагогов дополнительного образования. для учащихся 4-х классов на 2019-20 учебный год (34 часов) 10.07.19

Программа формирует у учащихся представление об истории возникновения баскетбола. Технические приемы, тактические действия, набор технико-тактических взаимодействий в нападении и защите, а так же сове...