Рабочая программа курса «За страницами учебника» для учащихся 1-4 классов
рабочая программа по математике на тему
Рабочая программа курса
«За страницами учебника»
для учащихся 1-4 классов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
za_stanitsami_uchebnika.docx | 47.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Бунырёвская средняя общеобразовательная школа №14»
301353 Россия, Тульская область, с.Бунырёво, ул.Приокская, д..51
Тел.: 8(48753)77-123, 77-1-67
Рассмотрено и рекомендовано Рассмотрено и принято Утверждаю
На заседании ШМО на заседании педагогического Приказ от__________
Начальных классов совета Директор МБОУ
Протокол от Протокол от «Бунырёвская СОШ №14»
«___»_____ 2013г. № «___»_____ 2013г. № _________Арсеньева Н.Г.
Руководитель:_____
«___»_____2013г
Рабочая программа курса
«За страницами учебника».
для учащихся 1-4 классов
на 2013-2014 учебный год.
Руководители кружков:
Локтионова Татьяна Ивановна
Дайбова Валентина Петровна
Матускова Ольга Александровна
Согласовано
Зам. директора по ВР
_______Бережкова С.В.
с.Бунырево
Пояснительная записка.
План внеурочной деятельности для обучающихся первого, второго, третьего, четвёртого классов МБОУ «Бунырёвская СОШ №14», разработан в соответствии со следующими федеральными и региональными нормативными документами:
Приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
Приказом Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 г. № 373»;
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;
Письма Минобрнауки РФ от 12.05.2011 № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта»;
Приказом Минобрнауки России от 22.09.2011 г. № 2357 « О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 г. № 373»;
Внеурочная деятельность организуется в целях формирования единого образовательного пространства школы для повышения качества образования и реализации процесса становления личности младшего школьника в разнообразных развивающих средах. Внеурочная деятельность является равноправным, взаимодополняющим компонентом базового образования.
Внеурочная деятельность организуется в таких формах, как экскурсии, кружки, секции, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики.
Организация внеурочной деятельности обучающихся 1-4-х классов выстроена в едином образовательном пространстве за счет использования ресурсов образовательного учреждения.
Занятия проводятся во второй половине дня после обеда и динамической паузы педагогами учреждения в кабинетах начальной школы, не задействованных в данный момент в учебном процессе.
Расписание занятий внеурочной деятельности составлено в соответствии с действующими СанПиНами и соответствует различным сменам видов деятельности младших школьников.
Математический кружок – это объединение учащихся под руководством педагога, в рамках которого проводятся систематические занятия с учащимися. Он является основной формой внеурочной деятельности по математике.
В начальной школе математика служит ключевым предметом. Она обеспечит прочное и сознательное овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, для изучения смежных дисциплин, для продолжения образования.
Много задач стоит перед начальной школой. Учащиеся начальных классов имеют маленький словарный запас и всевозможные речевые нарушения, и ещё слабый, тихий невыразительный голос, а также невнятное произношение слов.
Проблема овладения учащимися математическим языком и речевой деятельностью по его использованию наиболее актуальна на начальной ступени обучения, так как именно в младшем школьном возрасте речь детей претерпевает различные изменения и всесторонне развивается под воздействием учебного процесса. Поэтому на занятиях кружка буду развивать математическую речь учащихся.
Основными целями проведения кружковых занятий являются:
* повышение мотивации;
* привитие интереса учащимися к математике;
* углубление и расширение знаний по математике;
* развитие математического кругозора, мышления, исследовательских умений учащихся;
*обучение специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований;
* воспитание настойчивости, инициативы.
Организация работы кружка.
В основе кружковой работы лежит принцип добровольности. Кружок «Занимательная математика» организован для ребят первого класса. Работа в кружке начинается в середине сентября. В течение года кружковые занятия согласованы с другими формами внеклассной работы по математике, в подготовке которых активное участие принимают члены кружка.
Основные требования к программе кружка:
1) связь содержания программы кружка с изучением программного материала;
2) использование занимательности;
3) использование исторического материала;
4) решение нестандартных, олимпиадных задач;
5) учет желаний учащихся;
6) особенности школы;
7) наличие необходимой литературы у учителя.
Методы и формы работы.
На занятиях применяются словесные, практические методы, используется наглядность.
Формы работы - коллективная, групповая, индивидуальная.
На кружке формируются важные качества личности ребенка: самостоятельность, наблюдательность, находчивость, сообразительность, вырабатывается усидчивость, развиваются конструктивные умения. В ходе решения задач на смекалку, головоломок дети учатся планировать свои действия, обдумывать их, догадываться в поисках результата, проявляя при этом творчество. Эта работа активизирует не только мыслительную деятельность ребенка, но и развивает у него качества, необходимые для профессионального мастерства, в какой бы сфере потом он не трудился.
Кружок «За страницами учебника» один раз в неделю. Занятия идутв первом классе по 35 минут в первом полугодии, а во втором по 40минут. А во втором, третьем и четвертом по 45 минут
Цель, задачи и принципы программы:
Цель:
развивать математический образ мышления
Задачи:
расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики;
расширять математические знания в области многозначных чисел;
содействовать умелому использованию символики;
учить правильно применять математическую терминологию;
развивать умения отвлекаться от всех качественных сторон и явлений, сосредоточивая внимание на количественных сторонах;
уметь делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли.
Принципы программы:
Актуальность
Создание условий для повышения мотивации к обучению математики, стремление развивать интеллектуальные возможности учащихся.
Научность
Математика – учебная дисциплина, развивающая умения логически мыслить, видеть количественную сторону предметов и явлений, делать выводы, обобщения.
Системность
Курс строится от частных примеров (особенности решения отдельных примеров) к общим (решение математических задач).
Практическая направленность
Содержание занятий кружка направлено на освоение математической терминологии, которая пригодится в дальнейшей работе, на решение занимательных задач, которые впоследствии помогут ребятам принимать участие в школьных и городских олимпиадах и других математических играх и конкурсах.
Обеспечение мотивации
Во-первых, развитие интереса к математике как науке физико-математического направления, во-вторых, успешное усвоение учебного материала на уроках и выступление на олимпиадах по математике.
Реалистичность
С точки зрения возможности усвоения основного содержания программы – возможно усвоение за 68 занятий.
Курс ориентационный
Он осуществляет учебно-практическое знакомство со многими разделами математики, удовлетворяет познавательный интерес школьников к проблемам данной точной науки, расширяет кругозор, углубляет знания в данной учебной дисциплине.
Предполагаемые результаты:
Занятия в кружке должны помочь учащимся:
усвоить основные базовые знания по математике; её ключевые понятия;
помочь учащимся овладеть способами исследовательской деятельности;
формировать творческое мышление;
способствовать улучшению качества решения задач различного уровня сложности учащимися; успешному выступлению на олимпиадах , играх, конкурсах.
Основные виды деятельности учащихся:
решение занимательных задач;
оформление математических газет;
участие в математической олимпиаде, международной игре «Кенгуру»;
знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой;
проектная деятельность
самостоятельная работа;
работа в парах, в группах;
творческие работы
Учебно – тематический план
1 класс
№п/п |
|
|
|
|
| ||
1 | Вводное занятие | Беседа |
| ||||
2 | Математические ребусы |
|
| ||||
3 | Игры с числами и предметами. | Игра | 1 | 1 | |||
4 | Задачи в стихах |
| |||||
5 | Текстовые задачи – (задачи, решаемые с конца). | 2 | 2 | ||||
6 | Математические ребусы. | Игра | 2 | 2 | |||
7 | Геометрические задачи – (разрезания). | 1 |
| ||||
8 | Геометрические задачи – (разрезания). | 1 | 1 | ||||
9 | Математическое соревнование | Соревнование | 1 | ||||
10 | Решай, считай, отгадывай | утренник | 1 | ||||
11 | Математические ребусы |
|
| ||||
12 | Текстовые задачи – (переливания) |
| 1 | ||||
13 | Текстовые задачи –(переливания). |
|
| ||||
14 | Логические задачи. |
|
| ||||
15 | Текстовые задачи |
|
|
| |||
16 | Текстовые задачи | выигрышные ситуации | 1 |
| |||
17 | Текстовые задачи | 1 |
| ||||
18 | Логические задачи |
|
| ||||
19 | Головоломки |
|
| ||||
20 | Стихи, задачи – смекалки, занимательные задания. |
|
| ||||
21 | Геометрические задачи. |
| 1 | ||||
22 | Учимся чертить |
| |||||
23 | Задания развивающего характера. | 1 |
| ||||
24 | Развитие памяти и внимания. | 1 | 1 | ||||
25 | Математические кроссворды. |
|
| ||||
26 | Из истории математики |
| 1 | ||||
27 | Задачи, развивающие кругозор. |
|
| ||||
28 | Математические сказки и загадки. |
|
| ||||
29 | Математические сказки и загадки. |
|
| ||||
30 | Итоговые занятия (устная олимпиада) |
| |||||
31 | Решай, считай, отгадывай. | КВН |
|
| |||
32 | Повторение. Решение логических задач. | 1 | 1 | ||||
33 | Текстовые задачи | 1 | 1 | ||||
Итого | 66 часа |
2 класс
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Дата | Оборудование | |||
по плану | по факту | ||||||
|
| Числовые множества. | 9 |
|
|
| |
1. | 1. | Угадать число. | 1 |
|
|
| |
2. | 2. | Волшебная таблица. | 1 |
|
|
| |
3. | 3. | Угадать несколько задуманных чисел. | 1 |
|
|
| |
4. | 4. | Отгадать несколько задуманных чисел, если каждое из них не превышает десяти. | 1 |
|
|
| |
5. | 5. | Волшебные квадраты. | 1 |
|
|
| |
6. | 6. | Числовые головоломки. | 1 |
|
|
| |
7. | 7. | В мире чисел. | 1 |
|
|
| |
8. | 8. | Игры с числами. | 1 |
|
|
| |
9. | 9. | Игры с числами и предметами. | 1 |
|
|
| |
|
| Разные задачи. | 9 |
|
|
| |
10. | 1. | Задачи – шутки. | 1 |
|
|
| |
11. | 2. | Шуточные задачи. | 1 |
|
|
| |
12. | 3. | Шуточные задачи и загадки. | 1 |
|
|
| |
13. | 4. | Комбинированные задачи с квадратами. | 1 |
|
|
| |
14. | 5. | Старинные задачи. | 1 |
|
|
| |
15. | 6. | Сказки и старинные истории. | 1 |
|
|
| |
16. | 7. | Решение задач с конца. | 1 |
|
|
| |
17. | 8. | Задачи на восстановление. | 1 |
|
|
| |
18. | 9. | Разные задачи. | 1 |
|
|
| |
|
| Забавная геометрия. | 9 |
|
|
| |
19. | 1. | Упражнения со спичками. | 1 |
|
|
| |
20. | 2. | Упражнения со спичками. Греческий храм. | 1 |
|
|
| |
21. | 3. | Упражнения со спичками. Ключ. | 1 |
|
|
| |
22. | 4. | Фигуры, вычерчиваемые одним росчерком. | 1 |
|
|
| |
23. | 5. | Упражнения с куском бумаги. | 1 |
|
|
| |
24. | 6. | Разрежьте правильно на части. | 1 |
|
|
| |
25. | 7. | Построения с препятствиями и ограничениями. | 1 |
|
|
| |
26. | 8. | Геометрические головоломки. | 1 |
|
|
| |
27. | 9. | Замечательные кривые. | 1 |
|
|
| |
|
| Математические развлечения. | 7 |
|
|
| |
28. | 1. | Арифметическая викторина. | 1 |
|
|
| |
29. | 2. | Геометрическая викторина. | 1 |
|
|
| |
30. | 3. | Головоломный лабиринт. | 1 |
|
|
| |
31. | 4. | Лабиринт английского короля. | 1 |
|
|
| |
32. | 5. | Веселые вопросы. | 1 |
|
|
| |
33. | 6. | Развлечения и игры. | 1 |
|
|
| |
34. | 7. | Математическая викторина. | 1 |
|
|
| |
3 класс
№ | Тема занятия | |
1 | Вводное занятие «Математика – точная наука!» Действия с многозначными числами. | 1 |
2 | Игровые задачи: «Математические загадки и шутки». | 2 |
3 | Задание на отработку вычислительных навыков «Волшебные точки». | 1 |
4 | Знакомство с комбинаторными задачами. | 2 |
5 | Задания на углубление изученного материала: «Величины времени». | 2 |
6 | Задания на изучение элементов геометрии: «Единицы площади». | 3 |
7 | Задания на изучение элементов геометрии: «Окружность». | 3 |
8 | Задания на изучение элементов геометрии: «Объемные фигуры. Построение разверток призм, конусов, цилиндров, пирамид». | 3 |
9 | Разноуровневые проверочные задания. | 2 |
10 | Олимпиадные задания: «Цепочка логических рассуждений с арифметическими вычислениями». | 2 |
11 | Олимпиадные задания: «Правдивые и ложные высказывания». | 2 |
12 | Олимпиадные задания: «Соответствие между элементами различных множеств». | 2 |
13 | Задания на отработку вычислительных навыков «Волшебные точки». | 2 |
14 | Игровые задачи: «Математические кроссворды». | 2 |
15 | Комбинаторные задачи. | 2 |
16 | Олимпиадные задания: «Турнирные задачи». | 3 |
17 | Олимпиадные задания: «Упорядочим множество – решим задачу». | 3 |
18 | Изучение элементов геометрии: «Сложные паутинки». | 2 |
19 | Задания на углубление изученного: «Величины длины» | 2 |
20 | Углубление материала по теме: «Действия с многозначными числами. Округление чисел». | 3 |
21 | Занимательные задачи с обыкновенными дробями. Углубление изученного. | 2 |
22 | Занимательные задачи на нахождение среднего арифметического. Углубление изученного. | 2 |
23 | Разноуровневые задания: «Рейтинг смекалистых!». | 2 |
24 | Тестовые задания итогового тестирования «Знакомство с порядком оформления». | 1 |
25 | Тестовые задания итогового тестирования за первое полугодие. | 1 |
26 | Игровые задачи: «Математические фокусы». | 3 |
27 | Тестовые задания итогового тестирования по математике. Вариант 1. | 1 |
28 | Игровые задачи: «Лабиринты». | 3 |
29 | Задания на отработку вычислительных навыков: «Волшебные точки». | 1 |
30 | Комбинаторные задачи. | 2 |
31 | Задания на закрепление материала: «Задачи с дробями». | 2 |
32 | Разноуровневые проверочные задания. | 2 |
33 | Тестовые задания итогового тестирования. Вариант 2. | 1 |
34 | Задания на отработку вычислительных навыков «Волшебные точки». | 1 |
4 класс
Наименование тем курса | Виды деятельности | Форма контроля |
1. Вводное занятие «Математика – царица наук» | разгадка «математических фокусов» | |
2. Конкурс эрудитов | групповая работа, | |
3. Проектная деятельность «Великие математики» | работа со словарями, энциклопедиями | конкурс буклетов о великих математиках |
4. Геометрические упражнения «Путешествие в Страну Геометрию» | запись геометрических понятий, решение геометрических заданий | |
5. Упражнения с чертежей на нелинованной бумаге. | Практическая работа | выставка «Я – чертёжник!» |
6. Игра «Удивительный квадрат». | Работа в группе, решение упражнений с квадратами | |
7. Преобразование фигур на плоскости. | Конструирование фигур на плоскости из различного материала | |
8. Задачи-смекалки. | Решение нестандартных задач | |
9. Симметрия фигур. | Создание мини-альбома «Узоры геометрии» | выставка альбомов «Узоры геометрии» |
10.Соединение и пересечение фигур. | Вычерчивание геометрических фигур | |
11.Познавательная игра «Семь вёрст…» | решение нестандартных заданий на меры длины | |
12.Вычисление площади фигур. | Создание мини-проекта «Наш школьный стадион» | |
13.Школьная олимпиада по математике | решение заданий повышенной трудности | |
14.Объём фигур. | проведение вычислительных операций площадей и объёма фигур мини-проекта «Наш школьный стадион» | защита проекта |
15.Математика в играх и задачах. | Презентация | |
16.Логическая игра «Молодцы и хитрецы» | решение задач на упорядочивание множеств | |
17.Конструирование предметов из геометрических фигур. | мини-проект «Наша детская площадка» | |
18.Проектная деятельность «Зрительный образ квадрата». | работа над проектом «Наша детская площадка» | защита проекта |
19.Районный тур олимпиады | решение заданий повышенной трудности | |
20. Международная игра «Кенгуру» | Решение нестандартных математических заданий | |
21. Открытие нуля. | исследовательская работа «Почему так?» | |
22. Экскурсия в компьютерный класс. | Экскурсия | конкурс рисунков «Наш школьный компьютерный кабинет» |
23.Компьютерные математические игры. | сообщения о домашних компьютерных математических играх | |
24. Конкурс знатоков (отборочный тур) | решение нестандартных заданий | |
25.Учимся комбинировать элементы знаковых систем. | составление суперпримеров | защита работ «Мой суперпример – самый лучший!» |
26. Конкурс знатоков (итоговый тур) | решение нестандартных заданий | |
27. Учимся разрешать задачи на противоречия. | решение игровых заданий «Богатыри и разбойники» | |
28. Игра «Гонка за лидером: меры в пословицах» | повторение единиц измерения | |
29. Анализ проблемных ситуаций во многоходовых задачах. | Решение задач повышенной сложности | |
30. Математическая викторина | решение нестандартных заданий | |
31,32 .Решение геометрических задач | ||
33. Сочинение «Место математики в моей жизни» | творческая работа | |
34.Повторение. Конкурс- соревнование | Математические игры и задания |
ИТОГО: 34 часа
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Агаркова Н. В. Нескучная математика. 1 – 4 классы. Занимательная математика. Волгоград: «Учитель», 2007
- Агафонова И. Учимся думать. Занимательные логические задачи, тесты и упражнения для детей 8 – 11 лет. С. – Пб,1996
- Асарина Е. Ю., Фрид М. Е. Секреты квадрата и кубика. М.: «Контекст», 1995
- Белякова О. И. Занятия математического кружка. 3 – 4 классы. – Волгоград: Учитель, 2008.
- Лавриненко Т. А. Задания развивающего характера по математике. Саратов: «Лицей», 2002
- Симановский А. Э. Развитие творческого мышления детей. М.: Академкнига/Учебник, 2002
- Сухин И. Г. Занимательные материалы. М.: «Вако», 2004
- Шкляров Т. В. Как научить вашего ребёнка решать задачи. М.: «Грамотей», 2004
- Сахаров И. П. Аменицын Н. Н. Забавная
- В. Волина «Праздник числа» Издательство Москва 1993г.
- Т.К. Жикалкина «Игровые и занимательные задания по математике 1класс»
Москва «Просвещение»1985г. - Г.А. Лавриненко Задания развивающего характера по математике» Саратов
Издательство «Лицей» 2002г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по математике к учебнику Л.Г.Петерсон 2 класс УМК "Перспектива"
рабочая программа состоит из пояснительной записки и тематического планирования, в котором запланированы предметные результаты на каждый урок и метапредметные результаты по разделу. Указаны такж...
Рабочая программа курса «Рисуем на компьютере» для учащихся 1-4 классов
Рабочая программа курса«Рисуем на компьютере»для учащихся 1-4 классов...
Рабочая программа курса «Я и мир» для учащихся 1-4 классов
Рабочая программа курса«Я и мир»для учащихся 1-4 классов...
Программа курса внеурочной деятельности «Читоград» для учащихся 1-4 классов
Час чтения, как внеурочная деятельность, имеет в своём расположении такое сильное средство воздействия на личность, как книга. В связи с изменением социально-экономической ситуации в стране современно...
УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА курса «Лечебной физической культура» для учащихся 1-4 классов с ограниченными возможностями здоровья Срок реализации 4 года
Эта программа составлена с учетом того, что у большинства учащихся школы наблюдаются нарушения физического развития, что требует коррекционной работы с ними.Имеются нарушения сердечно - сосудист...
Программа курса «Основы исследовательской деятельности» (для учащихся 4-х) классов
Цель курса: формирование первоначальных исследовательских умений учащихся (поисковых, информационных, организационных, оценочных)....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности по курсу: «Юный баскетболист» Модифицированная рабочая программа для педагогов дополнительного образования. для учащихся 4-х классов на 2019-20 учебный год (34 часов) 10.07.19
Программа формирует у учащихся представление об истории возникновения баскетбола. Технические приемы, тактические действия, набор технико-тактических взаимодействий в нападении и защите, а так же сове...