УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА курса «Лечебной физической культура» для учащихся 1-4 классов с ограниченными возможностями здоровья Срок реализации 4 года
рабочая программа по физкультуре на тему
Эта программа составлена с учетом того, что у большинства учащихся школы наблюдаются нарушения физического развития, что требует коррекционной работы с ними.
Имеются нарушения сердечно - сосудистой, дыхательной, вегетативной и эндокринной системы. У многих из детей отсутствуют согласованность дыхания и двигательной нагрузки, наблюдается отставание в росте, непропорциональное телосложение. Различные отклонения в осанке, плоскостопие и различные стертые двигательные нарушения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lechebnaya_fizkultura.doc | 457.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение
для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья
«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 6 VIII вида»
г. Печоры
Рекомендована УТВЕРЖДАЮ методическим объединением Директор ГБС(К)ОУ «Специальная учителей физической культуры (коррекционная) общеобразовательная ___________________________ школа-интернат № 6 VIII вида» «____» _______________2014 г. __________________ Л.Б. Павлова « «______» _______________ 2014г
УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
курса «Лечебной физической культура»
для учащихся 1-4 классов
с ограниченными возможностями здоровья
Срок реализации 4 года
Составлена на основе Программ специальных (коррекционных) образовательных
учреждений VIII вида для 2-4 классов под редакцией доктора педагогических наук,
профессора В.В. Воронковой
учителем Закировой С.П.
2014-2018 учебный год
г. Печора
Содержание
Пояснительная записка________________________________________ 3
Содержание программы_______________________________________ 4
Учебно-тематический план_____________________________________ 6
Календарно-тематическое планирование _________________________10
Список используемой литературы ______________________________ 28
Пояснительная записка
По программе отводится: 1 – 4 классы – 1 час в неделю
Эта программа составлена с учетом того, что у большинства учащихся школы наблюдаются нарушения физического развития, что требует коррекционной работы с ними.
Имеются нарушения сердечно - сосудистой, дыхательной, вегетативной и эндокринной системы. У многих из детей отсутствуют согласованность дыхания и двигательной нагрузки, наблюдается отставание в росте, непропорциональное телосложение. Различные отклонения в осанке, плоскостопие и различные стертые двигательные нарушения.
Целью данной программы является:
укрепление здоровья учащихся, профилактика и коррекция нарушений, вызванных заболеваниями.
Для достижения этой цели предполагается решение следующих задач:
1. Активизировать защитные силы организма ребёнка.
2. Вырабатывать устойчивую правильную осанку, укреплять и сохранять гибкость позвоночника, предотвращать его деформацию.
3. Укреплять и развивать мышечную систему, нормализовать работу двигательного аппарата.
4. Воспитывать в детях чувства внутренней свободы, уверенности в себе, своих силах и возможностях своего тела.
5. Прививать детям ряд полезных навыков в оздоровлении своего организма.
6. Развивать у учащихся внимание, фантазию, доброжелательность.
Содержание программы
Программа подразделена на следующие разделы: Основы знаний
I Упражнения для подготовительной части занятия:
1.Построение в шеренгу, в колонну. Перестроение в рассыпную, парами, тройками, четвёрками, в круг.
2. Упражнения для профилактики и снятия зрительного утомления.
3.Ходьба друг за другом, в разных направлениях, «змейкой», В рассыпную, парами, тройками, по сигналу, по показу учителя и по словесным указаниям.
4. Корригирующие упражнения «Бабочка», «Цапля», «Гуси», «Самолётик», «Змейка», «Бокс», «Крестик» т.д. Упражнения в ходьбе (на носках, на пятках на внутренней и наружной стороне стоп, ходьба по различным коврикам, канату, по ребристой поверхности доски; ходьба с мешочками на голове). Упражнения для мелкой моторики рук и кистей.
4. Бег. В разных темпах (медленный, средний, быстрый). В разных направлениях (по кругу, змейкой, по сигналу, с остановкой, в рассыпную, в парах, тройках).
5. Упражнения с музыкальным сопровождением.
II Упражнения для основной части занятия:
1.Упражнения с гимнастическими палками, мячами, лентами, гантелями, мешочками ит.д.
2.Упражнения для укрепления мышц спины, брюшного пресса путем прогиба назад: «Змея», «Лодочка», «Рыбка», «Корзинка», «Мостик».
3.Упражнения для укрепления мышц спины и брюшного пресса путем наклона вперед: «Кошечка» «Собачка», «Самолет», «Свечка», «Пловец».
4.Упражнения для укрепления позвоночника путем поворота туловища и наклона его в сторону: «Маятник», «Дерево», «Стрекоза».
5.Упражнения на укрепление мышц тазового пояса, бедер, ног: «Ножницы», «Зайчик», «Гуси», «Велосипед».
6.Упражнения для укрепления стоп и профилактика плоскостопия: «Змейка», «Лошадка», »Канатоходец», «Медвежонок», «Лягушонок».
7.Упражнения для укрепления мышц плечевого пояса: «Замочек», «Змейка», «Пчелка», «Мельница», «Пловец», «Стрекоза», «Дерево».
8.Упражнения на равновесие, стимулирующие вестибулярный аппарат: «Аист», «Ласточка», «Гимнаст».
9.Упражнения на самовытяжение лёжа на спине, животе, сидя.
III Упражнения для заключительной части занятия:
1. Выполнение элементов релаксации под музыка или с текстовым сопровождением.
2. Упражнения на шведской стенке, способствующие профилактике плоскостопия, развитию координации движений, вытягиванию позвоночника, что стимулирует рост и предупреждает остеохондроз.
3. Подвижные игры умеренной интенсивности, где дети получают навыки общения, раскованного движения, ориентировки в пространстве.
Для повышения заинтересованности учащихся занятия проводятся с музыкальным сопровождением. Это развивает также чувство ритма, гармонии с окружающим миром.
4. Самомассажа. Оказывает благоприятное воздействие на различные органы и системы: пищеварительную, нервную, иммунную: «Массаж живота», «Массаж области груди», «Лебединая шея», массаж биологически активных точек, находящихся на ушных раковинах и за ними, «Массаж лица», «Массаж головы», «Массаж рук», «Массаж ног».
Требования к уровню подготовки учащихся.
1 класс
Знать: правила поведения и передвижения по спортивному залу; правила по технике безопасности и правила пользования спортивными снарядами, правила личной гигиены.
Уметь: подобрать форму одежды для занятий по ЛФК; строится в колонну, равняться в затылок, размыкаться на вытянутые руки вперёд; выполнять повороты по ориентирам.
2 класс
Знать: построение и равнение в шеренге, перестроение из одной шеренги в две.
Уметь: технически верно 4 -5 раз повторять за учителем любое из упражнений, выполнять элементы самомассажа (поглаживание, растирание, разминание, похлопывание), повторяя за учителем; выполнять вис на средней высоте шведской стенки.
3 класс
Знать: значение ЛФК для здоровья.
Уметь: выполнять упражнения по их названию, выполнять упражнения на равновесие, расслабляться после выполнения основной части занятия.
4 класс
Знать: что такое дыхательная пауза, как сочетать дыхание и движения, о влиянии самомассажа на организм.
Уметь: выполнять вис углом на шведской стенке для мальчиков, для девочек вис с согнутыми ногами, ноги прижаты к груди, выполнять упражнения технически верно, выполнять самомассаж на различные отделы организма.
Распределение количества часов по четвертям
1 класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс | |
1 четверть | 8 | 8 | 8 | 8 |
2 четверть | 8 | 8 | 8 | 8 |
3 четверть | 9 | 10 | 10 | 10 |
4 четверть | 8 | 8 | 8 | 8 |
Всего за уч. год: | 33ч. | 34ч. | 34ч. | 34ч. |
Учебно-тематический план
для 1 класса
Разделы программы | Число уроков | Учебные четверти | ||||||
1 | 2 | 3 | 4 | |||||
Основы знаний | 33 | 8 | 8 | 9 | 8 | |||
Построение в шеренгу, в колонну. Перестроение в рассыпную в круг. | 33 | 8 | 8 | 9 | 8 | |||
Бег. В разных темпах (медленный, средний). В разных направлениях (по кругу, по сигналу, с остановкой). | 33 | 8 | 8 | 9 | 8 | |||
Корригирующие упражнения «Бабочка», «Цапля», «Самолётик». Упражнения в ходьбе на носках, на пятках на внутренней и наружной стороне стоп, ходьба по различным коврикам, канату, по ребристой поверхности доски. Упражнения для мелкой моторики рук и кистей. | 33 | 8 | 8 | 9 | 8 | |||
Ходьба друг за другом. В рассыпную по показу учителя и по словесным указаниям. | 33 | 8 | 8 | 9 | 8 | |||
Упражнения для формирования правильной осанки. | ||||||||
Ходьба руки на поясе (за преподавателем) | 16 | 8 | 8 | |||||
Ходьба руки на поясе (за направляющим) | 17 | 9 | 8 | |||||
Упражнения для укрепления мышц спины, брюшного пресса путем прогиба назад: «Змея», «Рыбка», «Корзинка». | 33 | 8 | 8 | 9 | 8 | |||
Упражнения для укрепления мышц спины и брюшного пресса путем наклона вперед: «Собачка», «Самолет», «Пловец». | 33 | 8 | 8 | 9 | 8 | |||
Упражнения на укрепление мышц тазового пояса, бедер, ног: «Ножницы», «Зайчик», «Гуси», «Велосипед». | 33 | 8 | 8 | 9 | 8 | |||
Упражнения для укрепления мышц плечевого пояса: «Замочек», «Змейка», «Пчелка», «Мельница», «Пловец», «Стрекоза», «Дерево». | 33 | 8 | 8 | 9 | 8 | |||
Упражнения для укрепления позвоночника путем поворота туловища и наклона его в сторону: «Маятник», «Дерево», «Стрекоза». | 33 | 8 | 8 | 9 | 8 | |||
Упражнения на укрепление мышц тазового пояса, бедер, ног: «Ножницы», «Зайчик», «Гуси», «Велосипед». | 33 | 8 | 8 | 9 | 8 | |||
Упражнения с гимнастическими палками, мячами, лентами. | 8 | 2 | 3 | 3 | ||||
Упражнения для профилактики плоскостопия. | ||||||||
Ходьба на носках, на пятках (руки за голову), на внутренней и внешней стороне стопы (руки на пояс, за учителем) | 25 | 8 | 8 | 9 | ||||
Ходьба на носках, на пятках (руки за голову), на внутренней и внешней стороне стопы (руки на пояс, за направляющим) | 8 | 8 | ||||||
Упражнения на ребристых досках, сосновых шишках, гимнастических палках, ортопедических ковриках | 33 | 8 | 8 | 9 | 8 | |||
Упражнения на тренажере «Массажер стоп» | 29 | 4 | 8 | 9 | 8 | |||
Дыхательные упражнения | 33 | 8 | 8 | 9 | 8 | |||
Упражнения на равновесие, стимулирующие вестибулярный аппарат: «Аист», «Гимнаст». С помощью учителя. | 33 | 8 | 8 | 9 | 8 | |||
Упражнения для профилактики и снятия зрительного утомления. | 17 | 4 | 4 | 5 | 4 | |||
Элементы самомассажа | 16 | 4 | 4 | 4 | 4 | |||
Элементы релаксации. | 33 | 8 | 8 | 9 | 8 | |||
Упражнение «Вис на гимнастической стенке» из положения лицом к снаряду | 33 | 8 | 8 | 9 | 8 | |||
Подвижные игры: «Громче меня», «Гуси лебеди», «Два Мороза», «Быстро в домик», «Выше земли», «Левые правые», «Прокати мяч», «Кто быстрей поймает», Фигуры», «Поймай мяч», Эстафеты. | 33 | 8 | 8 | 9 | 8 |
Учебно-тематический план
для 2 класса
Разделы программы | Число уроков | Учебные четверти | |||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | ||||||||
Основы знаний | 18 | 4 | 4 | 5 | 4 | ||||||
Построение в шеренгу, в колонну. Перестроение в рассыпную, парами, в круг. Ходьба друг за другом, в разных направлениях, «змейкой», В рассыпную, парами, тройками, по сигналу, по показу учителя и по словесным указаниям. | 34 | 8 | 8 | 10 | 8 | ||||||
Корригирующие упражнения: «Бабочка», «Цапля», «Самолётик», «Змейка» т.д. Упражнения в ходьбе на носках, на пятках на внутренней и наружной стороне стоп, ходьба по различным коврикам, канату, по ребристой поверхности доски. Упражнения для мелкой моторики рук и кистей. | 34 | 8 | 8 | 10 | 8 | ||||||
Бег. В разных темпах (медленный, средний). В разных направлениях (по кругу, по сигналу, с остановкой, в рассыпную). | 34 | 8 | 8 | 10 | 8 | ||||||
Упражнения с музыкальным сопровождением. | 10 | 5 | 5 | ||||||||
Упражнения для формирования правильной осанки | |||||||||||
ходьба за направляющим с различным положением рук | 34 | 8 | 8 | 10 | 8 | ||||||
Упражнения для укрепления мышц спины, брюшного пресса путем прогиба назад: «Лодочка», «Рыбка», «Корзинка». | 26 | 8 | 8 | 10 | |||||||
Упражнения для укрепления мышц спины и брюшного пресса путем наклона вперед: «Кошечка» «Собачка», «Самолет», «Пловец». | 34 | 8 | 8 | 10 | 8 | ||||||
Упражнения для укрепления позвоночника путем поворота туловища и наклона его в сторону: «Маятник», «Дерево», «Стрекоза». | 34 | 8 | 8 | 10 | 8 | ||||||
Упражнения на укрепление мышц тазового пояса, бедер, ног: «Ножницы», «Велосипед». Упражнения для укрепления мышц плечевого пояса: «Замочек», «Мельница», «Пловец», «Стрекоза». | 34 | 8 | 8 | 10 | 8 | ||||||
Упражнения с гимнастическими палками, мячами, лентами ит.д. | 10 | 2 | 2 | 3 | 3 | ||||||
Упражнения для профилактики плоскостопия | |||||||||||
ходьба на носках, на пятках (руки за голову), на внутренней и внешней стороне стопы (руки на пояс, за направляющим) | 26 | 8 | 8 | 10 | |||||||
упражнения на ребристых досках, сосновых шишках, гимнастических палках, ортопедических ковриках | 34 | 8 | 8 | 10 | 8 | ||||||
Упражнения для укрепления стоп и профилактика плоскостопия: «Змейка», «Лошадка», »Канатоходец», «Медвежонок». | 20 | 4 | 4 | 4 | 4 | ||||||
Упражнения на самовытяжение лёжа на спине, животе, сидя. | 6 | 3 | 3 | ||||||||
упражнения на тренажере «Массажер стоп» | 34 | 8 | 8 | 10 | 8 | ||||||
Дыхательные упражнения, простейшие приемы дыхания по системе Бутейко | 34 | 8 | 8 | 10 | 8 | ||||||
Упражнения на равновесие, стимулирующие вестибулярный аппарат: «Аист», «Гимнаст». | 34 | 8 | 8 | 10 | 8 | ||||||
Упражнения для профилактики и снятия зрительного утомления. | 17 | 4 | 4 | 5 | 4 | ||||||
Элементы самомассажа | 17 | 4 | 4 | 5 | 4 | ||||||
Элементы релаксации. | 34 | 8 | 8 | 10 | 8 | ||||||
Упражнение «Вис на гимнастической стенке» из положения спиной к снаряду, вис, ноги под углом - мальчики, девочки – колени согнуть и прижать к груди. | 12 | 2 | 5 | 5 | |||||||
Подвижные игры: «Ловишки», «Быстро в круг», «Поймай мяч», «Кошки мышки», «Замри», «Займи место», «У медведя во бору», «Часы пробили ровно…». | 34 | 8 | 8 | 10 | 8 |
Учебно-тематический план
для 3 класса
Разделы программы | Число уроков | Учебные четверти | |||||||
1 | 2 | 3 | 4 | ||||||
Основы знаний | 17 | 8 | 3 | 3 | 3 | ||||
Построение в шеренгу, в колонну. Перестроение в рассыпную, парами, тройками, в круг. Ходьба друг за другом, в разных направлениях, «змейкой», В рассыпную, парами, по сигналу, по показу учителя и по словесным указаниям. Корригирующие упражнения «Бабочка», «Цапля», «Самолётик», «Змейка», «Бокс», т.д. Упражнения в ходьбе (на носках, на пятках на внутренней и наружной стороне стоп, ходьба по различным коврикам, канату, по ребристой поверхности доски; ходьба с мешочками на голове). Упражнения для мелкой моторики рук и кистей. Бег. В разных темпах (медленный, средний, быстрый). В разных направлениях (по кругу, змейкой, по сигналу, с остановкой, в рассыпную, в парах). Упражнения с музыкальным сопровождением. | 34 | 8 | 8 | 10 | 8 | ||||
Упражнения для формирования правильной осанки | |||||||||
Ходьба с мешочками на голове за направляющим с различным положением рук | 34 | 8 | 8 | 10 | 8 | ||||
Упражнения для укрепления мышц спины, брюшного пресса путем прогиба назад: «Змея», «Лодочка», «Рыбка», «Корзинка», «Мостик». | 17 | 8 | 8 | 1 | |||||
Упражнения для укрепления мышц спины и брюшного пресса путем наклона вперед: «Кошечка» «Собачка», «Самолет», «Свечка», «Пловец». | 34 | 8 | 8 | 10 | 8 | ||||
Упражнения для укрепления позвоночника путем поворота туловища и наклона его в сторону: «Маятник», «Дерево», «Стрекоза». | 18 | 10 | 8 | ||||||
Упражнения на укрепление мышц тазового пояса, бедер, ног: «Ножницы», «Зайчик», «Гуси», «Велосипед». Упражнения для укрепления мышц плечевого пояса: «Замочек», «Змейка», «Пчелка», «Мельница», «Пловец», «Стрекоза», «Дерево». Упражнения на самовытяжение лёжа на спине, животе, сидя. Упражнения с гимнастическими палками, мячами, лентами, гантелями, мешочками ит.д. | 34 34 12 | 8 8 3 | 8 8 3 | 10 10 3 | 8 8 3 | ||||
Упражнения для профилактики плоскостопия | |||||||||
Ходьба на носках, на пятках (руки за голову), на внутренней и внешней стороне стопы (руки на пояс, за направляющим) | 34 | 8 | 8 | 10 | 8 | ||||
Упражнения на ребристых досках, сосновых шишках, гимнастических палках, ортопедических ковриках | 34 | 8 | 8 | 10 | 8 | ||||
Упражнения для укрепления стоп и профилактика плоскостопия: «Змейка», «Лошадка», »Канатоходец», «Медвежонок», «Лягушонок». | 17 | 8 | 3 | 3 | 3 | ||||
Упражнения на тренажере «Массажер стоп» | 34 | 8 | 8 | 10 | 8 | ||||
Дыхательные упражнения, простейшие приемы дыхания по системе Бутейко | 34 | 8 | 8 | 10 | 8 | ||||
Упражнения на равновесие, стимулирующие вестибулярный аппарат: «Аист», «Ласточка», «Гимнаст». | 34 | 8 | 8 | 10 | 8 | ||||
Упражнения для профилактики и снятия зрительного утомления. | 17 | 4 | 4 | 5 | 4 | ||||
Элементы самомассажа | 17 | 4 | 4 | 5 | 4 | ||||
Элементы релаксации. | 34 | 8 | 8 | 10 | 8 | ||||
Упражнение «Вис на гимнастической стенке» из положения спиной к снаряду, вис, ноги под углом 90 градусов - мальчики, девочки – колени согнуть и прижать к груди. | 34 | 8 | 8 | 10 | 8 | ||||
Подвижные игры: «Тише едешь, дальше будешь»,«Замри», «Делай так», «Попади в цель», «Пятнашки», «Совушка», «Ручеёк», «Кто быстрей», Эстафеты. | 34 | 8 | 8 | 10 | 8 |
Учебно-тематический план
для 4 класса
Разделы программы | Число уроков | Учебные четверти | |||||||
1 | 2 | 3 | 4 | ||||||
Основы знаний | 9 | 3 | 3 | 3 | |||||
Построение в шеренгу, в колонну. Перестроение в рассыпную, парами, тройками, четвёрками, в круг. Ходьба друг за другом, в разных направлениях, «змейкой», В рассыпную, парами, тройками, по сигналу, по показу учителя и по словесным указаниям. Корригирующие упражнения «Бабочка», «Цапля», «Гуси», «Самолётик», «Змейка», «Бокс», «Крестик» т.д. Упражнения в ходьбе (на носках, на пятках на внутренней и наружной стороне стоп, ходьба по различным коврикам, канату, по ребристой поверхности доски; ходьба с мешочками на голове). Упражнения для мелкой моторики рук и кистей. Бег. В разных темпах (медленный, средний, быстрый). В разных направлениях (по кругу, змейкой, по сигналу, с остановкой, в рассыпную, в парах, тройках). | 34 | 8 | 8 | 10 | 8 | ||||
Упражнения с музыкальным сопровождением. | 12 | 2 | 3 | 4 | 3 | ||||
Упражнения для формирования правильной осанки | |||||||||
Ходьба с мешочками на голове за направляющим с различным положением рук | 34 | 8 | 8 | 10 | 8 | ||||
Упражнения для укрепления мышц спины, брюшного пресса путем прогиба назад: «Змея», «Лодочка», «Рыбка», «Корзинка», «Мостик». | 34 | 8 | 8 | 10 | 8 | ||||
Упражнения для укрепления мышц спины и брюшного пресса путем наклона вперед: «Кошечка» «Собачка», «Самолет», «Свечка», «Пловец». | 34 | 8 | 8 | 10 | 8 | ||||
Упражнения для укрепления позвоночника путем поворота туловища и наклона его в сторону: «Маятник», «Дерево», «Стрекоза». | 34 | 8 | 8 | 10 | 8 | ||||
Упражнения на укрепление мышц тазового пояса, бедер, ног: «Ножницы», «Зайчик», «Гуси», «Велосипед». | 34 | 8 | 8 | 10 | 8 | ||||
Упражнения для укрепления мышц плечевого пояса: «Замочек», «Змейка», «Пчелка», «Мельница», «Пловец», «Стрекоза», «Дерево». Сложность высокая. | 17 | 3 | 3 | 5 | 6 | ||||
Упражнения на самовытяжение лёжа на спине, животе, сидя. | 34 | 8 | 8 | 10 | 8 | ||||
Упражнения с гимнастическими палками, мячами, лентами, гантелями, мешочками ит.д. | 12 | 3 | 3 | 3 | 3 | ||||
Упражнения для профилактики плоскостопия | |||||||||
Ходьба на носках, на пятках (руки за голову), на внутренней и внешней стороне стопы с резиновыми мячами за направляющим | 34 | 8 | 8 | 10 | 8 | ||||
Упражнения на ребристых досках, сосновых шишках, гимнастических палках, ортопедических ковриках | 34 | 8 | 8 | 10 | 8 | ||||
Вращение грузов стопами к себе, от себя | 16 | 8 | 3 | 2 | 3 | ||||
Упражнения для укрепления стоп и профилактика плоскостопия: «Змейка», «Лошадка», »Канатоходец», «Медвежонок», «Лягушонок». Выполняется за ведущим по словесному обозначению учителя, сложность высокая | 34 | 8 | 8 | 10 | 8 | ||||
Упражнения на тренажере «Массажер стоп» | 34 | 8 | 8 | 10 | 8 | ||||
Дыхательные упражнения, простейшие приемы дыхания по системе А.Н. Стрельниковой | 34 | 8 | 8 | 10 | 8 | ||||
Упражнения на равновесие, стимулирующие вестибулярный аппарат: «Аист», «Ласточка», «Гимнаст». | 34 | 8 | 8 | 10 | 8 | ||||
Упражнения для профилактики и снятия зрительного утомления. | 17 | 4 | 4 | 5 | 4 | ||||
Элементы самомассажа | 17 | 4 | 4 | 5 | 4 | ||||
Элементы релаксации. | 34 | 8 | 8 | 10 | 8 | ||||
Упражнение Упражнение «Вис на гимнастической стенке» из положения спиной к снаряду, вис, ноги под углом 90 градусов - мальчики, девочки – под углом, вытягивание позвоночника на наклонной доске. | 34 | 8 | 8 | 10 | 8 | ||||
Подвижные игры: «Вышибало», «Домик», « Запретное движение», «Рыболов», элементы баскетбола. | 34 | 8 | 8 | 10 | 8 |
Тематическое планирование
1 класс
№ | Наименование разделов и тем | Кол-во часов | Сроки изучения | Коррекция часов | ||||
1 | Водная часть Техника безопасности на уроке лечебной физкультуры. | 1 | ||||||
2 | Построение в шеренгу, в колонну. Перестроение в рассыпную в круг. | 1 | ||||||
3 | Бег. В разных темпах (медленный, средний). В разных направлениях (по кругу, по сигналу, с остановкой). | 1 | ||||||
4 | Корригирующие упражнения «Бабочка», «Цапля», «Самолётик». Упражнения в ходьбе на носках, на пятках на внутренней и наружной стороне стоп, ходьба по различным коврикам, канату, по ребристой поверхности доски. Упражнения для мелкой моторики рук и кистей. | 1 | ||||||
5 | Ходьба друг за другом. В рассыпную по показу учителя и по словесным указаниям. | 1 | ||||||
6 | Упражнения для формирования правильной осанки. | |||||||
7 | Ходьба руки на поясе (за преподавателем) | 1 | ||||||
8 | Ходьба руки на поясе (за направляющим). | 1 | ||||||
9 | Упражнения для укрепления мышц спины, брюшного пресса путем прогиба назад: «Змея», «Рыбка», «Корзинка». | 1 | ||||||
10 | Упражнения для укрепления мышц спины и брюшного пресса путем наклона вперед: «Собачка», «Самолет», «Пловец». | 2 | ||||||
11 | Упражнения на укрепление мышц тазового пояса, бедер, ног: «Ножницы», «Зайчик», «Гуси», «Велосипед». | 1 | ||||||
12 | Упражнения для укрепления мышц плечевого пояса: «Замочек», «Змейка», «Пчелка», «Мельница», «Пловец», «Стрекоза», «Дерево». | 1 | ||||||
13 | Упражнения для укрепления позвоночника путем поворота туловища и наклона его в сторону: «Маятник», «Дерево», «Стрекоза». | 1 | ||||||
14 | Упражнения с гимнастическими палками, мячами, лентами. | 2 | ||||||
15 | Упражнения для профилактики плоскостопия | |||||||
16 | Ходьба на носках, на пятках (руки за голову), на внутренней и внешней стороне стопы (руки на пояс, за учителем) | 1 | ||||||
17 | Ходьба на носках, на пятках (руки за голову), на внутренней и внешней стороне стопы (руки на пояс, за направляющим). | 1 | ||||||
18 | Упражнения на ребристых досках, сосновых шишках, гимнастических палках, ортопедических ковриках. | 1 | ||||||
19 | Упражнения на тренажере «Массажер стоп» | 1 | ||||||
20 | Дыхательные упражнения. | 2 | ||||||
21 | Упражнения на равновесие, стимулирующие вестибулярный аппарат: «Аист», «Гимнаст». С помощью учителя. | 3 | ||||||
22 | Упражнения для профилактики и снятия зрительного утомления. | 2 | ||||||
23 | Элементы самомассажа. | 2 | ||||||
24 | Элементы релаксации. | 2 | ||||||
25 | Упражнение «Вис на гимнастической стенке» из положения лицом к снаряду. | 1 | ||||||
26 | Подвижные игры: «Громче меня», «Гуси лебеди», «Два Мороза», «Быстро в домик», «Выше земли», «Левые правые», «Прокати мяч», «Кто быстрей поймает», Фигуры», «Поймай мяч», Эстафеты. | 2 | ||||||
Всего часов | 33 |
Тематическое планирование
2 класс
№ | Наименование разделов и тем | Кол-во часов | Сроки изучения | Коррекция часов |
1 | Водная часть Техника безопасности на уроке лечебной физкультуры. | 1 | ||
2 | Построение в шеренгу, в колонну. Перестроение в рассыпную, парами, в круг. | 1 | ||
3 | Бег. В разных темпах (медленный, средний). В разных направлениях (по кругу, по сигналу, с остановкой, в рассыпную). | 1 | ||
4 | Корригирующие упражнения: «Бабочка», «Цапля», «Самолётик», «Змейка» т.д. Упражнения в ходьбе на носках, на пятках на внутренней и наружной стороне стоп, ходьба по различным коврикам, канату, по ребристой поверхности доски. Упражнения для мелкой моторики рук и кистей. | 1 | ||
5 | Ходьба друг за другом, в разных направлениях, «змейкой», В рассыпную, парами, тройками, по сигналу, по показу учителя и по словесным указаниям. | 1 | ||
6 | Упражнения для формирования правильной осанки. | |||
7 | ходьба за направляющим с различным положением рук | 1 | ||
8 | Упражнения с музыкальным сопровождением. | 1 | ||
9 | Упражнения для укрепления мышц спины, брюшного пресса путем прогиба назад: «Лодочка», «Рыбка», «Корзинка». | 1 | ||
10 | Упражнения для укрепления мышц спины и брюшного пресса путем наклона вперед: «Кошечка» «Собачка», «Самолет», «Пловец». | 1 | ||
11 | Упражнения для укрепления мышц плечевого пояса: «Замочек», «Мельница», «Пловец», «Стрекоза». | 1 | ||
13 | Упражнения для укрепления позвоночника путем поворота туловища и наклона его в сторону: «Маятник», «Дерево», «Стрекоза». | 1 | ||
14 | Упражнения на укрепление мышц тазового пояса, бедер, ног: «Ножницы», «Зайчик», «Гуси», «Велосипед». | 2 | ||
15 | Упражнения с гимнастическими палками, мячами, лентами. | 2 | ||
16 | Упражнения для профилактики плоскостопия. | |||
17 | Ходьба на носках, на пятках (руки за голову), на внутренней и внешней стороне стопы (руки на пояс, за направляющим) | 1 | ||
18 | Упражнения на ребристых досках, сосновых шишках, гимнастических палках, ортопедических ковриках | 1 | ||
19 | Упражнения для укрепления стоп и профилактика плоскостопия: «Змейка», «Лошадка», »Канатоходец», «Медвежонок». | 1 | ||
20 | Упражнения на самовытяжение лёжа на спине, животе, сидя. | |||
21 | Упражнения на тренажере «Массажер стоп» | 1 | ||
22 | Дыхательные упражнения, простейшие приемы дыхания по системе Бутейко | 2 | ||
23 | Упражнения на равновесие, стимулирующие вестибулярный аппарат: «Аист», «Гимнаст». | 3 | ||
24 | Упражнения для профилактики и снятия зрительного утомления. | 2 | ||
25 | Элементы самомассажа. | 2 | ||
26 | Элементы релаксации. | 2 | ||
27 | Упражнение «Вис на гимнастической стенке» из положения спиной к снаряду, вис, ноги под углом - мальчики, девочки – колени согнуть и прижать к груди. | 2 | ||
28 | Подвижные игры: «Ловишки», «Быстро в круг», «Поймай мяч», «Кошки мышки», «Замри», «Займи место», «У медведя во бору», «Часы пробили ровно…». | 2 | ||
Всего часов | 34 |
Тематическое планирование
3 класс
№ | Наименование разделов и тем | Кол-во часов | Сроки изучения | Коррекция часов |
1 | Водная часть Техника безопасности на уроке лечебной физкультуры. | 1 | ||
2 | Построение в шеренгу, в колонну. Перестроение в рассыпную, парами, тройками, в круг. | 1 | ||
3 | Ходьба друг за другом, в разных направлениях, «змейкой», В рассыпную, парами, по сигналу, по показу учителя и по словесным указаниям. | 1 | ||
4 | Корригирующие упражнения «Бабочка», «Цапля», «Самолётик», «Змейка», «Бокс», т.д. Упражнения в ходьбе (на носках, на пятках на внутренней и наружной стороне стоп, ходьба по различным коврикам, канату, по ребристой поверхности доски; ходьба с мешочками на голове). Упражнения для мелкой моторики рук и кистей. | 1 | ||
5 | Бег. В разных темпах (медленный, средний, быстрый). В разных направлениях (по кругу, змейкой, по сигналу, с остановкой, в рассыпную, в парах). | 1 | ||
6 | Упражнения с музыкальным сопровождением. | 3 | ||
7 | Упражнения для формирования правильной осанки | |||
8 | Ходьба с мешочками на голове за направляющим с различным положением рук | 1 | ||
9 | Упражнения для укрепления мышц спины, брюшного пресса путем прогиба назад: «Змея», «Лодочка», «Рыбка», «Корзинка», «Мостик». | 1 | ||
10 | Упражнения для укрепления мышц спины и брюшного пресса путем наклона вперед: «Кошечка» «Собачка», «Самолет», «Свечка», «Пловец». | 1 | ||
11 | Упражнения для укрепления позвоночника путем поворота туловища и наклона его в сторону: «Маятник», «Дерево», «Стрекоза». | 1 | ||
12 | Упражнения на укрепление мышц тазового пояса, бедер, ног: «Ножницы», «Зайчик», «Гуси», «Велосипед». | 1 | ||
13 | Упражнения для укрепления мышц плечевого пояса: «Замочек», «Змейка», «Пчелка», «Мельница», «Пловец», «Стрекоза», «Дерево». | 1 | ||
14 | Упражнения на самовытяжение лёжа на спине, животе, сидя. | 1 | ||
15 | Упражнения с гимнастическими палками, мячами, лентами, гантелями, мешочками ит.д. | 1 | ||
16 | Упражнения для профилактики плоскостопия | |||
17 | Ходьба на носках, на пятках (руки за голову), на внутренней и внешней стороне стопы (руки на пояс, за направляющим) | 1 | ||
18 | Упражнения на ребристых досках, сосновых шишках, гимнастических палках, ортопедических ковриках | 1 | ||
19 | Упражнения для укрепления стоп и профилактика плоскостопия: «Змейка», «Лошадка», »Канатоходец», «Медвежонок», «Лягушонок». | 1 | ||
20 | Упражнения на тренажере «Массажер стоп» | 1 | ||
21 | Дыхательные упражнения, простейшие приемы дыхания по системе Бутейко | 2 | ||
22 | Упражнения на равновесие, стимулирующие вестибулярный аппарат: «Аист», «Ласточка», «Гимнаст». | 3 | ||
23 | Упражнения для профилактики и снятия зрительного утомления. | 2 | ||
24 | Элементы самомассажа | 2 | ||
25 | Элементы релаксации. | 2 | ||
26 | Упражнение «Вис на гимнастической стенке» из положения спиной к снаряду, вис, ноги под углом 90 градусов - мальчики, девочки – колени согнуть и прижать к груди. | 2 | ||
27. | Подвижные игры: «Тише едешь, дальше будешь»,«Замри», «Делай так», «Попади в цель», «Пятнашки», «Совушка», «Ручеёк», «Кто быстрей», Эстафеты. | 2 | ||
Всего часов | 34 |
Тематическое планирование
4 класс
№ | Наименование разделов и тем | Кол-во часов | Сроки изучения | Коррекция часов |
1 | Водная часть Техника безопасности на уроке лечебной физкультуры. | 1 | ||
2 | Построение в шеренгу, в колонну. Перестроение в рассыпную, парами, тройками, четвёрками, в круг. | 1 | ||
3 | Ходьба друг за другом, в разных направлениях, «змейкой», В рассыпную, парами, тройками, по сигналу, по показу учителя и по словесным указаниям. | 1 | ||
4 | Корригирующие упражнения «Бабочка», «Цапля», «Гуси», «Самолётик», «Змейка», «Бокс», «Крестик» т.д. Упражнения в ходьбе (на носках, на пятках на внутренней и наружной стороне стоп, ходьба по различным коврикам, канату, по ребристой поверхности доски; ходьба с мешочками на голове). Упражнения для мелкой моторики рук и кистей. | 1 | ||
5 | Бег. В разных темпах (медленный, средний, быстрый). В разных направлениях (по кругу, змейкой, по сигналу, с остановкой, в рассыпную, в парах, тройках). | 1 | ||
6 | Упражнения с музыкальным сопровождением. | 3 | ||
7 | Упражнения для формирования правильной осанки. | |||
8 | Ходьба с мешочками на голове за направляющим с различным положением рук | 1 | ||
9 | Упражнения для укрепления мышц спины, брюшного пресса путем прогиба назад: «Змея», «Лодочка», «Рыбка», «Корзинка», «Мостик». | 1 | ||
10 | Упражнения для укрепления мышц спины и брюшного пресса путем наклона вперед: «Кошечка» «Собачка», «Самолет», «Свечка», «Пловец». | 1 | ||
11 | Упражнения для укрепления позвоночника путем поворота туловища и наклона его в сторону: «Маятник», «Дерево», «Стрекоза». | 1 | ||
12 | Упражнения на укрепление мышц тазового пояса, бедер, ног: «Ножницы», «Зайчик», «Гуси», «Велосипед». | 1 | ||
13 | Упражнения для профилактики плоскостопия. | |||
14 | Ходьба на носках, на пятках (руки за голову), на внутренней и внешней стороне стопы с резиновыми мячами за направляющим | 1 | ||
15 | Упражнения на ребристых досках, сосновых шишках, гимнастических палках, ортопедических ковриках | 1 | ||
16 | Вращение грузов стопами к себе, от себя | 1 | ||
17 | Упражнения для укрепления стоп и профилактика плоскостопия: «Змейка», «Лошадка», »Канатоходец», «Медвежонок», «Лягушонок». Выполняется за ведущим по словесному обозначению учителя, сложность высокая. | 1 | ||
18 | Упражнения на тренажере «Массажер стоп» | 2 | ||
19 | Дыхательные упражнения, простейшие приемы дыхания по системе А.Н. Стрельниковой | 3 | ||
20 | Упражнения на равновесие, стимулирующие вестибулярный аппарат: «Аист», «Ласточка», «Гимнаст». | 2 | ||
21 | Упражнения для профилактики и снятия зрительного утомления. | 2 | ||
23 | Элементы самомассажа | 2 | ||
24 | Элементы релаксации. | 2 | ||
25 | Упражнение Упражнение «Вис на гимнастической стенке» из положения спиной к снаряду, вис, ноги под углом 90 градусов - мальчики, девочки – под углом, вытягивание позвоночника на наклонной доске. | 2 | ||
26 | Подвижные игры: «Вышибало», «Домик», « Запретное движение», «Рыболов», элементы баскетбола. | 2 | ||
27 | Всего часов | 34 |
Упражнения для развития мелкой моторики рук.
- сжимание и разжимание пальцев в кулак правой и левой руками одновременно и поочередно;
- сжимание обеими руками мелких резиновых мячей - большим и указательным
- большим и средним
- большим и безымянным
- большим и мизинцем
- хлопать в ладони перед собой на уровне груди, лица и над головой;
- круговые движения кистями;
- руки в замок - круговое движение влево - вправо, вперед - назад;
- пальцы в замок. Попеременное разгибание и сгибание пальцев;
- сжимание и разжимание пальцев в кулак с разворотом наружу;
- держать и передавать между пальцами теннисный шарик.
Игровые упражнения: "Сильные пальчики.", "Аплодисменты.", " По ягоде.", "Гармошка.", "Птичка.", "Скачет зайчик.", " Где твой пальчик.", "Колыбельная.", "Балалайка."
Упражнения для формирования правильной осанки № 1
- Принять положение стоя у стены, касаясь её затылком, спиной, ягодицами и пятками; отойти от стены и вернуться к ней, сохраняя начальное положение.
- Стоя с правильной осанкой у стены, поднимая руки вперед, вверх, в стороны; вверх поочередно и одновременно обе руки.
- Поднимание согнутой в колено ноги.
- Сидя, наклоны туловища вправо, влево, вперед, назад.
- Лежа на спине: отведение рук в стороны, вперед, вверх. Сгибание и разгибание ног.
- Ходьба высоко поднимая ноги.
Упражнения для формирования правильной осанки № 2
1. И. п. - стоя, руки к плечам, вытягивание рук вверх - вдох, опускание - выдох. (Повторить 3-4 раза.)
2. И. п. - стоя, руки на пояс; разгибание корпуса назад - вдох, возвращение в и. п. - выдох. ( Повторить 3-4 раза.)
3. И. п. - стоя, руки опущены; подняться на носки - вдох, с последующим не глубоким приседанием и выносом рук вперед - выдох. (Повторить 3-4 раза.)
4. И. п. - стоя, руки на пояс; повороты головы вправо, влево - попеременно (темп медленный); дыхание произвольное. В каждую сторону - по 3 раза.
5. И. п. - стоя, руки согнуты в локтевых суставах; сжимание и разжимание пальцев в быстром темпе. Дыхание произвольное. (Повторить 8-10 раз.)
Комплекс упражнений для формирования правильной осанки №3
1. И. п. - стоя, руки на пояс; выпрямление корпуса со сведением лопаток - вдох; возвращение в и. п. - выдох. (Повторить 4-5 раз.)
2. И. п. - стоя, руки в стороны; круговые движения руками назад, дыхание произвольное. (Повторить 8-10 раз.)
3. И. п. - стоя, руки к плечам; наклон корпуса вперед с прямой спиной - вдох, возвращение в и. п. - выдох. (Повторить 4-5 раз.)
4. И. п. - стоя, руки за спиной; наклоны корпуса вправо - влево, дыхание произвольное. (Повторить 4-5 раз.)
5. И. п. - стоя с палкой в руках; приседание, вытягивание рук вверх - вдох, возвращение - выдох. (Повторить 3-4 раз.)
6. И. п. - стоя с палкой в руках; поднимание палки вверх - вдох, возвращение в и. п. - выдох. (Повторить 3-4 раза.)
7. И. п. - лежа на спине; попеременно поднимание ног вверх. (Повторить 3-4 раза.)
8. И. п. - лежа на груди, руки на пояс; разгибание корпуса - вдох, возвращение в и. п. - выдох. (Повторить 3-4 раза.)
9. И. п. - стоя на четвереньках; попеременно вытягивание прямой руки и ноги вверх - вдох, возращение в и. п. - выдох. (Повторить 3-4 раза.)
Комплекс упражнений для профилактики плоскостопия № 1
1. Ходьба босиком по одной линии высоко на носках. Передвижения закрытыми глазами. (Повторить 6-8 раз.)
2. Стоя на носках, руки вперед. Перекат назад в стойку на пятки, носки максимально наклонять к себе, руки назад, плавно выполнять перекат вперед в стойку на носках, руки вперед. (Повторять 6-8 раз.)
3. Поднимание мелких предметов с пола пальцами ног. (Повторить 6-8 раз.)
4. Сидя с прямыми ногами, взяться руками за переднюю часть стопы, поочередно и одновременно сгибая и разгибая ступни ног. (Повторить 6-8 раз.)
5. Упор сидя сзади с согнутыми ногами, правая нога опирается на большой палец, левая на пятку. Смена положений стоп. (Повторить 6-8 раз.)
6. Лежа на спине, выполнить движения ногами "велосипед" с поочередным расслаблением ног и потряхиванием стоп. (Повторить 6-8 раз.)
Комплекс упражнений для профилактики плоскостопия № 2
1. Стойка на носках, руки на пояс; шаг правой ногой вперед, подняться на носок переходом с пятки на переднюю часть стопы. Тоже с другой ноги. (Повторить 6-8 раз.)
2. Стойка на носках, руки за голову. Шаг правой ногой на пятку, шаг левой ногой на пятку. Шаг правой ногой на носок, шаг левой ногой на носок. (Повторить 6-8 раз.)
3. О. с - руки в стороны. Полуприсед на правой ноге, левую в сторону на носок, акцентированное опускание левой стопы с носка на всю ступню, передавая на тяжесть тела, правую в сторону на носок. (Повторить 6-8 раз.)
4. Стойка, руки за спину. Полуприседя подняться на носки, полуприседя перекат с носков на всю ступню. (Повторить 6-8 раз.)
5. Сидя с прямыми ногами, руки на пояс. Резким движением переместить носки ног на себя, от себя, наружу (пятки вместе), развести в стороны (пятки вместе), соединить. (Повторить 6-8 раз.)
6. Упор стоя на коленях. Опираясь на правую руку, выпрямить ноги, касаясь пола пальцами ног, согнуть ноги, опираясь на всю ступню, выпрямить, с перекатом на заднюю часть стопы. (Повторить 6-8 раз.)
Комплекс упражнений для профилактики плоскостопия № 3
1. Ходьба перекатом с пятки на носок; выставляя ногу вперед на пятку, максимально наклонять ступню к голени, с последующим подниманием на носок. (Повторить 6-8 раз.)
2. Лежа на полу. Ступни наклонить вправо, влево (поочередно и вместе) расслабить ступни, пошевелить пальцами ног. (Повторить 6-8 раз.)
3. Лежа на полу. Наклонить переднюю часть стопы к себе, оттянуть носки от себя, расслабить ступни, пошевелить пальцами ног. (Повторить 6-8 раз.)
4. Лежа на полу, ноги врозь: опустить ступни наружу, поднять в исходное положение, опустить внутрь; принять исходное положение. (Повторить 6-8 раз.)
5. Лежа на полу, согнуть ноги; движения ступнями влево, в право, вместе и поочередно, наружу и вовнутрь. Встряхнуть ступни. (Повторить 6-8 раз.)
6. Сидя на полу с прямыми ногами, взяться руками за переднюю часть стопы. Наклонить ступни вперед, назад, влево, вправо, наружу, вовнутрь. (Повторить 6-8 раз.)
7. Сидя на пятках, опираясь на прямые руки, выпрямить ноги, передавая тяжесть тела на передний свод стопы; принять исходное положение. (Повторить 6-8 раз.)
8. Стойка, руки на пояс. Правую ногу поставить вперед на пятку, левую - вперед на пятку; правую - назад на носок, левую назад на носок. (Повторить 6-8 раз.)
Комплекс упражнений дыхательной гимнастики
1. Руки выпрямлены над головой, пальцы сплетены - вдох. На вдохе, сгибая и опуская руки мимо лица, груди, живота, наклоняться (ноги прямые) под прямым углом. Медленно выпрямляясь - выдох. (Повторить 4-5 раз.)
2. Руки в стороны. На вдохе захлестнуть себя руками, коснувшись пальцами лопаток, на выдохе развести руки. (Повторить 4-5 раз.)
3. Руки на поясе. На вдохе медленно и глубоко присесть, на выдохе медленно выпрямиться. (Повторить 4-5 раз.)
4. Глубокий вдох. Задержать дыхание и на паузе медленно поднять прямые руки в стороны, соединить ладонями перед грудью, затем за спиной. Опустив руки, выдох. (Повторить 4-5 раз.)
5. Глубокий вдох. На паузу - круговые движения руками вперед и назад (по одному движению в каждую сторону). Выдох. (Повторить 4-5 раз.)
6. Глубокий вдох. На паузе, поднимаясь на носках, поднять прямые руки через стороны вверх, вернуться в исходное положение. (Повторить 4-5 раз.)
7. Глубокий вдох. На паузе медленно присесть и встать. Выдох. (Повторить 4-5 раз.)
Упражнения для развития координации.
1. Стоя на месте переносить тяжесть тела с одной ноги на другую; расслаблять мышцы тазобедренных суставов. (Повторить 8-10 раз.)
2. Стоя на пятках - поднимать носки, стоя на носках - поднимать пятки.(Повторить 8-10 раз.)
3. Ходьба длинными шагами со взмахами прямых рук. (Повторить 8-10 раз.)
4. Ходьба по кругу диаметром 6-7метров и змейкой (сначала 5-6 шагов по дуге влево, потом столько же вправо.) (Повторить 8-10 раз.)
5. Стоя на месте имитация движения руками. (Повторить 8-10 раз.)
6. Стоя на месте, переносить тяжесть тела с одной ноги на другую, с упором руками на гимнастическую лесенку. (Повторить 8-10 раз.)
Упражнения для развития функции координации и вестибулярного аппарата.
1. Прыжком принять положение равновесия на одной ноге с наклоном туловища вперед, в сторону. (Повторить 8-10 раз.)
2. Прыжок вверх с поворотом на 180 градусов влево, вправо.(Повторить 8-10 раз.)
3. Прыжок вверх с поворотом на 360 градусов. (Повторить 6-8 раз.)
4. Передвижение по наклонной скамейке вниз, вверх.(Повторить 6-8 раз.)
5. Сидя на полу, согнуть ноги в коленях, выпрямляя поднять высоко в "угол", руками взяться за пятки.(Повторить 6-8 раз.)
6. Стоя на одной ноге, прыжок с поворотом на 180 градусов влево, вправо.(Повторить 8-10 раз.) Приземление на ту же ногу.
7. Стоя на одной ноге, прыжок с поворотом на 360 градусов влево, вправо.(Повторить 8-10 раз.) Приземление на ту же ногу.
8. Тоже с поворотом на 180 - 360 градусов влево - вправо с закрытыми глазами. (Повторить 6-8 раз.)
Специальные упражнения для профилактики и снятия зрительного утомления.
I. Упражнения для наружных мышц глаза:
а) упражнения для прямых мышц глаза;
б) упражнения для прямых и косых мышц глаза.
II. Упражнения для внутренней (цилиарной) мышцы. Выполняют эти упражнения движением глазного яблока по всем возможным направлениям и путем перевода взгляда с ближней точки ясного видения на дальнюю и наоборот.
III. Самомассаж глаз выполняют путем зажмуривания, моргания, а также надавливанием тремя пальцами рук на верхнее веко, не вызывая боли, с разной частотой и силой.
Интенсивность этих упражнений увеличивают постепенно: в 1-2-е занятие включают 2 упражнения, выполняя их 2 раза, начиная с 3-го занятия, те же 2 упражнения выполняют 3 раза, затем через каждые 3 занятия прибавляют по одному упражнению и доводят их до 5-6, выполняя каждое упражнение по 3 раза. По этой методике рекомендуется заниматься 11/2-2 мес, в течение следующего месяца увеличивают число повторений каждого упражнения до 5-6 раз. Затем также постепенно включают последующие упражнения.
Специальные упражнения для глаз.
И. п. – стоя у гимнастической стенки
1. Посмотреть строго вверх, перевести взгляд вниз (6-8 раз).
2. Посмотреть вверх-вправо, затем по диагонали вниз – влево (6-8 раз).
3. Посмотреть вверх-влево, по диагонали вниз – вправо (6-8 раз).
4. Перевести взгляд в левый угол глаза, затем по горизонтали в правый (6-8 раз).
5. Вытянуть вперед руку по средней линии лица. Смотреть на конец пальца и медленно приближать его, не сводя глаз до тех пор, пока палец начнет «двоиться» (6-8 раз).
6. Палец на переносице. Перевести взгляд обоих глаз на переносицу и обратно (10-11 раз).
7. Круговые движения глазами по часовой стрелке и обратно.
И. п. – сидя.
8. Быстро моргать в течение 15с. Повторить 3-4 раза.
9. Крепко зажмурить глаза на 3-5с, затем открыть на 3-5с. Повторить 8-10 раз.
10.Закрыть глаза и массировать веки круговыми движениями пальца в течение 1 мин.
И. п. – стоя.
11. Перевод взгляда с ближнего предмета на дальний и наоборот.
Упражнения для развития функции координации и вестибулярного аппарата.
1. Прыжком принять положение равновесия на одной ноге с наклоном туловища вперед, в сторону. (Повторить 8-10 раз.)
2. Прыжок вверх с поворотом на 180 градусов влево, вправо. (Повторить 8-10 раз.)
3. Прыжок вверх с поворотом на 360 градусов. (Повторить 6-8 раз.)
4. Передвижение по наклонной скамейке вниз, вверх. (Повторить 6-8 раз.)
5. Сидя на полу, согнуть ноги в коленях, выпрямляя поднять высоко в "угол", руками взяться за пятки. (Повторить 6-8 раз.)
6. Стоя на одной ноге, прыжок с поворотом на 180 градусов влево, вправо. (Повторить 8-10 раз.) Приземление на ту же ногу.
7. Стоя на одной ноге, прыжок с поворотом на 360 градусов влево, вправо. (Повторить 8-10 раз.) Приземление на ту же ногу.
8. Тоже с поворотом на 180 - 360 градусов влево - вправо с закрытыми глазами. (Повторить 6-8 раз.)
Использованные источники:
1. Евдокимова Т. А., Справочник по ЛФК, Спб. 2003 год. 2. Ловейко В. Д., ЛФК у детей при дефектах осанки, сколиозах и плоскостопии. М. Мед.1982 год. 3. Ловейко В. Д., Фонарев М. И. ЛФК при заболеваниях позвоночника у детей Л. Мед.1988 год. 4. Потапчук А. А., Дидур М. Д., Осанка и физическое развитие детей. Спб. Речь, 2001 год. 5. Страковская В. Л., Подвижные игры в терапии больных и ослабленных детей. М. 1977год. 6. С. С. Зиянгиярова «Программно- методическое обеспечение 3-го урока физической культуры (ЛФК) для учащихся 1 – 5 классов «Специальной (коррекционной) общеобразовательной школы – интерната 8 вида». – П,:КЦФКиЗ, 2010 – 66с. 7. Шмаков С. А. «Игры, развивающие психические качества личности школьника: Методическое пособие. – М.:ЦГЛ, 2004 8. Ковалько В. И. «Здоровье сберегающие технологии в начальной школе. 1 – 4 классы. М.: «ВАКО, 2004. 9. «Методика занятий по лечебной физкультуре в коррекционной школе» Селезнёва Л. И., учитель ЛФК государственного специального (коррекционного) образовательного учреждения школы № 9г. Новороссийска 10. http://pererojdenie.info/praktiki/kompleks-uprazhnenij-dyxatelnoj-gimnastiki-strelnikovoj.html 11. http://ideales.ru/kladovaya-zdorovya/buteyko-dyihatelnaya-gimnastika-video-zanyatie.html Аудио записи «Музыка для массажа», «Музыка для души»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
« Особенности развития речи учащихся 2-4 классов с ограниченными возможностями здоровья»
В целях активизации словаря учащихся организуется речевая практика в связной речи, проводятся различные сопоставительные упражнения, дающие возможность выбрать наиболее точное слово....
Технологическая карта урока физической культуры для учащихся 1 класса с ограниченными возможностями здоровья (ЗПР). Развитие двигательных качеств в подвижных играх.
Урок разработан для детей с особенностями здоровья....
Занимательно-развлекательная игровая программа для учащихся 2- 3 класса с ограниченными возможностями здоровья «Улыбнись, Антошка!»
Цели: Создание праздничной атмосферы в преддверии Нового 2016 года Адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях класса, школы.Задачи:* развивать познавательные и творческие ...
Особенности организации коррекционных занятий по физической культуре с детьми младшего школьного возраста с ограниченными возможностями.
В статье представлен материал из опыта работы с детьми младшего школьного возраста с ограниченными возможностями....
Особенности организации коррекционных занятий по физической культуре с детьми младшего школьного возраста с ограниченными возможностями.
Презентация была подготовлена для выступления на семинаре "Технологии сопровождения ребёнка с ОВЗ (по зрению) в образовательном пространстве"...
Программа учебного курса по лечебной физической культуре для учащихся 1-4 классов. " Школа коррекции и развития VIII вида".
Цель: максимально возможная самореализация и коррекция детей с отклонениями в состоянии здоровья в социально приемлемом и одобряемом виде деятельности. Повышение их реабилитационного потенциала и уров...
ВЛИЯНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ НА ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
статья о влиянии Адаптивной физической культуоы нв детей с ОВЗ...