Программа курса внеурочной деятельности «Читоград» для учащихся 1-4 классов
методическая разработка по чтению (1, 2, 3, 4 класс) на тему
Час чтения, как внеурочная деятельность, имеет в своём расположении такое сильное средство воздействия на личность, как книга. В связи с изменением социально-экономической ситуации в стране современному обществу нужен человек, умеющий добывать самостоятельно новые знания и применять их в разнообразной деятельности. Таким образом, вопрос формирования читательской самостоятельности школьников является весьма актуальным. Особое внимание решению данной проблемы должно быть уделено в начальной школе, так как она является основой развития устойчивого интереса к книге, к чтению.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_chitograd.docx | 55.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа курса
по внеурочной деятельности
«Читоград»
для учащихся 1класса
Шестакова Валентина Леонидовна
Учитель высшей категории
МБОУ лицея №3 г. Воронеж
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа «Час чтения «Читоград» составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования по литературному чтению, Концепции духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, программы начального общего образования по литературному чтению.
Час чтения – время, отведённое в рамках внеурочной деятельности для самостоятельного чтения учащихся.
Актуальность программы обусловлена тем, что в последние годы произошло ухудшение целого ряда характеристик чтения у детей и подростков, снижение их уровня грамотности. «Кризис детского чтения» имеет под собой реальную основу. Дети действительно читают «не то» и «не так», как предыдущие поколения. Однако они, безусловно, читают. В то же время идёт процесс коренного изменения читательских привычек юных читателей. Меняются практически все характеристики детского чтения: статус чтения, его длительность (время чтения на досуге), характер, способ работы с печатным текстом, репертуар чтения детей и подростков, мотивы и стимулы чтения, предпочитаемые произведения и др. В то же время в обществе нарастает убеждённость, что книга сегодня, независимо от формы её представления (печатной или электронной), по-прежнему остаётся основой культуры и грамотности. Тревогу вызывает и то, что сегодня в стране более 30% взрослого населения не читает книг. Занятость взрослых, их неумение и незнание основ совместного с ребёнком чтения способствует отторжению от него, эмоциональной и интеллектуальной неразвитости личности ребёнка. Проблемы чтения ныне встали в один ряд с важнейшими государственными задачами развития российской национальной культуры. Забота о детском чтении – это забота о будущем России.
Новизна программы заключена в подходе к работе с книгой, обусловленном структурой и содержанием технологии продуктивного чтения. Программа является дополнением начального курса литературного чтения в школе во внеурочной деятельности. Она педагогически целесообразна, т.к. в процессе её реализации происходит не только усвоение определённого технологического содержания, но и обогащение опыта учебной деятельности, совершенствование умения учиться, социализация и воспитание учащихся.
Цель программы: организация самостоятельного чтения младших школьников «Читаем с «Читоградом».
Задачи:
- развитие осознанного интереса к чтению художественной литературы;
- формирование основ читательской культуры;
- выработка привычки к вдумчивому чтению.
- развитие воображения, литературно-творческих способностей и речи учащихся
Программа включает в себя умение использовать традиционные библиотечно-библиографические и электронные информационно-поисковые системы, применять информационные и библиотечно-библиографические средства в самообразовательной и профориентационной деятельности; формирование навыков самостоятельной работы с различными источниками и видами информации.
Час чтения, как внеурочная деятельность, имеет в своём расположении такое сильное средство воздействия на личность, как книга. В связи с изменением социально-экономической ситуации в стране современному обществу нужен человек, умеющий добывать самостоятельно новые знания и применять их в разнообразной деятельности. Таким образом, вопрос формирования читательской самостоятельности школьников является весьма актуальным. Особое внимание решению данной проблемы должно быть уделено в начальной школе, так как она является основой развития устойчивого интереса к книге, к чтению.
Формирование познавательного интереса на занятиях «Часа чтения» во многом зависит от выбора средств, с помощью которых учитель вводит ученика в мир книг.
Разумным и полезным считается следующее:
- новизна;
- связь с жизненными ситуациями;
- практическое применение знаний;
- соревнование;
- работа в группе и в парах;
- занятия в нетрадиционной форме;
- создание ситуаций успеха;
- доверие к ученику и др.
Учитель должен владеть приёмами поддержки интереса к чтению и стимулировать желание читать самостоятельно:
- опираться на желания читать по выбору;
- учитывать интересы и склонности;
- поддерживать соперничество;
- обращаться к самолюбию;
- одобрять успех; хвалить;
- показывать достижения;
- признавать достоинства;
- критиковать, сопереживая.
В список рекомендованных книг для часа чтения включены книги из списка «100 книг для самостоятельного прочтения».
Место курса «Час чтения» в учебном плане 1 час в неделю в рамках внеурочной деятельности, предусмотренной ФГОС
( 34 часа 1-4 класс)
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА
ЛИЧНОСТНЫЕ
Будут сформированы:
- чувство сопричастности с жизнью своего народа и Родины;
- представления об общих нравственных категориях (добре и зле) у разных народов, моральных нормах, нравственных и безнравственных поступках;
- ориентация в нравственном содержании как собственных поступков, так и поступков других людей;
- понимание чувств других людей и сопереживание им, выражающееся в конкретных поступках;
- эстетическое чувство на основе знакомства с художественной культурой;
- познавательная мотивация;
- чувство понимания и любви к живой природе, бережное отношение к ней;
- устойчивое стремление следовать в поведении моральным нормам;
- толерантное отношение к представителям разных народов и конфессий.
ПРЕДМЕТНЫЕ
Речевая и читательская деятельность
Учащиеся научатся:
- воспринимать на слух художественное произведение, определять произведенное им впечатление;
- читать вслух осмысленно, передавая нужную интонацию;
- пересказывать произведение кратко, выборочно, используя соответствующую лексику;
- объяснять смысл названия произведения, связь его с содержанием;
- вычленять фрагменты текста, нужные для ответа на поставленные вопросы;
- объяснять действия персонажей;
- сравнивать героев разных произведений;
- ставить вопросы к тексту.
Учащиеся получат возможность научиться:
- в процессе размышления над произведением привлекать опыт собственных переживаний, жизненных впечатлений.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
Регулятивные умения:
- - уметь работать с книгой;
- - уметь самостоятельно работать с новым произведением;
- - уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, литературных играх;
- - уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.
Познавательные учебные умения:
- - прогнозировать содержание книги до чтения;
- - отбирать книги по теме, жанру;
- - ориентироваться в мире книг (работа с каталогом, открытым библиотечным фондом);
- - составлять краткие аннотации к прочитанным книгам;
- - пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.
Коммуникативные учебные умения:
- - участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать свое мнение и аргументировать свою точку зрения;
- - оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою этическую позицию;
- - высказывать свое суждение об оформлении и структуре книги;
- - участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков;
- - соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке, дома и т.д.
Универсальные учебные действия:
- — работать с книгой;
- — сравнивать произведения по структуре и сюжету;
- — собирать информацию для библиографической справки об авторе;
- — выполнять поисковую работу по проекту;
- — презентовать результаты проектной деятельности и любимую книгу;
- — готовить отзыв о книге и обсуждать разные точки зрения;
- — находить по каталогу нужную книгу;
- — заполнять каталожную карточку на выбранную книгу;
- — писать отзыв о книге или героях книги;
- — пользоваться библиографическим справочником;
- — рассматривать и читать детские газеты и журналы;
- — находить нужную информацию в газетах и журналах;
- — собирать информацию для проектов;
- — готовить материал для классной и школьной газеты;
- — пользоваться электронными газетами и журналами.
Содержание программы
1 класс
- «Дом, в котором живут книги» -3ч.
- «Твой друг – книга» - 20 ч
1. К. Чуковский «Путаница» -1ч.
2. М.Пришвин «Ёж», «Ребята и утята» - 2ч.
3. В. Банки Рассказы о животных – 1ч.
4. А.Волков «Волшебник Изумрудного города» - 4ч.
5. Н.Носов «Приключения Незнайки», «Мишкина каша» - 5ч.
6. Э.Успенский «Крокодил Гена и его друзья» - 5ч.
7. В. Осеева «Волшебное слово. Почему» - 2ч.
III. Подготовка работ для участия в Областных и
Межрегиональных конкурсах – 4ч
- Внеклассное громкое чтение 34 книг художественной литературы «Региональный список 100 книг» - 7ч.
- Сказки народов России – 4ч.
- Авторские сказки – 3ч.
Содержание программы
2 класс
- «Из чего состоит книга» -2 ч
- В. Драгунский «Денискины рассказы» - 2ч
- Поиск книг ведут ученики»- 2ч.
- Л.Лагин «Старик Хоттабыч» - 2ч
- «Первые периодические издания для детей» 2ч.
- Журналы - 2ч
VI. «Ты и Интернет: Правила безопасного путешествия по web- страницам Всемирной паутины. Электронная книга. 21ч.
- Н.Носов «Приключения Незнайки.Незнайка на Луне», «Живая шляпа». – 4ч.
- Ю.Олеша «Три толстяка»– 3ч.
- Э.Успенский «Крокодил Гена и его друзья», «Дядя Федор, пес и кот» - 5ч.
- Е. Шварц «Дракон», «Снежная королева» – 4ч.
- Сказки народов России – 2ч.
- А. Волков «Волшебник Изумрудного города» -3ч.
- Проектная деятельность - 7ч
Содержание программы
3 класс
- «Детское справочное бюро» - 7ч.
- Библия (Библия для детей) – 2ч.
- Алексин А.Г, «В стране вечных каникул» - 2ч.
- Житков Б.С. Рассказы. «Наводнение» - 1ч.
- Пришвин М. Золотой луг (рассказы), русские народные сказки – 1ч.
- Баруздин С.А. «Короткие рассказы» - 1ч.
- «Художники-иллюстраторы» детских книг» - 12ч.
- Гайдар А.П. «Тимур и его команда» - 4ч.
- Носов Н.Н. «Приключения Незнайки» - 2ч.
- Кассиль Л. «Будьте готовы, «Ваше высочество» - 4ч.
- Перро Ш. Волшебные сказки – 1ч.
- Мамин-Сибиряк Д. Рассказы для детей – 1ч.
- «Путешествуем вместе с Мурзилкой по лучшим электронным детским журналам в Интернете» - 15 ч.
- Паустовский К. Золотой линь (рассказы). Мещерская сторона – 1ч.
- Зощенко М.М. Рассказы для детей – 2ч.
- Эрих Распе. «Приключения барона Мюнхаузена» - 4ч.
- Ишимова А.О. «История Россияя в рассказах для детей» - 2ч.
- Марк Твен «Принц и Нищий» - 4ч.
- Бажов «Уральские сказы» - 2ч.
Содержание программы
4 класс
- «Поиск книг ведут ученики» - 18ч.
- Булычёв «Заповедник сказок». – 2ч.
- Велтистов «Приключения Электроника». – 4ч.
- Каверин В. «Два капитана» - 4ч.
- Фраерман Р. «Дикая собака Динго» - 4ч.
- Троепольский Г.Н. «Белый Бим Чёрное ухо». – 4ч.
- «Детское справочное бюро» - 5ч.
- Таранов И.А. «Как Богдан Хитрово Симбирск построил». «Космические приключения Бубоньки». «Приключения Бубоньки, или Тайна планеты Счастья». – 2ч.
- Царёв А.И. «Тимуровка». «Полинка – хмелинка». «Ольга – клад». – 1ч.
- Фомин Л.Л. «Когда уходит детство». – 1ч.
- Богданов М.Н. «Из жизни русской природы». – 1ч.
- «Ты и Интернет: Правила безопасного путешествия по web- страницам Всемирной паутины». Электронная книга. – 7ч.
- Игнатьева – Тарават В.Н. «И снова в детство возвращаясь». – 1ч.
- Клепов В.С. «Тайна золотой долины. Четверо из России». – 2ч.
- Некрасов А. «Приключения Капитана Врунгеля». – 2ч.
- Кочеткова В.Н. «Урок географии». – 1ч.
- Дворянсков В.Н. «Так родниково разливался голос». – 1ч.
- Вариативная часть.
Внеклассное чтение художественной литературы «Региональный список 100 книг» - 2ч.
- Подготовка работ для участия в Областных и Межрегиональных конкурсах («Аленький цветочек», «Моя Россия» «Суперчитатель», «Читательская конференция» и др.). – 2ч.
Календарно-тематическое планирование
1 класс
Разделы | Литература | Всего часов | Дата | |
1. | «Дом, в котором живут книги» | Посещение школьной библиотеки | 1 | |
2. | Посещение районной библиотеки | 1 | ||
3. | Библиотечный час | 1 | ||
5. | «Твой друг – книга» | К. Чуковский «Путаница» | 1 | |
6. | М.Пришвин «Ёж», «Ребята и утята» | 2 | ||
7. | В. Банки Рассказы о животных | 1 | ||
8. | А.Волков «Волшебник Изумрудного города» | 4 | ||
9. | Н.Носов «Приключения Незнайки», «Мишкина каша» | 5 | ||
10. | Э.Успенский «Крокодил Гена и его друзья» | 5 | ||
11. | В. Осеева «Волшебное слово. Почему» | 2 | ||
12. | Подготовка работ для участия в Областных и Межрегиональных конкурсах | 4 | ||
13. | Внеклассное громкое чтение 34 книг художественной литературы «Региональный список 100 книг» | Сказки народов России | 4 | |
14. | Авторские сказки | 3 |
2 класс
Разделы | Всего часов | Литература | Дата |
«Из чего состоит книга» | 2 | В. Драгунский «Денискины рассказы» | |
«Поиск книг ведут ученики» | 2 | Л.Лагин «Старик Хоттабыч» | |
«Первые периодические издания для детей» | 2 | Журналы «Симбик»,»Антошка» | |
«Ты и Интернет: Правила безопасного путешествия по web- страницам Всемирной паутины». Электронная книга. | 2 | Н.Носов «Приключения Незнайки. Незнайка на Луне». | |
2 | Н.Носов «Живая шляпа». | ||
3 | Ю.Олеша Три толстяка | ||
2 | Э. Успенский «Крокодил Гена и его друзья» | ||
3 | Э. Успенский «Дядя Федор, пес и кот» | ||
1 | Е.Шварц «Дракон» | ||
3 | Е.Шварц «Снежная королева» | ||
2 | Сказка народов России Составитель Ватагин М. | ||
3 | А. Волков «Волшебник Изумрудного города» | ||
Вариативная часть Внеклассное чтение художественной литературы «Региональный список 100 книг» | 3 | 1-4 класс | |
Подготовка работ для участия в Областных и Межрегиональных конкурсах («Аленький цветочек», «Моя Россия» «Суперчитатель», «Читательская конференция» и др.). | 4 | 1-4 класс |
3 класс
№ темы | Разделы | Литература | Всего часов | Дата |
1. | «Детское справочное бюро» | Библия (Библия для детей) | 2 | |
2. | Алексин А.Г, «В стране вечных каникул» | 2 | ||
3. | Житков Б.С. Рассказы. «Наводнение» | 1 | ||
4. | Пришвин М. Золотой луг (рассказы), русские народные сказки | 1 | ||
5. | Баруздин С.А. «Короткие рассказы» | 1 | ||
6. | «Художники-иллюстраторы» детских книг». | Гайдар А.П. «Тимур и его команда» команда» | 4 | |
7. | Носов Н.Н. «Приключения Незнайки» | 2 | ||
8. | Кассиль Л «Будьте готовы, « Ваше высочество» | 4 | ||
9. | Перро Ш. Волшебные сказки | 1 | ||
10. | Мамин-Сибиряк Д. Рассказы для детей | 1 | ||
11. | «Путешествуем вместе с Мурзилкой по лучшим электронным детским журналам в Интернете» | Паустовский К. Золотой линь (рассказы). Мещерская сторона | 1 | |
12. | Зощенко М.М. Рассказы для детей | 2 | ||
13. | Эрих Распе. «Приключения барона Мюнхаузена» | 4 | ||
14. | Ишимова А.О. «История Россияя в рассказах для детей» | 2 | ||
15. | Марк Твен «Принц и Нищий» | 4 | ||
16. | Бажов «Уральские сказы» | 2 |
4 класс
№ п/п | Разделы | Литература | Количество часов. | Дата проведения |
1 | «Поиск книг ведут ученики» | Булычёв «Заповедник сказок». | 2 | |
2 | Велтистов «Приключения Электроника». | 4 | ||
3 | Каверин В. «Два капитана» | 4 | ||
4 | Фраерман Р. «Дикая собака Динго» | 4 | ||
5 | Троепольский Г.Н. «Белый Бим Чёрное ухо». | 4 | ||
6 | «Детское справочное бюро» | Таранов И.А. «Как Богдан Хитрово Симбирск построил». «Космические приключения Бубоньки». «Приключения Бубоньки, или Тайна планеты Счастья». | 2 | |
7 | Царёв А.И. «Тимуровка». «Полинка – хмелинка». «Ольга – клад». | 1 | ||
8 | Фомин Л.Л. «Когда уходит детство». | 1 | ||
9 | Богданов М.Н. «Из жизни русской природы». | 1 | ||
10 | «Ты и Интернет: Правила безопасного путешествия по web- страницам Всемирной паутины». Электронная книга. | Игнатьева – Тарават В.Н. «И снова в детство возвращаясь». | 1 | |
11 | Клепов В.С. «Тайна золотой долины. Четверо из России». | 2 | ||
12 | Некрасов А. «Приключения Капитана Врунгеля». | 2 | ||
13 | Кочеткова В.Н. «Урок географии». | 1 | ||
14 | Дворянсков В.Н. «Так родниково разливался голос». | 1 | ||
15 | Вариативная часть Внеклассное чтение художественной литературы «Региональный список 100 книг» | 1-4 класс | 2 | |
Подготовка работ для участия в Областных и Межрегиональных конкурсах | 1-4 класс | 2 |
Список художественной литературы, рекомендованной
учащимся 1-4 класса
1класс
- Авторские сказки
- Сказки народов России
- В.Осеева «Волшебное слово»
- В. Осеева «Почему»
- Н. Носов «Приключения Незнайки»
- Н.Носов «Мишкина каша»
- А. Волков «Волшебник Изумрудного города»
- Эдуард Успенский. «Крокодил Гена и его друзья».
- К. Чуковский «Путаница»
- Виталий Бианки. «Рассказы о животных»
- М. Пришвин. «Еж»
- М. Пришвин « Ребята и утята»
2 класс
- А. Волков «Волшебник Изумрудного города»
- В. Драгунский. «Денискины рассказы»
- Михалков С.В. «Всё начинается с детства
- Э. Успенский «Э. Успенский «Крокодил Гена и его друзья»
- Э. Успенский «Трое из Простоквашино»
- 5. Л. Лагин «Старик Хотабыч»
- Н. Носов «Приключения Незнайки»
- Н. Носов «Живая шляпа»
- Ю.Алеша «Три толстяка»
- Е.Шварц «Дракон»
- Е.Шварц «Снежная королева»
- Журналы «Симбик», «Антошка"
- Сказки народов России.
3 класс
- Библия (Библия для детей)
- Алексин А.Г. «В стране вечных каникул»
- Баруздин С.А. «Короткие сказки»
- Гайдар А.П. «Тимур и его команда»
- Житков Б.С. Рассказы. «Наводнение»
- Носов Н.Н. «Приключения Незнайки»
- Зощенко М.М. Рассказы для детей
- Ишимова А.О. «История России в рассказах для детей»
- Мамин-Сибиряк Д. Рассказы и сказки
- Паустовский К. Золотой линь (рассказы). Мещерская сторона
- Пришвин М. Золотой луг (рассказы)
- Русские народные сказки
- Эрих Распе. «Приключения барона Мюнхгаузена»
- Марк Твен. «Принц и нищий»
- П. Бажов «Уральские сказы»
- М.Зощенко Рассказы для детей
- Ш.Перро Волшебные сказки
- Л.Кассиль «Будьте готовы, Ваше высочество»
4 класс
- К. Булычёв «Заповедник сказок»
- Велтистов «Приключения Электроника»
- В. Каверин «Два капитана»
- Р.Фраерман «Дикая собака Динго»
- Г. Троепольский «Белый Бим Чёрное ухо»
- И.Таранов «Как Богдан Хитровой Симбирск построил»
«Космические приключения Бубоньки»
«Приключения Бубоньки или Тайна планеты Счастья»
- А.Царёв «Тимуровка»
«Полинка - хмелинка»
«Ольга-клад»
- Л.Фомин «Когда уходит детство»
- М.Богданов «Из жизни русской природы»
- В.Игнатьева- Тарават «И снова в детство возвращаясь»
- Клепов «Тайна золотой долины»
«Четверо из России»
- А. Некрасов «Приключения капитана Врунгеля»
- В. Кочеткова «Урок географии»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
программа курса внеурочной деятельности "РТС" (Развитие Творческих Способностей) 1 класс
Строгие рамки урока и насыщенность учебных программ не всегда позволяют ответить на многие вопросы, интересующие детей. Задания на развитие мышления, памяти и познавательных способностей требуют...
Технологическая карта по курсу внеурочной деятельности «Информатика» для учащихся 1-а класса Тема "Камни"
В этом году внеурочная деятельность преподавалась мною по комплексной программе "Мир моих интересов". Очень хорошее методическое сопровождение, есть презентации к каждому уроку. Для самост...
рабочая программа курса внеурочной деятельности математики "Умники и умницы" 2 класс
Программа курса внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «Умники и умницы» разработана на основе авторской программы Н.А. Криволаповой, И.Ю. Цибаевой «Умники и умницы»...
Программа курса внеурочной деятельности «Подвижные и спортивные игры» 3 класс
Программа курса внеурочной деятельности "Подвижные и спортивные игры " 68 часов...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Школа Докторов» для обучающихся 4 класса.
В Стандартах второго поколения отмечается, что на ступени начального общего образования необходимо осуществлять педагогическую деятельность по укреплению физического и духовного здоровья обуч...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности кружок "Азбука добра" 1-4 класс
Данная программа определяет содержание и организацию внеурочной деятельности и направлена на формирование коммуникативной компетенции у младших школьников в условиях организации учебного коммуникативн...
Программа курса внеурочной деятельности социальной направленности «Юный эколог», 1 класс
Программа курса внеурочной деятельности социальной направленности «Юный эколог»...